Научная статья на тему 'Модель методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагога политехнического колледжа'

Модель методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагога политехнического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОЛЛЕДЖА / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЛЕКСНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOCATIONAL TRAINING / SELF-REALIZATION / METHODOLOGICAL SUPPORT / COLLEGE TEACHER / MASTER OF INDUSTRIAL TRAINING / COMPLEX METHODOLOGICAL SUPPORT / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL / EDUCATIONAL AND PRODUCTION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петроченко Светлана Владимировна

В статье описана структурно-функциональная модель методического сопровождения профессиональной и творческой самореализации педагогов политехнического колледжа. Деятельность педагога системы среднего профессионального образования имеет специфику, что обуславливает высокую потребность в комплексной и своевременной методической поддержке. В исследовании использованы теоретические методы: анализ нормативных документов, научной и методической литературы, понятийнотерминологический анализ базовых определений исследования, моделирование, системный анализ и др. Эмпирические методы: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, убеждение, создание ситуаций выбора и успеха, обращение к личному опыту, мониторинг, анализ программно-методической документации педагогов, посещение и анализ уроков теоретического обучения и учебной практики, методы математической статистики и др. Разработана модель методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа, содержащая комплекс мероприятий по основным направлениям: организационно-методическому, информационно-аналитическому, учебно-методическому, научно-методическому; определены и экспериментально проверены педагогические условия реализации модели: использование инновационных технологий и форм методического сопровождения; комплексно-методическое обеспечение методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов колледжа и внедрение стандартов движения World Skills в деятельность образовательных организации среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петроченко Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE TEACHER OF POLYTECHNIC COLLEGE

The article describes the structural and functional model of methodological support of professional and creative self-realization of teachers of the Polytechnic College. Activity of the teacher of system of secondary professional education has specifi cs that causes high need for complex and timely methodical support. The study used theoretical methods: analysis of normative documents, scientifi c and methodological literature, conceptual and terminological analysis of the basic defi nitions of the study, modeling, system analysis, etc. Empirical methods: pedagogical experiment, questioning, testing, observation, conversation, persuasion, creating situations of choice and success, appeal to personal experience, monitoring, analysis of program and methodological documentation of teachers, visiting and analysis of lessons of theoretical training and educational practice, methods of mathematical statistics, etc. A model of methodological support of professional and creative selfrealization of teachers of the Polytechnic College, containing a set of measures in the main areas: organizational and methodological, information and analytical, educational, scientifi c and methodical; defi ned and experimentally tested pedagogical conditions of the model: the use of innovative technologies and forms of methodological support; complex-methodical maintenance of methodical maintenance of professional and creative self-realization of teachers of College and introduction of standards of the World Skills movement in activity of the educational organizations of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Модель методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагога политехнического колледжа»

DOI 10.26105/SSPU.2019.61.4.005 YAK 377.112.4 ББК 74.474.21

C.B. ПЕТРОЧЕНКО

S.V. PETROCHENKO

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

MODEL OF METHODOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE TEACHER OF POLYTECHNIC COLLEGE

В статье описана структурно-функциональная модель методического сопровождения профессиональной и творческой самореализации педагогов политехнического колледжа. Деятельность педагога системы среднего профессионального образования имеет специфику, что обуславливает высокую потребность в комплексной и своевременной методической поддержке. В исследовании использованы теоретические методы: анализ нормативных документов, научной и методической литературы, понятийно-терминологический анализ базовых определений исследования, моделирование, системный анализ и др. Эмпирические методы: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, убеждение, создание ситуаций выбора и успеха, обращение к личному опыту, мониторинг, анализ программно-методической документации педагогов, посещение и анализ уроков теоретического обучения и учебной практики, методы математической статистики и др. Разработана модель методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа, содержащая комплекс мероприятий по основным направлениям: организационно-методическому, информационно-аналитическому, учебно-методическому, научно-методическому; определены и экспериментально проверены педагогические условия реализации модели: использование инновационных технологий и форм методического сопровождения; комплексно-методическое обеспечение методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов колледжа и внедрение стандартов движения World Skills в деятельность образовательных организации среднего профессионального образования.

