Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОЛОДЫЕ ПЕДАГОГИ / РЕСУРСНО-ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вандышева Людмила Владимировна, Карпова Юлия Викторовна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность статьи связана с определенными на государственном уровне стратегическими задачами современного педагогического образования, требованиями, предъявляемыми к обучающимся в образовательных организациях и требованиями профессиональных стандартов к молодым педагогам как носителям инновационного потенциала, передовых педагогических технологий. Значимую роль в создании условий для профессионального становления молодых педагогов играют федеральные проекты, благодаря которым институциональные ресурсы, способствующие вовлечению молодых педагогов в национальную систему профессионального роста. Методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов позволит разрешить сложившиеся противоречия между: готовностью молодых педагогов совершенствоваться в профессии и ограниченным спектром методических инструментов, позволяющих развивать профессиональную рефлексию, активность педагогов в профессии; необходимостью решения проблем, возникающих у молодых педагогов и недостатком форм методической работы, позволяющих решить проблемы молодых педагогов. Стремление решить заявленные противоречия определило проблему нашего исследования. Цель исследования: обосновать сущность методического сопровождения профессионального сопровождения молодых педагогов и конкретизировать особенности данного процесса в Самарской области. Методология (материалы и методы). Обращение к теории профессионализации (Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков и др.) позволяет уточнить сущность профессионального становления молодых педагогов; теория методического сопровождения (М. Н. Певзнер, Е. Е. Шестернинов и др.) помогает конкретизировать направления методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов; идея ресурсно-потенциального подхода (А. Г. Тюриков, Е. В. Таракановская, Д. А. Кунижева) ориентирует на исследование потенциала молодых педагогов. Результаты. На основе теоретического анализа научной литературы, анализа информационно-коммуникационных ресурсов и анкетирования молодых педагогов выявлены особенности методического сопровождения молодых педагогов Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вандышева Людмила Владимировна, Карпова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHERS OF THE SAMARA REGION

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of the article is associated with the defined at the state level the strategic objectives of modern teacher education, the requirements for students in educational organizations and the requirements of professional standards for young teachers as carriers of innovative potential, advanced pedagogical technologies. Federal projects play a significant role in creating the conditions for the professional development of young teachers, thanks to which institutional resources that promote the involvement of young teachers in the national system of professional growth. Methodological support of professional development of young teachers will allow to resolve the existing contradictions between: the readiness of young teachers to improve in the profession and the limited range of methodological tools to develop professional reflection, activity of teachers in the profession; the need to solve the problems arising in young teachers and the lack of forms of methodological work to solve the problems of young teachers. The desire to solve the stated contradictions defined the problem of our study. The goal of research is to substantiate the essence of methodological support for young teachers and to specify the peculiarities of this process in the Samara region. Methodology. The theory of professionalization (E. A. Klimov, Y. P. Povarenkov, etc.) allows us to clarify the essence of professional development of young teachers; the theory of methodological support (M. N. Pevzner, E. E. Shesterninov, etc.) helps to specify directions of methodological support for professional development of young teachers; the idea of the resource-potential approach (A. G. Tyurikov, E. V. Tarakanovskaya, D. A. Kunizheva) focuses on researching young teachers' potential. Results. Based on a theoretical analysis of the scientific literature, analysis of information and communication resources and questionnaire survey of young teachers identified features of methodological support for young teachers in Samara region.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК: 371.12

Методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов Самарской области

Л. В. Вандышева

Ь«р8://огаё.ог§/0000-0002-9894-491Х vandyshevalyudmila@mail.ru

Ю. В. Карпова

https://orcid.org/ 0000-0002-0774-4948 master.sipkro@gmail.com

Methodological support for professional development of young teachers of the Samara region

L. V. Vandysheva Yu. V. Karpova

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность статьи связана с определенными на государственном уровне стратегическими задачами современного педагогического образования, требованиями, предъявляемыми к обучающимся в образовательных организациях и требованиями профессиональных стандартов к молодым педагогам как носителям инновационного потенциала, передовых педагогических технологий.

Значимую роль в создании условий для профессионального становления молодых педагогов играют федеральные проекты, благодаря которым институциональные ресурсы, способствующие вовлечению молодых педагогов в национальную систему профессионального роста.

Методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов позволит разрешить сложившиеся противоречия между: готовностью молодых педагогов совершенствоваться в профессии и ограниченным спектром методических инструментов, позволяющих развивать профессиональную рефлексию, активность педагогов в профессии; необходимостью решения проблем, возникающих у молодых педагогов и недостатком форм методической работы, позволяющих решить проблемы молодых педагогов. Стремление ре-

шить заявленные противоречия определило проблему нашего исследования.

Цель исследования: обосновать сущность методического сопровождения профессионального сопровождения молодых педагогов и конкретизировать особенности данного процесса в Самарской области.

Методология (материалы и методы). Обращение к теории профессионализации (Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков и др.) позволяет уточнить сущность профессионального становления молодых педагогов; теория методического сопровождения (М. Н. Певзнер, Е. Е. Шестернинов и др.) помогает конкретизировать направления методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов; идея ресурсно-потенциального подхода (А. Г. Тюриков, Е. В. Таракановская, Д. А. Кунижева) ориентирует на исследование потенциала молодых педагогов.

Результаты. На основе теоретического анализа научной литературы, анализа информационно-коммуникационных ресурсов и анкетирования молодых педагогов выявлены особенности методического сопровождения молодых педагогов Самарской области.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of the article is associated with the defined at the state level the strategic

objectives of modern teacher education, the requirements for students in educational organizations and the requirements of professional standards for young teachers as carriers of innovative potential, advanced pedagogical technologies.

