Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/07PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Бичева И.Б., Хижная А.В., Емелина А.В., Челноков А.С. Организация методической деятельности с педагогами колледжа: тенденции и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Bicheva I.B., Khizhnaia A.V., Emelina A.V., Chelnokov A.S. (2019). Organization of methodological activities with college teachers: trends and prospects for development. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/07PDMN619.pdf (in Russian)
УДК 377 ГРНТИ 14.33.07
Бичева Ирина Борисовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)», Нижний Новгород, Россия Доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного и начального образования»
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=275389
Хижная Анна Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)», Нижний Новгород, Россия Доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=737385
Емелина Анна Витальевна
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Россия Соискатель кафедры «Русской литературы ИФЖ» МАОУ СШ № 151 с углубленным изучением отдельных предметов, Нижний Новгород, Россия
Учитель
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=934165
Челноков Александр Сергеевич
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)», Нижний Новгород, Россия
Магистрант
E-mail: aleksandr. [email protected]
Организация методической деятельности с педагогами колледжа: тенденции и перспективы развития
Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к профессиональной деятельности педагогов. Это актуализирует повышение качества
методической деятельности как основополагающего направления профессиональной деятельности педагогов. Целью публикации является выявление актуальных направлений и тенденций методической деятельности педагогов в условиях колледжа. Методология статьи проводится на основе методов анализа и обобщения, позволивших выявить основные проблемы и определить перспективные направления методической деятельности с педагогами Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Городецкий Губернский колледж». Выявлено, что большинство педагогов характеризуются активным саморазвитием, а в учреждении сложился сплоченный и высококвалифицированный педагогический коллектив. Для успешной адаптации начинающих педагогических работников и развития их профессиональных навыков в колледже работает Школа начинающего педагога. Важным направлением методической деятельности педагогов колледжа является индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование, что позволяет педагогам выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, основанные на накопительной системе (Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород). В рамках изучения кадрового потенциала педагогов колледжа авторами представлены результаты диагностических исследований: восприимчивости педагогов к новшествам и способности педагога к творческому саморазвитию. Сделан вывод, что современные требования к профессиональной деятельности педагогов колледжа обуславливают процесс совершенствования методической деятельности. Обобщая результаты исследования, определены перспективные направления организации методической деятельности, реализация которых, по мнению авторов, позволит повысить уровень профессиональной и методической компетентности педагогов, обеспечит их творческую самореализацию в процессе подготовки обучающихся в соответствии с разработанной моделью организации методической деятельности педагогов колледжа.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; современный колледж; методическая деятельность; организация методической деятельности; профессиональная компетентность; кадровый потенциал; преподаватель колледжа
Введение
Изучение организационных основ методической деятельности педагогов колледжа обусловлено введением федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), что актуализирует повышение качества методической деятельности как основополагающего направления профессиональной деятельности педагогов.