The article describes the structural and functional model of methodological support of professional and creative self-realization of teachers of the Polytechnic College. Activity of the teacher of system of secondary professional education has specifics that causes high need for complex and timely methodical support. The study used theoretical methods: analysis of normative documents, scientific and methodological literature, conceptual and terminological analysis of the basic definitions of the study, modeling, system analysis, etc. Empirical methods: pedagogical experiment, questioning, testing, observation, conversation, persuasion, creating situations of choice and success, appeal to personal experience, monitoring, analysis of program and methodological documentation of teachers, visiting and analysis of lessons of theoretical training and educational practice, methods of mathematical statistics, etc. A model of methodological support of professional and creative self-realization of teachers of the Polytechnic College, containing a set of measures in the main areas: organizational and methodological, information and analytical, educational, scientific and methodical; defined and experimentally tested pedagogical conditions of the model: the use of innovative technologies and forms of methodological support; complex-methodical maintenance of methodical maintenance of professional and creative self-realization of teachers of College and introduction of standards of the World Skills movement in activity of the educational organizations of secondary professional education.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессионально-творческая самореализация, методическое сопровождение, преподаватель колледжа, мастер производственного обучения, комплексно-методическое обеспечение, структурно-функциональная модель, учебно-производственная деятельность.

Key words: vocational training, self-realization, methodological support, College teacher, master of industrial training, complex methodological support, structural and functional model, educational and production activities.

Введение. Изучение состояния проблемы профессионально-творческой самореализации педагогов демонстрирует, что необходимо создание целого комплекса методических условий, которые должны стимулировать мотивационное, когнитивное и деятельностное направление саморазвития педагогов. Деятельность педагога системы среднего профессионального образования имеет свою специфику и особенности, которые заключаются в ее «бинарности»: педагог должен быть одновременно высококвалифицированным специалистом в предметной области и владеть психолого-педагогическими компетенциями. Соответственно, его саморазвитие должно носить интегративный характер.

Цель: разработка, теоретическое обоснование и апробация модели методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа.

Материалы и методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ нормативных документов, научной и методической литературы, понятийно-терминологический анализ базовых определений исследования, моделирование, системный анализ и др. Эмпирические методы: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, убеждение, создание ситуаций выбора и успеха, обращение к личному опыту, мониторинг, анализ программно-методической документации педагогов, посещение и анализ уроков теоретического обучения и учебной практики, методы математической статистики и др.

Результаты. В условиях модернизации среднего профессионального образования [1, 2, 4] возрастает роль методического сопровождения деятельности педагогов колледжа [13, с. 20-21]. Под методическим сопровождением понимают комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи отдельному педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности [12, с. 19-33]. Современные исследователи проблем методического сопровождения, в частности, М.Н. Певзнер [15], В.И. Снегурова [16, с. 24-32], Е.И. Винтер [8, с. 53-56] отмечают, что в отличие от методической работы в целом, методическое сопровождение деятельности педагогов имеет следующие особенности: оно осуществляется более индивидуализировано и гибко; в большей степени учитывает динамику развития педагогического работника; предполагает активное взаимодействия с педагогом; осуществляет регулярный мониторинг заданной индивидуальной траектории развития педагога; учитывает динамику профессионального роста и гибко реагирует на внешние потребности в развитии; несет опережающий характер.

