12. Одинокая М.А. Технология интерактивного обучения как средство организации самостоятельной работы студентов технического вуза (на базе дисциплины «Иностранный язык»): дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / М.А. Одинокая - Санкт-Петербург, 2014. - 252 с.
13. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. - М.: ООО «А ТЕМП», 2013. - 880 с.
14. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 192 с.
15. Подъелец Г.Н. Формирование «языковой личности» с помощью деловой игры. Управление профессионально-ориентированным обучением иностранным языкам в вузе. Межвузовский сборник научных трудов. Пермский политехнический институт, Пермь, 1992, С. 205 - 209.
16. Современные образовательные технологии в вузе: учеб.-метод. пособие / Л.А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 169 с.
17. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины/М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006.- 143 с.
18. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред Т.И. Шамовой. - М.: Владос, 2002. - 320 с.
19. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО. А.К. Колеченко. 2002. - 368 с.
Педагогика
УДК 377.112
кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
студент Пасечник Алена Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
СОДЕРЖАНИЕ И МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА КОЛЛЕДЖА
Аннотация. Изменения, происходящие в последние годы в российском обществе, выражающиеся в увеличении требований к качеству образования на всех его ступенях определяет актуальность исследования данной темы. В статье авторами определены условия, в которых педагог профессионального обучения осуществляет методическую и профессиональную деятельности. Также рассмотрены различные подходы к определению методической деятельности педагога, предложена модель организации методической деятельности педагогов колледжа. Данная модель включает в себя три взаимосвязанных блока: целевой, организационно-содержательный и результативный.
Ключевые слова: методическая деятельность, образовательный процесс, среднее профессиональное образование.
Annоtation. The changes taking place in recent years in the Russian society, expressed in increasing the requirements for the quality of education at all its stages determines the relevance of the study of such topics as methodological activities of a College teacher. The article defines the conditions in which the teacher is put SPO, in the framework of methodological and professional activities. Also various approaches to definition of methodical activity of the teacher are considered, the model of the organization of methodical activity of teachers of College built on the "activity principle"is developed. The model of the organization of methodical activity of pedagogical workers of College includes three interconnected blocks: target, organizational and meaningful and effective.
Keywords: methodical activity, educational process, secondary professional education.
Введение. Методическая деятельность педагогов профессионального обучения в настоящее время находится в весьма неоднозначном положении. С одной стороны, в связи с переходом к инновационной цифровой экономике появилась необходимость в обновлении целей и содержания, форм и методов педагогического процесса в системе профессионального образования, что повысило значение методического обеспечения, придав ей черты инновационности. С другой, методическая деятельность продолжает массово восприниматься, как обслуживание и контроль образовательного процесса. Вероятнее всего такая ситуация сложилась в результате отсутствия в учреждениях СПО видения методической деятельности, как системы, ее современных направлений развития и возможностей.
Важно отметить, что в отечественной педагогической науке так и не было выработано однозначное содержание такого понятия, как «методическая деятельность педагога». Осложняет положение некая терминологическая путаница в словосочетаниях «методическая работа» и «методическая деятельность», которые, как пишет С.Л. Логинова, чаще всего, смешиваются, используются как синонимы с целью избежания тавтологии [3, с. 148].
С.Л.Логинова, выполнив анализ данных понятий в историческом аспекте, выявила, что исследователи-педагоги, в частности, С.Ж.Гончарова, Н.В.Соловова и другие, обозначают методическую деятельность как системную взаимосвязь мер, основывающуюся на новаторских педагогических идеях и научном прогрессе, направленном на повышение профессионализма педагогического состава и самого педагога в частности.
Формулировка цели статьи. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке модели методической деятельности педагога в условиях среднего профессионального образовательного учреждения.
Изложение основного материала статьи. Понятие «методическая деятельность» было применено к педагогической деятельности впервые в 1993 году в словаре-справочнике «Методическая деятельность» под редакцией Е.В.Титовой [3].
М.А.Гуляева определяет две позиции по отношению к методической деятельности в рамках современной педагогической науке [1]:
I. Методическая деятельность как часть организационно-управленческой деятельности образовательного учреждения (деятельность методистов), т.е. методическая работа, по отношению к педагогу выполняющая контролирующую и курирующую функции.