Federal projects play a significant role in creating the conditions for the professional development of young teachers, thanks to which institutional resources that promote the involvement of young teachers in the national system of professional growth. Methodological support of professional development of young teachers will allow to resolve the existing contradictions between: the readiness of young teachers to improve in the profession and the limited range of methodological tools to develop professional reflection, activity of teachers in the profession; the need to solve the problems arising in young teachers and the lack of forms of methodological work to solve the problems of young teachers. The desire to solve the stated contradictions defined the problem of our study. The goal of research is to substantiate the essence of methodological support for young teachers and to specify the peculiarities of this process in the Samara region. Methodology. The theory of pro-fessionalization (E. A. Klimov, Y. P. Povarenkov, etc.) allows us to clarify the essence of professional development of young teachers; the theory of methodological support (M. N. Pevzner, E. E. Shesterni-nov, etc.) helps to specify directions of methodological support for professional development of young teachers; the idea of the resource-potential approach (A. G. Tyurikov, E. V. Tarakanovskaya, D. A. Kunizheva) focuses on researching young teachers' potential.

Results. Based on a theoretical analysis of the scientific literature, analysis of information and communication resources and questionnaire survey of young teachers identified features of methodological support for young teachers in Samara region.

Ключевые слова: профессиональное становление личности, методическое сопровождение, молодые педагоги, ресурсно-потенциальный подход, личностный потенциал, инструментальный потенциал, учебно-методическое сопровождение, научно-методическое сопровождение, формы методического сопровождения.

Keywords: professional development of personality, methodological support, young teachers, resource-potential approach, personal potential,

instrumental potential, educational and methodological support, scientific and methodological support, forms of methodological support.

Введение. Стратегические задачи современного образования обозначены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (от 7 мая 2012 г. № 599), Федеральном проекте «Образование» и входящих в его состав федеральных проектах «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка» и т. д. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статье 47, п. 2 признается «особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда».

Целевой установкой современного российского образования, согласно Указа Президента Российский Федерации В. В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является повышение конкурентоспособности российского образования, что достигается выявлением, поддержкой способностей и талантов у молодежи; внедрением национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций; формированием системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста; созданием условий для развития наставничества и т. п. Кроме этого, отмечаем, что требования федеральных образовательных стандартов нового поколения ориентируют педагогов на повышение качества своей профессиональной деятельности.

Таким образом, современный педагог является носителем постиндустриальной парадигмы образования и основным субъектом инновационных процессов в образовательной сфере. Современная ситуация пандемии обуславливает возникновение новых векторов профессиональной деятельности педагогов, связанных с поиском ответа на вопросы: чему учить и как учить с тем, чтобы обеспечить эффективное общекультурное, личностное, познавательное развитие обучающихся. В этой ситуации профессиональное становление педагога во многом связано со сформированностью у личности самостоятельности, ответственности, готовности к творчеству, принятию инноваций и т. д. Однако молодые педагоги, только входящие в профессиональное сообщество, адаптирующиеся к образовательному пространству, приобретающие профессиональный опыт, нуждаются в опытных авторитетных наставниках и методическом сопровождении профессионального становления. Обеспечение этими ресурсами влияет на формирование у молодых педагогов ориентира на опережающий характер своего становления в профессии.

Достижение целевой установки образования в Самарской области обеспечивается Федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование», направленным на обеспечение качества общего образования путем внедрения национальной системы учительского роста. Эта система уровней профессиональных компетенций, позволяет описать развитие профессиональной деятельности педагога на основе постоянно усложняющихся профессиональных действий. В результате основные уровни квалификации педагога представляются развивающейся системой, на основе которой возможно построение модели вертикального и горизонтального профессионального становления педагога: от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до педагога-наставника (высший уровень квалификации).

Реализация в Самарской области национального проекта «Образование» стала основанием для создания Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ). Аналогичные Центры, созданные в разных регионах РФ, призваны стать ведущими институтами вовлечения педагогических работников

и управленческих кадров в национальную систему профессионального роста. Эта миссия, в частности, отмечена в Распоряжении Министерства Просвещения РФ от 04.02.2021 № Р-33 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров». Ведущее направление деятельности ЦНППМ - методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов. Заявленные образовательные ориентиры определяют актуальность профессионального становления молодых педагогов, что требует создания условий для методического сопровождения этого процесса.

Обзор литературы. В научной литературе наряду с понятием «становление» широко используется понятие «профессиональное становление личности». Значительное влияние на развитие теории профессионального становления личности оказали отечественные психологи Е. А. Климов [1], Ю. П. Поваренков [2] и др. Профессиональное становление понималось как становление субъекта труда, общения и познания (Б. Г. Ананьев) [3], прогрессивное изменение психики человека при освоении и выполнении профессионально ориентированных видов деятельности (Э. Ф. Зеер) [4], длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности (Т. В. Кудрявцев) [5], процесс профессионализации личности, в ходе которого происходит развитие социальной зрелости, новых профессионально важных качеств и переход личности на следующий уровень профессионализма (А. К. Маркова) [6].

Профессиональное становление предполагает поэтапное разрешение противоречий между социально-профессиональными требованиями и желаниями, возможностями молодого педагога. Выделяют следующие этапы профессионального становления, по концепции профессиональной зрелости Д. Сьюпера: подготовительный (довузовский), начальный (вузовский), основной (послевузовский) [7]. Становление профессионала происходит на заключительной стадии, когда личность решает различные познавательные, морально-нравственные, комму-

никативные задачи, что в свою очередь приводит к освоению профессионально значимых и личностных качеств. Таким образом, можно утверждать, что профессиональное становление молодых педагогов является понятием, которое «вписывается» в процесс развития личности и характеризуется как некое переходное состояние от непрофессионализма к профессиональному самоопределению, поскольку для молодых педагогов открываются новые стороны их профессиональной деятельности, требующие развития личностных и профессионально значимых качеств, способностей. В процессе профессионализации молодые педагоги выступают как активные субъекты профессионального развития. Об их социальной зрелости можно судить по практическим действиям, по степени согласованности общественных и личных интересов: насколько в личности представлены социально значимые качества и являются ли они личностно значимыми регуляторами.

Модернизация и гуманизация образования способствовали введению в педагогический дискурс понятия «сопровождение» [8; 9], которое можно понимать, как следование или нахождение рядом с человеком (группой) с тем, чтобы своевременно оказать помощь, поддержку, защитить в уже сложившейся проблемной ситуации или с тем, чтобы предотвратить наступление таковой.

