УДК 378
00! 10.23951/1609-624Х-2018-5-218-225
ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ
М. И. Дири
Самарский государственный технический университет, Самара
Рассматривается вопрос проявления профессиональной компетенции педагога, определяющей уровень его информационной культуры. Изучены теоретические основы проблемы формирования информационной культуры педагогов в образовательной организации. Дана характеристика таких понятий, как «информационная культура», «организационно-методическое сопровождение», «модель организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов». Представлены примеры изучения профессиональных трудностей педагогов в работе с информационно-коммуникативными технологиями. Предложена методика оценки уровня использования информационно-компьютерных технологий. Разработана модель организационно-методического сопровождения процесса формирования информационной культуры педагогов. Определены компонентный состав и содержание организационно-методического сопровождения как управленческой технологии: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический блоки. Приведены примеры реализации блоков и модулей разработанной модели. Описаны различные методические мероприятия по формированию информационной культуры педагогов в рамках представленной модели. Определены принципы, формы и методы формирования информационной культуры педагога.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, профессиональные компетенции педагога, информационная культура, организационно-методическое сопровождение.
Актуальность обращения к тематике информационной культуры педагога связана с тем, что развитие общества в сфере образования на данной стадии характеризуется распространением информационных и коммуникационных технологий. Именно уровень профессиональной компетентности педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) определяет успешность процесса информатизации, что подразумевает обладание особым типом культуры - информационной - как одно из важнейших условий готовности педагогов к профессиональной деятельности с применением инновационных технологий. В связи с этим подготовка и переподготовка педагогов, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии, становится актуальной задачей на всех уровнях системы профессионального образования. Между тем в системе формирования информационной культуры педагогов существует ряд противоречий:
- между нарастающими темпами информатизации общества и темпами внедрения ИКТ в практику образовательных организаций;
- между объективной необходимостью формирования информационной культуры педагогов и отсутствием научно-обоснованной модели ее формирования в образовательной организации.
Данные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в определении теоретических основ и способов пра-
ктической реализации модели организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов. Организационно-методическое сопровождение будет рассматриваться как отдельный компонент практики управления профессиональным ростом педагогов и как важный аспект научного исследования.
Целью данного исследования является разработка модели организационно-методического сопровождения процесса формирования информационной культуры педагогов.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
- на основе теоретического анализа соответствующей литературы по проблеме конкретизировать сущность и структуру ключевых понятий: «информационная культура педагога», «организационно-методическое сопровождение»;
- разработать теоретическую модель организационно-методического сопровождения, а также разработать систему методов и средств ее реализации.
Термин «информационная культура» появился в первой половине 1970-х гг. Становление и развитие понятия «информационная культура» позволяют говорить о наличии устойчивого интереса к проблематике информационной культуры представителей различных профессий. Большой вклад в разработку методологических проблем, определение компонентного состава, формирование теоретиче-
ских основ и понятийно-терминологического аппарата информационной культуры внесли С. М. Ко-нюшенко, М. В. Корнилова, Т. С. Коваль, В. А. Мин-кина, Н. В. Ходякова, Г. А. Герцог, И. Г. Овчинникова, С. Г. Антонова, Н. Б. Зиновьева, О. Г. Басалаева и др. [1, с. 148; 2; 3; 4, с. 121-136; 5, с. 278; 6; 7; 8, с. 82-87; 9, с. 136; 10].
Обобщая мнения ученых, информационную культуру педагога будем понимать как многоаспектное понятие, состоящее из информационного мировоззрения и информационной компетентности, обеспечивающей готовность педагога к эффективной профессиональной деятельности в условиях информационного общества, а также возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться информационным окружением, уметь применять информационные технологии, владеть компьютерной грамотностью. Все это сегодня составляет необходимый ресурс профессиональной деятельности - «информационную культуру» специалиста, которая сводится к знаниям и умениям работать с информацией, умениям представить свои знания на любом уровне, используя ИКТ и программные средства; имеет общекультурную и методическую составляющие и предполагает информационное общение и непрерывный профессиональный рост. Организационно-методическое сопровождение деятельности педагогов и есть та управленческая технология организации сотрудничества субъектов образования, которая обеспечивает создание условий для профессионального роста педагога и развития его профессионально-педагогической компетентности.