II. Методическая деятельность педагога как часть профессиональной деятельности.
Как отмечает М.А.Гуляева, введенный ФГОС СПО нового поколения ориентирует педагогов на использование модульно-компетентностного подхода, увеличение в процессе обучения доли самостоятельной работы, возможность использования дополнительных часов вариативной части и др., выводит методическую деятельность педагога одну из самых значимых позиций в его профессиональной деятельности [1].
Педагог колледжа поставлен в условия, когда он должен:
- осваивать специальные педагогические и образовательные технологии, направленные на формирование у обучающихся навыков находить информацию, структурировать и анализировать ее в процессе самостоятельной работы;
- выстраивать образовательный процесс по средствам модульного обучения;
- создавать инновационный интеллектуальный продукт, основанный на межпредметноми междисциплинарном интегрировании в формате совокупного и целостного обеспечения учебно-методического дисциплин, профессиональных модулей (планирование, разработка дидактических материалов и курсов лекций, производственной и учебной практики, указаний, методических рекомендаций и др.). При этом необходимо каждый год обновлять рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей, составляющих содержательную основу образовательной программы СПО;
- овладевать новыми функциями, т.е. являться не только профессионалом в педагогической области, но и, в соответствии с требованиями ФГОС СПО, менеджером, хорошим конструктором, владеть навыками по специальности/профессии.
Поэтому исследования, рассматривающие методическую деятельность педагога как часть (направление) его профессионально-педагогической деятельности, приобретают большую актуальность.
Анализ исследований С.Ж.Гончаровой, Т.А.Загривной, Н.Н.Крыловой, Н.Е.Эргановой и других ученых обнаруживает наличие трех точек зрения, рассматривающих методическую деятельность педагога как одно из направлений его профессионально-педагогической деятельности.
Согласно, первой точки зрения, доминирующей в отечественной педагогике в семидесятых-восьмидесятых годах двадцатого века, методическая деятельность педагога сведена к работе с различными дидактическими средствами, самообразованию, повышению квалификации в своей предметной области. Разработчики этой точки зрения широко используют понятия: «самообразование педагогических кадров», «самообразование учителя (педагога)», «профессиональное самообразование» (Ю.Н Кулюткин, И.Н.Черейская и др.), «педагогическое самообразование» (Г.И.Гусев, В.Н.Котляр), «психолого-педагогическое самообразование» (Н.А.Березовик, С.П.Иванова, Я.Л.Коломинский и др.) [4, с. 21].
Согласно, второй точки зрения методическая детальность связана с совершенствованием методик и методов обучения конкретной дисциплине на основе знания педагогом данной дисциплины и с учетом возрастных особенностей обучающихся. Данная точка зрения родилась и развивалась еще в период семнадцатого - начала двадцатого веков в трудах и педагогической деятельности Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого и др. Современные исследователи, поддерживающие эту точку зрения, - С.Ж.Гончарова, Л.Г.Семушина и Н.Г.Ярошенко.
Третья точка зрения отражает позицию исследователей, определяющих сущность методической деятельности педагога, как совокупность самостоятельных умений с четко выраженной спецификацией в структуре профессионально-педагогической деятельности. Так, Н.Е.Эрганова определяет методическую работу как самостоятельную профессиональную деятельности педагога, направленную на разработку и конструирование, проектирование и исследование средств обучения, регулирующих учебную и обучающие деятельности по отдельному предмету или циклу дисциплин [4, с. 23].
В рамках исследования нами была разработана модель организации методической деятельности педагогов колледжа, выстроенная по «деятельностному принципу», т.е. в ее основе лежит цепочка: социальный заказ на реализацию методической деятельности => объект, предмет, субъект => методологические подходы и принципы => цели и задачи методической деятельности => формы, функции, основная деятельность и умения, составляющие содержательную основу методической деятельности => результат и рефлексия методической деятельности => факторы, влияющие на эффективность методической деятельности педагога колледжа (схема 1).
Социальный заказ на осуществление методической деятельности педагога колледжа задается, прежде всего, ФГОС среднего профессионального образования по определенным специальностям и профессиям, а также с потребностями личности педагога колледжа в личностном росте, самореализации, повышении конкурентоспособности.