В педагогической литературе отмечено, что методическое сопровождение молодых педагогов предполагает создание социально-психологических условий [10] и реализуется по следующим направлениям: психолого-педагогическое, методическое, научно-методическое (научно-исследовательское), учебно-методическое, организационно-управленческое и др. [11; 12]. Выделяем научно-методическое и учебно-методическое направления. Основы первого из заявленных направлений были заложены в 90-е гг. ХХ в. и получили развитие в трудах Е. И. Казаковой [13], М. Н. Певзнера [14], Е. Е. Шестернинова [15] и др. Научно-методическое сопровождение деятельности учителя - это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности [16, с. 25].

Учебно-методическое сопровождение организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, как отмечают С. Г. Во-ровщиков и М. М. Новожилова, может находить свое выражение в методических рекомендациях учителям, дидактических рекомендациях учащимся и т. д. [17].

Анализ научной и методической литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время методическое сопровождение молодых педагогов реализуется в таких формах, как методические объединения, школы и клубы молодых педагогов [18], организация наставничества, центров сопровождения молодых педагогов [19] и др.

Методология (материалы и методы). Обращение к теории профессионализации (Е. А. Климов, Ю. П. Поваренков и др.) позволяют уточнить сущность профессионального становления молодых педагогов. Теория методического сопровождения (М. Н. Певзнер, Е. Е. Ше-стернинов и др.) помогает конкретизировать сущность направлений методического сопровождения молодых педагогов (педагогическое, организационное, методическое). Идея ресурсно-потенциального подхода (А. Г. Тюриков, Е. В. Таракановская, Д. А. Кунижева) ориентирует на исследование потенциала молодых педагогов в двух аспектах: личностный потенциал представлен знаниями, умениями, навыками, мотивацией, ценностями, личностными качествами молодых педагогов, а институциональный потенциал определяется эффективностью деятельности различных социальных институтов по содействию профессиональному становлению молодых педагогов [20].

Цель исследования: обосновать сущность методического сопровождения профессионального сопровождения молодых педагогов и конкретизировать особенности данного процесса в Самарском регионе.

Для достижения цели исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы представлены анализом научных источников и нормативных документов по заявленной проблематике. Эмпирические методы: анализ документов и анкетирование.

Выявлено, что основные аспекты методической работы в системе общего образования Самарской области представлены на сайте Мини-

стерства образования и науки Самарской области. Изучение этого сайта позволило конкретизировать ключевые цели и задачи методической работы системы общего образования Самарской области. Выявлены законодательные, нормативно-правовые основы, позволяющие обновлять организационные и содержательные механизмы методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов (приказы, планы работы и др.) и документы, которые регламентируют организацию работы с молодыми педагогами (распоряжения, положения, планы работы и т. п.). Отмечена актуальность создания профессиональных сообществ педагогов образовательных организаций, ведущих инновационную деятельность (приказ Министерства образования и науки Самарской области от 01.10.2015 № 383-од с изменениями и дополнениями).

На сайте Министерства образования и науки Самарской области представлены адреса семнадцати организаций, оказывающих методическое сопровождение. Анализ сайтов этих организаций был проведен в апреле 2021 г.

Анкетирование проводилось в социальной сети «ВКонтакте», в группе «Молодой педагог» c целью выявления особенностей методического сопровождения молодых педагогов в Самарском регионе. Было опрошено 1505 молодых педагогов: 90,4% опрошенных женщин, 9,5% -мужчин. Анкета была представлена в Google форме и включала блоки вопросов о формах методического сопровождения молодых педагогов; степени активности участия молодых педагогов в профессиональных объединениях; профессиональных затруднениях, побуждающих запрос молодых педагогов о методическом сопровождении.

Результаты и их описание

Ключевые цели методической работы системы общего образования Самарской области сводятся к повышению уровня профессионально-педагогической культуры педагогов на основе выявленных профессиональных дефицитов и потребностей региона; обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в современных условиях; формирование управленческого резерва для учреждений образования Самарской области; создание системы работы с молодыми педагогами.

В ЦНППМ в 2021 году разработана и реализуется Программа методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов в общеобразовательных организациях Самарской области (далее - Программа) (утверждена ректором государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования» - далее ГАУ ДПО СО ИРО). Цель Программы - организовать методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов в общеобразовательных организациях Самарской области. Задачи Программы:

1. Сформировать условия эффективного методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов.

2. Проанализировать педагогические дефициты, затруднения методического характера при решении педагогических задач у молодых педагогов.

3. Выявить инновационные эффективные педагогические практики молодых педагогов, а также инновационные методы обучения и воспитания в общеобразовательных организациях.

4. Обеспечить информационно-методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов.

5. Разработать и распространить различные форматы методического сопровождения (методические пособия, рекомендации, буклеты, отчеты и т. д.) профессионального становления молодых педагогов.

6. Внедрить разнообразные формы повышения профессионального мастерства молодых педагогов.

Эффективность Программы будет оцениваться по следующим показателям (относительно общего количества участников):

- доля общеобразовательных организаций (от общего количества в Самарской области), ставших участниками Программы;

- создание и функционирование Совета молодых педагогов при ЦНППМ;

- доля молодых педагогов, входящих в состав группы «Молодой педагог» ВКонтакте;

- доля молодых педагогов, продемонстрировавших эффективные педагогические практики, признанные педагогическим сообществом;

- наличие банка методических материалов, актуальных для молодых педагогов;

- организация интерактивных практикумов «Методические основы формирования и развития учебной мотивации обучающихся», «Методические основы реализации технологического подхода на современном уроке», «Методические основы реализации дифференциации и индивидуализации на уроке», «Методические аспекты применения формирующего оценивания на уроках»;

- проведение областного конкурсного отбора лучшего педагогического опыта «Я - молодой учитель»;

- организация областной выставки «Молодые молодым»;

- наличие аналитического отчета об опыте методического сопровождения профессионального сопровождения молодых педагогов на основе анализа сайтов;

- наличие аналитического отчета мониторинга по формированию педагогического актива;

- наличие аналитического отчета о результатах проведения социологического исследования в группе «Молодой педагог» ВКонтакте;

- наличие публикаций о готовности молодых педагогов в составе Совета молодых педагогов решать приоритетные задачи в области образования;

- наличие аналитического отчета о мониторинге сетевого взаимодействия молодых педагогов;

- наличие аналитического отчета по итогам реализации Программы.

