Научная статья на тему 'ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тьютор / молодой педагог / тьюторское сопровождение / принципы / формы работы / центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников / конкурс / tutor / young teacher / tutor support / principles and forms of work / center of continuous improvement of professional skills of teachers / competition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.В. Кускова

В данной статье рассмотрены организационные условия и современные формы работы с молодыми педагогами, позволяющие реализовать индивидуальный образовательный маршрут, практики тьюторского сопровождения в деятельности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ). В системе дополнительного профессионального образования внимание к молодым педагогам обусловлено необходимостью решения проблем адаптации и сохранения их в профессии. Одним из механизмов решения данных проблем является представленный в статье анализ опыта тьюторского сопровождения молодых педагогов, этапы и основные функции тьюторов в рамках деятельности ЦНППМ в Тюменской области, описаны наиболее успешные практики: консультирование, тьюторские семинары, игры. Особое внимание уделено организации конкурсов для начинающих педагогов и практикам взаимодействия тьютора и начинающих педагогическую деятельность специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHERS IN THE CONTEXT OF A SYSTEM OF CONTINUING ADDITIONAL EDUCATION

The article considers organizational conditions and modern forms of work with novice teachers, which make it possible to implement an individual educational route and tutoring practices in the activities of the Center of Continuous Improvement of Professional Skills of Teachers (CNPPM). In the system of additional vocational education, attention to novice teachers is due to the need to solve the problems of adaptation and retain them in the profession. One of the mechanisms for solving these problems is the analysis of the experience of tutoring support for novice teachers presented in the article, the stages and main functions of tutors in the framework of the CNPPM in the Tyumen region. The most successful practices are described, such as consulting, tutoring seminars, games. Particular attention is paid to the organization of competitions for novice teachers and the practices of interaction between the tutor and the young teacher at the stage of preparation and participation in them. In conclusion, the results of the tutors’ activities are presented and recommendations are proposed for use in the work on accompanying novice teachers.

Текст научной работы на тему «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Таким образом, пользуясь подстановками Чебышева, иррациональную функцию под интегралом можно преобразовать в рациональную и дальше найти первообразную, пользуясь уже рассмотренными нами методами нахождения интеграла от рациональной дроби.

Умение находить неопределенный интеграл - одна из сложных задач математического анализа. Сложность заключается в том, что в интегральном исчислении нет общего приема нахождения первообразной или вычисления

Библиографический список

неопределенного интеграла, здесь необходимо выбрать верный способ решения. Подобрать правильный метод решения в зависимости от подынтегральной функции (сделать удачную замену переменной, воспользоваться методом интегрирования по частям или разбить функцию на простые дроби), чтобы привести интеграл к табличному виду и найти первообразную функцию непосредственным интегрированием помогут различные примеры и их решения, рассмотренные в данной статье.

1. Задорожный В.Н., Зальмеж В.Ф., Трифонов А.Ю., Шаповалов А.В. Высшая математика для технических университетов. Интегральное исчисление функций одной переменной, учебное пособие. Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2017; Ч. III. 3.

2. Шкуро А.С. Конспект лекций по математике-2: для студентов Химического института: учебное пособие. Казань: Казанский Приволжский федеральный университет, 2012.

3. Марон И.А. Дифференциальное и интегральное исчисление в примерах и задачах. Функции одной переменной: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань, 2008.

4. Ефремова О.Н., Столярова ГП., Нагорнова А.И. Высшая математика. Дифференциальное и интегральное исчисление функции одной переменной. Дифференцирование функции одной переменной. Неопределённый интеграл. Определённый интеграл: учебное пособие. Томск: Издательство ТПУ 2008.

5. Натансон И.П. Краткий курс высшей математики: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань, 2009.

References

1. Zadorozhnyj V.N., Zal'mezh V.F., Trifonov A.Yu., Shapovalov A.V. Vysshaya matematika dlya tehnicheskih universitetov. Integral'noe ischislenie funkcij odnoj peremennoj: uchebnoe posobie. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo CNTI, 2017; Ch. III. 3.

2. Shkuro A.S. Konspekt lekcijpo matematike-2: dlya studentov Himicheskogo instituta: uchebnoe posobie. Kazan': Kazanskij Privolzhskij federal'nyj universitet, 2012.

3. Maron I.A. Differencial'noe i integral'noe ischislenie v primerah i zadachah. Funkcii odnoj peremennoj: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan', 2008.

