Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. С. 149-156. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 2. P. 149-156.
Научная статья УДК 378.046.4
https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.21
Ведущие направления научно-методического сопровождения педагогических кадров в условиях дополнительного профессионального образования
Андрей Анатольевич Кашаев1, Антонина Анатольевна Петренко2
1Рязанский институт развития образования, Рязань, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2081-5509
2Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8570-6752
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования системы сопровождения педагогических кадров в условиях дополнительного профессионального образования. Актуализируются внешние и внутренние факторы совершенствования научно-методической работы по реализации инновационных процессов в сфере образования; обозначаются новые функции педагога, образовательные дефициты. Научно-теоретическое обоснование основных направлений обновления подготовки педагогических кадров в ведущих региональных центрах дополнительного профессионального образования подкрепляется описанием научного исследования проблемы в теории и опыте работы ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» (РИРО). Концептуальные идеи по определению миссии института как центра непрерывного повышения профессионального мастерства представлены ведущими направлениями: инновационное развитие, проектно-исследовательская деятельность, кооперация и координация с наукой, реализация экспертной функции, сохранение единства образовательного пространства, внедрение цифровых технологий и гибких траекторий обучения. Результаты оценки уровня удовлетворенности педагогических работников РИРО научно-методическим сопровождением их деятельности подтверждают эффективность реализации ведущих направлений его развития и выявляют перспективы последующей работы.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, педагог, направления научно-методического сопровождения, факторы, ведущие направления, перспективы, повышение квалификации
Для цитирования: Кашаев А.А., Петренко А.А. Ведущие направления научно-методического сопровождения педагогических кадров в условиях дополнительного профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 2. С. 149-156. https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.21.
Финансирование: исследование выполнено в рамках реализации государственного задания ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования», утвержденного Министерством образования и молодежной политики Рязанской области 11 января 2021 г. на 2021 г., по направлению «Научно-методическое обеспечение».
Original article
The leading directions of scientific and methodological support of teaching staff in the conditions of additional professional education
Andrey A. Kashaev1, Antonina A. Petrenko2
''Ryazan Institute of Education Development, Ryazan, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2081-5509 2Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8570-6752
Abstract. The article deals with the problem of formation of a system of support of teaching staff in the conditions of additional professional education. The external and internal factors of improving scientific and methodological work on the implementation of innovative processes in the field of education are updated; new functions of the teacher and educational deficits are determined. The scientific and theoretical substantiation of main directions of updating the training of pedagogical staff in the leading regional centers of additional professional education is supported by the description of the scientific study of the problem and the experience of the work of the Ryazan Institute of the Education Development (RIED). The conceptual ideas for defining the mission of the Institute as a center of continuous professional development are presented by the leading directions: focus on innovative development and design and research activities, cooperation and coordination with science, implementation of expert function, preservation of the unity of educational process.
© Кашаев А.А., Петренко А.А., 2022
Keywords: additional professional education, teacher, directions of scientific and methodological support, factors, leading directions, prospects, professional development
For citation: Kashaev, A.A. & Petrenko, A.A. (2022) The leading directions of scientific and methodological support of teaching staff in the conditions of additional professional education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (2), 149-156. Available from: doi:10.24158/spp.2022.2.21 (In Russian).
Funding: the study was carried out as part of the implementation of the state task of Ryazan Institute of Education Development approved by the Ministry of Education and Youth Policy of Ryazan Region on 11.01.2021 for 2021, in the direction of "Scientific and methodological support".
Совершенствование системы дополнительного профессионального образования (ДПО) в современных условиях объясняется тем, что «наибольшее распространение дополнительное образование имеет среди руководителей и специалистов, и особенно в бюджетной сфере, поскольку учителя и врачи периодически обязаны проходить обучение и подтверждать свою квалификацию» (Современное дополнительное образование..., 2021: 10). Установленные Федеральным законом РФ «Об образовании» (2012 г.) нормы повышения квалификации учителями каждые 3 года, учет периодичности, своевременности курсового обучения в процессе аттестации актуализируют проблему разработки эффективной системы научно-методического сопровождения педагогических кадров. Кроме того, определены государственные ориентиры решения данной проблемы: в федеральном проекте «Современная школа» (2019-2024 гг.) выделено одно из важнейших направлений инновационных изменений - создание единой федеральной системы сопровождения педагогов и руководителей школ по их повышению квалификации и переподготовке «с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования ста-жировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества»1. В этих условиях повышается значение непрерывности профессионального образования, которое реализуется в организациях ДПО: «Корригирование и развитие профессионализма действующих кадров, приведение их профессиональных способностей в соответствие с требованиями времени - это первичная задача дополнительного профессионального образования. Функционально выход на практическую деятельность профессионалов более свойствен для дополнительного профессионального образования» (Подготовка учителя., 2019: 9).
