СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
УДК 373.112.3(470.22):316
О.М. Звягина, Н.И. Легостаева ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПЕДАГОГОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ЗВЯГИНА Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, проректор ГАОУ РК «Институт повышения квалификации работников образования», E-mail: [email protected] ЛЕГОСТАЕВА Наталья Игоревна - кандидат социологических наук, научный сотрудник ГАОУ РК «Институт повышения квалификации работников образования», E-mail:
Аннотация. Статья посвящена модернизации российской системы образования. Внимание авторов сосредоточено на роли современного педагога, вовлеченного в меняющееся ценностное, правовое, технологичное образовательное пространство. Авторы статьи провели исследование, цель которого заключалась в выявлении уровня профессиональной готовности учителей к реализации педагогической деятельности в инновационных условиях новой школы. Исследование проводилось методом
анкетирования педагогов средних
общеобразовательных школ Республики Карелия.
Полученные данные позволили сделать вывод о достаточно низком уровне профессиональной готовности педагогов к работе в современных условиях. Для уточнения результатов анкетирования была проведена дополнительная диагностика учителей из разных районов Республики Карелия, результаты которой подтвердили наличие проблем в области профессиональной компетентности
преподавателей современных средних общеобразовательных школ.
SURVEY OF THE SELF-EVALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SCHOOL TEACHERS IN THE REPUBLIC OF KARELIA
ZVYAGINA Olga, Ph.D., Vice rector, Institute of Teacher Training, Republic of Karelia. E-mail: zvyagina.o @ inbox.ru
LEGOSTAEVA Natalya, PhD in Sociology, Researcher, Institute of Teacher Training, Republic of Karelia. E-mail: Nataly.Dark @ mail.ru
Abstract. The article deals with the problem of modernization of Russian education system. The authors focus on the role of the modern school teachers involved in the changing value, legal, technological educational space. The authors conducted a study aimed at identifying the level of professional readiness of school teachers to implement innovative pedagogical activities in a new school. The study was conducted by questionnaire survey of teachers of secondary schools in the Republic of Karelia.
The data revealed that the level of professional readiness of teachers to work in the modern environment is rather low. To get more detailed information, an extra research involving teachers from different areas of the Republic of Karelia was conducted. The results confirmed the existence of problems relating to professional competence of secondary school teachers.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, педагог, федеральный государственный образовательный стандарт.
Keywords: professional standards, professional competence, teacher, federal state educational standard.
Новым атрибутом образования постиндустриальной школы является способность эффективно осваивать огромные массивы информации и успешно действовать в максимально неопределенной экономической, технологической, производственной и другой ситуациях [1]. Для развития этой способности нужны определенные условия, одно из них - изменение роли учителя как дающего знания и ученика как получающего их.
Увеличение самостоятельности учеников в образовательном процессе, развитие их субъектности возможно через внедрение в педагогическую практику интерактивных методов обучения, цифровых и компьютерных технологий. Эти процессы идут болезненно, вызывая много вопросов и споров, встречая сопротивление у приверженцев традиционного воспитательно-образовательного процесса, включая и самих учителей.
Реформы, нацеленные на сближение учителя и ученика, вызвали еще больше противоречий в их отношениях. Нарастает уровень напряженности и во взаимоотношениях педагогических работников и родителей учеников, данные противоречия усугубляются тем, что в последнее время наблюдается большой приток в сферу образования специалистов без специального педагогического образования [3].
Изменения необходимы, но готов ли к ним современный учитель? Этот вопрос лег в основу исследования «Самооценка овладения педагогом профессиональными компетенциями», проведенного специалистами государственного автономного образовательного учреждения республики Карелия «Институт повышения квалификации работников образования» с апреля по июнь 2013 г. Исследование охватило педагогов средних общеобразовательных школ Республики Карелия (РК) как в столице республики, так и в территориально удаленных от нее городах: Кондопоге, Питкяранте, Олонце.
При разработке анкеты был использован проект Профессионального стандарта педагога, разработанный группой под руководством Е. Ямбурга [2]. Обсуждение проекта показало неоднозначные оценки этого документа общественностью, тем не менее именно он станет основой для оценивания профессионализма педагогического работника.