В отечественной педагогике не выработано однозначного определения содержания понятия «методическая деятельность». Усугубляет ситуацию существующая терминологическая путаница в терминах «методическая работа» и «методическая деятельность», которые, как пишет С.Л. Логинова, чаще всего используются как синонимы [1, с. 148]. Научно-теоретический анализ дефиниции «методическая деятельность» показывает, что сущность, содержание, структура, а также формы ее организации в современном образовательном учреждении раскрывается в работах Ю.К. Бабанского [2], М.А. Гуляевой [3], М.М. Поташник [4; 5], Э.Г. Скибицкого [6; 7], Н.Е. Эргановой [8] и др. Инновационные подходы к организации методической деятельности рассматриваются в трудах Л.С. Подымовой [9], В.А. Сластенина [10] и др. Особую роль имеют исследования процесса становления научно-методической компетентности педагогов (Т.А. Загривная [11], Э.Ф. Зеер [12], Е.А. Нагрели [13], А.В. Хуторской [14] и др.) и формирования методической компетентности преподавателей (И.П. Пастухова [15] и др.). Учеными подчеркивается необходимость изменения позиции преподавателя с пользовательской на авторскую. Это обуславливает развитие
самостоятельности педагогов в процессе освоения новых педагогических технологии, разработки методических пособий по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, междисциплинарным курсам (программы, планы, технологические карты, контрольно-оценочные средства текущей, промежуточной и итоговой оценки знаний и компетентностей обучающихся, учебные пособия и рекомендации разных типов и пр.), разных видов практики (учебной, производственной, преддипломной). В то же время, исследования свидетельствуют о недостаточном уровне методической компетентности большей части педагогов системы СПО, прежде всего, в вопросах педагогического проектирования, моделирования, мониторинга педагогической деятельности, что затрудняет гарантированный уровень подготовки выпускников.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
• во-первых, изменение образовательной парадигмы выводит методическую деятельность педагога в число основной, на которой «базируется» весь процесс учебной деятельности;
• во-вторых, обнаруживается несоответствие между запросом современного общества в педагогах, активно осваивающих преподавание, реализующих требования ФГОС СПО, и существующей системой деятельности педагогов, не обеспечивающих эти ожидания в полной мере, фактическим уровнем выполнения методической деятельности.
Актуальность проблемы исследования определило цель публикации: выявление актуальных направлений и тенденций методической деятельности педагогов в условиях колледжа.
Методы исследования
Исследование проводилось в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Городецкий Губернский колледж» (далее - ГАПОУ ГГК). Данное учреждение создано в результате объединения Городецкого агропромышленного техникума и Городецкого педагогического колледжа и является многопрофильной, многоуровневой профессиональной образовательной организацией, осуществляющей профессиональную подготовку конкурентоспособных, мобильных специалистов, востребованных современным рынком труда для водного транспорта, сферы обслуживания и области образования по профессиям и специальностям в соответствии с ФГОС СПО.
В исследовании участвовали 30 преподавателей четырех методических комиссий (далее - МК), осуществляющих подготовку специалистов по программам СПО: по техническим профессиям и специальностям (10 педагогов); по специальности «Технология продукции общественного питания» (6 педагогов); «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет» (7 педагогов) и «Преподавание в начальных классах» (7 педагогов).
Анализ включал оценку основных направлений методической деятельности ГАПОУ ГГК, изучение кадрового потенциала педагогов колледжа (стажа работы педагогов и их возраста, периодичность прохождения аттестации). В рамках исследования кадрового потенциала педагогов колледжа выполнены также исследования:
• диагностика восприимчивости педагогов к новшествам (анкетирование, автор Т.С. Соловьева). Анкета содержит 6 утверждений, оценка которых производится по 3-балльной шкале и осуществляется по показателям: критический, низкий, допустимый и оптимальный уровень;
диагностика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (опросник, автор И.В. Никишина). Опросник включает 15 утверждений, каждое из которых оценивается по 5-балльной системе. Результаты диагностики позволяют сделать вывод о качестве сформированности способности к саморазвитию по следующим показателям: «активное саморазвитие», «отсутствует сложившаяся система саморазвития», «ориентация на развитие зависит от различных условий», «остановившиеся саморазвитие».
Результаты исследования
Новые требования к содержанию СПО и оценке его результатов предполагают решение задач по обновлению методической деятельности в ГАПОУ ГГК в целом и каждого педагога в частности, в соответствии с практико-ориентированной (дуальной) моделью обучения. Данное положение определяет единую методическую тему колледжа на 2016-2021 годы: «Внедрение адаптивной практико-ориентированной модели подготовки рабочих и специалистов среднего звена для реального сектора экономики на основе системы дуального обучения, обеспечивающей формирование компетенций выпускника в соответствии с требованиями ФГОС СПО и международными требованиями».