Сопровождение является самостоятельной сферой педагогической деятельности, порожденной гуманизацией образования. В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые: А. В. Мудрик, М. Р. Битянова, Н. Ф. Радионова и А. П. Тряпицына, Э. Ф. Зеер, В. Г. Решетников [11, с. 200; 12, с. 296; 13; 14, с. 336; 15].
Теоретический анализ показал, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов этого взаимодействия, а его сущностными признаками являются помощь в принятии решений, взаимодействие. Вслед за В. Г. Решетниковым под организационно-методическим сопровождением деятельности педагога будем понимать целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т. е. как управленческую технологию организации сотрудничества субъектов образования.
Анализ теории и психологии управления (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. Ю. Кричев-ский, В. Д. Шадриков) [16, 17-25; 17, с. 64; 18, с. 168; 19, с. 320] позволил выделить структуру, а также содержание организационно-методического сопровождения как управленческой технологии, в которую входят диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический блоки. В методическом блоке выделяются три модуля: информационно-методический, организационно-методический и практический, или опытно-внедренческий.
В случае организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагога для его реализации в образовательной организации должны быть созданы материально-технические, экономические и психологические условия. Помимо этого, в организации должна быть модель организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов. Потребность в овладении педагогами современными средствами обучения и воспитания и обусловила необходимость разработки такой модели.
Под моделью организационно-методического сопровождения понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система этого сопровождения, как она воздействует на объект сопровождения, как адаптируется к изменениям во внешней среде, как обеспечивает достижение поставленных целей, способность к устойчивому развитию и обеспечению жизнеспособности сопровождаемого объекта.
Теоретический анализ проблемы формирования информационной культуры педагогов позволил разработать модель организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов, которая представлена на рисунке.
Стратегическими целями проектирования модели организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов стали:
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- обеспечение высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности с использованием электронных средств обучения;
- достижение высокого уровня удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.
Диагностико-аналитический блок направлен на изучение и анализ уровня сформированности информационной культуры педагогов. Для организации этой работы за основу взята методика оценки уровня использования информационно-компьютерных технологий - анкета.
2. Ценностно-смысловой блок
3. Организационный блок
4. Прогностический блок
Модель организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов
Анкета для определения уровня использования информационно-компьютерных технологий
Уважаемый коллега! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.
1. Должность_
2. Когда и где Вы обучались на курсах ПК?_
3. Используете ли Вы информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть)
• При подготовке к занятию
• На занятии
• Для самообразования
• Другое (укажите)_
4. Какие средства информационно-компьютерных технологий Вы используете? (Нужное подчеркнуть):
• Текстовый редактор
• Электронные таблицы
• Электронные презентации
• Мультимедийные диски
• Специализированные программы
• Интернет •Другое (укажите)
5. Как часто Вы используете информационно-компьютерные технологии? (Нужное подчеркнуть) •Ежедневно
•1 раз в неделю •1-2 раза в месяц
•Другое (укажите)_
6. Считаете ли Вы, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их или, наоборот, отрицательно к ним относитесь?
7. Созданы ли условия в Вашем ОУ для использования ИКТ?
8. Поощряет ли администрация ОУ использование ИКТ?_
9. Опишите Ваши достижения в области использования ИКТ
10. Какие проблемы возникают при использовании ИКТ? Хотели бы Вы повысить свой уровень ИКТ-компетентности и почему?
11. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего Вы используете?
В указанной методике оценивается уровень использования информационно-компьютерных технологий педагогами в своей профессиональной деятельности, а также уровень информационной культуры педагогов, включающий вопросы по ИКТ-компетентности, условия для использования ИКТ, достижения в области ИКТ, проблемы при использовании ИКТ и т. п.
Ценностно-смысловой блок направлен на повышение мотивации педагогов в профессиональном развитии, гуманизации и демократизации межличностных отношений, где основой является индивидуальная и групповая рефлексия. В рамках данного блока проводятся следующие мероприятия:
- рефлексия полученных результатов изучения уровня сформированности информационной культуры, анализ профессиональных затруднений в использовании ИКТ в образовательной деятельности;
- методический семинар по проблеме «Внедрение профессионального стандарта в практику», на котором в числе прочих обсуждаются требования к владению ИКТ-компетенциями: общепользовательскими, общепедагогическими и предметно-педагогическими;
- тренинг на тему «Я - современный педагог», главными задачами которого являются: обоснование и осознание необходимости самосовершенствования, конкретизация личностных ценностей и взглядов для определения направлений и приоритетов дальнейшего личностного и профессионального развития, осознание места информационной культуры в профессиограмме современного педагога.