Объектом исследования был определен современный учитель, а самооценка педагогических компетенций, которыми он(а) владеет, стала предметом исследования. Цель исследования - изучить, как оценивают сами педагоги свои профессиональные компетенции, с точки зрения их соответствия современным требованиям. Исследование носило недифференцированный характер. Выборка составила 209 респондентов, единицами отбора выступили школы РК, в которых учителя подвергались сплошному опросу.
Среди респондентов 53,7% в возрасте от 31-50 лет, 30% - свыше 50 лет и 16,3% -22-30 лет. У 36% респондентов стаж работы больше 25 лет, 29,9% - от 16-25 лет, 21,8% -от 6-15 лет, 12% - от 1 года до 5 лет. Среди опрошенных педагогов 93% - женщины, 7% -мужчины.
На основе полученных результатов можно судить о том, как оценивают учителя средних общеобразовательных школ РК свое владение различными педагогическими компетенциями, изложенными в Проекте стандарта.
60% считают, что хорошо владеют умением анализировать эффективность урока, 55% указывают на хорошее владение средствами психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, 48% считают, что владеют разными формами и методами контроля и объективной оценки знаний учеников.
Уметь объективно оценивать знания учебников, используя разные формы и методы контроля
Владеть средствами психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ
Уметь анализировать эффективность урока
10 20 30 40 50 60 70
0
Рисунок 1 - Владение основными профессиональными компетенциями, %
Затруднения в оценке вызвало использование форм и методов обучения, выходящих за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. - 32%. Только 30% учителей максимально оценили свои профессиональные компетенции, необходимые для осуществления развивающей деятельности: «Умение формировать и развивать универсальные учебные действия», «Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития». Считают, что владеют специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу - 12%, умеют проводить профилактику различных форм насилия в школе только 3% (рис. 2).
Умение профодить профилактику различных форм насилия в школе
Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно...
Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными),.
Уметь формировать и развивать УУД
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные,.
32
~I-1-1-1-1-15 10 15 20 25 30 35
0
Рисунок 2 - Владение основными профессиональными компетенциями, %
Достаточно много преподавателей готовы работать с детьми-сиротами - 49%, детьми с ограниченными возможностями здоровья - 48%, одаренными детьми - 43%. Однако лишь 30% учителей не испытывают затруднений при использовании психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для работы с различными учащимися. Затруднения возникают при работе с детьми-мигрантами (30%) и детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, синдром дефицита внимания и гиперактивности) - 32% (рис. 3). Высоко оценивают свое владение методами работы с разными категориями детей только 22% опрошенных.
Дети-мигранты
Дети с особыми образовательными потребностями
Одаренные дети
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Дети-сироты
50
50
0 10 20 30 40 50 60
Рисунок 3 - Готовность работать с различными категориями детей, %
Почти треть учителей (37%) среди методов, используемых в педагогической практике, самыми легкими в применении называют методы общения с детьми, создающие комфортные и доверительные отношения. Сложности в педагогической практике возникают при использовании методов дистанционного обучения: всего 31% учителей высоко оценили этот аспект (рис. 4). Отметим, что методами сотрудничества с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач владеют только 23%, хотя умение уважительно общаться с коллегами, работа в команде, учет интересов и потребностей партнера составляют коммуникативную компетенцию и являются неотъемлемыми атрибутами профессиональной деятельности современного педагога.
Методы работы с разными категориями детей
Методы сотрудничества с другими педагогами и спеуиалистами в решении воспитательных задач
Методы дистанционного обучения
Методы общения с детьми, создающие комфортные и доверительные отношения
37
10 15 20 25 30 35 40
Рисунок 4 - Методы, используемые в педагогической практике, %
Результаты своей педагогической деятельности большинство учителей оценили на «хорошо» - 68%, на «отлично» - 17%, «удовлетворительно» - 15% (рис. 5). Большинство педагогов отметили, что нуждаются в повышении квалификации - 82%, не нуждаются -11%, не определились с ответом на данный вопрос - 8% (рис. 6).