В ГАПОУ ГГК деятельности:
определены следующие основные направления методической
методическое сопровождение подготовки специалистов (рабочих, служащих) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (разработка и согласование рабочих программ, контрольно-оценочных средств, методических рекомендаций и т. д.);
информационно-методическое сопровождение инновационной и экспериментальной деятельности (проектов по внедрению ФГОС по Т0П-50, международных стандартов WorldSkills Russia в образовательный процесс колледжа, «Я - гражданин», инновационной площадки «Реализация системы многоуровневого профориентационного образования в рамках профессиональной образовательной организации» и др.);
внедрение практико-ориентированных технологий обучения;
создание банка инновационных технологий, условий для обобщения и распространения передового педагогического опыта;
повышение уровня научно-исследовательской культуры обучающихся и преподавателей;
активизация работы по разработке и изданию методической продукции (рекомендаций, указаний, пособий и т. д.);
накопление и систематизация электронных образовательных ресурсов, наполнение электронного методического кабинета;
методическое сопровождение педагогических работников по участию в интернет-проектах и создании собственных интернет-ресурсов.
Методическая деятельность педагогов колледжа организована через работу методической службы, методических комиссий и координируется методическим и педагогическим советами.
Методическая служба оказывает помощь педагогам в разработке программно-методической документации, сопровождении педагогов и обучающихся в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах, повышении квалификации и аттестации педагогов, обеспечении методического сопровождения инновационных проектов. С целью совершенствования учебно-воспитательного процесса методической службой колледжа разработаны методические рекомендации по индивидуальному проектированию для обучающихся и преподавателей, единые требования к оформлению письменных работ обучающихся, Положение о методической комиссии, Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий. Организация индивидуальной методической работы педагогических работников колледжа осуществляется через методические комиссии преподавателей учебных дисциплин (общеобразовательных, ОБЖ и физической культуры; технических профессий и специальностей, др.), кураторов и мастеров производственного обучения. Педагогический совет (стратегический уровень) рассматривает и решает стратегические вопросы образовательного процесса колледжа, в том числе и методической деятельности педагогов. Методический совет (тактический уровень) является коллегиальным совещательным органом, координирующим методическую работу.
Важным направлением методической деятельности с педагогами колледжа является индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование, в рамках которого педагоги выстраивают индивидуальные образовательные маршруты, основанные на накопительной системе (Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород). Каждый преподаватель определяет тему самообразования на текущий год, приобретая положительный опыт взаимодействия с другими коллегами, расширяя профессиональные горизонты, посредством ознакомления с новыми исследованиями и достижениями психолого-педагогической науки и практики.
Непрерывное повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников является важной задачей в условиях модернизации образования, реализации инновационных проектов по внедрению стандартов WSR в образовательный процесс колледжа, переходу на ФГОС по ТОП-50. Ежегодно осуществляется активная работа по повышению квалификации и профессионального мастерства педагогических работников в процессе использования различных форм обучения (рис. 1).
Вебинар Мастер-класс Тренинг Семинар
Курсы повышения квалификации
0 10 20 30 40
Рисунок 1. Формы обучения педагогов ГАПОУГГК
Росту профессионализма педагогов способствует участие в профессиональных конкурсах разного уровня (рис. 2).
Высокую активность проявляют педагоги по созданию собственного интернет-ресурса, что обусловлено информатизацией образования, развитием дистанционных технологий обучения, необходимостью обобщения и распространения педагогического опыта в сетевых педагогических сообществах. Например, педагоги и обучающиеся принимали участие в дистанционных олимпиадах (ЦРТ «Мега-талант», «Мир олимпиад») и конкурсах
6
(Всероссийский конкурс профессионального мастерства и личных достижений педагогов, «Наставник, помощник и друг» в рамках конкурса «Ступени профессионального мастерства» на сайте Интернет-издания «Профобразование», «Моя карьера!» на Интернет-платформе, проект «Инфоурок» и др.).
о
ва ва
н и
Т S
п
о
И
10 8 6 4 2 0
3
5 3 31
1
Всероссийский
Областной
J победители w участники
Уровень конкурса
Рисунок 2. Участие педагогов ГАПОУ ГГК в конкурсах (2017-2018учебный год)
Особое значение в совершенствовании методической деятельности педагогов колледжа имеет их стаж работы (рис. 3).
