Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ МОТИВИРУЮЩЕГО МОНИТОРИНГА'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ МОТИВИРУЮЩЕГО МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ / ДОКАЗАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОТИВИРУЮЩИЙ МОНИТОРИНГ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА / КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА УПРАВЛЕНИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ДПО / РАСПРЕДЕЛЕННАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ МОТИВИРУЮЩЕГО МОНИТОРИНГА / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эпова Н.П.

В статье представлено описание процесса организации аналитического направления в деятельности учреждения дополнительного профессионального образования в рамках мотивирующего мониторинга и оценки региональных механизмов управления качеством образования. Автор статьи раскрывает технологию анализа результатов мотивирующего мониторинга на примере управленческого кейса, последовательно переходя к освещению вопроса роли учреждения ДПО в реализации полного цикла управленческой деятельности по обеспечению качества общего образования, в части разработки концептуальных документов, содержащих цели, показатели, методы сбора и обработки информации, а также подготовки процессуальных документов, адресных методических рекомендаций с учетом кластерного анализа и факторного . В целом, автор утверждает необходимость развития аналитического подхода, доказательного управления в сфере образования, подчеркивает актуальность развития региональной системы научно-методического сопровождения на основе доказательного анализа данных о состоянии кадрового потенциала педагогических работников и управленческих кадров региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эпова Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ACTIVITY DIRECTIONS OF SUPERVISOR OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTION WITHIN THE FRAMEWORK OF MOTIVATING MONITORING

The article presents a description of the process of organizing the analytical direction in the activities of additional professional education institution within the framework of motivating monitoring and assessment of education quality regional managing mechanisms. The author of the article reveals the technology for analyzing motivating monitoring results using the example of a managerial case, consistently moving on to highlighting the role of an additional professional education institution in the implementation of a full cycle of managing activities to ensure general education quality, in terms of developing conceptual documents that contain goals, indicators, methods of collecting and processing information as well as preparation of procedural documents, targeted methodological recommendations with consideration of cluster analysis and factorial approach. In general, the author con rms the need for analytical approach development, evidence-based management in the eld of education, emphasizes the relevance of the development of a regional system of scienti c and methodological support based on evidencebased analysis of data on the state of the human resources of teachers and administrative personnel in the region

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ МОТИВИРУЮЩЕГО МОНИТОРИНГА»

образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин). - 400 экз. - ISBN 978-5-7598-1990-5 (в обл.). -ISBN 978-5-7598-2012-3 (e-book).

References

1. «O natsional'nyh tselyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda»: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 19.07.2018) - URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575/ (data obrashcheniya: 15.11.2021 g.).

2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federatsii «Razvitie obrazovaniya»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 g. № 1642 (red. ot 04.10.2018) - URL: https://base.garant.ru/71848426/ (data obrashcheniya: 15.11.2021 g.).

3. Ob utverzhdenii Kontseptsii informatsionnoj politiki v sisteme obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 18 dekabrya 2018 g. № 03/3669 - URL: https://rcokio.ru/files/upload/oib/concept.pdf/ (data obrashcheniya 11.11.2021 g.).

4. Rekomendatsii po realizatsii pedagogami smeshannogo obucheniya na urokah. Avt. sost.

A. Mangutova, N. Kulik - Moskva, 2021 -23 str. [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: http://www.yaklass.ru. Data obrashcheniya: 03.05.2021.

5. Trudnosti i perspektivy tsifrovoj transformatsii obrazovaniya [Tekst] / A. YU. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoretskaya i dr.; pod red. A. YU. Uvarova, I. D. Frumina; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. - M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2019. - 343, [1] s. - (Rossijskoe obrazovanie: dostizheniya, vyzovy, perspektivy / nauch. red. YA. I. Kuz'minov, I. D. Frumin). - 400 ekz. - ISBN 978-5-7598-1990-5 (v obl.). - ISBN 978-5-7598-2012-3 (e-book).

Сведения об авторе

Дубынина Татьяна Владимировна -

заместитель директора по учебной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», Челябинская обл., г. Кыштым

Information about author

Dubynina T.V. - Deputy Director for Academic Affairs School of General educational J№ 13, Chelyabinsk region, Kyshtym

УДК 378.046.4

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ МОТИВИРУЮЩЕГО МОНИТОРИНГА

Н.П. Эпова

В статье представлено описание процесса организации аналитического направления в деятельности учреждения дополнительного профессионального образования в рамках мотивирующего мониторинга и оценки региональных механизмов управления качеством образования.