15
17
68
| хорошо «отлично «удовлетворительно
Рисунок 5 - Самооценка результатов профессиональной деятельности, %
0
5
■ нуждаются в курсах повышения квалификации (КПК)
■ не нуждаются в КПК
■ затруднились ответить
Рисунок 6 - Потребность в курсах повышения квалификации, %
Итак, 40% опрошенных не умеют анализировать эффективность урока, 45% не владеют средствами психолого-педагогического мониторинга, 50% не владеют разными формами и методами контроля и объективной оценки знаний учеников, 68% не используют в своей педагогической практике формы и методы обучения, выходящие за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.). Около 70% учителей испытывают трудности в формировании и развитии универсальных учебных действий, использовании психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), выявлении разнообразных проблем детей, связанных с особенностями их развития. Около 89% респондентов не владеют специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу, 97% не готовы проводить профилактику различных форм насилия в школе, что является болевым узлом в педагогической практике, поскольку уровень агрессивного поведения и экстремального образа жизни (мутирующего в экстремизм) в среде подростков и молодежи возрастает. Примерно 50% учителей не готовы работать с детьми-сиротами, детьми с ограниченными возможностями здоровья, одаренными детьми. 70% испытывают затруднения при работе с детьми-мигрантами и детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, синдром дефицита внимания и гиперактивности). Около 80% респондентов отмечают свою неготовность сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.
С целью уточнения отношения учителей общеобразовательных предметов к новым требованиям, сформулированным в стандарте, была проведена дополнительная диагностика. В ходе курсов повышения квалификации учителям географии, истории, английскому языку, изобразительному искусству средних общеобразовательных школ РК было дано игровое задание по распределению профессиональных компетенций педагога на четыре категории: компетенции, которые необходимо взять за основу педагогической деятельности (I группа), компетенции необходимые, но недостаточно развитые (II группа), компетенции, которые необходимо убрать из проекта Профессионального стандарта
педагога (III группа), компетенции, которые можно позаимствовать у иностранных коллег (IV группа). Задание выполнили 100 человек, ответы распределились следующим образом:
К I группе (компетенции, которые необходимо взять за основу педагогической деятельности) были отнесены владение предметом и методиками преподавания, умение общаться с детьми, высшее образование, умение планировать, организовывать и объективно оценивать, умение использовать разные формы и методы работы, устанавливающие дисциплину в классе, умение оказывать адресную помощь ребенку, умение использовать передовой педагогический опыт, стремление повышать свою квалификацию, креативность.
II группа (компетенции необходимые, но недостаточно развитые): недостаточная сформированность компетенций информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), недостаточное развитие компетенций сотрудничества с детьми, родителями, педагогами, недостаток умения работать с разными категориями детей, применения знаний и умений на практике, самоанализа профессиональной деятельности и оценивания учеников, недостаток знаний по психологии.
III группа (компетенции, которые необходимо убрать из проекта Профессионального стандарта педагога): умения формировать детско-взрослые сообщества, читать документацию специалистов, устанавливать четкие правила поведения в классе, эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасности образовательной среды.
IV группа (компетенции, которые можно позаимствовать у иностранных коллег): умение осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка, готовность принять любого ребенка, формирование конкурентоспособности, индивидуальное сопровождение ребенка, умение налаживать социальное партнерство (школа -социальные структуры), владение ИКТ компетенцией, формирование универсальных учебных действий (УУД), тьюторство, метапредметные знания и умения, умение проводить самоанализ педагогической деятельности, демократический стиль преподавания, умение реализовывать социальную адаптацию учеников.
В целом данные, полученные в ходе диагностики, подтвердили результаты анкетирования.
Исследование является первым в серии запланированных комплементарных исследований, посвященных теме ценностно-смысловой трансформации современной школы в условиях модернизации системы образования, и не претендует на неизменность и окончательность выводов. Тем не менее оно позволило выявить проблемные вопросы, среди них - федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - структура урока в соответствии с ФГОС, новые методы работы в рамках ФГОС, практическая реализация ФГОС в среднем звене, система оценки результатов учебной деятельности по ФГОС; формирование универсальных учебных умений; работа с разными категориями детей (одаренные дети, дети с ОВЗ, трудные дети); обучение информационно-коммуникативным технологиям.
Литература
1 Новиков А. М. Образовательный процесс в постиндустриальном обществе. К чему надо быть готовым человеку в условиях высокой динамики рынка труда? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 4. С. 611.
2 Профессиональный стандарт педагога : проект // Министерство образования и науки Российской Федерации : [веб-сайт]. URL: минобрнауки.рф/документы/3071.
3 Соколова И. И. Социально-профессиональный портрет учителя // Вестник Герценовского университета. 2010. № 2. С. 3-15.