Научная статья на тему 'Деятельность регионального методического актива — компонент управления качеством образования и научно-методического сопровождения '

Деятельность регионального методического актива — компонент управления качеством образования и научно-методического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональный методический актив / региональный методист / научно-методическое сопровождение / управление качеством образования / педагогические работники / управленческие кадры / непрерывное профессиональное развитие. / regional methodological asset / regional methodologist / scientificmethodological support / education quality management / educational workers / managerial staff / continuous professional development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванычева Т. А.

В данной статье представлен опыт работы центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Тюменской области по развитию регионального научно-методического сопровождения эффективного управления качеством образования на основе деятельности регионального методического актива посредством реализации аспектов содержательно-методического и информационно-технологического обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванычева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the regional methodological body — a component of educational quality management and scientific methodological support

This article presents the experience of the Center for continuous improvement of teachers’ professional skills in the Tyumen region in developing regional scientific and methodological support for effective education quality management based on the activities of the regional methodological asset through the implementation of aspects of substantivemethodological and informational technological support for continuous improvement of teachers’ and managerial staff’s professional skills.

Текст научной работы на тему «Деятельность регионального методического актива — компонент управления качеством образования и научно-методического сопровождения »

УДК 371.14

Деятельность регионального методического актива — компонент управления качеством образования и научно-методического сопровождения

Т. А. Иванычева

В данной статье представлен опыт работы центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Тюменской области по развитию регионального научно-методического сопровождения эффективного управления качеством образования на основе деятельности регионального методического актива посредством реализации аспектов содержательно-методического и информационно-технологического обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

Ключевые слова: региональный методический актив, региональный методист, научно-методическое сопровождение, управление качеством образования, педагогические работники, управленческие кадры, непрерывное профессиональное развитие.

Региональный методический актив (далее — РМА) создается для содействия внедрению и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения (далее — РС НМС) педагогических работников и управленческих кадров дошкольного, общего и среднего, среднего профессионального и дополнительного образования в Тюменской области с целью эффективного управления качеством образования и их научно-методического сопровождения, а также, оказания адресной методической поддержки педагогов Тюменской области [2].

Деятельность РМА основывается на работе региональных методистов области и направлена на решение основных задач:

— поддержку непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций в Тюменской области;

— участие в разных формах методической работы, наставничества, деятельности профессиональных сообществ, профессиональ-

ных ассоциаций, клубов и методических объединений в регионе;

— обеспечение индивидуализации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических кадров;

— оказание методической поддержки учителям региона общеобразовательных организаций.

С целью организации работы региональных методистов региона Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее — ЦНППМ ПР) организовано обсуждение на Региональном учебно-методическом объединении Тюменской области (РУМО ТО) № 2 (от 26.06.2023) «Положения о Региональном Методическом Активе», что в дальнейшем позволило создать реестр кандидатов в РМА по рекомендации муниципальных методических служб по разным направлениям деятельности в образовательных организациях.

В рамках Областного педагогического форума «Призвание», который проводился с 18 по 23 августа 2023 года на площадке педагогической лаборатории № 3 «Экспертная лаборатория адресной методической поддержки» (в рамках стратегической сессии «Живая Стратегия»), рассматривались проблемы, механизмы взаимодействия (пути решения проблем) и планируемые результаты деятельности РМА.

В рамках «Сетевой школы методиста Тюменской области» Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников для методистов и специалистов муниципальных методических служб региона, а также членов РМА (от 2021 года) и кандидатов РМА (от 2023 года) проведена форсайт-сессия по теме «Организация работы РМА. Цифровой кабинет методиста» (14.09.2023) [1] с включением информации вебинара «Цифровой кабинет методиста» (от 06.09.2023), организованного

Т. А. Иванычева

ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», где определилось следующее:

— региональные методисты взаимодействуют с педагогическими работниками, за которыми они закреплены, и осуществляют виды деятельности по следующим направлениям: участие в выявлении профессиональных затруднений педагога; анализ рабочих программ учебных предметов, курсов по выбору, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности, а также планов-конспектов (технологических карт) уроков (внеурочных занятий); посещение и анализ уроков, внеурочных занятий; анализ классных журналов и журналов учета внеурочной деятельности; анализ материалов для подготовки к всероссийским проверочным работам и к государственной итоговой аттестации; анализ оснащения учебного предмета, использования УМК, работы педагога с разномотивирован-ными обучающимися;

— в одной образовательной организации могут осуществлять методическую поддержку педагогов несколько региональных методистов.

Следовательно, в ходе работы с закрепленными учителями-предметниками, в зависимости от цели посещения образовательной организации, региональный методист осуществляет при выполнении должностные обязанности и взаимодействует:

— на муниципальном и институциональном уровнях: с заместителями директоров по УВР, курирующими методическую работу, методистами ОО, ДОУ, ПОО и ММС Тюменской области; а также, с региональными учебно-методическими объединениями ОО, предметными ассоциациями и общественно-профессиональными объединениями;

— на региональном уровне: со структурными подразделениями ТОГИРРО и ЦНППМ в соответствии с действующим законодательством;

— на федеральном уровне: с экспертами Федерального методического центра ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» (по согласованию с руководством ЦНППМ); «Кабинет методиста» — портала единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, интегрированного с цифровой экосистемой.

Таким образом, региональный методист — педагогический работник:

— осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе, оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута непрерывного профессионального развития педагогических работников в рамках единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников;

— обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования.

Считаем, что развитие регионального научно-методического сопровождения эффективного управления качеством образования на основе деятельности регионального методического актива будет успешной, так как реализуются все аспекты содержательно-методического и информационно-технологического обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.

Список литературы

1. Иванычева, Т. А. Организация работы регионального методического актива : презентация. — URL: https://togirro.ru/assets/ files/2023/cnppm/ivanycheva_ta_org_raboty_met aktiva.pdf (дата обращения: 18.11.2023).

2. Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Тюменской области и комплекс мер («дорожная карта»)» от 08.06.2023 № 6О6/ОД. — URL: https://togirro.ru/assets/ files/2023/cnppm/polozhenie_rumo_to_2023.p df (дата обращения: 18.11.2023).

References

1. Ivanycheva, T. A. Organizaciya raboty re-gional'nogo metodicheskogo aktiva: prezentac-iya. URL: https://togirro.ru/assets/files/2023/cn ppm/ivanycheva_ta_org_raboty_metaktiva.pdf (data obrashcheniya: 18.11.2023).

2. Polozhenie o regional'noj sisteme nauch-no-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagog-icheskih rabotnikov i upravlencheskih kadrov Tyumenskoj oblasti i kompleks mer ("dorozhna-ya karta") ot 08.06.2023 No. 606/OD. URL:

Научно-методическое обеспечение оценки качества образования

39

https://togirro.ru/assets/files/2023/cnppm/polozhe nie_rumo_to_2023.pdf (data obrashcheniya: 18.11.2023).

Сведения об авторе

Иванычева Татьяна Алексеевна — старший преподаватель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАОУ ТО ДПО «Тюменский областной государственный институт

развития регионального образования», кандидат социологических наук, доцент, г. Тюмень.

Information about the author

Ivanycheva T. A. — Senior Teacher of the Center for Continuous Improvement of Teachers' Professional Skills, Tyumen Regional State Institute of Education Regional Development, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Tyumen.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.