Формирование условий эффективного методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов предполагает:

- создание рабочей группы, назначение регионального куратора Программы, территориальных и школьных кураторов;

- создание на базе ЦНППМ Совета молодых педагогов, в состав которого войдут молодые педагоги - лучшие представители общеобразовательных организаций Самарской области;

- разработку Устава Совета молодых педагогов;

- конкретизацию списка общеобразовательных организаций - участников Программы,

- создание пакета документов, регламентирующих реализацию настоящей Программы.

Определены основные направления и содержание деятельности ЦНППМ по работе с молодыми педагогами.

Аналитическое направление методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов предполагает:

- изучение, обобщение и распространение эффективного опыта педагогической деятельности молодых педагогов, направленной на достижение приоритетных задач в области образования.

Информационное направление методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов сводится:

- к информированию молодых педагогов о новых тенденциях развития образования, возможностях участия в образовательных инициативах (проектах, педагогических марафонах и др.), о передовом педагогическом опыте, авторских методиках обучения, получивших поддержку в педагогическом сообществе, о ресурсах неформального и информального образования, включающих профессиональные педагогические сообщества, ассоциации, клубы, научно-практические мероприятия и т. д.

- составлению банка данных методических материалов, актуальных для молодых педагогов.

Организационно-методическое направление включает:

- обеспечение комплексного методического сопровождения молодых педагогов (педагогических коллективов, управленческих кадров);

- обеспечение методического переноса молодыми педагогами приобретенных профессиональных компетенций в практику обучения и воспитания;

- разработку методических пособий, методических рекомендаций, методических материалов с последующим их распространением в территориальных управлениях министерства образования и науки Самарской области, ресурсных центрах, общеобразовательных учреждениях Самарской области и размещением в социальной сети, на сайтах участников Программы;

- организационно-методическое сопровождение мероприятий, проводимых участниками-партнерами Программы;

- организацию взаимодействия и координация деятельности участников-партнеров Программы с иными субъектами системы образования с целью реализации согласованной методической деятельности.

Консультационное направление предлагает:

- консультирование молодых педагогов образовательных организаций в ходе организации и реализации мероприятий настоящей Программы;

- популяризацию новых тенденций развития образования, инновационных эффективных педагогических практик, возможностей участия в образовательных инициативах, о передовом педагогическом опыте, авторских методиках обучения и т. д.

- консультирование в рамках сетевого взаимодействия с молодыми педагогами.

В рамках реализации Программы проведен анализ сайтов образовательных организаций, ресурсных центров, общественных организаций, который позволил выявить направления методического сопровождения профессионального сопровождения молодых педагогов: учебно-методическое и научно-методическое. Среди форм учебно-методического направления методического сопровождения выделены: семинары-совещания заместителей директоров школ; организация наставничества; научно-практические конференции различного уровня; профессиональные конкурсы, обмен успешными методическими продуктами педагогов; программы повышения квалификации педагогов.

К формам научно-методического направления методического сопровождения отнесены: мониторинг и анализ; масштабные исследования; анализ различных аспектов методической работы и отдельных элементов системы (работа с молодыми педагогами, деятельность методических объединений и профессиональных сообществ регионального и окружного уровня (учебно-методических объединений, региональных инновационных площадок), результатов профессиональных конкурсов; методические продукты деятельности работы учебно-методических объединений всех уровней, деятельность по методической поддержке молодых педагогов; организация публикаций лучших образцов педагогической практики.

С целью конкретизации результатов анализа сайтов отметим, что на сайте ГАУ ДПО СО ИРО преобладает информация, актуальная для молодых педагогов, как на основном сайте, так и на сайте ЦНППМ.

Региональный центр трудовых ресурсов не выделяет молодых педагогов как самостоя-

тельную категорию среди педагогических кадров региона. Представленная информация носит ознакомительный, ориентирующий характер.

На сайте Регионального центра мониторинга в образовании новостная лента постоянно обновляется, однако информация о курсах и семинарах, которые могли бы быть интересны молодым педагогам, датируется 2020 г. На сайте Центра развития образования г. о. Самара в меню сайта выделено «Методическое пространство» и представлена информация об актуальных современных мероприятиях.

Интерес представляют материалы сайтов ресурсных центров. Конкретизируем некоторые из них. Так, анализ сайта красноярского ресурсного центра позволил выделить подраздел «Методические рекомендации», содержание которого сводится к информации за 2020 г. Материалы направлены на решение методических вопросов составления различных программ, по организации проектно-исследовательской, профориента-ционной деятельности обучающихся, профилактике у них девиантного поведения и т. д. К числу методических материалов отнесены методический анализ, методические рекомендации, интерактивные программы, сценарии мероприятий, методическое пособие. Подраздел «В помощь молодому педагогу» содержит «Памятку для молодого педагога по организации учебного занятия», методические рекомендации «В помощь начинающему педагогу», «Адреса образовательных сайтов», «Триединая цель урока» и «Основные этапы урока». В подразделе ведется учет просмотров. Он составляет от 2592 до 3891. Наибольшее количество просмотров получили методические рекомендации.

Подраздел «Мониторинговые исследования» содержит аналитические справки о проведении мониторинга «Профессиональное развитие молодых педагогов образовательных организаций Северо-Западного управления образования и науки Самарской области» за 2017-2019 гг.

Представлена Программа мониторинга по использованию инновационного опыта учителей-победителей ПНПО, анкета для разных субъектов образовательной организации (2011 г.). В новостийном блоке сайта размещена информация о конкурсе «Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и вне-

урочной деятельности». Информация дублируется и в меню сайта «Деятельность» - «Конкурсы».