14,50%
39,40%
20,90%
и до 5 лет и от 6 до 10 лет
25,20% и от 11 до 20 лет
более 20 лет
Рисунок 3. Стаж работы педагогов в ГАПОУ ГГК (на 01.09.2018 г.)
Данные свидетельствуют, что у большинства педагогов стаж работы более 20 лет, что потенциально свидетельствует о стабильности коллектива. В то же время, 14,5 % педагогов имеют незначительный опыт работы. Опрос начинающих педагогов выявил некоторые затруднения. Так, удовлетворены своей работой всего 25 % начинающих педагогов, частично удовлетворены - 63 %, не удовлетворены - 13 %. Трудовые нагрузки устраивают 38 % респондентов, не всегда удовлетворяют - 50 %, не удовлетворяют - 13 %. Достаточным уровень своей профессиональной компетентности считают 38 % опрошенных, затрудняются ответить - 50 %, осознают уровень своей профессиональной компетентности как недостаточный - 25 % начинающих педагогов. На вопрос о возможности смены места работы положительно ответили 38 % респондентов.
Для успешной адаптации начинающих педагогических работников и развития их профессиональных навыков в колледже работает Школа начинающего педагога (далее -ШНП), занятия в которой проводятся 1 час в неделю и содержательно включают теоретический и практический материал. В соответствии с приказом директора колледжа на начало учебного года занятия ШНП посещали 12 молодых специалистов. Руководство ТТТНП осуществляет методист И.Н. Молева, а в лекторский состав входят представители администрации, преподаватели высшей квалификационной категории, педагоги, обладающие высокопрофессиональными знаниями и пользующиеся заслуженным авторитетом в коллективе. На каждом занятии происходит обмен мнениями по проблемам, с которыми слушателям ШНП приходилось сталкиваться в течение года. Проведение индивидуальных консультаций, открытых уроков и других форм работы в ШНП способствует повышению
качества профессиональной деятельности у большинства молодых педагогов. Так, по данным методической службы колледжа качество проведения учебных занятий у молодых педагогов во втором семестре 2018-2019 учебного года по сравнению с первым семестром повысилось с 51,31 % до 81,8 %.
Положительным итогом работы ШНП можно считать активное включение молодых педагогов в работу по индивидуальному проектированию обучающихся колледжа. В прошедшем учебном году ими подготовлено 50 обучающихся (из 190) по 5 общеобразовательным дисциплинам.
С целью повышения творческой активности педагогов и мастеров производственного обучения, общественного признания и поощрения личного вклада педагогических работников в подготовку будущих специалистов проводятся внутриколледжные конкурсы «Лучший преподаватель», «Лучший куратор (мастер производственного обучения)». По результатам работы в 2018-2019 учебного года были награждены почетными грамотами и благодарственными письмами колледжа 15 педагогических работников, в т. ч. за эффективную подготовку призеров областных и всероссийской профессиональных олимпиад.
Возрастной состав педагогов колледжа на начало 2018-2019 учебного года отражен на рис. 4, наличие квалификационных категорий и своевременное прохождение аттестации на рис. 5.
42,50%
16,50%
36%
н до 30 лет в от 31 до 40 лет Вот41до54лет и от 55 лет и старше Рисунок 4. Возрастной состав педагогов ГАПОУГГК (на 01.09.2018 г.)
20
о и S И о 15
н и ■А
и Т s Т -
S о X н о 10
ц -
о И es д и С es & 5
-1 На получение высшей категории
J На получение первой категории
иСЗД
2013
2014
2015 2016 2017
Год
Рисунок 5. Прохождение педагогами аттестации
Данные рис. 4 свидетельствуют о наличии проблемы «старения» педагогических кадров, поскольку процент педагогов в возрасте до 30 лет и от 31 до 40 лет составляет всего 21,5 %. а в возрасте от 41 до 54 лет 36 %. Результаты анализа квалификационных категорий и своевременности прохождения педагогами аттестации (рис. 5) показывают, что ежегодно в ГАПОУ ГГК аттестацию на первую и высшую категории проходят от 13 до 20 педагогов, что характеризует педагогический коллектив как профессионально развивающийся.
