Научная статья на тему 'Практика развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы'

Практика развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ / РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ / INFORMATION CULTURE / COMPONENTS / DEVELOPMENT / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / THE TEACHER OF A SECONDARY SCHOOL / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелковникова Ольга Андреевна

В статье раскрывается понятие информационной культуры педагога как необходимого качества, проявляющегося в профессиональной педагогической деятельности в условиях современного информационного общества, требований ФГОС и профессионального стандарта педагога. Обоснована необходимость создания организационно-педагогических условий в образовательном пространстве школы, выделенных на основе аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов информационной культуры, для эффективного повышения уровня информационной культуры педагога общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелковникова Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice of Development of Information Culture of the Teacher of a Secondary School

The concept of the information culture of the teacher as a necessary quality, manifested in professional pedagogical activity in the conditions of the modern information society, the requirements of the Federal state educational standards and the professional standard of the teacher is revealed in the article. The necessity to organize organizational and pedagogical conditions in the educational space of the school, allocated on the basis of the axiological, technological and personal-creative components of the information culture, is effectively justified for effectively raising the level of the information culture of the teacher of the general education school is justified.

Текст научной работы на тему «Практика развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 373.1

Шелковникова Ольга Андреевна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Школы № 90, assmuss@yandex.ru, Железногорск, Красноярский край

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье раскрывается понятие информационной культуры педагога как необходимого качества, проявляющегося в профессиональной педагогической деятельности в условиях современного информационного общества, требований ФГОС и профессионального стандарта педагога. Обоснована необходимость создания организационно-педагогических условий в образовательном пространстве школы, выделенных на основе аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов информационной культуры, для эффективного повышения уровня информационной культуры педагога общеобразовательной школы.

Ключевые слова: информационная культура, компоненты, развитие, организационно-педагогические условия, педагог общеобразовательной школы, результаты.

Проблема и цель исследования. Меняющиеся образовательные условия в динамично развивающемся информационном обществе, трансформации в содержательно-методическом компоненте образовательного пространства, повсеместное использование ИКТ, требования к владению ИКТ-компетентностями, обозначенными в профессиональном стандарте педагога [6], обуславливают необходимость повышения уровня информационной культуры педагога общеобразовательной школы [1; 8]. Развитие информационной культуры педагога продиктовано также требованиями ФГОС общего образования (ФГОС ОО) к образовательным достижениям учащихся, где особое внимание уделяется метапредметным результатам, одним из которых является «формирование и развитие компетентности учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ-компетенции)» [10, с. 7].

Но реальная практика и наш опыт [11] показывают, что в настоящее время уровень развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы недостаточен с точки зрения обозначенных выше требований.

Цель нашего исследования - создание организационно-педагогических условий для развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы.

Методологические основания. В рамках нашего исследования, приняв за основу определение Е. В. Данильчук, в котором информационная культура раскрывается как

«интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности, реализуемое в способах взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде, в ее познании и преобразовании, определяющее целостную готовность личности к творческому освоению образа жизни в информационном обществе и проявляющееся в специфике педагогической деятельности и системе профессиональных качеств педагога» [3, с. 18] и опираясь на идеи В. А. Сла-стенина, И. Ф. Исаева по отношению к профессионально-педагогической культуре [7] нами были обозначены следующие компоненты информационной культуры педагога:

- аксиологический - совокупность информационно-культурных ценностей, являющихся для педагога жизненно и профессионально необходимыми;

- деятельностный - способы осуществления профессиональных целей и задач в образовательной практике через систему профессиональных действий, прогнозирования результатов и последствий принимаемых педагогических решений на основе реализации видов информационной деятельности, применения средств ИКТ;

- личностно-творческий - личные смыслы, умение анализировать и оценивать собственное профессиональное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами при реализации видов информационной деятельности, способность педаго-

га организовывать общение с учащимися как творческий процесс с использованием средств ИКТ, информационных ресурсов, наличие необходимой профессиональной инициативы в проявлении готовности к разнообразной информационной деятельности.

Взяв за основу обозначенные компоненты, нами был выявлены (через анкетирование педагогов и учащихся 9-11 классов, посещение уроков, наблюдение, аналитическую обработку плановой отчетности педагогов, собеседование) уровни развития информационной культуры педагогов. Уровни развития информационной культуры педагогов определялись, исходя из сформированности обозначенных компонентов, по следующим параметрам (рис.).