На сайте нефтегорского ресурсного центра в меню сайта заявлен «Клуб молодых педагогов». Презентация опыта клуба молодых педагогов Юго-Восточного образовательного округа заслуживает методического интереса молодых педагогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В период 2020/21 учебного года молодым педагогам предлагалась информация, связанная с методическим сопровождением участников Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2020. На сайте размещен План работы «Школы молодого педагога» на 2020 г. (далее - Школа). Среди форм деятельности Школы в 2020 г. заявлены: методическая поддержка участников конкурсов профессионального мастерства; консультирование, информирование участников конкурсов и потенциальных участников; заседания окружных методических предметных секций; рабочие совещания; окружные педагогические конференции; выставка образовательных ресурсов в рамках проведения Окружной педагогической конференции; спортивное мероприятие; анкетирование; составление и обновление баз данных. Отмечено разнообразие форм семинаров: семинары-практикумы, семинары по подготовке к конкурсам, обучающие семинары, окружные семинары профессионального мастерства. Анализ Программы окружного семинара «Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога» позволил выделить два основных вопроса, предложенные молодым педагогам: «Коммуникативные компетенции педагога» и «Психологический практикум «Агентство самопомощи».

Чапаевский ресурсный центр в блоке «Навигация» в разделе «Конкурсы» размещена информация об итогах окружных конкурсов методических разработок для педагогов ОО «Интернет-ресурсы в профориентационной работе» (2021 г.), методических разработок по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Палитра методических идей», профессионального мастерства «Методист-новатор 2021»; подводятся итоги муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года 2021».

Организационно-методический отдел Боль-шеглушицкого ресурсного центра предлагает разнообразные формы методического сопровождения: методические рекомендации, инструктивно-методическое письмо, учебно-методическое обеспечение, программы учебных предметов, рабочие программы и др. В одном списке расположены тестовые материалы, методические материалы для учителей-предметников, памятки для классных руководителей, материалы для подготовки к урокам, информация для родителей и т. д. и т. п. Предложенное расположение материалов усложняет их поиск, отбор.

Жигулевский ресурсный центр на сайте в подразделе «Школа педагогического мастерства» отразил итоги окружного конкурса «Молодой учитель Центрального округа - 2021». Предложено методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов окружного конкурса, фестивалей разного уровня, семинаров, программ и т. д., используя при этом различные формы учебно-методической работы.

Новокуйбышевский ресурсный центр среди форм методической работы с молодыми педагогами выделил: семинары по развитию профессиональной компетентности педагога, социальной и правовой поддержке молодых педагогов; консультирование и наставничество, позволяющие познакомить молодых педагогов с действующими нормативно-правовыми документами в сфере образования и выработать рекомендаций по их применению, реализовать образовательную программу «Профессиональное становление молодых педагогов»; выездные встречи; мероприятия и совещания на базе образовательных учреждений.

Сергиевский ресурсный центр в меню сайта «Деятельность» представляет информацию об учебно-методических объединениях, мониторинговых исследованиях, повышении квалификации, информационно-библиотечном центре, конкурсах. Представлена актуальная информация на апрель 2021 г. Методическое сопровождение деятельности молодых педагогов отражено в Программе выездного семинара молодых педагогов образовательных организаций Северного управления «Молодой педагог и инновации в образовательной организации. Траектория развития профессионала», а также ре-

зультатов окружного этапа областного конкурса «Молодой учитель» (2017-2020 гг.).

Отрадненский ресурсный центр в новостийном блоке сайта размещает рубрики: рабочие программы, итоги окружного конкурса «Без срока давности», семинары для учителей-предметников, материалы курса, «Технология составления портфолио конкурсного отбора» (информационное письмо СИПКРО с приглашением к участию в интерактивном практикуме». В правом сайдбаре (правый боковик) расположена рубрика «Дистанционный режим обучения», в которой находятся методические рекомендации педагогам, представленные материалами за 2020 г. о различных вебинарах. Интерес представляют материалы Школы молодого педагога, направленные на правовую, дидактическую, воспитательную, психолого-педагогическую подготовку молодых педагогов.

Одно из направлений деятельности центра информационных технологий г. о. Тольятти -методическая поддержка педагогов в области ИКТ, которая включает методические мероприятия для педагогов, методическую поддержку преподавания информатики и ИКТ, конкурсные мероприятия для педагогов и учащихся, ресурсы методической поддержки; выделены сетевые педагогические сообщества г. Тольятти. В структуре Центра выделен методический отдел.

На сайте Самарской областной организации профсоюзов работников народного образования и науки РФ представлены материалы совета молодых педагогов Самарской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Анализ сайтов образовательных организаций и ресурсных центров, осуществляющих методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов, позволяет сделать вывод о том, функционировании отлаженной сети методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов. Сайты многих образовательных организаций и ресурсных центров позволяют получить информацию о передовом педагогическом опыте, который отражен в архивах; широко представлена информация о проведении региональных профессиональных конкурсов (специальные разделы «Конкурсы»). Тем не менее отмечаем, что преобладает информация до начала пандемии.

Представим результаты анкетирования молодых педагогов.

Среди форм методического сопровождения молодых педагогов выявлены: ассоциации молодых педагогов, группа ВКонтакте «Молодой педагог», КВН молодых педагогов, клубы молодых педагогов, молодежная ассамблея, молодежные объединения, молодежный парламент, объединения молодых педагогов (молодых учителей), рабочие группы, профсоюзные советы молодых педагогов, слеты молодых педагогов, советы молодых педагогов, спортивный клуб, учебно-методические объединения, школы молодых педагогов (молодых учителей, молодых специалистов) и др. Выявление степени активности участия молодых педагогов в профессиональных объединениях, осуществляющих методическое сопровождение, позволило получить следующие результаты: участвовали в мероприятиях, предназначенных для молодых педагогов - 54%, не участвовали 46%. К числу мероприятий, в которых опрошенные приняли участие, отнесены: «Большой педагогический турнир», конкурсы («Лидер образования 2020», «Учитель года», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям»), конференции, круглые столы, курсы для молодых педагогов в центре развития образования, марафон для молодых педагогов, мероприятия ко Дню учителя, мероприятия ассоциации молодых педагогов, методический день «Открывая границы», окружной методический день для молодых педагогов, открытый урок, педагогические чтения молодых педагогов, практикумы, программа «наставничество», слеты молодых педагогов, семинары, фестивали («Фестиваль молодых педагогов», «Фестиваль методических идей молодых педагогов»), форум «Молодой учитель - успешный ученый», «Школа молодого педагога» и др.