Институты системы ДПО должны обеспечивать готовность управленческих кадров и педагогических работников к инновационному развитию образования, их качественную подготовку в соответствии с потребностями государства, общества и семьи. Анализ реальной практики их функционирования выявляет противоречие между востребованностью научно-теоретических подходов и практических способов подготовки учителей к решению новых задач и отсутствием их научно-методической разработанности в контексте современных вызовов.
Проблема исследования состоит в определении ведущих направлений научно-методического сопровождения педагогических кадров в условиях дополнительного профессионального образования. Цель заключается в выявлении этих направлений в системе дополнительного профессионального образования (на примере Рязанского института развития образования - РИРО). Использовались следующие методы исследования. Теоретические: анализ научно-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, концепций и программ развития РИРО, проектирование перспективных ориентиров развития, обобщение и систематизация; практические: наблюдение за опытом деятельности вуза по моделированию его развития. Задачи исследования предполагали определение эффективных направлений сопровождения работников образования в теории и опыте работы института, а также перспектив данной деятельности в современных условиях.
В теории изучения проблем дополнительного профессионального образования, как правило, рассматриваются отдельные аспекты: разработка системы повышения квалификации (А.Н. Галагузов, В.В. Кондратьев, Э.М. Никитин и др.); обновление содержания программ ДПО и адаптация их для различных групп слушателей (Т.М. Гозман, Е.В. Мухачева, И.В. Смирнов и др.); инновационные технологии реализации программ ДПО (Н.А. Карташова, Н.Н. Никитушкина, Г.Р. Юсупова и др.); внедрение дистанционного образования в систему ДПО (Л.П. Клеева, С.А. Щенников и др.); управление качеством образования (Г.П. Карпов, В.В. Левшина и др.) и др.
1 Методические рекомендации по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функци-
онирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работни-
ков и управленческих кадров [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Министерства просвещения РФ от
4 февр. 2021 г. № Р-33 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/573529566 (дата обращения: 10.02.2022).
При этом следует отметить, что научных исследований в области дополнительного профессионального образования, рассматривающих его целостно и системно, во взаимосвязи с внешними и внутренними противоречиями (вызовами), практически нет.
Е.В. Лопанова выявляет существенные недостатки послевузовского образования: «Обучение в системе повышения квалификации часто является "калькой" вузовского обучения, в связи с чем не реализуются возможности обучения взрослых слушателей на основе имеющегося опыта педагогической деятельности, мотивации, осознанности освоения профессионально-педагогических знаний и умений. Кроме того, возрастные особенности, уровень подготовленности и профессионально-педагогической компетентности слушателей практически не учитываются при подготовке, что не обеспечивает дифференцированности и андрагогической направленности подготовки» (2019: 61). Обновление системы дополнительного образования должно принимать в расчет эти внутренние противоречия, создавать педагогические и организационные условия, снижающие степень проявления данных затруднений.
Необходимо разрабатывать модели научно-методического сопровождения педагогов в соответствии с внешними вызовами и требованиями. С.И. Змеёв отмечает, что «в конце ХХ в. человечеству угрожают многие глобальные кризисы: экологический, ядерный, демографический, истощение ресурсов, угроза голода, социальные и национальные конфликты. Но главная опасность нашей эпохи - кризис компетентности человека. <...> Недостаточная компетентность отдельных людей и всего общества в целом является первопричиной всех перечисленных выше угроз и кризисов»1. Кроме того, «трансформация знаниевой парадигмы обучения и переход к компетентностному подходу рассматриваются в современном мире как способ формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач» (Есин, Вайнштейн, 2021: 7). Учет внешних вызовов и изменений в обществе и мире диктует необходимость внедрения компетентностного, деятельностного, си-нергетического подходов в систему дополнительного профессионального образования, включения актуальных направлений развития профессионально-личностных качеств педагогов, обеспечивающих их готовность работать с новыми технологиями, разными категориями обучаемых через различные формы взаимодействия.