Организационный блок реализуется посредством трех модулей.
Информационно-методический модуль предполагает организацию следующих видов деятельности:
1. Постоянное информирование педагогов о новинках научно-методической, педагогической, психологической, справочной литературы по актуальным вопросам, касающимся их профессиональной деятельности. Данная работа организовывается в
рамках методических семинаров, методических бюллетеней, которые размещаются на информационных стендах, а также на сайте образовательной организации.
2. Информирование о конкурсах, смотрах и других подобных мероприятиях осуществлялось через сайт образовательной организации. На сайте создается специальный раздел для педагогов и организовывается рассылка с информацией для всех педагогов.
3. Изучение передового педагогического опыта осуществляется на педагогических чтениях. Так как информационные технологии относительно недавно вошли в педагогическое пространство, то педагогические чтения осуществляются в основном на основе изучения существующих соответствующих периодических изданий. Анализ публикаций осуществлялся по нескольким направлениям:
- использование ИКТ при организации образовательного процесса с обучающимися;
- использование ИКТ в процессе взаимодействия педагогов с родителями;
- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
4. Обобщение опыта работы педагогов по приоритетным направлениям воспитательной деятельности. В рамках реализации модели организационно-методического сопровождения обобщается опыт работы педагогов по использованию ИКТ в образовательной деятельности и участию в конкурсах профессионального мастерства.
Организационно-методический модуль предполагает организацию и проведение системы различных методических мероприятий по формированию информационной культуры педагогов:
1. Наиболее эффективными средствами работы в данном направлении являются практико-ориен-тированные семинары, тематические беседы по вопросам информатизации, мастер-классы, в них удачно сочетаются как теоретические, так и практические формы работы. На мастер-классы, как правило, приглашаются специалисты в области
ИКТ, преподаватели вузов и системы повышения квалификации, которые ведут обучение педагогов по созданию сайтов, по работе в программах Microsoft Word, Microsoft Publisher, PowerPoint, Windows Movie Maker, Impress. А также в помощь педагогам создается творческая группа, которая разрабатывает занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях. Тематика семинаров должна быть разнообразной, ее целью является более углубленное погружение в тему, совершенствование умений и навыков и отвечала запросам педагогов. Например, «Использование ИКТ в образовательном пространстве», «Что такое информационно-образовательная среда и электронные образовательные ресурсы?», «Как создать сайт?», «Создание мультимедийных презентаций с помощью средства для их создания Power Point», «Сеть Интернет», «Подготовка наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office», «Как помогает интерактивная технология, технология ИКТ в повышении качества образования», «Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий». Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Немаловажным условием является и взаимодействие педагогов с коллегами в профессиональных сетевых сообществах, научно-практических конференциях, вебинарах и др.
Овладение ИКТ-компетенциями осуществляется в неразрывном единстве с повышением квалификации педагогов по овладению современными образовательными технологиями, обеспечивающими интеграцию ИКТ в образовательный процесс.
Так, в рамках проблемно-целевого семинара, например по теме «Актуальные проблемы современной образовательной практики», педагоги могут определить, какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие в области применения ИКТ.
Участие педагогов в научно-методическом совещании, например на тему «Технологии в образовании», позволит познакомиться с презентацией современных технологий, используемых в сфере дошкольного образования.
Проведение проблемно-проектировочного круглого стола, например на тему «Повышение квалификации педагогов - инновационный вектор развития», позволит включить педагогов в активное обсуждение условий для обеспечения постоянного роста уровня квалификации педагогов.
2. Вопросы формирования информационной культуры педагогов рассматриваются и на педагогических советах. Например, «Использование ИКТ в рамках введения ФГОС», «Основные направления и формы работы педагога по внедрению ИКТ технологий», «Организация образовательной деятельности на основе ИКТ».
3. Большую популярность среди педагогов приобретают организованные тематические индивидуальные и коллективные консультации по вопросам использования ИКТ. Например, использование интерактивной доски на занятиях (создание презентаций, использование доски как обычного экрана для демонстрации наглядного материала, для выполнения детьми практических заданий, для моделирования и т. п.); использование интерактивного стола на занятиях (играть в развивающие игры, создавать рисунки, просматривать видео, использовать как пианино); использование интерактивного пола; использование интерактивной песочницы.
4. Разработка и обновление локальных нормативно-правовых документов по внедрению ИКТ, в том числе плана методического сопровождения формирования ИКТ-компетентности специалистов; создание материальной базы для успешного внедрения ИКТ.