Основными причинами участия в мероприятиях, по данным ответов опрошенных, являются: возможность получить новую информацию (52,5%), желание общаться с коллегами (52,2%), самореализация (51,8%), хотел(а) решить профессиональные затруднения (44,8%), материальное стимулирование (20,9%), «пригласил профсоюз» (0,9%). Отмечаем, что молодые педагоги решали познавательные, коммуникативные и морально-нравственные задачи. Выделена «добровольно-принудительная» причина: «на работе сказали, что нужно», «руковод-

ство направило», «участие было обязательным» (0,6%) - это может указывать на наличие противоречий между социально-профессиональными требованиями и представлениями, желаниями молодых педагогов.

На вопрос «Повлияло ли участие в этих мероприятиях на Ваше профессиональное становление?» положительный ответ дали 52%, отрицательный - 0,7%, затруднились ответить - 1,4%.

К числу профессиональных затруднений, побуждающих запрос молодых педагогов о методическом сопровождении, выделены: во-первых, затруднения методического характера. Они связаны с малым педагогическим опытом педагогов, который приводит к сложности реализации методики преподавания, затруднения, связанным с попытками замотивировать и заинтересовать некоторых учащихся; организации образовательного процесса; общению с родителями, с детьми с ОВЗ. Молодые педагоги отмечают проблемы в педагогическом коллективе: «не всегда есть помощь от наставника», «отсутствие помощи от коллег-предметников», «негативное отношение руководства», «принуждение к участию в конкурсах профессионального мастерства, при этом не учитываются возможности педагога», «скудная поддержка и требования, как к педагогам с 30-летним стажем». Кроме этого заявлены недостаточно сформированные навыки работы с информацией («слишком большой объем документации, не нужной», «бумажная волокита», «часто меняющаяся нормативная база», «заполнение электронного журнала»), проблемы, связанные с дистанционным форматом обучения. Отдельно выделены ответы, в которых заявлен недостаток методической литературы («очень трудно найти современную качественную методическую литературу», «мало методических разработок», «сложность составления технологической карты»). Выделены проблемы материального характера, влияющие на доступ к оборудованию. Решение этой проблемы находится, если молодые педагоги обращаются к наставнику, консультируются с коллегами, участвуют в тренингах, находят поддержку у родителей, публикуют собственные работы, участвуют в окружных методических мероприятиях и обсуждениях.

Обсуждение. К числу особенностей методического сопровождения профессионального

сопровождения молодых педагогов в Самарской области относим следующие:

- во-первых, методическое сопровождение базируется на системном, комплексном подходах, что наглядно иллюстрирует представленность организаций и ресурсных центров в различных округах Самарской области;

- во-вторых, дифференцированный подход позволяет осуществлять методическое сопровождение молодых педагогов с учетом их специализации (объединения дефектологов, учителей иностранных языков, учителей физической культуры и др.);

- в-третьих, основной задачей методического сопровождения выступает информирование молодых педагогов о предстоящих мероприятиях и возможностях, связанных с повышением профессионализма;

- в-четвертых, разнообразие форм методического сопровождения молодых педагогов (ассоциации, группа ВКонтакте, клубы, молодежная ассамблея, молодежные объединения, молодежный парламент, рабочие группы, профсоюзные советы молодых педагогов, слеты, советы молодых педагогов, спортивный клуб, учебно-методические объединения, школы молодых и др.) позволяет, реализуя различные потребности, способствовать формированию личностного потенциала молодых педагогов;

- в-пятых, недостаточно разработан механизм стимулирования вовлечения молодых педагогов и их участия на постоянной основе в деятельности организаций, осуществляющих методическое сопровождение молодых педагогов.

Обращаем внимание, что молодые педагоги имеют затруднения, связанные с адаптацией к образовательному пространству и выстраиванием коммуникации с его субъектами, приобретением педагогического опыта, недостаточной сформированностью технической компетентности - эти вопросы следует выносить в число приоритетных при организации мероприятий методического характера. Можно заключить, что требуется активизация работы сайтов образовательных организаций с целью технической поддержки методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов.

Заключение. В современной научной литературе заявлено многообразие различных направлений и форм методического сопровож-

дения профессионального сопровождения молодых педагогов, которые позволяют преодолевать различные затруднения и проблемы в профессии. Представляется актуальным дальнейшая систематизация этих направлений, форм и их конкретизация с учетом решаемых задач. Методическое сопровождение молодых педагогов относится к стратегической задаче современного российского образования, векторы решения которой обозначены на федеральном и региональном законодательных уровнях.

Методическое сопровождение профессионального сопровождения молодых педагогов -это научно-обоснованный процесс, реализуемый по различным направлениям, в разных формах и предполагающий выстраивание системы взаимодействия между молодыми педагогами и субъектами образовательного пространства на основе информационно -коммуникационных ресурсов.

К числу условий, которые позволяют эффективно осуществлять методическое сопровождение молодых педагогов Самарской области, относим наличие законодательной и организационной базы. Системный и комплексный процесс осуществляется на многочисленных площадках: образовательные организации, ресурсные центры, профсоюзные организации и др.

Основными направлениями методического сопровождения профессионального сопровождения молодых педагогов Самарской области являются: аналитическое, информационное, организационно-методическое, консультационное. Среди форм методического сопровождения молодых педагогов выделены: ассоциации молодых педагогов, группа ВКонтакте «Молодой педагог», КВН молодых педагогов, клубы молодых педагогов, молодежная ассамблея, молодежные объединения, молодежный парламент, объединения молодых педагогов (молодых учителей), рабочие группы, профсоюзные советы молодых педагогов, слеты молодых педагогов, советы молодых педагогов, спортивный клуб, учебно-методические объединения, школы молодых педагогов (молодых учителей, молодых специалистов) и др.

Делаем выводы на основе анализа сайтов образовательных субъектов, осуществляющих методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов о том, что в Самарской области существует единая информационно-коммуникационная сеть методи-

ческого сопровождения молодых педагогов, представленная сайтами различных организаций. Отмечаем, что преобладает информирование о профессиональных конкурсах, их результатах. Частота посещения сайтов молодыми педагогами повышается, если в содержании отражается деятельность профессиональных сообществ молодых педагогов, а также информация об актуальных или перспективных мероприятиях методического характера.