В рамках исследования кадрового потенциала педагогов колледжа выполнены также исследования по изучению восприимчивости педагогов к новшествам и их способности к творческому саморазвитию.
0
Анализ ответов педагогов методических комиссий (МК) на вопросы анкеты «Восприимчивость педагогов к новшествам» представлен на рисунках 6-11.
МК преподавателей по специальностям «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет»
МК преподавателей по специальности «Преподавание в начальных классах»
МК преподавателей по специальности «Технология продукции общественного питания»
МК преподавателей технических профессий и специальностей
0 20 40 60 80 100 120 и всегда н иногда ы никогда
28,6 71,4
57,1 i 42,9
100 0
60 40
И-1-1-г
%
%
Рисунок 6. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его?
МК преподавателей по специальностям «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет»
МК преподавателей по специальности «Преподавание в начальных классах»
МК преподавателей по специальности «Технология продукции общественного питания»
МК преподавателей технических профессий и специальностей
71,4
85,7
50
28,6
14,7
50
30
70
всегда
0 20 40 | иногда -J никогда
60
80
100
%
120
Рисунок 7. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
МК преподавателей по специальностям «Дошкольное образование» и «Экономика и 100 0
бухгалтерский учет»
МК преподавателей по специальности «Преподавание в начальных классах»
100 0
МК преподавателей по специальности «Технология продукции общественного питания»
16,7 83,3 0
МК преподавателей технических профессий и специальностей
20 70 10
и всегда н 20 40 60 иногда ыникогда 80 100 % 120
Рисунок 8. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
МК преподавателей по специальностям «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет»
МК преподавателей по специальности «Преподавание в начальных классах»
МК преподавателей по специальности «Технология продукции общественного питания»
МК преподавателей технических профессий и специальностей
100
100
66,7
33,3
40
60
50
100
% 150
в всегда н иногда lj никогда
Рисунок 9. Вы сотрудничаете с научными консультантами?
МК преподавателей по специальностям «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет»
МК преподавателей по специальности «Преподавание в начальных классах»
МК преподавателей по специальности «Технология продукции общественного питания»
МК преподавателей технических профессий и специальностей
60
100
_0
100
0
100
0
40
всегда
0 50
| иногда и никогда
100
%
-1
150
Рисунок 10. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
МК преподавателей по специальностям «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет»
МК преподавателей по специальности «Преподавание в начальных классах»
МК преподавателей по специальности «Технология продукции общественного питания»
МК преподавателей технических профессий и специальностей
85,7 14,3
85,7 14,3
83,3 16,7
50 50
0 50
и всегда и иногда ^ никогда
100
%
150
Рисунок 11. Вы открыты новому?
?