Неслучайно процессы внедрения дистанционного образования, разработки электронных образовательных ресурсов, развития сетевых профессионально-педагогических сообществ, создания индивидуальных образовательных траекторий в условиях дополнительного профессионального образования быстро реализуются. Как утверждает Е.В. Красильникова, «индивидуальные образовательные траектории существенно продвигают к индивидуально-ориентированной системе организации обучения, а значит, и реализации личностно ориентированной модели обучения. И эффективность такого пути движения в этом направлении будет существенно повышена за счет использования информационно-коммуникационных, интерактивных педагогических технологий» (Педагогические технологии., 2019: 39).
Сегодня востребованность курсов повышения квалификации работников образования во многом объясняется многообразием форматов их проведения (формальные и неформальные, очные и дистанционные), возможностью разработки модульных программ в соответствии с образовательными запросами педагогов и инновационными тенденциями развития образования. Несмотря на расширение инновационных процессов, активную цифровизацию образования, значимость личности учителя возрастает. При этом наиболее востребованными ролями современного педагога становятся педагог-игротехник, консультант, коммуникатор, фасилитатор, модератор. Е.В. Красильникова представляет различные роли и характеристики современного педагога как «совокупность универсальных качеств: способности организатора, оратора, аналитика, психолога, владеющего строгой логикой педагогического процесса и воспитания, устной и письменной речью, который должен быть высококомпетентным специалистом в своей области и эрудитом в других областях знаний. При этом одним из важнейших качеств остается профессиональная компетентность педагога, которая выступает условием становления и развития его педагогического мастерства» (Преподаватель высшей школы., 2018: 8). Освоение этих функций в системе дополнительного профессионального образования позволит сформировать профессиональную компетенцию, способность вступать во взаимодействие на основе субъект-субъектных отношений, демонстрируя высокий уровень педагогической культуры; овладеть научно-методическими способами продуктивной организации деятельности обучаемых, методами проектирования и разработки программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Ю.С. Тюнников и М.А. Мазниченко отмечают, что
1 Змеёв С.И. Основы андрагогики : учеб. пособ. для вузов : 3-е изд., стер. М., 2019. С. 9.
«дополнительное профессиональное образование, ориентированное на развитие конкурентоспособности и приращение квалификации работника, должно находиться в режиме постоянного инновационного развития, быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся потребности общества и запросы участников рынка труда, при этом оперативно осваивать достижения педагогической науки, передовой отечественный и зарубежный опыт» (2019: 8).
Выявленные в теории дополнительного профессионального образования ориентиры его развития акцентуируют ключевые факторы, определяющие глобальную трансформацию региональных институтов повышения квалификации в условиях существующих вызовов и изменений; методологические принципы обусловливают развитие образования в регионе и выбор актуальных технологий, форматов управления его качеством. Все это способствует проектированию процессов научно-методического сопровождения педагогов при реализации государственных инициатив (национальный проект «Образование» (2019-2021 гг.)).
Ведущие направления научно-методического сопровождения педагогических кадров в условиях дополнительного профессионального образования осуществляли на основе анализа результатов работы Рязанского института развития образования. Концепция развития РИРО разрабатывалась на базе нормативно-правовых документов, ведущих методологических принципов, обеспечивающих переход профессионального мастерства преподавателей с знаниеориентиро-ванного подхода на современные концепции. Среди ключевых положений его целевых установок развития следует выделить идею формирования системы сопровождения работников образования (руководителей и педагогов) по подготовке к инновационному развитию, обеспечению качественного образования с учетом требований государства, общества и личности. В связи с этим ориентир на инновационный подход к выбору содержания, технологии, системы мониторинга и оценки качества подготовки обучаемых в системе ДПО выступает одним из приоритетных.