В качестве рекомендаций по оптимизации методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов на сайтах организаций можно предложить, во-первых, расширить на сайтах возможности для публикаций молодых педагогов, проявления их субъектной позиции в качестве авторов статей, корреспондентов и т. п. Во-вторых, тиражировать практику выделения молодых педагогов в качестве отдельной категории пользователей сайтов и предоставление им соответствующей информации. Это позволяет реализовать дифференцированный подход с учетом специализации молодых педагогов и их сообществ. В-третьих, необходимо постоянное обновление, актуализация информации для молодых педагогов. В первую очередь следует методически сопровождать решение затруднений, связанных с адаптацией к образовательному пространству и выстраиванием коммуникации с его субъектами, приобретением педагогического опыта, формированием технической компетентности. В-четвертых, введение отдельной опции по учету просмотров на сайтах позволяет специалистам, обеспечивающим методическое сопровождение, вносить коррективы в свою деятельность. В-пятых, важно обращать внимание на дизайн сайтов, поскольку недостаточная структурированность материалов усложняет ознакомление с ними.

Результаты анкетирования молодых педагогов позволили выявить участие многих молодых педагогов в массовых мероприятиях, посвященных региональным конкурсам, российским торжественным датам и т. п. У молодых педагогов преобладают профессиональные потребности в новой информации и самореализации, а также потребность в общении. Все опрошенные отметили положительное влияние своего участия на их профессиональное становление, а также возможность решения ряда

затруднений методического, коммуникативного, информационного характера. Тем не менее доля молодых педагогов не обеспечивается методическим сопровождением, что свидетельствует о необходимости активизации вовлечения молодых педагогов в мероприятия Программы, поиск форм и приемов привлечения, стимулирования, актуальных для молодежи.

Созданный в Самарской области Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников направляет свою деятельность на методическое сопровождение становление молодых педагогов в профессии. Разработанная Программа методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов в общеобразовательных организациях Самарской области в настоящее время реализуется с учетом полученных в ходе исследования результатов.

Благодарности. Выражаем благодарность редакции журнала за интерес к нашей работе, конструктивные замечания и предложения, доброжелательное общение.

Библиографический список:

1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. -Москва : Академия, 2004. - 304 с. - Текст : непосредственный.

2. Поваренков, Ю. П. Профессиональное становление личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07, 19.00.03 / Ю. П. Поваренков. - Ярославский гос. пед. ун-т. - Москва, 1999. - 38 с. - Текст : непосредственный.

3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии). Избранные психологические труды в 2 т. Т. 2 / под ред. А. А. Бодалева и др. -Москва : Педагогика, 1980. - 288 с. - Текст : непосредственный.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. - Москва : Юрайт, 2019. - 395 с. - Текст : непосредственный.

5. Кудрявцев, Т. В. Психология технического мышления. Процесс и способы решения технических задач / Т. В. Кудрявцев. - Москва : Педагогика, 1975. -304 с. - Текст : непосредственный.

6. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - Москва : Междуна-

родный гуманитарный фонд «Знание», 1996. -257 с. - Текст : непосредственный.

7. Super, D. E. Vocational Development: а framework of research. N. Y.: Bureau of Publications, Teachers College, Columbia University, 1957, pp. 135-142.

8. Мардахаев, Л. В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л. В. Мардахаев. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 6. - С. 7-10.

9. Решетников, В. Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования / В. Г. Решетников. - Текст : непосредственный // Омский научный вестник. - 2013. - № 5 (122). -С. 174-177.

10. Александрова, Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов / Е. А. Александрова. - Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 6 (117). -С.14-21.

11. Галицких, Е. О. Условия научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов: анализ результатов исследования / Е. О. Галицких, О. В. Давлятшина, З. В. Шилова. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 53-3. - С. 115-127.

12. Ичетовкина, Н. М. Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза / Н. М. Ичетовкина. - Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. - 2019. -№ 1-1. - С. 95-103.

13. Казакова, Е. И. Педагогическое сопровождение: Опыт международного сотрудничества / Е. И. Казакова. - Санкт-Петербург : На путях к новой школе, 1995. - 186 с. - Текст : непосредственный.

14. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия : монография / М. Н. Пе-взнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов [и др.] / под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с. - Текст : непосредственный.

15. Певзнер, М. Н. Развитие креативности в педагогической среде и создание условий для адресного научно-методического сопровождения педагогов в системе ПКРО / М. Н. Певзнер, Е. Е. Шестернинов. - Текст : непосредственный // Завуч. - 2004. - № 5. - С. 11.

16. Бобровникова, Е. Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства / Е. Р. Бобров-никова. - Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 2. - С. 24-28.

17. Воровщиков, С. Г. Метапредметная образовательная программа: проект целостной внутришкольной системы учебно-методического сопровождения формирования и развития культуры исследовательской деятельности учащихся / С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова. - Текст : непосредственный // Исследова-тель/Researcher. - 2018. - № 3-4. - С. 36-49.

18. Андреева, Л. Д. Психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя в управленческой культуре / Л. Д. Андреева. - Текст : непосредственный // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 1. - С. 170-172.

19. Глебова, З. В. Направления деятельности центра сопровождения молодых специалистов в системе научно-методической поддержки начинающих педагогов / З. В. Глебова. - Текст : непосредственный // Вестник КГУ. - 2018. -№ 3.- С. 158-160.

20. Тюриков, А. Г. Формирование и развитие научно-исследовательского потенциала молодежи в вузе / А. Г. Тюриков, Е. В. Таракановская, Д. А. Кунижева. - Текст : непосредственный // Власть. - 2020. - Т. 28, № 4. - С. 163-170.

References:

1. Klimov, E. A. Psychology of professional self-determination [Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya], Publishing center "Academy", 2004.304 p.

2. Povarenkov, Yu. P. Professional formation of personality: abstract of the dissertation of Doctors of Psychological Sciences [Professional'noe stanovlenie lichnosti: avtoreferat dis. doktora psi-hologicheskih nauk], Yaroslavl State Pedagogical University, 1999. 38 p.