Практический, или опытно-внедренческий, модуль предполагает реализацию индивидуального методического маршрута каждого педагога, так как уровень владения ИКТ-компетенциями на начальном этапе реализации модели весьма различен. В рамках данного модуля организуется следующая деятельность:
1. Разрабатывается программа развития образовательного учреждения «Проектирование развивающей информационно-образовательной среды образовательного учреждения». Организуется работа педагогического коллектива в рамках единой методической темы «ИКТ как средство реализации современных целей образования».
2. Организация коллективной деятельности творческих групп (проектных, проблемных, исследовательских), предметной основой которых является деятельность по диагностике исходного состояния системы образовательного учреждения, выделение актуальных проблем, выбор средств и способов их разрешения, проектирование моделей или их обновление. В рамках решения задач программы развития создаются проектные команды: по разработке мультимедийных презентаций для организации занятий по различным направлениям деятельности обучающихся, по разработке материалов для работы с родителями (презентаций, блогов).
В практику работы вводятся временные творческие группы, которые создаются с целью подготов-
ки педагогов к участию в профессиональных конкурсах, проведения в образовательных учреждениях открытых методических семинаров и конференций.
Обсуждение результатов работы в рамках единой методической темы осуществляется на научно-практической конференции педагогов «ИКТ как средство реализации современных целей образования», на которой педагоги представляют опыт работы по использованию ИКТ в образовательном процессе.
3. Разработка и реализация планов, социально-педагогических проектов, учебно-методических пособий. Начинается разработка базы методических материалов, поддерживающих реализацию программы развития образовательного учреждения: конспекты занятий, мультимедийные презентации, видеоуроки, проекты. Материалы инновационной деятельности педагогов хранятся во внутриорганизационной базе данных, к которой может обратиться каждый педагог.
Прогностический блок характеризуется системностью реализации и предполагает проведение диагностики сформированности информационной культуры педагогов по тем же методикам, что и на этапе организации диагностико-аналитического блока, а также проведение мониторинговых исследований как эффективности образовательной деятельности отдельных педагогов, так и в целом эффективности реализации концепции образовательной системы учреждения. Организация и проведение внутренней и внешней экспертизы, а на их основе выстраивание перспективы развития образовательных систем, рецензирование реализуемых концепций и программ и т. д.
Стимулирование деятельности педагогов по реализация модели организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов образовательного учреждения включает в себя следующие формы мотивации и поощрения профессионального развития педагогов: денежные премии; публичная похвала; благодарность в приказе; ценный подарок; размещение фотографии на стенд; награждение почетной грамотой главы администрации, губернатора, органа образования; отгул; направление на различные представительные съезды, конференции; привлечение к рецензированию документов, разработок и т. п.; организация персональной выставки творческих работ; доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы, похвала или выражение личной благодарности; повышение самостоятельности путем расширения полномочий; перевод в режим самоконтроля; предоставление педагогу возможности рассказать о своем личном опыте методической работы, об организации своего профессионального роста перед
коллегами своей и других образовательных организаций, на конференции, в печати; издание брошюры с изложением этого прогрессивного опыта, одобренного каким-то органом.
Необходимо также отметить, что за время реализации модели организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов образовательного учреждения изменяется и материально-техническая база. Создаются следующие условия: каждому педагогу предоставляется ноутбук с доступом к сети Интернет, организовывается доступ к ИКТ, что позволяет модернизировать учебный процесс, повысить эффективность, мотивировать педагогов на поисковую деятельность с применением ИКТ и таким образом повысить их ИКТ-компетентность.
Главной теоретической основой, определяющей подходы к разработке модели организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов, является концепция, основная идея которой сводится к утверждению, что массовое повышение уровня информационной культуры возможно лишь при организации специального обучения педагогических кадров, а также к созданию определенных условий. Только специальная подготовка (информационное образование), наличие определенных компетенций (ИКТ-компетентность, информационное мировоззрение), наличие мотивации гарантируют современному педагогу реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям. Важно уточнить, что наличие специальной информационной подготовки и необходимый уровень информационной культуры личности не менее важны, чем материально-технические условия (наличие информационных компьютерных средств, сеть Интернет и т. п.).