К основным направлениям методического сопровождения профессионально-творческого становления и развития педагогических работников можно отнести:

- выявление путем проведения диагностики, наблюдения, посещения открытых занятий, опроса, категорий педагогических работников, нуждающихся в методическом сопровождении;

- сопровождение повышения компетентности в области современных педагогических технологий, в предметной и профессиональной областях, а также в вопросах нормативного-правового регулирования среднего профессионального образования;

- повышение компетентности в области проектирования учебно-программной документации, учебно-методических и контрольно-оценочных материалов, комплексно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- создание методических условий для аттестации педагогических работников, мотивация и поддержка в период подготовки и прохождения аттестации на соответствие и установления соответствия квалификационным требованиям к первой и высшей категории;

- организация научно-исследовательской деятельности педагогов и студентов колледжа;

- организация деятельности профессионально-методических объединений (проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий, предметных декад, конкурсов профессионального мастерства);

- организация диссеминации педагогического опыта, в том числе путем участия в педагогических и методических советах отделения и колледжа, инструктивно-методических совещаний, семинарах, работы круглых столов и конференций, посещение и взаимопосещение открытых уроков.

Для решения задач исследования был выбран метод моделирования, который позволяет спроектировать структурно-функциональную модель методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов колледжа. Были выделены следующие аспекты моделирования: цели моделирования профессионально-творческой самореализации педагога, компонентный состав профессионально-творческой самореализации педагога, условия самореализации педагога, критерии и показатели профессионально-творческой самореализации педагога.

При разработке структурно-функциональной модели были учтены основные направления и приоритеты государственной политики в отношении подготовки рабочих кадров для экономики страны и региона, а, следовательно, требования к профессиональной компетентности педагогов среднего профессионального образования (СПО) [3, 5, 6]; потребности образовательной организации в компетентных и развивающихся педагогах; потребности личности самого педагога в саморазвитии с целью реализации своего профессионального и творческого потенциала. На основании проведенного теоретического исследования и с учетом специфики деятельности педагога среднего профессионального образования выделены пять основных компонентов: целевой, методологический, содержательный, методико-инструментальный и оценочно-результативный, взяв за основу предложенные Н.В. Солововой [17, с. 324] и Люботинского А.А блоки структурных элементов модели [14, с. 820-825].

Целевой компонент модели включает систему целей и задач методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов колледжа и является системообразующим. В качестве желаемого результата нами определена цель - создание методических условий для профессионально-творческой самореализации педагогов. Для достижения цели обозначены следующие задачи:

1) сформировать мотивы для профессионального и личностного развития педагогов;

2) способствовать адаптации молодых педагогов и педагогов, не имеющих педагогического образования;

3) стимулировать непрерывное профессиональное развитие и профессиональный рост через вариативность методов повышения педагогической компетентности;

4) создать методические условия для формирования и развития профессионально-творческих качеств (творческая активность, креативность, рефлективность, проектировочные, организационные, исследовательские)

5) создать условия в педагогическом коллективе для готовности к инновациям в образовательном процессе.

Методологический компонент модели представлен совокупностью методологических подходов (компетентностного, синергетического, сис-темно-деятельностного), лежащих в основе решения исследуемой проблемы.

Компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, Г.К. Се-левко, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, С.Е. Шишова и др.) дает возможность установить взаимосвязь между профессионально-творческой самореализацией педагогов колледжа и высоким уровнем сформированности компетенций [19, с. 55-61].

Системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин) [9, с. 394] позволяет создать методические условия для профессионально-творческого саморазвития педагогов посредством их включения в различные виды деятельности (методическая, творческая, учебная, учебно-производственная, воспитательная, исследовательская, проектная и др.) и отобрать оптимальное сочетание форм, методов и средств, позволяющих осуществлять системное, комплексное и целенаправленное развитие педагога.

Синергетический подход (В.И. Аршинов, И.Р. Пригожин, Г. Хакени др.) позволяет рассматривать современного педагога среднего профессионального образования как самоорганизующуюся систему, способную реализовать свой творческий потенциал через самоорганизацию в процессе учебно-производственной, воспитательной и учебно-методической деятельности. Н.М. Таланчук отмечает непосредственную связь между педагогической деятельностью и синергетикой. По его мнению, личность в образовательном процессе - это саморазвивающаяся система, осваивающая и выполняющая различные социальные роли [18, с. 287].