4. Efremova O.N., Stolyarova G.P., Nagornova A.I. Vysshaya matematika. Differencial'noe i integral'noe ischislenie funkcii odnoj peremennoj. Differencirovanie funkcii odnoj peremennoj. Neopredelennyj integral. Opredelennyj integral: uchebnoe posobie. Tomsk: Izdatel'stvo TPU 2008.

5. Natanson I.P. Kratkij kurs vysshej matematiki: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Lan', 2009.

Статья поступила в редакцию 29.01.24

УДК 374.73

Kuskova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, vice-rector, Tyumen State Institute of Regional Education Development (Tyumen, Russia),

E-mail: m.v.kuskova@togirro.ru

TUTOR SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHERS IN THE CONTEXT OF A SYSTEM OF CONTINUING ADDITIONAL EDUCATION. The article considers organizational conditions and modern forms of work with novice teachers, which make it possible to implement an individual educational route and tutoring practices in the activities of the Center of Continuous Improvement of Professional Skills of Teachers (CNPPM). In the system of additional vocational education, attention to novice teachers is due to the need to solve the problems of adaptation and retain them in the profession. One of the mechanisms for solving these problems is the analysis of the experience of tutoring support for novice teachers presented in the article, the stages and main functions of tutors in the framework of the CNPPM in the Tyumen region. The most successful practices are described, such as consulting, tutoring seminars, games. Particular attention is paid to the organization of competitions for novice teachers and the practices of interaction between the tutor and the young teacher at the stage of preparation and participation in them. In conclusion, the results of the tutors' activities are presented and recommendations are proposed for use in the work on accompanying novice teachers.

Key words: tutor, young teacher, tutor support, principles and forms of work, center of continuous improvement of professional skills of teachers, competition

М.В. Кускова, канд. пед. наук, доц., проректор, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, г. Тюмень,

E-mail: m.v.kuskova@togirro.ru

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассмотрены организационные условия и современные формы работы с молодыми педагогами, позволяющие реализовать индивидуальный образовательный маршрут, практики тьюторского сопровождения в деятельности Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ). В системе дополнительного профессионального образования внимание к молодым педагогам обусловлено необходимостью решения проблем адаптации и сохранения их в профессии. Одним из механизмов решения данных проблем является представленный в статье анализ опыта тьюторского сопровождения молодых педагогов, этапы и основные функции тьюторов в рамках деятельности ЦНППМ в Тюменской области, описаны наиболее успешные практики: консультирование, тьюторские семинары, игры. Особое внимание уделено организации конкурсов для начинающих педагогов и практикам взаимодействия тьютора и начинающих педагогическую деятельность специалистов.

Ключевые слова: тьютор, молодой педагог, тьюторское сопровождение, принципы, формы работы, центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, конкурс

В условиях изменений, происходящих в системе образования, необходим детальный пересмотр организационных и содержательных компонентов в системе дополнительного профессионального образования, что обусловливает актуальность темы данной статьи. Весь спектр задач, связанных с данным вопросом, в определенной степени способны решать учреждения непрерывного профессионального образования. В их числе академии, институты и центры, в которых происходит повышение квалификации не только педагогов со стажем, но и тех, кто только начинает свою профессиональную карьеру.

Во многих учреждениях дополнительного профессионального образования Тюменской области созданы филиалы, действующие по принципу зонального распределения муниципалитетов региона между центрами. В штат Центров включены тьюторы, которые сопровождают как учителей, так и начинающих ру-

ководителей образовательных организаций. Такая практика распространяется на Тюмень, Ишим и Тобольск.

Цель данной публикации заключается в определении основных принципов, подходов, форм, обеспечивающих тьюторское сопровождение молодых педагогов. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

1) проанализировать имеющиеся в литературе определения понятий «тьютор», «тьюторское сопровождение»;

2) на основе анализа имеющегося опыта в работе тьюторов определить наиболее результативные и апробированные на базе Тюменского областного государственного института развития регионального образования формы повышения их квалификации;

3) предложить рекомендации, сформулированные на основе оценки результатов деятельности тьюторов.

Новизна исследования заключается в обосновании принципов взаимодействия и описании выбранных оптимальных форм сопровождения тьюторами молодых педагогов.

Практическая значимость заключается в возможности применения в практической работе педагогов и в деятельности методических служб разного уровня представленных практик работы тьютора с молодыми педагогами.