0
0
0
Оценивая ответы, нами выявлены положительные тенденции и проблемные аспекты в методической деятельности педагогов различных МК:
• педагоги отслеживают инновационные тенденции своих коллег, обеспечивая внедрение лучших практик в свою профессиональную деятельность, учитывая изменения образовательных потребностей общества и собственный индивидуальный педагогический опыт. Наиболее высокие результаты продемонстрировали педагоги МК по специальности «Технология продукции общественного питания» (100 % респондентов), в то же время 71,4 % педагогов МК «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет» выполняют данную работу лишь иногда;
• в большей степени работа по самообразованию выражена у преподавателей МК по специальностям «Преподавание в начальных классах» (85,5 %), «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет» (71,4 %), технических профессий и специальностей (70 %), в меньшей - у педагогов МК по специальности «Технология продукции общественного питания» (50 %);
• 83,3 % педагогов МК по специальности «Технология продукции общественного питания» и 70 % педагогов МК технических профессий и специальностей осознают значимость соответствия своей профессиональной деятельности определенным педагогическим идеям, но учитывают их в процессе своей работы иногда. Особого внимания требуют 10 % педагогов технических специальностей, т. к. никогда не придерживаются определенных педагогических идей. Следует подчеркнуть, что недостаточное понимание педагогами концептуально-методологических оснований в современной системе подготовки рабочих кадров и специалистов определяется одной из главных проблем кадрового обеспечения. В этой связи, неэффективное методическое управление приводит к субъективности усвоения понятий и терминов, формальности в выборе содержания обучения, преобладанию репродуктивных форм и методов преподавания;
• 60 % педагогов технических специальностей и 33,3 % педагогов по специальности «Технология продукции общественного питания» никогда не сотрудничают с научными руководителями;
• 100 % педагогов МК по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Экономика и бухгалтерский учет», «Преподавание в начальных классах», «Технология продукции общественного питания» умеют определять перспективу своей деятельности и всегда ее прогнозируют, 40 % педагогов технических профессий и специальностей видят перспективу своей деятельности и прогнозируют ее лишь иногда;
• открытость новому имеет место у педагогов различных МК. Наибольшую восприимчивость к новшествам демонстрируют преподаватели педагогических и экономических специальностей (85,7 %) и специальности «Технология продукции общественного питания» (83,3 %), а наименьшую - педагоги методической комиссии технических профессий и специальностей (50 %).
Полученные результаты позволили распределить педагогов МК на два уровня восприимчивости к новшествам - оптимальному и допустимому (рисунок 12).
Высокую активность проявляют педагоги по созданию собственного интернет-ресурса, что обусловлено информатизацией образования, развитием дистанционных технологий обучения, необходимостью обобщения и распространения педагогического опыта в сетевых педагогических сообществах. Например, педагоги и обучающиеся принимали участие в дистанционных олимпиадах (ЦРТ «Мега-талант», «Мир олимпиад») и конкурсах (Всероссийский конкурс профессионального мастерства и личных достижений педагогов,
«Наставник, помощник и друг» в рамках конкурса «Ступени профессионального мастерства» на сайте Интернет-издания «Профобразование», «Моя карьера!» на Интернет-платформе, проект «Инфоурок» и др.).
МК преподавателей по специальностям «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет»
МК преподавателей по специальности «Преподавание в начальных классах»
МК преподавателей по специальности «Технология продукции общественного питания»
МК преподавателей технических профессий и специальностей
0,65 0,7 0,75 0,8 0,85 0,9 0,95 Коэффициенты
и Уровень оптимальный н Уровень допустимый
Рисунок 12. Уровни восприимчивости педагогов к новшествам
Таким образом, оптимальный уровень восприимчивости к новшествам выявлен у педагогов МК по специальностям «Преподавание в начальных классах» (коэффициент восприимчивости новшеств составил 0,90), «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет» (коэффициент восприимчивости новшеств составил 0,88). Достаточный уровень восприимчивости к новшествам выявлен у педагогов МК по специальностям «Технология продукции общественного питания» (коэффициент восприимчивости новшеств -0,83) и технических профессий и специальностей (коэффициент восприимчивости новшеств -0,75). Критический и низкий уровни не выявлены.
На рисунке 13 представлены результаты исследования педагогов по методике «Способности педагога к творческому саморазвитию».