Методологический блок содержит ряд принципов, определяющих методическое сопровождение профессионального и творческого развития педагогов. Принципы служат связующим элементом между теорией и практикой (табл. 1):

Таблица 1

Принципы методического сопровождения

Принципы Содержание

Принцип интерактивности активное взаимодействие педагога со всеми субъектами образовательного процесса, открытость, коммуникабельность, рефлективность

Принцип культуросообразости и вариативности учет социокультурного контекста, а также личностной и педагогической культуры педагога, корректность и тактичность при методическом сопровождении профессионального развития педагога, возможность педагога самостоятельно определять объем, формы и способы оказания методической помощи

Принцип контекстности и своевременности проектирование развития педагогической компетентности в соответствии с особенностями образовательной среды, с актуальными тенденциями развития среднего профессионального образования и образовательной организации; с запросами работодателей

Принцип комплексности учет взаимозависимости формирования профессиональной и педагогической компетентности

Принцип индивидуализации построение индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности для отдельного педагога в зависимости от его потребностей и приоритетов

Принцип творческой активности оптимальное сочетание руководства деятельностью педагога по планированию роста и развития с развитием его инициативы и творчества, самостоятельность

В качестве одного из принципов выделен принцип интерактивности, которые предполагает активное взаимодействие педагога со всеми субъектами образовательного процесса. Используя иерархический подход, представим субъектов, задействованных в реализации модели методического сопровождения для того, чтобы установить уровни возникающих взаимосвязей.

Администрация структурного подразделения осуществляет планирование и общее руководство всеми направлениями учебно-производственной, учебно-методической и воспитательной деятельности педагогического коллектива.

Методист осуществляет методическое сопровождение деятельности всех категорий педагогических работников согласно плану работы подразделения, организуют работу профессионально-методических объединений.

Руководители профессионально-методических объединений (кафедр) организуют работу педагогов в соответствии с планом работы подразделения, осуществляют контроль за деятельностью педагогов.

Преподаватели и мастера производственного обучения участвуют в реализации основных профессиональных образовательных программ.

Социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, педагоги-библиотекари создают дополнительные условия для реализации образовательных программ СПО.

Методологический компонент структурно-функциональной модели методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов обусловлен следующими функциями: открытость (компоненты модели четко определены на каждом уровне), динамичность (компоненты находятся в постоянном развитии и совершенствовании), вариативность (возможна взаимозаменяемость отдельных компонентов модели).

Отдельным элементом модели являются условия и факторы ее реализации. Нормативно-методические - определяют объем, содержание и направления методического сопровождения профессионального роста и развития педагога. Информационное, кадровое и финансовое обеспечение направлено на успешную реализацию модели.

Рассматривая педагогические условия эффективного методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов колледжа, Н.М. Яковлева отмечает, что они характеризуют «специальным образом подобранную систему мер, обеспечивающую более продуктивное становление исследуемого научного явления» [20, с. 224]. Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность мер, которые должны обеспечить успешность процесса методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа. К их числу отнесены: использование инновационных технологий и форм методического сопровождения; комплексно-методическое обеспечение методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов колледжа и внедрение стандартов движения World Skills в деятельность образовательных организации среднего профессионального образования.

Содержательный компонент модели является основополагающим в рассматриваемой модели, так как через его развитие наиболее отчетливо просматриваются направления и этапы методической поддержки профессионально-творческого развития педагогов колледжа. Функциями современного методиста являются [7, с. 6-8]: информационно-аналитическая; научно-методическая; управленческая; консультационно-наставническая; психологическая поддержка; просветительская.

В качестве ведущих в деятельности методической службы колледжа можно выделить следующие направления: организационно-методическое и информационно-аналитическое, учебно-методическое, научно-методическое [10, с. 68-70].

Организационно-методическое и информационно-аналитическое направление работы обеспечивает совершенствование профессиональной компетентности педагогов через информирование (организационно-методические совещания), проектирование и анализ эффективности работы (проектирование работы структурного подразделения колледжа, организация системы повышения квалификации педагогических работников, анализ динамики обновления учебно-методической документации).