А.В. Хуторской утверждает, что с инновациями в образовании связаны следующие проблемы: «технология подготовки педагогов и администраторов к инновационной деятельности, ее проектированию; зависимость распространения новшеств от особенностей данной среды... снятие психологических барьеров перед нововведениями» (2021: 5). Распространение инновационных процессов в сфере образования актуализирует интенсификацию проектной и исследовательской деятельности, способствующей эффективному внедрению инноваций в практику. В условиях дополнительного профессионального образования, в котором формы получения образования достаточно разнообразны, а его содержание складывается из образовательных потребностей педагогов, обращение к проектно-, научно-исследовательской работе - наиболее приемлемый способ формирования компетенций педагогов. Кроме того, программы курсового обучения, как правило, являются творческим продуктом разных кафедр института, получение которого лучше обеспечивается посредством проектных и исследовательских умений и навыков преподавателей системы ДПО.
Все это определяет высокую потребность как работников системы повышения квалификации, так и самих обучающихся в активном использовании проектно-исследовательских способов управления системой научно-методического сопровождения педагогов в сегодняшних условиях развития образования. Важнейшая задача современного образования заключается в изменении направленности, переносе акцентов с традиционного освоения знаний, умений, навыков на стимулирование к разрешению возникающих проблемных ситуаций, формирование готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе (Ценности и формы., 2021: 20). Обращение к проектно-исследовательской работе способствует решению данной задачи. Реализация этого направления в подготовке педагогов обеспечивается наиболее эффективно, если освоение научно-исследовательских и проектных технологий осуществляется квалифицированными научными кадрами вузов, научно-исследовательскими организациями на базе институтов повышения квалификации работников образования. Поэтому кооперация и координация деятельности системы ДПО с высшими учебными заведениями, научными учреждениями является традиционной тенденцией ее функционирования, что, как правило, обеспечивает стабильность и фундаментальность инновационных разработок и процессов развития института.
Активная позиция организаций дополнительного профессионального образования в сохранении и развитии экспертной миссии в различных мониторинговых исследованиях международного, всероссийского, регионального, муниципального уровней является оптимальной. РИРО ежегодно выступает центром оценки качества образования, анализа диагностических материалов в рамках государственной итоговой аттестации и других мониторинговых исследований региона. В то же время институт обеспечивает подготовку специалистов, педагогов по формированию их компетенций в мониторинговых процессах, что, в свою очередь, позволяет прогнозировать инновационные направления развития системы образования. Научно-методическое сопровождение педагогических кадров в области разработки контрольно-измерительных материалов в
соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися в логике компетентностного подхода -наиболее востребованная сфера деятельности современных институтов повышения квалификации. При этом реализуется новая целевая установка ФГОС - формирование компетенций и ком-петентностей, где знания, умения и навыки являются средством их достижения.
Сложность реализации институтом экспертной миссии состоит в том, что обучение моделям оценивания нового качества образования требует изменения методик и технологий обучения. В связи с этим ознакомление с концепциями преподавания предметов и предметных областей, преобразование способов организации образовательного процесса слушателей в деятель-ностной парадигме будут выступать необходимыми механизмами управления процессом научно-методического сопровождения педагогов.
Эффективность системы дополнительного профессионального образования сегодня определяется прежде всего достижением его непрерывности, сохранением единства образовательной политики на всех уровнях ее реализации: школа - методическая служба муниципалитета -институт развития образования региона. В связи с этим научно-методическое сопровождение учителя на институциональном, муниципальном и региональном уровнях регулируется и обеспечивается научно-методическим центром - институтом развития образования.
В целях сохранения принципа непрерывности образования внедряются цифровые технологии обучения, массовые онлайн-курсы, электронные образовательные ресурсы в цифровом формате, что создает благоприятное информационно-образовательное пространство для взаимодействия образовательных организаций (школа - институт повышения квалификации - высшее учебное заведение - другие организации), позволяет оптимизировать ДПО, обеспечивать научно-методическое сопровождение и поддержку обучаемых с помощью персонифицированных программ, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Реализация данного направления предполагает активное применение ИКТ, системно интегрированных в образовательный процесс. В перспективе - возможность участия в общероссийском электронном ресурсном центре (на базе Академии Министерства просвещения России) для проведения учебных занятий; использование совместных ресурсов; внедрение интерактивных технологий; развитие гибких траекторий обучения.
Формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в целях повышения квалификации, создание условий для продуктивного обмена профессиональным опытом (сетевые образовательные программы в разных форматах, стажировки на базе лучших школ региона и муниципалитетов, разработка инновационных проектов развития) обеспечат научно-методический прогресс педагогов: «Индивидуальная траектория развития ориентирована на создание платформы возможностей, где ставятся цели, делается выбор, принимаются решения, отслеживаются и рефлексируются результаты» (Новицкая, Таллер, 2021: 103). Рязанским региональным Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ), открытым в 2021 г. на базе РИРО, завершена подготовка первых этапов разработки региональной цифровой экосистемы «Успех учителя». Данная экосистема уже сегодня позволяет проводить в больших аудиториях диагностику сформированности профессиональных компетенций у педагогических работников - предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных, правовых и цифровых. Диагностика является базовым компонентом персонификации системы ДПО, на основе которой конструируются индивидуальные образовательные маршруты педагогов, предусматривающие формальное и неформальное повышение квалификации. Высокий экспертный уровень профессорско-преподавательского состава института и методического актива ЦНППМ, развитость региональных форм общественно-профессионального взаимодействия, приглашение к реализации ИОМ муниципальных методических служб, педагогических команд общеобразовательных организаций, в которых работают резиденты цифровой экосистемы, способствуют достижению более высоких и качественно новых результатов обучения.
Выявленные направления работы учреждений дополнительного профессионального образования акцентуируют процессы обновления содержания образования и технологии подготовки обучающихся на основе инновационного и проектно-исследовательского подходов; взаимодействие с научными учреждениями региона; оказание помощи в организации экспертных и мониторинговых функций в контексте новых требований государственной образовательной политики; внедрение и развитие информационной образовательной среды, персонифицированных образовательных услуг, обеспечивающих повышение мастерства педагогов, соответствующего запросам современного общества.
На основе мониторинга ведущих направлений деятельности Рязанского института развития с 2018 г. ежегодно проводится опрос слушателей РИРО для выявления степени их удовлетворенности курсами и научно-методической подготовкой. В опросе приняли участие более 1 500 человек (педагоги и руководители образовательных организаций Рязанской области). Анализ полученных результатов показал, что подавляющее большинство слушателей РИРО удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых вузом: 70 % респондентов положительно оценили деятельность РИРО в 2018 г., 93 % - дали позитивные отзывы о РИРО в 2021 г., что говорит о динамике удовлетворенности научно-методической подготовкой. Так, 80 % участников исследования отметили, что содержание программ и курсов отвечает индивидуальным профессиональным ожиданиям и потребностям педагогов; 70 % - указали на возможность применения полученных знаний, умений и навыков на курсах в педагогической деятельности; 87 % - подчеркнули высокий уровень преподавания в РИРО. Оценка других показателей эффективности научно-методического сопровождения работников образования в РИРО свидетельствовала о положительном отношении к институту в рассматриваемом аспекте (критерии представлены в приказе Министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 3 июля 2018 г. № 1019 «Критерии и целевые показатели эффективности работы ОГБУ ДПО "РИРО" и его руководителя»).
Кроме того, об эффективности реализуемой концепции развития института свидетельствуют отчеты муниципальных методических служб региона. Например, в 2016 г. результаты оценки показателя «качество научно-методического сопровождения РИРО педагогического актива муниципальных систем образования и методических служб» показали, что 69 % педагогов, методистов, руководителей муниципальных органов управления образованием удовлетворены деятельностью института по этому направлению. В 2021 г. уже 83 % респондентов положительно оценили данный показатель, что подтверждает востребованность выбранных направлений развития Рязанского института развития образования, умение использовать лучшие педагогические практики региона, опыт региональных и муниципальных профессионально-педагогических сообществ для распространения их на региональное образовательное пространство. В ближайшей перспективе - проведение интегральной оценки качества работы института и ЦНППМ по научно-методическому сопровождению педагогических работников в процессе формального (курсы) и неформального (методические мероприятия, образовательные события) повышения квалификации и профессионального развития учителей по итогам завершающего этапа реализации индивидуальных образовательных маршрутов в 2021-2022 гг.
Таким образом, в процессе реализации Концепции развития Рязанского института развития образования (2016-2020 гг.) выявлены следующие результаты.