Автор статьи раскрывает технологию анализа результатов мотивирующего мониторинга на примере управленческого кейса,

последовательно переходя к освещению вопроса роли учреждения ДПО в реализации полного цикла управленческой деятельности по обеспечению качества общего образования, в части разработки концептуальных документов, содержащих цели, показатели, методы сбора и обработки информации, а также подготовки процессуальных документов, адресных методических рекомендаций с учетом кластерного анализа и факторного

подхода.

В целом, автор утверждает необходимость развития аналитического подхода, доказательного управления в сфере образования, подчеркивает актуальность развития региональной системы научно-методического сопровождения на основе доказательного анализа данных

0 состоянии кадрового потенциала педагогических работников и управленческих кадров региона.

Ключевые слова: качество образования; дополнительное профессиональное образование; управление на основе данных; доказательное управление; мотивирующий мониторинг; система управления качеством образования на основе мониторинга; критическое осмысление предмета управления; руководитель учреждения ДПО; распределенная аналитическая служба; технология анализа результатов мотивирующего мониторинга; механизмы управления качеством образования; центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников; диагностика профессиональных компетенций; региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; комплексное сопровождение персонифицированной модели опережающего развития педагогических кадров.

Принятая методология мотивирующего мониторинга (Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от

01 сентября 2021 г. № Р-210 «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования») представляет собой совокупность принципов, методов и процессов организации, сбора данных, первичной обработки собранной информации, ее систематизации, анализа и интерпретации, распространения и прогнозирования дальнейшего развития модели управления системой общего

образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей [2].

На данном этапе развития модели управления системой образования вопрос повышения управленческой культуры руководителей сферы образования является одним из ключевых, так как непосредственно влияет как на стабильность функционирования системы, так и на эффективность претворения задач государственной политики. В связи с вступившими в силу изменениями в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» работы по формированию системы управления качеством образования приобретают особую актуальность, так как с увеличением количества требований, предъявляемых к самой системе образования, растут и требования к специалистам, в задачи которых входит эффективное управление данной системой.

Современный руководитель должен овладеть умениями управлять качеством образования на основе мониторинга данных о ее состоянии, использовать ресурсы формируемой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Важным становится определение эффективности (оценка) модели образовательной среды с использованием передовых практик и научных исследований по управлению персоналом.

В связи со сказанным возникает вопрос о том, как управлять современной образовательной организацией в условиях социокультурных и инновационных изменений, в том числе внедрения методологии мотивирующего мониторинга, какой стиль управления и технологии работы выбрать, как мотивировать и стимулировать педагогических работников к участию в инновациях и обеспечению конкурентоспособного качества образования.

Мы констатируем необходимость поиска актуальных управленческих подходов и принципов управления, построения целостной модели управления образовательной организацией и реализации эффективных управленчес-

ких технологий на основе методологии мотивирующего мониторинга. Безусловно, важнейшими компетенциями современного руководителя являются: умение определять стратегию развития организации, управлять проектами, процессами и работами в организации, управлять персоналом, утверждать и осуществлять контроль систем мотивации и стимулирования работников.

Методология мотивирующего мониторинга определяет:

формирование государственной системы управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования;

формирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Традиционно управление качеством образования включает управление качеством процесса, управление качеством условий и управление качеством результатов. Мотивирующий мониторинг предполагает анализ [2]:

1. создания условий для достижения результатов - оценка качества работы субъектов Российской Федерации по направлению, которое обеспечивает образовательные и воспитательные результаты в будущем;

2. достижения образовательных и воспитательных результатов - оценка вклада субъектов Российской Федерации в достижение стратегических образовательных и воспитательных результатов системы образования страны;

3. организацию рабочих процессов - оценка качества административной работы и исполнительской дисциплины субъектов Российской Федерации.

Система управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях представляет собой целый комплекс процедур полного управленческого цикла, который включает: обоснование цели; формирование системы показателей и методов сбора данных; проведение мониторинга; осуществление анализа щей:

данных; разработку рекомендаций; принятие управленческих решений (в том числе разработку программных и/или проектных документов, дорожных карт и т.п.); анализ эффективности принятых мер, адресную методическую поддержку руководителей сферы образования.