В рамках данного исследования был изучен и обобщен опыт работы тьюторов ЦНППМ Тюменской области за 2019-2023 год.

В литературе представлены разнообразные определения специалиста в области сопровождения педагогической деятельности в разных ее аспектах. Среди них «защитник», «покровитель», «опекун» и, конечно же, «тьютор». В условиях использования современных ресурсов образования в дистанционном обучении «тьютор» - это преподаватель, консультант, советник, наставник, который организует процесс обучения, проводя консультации по основным вопросам изучаемого курса [1]. Применительно к практике образования взрослых тьютор осуществляет руководство самостоятельной, неконтактной с основным педагогом работой [2]. В российских вузах существует практика тьюторства, когда функции, свойственные этому виду деятельности, выполняют участники образовательных отношений - студенты, преподаватели, руководители проектов и организаций студенческого самоуправления.

Изучением теоретических и практических вопросов тьюторства занимались Л.В. Бендова, А.В. Николаева, которые рассматривают готовность будущих педагогов к тьюторскому сопровождению детей в условиях открытого образования. Работы Т.М. Ковалевой также посвящены основам тьюторского сопровождения в общем образовании. Автор отмечает, что тьютор связан с диагностированием, прогнозированием и проектированием при сопровождении деятельности участников образовательного процесса [3].

Значимым для статьи является сборник под редакцией Н.Н. Суртаевой «Тьюторство в образовании», опубликованный в 2023 году [4].

В организациях системы дополнительного профессионального образования с 2019 года появляются ЦНППМ, в которых есть должность тьютора. Центры созданы на базе институтов развития образования или педагогических вузов. В функционал тьютора входит разработка индивидуальных образовательных траекторий в обучении и воспитании. Во многих вопросах данной деятельности можно найти ответы в нормативных и методических документах Министерства просвещения Российской Федерации. В них рассмотрены условия, в рамках которых возможна разработка и реализация педагогической деятельности по консультированию и сопровождению специалистов в области образования [5]. В этих документах предлагается особое внимание уделить повышению квалификации и методическому сопровождению разных категорий работников системы образования, в том числе и молодых педагогов.

Нужно отметить, что молодые педагоги требуют особого внимания со стороны методических служб и тьюторов ЦНППМ в силу ряда причин:

- необходимость создания условий адаптации молодого педагога и его профессионального развития;

- потребность в обеспечении качества образования в коллективе, где работает молодой специалист;

- решение задачи в ситуации дефицита педагогических кадров закрепить молодых специалистов в учреждениях образования.

Учитывая особенности работы начинающих педагогическую деятельность работников, специалист в области сопровождения их деятельности обеспечивает поиск вариантов профессиональных действий, помогающих преодолеть недостатки, ошибки и найти свой стиль в работе. Тьютор также способен помочь в выборе и формировании дополнительных компетенций, которые должны позволить ему и педагогам выстраивать индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ), а для этого необходимо уметь конструировать отношения с сопровождаемыми педагогами.

В настоящее время понятие «индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)» можно найти в ряде федеральных и региональных нормативных документах. Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов молодого педагога осуществляется тьютором через взаимодействие с муниципальными органами управления образованием, методическими службами, руководителями и методистами школы. Кроме того, тьюторы выстраивают работу с организациями дополнительного профессионального образования разных регионов, а также с учреждениями, предоставляющими услуги по повышению квалификации и по оценке квалификации педагогов, чтобы порекомендовать педагогу наиболее подходящие по содержанию и формам обучения мероприятия. Эта работа направлена не только на мотивацию, но и, прежде всего, на навигацию по дополнительным ресурсам, что обеспечивает профессиональное развитие педагога через прохождение ИОМ в курсовой и посткурсовой период на основе собственного выбора педагога. Следует отметить, что важным принципом в деятельности тьютора является создание условий для выбора. Молодой педагог выбирает формы тьюторского сопровождения:

- учебный тьюторский семинар, например, по теме «Конструирование учебного занятия с использованием интерактивных платформ»,

- тренинг (коммуникативная игра),

- события (конкурсы, фестивали),

- консультирование (индивидуальное, групповое, очное или онлайн).