1. Применение педагогами видов информационной деятельности и средств ИКТ в учебном процессе (деятельностный компонент).

2.1. Проявление креативности у педагогов при использовании ИКТ и видов информационной деятельности в образовательном процессе.

2.2. Наличие внутренней мотивации у педагогов при организации и планировании своей деятельности по повышению уровня информационной культуры (лич-ностно-творческий компонент).

3. Выявление у педагога, учащихся ценностных смыслов и ориентиров как универсальных критериев использования видов информационной деятельности, обеспечивающих «грамотное и ответственное пользование информацией, нравственно-этическое прогнозирование последствий собственных действий с информацией» [2] (аксиологический компонент).

Результаты показали, что:

- более 50 % педагогов применяют виды информационной деятельности и средства ИКТ в учебном процессе фрагментарно, не в системе (параметр 1);

- проявление креативности у педагогов (параметр 2.1) при использовании ИКТ и видов информационной деятельности в образовательном процессе, в основном, на среднем уровне: элементы творчества, оригинальности, педагогические идеи и открытия, преобразование существующего опыта и планирование своей педагогической деятельности с использованием ИКТ присут-

ствуют фрагментарно, не в системе;

- внутренняя мотивация (параметр 2.2) при организации и планировании своей деятельности по повышению уровня информационной культуры, присутствует у большинства педагогов, что само по себе является хорошим фактором при организации деятельности педагогического коллектива по развитию информационной культуры;

- ценностные ориентиры, определяющие ответственное пользование информацией, нравственно-этическое прогнозирование последствий собственных действий с информацией, что оказывает непосредственное влияние на формирование ценностного отношения к информации учащихся, сформированы у педагогов, в основном, на среднем уровне.

Проблематизация и интерпретация результатов исследования. Таким образом, исходя из имеющихся уровней развития информационной культуры педагогов, мы пришли к выводу, что для повышения имеющихся уровней необходимо создать определенные организационно-педагогические условия, которые обеспечат «успешное решение образовательных задач» [4], и благодаря которым будет происходить развитие информационной культуры педагогов в рамках обозначенных выше компонентов.

Применительно к нашей статье отметим, что основной функцией организационно-педагогических условий является организация и управление целенаправленной самообразовательной деятельностью педагога общеобразовательной школы по повышению уровня его информационной культуры. В обозначенном контексте создание организационно-педагогических условий имеет ряд преимуществ:

- не нарушается непрерывный педагогический процесс;

- возникший профессиональный дефицит и образовательные запросы возможно обозначить педагогом на школьном методическом объединении или педагогическом совете;

- совместными действиями педагогического коллектива планомерно и целенаправленно организовать «на месте» повышение уровня информационной культуры педагогов с учетом существующего в школе информационно-образовательного пространства.

Параметр 1 Применение 1ЖТ в учебном процессе

применяется в системе

применяется фрагментарно

не применяется

60 50 40 30 20 10 0

Параметр 2.1 Уровень проявления креативности при использовании ИКТ (%)

49

28

23

I Высокий Средний Низкий

Педагоги

Параметр 2.2 Параметр 3

Наличие внутреннеймотиващшу педагогов Уровеньсформированностиценностшрх смыслов

(%)

присутствует выражена слабо нет

60 500

40 30 20 10 0

33

51

I

577

24

Высокий Средний Низкий

Педагоги Учащиеся 9-11 кл.

Рис. Параметры дляопределенияуровня развитияинформационнойкультурыпедагогов

В рамках этого нами была проведена поисковая деятельность по выявлению организационно-педагогических условий развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, которая строилась на понимании сущности феномена информационной культуры, роли динамично изменяющихся факторов, оказывающих влияние на становление и развитие информационной культуры педагога [9]. При создании организационно-педагогических условий мы учитывали следующие субъективно-личностные факторы, оказывающие влияние на повышение уровня информационной куль-и туры педагога:

- наличие осознанного желания у педагога повышать свою профессиональную компетентность в области развития информационной составляющей: от информационной компетентности к информационной культуре;

- процесс развития информационной культуры епедагога не может быть строго регламентирован, так как зависит от нако-

пленного опыта освоения образовательных и профессионально-педагогическихпрактик;

- результат образовательной деятельности в направлении развития информационной культуры у каждого педагога будет свой.