Объектом методической деятельности педагога колледжа является процесс формирования компетенций будущих специалистов, обладающих профессиональными знаниями, умениями и практическими навыками.
В качестве предмета методической деятельности педагога рассматриваются разнообразные методы и способы реализации и рефлексии процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания той или иной учебной дисциплины, профессионального модуля, практики.
Субъектом методической деятельности в колледже является педагог или группа педагогов. Эффективность субъекта методической деятельности во многом определяется его восприимчивостью к новшествам и способности к творческому саморазвитию.
Организация методической деятельности педагога колледжа должна опираться на определенные методологические подходы.
1. Системный подход к осуществлению методической деятельности должен быть обязательным, т.к.
именно он позволяет представить систему качества как совокупность взаимосвязанных процессов, которые вносят вклад в результативность и эффективность достижения целей колледжа; предполагает соблюдение единства цели, задач, средств, содержания, форм, методов методической деятельности и мониторинга ее результатов и эффективности.
2. Личностно-ориентированный подход ориентирован на создание условий для творческого и профессионального роста и самоактуализации преподавателя с учетом его личностных особенностей, интересов, способностей и факторов мотивации и т.д.
3. Интегративный подход проявляется в организации и реализации взаимосвязи с различных учебных дисциплин и профессиональных модулей, сотрудничестве с другими учреждениями (например, в процессе разных видов практики), с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования и т.д.
4. Процессный подход, предполагающий наличие составляющих: планирования, осуществления, проверки, действий. При этом важно опираться на документирование процессов, т.е. разработку положений, программ, планов, аналитических справок, отчетов и т.д., в которых представляются результаты диагностических измерений.
5. Компетентностный подход, предполагающий акцентирование внимания на результате образования, где в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность будущего специалиста действовать в различных ситуациях на основе сформированных общих и профессиональных компетентностей.
Методическая деятельность педагога колледжа базируется на следующих ведущих принципах.
1. Принцип научности в методической деятельности - ориентация на универсальные научные теории, законы гуманитарного и психолого-педагогического знания, основы профессиональной деятельности и др.
2. Принцип актуальности содержания методической деятельности направлен на формирование общих и профессионально значимых компетенций будущего специалиста, определенных ФГОС.
3. Принцип проблемности обозначает решение определенных методических проблем, возникающих по некоторым направлениям методической деятельности.
4. Принцип индивидуализации методической деятельности педагога колледжа раскрывает пути, с помощью которых могут быть определены и реализованы целевые, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания обучающихся, и ее взаимосвязь с неповторимостью, персонифицированностью, обогащенностью жизненным и профессиональным опытом конкретного преподавателя.
5. Принцип перспективности методической деятельности педагога связан с видением перспективы и возможных путей совершенствования качества образовательной деятельности, выстроенной на основе самоанализа.
6. Принцип связи теории и практики проявляется в осознании педагогом значения формируемых у обучающихся умений, знаний, практического опыта для их практической профессиональной деятельности.
Модель организации методической деятельности педагогических работников колледжа включает в себя три взаимосвязанных блока: целевой, организационно-содержательный и результативный.
Целевой блок создает предпосылки для объединения других блоков в целостное единство, их целенаправленного подбора и развития. Цель методической деятельности педагога колледжа в условиях реализации ФГОС: обеспечение процесса практики образовательной деятельности по профессиональной подготовке обучающихся в образовательном учреждении среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС. Достижение данной цели на практике возможно благодаря решению ряда задач, которые можно разделить на две группы: социальные и педагогические.
К числу социальных задач отнесем следующие: проводить в жизнь инициативы государства в виде ФГОС среднего профессионального образования; проявлять служебную и общественную активность.