- Вуз является центром научно-методического сопровождения педагогов в реализации федеральных государственных образовательных стандартов в регионе и основных образовательных программ; организует мониторинг реализации ФГОС по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования; участвует в разработке контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся, поскольку опыт деятельности вуза по итогам осуществления нескольких федеральных проектов оценки качества образования позволяет специалистам делать это на высоком экспертном уровне.
- Рязанский институт развития образования выступает региональным оператором федеральной стажировочной площадки в составе 10 российских регионов по нескольким направлениям, в том числе по повышению квалификации руководителей/специалистов сферы образования, проведению совместных мероприятий с институтами Российской академии образования.
- РИРО осуществляет организационную деятельность на территории Рязанской области в рамках реализации проектов «Азбука финансовой грамотности», «Муниципальные стажировки», «Финансовые грамотеи», «Онлайн уроки+» и разрабатывает региональный образовательный интернет-портал по финансовой грамотности.
- РИРО обеспечивает функционирование ресурсного волонтерского центра финансового просвещения, ставшего победителем Всероссийского конкурса волонтерских центров и получившего поддержку Фонда президентских грантов, совместно с отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу.
- Вуз является инициатором развития инновационной деятельности в образовательных организациях региона, а также ежегодного проведения областного фестиваля-конкурса «Инно-ватика. Образование. Мастерство».
- Институт выступает инициатором создания и организатором работы региональных клубов учителей-предметников, а также Учительской ассоциации предметных клубов Рязанской области. Так, внедряемые ассоциацией формы профессионального общения (конференции, конкурсы, мастер-классы, методологические семинары по проблеме «Современное образование: наука и практика», интерактивное общение посредством цифровых ресурсов), обмен учебно-методическими материалами, анализ результатов качества образования и работа в экспертных группах отличаются от традиционных методических форм их практико-ориентированностью, деятельностно-креативным характером и содержанием работы, что является перспективным, результативным и требует продолжения. Например, только в 2018 г. при участии педагогов Рязанской области во всероссийских конкурсах профессионального мастерства регион получил четыре призовых места в конкурсах: «За нравственный подвиг учителя» (1-е место, С.О. Никулина), «Мои инновации» (2-е место, Е.В. Антонов и Н.В. Пугачева, 3-е место, С.С. Журавлева) (Кашаев, Петренко, 2021).
- В РИРО разработана система научно-методического сопровождения молодых педагогов в активных формах взаимодействия: творческие методические площадки (в том числе конкурсы «Педагогический дебют», «Учитель года» и др.); создана база данных молодых педагогов и их профессиональных проблем; реализуется модель наставничества «учитель - учитель» в целях методического и психолого-педагогического сопровождения и др.
- В институте создан и функционирует единственный в Рязанской области Центр непрерывного повышения педагогического мастерства в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» как часть национального проекта «Образование» (сентябрь 2021 г.). Цель: организация обучения педагогов России в дистанционном режиме. Результат: более 400 преподавателей Рязанской области прошли обучение в ЦНППМ по 10 предметам только в 2021 г., на электронной платформе ЦНППМ62.РФ с использованием цифровой экосистемы «Успех учителя» организована диагностика их профессиональных дефицитов и компетенций.
Выявленные теоретические и практические направления совершенствования научно-методического сопровождения педагогических кадров, предлагаемые Рязанским институтом развития образования, могут выступать универсальными способами развития системы дополнительного профессионального образования и в других регионах. Перспективными направлениями профессиональной подготовки педагогов в системе дополнительного образования являются обновление содержания и технологии курсового обучения с учетом внедряемых процессов цифрови-зации (онлайн, смешанного, гибридного, дистанционного обучения), интерактивного образования (активного, интерактивного, сетевого и др.), практико-ориентированных технологий обучения (стажировочные площадки, организационно-деловые игры, кейс-стади и др.).
Список источников:
Есин Р.В., Вайнштейн Ю.В. Формирование математической компетентности на основе построения индивидуальной образовательной траектории в электронной среде : монография. Красноярск, 2021. 164 с.
Кашаев А.А., Петренко А.А. Управленческая модель научно-методического сопровождения развития региональной системы оценки качества образования // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 2 (58). С. 58-68. https://doi.org/10.37724/RSU.2021.58.2.005.
Лопанова Е.В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза в условиях информатизации образования : монография. Омск, 2019. 240 с.