Ежегодно получаемые в ходе экспертной оценки ФИОКО результаты мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования требуют тщательного анализа и критического осмысления предмета управления - качества образования, под которым следует понимать «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающую степень соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Для принятия решений по повышению показателей результативности субъекта Российской Федерации на следующем управленческом цикле мониторинга обязательным становится проведение аналитики полученных данных, оценка принятых мер по улучшению результатов, моделирование будущих действий с учетом выявленных проблем и тревожных показателей.

Рассматривая деятельность участников мониторинга с позиции организации дополнительного профессионального образования (ИРО/ИПК), следует признать важность осуществления деятельности как на внешнем (региональный и муниципальный уровни), так и на внутреннем контуре (учрежденческий уровень). Относительно организации работы на внешнем контуре целесообразно формирование многоуровневой распределенной, но целостной аналитической службы, включаю-

региональный уровень, представленный: управленческой командой аналитиков РОИВ в сфере образования, включая специалистов отдела оценки качества образования и других отделов Минобразования региона;

информационно-аналитическими центрами, центрами оценки качества образования, аналитической службой ИПК/ИРО;

муниципальный уровень, представленный: управленческой командой аналитиков МОУО;

аналитической муниципальной методической службой (ММС),

школьный (учрежденческий) уровень, представленный:

управленческой командой и аналитиками образовательной организации;

школьной аналитической службой. Мы солидарны с мнением Г.П. Савиных о том, что на уровне школьного и муниципального управления пока еще не сформированы должные механизмы стимулирования аналитических компетенций управленческих и педагогических работников школ. Сами руководители школ пренебрегают аналитической работой или не обладают должным уровнем аналитической культуры [4].

Муниципальные методические службы (далее - ММС) в настоящее время начинают настройку своих функций в вопросах интеграции в Единую систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [2], а также призваны включать данные оценочных процедур муниципальных и региональных управленческих механизмов в процессы организации работы методических служб (цели, показатели, мониторинг и др.). ММС должна выйти за рамки агрегатора формальных «отчетных» данных для вышестоящих инстанций и обратиться к плановой, нормативно и инструктивно обеспеченной работе на основе аналитической информации [3, 4].

Низкая степень вовлеченности отдельных муниципальных органов управления образованием в процессы оценки качества образования объясняется:

- значительным разнообразием образовательных организаций (городские, сельские, крупные, малокомплектные и др.), что предполагает применение вариативных моделей управления;

- сложностью механизмов анализа образовательных результатов обучающихся и отсутствием квалифицированных специалистов по анализу и интерпретации результатов оценочных процедур;

- недостаточной методической проработанностью механизмов использования данных оценки качества образования для принятия управленческих решений;

- недостаточной вовлеченностью муниципальных органов управления образованием в процессы оценки качества образования [1].

Современные исследователи С.В. Станчен-ко, Савиных Г.П., Метелкин Д.А. подчеркивает, что статус ММС в региональных системах управления качеством лишь только начинает определяться, а состояние локальных систем образования очень зависит от применения подхода «управления развитием компетенций педагогов на основе данных». Значимым станет вклад региональной системы дополнительного профессионального образования, ориентированной на удовлетворение запросов педагогических работников, и выполняющей функции координатора региональной и муниципальной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Руководитель и специалисты региональной аналитической службы (многоуровневой и распределенной) должны использовать аналитику данных как инструмент повышения качества образования, применять подход «управление на основе данных» и «доказательное управление», быть приверженцами «доказательной педагогики», претворять доказательную образовательную политику.

Руководитель организации дополнительного профессионального образования (далее -ДПО) педагогических работников разделяет с коллективом данной организации высокую степень ответственности за полученные

результаты, признавая тот факт, что около 80% показателей мотивирующего мониторинга, в том числе механизмов управления качеством образования, сопряжены с деятельностью регионального ИПК/ИРО. В этой связи руководитель образовательной организации ДПО должен:

1. констатировать факты (достигнутый результат, уровень, актуальное состояние процессов, условий).

2. прогнозировать тенденции, перспективы, динамику развития частных и комплексных показателей системы образования.

3. обеспечивать профилактику противоречий, факторов риска и угроз.

4. вносить предложения по изменению процессов управления качеством образования.