Среднее значение
МК преподавателей по специальностям «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет»
МК преподавателей по специальности «Преподавание в начальных классах»
МК преподавателей по специальности «Технология продукции общественного питания»
МК преподавателей технических профессий и специальностей
52,1 45,4 2,5
71,4 28,6 0
57,1 42,9 0
50 50 0
30 60 10
w высокий у средний
N низкий
20
40
60
80 100 уровни
120
0
Рисунок 13. Сформированность способности педагогов к творческому саморазвитию Страница 11 из 15
На основании данных рисунка 13 следует, что:
• высокий уровень сформированности способности к творческому саморазвитию имеет место у педагогов всех МК. Однако лучший результат показывают преподаватели МК «Дошкольное образование» и «Экономика и бухгалтерский учет» (71,4 % педагогов), что свидетельствует о сложившейся системе саморазвития, активности в достижении высокого уровня самообразования;
• средний уровень сформированности способности к творческому саморазвитию также демонстрируют педагоги всех МК, но у преподавателей технических профессий и специальностей этот показатель является доминирующим и составляет 60 %, что свидетельствует о недостаточной сформированности системы саморазвития и ориентации на непрерывное самообразование;
• низкий уровень сформированности способности к творческому саморазвитию выявлен лишь у одного педагога МК технических профессий и специальностей (10 % от общего количества педагогов комиссии). Данный результат показывает остановившееся саморазвитие педагога.
Обсуждение и выводы
Обобщая результаты проведенного исследования, подчеркнем, что большинство педагогов (52,1 %) характеризуются активным саморазвитием, наличие не сложившейся системы саморазвития и ориентации на непрерывность процесса самообразования характеризует 45,4 % педагогов, принявших участие в исследовании, остановившееся саморазвитие диагностировано у 2,5 % респондентов.
Таким образом, изучение кадрового потенциала педагогов ГАПОУ ГГК позволяет заключить, что в учреждении сложился сплоченный, высококвалифицированный педагогический коллектив. В то же время современные требования к профессиональной деятельности педагогов СПО инициируют поиск перспективных направлений по совершенствованию методической деятельности [16]. Основываясь на проведенном исследовании, считаем необходимым:
• акцентировать внимание на комплектование учреждения профессионально подготовленными работниками, имеющими высшее профессиональное образование. Решение данной проблемы возможно посредством поиска кадров на внешнем рынке труда и мотивации педагогов колледжа на получение высшего профессионального образования;
• активизацию деятельности методической службы по системному методическому сопровождению повышения уровня самостоятельности, методологической культуры, личностного профессионального роста педагогов, в том числе, в использовании современных педагогических технологий [17; 18];
• проектирование содержания методического сопровождения педагогов в зависимости от их возраста, стажа, образования, квалификации и опыта, что позволит учитывать акмеологические основы профессионального саморазвития личности, реальный профессиональный опыт каждого педагога (их профессиональные достижения и ограничения), оказывая дифференцированную методическую поддержку в разработке индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития [19];
• разработку и реализацию форм методической работы с педагогами, обеспечивающих деятельностный характер процесса профессиональной деятельности, развивающих способность «открывать» новое, побуждающих к активной профессионально-творческой самореализации, непрерывному отслеживанию педагогических инноваций, их внедрении в собственную профессиональную деятельность с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества и индивидуальности профессионального опыта;
• развитие целенаправленного сотрудничества педагогов с научными руководителями для обеспечения перспективных тенденций профессиональной деятельности, формирования профессиональной позиции в соответствии с современными научно-практическими достижениями, основанными на конкретных концептуальных и методологических подходах.
Реализация обозначенных направлений позволит повысить качество методической деятельности в ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж», уровень профессиональной и методической компетентности педагогов, обеспечивая творческую самореализацию в процессе подготовки обучающихся в соответствии с разработанной моделью методической деятельности [20, с. 226].
ЛИТЕРАТУРА
1. Логинова С.Л. Методическая работа и методическая деятельность преподавателя вуза // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика 2015. №2. С. 146-152.
2. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. 1987. № 2. С. 3-9.
3. Гуляева М.А. Научные подходы к определению содержания понятия «методическая деятельность» // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 2 (11). С. 63-68.
4. Поташник М.М. Лекция 1. Формы организации методической работы, не являющиеся профессиональными объединениями // Управление современной школой. Завуч. 2013. № 2. С. 74-83.