Новицкая Е.Н., Таллер В.М. Совершенствование подготовки специалистов в системе высшего и дополнительного профессионального образования и тренды их изменения в современных условиях. Саратов, 2021. 143 с.
Педагогические технологии гуманистической модели образования : монография / Е.В. Красильникова, А.В. Тюлина, А.А. Кольцова и др. Тверь, 2019. 128 с.
Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования : монография / С.Н. Востокова, М.А. Захарова, И.А. Карпачёва, В.Н. Мезинов. Елец, 2019. 175 с.
Преподаватель высшей школы в современном образовательном пространстве : монография / Е.В. Красильникова, А.В. Тюлина, А.А. Кольцова и др. Тверь, 2018. 158 с.
Современное дополнительное образование взрослых : монография / под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. М., 2021. 203 с.
Тюнников Ю.С., Мазниченко М.А. Развитие системы дополнительного профессионального образования: современные вызовы, теория, практика. М., 2019. 383 с.
Хуторской А.В. Методология инновационной практики в образовании : монография. М., 2021. 162 с.
Ценности и формы образовательных парадигм : монография / Е.В. Красильникова, Н.Н. Луковников, С.В. Кайимова и др. Тверь, 2021. 135 с.
References:
Danilov, S.V., Shustova, L.P. & Glebova, Z.V. (eds.) (2021) Modern additional éducation for adults. Moscow, INFRA-M. (In Russian)
Kashaev, A.A. & Petrenko, A.A. (2021) The Management model of research and methodological support of the regional system of education quality assessment. Psychological and Pedagogical Search. Academic Journal. (2), 58-68. Available from: doi:10.37724/RSU.2021.58.2.005. (In Russian)
Khutorskoi, A.V. (2021) Methodology of innovative practice in education. Moscow, Ridero. (In Russian)
Krasilnikova, E.V., Lukovnikov, N.N., Kayimova, S.V. et al. (2021) Values and forms of educational paradigms. Tver, Tverskaya GSKHA. (In Russian)
Krasilnikova, E.V., Tyulina, A.V., Koltsova, A.A. et al. (2018) Higher school teacher in modern educational space. Tver, Tverskaya GSKHA. (In Russian)
Krasilnikova, E.V., Tyulina, A.V., Koltsova, A.A. et al. (2019) Pedagogical technologies of humanistic model of education. Tver, Tverskaya GSKHA. (In Russian)
Lopanova, E.V. (2019) Improving the professional and pedagogical training of a university teacher in the conditions of informatization of education. Omsk, OMGA. (In Russian)
Novitskaya, E.N. & Taller, V.M. (2021) Improving the training of specialists in the system of higher school and additional professional education and trends of their changes in modern conditions. Saratov, Saratov University Press. (In Russian)
Tyunnikov, Yu.S. & Maznichenko, M.A. (2019) Development of the system of additional professional education: Modern challenges, theory, practice. Moscow, Flinta. (In Russian)
Vostokova, S.N., Zakharova, M.A., Karpacheva, I.A. & Mezinov, V.N. (2019) Preparation of teachers for innovative activity in the conditions of the regional system of additional professional education. Yelets, eGu im. I.A. Bunina. (In Russian)
Yesin, R.V. & Weinstein, Yu.V. (2021) Formation of mathematical competence based on the construction of an individual educational trajectory in electronic environment. Krasnoyarsk, SFU. (In Russian)
Информация об авторах А.А. Кашаев - кандидат педагогических наук, почетный работник воспитания и просвещения РФ, почетный работник образования Рязанской области, доцент кафедры управления человеческими ресурсами, ректор, Рязанский институт развития образования, Рязань, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=340452.
А.А. Петренко - доктор педагогических наук, отличник народного просвещения РФ, доцент, профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=407095.
Information about the authors A.A. Kashaev - PhD in Pedagogy, Honorary Worker of Education and Training of the Russian Federation, Honorary Worker of Education of Ryazan Region, Associate Professor of the Department of Human Resource Management, Rector, Ryazan Institute of Education Development, Ryazan, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=340452.
A.A. Petrenko - Doctor of Pedagogy, Honors Worker in Public Education of the Russian Federation, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogy and Management in Education, Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=407095.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.01.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.02.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 23.02.2022.