5. принимать и запускать управленческие решения в рамках своих полномочий и компетенций.

Важным становится глубокое погружение управленческой и педагогической команды ИПК/ИРО в методологию мотивирующего мониторинга, в исследование, включающее фильтрацию, преобразование, моделирование данных для вычленения полезной информации и принятия решений по устранению выявленных проблемных зон.

Анализ результатов региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования, показателей мотивирующего мониторинга может быть проведен на высоком уровне специалистами, обладающими системным и аналитико-синтетическим мышлением, развитыми рефлексивными способностями и перспективной рефлексией. Как никогда востребованы аналитические и рефлексивные способности, аналитическая культура и аналитические компетенции участников образовательных отношений.

Наличие намерений в вопросах анализа полученных результатов мотивирующего мониторинга должно подкрепляться организацией рабочих процессов внутри ИПК/ИРО, созданием рабочих групп специалистов по направлениям мониторинга, определением руководителей рабочих групп, а также выпол-

проблемных зон (необоснованность целей, непредставленность показателей и методов сбора информации, отсутствие сроков проведения мониторинга и кластерного анализа, факторов, влияющих на результаты анализа, постановки проблемы по итогам проведенного анализа).

Для эффективной деятельности рабочих групп и сотрудников ИПК/ИРО, причастных к обеспечению полного цикла управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования целесообразно обеспечить:

погружение участников в принятую и утвержденную методологию мотивирующего мониторинга через изучение нормативных документов и методических рекомендаций;

обсуждение предлагаемых подходов к осуществлению анализа данных мониторинга на рабочих совещаниях; анкетирование участников и др.;

формирование рабочих групп по направлениям мониторинга (система оценки качества подготовки обучающихся; система работы со школами с низкими образовательными результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях; система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся; система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций и др.);

детальный анализ результатов по направлениям, выявление «тревожных показателей»;

определение плана устранения выявленных дефицитов, провалов в управленческом цикле;

вовлечение сотрудников ИПК/ИРО в мотивирующий мониторинг, в процессы внутреннего аудита образовательного процесса с целью формирования регламентов деятельности по повышению качества образования и управление развитием кадрового потенциала педагогических работников региональной системы образования;

Для осуществления анализа результатов

нением плана по устранению выявленных мотивирующего мониторинга предлагаем

следующую технологию:

1 шаг. Получить исходные для анализа данные. Под исходными данными будем понимать результаты региона по трем блокам «Показатели создания условий для достижения результатов», «Показатели достижения учебных и воспитательных результатов», «Организация рабочих процессов» - место в рейтинге регионов.

2 шаг. Определить рейтинг трех блоков показателей.

Возможные варианты: Первый:

«Показатели создания условий для достижения результатов»,

«Организация рабочих процессов», «Показатели достижения учебных и воспитательных результатов» Второй:

«Показатели создания условий для достижения результатов»,

«Показатели достижения учебных и воспитательных результатов»,

«Организация рабочих процессов». Третий:

«Организация рабочих процессов». «Показатели создания условий для достижения результатов»,

«Показатели достижения учебных и воспитательных результатов». Четвертый:

«Организация рабочих процессов», «Показатели достижения учебных и воспитательных результатов»,

«Показатели создания условий для достижения результатов». Пятый:

«Показатели создания условий для достижения результатов»,

«Организация рабочих процессов», «Показатели достижения учебных и воспитательных результатов». Шестой:

«Показатели создания условий для достижения результатов»,

«Показатели достижения учебных и воспитательных результатов»,

«Организация рабочих процессов».

3 шаг. Произвести внутри каждого блока рейтингование показателей.

4 шаг. Определить перечень показателей, набравших менее 50%, в каждом блоке и более 50% в каждом блоке.

5 шаг. Присвоить показателям, набравшим менее 50%, статус «тревожный показатель».

6 шаг. Присвоить показателям, набравшим 50% и более, статус «позитивный показатель».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. В каждом блоке проанализировать перечень «позитивных показателей».

8. В каждом блоке проанализировать перечень «тревожных показателей», произвести постановку проблем по перечню тревожных показателей и определить задачи по преодолению выявленных проблем/дефицитов.

9. В каждом блоке проанализировать перечень «позитивных показателей», произвести рейтингование «позитивных показателей», сделать вывод о наличии успешных практик по группе показателей.