Учитывая обозначенные выше компоненты развития информационной культуры, в ходе теоретико-экспериментальной работы нами было установлено, что организационно-педагогическими условиями, способствующими процессу развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, выступают:

1) организация целенаправленной деятельности по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности;

2) предоставление различных образовательных сервисов для формирования информационной компетентности педагога обще-образовательнойшколы;

3) реализация практики сопровождения

процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ.

Представим результаты реализации каждого из представленных выше условий в общеобразовательной школе.

Деятельность педагогического коллектива при реализации первого условия была направлена на стимулирование положительной мотивации развития информационной культуры педагога, формирование ценностных смыслов и ориентиров к содержанию и результатам своей работы в направлении применения видов информационной деятельности и ИКТ в учебном процессе. Педагогическим коллективом школы были проведены: проблемно-аналитический семинар «Виды информационной деятельности и ИКТ в учебном процессе: вопросы, опыт, перспективы»; открытые уроки педагогами, применяющими в системе ИКТ в учебном процессе; работа фокус-групп по обсуждению вопросов определения личностных и профессиональных ценностей педагога как ведущего вектора его профессионального развития в области использования ИКТ и информационных видов деятельности. При реализации первого условия нами были выявлены основные факторы, препятствующие эффективному использованию ИКТ в учебном процессе: страх неуспешности освоения и применения новых технологий, нехватка временного ресурса, нежелание вносить изменения в устоявшиеся и отработанные технологии проведения урока.

Для осуществления второго условия нами была организована практическая деятельность педагогов по освоению и использованию различных образовательных сервисов, понимаемых как система различных образовательных услуг, направленных на удовлетворение образовательных потребностей [5], что является особенно актуальным в условиях введения ФГОС ОО, так как педагог вынужден работать в меняющемся образовательном пространстве. По уровню включенности педагогов в образовательную деятельность и степени участия их в получении услуг от образовательных сервисов нами были обозначены такие виды:

- очное участие (тематические и установочные семинары, обучающие занятия, лекции, погружения, краткосрочные курсы

повышения квалификации, педагогические мастерские по представлению положительного опыта освоения и применения видов информационной деятельности при работе с учащимися (аналитико-поисковая деятельность, организация совместной работы учащихся над заданием в сети Интернет, использование социальных сетей при выполнении домашних заданий, использование мобильных устройств в образовательном процессе); мастер-классы по использованию Google-сервисов, ИКТ;

- дистанционное (вебинары, дистанционные курсы повышения квалификации, онлайн-лекции, телеконференции, форумы педагогических сообществ и др.);

- очно-дистанционное (смешанный вид).

Положительным моментом предоставления образовательных сервисов в дистанционной форме, на наш взгляд, является создание благоприятных условий, позволяющих педагогу «на месте» переносить получаемые теоретические знания в опыт практической деятельности и проявлять творчество. Формированию позитивного отношения педагогов к дистанционной форме повышения квалификации способствовали выступления коллег, имеющих позитивный опыт участия в образовательных и обучающих вебина-рах и состоящих в сетевых профессиональных педагогических сообществах. С 2015 по 2016 гг. 32 % педагогов нашей школы прошли краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме 72 часа и более в дистанционной форме обучения (г. Москва, Красноярск), 23 % педагогов стали участниками вебинаров, проводимых издательствами «Просвещение», «Дрофа», Ин-фоурок (г. Москва).

Реализация третьего условия предполагала практическую деятельность педагога по использованию ИКТ в образовательной и профессиональной деятельности. Практика сопровождения процесса профессиональных проб педагогов была направлена на решение следующих задач:

- оказание психолого-педагогической, методической поддержки педагогам в успешном освоении видов информационной деятельности и средств ИКТ;

- создание благоприятных условий и творческой атмосферы для педагогов при применении ИКТ в урочной и внеурочной

работе с учащимися;

- содействие в формировании и развитии компетенций эффективного использования ИКТ, лежащих в зоне ближайшего профессионального развития педагога.