Учебно-методическое направление работы включает в себя сопровождение деятельности молодых педагогов и педагогов, не имеющих опыта педагогической деятельности (или образования). Повышение эффективности

обучения и качества образования, как конечного результата процесса обучения, предполагает регулярное развитие компетентности педагогов в области современных образовательных технологий.

К учебно-методическому направлению можно отнести формирование и развитие компетентности педагогов по проектированию учебно-планирующей документации, учебно-методических материалов и контрольно-оценочных средств. Регулярное обновление нормативно-методической базы среднего профессионального образования определяет требования к содержанию и структуре документации, сопровождающей деятельность педагога. В рамках направления осуществляется контроль качества преподавания (анализ эффективности учебных занятий); проведение предметных декад и т. д.

Учебно-методическое направление включает в себя методическое сопровождение аттестации педагогов на установление соответствия требованиям квалификационной категории. Получение категории является показателем и своеобразной оценкой эффективности педагогической деятельности.

Научно-методическое направление работы заключается в методическом сопровождении разработки темы самообразования и разработка индивидуального плана в зависимости от приоритетов и потребностей педагога, его уровня образования, учет индивидуальных особенностей. К этому направлению можно отнести создание условий, помощь в выборе форм и методов развития профессиональной компетентности педагогов. Методическое сопровождение педагогов, осуществляющих подготовку студентов к участию в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства, также может быть отнесено к данному направлению Методика отбора и подготовки обучающихся имеет свои отличительные особенности, она требует наличие высокой квалификации у педагога, владения профессиональными и предметными компетенциями и творческого начала.

Методико-инструментальный компонент отражает процесс методического сопровождения профессионально-творческого саморазвития педагога. Этот блок задает ориентацию процессу методического сопровождения, обеспечивая его эффективность и вариативность.

В модели представлены основные формы методического сопровождения развития профессионально-творческой компетентности педагогов. Ведущая роль в организации методической работы в колледже отводится групповым формам. Это инструктивно-методические семинары, совещания, круглые столы, методические и педагогические советы, семинары, практикумы, вебинары, где обсуждаются актуальные вопросы и проблемы колледжа (структурного подразделения) или организации образовательного процесса. Следующей формой является деятельность творческих рабочих групп, образованных с определенной целью на небольшой период времени. Особой формой методического сотрудничества является деятельность методических или профессионально-методических объединений (МО/ПМО). На заседания объедений происходит обмен педагогическим опытом, представление результатов и достижений, обсуждение вопросов. Там же осуществляется планирование и контроль всей учебно-планирующей документации и педагогической деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. Разнообразием отличаются групповые формы представления педагогического опыта. К ним можно отнести тематические методические выставки, конкурсы учебно-методических материалов, различные мастер-классы, тренинги, открытые уроки и внеурочные мероприятия.

Индивидуальными формами методического сопровождения являются консультации педагогов, подготовка и выступление на конференциях, семинарах, круглых столах, публикации, подготовка и участие педагога в конкурсах профессионального мастерства. Учет индивидуальных потребностей в профессиональном развитии отражается в индивидуальном плане развития педагога, которые формируется каждым педагогом отдельно и согласуется с его приоритетами.

Ведущим средством, представляющим инструментальный компонент, является «Программа развития кадрового потенциала». Она содержит краткосрочные и долгосрочные планы развития профессиональной компетентности педагогических работников. Следующим инструментом является «Школа молодого педагога», которая объединяет педагогов, не имеющих опыта педагогической деятельности или педагогического образования. Целью «Школы» является помощь в адаптации начинающим педагогам в образовательной организации и педагогическом коллективе, ознакомление со спецификой образовательного процесса в колледже, а также усвоение психолого-педагогических основ деятельности педагога. В связи с этим основными формами обучения являются: интерактивные лекции, мастер-классы, игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, представление методических разработок.