10. Собрать матрицу «тревожных показателей» по всем трем блокам, произвести рейтин-гование «тревожных показателей», сделать вывод о наличии проблемных зон.

11. Произвести корреляцию (определить связь) между «тревожными показателями» разных блоков. Выявить зависимости - прямые и обратные.

12. Проанализировать регионы, которые находятся выше в рейтинге по итоговому баллу.

13. Выбрать для сравнения:

регион «абсолютный лидер» по всем регионам,

регион «лидер» по федеральному округу, в котором находится анализируемый регион;

регион анализируемый.

14. Проанализировать показатели исследуемого региона на фоне выбранных регионов для определения фиксации и понимания факта.

15. Выбрать регион выше по рейтингу настолько, насколько планируется достижение возможного и желаемого результата исследуемого региона в следующий период деятельности и такта мониторинга.

16. Аналогично по пунктам, представленным выше, проанализировать (в случае возможности открытости данных) блоки мотивирующего мониторинга выбранного региона.

17. Выявить «позитивные показатели», определить сильные стороны выбранного для сравнения региона. Обратиться в случае понимания целесообразности за опытом к региону.

18. Определить «тревожные показатели», определить слабые стороны (в случае их наличия), установить корреляцию (возможную связь и зависимости) показателей. Исследовать комплекс управленческих мер выбранного региона (в открытых источниках данных, на сайте РОИВ выбранного региона).

19. Разработать «дорожную карту» комплекс мер, направленных на устранение выявленных дефицитов.

20. Завершить анализ данных мотивирующего мониторинга подготовкой презентации результатов анализа и аналитической справкой, представленной на рассмотрение заседания коллегии регионального министерства образования, общественного совета при министерстве образования.

21. Разработать стратегию развития образовательной системы с учетом результатов проведенного анализа данных мотивирующего мониторинга и внесения необходимых показателей для мониторинга органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по реализации задач государственной политики в сфере образования и молодежной политики.

Среди показателей мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования в разделе I «Показатели создания условий для достижения результатов» определен п. 20 «Механизмы управления качеством образования» (Приложение № 1 к Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования) [2].

Согласно статистической справке ФИОКО по результатам оценки региональных механизмов управления качеством образования (далее - РУМ) в Ростовской области в 2021 году промежуточный результат региона составил 590 из 1105 возможных баллов, индекс региона 53%, рейтинг региона 44-45 место. В 2020 году результат региона составил 203 балла из 321, индекс региона был равен 63%, рейтинг региона - 27 место.

В ходе анализа результатов экспертной оценки были выявлены тревожные тенденции (непредставленность материалов при реально проведенной работе; незавершенность оформления предъявленного документа к экспертизе и др., а также негативные позиции, среди которых:

раздел «Показателей» получил низкую оценку по следующим причинам: не разработаны (не представлены) показатели для проведения мониторинга на муниципальном и школьном уровнях по направлениям: «Система организации воспитания обучающихся», «Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»; несоответствие показателей в разделах: «Система обеспечения профессионального развития педагогических работников», «Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций».

В ходе анализа был сделан вывод о необходимости обращения особого внимания на разделы «Анализ результатов мониторинга» и «Анализ эффективности принятых мер». Отсутствие анализа по направлениям «Система организации воспитания обучающихся», «Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи» определяет задачи по устранению данных замечаний.

К числу позитивных тенденций было отнесено:

1. Раздел «Управленческие решения» по 6 направлениям из 8 получил 100 баллов: основаниями для управленческих решений являются приказы Минобразования РО по результатам реализации всех 6 направлений, решения РУМО и ученого совета РИПК и ППРО._

2. По разделу «Цели» оценки РСОКО поставлено 70 баллов: направления «Система мониторинга качества дошкольного образования», «Система оценки качества подготовки обучающихся», «Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций», «Система организации воспитания обучающихся», «Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся» имеют от 83% до 100%.

На рис. 1 представлены обобщенные данные, полученные в 2021 году по Ростовской

области по двум показателям (механизмам) -«механизмы управления качеством образовательных результатов» и «механизмы управления качеством образовательной деятельности». Каждый механизм представлен в виде восьми направлений (систем), включающих в свою очередь шесть компонентов, определяющих реализацию полного управленческого цикла: цели; показатели, методы сбора информации; мониторинг; анализ, адресные рекомендации; меры, управленческие решения; анализ эффективности принятых мер.