В качестве направлений такой деятельности нами были определены следующие формы работы с педагогическим коллективом:

- включение педагогов в активную деятельность по проектированию, подготовке, проведению и посещению открытых уроков с использованием ИКТ;

- предъявление методических достижений через презентации, организацию педагогических мастерских, мастер-классов по эффективному использованию ИКТ в профессионально-педагогической деятельности педагогами, владеющими информационной компетентностью на уровне продуктивно-творческой деятельности;

- выступление на педагогических советах, школьных методических конференциях с целью распространения успешного опыта применения ИКТ в учебном процессе;

- выявление лучших методических разработок уроков педагогов с использованием ИКТ в каждой предметной секции и публикация технологических карт уроков в школьном методическом сборнике «Педагогическая мозаика»;

- участие в профессиональных педагогических конкурсах и олимпиадах (очных, дистанционных) для педагогов: в 2017 году педагог нашей школы принял участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года» с презентацией темы «Применение ИКТ на уроках географии для развития универсальных учебных действий учащихся»;

- организация внеурочной деятельности с учащимися с использованием ИКТ и видов информационной деятельности: организация исследовательской и проектной деятельности (учащиеся 1-11 классов принимают активное и результативное участие в муниципальных научно-практических конференциях «Я познаю мир», «Культура. Интеллект. Наука»; совместная деятельность учащихся в сети Интернет (работа с сетевыми образовательными ресурсами на уроках истории, обществознания, литературы, географии) [11], подготовка различных школьных мероприятий (проведение школьных литературных гостиных «Разговоры

о поэтах» (поиск и обработка информации, оформление и презентация литературного творчества поэтов, видео и музыкальное сопровождение): «С. Есенин» (2015 г.), «В. Маяковский» (2016 г.), «Р. Рождественский» (2017 г.); при подготовке принимают участие учащиеся 7-11 классов, педагоги школы), активное и результативное участие в предметных и метапредметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и др.

При реализации организационно-педагогических условий проводилась рефлексивная оценка, позволяющая определить степень отношения педагогов и учащихся к использованию ИКТ в учебном процессе, наличие потребностей и образовательных запросов педагогов для успешной работы с учащимися при использовании ИКТ (в учебной и внеурочной деятельности), а также организация деятельности педагогов по самоанализу и оценке собственных результатов профессиональных достижений, выявлению профессиональных потребностей, выстраиванию перспективного планирования и проведение коррекции результатов профессиональной деятельности по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ.

Выводы исследования. Реализация обозначенных выше организационно-педагогических условий способствовала повышению уровня информационной культуры педагогов через личностно-творческий, аксиологический и деятельностный компоненты, что подтверждается результатами: увеличилось количество педагогов, применяющих в образовательном процессе в системе ИКТ, на 15 %; повысился уровень позитивной субъективной позиции по овладению ИКТ и использованию их в образовательной деятельности и других сферах жизнедеятельности со среднего до высокого у 12 % педагогов, с низкого до среднего - у 4 %; у 12 % педагогов повысился уровень до высокого в определении ценностно-смысловых установок при использовании информационных видов деятельности; у 10 % педагогов повысился уровень мотивации целеполагания по развитию информационной культуры до высокого, у 5 % - с низкого до среднего. На 27 % увеличилось число педагогов, применяющих ИКТ в своей профессиональной деятельности: участие в дистанционных профессиональ-

ных конкурсах, сетевых профессиональных сообществах, общение на педагогических предметных форумах, публикация своих методических разработок уроков и мероприятий на образовательных порталах: фестиваль «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», Инфоурок, Снейл и др. Повышение уровня информационной культуры педагогов способствовало позитивной динамике в области ценностных и мотива-ционных установок учащихся 9-11 классов по использованию видов информационной деятельности, обеспечивающих ответственное пользование информацией и нравственно-этическое прогнозирование последствий

собственных действий с информацией со среднего на высокий уровень на 21%, с низкого на средний уровень на 7 %. На 14 % повысился уровень (со среднего до высокого) учащихся по овладению ИКТ и использованию их в образовательной деятельности и других сферах жизни.

Таким образом, наше исследование позволяет сделать вывод об эффективности организационно-педагогических условий для развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, что, в свою очередь, способствует формированию и развитию информационной культуры учащихся в условиях введения ФГОС ОО.

1. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности // Информатика и образование. - 2013. - № 5. - С. 27-30

2. Воронцова А. В. Формирование информационной культуры личности как предмет психолого-педагогических исследований // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2010. - Том 16. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика, № 2 - С. 246-249.