3. Ananyev, B. G. Man as a subject of education (prospects of pedagogical anthropology). Se-

lected psychological works in 2 vol. [Chelovek kak predmet vospitaniya (perspektivy pedagogicheskoj antropologii). Izbrannye psihologicheskie trudy], Edited by A. A. Bodalev et al., Moscow: Pedago-gika, 1980. 288 p.

4. Zeer, E. F. Psychology of professional education [Psihologiya professional'nogo obrazovaniya], Yurait Publishing House, 2019. 395 p.

5. Kudryavtsev, T. V. Psychology of technical thinking. The process and methods of solving technical problems [Psihologiya tekhnicheskogo mysh-leniya. Process i sposoby resheniya tekhnicheskih zadach], Pedagogy, 1975. 304 p.

6. Markova, A. K. Psychology of professionalism [Psihologiya professionalizma], International Humanitarian Fund "Znanie", 1996. 257 p.

7. Super, D. E. Vocational Development: a framework of research. N. Y.: Bureau of Publications, Teachers College, Columbia University, 1957,pp.135-142.

8. Mardakhaev, L. V. Socio-psychological support and support of a person in a life situation [So-cial'no-psihologicheskoe soprovozhdenie i pod-derzhka cheloveka v zhiznennoj situacii], Pedagogical education and science, 2010, No 6, pp. 7-10.

9. Reshetnikov, V. G. Organizational and methodological support and methodological support for the activities of teachers in the context of modernization of education [Organizacionno-metodicheskoe soprovozhdenie i metodicheskaya podderzhka deyatel'nosti pedagogov v usloviyah modernizacii obrazovaniya], Omsk Scientific Bulletin, 2013, No. 5 (122), pp. 174-177.

10. Alexandrova, E. A. Scientific and methodological support of teachers [Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie pedagogov], Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2020, No. 6 (117), pp. 14-21.

11. Galitskikh, E. O., Davlyatshina, O. V., Shi-

lova, Z. V. Conditions of scientific and methodological support of professional and personal development of teachers: analysis of research results [Usloviya nauchno-metodicheskogo soprovo-zhdeniya professional'no-lichnostnogo razvitiya pedagogov: analiz rezul'tatov issledovaniya], Problems of modern pedagogical education, 2016, No 53-3, pp. 115-127.

12. Ichetovkina, N. M. The system of pedagogical mentoring and support of the process of adaptation of graduates of a teacher training university [Sistema pedagogicheskogo nastavnichestva i so-

provozhdeniya processa adaptacii vypusknikov pedvuza], Teacher XXI century, 2019, No. 1-1, pp. 95-103.

13. Kazakova, E. I. Pedagogical support: Experience of international cooperation [Pedagog-icheskoe soprovozhdenie: Opyt mezhdunarodnogo sotrudnichestva], Saint Petersburg: On the way to a new school, 1995. 186 p.

14. Pevzner, M. N., Zaichenko, O. M., Buke-tov, V. O., Gorycheva, S. N., Petrov, A. V., Shirin, A. G. Scientific and methodological support of school personnel: pedagogical counseling and supervision: Monograph [Nauchno-metodi-cheskoe soprovozhdenie personala shkoly: peda-gogicheskoe konsul'tirovanie i superviziya: Mono-grafiya], Ed. by M. N. Pevzner, O. M. Zaichenko. Veliky Novgorod: Institute of Educational Marketing and Human Resources, 2002. 316 p.

15. Pevzner, M. N., Shesterninov, E. E. Development of creativity in the pedagogical environment and the creation of conditions for targeted scientific and methodological support of teachers in the advanced training system [Razvitie krea-tivnosti v pedagogicheskoj srede i sozdanie uslovij dlya adresnogo nauchno-metodicheskogo so-provozhdeniya pedagogov v sisteme PKRO], Zavuch, 2004, No. 5, p. 11.

16. Bobrovnikova, E. R. Scientific and methodological support of teachers' activities on the basis of joint activities of the subjects of the educational space [Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti uchitelej na osnove sovmestnoj deyatel'nosti sub"ektov obrazovatel'nogo pros-

transtva], Innovative projects and programs in education, 2012, No. 2. pp. 24-28.

17. Vorovshchikov, S. G., Novozhilova, M. M. Metasubject educational program: a project of an integrated intra-school system of educational and methodological support for the formation and development of a culture of research activity of students [Metapredmetnaya obrazovatel'naya programma: proekt celostnoj vnutrishkol'noj sistemy uchebno-metodicheskogo soprovozhdeniya formi-rovaniya i razvitiya kul'tury issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashchihsya], Researcher, 2018, No. 3-4, pp. 36-49.

18. Andreeva, L. D. Psychological and pedagogical support of a young teacher in management culture [Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhde-nie molodogo uchitelya v upravlencheskoj kul'ture], Successes of modern natural science. 2011, No 1, pp. 170-172.

19. Glebova, Z. V. Areas of activity of the center for support of young specialists in the system of scientific and methodological support for novice teachers [Napravleniya deyatel'nosti centra so-provozhdeniya molodyh specialistov v sisteme nauchno-metodicheskoj podderzhki nachinayush-chih pedagogov], Bulletin of KSU, 2018, No. 3, pp.158-160.

20. Tyurikov, A. G., Tarakanovskaya, E. V., Kunizheva, D. A. Formation and development of the research potential of youth in the university [Formirovanie i razvitie nauchno-issledova-tel'skogo potenciala molodezhi v vuze], 2020, Vol. 28, No. 4, pp. 163-170.

Образец для цитирования статьи:

Вандышева, Л. В. Методическое сопровождение профессионального становления молодых педагогов Самарской области / Л. В. Вандышева, Ю. В. Карпова. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 3 (48). - С. 81-94.

Example for article citation:

Vandysheva, L. V., Karpova, Yu. V. Methodological support for professional development of young teachers of the Samara region [Metodicheskoe soprovozhdenie professional'nogo stanovleniya molodyh pedagogov Samarskoj oblasti], Scientific support of a system of advanced training, 2021, No. 3 (48), pp.81-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.