Отдельного внимания заслуживает «Положение о наставничестве» и сам институт наставничества, который реализуется в колледже в течение 2 лет. Начинающие педагоги, испытывая затруднения в различных областях своей педагогической деятельности, не всегда обращаются за помощью к представителям методической службы или администрации подразделения колледжа, а предпочитают консультироваться у коллег [11, с. 25-27]. «Положение о наставничестве» позволило ликвидировать это противоречие и на легальных основаниях закрепить за начинающим педагогом наставника из числа опытных педагогов. Наставник организует и контролирует процесс становления подопечного.

Важным инструментом, демонстрирующим эффективность профессиональной деятельности, является портфолио педагога. Это набор материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей педагогической деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма педагога; это средство мониторинга профессионального роста педагога, отражающее уровень его компетентности. Портфолио представляет все важнейшие направления деятельности педагога: учебно-методической, учебно-производственной, воспитательной.

Оценочно-результативный компонент модели включает критерии, показатели, уровни и ожидаемый результат методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагогов. В качестве критериев используются:

- мотивационно-ценностный компонент (саморазвитие, самоактуализация) - ценностное отношение и высокий уровень мотивации к педагогической деятельности; стремление к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию, его системность; готовность к педагогической самореализации;

- деятельностный компонент (самопрезентация) - владение психолого-педагогическими знаниями, отбор эффективных методов и приемов достижения педагогической цели; профессиональная (технологическая) компетентность; полнота и качество учебно-методических материалов; профессиональная открытость и вариативность представления результатов своего труда; построение образовательного процесса на основе достижений современных образовательных технологий, инновационных технологий;

- творческий компонент (креативность) - высокая степень активности и инициативности педагога; педагогическая импровизация, поиск нестандартных способов решения педагогической задачи;

- рефлексивный компонент (самоанализ) - самостоятельное определение сильных и слабых сторон в своей деятельности, перспектив профессионально роста и развития; адекватная самооценка собственной деятельности создает условия для самореализации;

- профессионально-результативный компонент (самоэффективность, самовыражение) - осознание высокой самооценки собственной деятельно-

сти, результативность педагогической деятельности; удовлетворенность профессиональной деятельностью; наличие индивидуального стиля профессионального взаимодействия.

В зависимости от степени выраженности критериев и показателей можно выделить 3 уровня развития (низкий, средний, высокий) профессионально-творческой самореализации.

Динамический аспект модели методического сопровождения профессионально-творческой самореализации педагога:

- повышение уровня методической грамотности и профессиональной компетентности;

- повышение уровня удовлетворенности педагогов педагогическим трудом - самореализации;

- повышение качества образования в колледже.

Выводы. Таким образом, описанная структурно-функциональная модель состоит из компонентов, содержащий комплекс методических условий для профессионально-творческого саморазвития педагогов колледжа.

Литература

1. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 г. № 10) // Сайт правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://wwwxonsultant.ru.

2. Приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 № 9) // Сайт правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www. сошиЬап^ги.

3. Стратегия инновационного развития РФ на период 2020 г (утверждена распряжённым Правительства РФ 8.12.2011 г. № 22227-р) // Сайт правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://wwwxonsultant.ru.

4. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на 20152020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р) // Сайт правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://wwwxonsultant.ru.

5. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н) // Сайт правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://wwwxonsultant.ru.

6. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.07.2013 № ПК-5вн) // Сайт правовой системы «Консультант Плюс». Режим доступа: http://wwwxonsultant.ru.

7. Артемьева Е.В. Методическое сопровождение как фактор повышения качества образования в колледже // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 6 (48). Часть 3. С. 6-8.

8. Винтер Е.И. Вопросы организационно-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов // Высшее образование сегодня. 2008. № 8. С. 53-56.

9. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996. 394 с.