Итог по направлению Анализ эффективности принятых мер Управленческие решения Меры, мероприятия Адресные рекомендации Анализ результатов мониторинга Мониторинг показателей Методы сбора и обработки информации Показатели Цели

О

20

40

60

80

100

100

механизмы управления качеством образовательной деятельности ■ механизмы управления качеством образовательных результатов

120

Рисунок 1 - Результаты по направлениям п. 20 «Механизмы управления качеством» мотивирующего мониторинга в 2021 году

Тщательному анализу подлежали результаты всех восьми направлений РУМ. Так, например, при проведении анализа результатов мониторинга показателей по выявлению профессиональных дефицитов педагогических работников элементы кластеризации не используются, а факторы, влияющие на результаты анализа, проводимого по итогам мониторинга показателей по выявлению динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения, не выявлены.

В целом, актуальным в деятельности ИПК/ИРО становится развитие аналитического направления, контроль за зонами низкого качества в уровне квалификации педагогических работников, комплексное сопровождение персонифицированной модели опережающего

развития педагогических кадров Ростовской области с учетом результатов оценки качества образования в регионе.

Важен учет при разработке показателей эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров показателей мотивирующего мониторинга и показателей оценки механизмов управления качеством образования в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. Особо актуальной становится задача обобщения аналитических данных единого федерального цифрового портала дополнительного профессионального образования Академии Минпросвещения России в целях управления развитием кадрово-

го потенциала Ростовской области.

РО РИПК и ППРО предстоит и дальше выполнять значимую роль в реализации полного цикла управленческой деятельности по обеспечению качества общего образования, в части разработки концептуальных документов, содержащих цели, показатели, методы сбора и обработки информации, а также подготовки процессуальных документов, например, адресных рекомендаций по улучшению качества образования и внедрению лучших практик педагогической и управленческой деятельности.

Предстоит:

1. Внутренний аудит дополнительных профессиональных программ с целью соотнесения с результатами мониторинговых процедур.

2. Разработка дополнительных профессиональных педагогических программ (далее -ДПП) в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных:

проблемных зон в ходе анализа статистических отчетов по результатам ЕГЭ, ОГЭ, ВПР;

дефицитов, выявленных Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ);

Новые ДПП должны включать современные форматы (смешанный, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, дистанционный).

3. Создание регионального реестра дополнительных профессиональных программ, в том числе программ формирования «гибких» компетенций педагогических работников и управленческих кадров.

4. Диагностика профессиональных компетенций педагогов в условиях ЦНППМ -центральный узел системы профмастерства и гибкий инструмент, позволяющий выстраивать политику в отношении программ ДПО. ЦНППМ способен определять заказ для ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО на разработку ДПП.

5. Наделение ЦНППМ полномочиями координатора региональной системы научно-методического сопровождения педагогичес-

ких работников и управленческих кадров.

6. Проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках федерального проекта «Современная школа». Сопровождение педагогических команд образовательных организаций.

7. Обеспечение федерального реестра (далее - ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих актуальным запросам системы образования.

8. Обучение кандидатов в федеральные эксперты из организации ДПО.

9. Создание новых и использование действующих стажировочных площадок для развития предметных, психолого-педагогических, метапредметных, методических и других профессиональных компетенций педагогических работников; очной стажировки и стажировки с применением ЭО, ДОТ.

10. Разработка «дорожной карты» развития кадрового потенциала системы образования по результатам диагностики профессиональных компетенций педагогических работников на основе единых федеральных оценочных материалов (с учетом региональных особенностей).

11. Создание единой информационно-методической базы ресурсов, реестров, банков научно-методических материалов и лучших региональных практик.

12. Принятие управленческих решений по организации сопровождения профессионального развития педагогических работников в образовательной организации с наставником, тьютором и др.