3. ДанильчукЕ. В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2003. - 18 с.

4. Исаев И. Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1993. - 33 с.

5. Латышев Д. В. Экономические предпосылки развития образовательного сервиса // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - № 5(19), декабрь 2012. - URL: www.grani.vspu.ru (дата обращения: 20.03.2017).

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - URL: https://

ескии список

rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 20.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.

8. Степаненко Л. В. Традиционные и информационно-коммуникативные формы обучения в современной российской высшей школе // Сибирский педагогический журнал. - 2016. -№ 3. - С. 50-54.

9. Степанова И. Ю. Становление профессионального потенциала педагога в процессе подготовки: монография. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 399 с.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://миноб-рнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 20.03.2017).

11. Шелковникова О. А. Опыт становления информационной культуры педагога в образовательной среде школы // Информатика и образование. - 2016. - № 1. - С. 44-49.

12. Villegas-Reimers E. Teacher professional development: an international review of the literature [Электронный ресурс]. - URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0013/001330/133010e.pdf (дата обращения: 25.03.2017).

Поступила в редакцию 18.04.2017

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

Shelkovnikova Olga Andreevna

deputy director for teaching and educational work, School 90, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Region

PRACTICE OF DEVELOPMENT OF INFORMATION CULTURE OF THE TEACHER OF A SECONDARY SCHOOL

Abstract. The concept of the information culture of the teacher as a necessary quality, manifested in professional pedagogical activity in the conditions of the modern information society, the requirements of the Federal state educational standards and the professional standard of the teacher is revealed in the article. The necessity to organize organizational and pedagogical conditions in the educational space of the school, allocated on the basis of the axiological, technological and personal-creative components of the information culture, is effectively justified for effectively raising the level of the information culture of the teacher of the general education school is justified.

Keywords: information culture, components, development, organizational and pedagogical conditions, the teacher of a secondary school, results.

References

1. Adolf, V. A., Stepanova, I. Yu., 2013. Didactic aspects of formation of personal information culture. Informatics and education, 5, pp. 27-30. (In Russ.)

2. Vorontsova, A. V., 2010. Formation of the personal information culture as a subject of psychological and pedagogical research. Bulletin of Nekrasov KSU, 16. Pedagogy. Psychology. Social work. Juve-nology. Socio-kinetics, 2, pp. 246-249. (In Russ.)

3. Danilchuk, E. V., 2003. Methodical system of formation of information culture of the future teacher: the author's abstract. Dr. Sci. (Ped.). Volgograd, 18 p. (In Russ.)

4. Isaev, I. F., 1993. Theoretical foundations of the formation of professional and pedagogical culture of the teacher of higher education: Author's abstract. Dr. Sci. (Ped.). Moscow, 33 p. (In Russ.)

5. Latyshev, D. V Economic preconditions for the development of educational service. Electronic scientific and educational journal VGSPU "Facets of knowledge", 5 (19), December 2012. Available at: www.gra-ni.vspu.ru (accessed 20 March 2017). (In Russ.)

6. Professional standard "Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (educator, teacher)" [online]. Available at: https://rg.

ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (accessed 20 March 2017). (In Russ.)

7. Slastenin, V. A., et al., 2013. Allowance for stud. Supreme. Ped. Training. Institutions. Moscow: Academy Publ., 576 p. (In Russ.)

8. Stepanenko, L. V., 2016. Traditional information and communication forms of education in the modern Russian higher school. Siberian pedagogical journal, 3, pp. 50-54. (In Russ.)

9. Stepanova, I. Yu., 2012. Formation of the professional potential of the teacher in the process of preparation: monograph. Krasnoyarsk: Siberian Federal University Publ., 399 p. (In Russ.)

10. Federal state educational standards of General education [online]. Available at: http://MHHo6pHayKH. p$/goKyMefflii/543 (accessed 20 March 2017). (In Russ.)

11. Shelkovnikova, O. A., 2016. Experience in the formation of the information culture of the teacher in the educational environment of the school. Informatics and education, 1, pp. 44-49. (In Russ.)

12. Villegas-Reimers, E. Teacher professional development: international literature review [online]. Available at: http://unesdoc.unesco.org/imag-es/0013/001330/133010e.pdf (accessed: 25.03.2017)

Submitted 18.04.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.