К числу педагогических задач отнесем следующие:
- непрерывно повышать квалификацию, эрудицию и компетентность в области психолого-педагогического знания, современных технологий и методики преподавания учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных комплексов, различных видов практики;
СоннгльЕнй зэг.пз
ФГОС срехагго' профессионального обра зоаьннж Потре^з-аста лпчшсти янагаг^ колледжа а ЛИЧЛСЧ/ТНРМ росте, .-шпрттшвп ПОбаШИНПЕ Е0ЕК1рсНТ0СШ>С0[>Н0СТН
Ооъггт Предмет: СугГьеЖт
пропас; лормЕровааш разЕооорлгаые методы а шагами ргглныпнн □6МИ7 НЛП ГруППЭ ПтЛГОГОЕ
компетентных спеош пнстс а ярефпекснп щзописг форинроваЕлноЕыд
рлзлнчвогс ЕРОШИЛ! ЗНАНИЕ й ^¡гЕЕЗП
Методологические подходы Пр!шшшЕ
- сжтелныи - ЕЗУЧЛОСГИ
£ 3 - .ТИЧЕОСТЕО-'ЗрнеБТПрОЕаННЫЁ - НЕТ^ГПЬНОСШ
£ - ПЕТтГр аТЕЕЕЕЬШ - праолгиЕосга
- а * прпттеггчити — нддийддтадныднд
'к - ШИШГШШиСШЫЕ - пе^сия-тлзЕестн - СаЛЗП ез^тя н праиныт
отеспечевяг'прапгс;; л^зижи ооразоэатглЁЕОя леятельЕостЕ по црвфекваищвов подготовке ибучаюшп^ся в услоапзх реадшмгнн ФГОС СТЗО
СошызьныезадБЧБ Гкллиэгнчегжне зигеп
Форлы Фташни СадерАзза? Уненш
1 ¡5 -ил пиБидуа лъвые — аНлДНТ1ПеСКл£ - рз5раооття - его онлалеяшо дылзиш.о-
= -гртапоаые — Пр^еЕТНрОБОЧНйЗ учеоЕ[>- л?т<? лпчегЕпып осЕоэаип
3 т -зсолдеьтизные - инстрчтлнвная 1гстдка£с1дг0 проф. лгиельяостп
я " - норчатввшя триплекса -по учг!у ссВПнфИн
- - нссдел^ггтелъслл ~5т.'Щ|тт";ттчгг пзучгЕпа тчгоного
= £ (НОПГИ штгризлл
- 8 - по синтезу рлпег
сфоринровйязш; -.гшЕт:
Рнультятн Рефлексия
г Ц - теоретическийуровень - слкюпеша
= Е - азшпрнч;сь.нп урозень
£ £ - аыстпшз урог.^нт - ядсгадяднз
■г - ППСГЖИЯБОпЯНИе
■а.
£ у
- Суамдш^цые 1ЬЕ1ТтевБЕе>: ОбьеннаЕыг ';внгпшпег.
лнчассгаые осооенЕостп. определяющие сгеиешюсга дрхвннзапвэ нещшсскш
7оюзиость в спггобаостя педагога целтельгосгп в *.оллелле
т ЫеТОЛНЧтСКОН ДНГТЯП.НОПЯ
Схема 1. Модель организации методической деятельности педагогов колледжа
- овладевать различными приемами и методами формирования нового практического опыта, умений и знаний будущего специалиста с учетом специфики содержания конкретного предмета в условиях образовательного процесса;
- разрабатывать и совершенствовать программно-методическое обеспечение учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных комплексов, практики;
- критически осмысливать опыт собственной педагогической деятельности для дальнейшего его совершенствования; изучать идеи педагогов-новаторов и творчески работающих;
- создавать и совершенствовать систему контрольно-оценочных средств по преподаваемым дисциплинам и практике;
- совершенствовать деятельность по организации самостоятельной работы обучающихся как на занятиях, так и во внеучебное время.
Организационно-содержательный блок методической деятельности педагога колледжа раскрывается через выделение форм, функций, основной деятельности и умений его методической деятельности.
Методическая деятельность педагога может осуществляться в разных организационных формах: индивидуальных, групповых, коллективных.
Результат методической деятельности педагога может быть представлен на теоретическом, эмпирическом и высшем уровнях.
Теоретический уровень методической деятельности в качестве результата может быть представлен написанными педагогом методическими разработками и методическими рекомендациями.
Эмпирический уровень методической деятельности в качестве результата может быть представлен учебно-методическими комплексами.