Тьюторское сопровождение - это необходимое условие для развития молодого педагога, когда только совместное проектирование (сопроектирование) ИОМ, диалоговое взаимодействие могут дать результат Тьютор не предлагает готовых решений, не дает готовых ответов, он помогает увидеть собственные возможности и выбрать свой путь развития. В современных условиях непрерывного образования требуется максимально осознанное личностью проектирование собственного образования, в том числе и профессионального [6; 7].

Форма работы тьютора - индивидуальное консультирование, основанное на результатах диагностики профессиональных дефицитов, а также познавательных интересах педагога и актуальных направлениях личностного развития учителя [8]. Данные диагностики используются при составлении программ курсов и семинаров с учетом запросов учителя. Часто молодые педагоги затрудняются при выборе направления профессионального развития. Чтобы помочь им, предлагается анкетирование, определяющее дефициты педагога в следующих актуальных для современной системы образования в компетенциях, связанных с:

- цифровым образованием,

- обучением детей, имеющих отклонения в развитии,

- формированием функциональной грамотности,

- предотвращением профессионального выгорания.

Тьютор поддерживает постоянное общение и обеспечивает обратную связь для удовлетворения индивидуальных интересов и запросов. В этом ему помогают социальные сети и мессенджеры, например, работа чата «Молодые педагоги Тюменской области», для оперативного получения ответов на волнующие вопросы или обмена информацией. В официальном сообществе Центра в социальной сети ВКонтакте молодые педагоги, вступившие в группу, узнают о предстоящих мероприятиях, имеют доступ к методическим материалам, участвуют в опросах и конкурсах, регистрироваться онлайн на планируемые мероприятия.

Еще одной формой сопровождения молодых педагогов является тьютор-ский семинар. Востребованными темами семинаров по итогам собеседования оказались игровые методы в обучении, проведение учебных и внеурочных занятий вне стен школы (Исторический парк «Россия - моя история», музеи, предприятия и др.), проектирование учебного занятия с учетом особенностей детей (количества детей в классе, возраста и т. д.). Семинар завершается рефлексией, рекомендациями тьютора каждому участнику, подборкой списка интересных курсов повышения квалификации, вебинаров по представленной теме.

Успешной практикой тьюторского сопровождения является наблюдение за сопровождаемыми в ходе игр. Игровые формы позволяют выявлять затруднения молодых педагогов и нарабатывать практики выхода из проблемных ситуаций. Одна из игр, разработанная сотрудниками Центра, игра-квест «ЛабиринтУм». В ходе игры молодые педагоги проходят квест, решают кейсы, определяющие уровень сформированности четырех групп компетенций (методические, коммуникативные, психолого-педагогические, информационные). Практико-ориентиро-ванные кейсы спроектированы исходя из специфики игры, с учетом современных тенденций в образовании. Можно играть в очном и онлайн-формате, индивидуально или командами.

В результате игры можно оценить профессионализм молодого специалиста, проанализировать сформированность его компетенций и скорректировать программы курсовой подготовки в системе дополнительного профессионального образования.

Наиболее популярными среди молодых педагогов являются встречи неформального характера «Субботний кофе» с приглашенными экспертами: руководителями, педагогами, специалистами в области науки, образования, медицины, культуры, искусства, политики и бизнеса Тюменской области и других регионов. Данные встречи формируют у начинающих учителей понимание современной ситуации, адекватную реакцию на вызовы времени, позволяют разбираться в актуальных направлениях развития общества, а тьюторам - выявлять талантливых молодых педагогов. Роли тьютора в таких мероприятиях разнообразны: организатор, координатор, фасилитатор, проблематизатор, эксперт и др.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога включает набор мероприятий, которые условно можно разделить на три группы: мероприятия по разработке ИОМ, мероприятия по его реализации, мероприятия по презентации опыта. Даже в практике молодых педагогов наступает такой период, когда накапливается материал, позволяющий проанализировать полученные результаты, что дает возможность презентовать успешные практики. Анализ опыта может стать основой для прогнозирования дальнейших шагов, а в некоторых случаях и корректировки ИОМ. Презентацией практик молодых педагогов может быть участие в профессиональных конкурсах, стажировки, презентация результатов реализации проектов, обучение по программам профессиональной переподготовки и т. п. Особенно высокий спрос и наибольшая активность запросов молодых педагогов, выявленных тьюторами в Тюменской области, на сопровождение участия в конкурсах профессионального мастерства. Конкурсное движение среди молодых педагогов позволяет познакомиться с первым опытом начинающих учителей и формами сопровождения этих учителей наставниками, в благоприятной дружеской обстановке обсуждать сильные стороны участников, то, как можно ярко, творчески представить себя и свою педагогическую идею. Наряду с традиционными конкурсами в рамках регионального календаря мероприятий, таких как «Педагог года», есть возможность участвовать в номинации «Педагогический дебют», конкурс-фестиваль «Звездный час», где представлена номинация «Две