13. Разработка программы развития РИПК и ППРО. Общая стратегия развития института предполагает:

усиление аналитического направления в деятельности как на внешнем контуре (РСОКО, маркетинг, выявление потребностей потребителей, агрегирование информации о региональной системе ДПО),

так и внутри организации - внутренняя система оценки качества дополнительного профессионального образования, экспертиза ДПП, оценка реализации ДПП, внутренний аудит системы менеджмента качества образовательных услуг, рейтинг ППС, подготовка внутренних регламентов работы и рабочих мест, определение рациональных критериев для оценки своей работы;

повышение стоимости организации через повышение качества услуг, увеличение ассортимента, повышения качества основного «бизнес-процесса», выведение на рынок новых продуктов, снижение количества рекламаций;

развитие кадрового потенциала Института, повышение квалификации персонала, развитие по типу «самобучающейся организации», повышение мотивации персонала, в том числе с применением материальных стимулов.

14. Обновление организационной структуры ИПК (открытие актуальных структурных подразделений).

Решение данных задач возможно в условиях тесного взаимодействия участников РСОКО (отделов министерства общего и профессионального образования Ростовской области, ГАУ РО РИАЦ РО, ГБУ «Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования», муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования; общеобразовательных организаций).

Список литературы

1. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах в субъектах Российской Федерации / Федеральный институт оценки качества образования. - Москва, 2020. - 170 с. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/%D0%9C%D0% B5%D 1 %82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0 %BA%D0%B8/%D0%9C%D0%B5%D 1 %82% D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1 %87%D0%B5 %D 1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D 1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D 1 %

86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE %20%D0%BF%D 1%80%D0%BE%D0%B2%D 0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8 %D 1 %8E%20%D0%BE%D 1 %86%D0%B5%D 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0 %B5%D 1 %85%D0%B0%D0%BD%D0%B8% D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D 1 %83%D0%BF%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D 0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F %202020_.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

2. Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования : распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01 сентября 2021 г. № Р-210 -URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazheme-minprosveshchenija-rossii-ot-01092021-n-r -210-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 01.12.2021).

3. Савиных, Г. П. Методические службы сегодня: как перейти «от измерений к изменениям» //Аккредитация в образовании. - 2020. -№7(123). - С. 52-56.

4. Савиных, Г. П. Муниципальные методические службы: смена парадигмы. От агрегатора формальной отчетности - к субъекту аналитической адресной работы с педагогом / Г. П. Савиных, И. С. Кладова // Аккредитация в образовании. - 2021. - № 126.

References

1. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke k provedeniyu ocenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya v sub"ektah v sub"ektah Rossijskoj Federacii / Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovaniya. - Moskva, 2020. - 170 s. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/%D0%9C%D0% B5%D 1 %82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0 %BA%D0%B8/%D0%9C%D0%B5%D 1 %82% D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1 %87%D0%B5 %D 1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D 1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1% 86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE %20%D0%BF%D 1%80%D0%BE%D0%B2%D

0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8 %D 1 %8E%20%D0%BE%D 1 %86%D0%B5%D 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0 %B5%D 1 %85%D0%B0%D0%BD%D0%B8% D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2%20%D 1 %83%D0%BF%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D 0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 1 %8F %202020_.pdf (data obrashcheniya: 01.12.2021).

2. Metodologiya motiviruyushchego monitoringa deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii, osushchestvlyayushchih gosudarstvennoe upravlenie v sfere obrazovaniya : rasporyazhenie Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 01 sentyabrya 2021 g. № R-210 -URL: https://legalacts .ru/ doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-01092021-n-r-210-ob-utverzhdenii/ (data obrashcheniya: 01.12.2021).

3. Savinyh, G. P. Metodicheskie sluzhby segodnya: kak perejti «ot izmerenij k izmeneniyam» //Akkreditaciya v obrazovanii. -2020. - № 7(123). - S. 52-56.

4. Savinyh, G. P. Municipal'nye metodicheskie sluzhby: smena paradigmy. Ot

agregatora formal'noj otchetnosti - k sub"ektu analiticheskoj adresnoj raboty s pedagogom / G. P. Savinyh, I. S. Kladova // Akkreditaciya v obrazovanii. - 2021. - J№126.

Сведения об авторе

Эпова Надежда Павловна - кандидат психологических наук, доцент, исполняющий обязанности ректора ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону

Information about author

Epova N.P. - Candidate of Psychological Sciences, Docent, the Rector-in-Charge of State Budget Institution of Additional Professional Education of Rostov region «Rostov Institution of Advanced Training and Professional and Retraining of Educational Staff», Director of Center of Continuous Professional Mastery Advance of Pedagogical Staff, Rostov region, Rostov-on-Don

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.