Высшей формой представления методической деятельности педагога могут быть: публикации различных авторских технологий и методик, создание собственных семинаров и школ для педагогов, защита научных работ на основе собственной научно-методической системы и другие.
Рефлексию необходимо рассматривать как центральный и основной механизм развития методической деятельности.
Выводы. Таким образом, данная модель, выстроенная по деятельностному принципу и основанная на рассмотренных научных подходах, является целостной, так как все составляющие элементы взаимосвязаны и имеют в конечном итоге общий результат. Модель методической деятельности педагога колледжа представляет собой идеальную схему, в которой отражены представления об организации методической деятельности.
В качестве итога важно отметить, что методическая деятельность педагога колледжа, являясь сложным, творческим видом профессиональной педагогической деятельности, имеет сложную структуру и характеризуется через призму целей, мотивации, содержания, средств, результата, рефлексии. Выделение структурных элементов методической деятельности позволяет рассматривать ее как сложное, интегративное и вместе с тем целостное явление. Методическая деятельность педагога колледжа выполняется на базе сформированных методических умений и может осуществляться в разных организационных формах.
Литература:
1. Гуляева, М.А. Научные подходы к определению содержания понятия «Методическая деятельность» // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-opredeleniyu-soderzhaniya-ponyatiya-metodicheskaya-deyatelnost (дата обращения: 25.01.2019).
2. Логинова, С.Л. Методическая работа и методическая деятельность преподавателя вуза [Текст] / С.Л. Логинова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика 2015. - №2. - С. 146-152.
3. Александрова Н.М., Маркова С.М. Методика прогностических исследований профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 13.
4. Методическая деятельность, словарь-справочник [Текст] / Под ред. Е.В. Титовой. - Л.: 1991. - 45 с.
5. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст] /: учеб. пособие для ВПО и СПО / Н.Е. Эрганова. - 2007. - 162 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Хлыбова Марина Анатольевна
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова (г. Пермь)
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация. Статья посвящена изучению принципа преемственности в контексте непрерывного высшего образования. В работе отмечается, что проблема преемственности в контексте развития современного высшего образования приобретает новые смыслы и аспекты. Под преемственностью в данной работе понимается связь между различными уровнями образования, при которой происходит сохранение отдельных элементов и создание на каждом уровне основы для дальнейшего развития. Реализация принципа преемственности ставит проблему обеспечения непрерывного обучения на всех уровнях непрерывного высшего образования. Показано, что принцип преемственности в образовательном процессе охватывает все компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, организационный, контрольно-оценочный.
Ключевые слова: принцип преемственности, непрерывное высшее образование, трехуровневое образование, процесс обучения, комплексный характер.
Annotation. The article considers the continuity principle in the process of continuous higher education. The article points out that the continuity problem acquires new implications and aspects within the context of development of modern higher education. The continuity principle in the article implies such connection between education levels which retains certain education elements forming the basis for further development. The implementation of continuity principle states the problem of promotion of continuous education on all levels of higher education. The continuity principle is shown to be of complex nature and to encompass all components of the education process.
Keywords: continuity principle, continuous higher education, three-level model of education, education process, complexity.
Введение. Развитие общества невозможно без передачи опыта знаний, без преемственности поколений. Непременным условием поступательного движения человечества является передача молодому поколению всех знаний, трудовых умений, всего социального опыта. Важнейшим принципом непрерывного образовательного процесса является принцип преемственности. Следует отметить, что знания лучше усваиваются тогда, когда каждое последующее их звено основывается на предыдущем, а новое присоединяется к ранее усвоенным знаниям в строгом логическом порядке. Преемственность выступает фактором, способствующим качественному усвоению знаний обучающихся.
Проблема преемственности в обучении не является новой для современной педагогической науки, так как отдельные вопросы обеспечения преемственной связи в обучении и воспитании рассматривались многими педагогами прошлого.
Данные вопросы исследовали философы и педагоги Древнего Рима, Средневековья. Последовательность и систематичность в образовательном процессе рассматривали педагоги Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.
Я.А. Коменский дал ряд дидактических советов, которые, по его мнению, необходимо ввести в практику обучения. Согласно его принципу природосообразности, один из таких советов гласит: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [4, с. 287]. Данная мысль великого чешского