10. Джус К.Я. Исследование проблем методического сопровождения как основы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях колледжа // Образование. Карьера. Общество. 2012. № 1 (33). С. 68-70. Режим доступа: https://сyberlenmka.ru/artiсle/n/issledovaшe-proЫem-metodiсheskogo-soprovozhdeшya-kak-osnovy-formirovaшya-professюnalnoy-kompetentnosti-pedagogiсheskih-kadrov.

11. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник НГПУ. 2017. № 5. С. 25-36. Режим доступа: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/nastavniсhestvo-kak-osobyy-vid-pedagogiсheskoy-deyatelnosti-susсhnostnye-harakteristiki-i-struktura.

12. Ерошина В.И. Организация методической службы в учреждениях профессионального образования // Инновации в образовании. 2003. № 5. С. 19-33.

13. Лабунская Н.Л., Мичурина Е.С. Комплексно-методическое обеспечение подготовки квалифицированных рабочих в условиях реализации ФГОС // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 20-21 Режим доступа: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/kompleksno-meto-diсheskoe-obespeсhenie-podgotovki-kvalifitsirovannyh-raboсhih-v-usloviyah-realizatsii-fgos.

14. Люботинский А.А. Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 820-825. Режим доступа: https://moluсh.ru/arсhive/67/11404.

15. Певзнер М.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. 316 с.

16. Снегурова В.И. Проектирование системы методического сопровождения сетевого учителя как подсистемы дистанционного обучения математике // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 10. С. 24-32.

17. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза. М.: АПКиППРО, 2010. 324 с.

18. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. Казань, 1993. 287 с.

19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61.

20. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М. : Изд-во Флинта, 1997. 224 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Pre-zidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym pro-ektam ot 3.09.2018 g. № 10) [National project «Education» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects of 3.09.2018 № 10]. Sajt pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus» [Website of the legal system «Consultant Plus»]. Available at: http://www.sonsultant.ru.

2. Prioritetnyj proekt «Rabochie kadry dlya peredovyh tekhnologij» (utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam ot 25.10.2016 № 9) [Priority project «Workforce for advanced technologies» (approved by the Presidium of the presidential Council for strategic development and priority projects of 25.10.2016 № 9)]. Sajt pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus» [Website of the legal system «Consultant Plus»]. Available at: http://www.sonsultant.ru.

3. Strategiya innovacionnogo razvitiya RF na period 2020 g (utverzhdena raspry-azhyonnym Pravitel'stva RF 8.12.2011 g. № 22227-r) [Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period 2020 (approved by the government of the Russian Federation 8.12.2011 № 22227-R)]. Sajt pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus» [Website of the legal system «Consultant Plus»]. Available at: http://www.sonsultant.ru.

4. Kompleks mer, napravlennyh na sovershenstvovanie sistemy SPO, na 20152020 gody (utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 03.03.2015 № 349-r) [A set of measures aimed at improving the str system for 2015-2020 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of 03.03.2015 № 349-p)]. Sajt pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus» [Website of the legal system «Consultant Plus»]. Available at: http://www.sonsultant.ru.

5. Professionally] standart «Pedagog professional'nogo obucheniya, profes-sional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» (utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 8 senty-abrya 2015 g. N 608n) [Professional standard «Teacher of professional training, professional education and additional professional education» (approved by the order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of September 8, 2015 N 608n)]. Sajt pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus» [Website of the legal system «Consultant Plus»]. Available at: http://www.sonsultant.ru.

6. Strategiya razvitiya sistemy podgotovki rabochih kadrov i formirovaniya prikladnyh kvalifikacij v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (odobrena Kollegiej Minobrnauki Rossii, protokol ot 18.07.2013 № PK-5vn) [Strategy of development of system of training of workers and formation of applied qualifications in the Russian Federation for the period till 2020 (approved by Board of the Ministry of education and science of Russia, the Protocol of 18.07.2013 No. PK-5vn)]. Sajt pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus» [Website of the legal system «Consultant Plus»]. Available at: http://www.sonsultant.ru.