Темпы информатизации общества гораздо быстрее по сравнению с практикой информатизации ДОУ Основами развития этого общества становятся не только ресурсы, знания, информация, но и стремление организовать и усовершенствовать свою работу. Современный педагог должен постоянно самосовершенствоваться в области информационно-коммуникационных технологий. Безусловно, специальная подготовка (простейшие навыки работы на ПК), участие в мероприятиях, способствующих формированию, повышению и поддержанию уровня информационной культуры, описанные в модели организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагога, дадут хорошую опору педагогу.
К перспективным направлениям дальнейшего исследования проблемы формирования информационной культуры педагогов можно отнести апробирование разработанной модели, опытно-экспери-
ментальную работу и сравнительный анализ ре- информационной культуры педагогов в образова-
зультатов, который позволит выявить качественные тельной организации. Показателями эффективно-
изменения в образовательных потребностях педа- сти представленной модели научно-методического
гогов. Проведенное исследование даст обоснование сопровождения послужит динамика педагогическо-
научной значимости разработанной модели органи- го знания и использование воспитательных техно-
зационно-методического сопровождения процесса логий в решении педагогических задач, обобщен-
формирования информационной культуры педаго- ные результаты готовности педагогов к инноваци-
гов, что вносит определенный вклад в развитие те- онной деятельности с учетом применения ИКТ и
ории и практики изучения проблем формирования развитие их профессиональной позиции.
Список литературы
1. Конюшенко С. М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. 248 с.
2. Корнилова М. В., Малкина Е. А. Исследования феномена «информационная культура личности» // Ползуновский вестник. 2006. № 3. С. 130-132.
3. Коваль Т. С. Развитие содержания понятия «информационная культура личности» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 67-72.
4. Минкина В. А. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования // Современное библиотечно-информационное образование: учеб. тетради. СПб.: СПбГУКИ, 1999. Вып. 3. С. 121-136.
5. Ходякова Н. В. Информационная культура специалиста: учеб.-метод. пособие. Волгоград: Волгогр. юр. ин-т МВД России, 2007. 278 с.
6. Герцог Г. А. Информационная культура современного педагога: дис. ... канд. философ. наук. Екатеринбург, 2005. 228 с.
7. Овчинникова И. Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2009. 341 с.
8. Антонова С. Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 82-87.
9. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности. Введение в курс: учеб. пособие. Краснодар, 1996. 136 с.
10. Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 73-76.
11. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.
12. Битянова М. Р. Практическая психология в школе. М.: Совершенство, 1997. 296 с.
13. Радионова Н. Ф., Тряпицина А. П. Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. Вып. VII. С. 7-17.
14. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
15. Решетников В. Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования // Омский науч. вестн. Психол. и пед. науки. 2013. № 5 (122). С. 174-177.
16. Лазарев В. С. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. 2003. № 3. С. 17-25.
17. Поташник М. М., Хомерики О. Г., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994. 64 с.
18. Кричевский В. Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПб., 2001. 168 с.
19. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.
Дири Марта Игоревна, аспирант, Самарский государственный технический университет (ул. Молодогвардейская, 244, Самара, Россия, 443100). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.03.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-218-225
DESCRIPTION OF THE ORGANIZATIONAL-METHODICAL SUPPORT MODEL OF TEACHERS' INFORMATION CULTURE
FORMING PROCESS
M. I. Diri
Samara State Technical University, Samara
The article deals with the actual and very important question of educator's professional competence which determines the level of his information culture. Theoretical bases of the problem of educators' information culture formation in any kind of an educational organization are deeply studied and taken into consideration. The characteristics of the concepts of information culture, organizational and methodological support, a model of organizational and methodological support of educators' information culture formation are given. Many examples of
studying educators' professional difficulties working with information and communication technologies are presented. A methodology for estimating the level of the use of information and computer technologies is proposed. A model of organizational and methodological support of educators' information culture formation is developed. The composition and the content of organizational and methodological support as a management technology are determined: diagnostic-analytical block; value-semantic block; methodical block: information-methodical module, organizational-methodical module and practical or empirical experienced module; prognostic block. Examples of the implementation of the above mentioned blocks and modules of the developed model are given. Various methodical activities, measures and steps for educators' information culture formation within the presented model are described. The principles, forms and methods of forming the information culture of an educator are defined.
Key words: information and communication technologies, educator's professional competence, information culture, organizational and methodological support.
References
1. Konyushenko S. M. Formirovaniye informatsionnoy kul'tury pedagoga v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Formation of information culture of the teacher in the system of continuous professional education]. Kaliningrad, Izd-vo KSU Publ., 2004. 248 p. (in Russian).