звезды», участниками которой являются пары - молодой учитель и его наставник. В ходе презентации практической деятельности начинающих педагогов и наставников тьюторы получают огромный материал для дальнейшей работы по сопровождению начинающих учителей. После завершения мероприятий организуются встречи, где тьютор в форме беседы предлагает участнику конкурса провести самоанализ, рефлексию, помогает выделить уникальные, авторские подходы, формы работы молодого педагога.

«Лига педагогов» является конкурсом педагогического мастерства в условиях коллективной деятельности педагогов. В нем также важна тьюторская поддержка молодых, заключающаяся в организации тьютором творческих встреч молодых учителей с участниками профессиональных конкурсов прошлых лет и консультаций психолога. Тьютор является организатором стажировок там, где работают победители конкурсов. Это форма организации неформального обучения, когда стажер включается в практику конкретного педагога - носителя актуального опыта [9].

Интересной и продуктивной формой является презентация опыта молодых педагогов в совместных мероприятиях учителей и студентов различных образовательных организаций с целью изучения опыта адаптации молодых педагогов, возникающих трудностей и переноса знаний, полученных в вузе и на курсах повышения квалификации в деятельность образовательной организации, где работает педагог.

Внимание тьютора также направлено и на создание среды для развития педагога, включающей ресурсы, из которых сопровождаемому педагогу можно выбрать место для индивидуальной работы, информационную программу, организацию для стажировки и др. Обеспечить эффективность проведения разноформатных мероприятий по сопровождению профессионального развития педагогов в ЦНППМ позволяют специальные материально-технические условия - это комфортная среда с современными пространствами: коворкинг, информационный центр с современным техническим оборудованием, легко трансформируемое пространство актового зала и аудиторий, а также доступность и высокая скорость Интернета. Сотрудниками центров проектируются пространства под конкретные задачи программ обучения и мероприятий по сопровождению педагогов, учитываются особенности состава участников, предлагаемые формы работы: индивидуальная, парная, групповая, мероприятия, требующие быстрой смены пространств, смешанное обучение. Помещение прежде всего ориентировано на организацию диалога, дискуссий, коммуникации на равных. Здесь проходят консультации тьюторов по выстраиванию индивидуальных образовательных

маршрутов, тренинги психологов: управление эмоциями, стрессом, тайм-менеджмент. Создавая условия для работы, тьютор подбирает удобную мебель, учитывает и возможность регулирования яркости света, т. е. все, чтобы обеспечить комфортное неспешное общение или горячую дискуссию.

Таким образом, опыт деятельности тьюторов ЦНППМ Тюменского института показывает, что тьюторское сопровождение молодых педагогов является условием их адаптации и профессионального развития. Результат обеспечивается диагностикой профессиональных компетенций молодых педагогов и подбором из перечня разнообразных форм, наиболее оптимальных для сопровождения, а также анализом запросов начинающих педагогов.

Результаты представленного в исследовании опыта деятельности тьюторов ЦНППМ получены по итогам использованных нами подходов, принципов, форм, в основе которых анкетирование, наблюдения, диагностики профкомпетенций молодых педагогов:

1. Удовлетворенность разработанными индивидуальными образовательными маршрутами и качеством сопровождения со стороны тьюторантов.

2. Активизация профессиональной деятельности педагогов на основе активных практик сообществ начинающих педагогов и постоянного обмена опытом.

3. Корректировка профессиональной деятельности молодых специалистов в области образования посредством организации их неформального общения.

4. Проверка результативности работы начинающих педагогов в ходе их участия в конкурсах, конференциях и других мероприятиях.

Рекомендации, к которым мы пришли на основе анализа практик тьютор-ского сопровождения молодых педагогов:

- тьютор, работающий с молодыми педагогами, должен понимать трудности, которые испытывает учитель в первые годы работы;

- уметь диагностировать их, выявлять интересы и склонности, образовательные потребности и возможности, мотивы их профессиональной деятельности;

- на основе диагностики предоставлять широкий спектр для выбора форм сопровождения, построения индивидуального образовательного маршрута;

- тьютору необходимо обеспечивать психологическую готовность тьюто-ранта к совместной деятельности с тьютором, например, через проведение тренингов.