7. Artem'eva E.V. Metodicheskoe soprovozhdenie kak faktor povysheniya kachest-va obrazovaniya v kolledzhe [Methodical support as a factor of improving the quality of education in the college]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal], 2016, № 6 (48), pp. 6-8 (in Russian).

8. Vinter E.I. Voprosy organizacionno-stimuliruyushchego soprovozhdeniya pro-fes-sional'no-tvorcheskoj podgotovki budushchih specialistov [Questions of organizational and stimulating support of professional and creative training of future specialists]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today], 2008, № 8, pp. 53-56 (in Russian).

9. Vishnyakova N.F. Psihologicheskie osnovy razvitiya kreativnosti v profes-sional'noj akmeologii: dis. ... d-ra psihol. nauk [Psychological bases of development of creativity in professional acmeology: dis. ... doct. the course of studies. sciences]. Moscow, 1996. 394 p. (in Russian).

10. Dzhus K.YA. Issledovanie problem metodicheskogo soprovozhdeniya kak osnovy formirovaniya professional'noj kompetentnosti pedagogicheskih kadrov v us-loviyah kolledzha [Research of problems of methodical maintenance as bases of formation of professional competence of pedagogical shots in the conditions of College]. Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo [Education. Career. Society], 2012, № 1 (33), pp. 68-70 (in Russian).

11. Dudina E.A. Nastavnichestvo kak osobyj vid pedagogicheskoj deyatel'nosti: su-shchnostnye harakteristiki i struktura [Mentoring as a special kind of pedagogical activity: essential characteristics and structure]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Novosibirsk state pedagogical University], 2017, № 5, pp. 25-36 (in Russian).

12. Eroshina V.I. Organizaciya metodicheskoj sluzhby v uchrezhdeniyah professional'nogo obrazovaniya [Organization of methodical service in vocational education institutions]. Innovacii v obrazovanii [Innovations in education], 2003, № 5, pp. 19-33 (in Russian).

13. Labunskaya N.L., Michurina E.S. Kompleksno-metodicheskoe obespechenie podgotovki kvalificirovannyh rabochih v usloviyah realizacii FGOS [Complex-methodical providing of training of skilled workers in the conditions of implementation of GEF]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2013, № 4 (12), pp. 20-21 (in Russian).

14. Lyubotinskij A.A. Strukturno-funkcional'naya model metodicheskoj kompe-tentnosti budushchih uchitelej inostrannogo yazyka v usloviyah innovacionnoj obrazovatel'noj sredy [Structural and functional model of methodological competence of future foreign language teachers in the conditions of innovative educational environment]. Molodoj uchenyj [Young science], 2014, № 8, pp. 820-825 (in Russian).

15. Pevzner M.N. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie personala shkoly: peda-gogicheskoe konsul'tirovanie i superviziya [Scientific and methodological support of school staff: pedagogical consulting and supervision]. Velikij Novgorod: NovGU im. YAroslava Mudrogo, 2002. 316 p.

16. Snegurova V.I. Proektirovanie sistemy metodicheskogo soprovozhdeniya sete-vogo uchitelya kak podsistemy distancionnogo obucheniya matematike [Design of the system of methodological support of the network teacher as a subsystem

of distance learning mathematics]. Nauchnye problemy gumanitarnyh issledo-vanij [Scientific problems of humanitarian research], 2009, № 10, pp. 24-32 (in Russian).

17. Solovova N.V. Metodicheskaya kompetentnost' prepodavatelya vuza [Methodical competence of the University teacher]. M.: APKPPRO, 2010. 324 p.

18. Talanchuk N.M. Sistemno-sinergeticheskaya koncepciya pedagogiki i uchebno-vospitatel'nogo processa [System-synergetic conception of pedagogy and educational process]. Kazan, 1993. 287 p.

19. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii: tekhnologiya konstruirovaniya [Core competencies: design technology]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2003, № 5, pp. 55-61 (in Russian).

20. Yakovleva E.L. Psihologiya razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti [Psychology of development of creative potential of the person]. M.: Publishing Flint, 1997. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.