2. Kornilova M. V., Malkina E. A. Issledovaniya fenomena "informatsionnaya kul'tura lichnosti" [Studies of the phenomenon of "personal information culture"]. Polzunovsky vestnik, 2006, no. 3, pp. 130-132 (in Russian).
3. Koval' T. S. Razvitiye soderzhaniya ponyatiya "Informatsionnaya kul'tura lichnosti" [Concept "Information Culture of Personality": evolution of meaning]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2007, vol. 7 (70), pp. 67-72 (in Russian).
4. Minkina V. A. Informatsionnaya kul'tura spetsialista i problemy eyo formirovaniya [Information culture of a specialist and the problems of its formation]. Sovremennoye bibliotechno-informatsionnoye obrazovaniye: ucheb. tetradi [Modern Library and Information Education: training notebooks]. Saint Petersburg, 1999. Pp. 121-136 (in Russian).
5. Khodyakova N. V. Informatsionnaya kul'tura spetsialista: uchebno-metodicheskoye posobiye [Information culture of a specialist: teaching-methodical manual]. Volgograd, Volgograd Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2007. 278 p. (in Russian).
6. Gertsog G. A. Informatsionnaya kul'tura sovremennogo pedagoga. Dis. kand. filos. nauk [Information culture of the modern teacher. Diss. cand. of phylos. sci.]. Yekaterinburg, 2005. 228 p. (in Russian).
7. Ovchinnikova I. G. Razvitiye informatsionnoy kul'tury obuchayushchikhsya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Avtoref. dis. dokt. ped. nauk [Development of information culture of students in the system of continuous education. Abstract of thesis doc. of ped. sci.]. Magnitogorsk, 2009. 341 p. (in Russian).
8. Antonova S. G. Informatsionnaya kul'tura lichnosti. Voprosy formirovaniya [Information culture of personality. Issues of formation]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 1994, no. 1, pp. 82-87 (in Russian).
9. Zinov'yeva N. B. Informatsionnaya kul'tura lichnosti. Vvedeniye v kurs: uchebnoye posobiye [Information culture of personality. Introduction to the course: tutorial]. Krasnodar, 1996. 136 p. (in Russian).
10. Basalayeva O. G. Informatsionnoye mirovozzreniye i kul'tura sovremennogo obshchestva [Information worldview and culture of modern society]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Chelyabinsk State University, 2010, no. 1 (182), pp. 73-76 (in Russian).
11. Mudrik A. V. Sotsial'nayapedagogika [Social Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 200 p. (in Russian).
12. Bityanova M. R. Prakticheskaya psikhologiya v shkole [Practical psychology in school]. Moscow, Sovershenstvo Publ., 1997. 296 p. (in Russian).
13. Radionova N. F., Tryapitsina A. P. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' v sovershenstvovanii professional'noy podgotovki [Research activities in improving vocational training]. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 1999. Vol. VII. Pp. 7-17 (in Russian).
14. Zeyer E. F. Psikhologiya professiy [Psychology of professions]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2003. 336 p. (in Russian).
15. Reshetnikov V. G. Organizatsionno-metodicheskoye soprovozhdeniye i metodicheskaya podderzhka deyatel'nosti pedagogov v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [Organizational methodological support for the activities of teachers in the context of modernization of education]. Omskiy nauchniy vestnik - Omsk Scientific Bulletin, 2013, no. 5 (122), pp. 174-177 (in Russian).
16. Lazarev V. S. Normativnyy podkhod k otsenke innovatsionnoy deyatel'nosti shkoly [Normative approach to the evaluation of the innovative activity of the school]. Pedagogika, 2003, vol. 3, pp. 17-25 (in Russian).
17. Potashnik M. M., Khomeriki O. G., Lorensov A. V. Razvitiye shkoly kak innovatsionnyy protsess [Development of the school as innovative process]. Moscow, Novaya shkola Publ., 1994. 64 p. (in Russian).
18. Krichevskiy V. Yu. Ocherki istoriii teorii upravleniya obrazovaniyem [Essays on history and theory of education management]. Saint Petersburg, 2001. 168 p. (in Russian).
19. Shadrikov V. D. Psikhologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka [Psychology of activity and human abilities]. Moscow, Logos Publ., 1996. 320 p. (in Russian).
Diri M. I., Samara State Technical University (ul. Molodogvardeyskaya, 244, Samara, Russian Federation, 443100). E-mail: [email protected]