5. Поташник М.М. Лекция 2. Формы организации методической работы, являющиеся профессиональными объединениями педагогов // Управление современной школой. Завуч. 2013. № 3. С. 72-87.
6. Скибицкий Э.Г. Теоретико-методологические основы разработки дидактического обеспечения преподавания дисциплин. Новосибирск, 2016. 228 с.
7. Шефель В.Г., Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. Новосибирск: НГАУ, 2008. 166 с.
8. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие. 2-е изд., стер. Сер. Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности. Издательство Академия, 2008. 162 с.
9. Подымова Л.С., Подымов Н.А., Карикина М.М. Психолого-педагогическое сопровождение развития инновационности педагогов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С. 67-70.
10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2013. 576 с.
11. Загривная Т.А. Методическая работа в условиях развития образовательной среды // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2012. № 1. С. 37-41.
12. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. М.: Академия, 2010. 176 с.
13. Нагрелли Е.А. Структурно-функциональная модель формирования методической компетентности учителей в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009. № 2. С. 84-92.
14. Хуторской А.В. О моделировании компетентностного образования // Эйдос. 2018. № 1. С. 1.
15. Пастухова И.П. Проблемы формирования методической компетентности преподавателей в контексте внедрения профессионального стандарта педагога // Среднее профессиональное образование. 2017. № 2. С. 3-9.
16. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3.
17. Бичева И.Б., Хижная А.В., Сундеева М.О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 32-35.
18. Vaganova, O.I., Smirnova, Z.V., Sirotyk, S.D., Popkova, A.A., Kolesnik, E.A. Organization of interactive training in a vocational educational institution (2019) International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 8(11), pp. 3368-3372.
19. Бичева И.Б., Хижная А.В., Десятова С.В. Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 48-53.
20. Хижная А.В., Цыплакова С.А., Пасечник А.С. Содержание и модель методической деятельности педагога колледжа // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 225-229.
Bicheva Irina Borisovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Khizhnaia Anna Vladimirovna
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Emelina Anna Vitalievna
Lobachevsky state university of Nizhni Novgorod, Nizhniy Novgorod, Russia Municipal autonomous secondary school № 151 with in-depth study of individual subjects, Russia, Nizhny Novgorod
E-mail: [email protected]
Chelnokov Alexander Sergeevich
Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Organization of methodological activities with college teachers: trends and prospects for development
Abstract. The relevance of this article is due to the requirements of the federal state educational standard of secondary vocational education for the professional activity of teachers. This updates the improvement of the quality of methodological activity as the fundamental direction of professional activity of teachers. The purpose of the publication is to identify current directions and trends of methodological activity of teachers in the conditions of the college. The methodology of the article is based on methods of analysis and synthesis, which allowed to identify the main problems and determine promising directions of methodological activity with teachers of the State Autonomous Professional Educational Institution "Gorodetskiy Provincial College". It has been revealed that most teachers are characterized by active self-development, and the institution has developed a cohesive and highly qualified pedagogical team. To successfully adapt aspiring teachers and develop their professional skills, the college operates a School of Beginner Teacher. An important area of methodological activity of teachers of the college is individual vocational and pedagogical self-education, which allows teachers to build individual educational routes based on the accumulative system (Nizhny Novgorod Institute for Education Development, Nizhny Novgorod). As part of the study of the staff potential of college teachers, the authors present the results of diagnostic studies: the susceptibility of teachers to innovations and the ability of the teacher to creative self-development. It was concluded that modern requirements to the professional activity of teachers of the college lead to the process of improvement of methodological activity. Summarizing the results of the study, promising directions of organization of methodological activities have been defined, the implementation of which, according to the authors, will increase the level of professional and methodological competence of teachers, will ensure their creative self-realization in the process of training students in accordance with the developed model of organization of methodological activities of college teachers.
Keywords: secondary vocational education; modern college; methodological activities; organization of methodological activities; professional competence; human resources capacity; college teacher