Перспективами исследования по представленной теме является подбор инструментов, позволяющих тьютору более точно измерять динамику результатов деятельности, учитывать разнообразные аспекты, влияющие на решение проблем, связанных с сопровождением молодых педагогов.

Библиографический список

1. Дука Н.А., Макарова Н.С., Чекалева Н.В. Дидактика высшей школы: от классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография. Омск: Амфора, 2011.

2. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. Санкт-Петербург: Питер, 2012.

3. Ковалева Т.М. Школа Понимания и технологии тьюторского сопровождения. Available at: d.p.n._T.M.Kovaleva_doklad.pdf (rodnoe-slovo.org)

4. Тьюторство в образовании. Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2023.

5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 06.07.2021 № 2163 о направлении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Available at: https://docs.cntd.ru/document/727552511

6. Бородкина В., Золотарева А.В., Пикина А.Л., Тихомирова О.В. Тьюторское сопровождение профессионального развития. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2017.

7. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции (XXIV Всероссийской научно-практической конференции). Москва, 2019.

8. Белан Н.В. Тьюторское сообщество как экосистема профессионального самообразования. Непрерывное образование в контексте Будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва: ГАОУ ВО МГПУ, ООО «А-Приор», 2021.

9. Кускова М.В. Неформальное образование педагога в условиях подготовки к конкурсу «Учитель года». Непрерывное образование взрослых: материалы международного форума. Санкт-Петербург: ИНОВ, 2015.

References

1. Duka N.A., Makarova N.S., Chekaleva N.V. Didaktika vysshej shkoly: ot klassicheskih osnovanij k postneklassicheskim perspektivam monografiya. Omsk: Amfora, 2011.

2. Onushkin V.G., Ogarev E.I. Obrazovanie vzroslyh: mezhdisciplinarnyjslovar' terminologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.

3. Kovaleva T.M. Shkola Ponimaniya i tehnologii t'yutorskogo soprovozhdeniya. Available at: d.p.n._T.M.Kovaleva_doklad.pdf (rodnoe-slovo.org)

4. T'yutorstvo v obrazovanii. Sankt-Peterburg: Izdatel'sko-poligraficheskaya associaciya vysshih uchebnyh zavedenij, 2023.

5. Pis'mo Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 06.07.2021 № 2163 o napravlenii Metodicheskih rekomendacij dlya sub'ekiov Rossijskoj Federacii po sozdaniyu i obespecheniyu funkcionirovaniya regional'noj sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskih rabotnikov i upravlencheskih kadrov. Available at: https:// docs.cntd.ru/document/727552511

6. Borodkina V., Zolotareva A.V., Pikina A.L., Tihomirova O.V. T'yutorskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitiya. Yaroslavl': GAU DPO YaO IRO, 2017.

7. T'yutorstvo v otkrytom obrazovatel'nom prostranstve: obrazovatel'naya situaciya i t'yutorskaya deyatel'nost': sbornik materialov XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (XXIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii). Moskva, 2019.

8. Belan N.V. T'yutorskoe soobschestvo kak 'ekosistema professional'nogo samoobrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste Buduschego: sbornik nauchnyh statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: GAOU VO MGPU, OOO "A-Prior", 2021.

9. Kuskova M.V. Neformal'noe obrazovanie pedagoga v usloviyah podgotovki k konkursu «Uchitel' goda». Nepreryvnoe obrazovanie vzroslyh: materialy mezhdunarodnogo foruma. Sankt-Peterburg: INOV, 2015.

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ryabtsev E.V., senior lecturer, Department of Psychology of Official Activity, Faculty of Military and Patriotic Work, Saint Petersburg Military Institute Orders of Zhukov of National Guard (Saint Petersburg, Russia), E-mail: eduard.ryabcev@yandex.ru

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF THE MILITARY INSTITUTES OF THE RUSSIAN GUARD TO COUNTER THE IDEOLOGY OF EXTREMISM AND TERRORISM. The problems associated with such factors as terrorism and extremism have been quite relevant recently. This is to a certain extent provoked by the difficult international situation. One of the tasks assigned to the troops of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.