УДК 378
Гуляева Марина Анатольевна
Методист Кузбасского регионального института развития профессионального образования, [email protected], Кемерово
модель формирования методической культуры педагога в процессе дополнительного профессионального образования
Аннотация, В статье представлена педагогическая модель формирования методической культуры педагогов профессиональных образовательных организаций, основанная на целенаправленной интеграции возможностей дополнительного профессионального образования педагогов: обучения на курсах повышения квалификации и профессиональной подготовки, участия в методической работе в профессиональной образовательной организации, профессионального самообразования педагога. Особое значение в формировании методической культуры педагога отведено влиянию информационно-методической среды. Охарактеризованы основные этапы формирования методической культуры педагога: ориентировочно-ценностный, деятельностный, рефлексивно-оценочный. Выделены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования методической культуры педагога в процессе дополнительного профессионального образования, описаны уровни сформированно-сти методической культуры педагога (элементарный, достаточный, продуктивно-творческий).
Ключевые слова: методическая культура, формирование, самообразование, методическая работа, система повышения квалификации, информационно-методическая среда, модель.
Guljaeva Marina Anatolievna
Methodologist of the Kuzbass Regional Institute of Development of Professional Education, [email protected], Kemerovo
the model of formation of methodological culture of the teacher in process of additional professional education
Abstract. The pedagogical model of formation of methodical culture of the teachers is presented in the article, based on purposeful integration of opportunities of additional professional education of teachers: training at advanced training courses and vocational training, participation in methodical work in the professional educational organization, professional self-education of the teacher. The main stages of formation of methodical culture of the teacher are characterized, organizational and pedagogical conditions necessary for this process are allocated, levels of methodical culture of the teacher are described.
Keywords: methodical culture, formation, self-education, methodical work, professional development system, information and methodical environment, model.
Современный этап модернизации профессионального образования предполагает существенное расширение содержательного поля профессиональной деятельности педагога в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), действующим порядком аттестации педагогических работников. Педагогу профессиональной образовательной организации необходимо разрабатывать новое учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС и регионального рынка труда: учебно-программную документацию, дидактические средства обучения, методические указания, рекомендации, контрольно-оценочные материалы для оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся; представлять педагогической общественности востребованные собственные методические наработки и т.д. Эффективное решение этих задач возможно при
наличии у педагога достаточно высокого уровня методической культуры.
Вместе с тем знания и умения, полученные педагогом в условиях базового педагогического образования, устаревают и становятся недостаточными для качественной организации и учебно-методического обеспечения современного образовательного процесса. К тому же, педагоги профессиональных образовательных организаций не всегда имеют базовое педагогическое образование, поэтому «добирать» и осваивать необходимые знания, умения, компетенции педагогу приходится в процессе дополнительного профессионального образования (ДПО). Дополнительное профессиональное образование педагога мы понимаем как целостный процесс, объединяющий обучение по программам повышения квалификации и переподготовки в учреждениях ДПО, участие педагога в методической работе в профессиональной образовательной организации (ПОО), профессиональное самообразование педагога.
Сложившаяся система дополнительного профессионального образования, несомненно, содействует формированию и развитию профессионально-педагогической культуры педагогических кадров, но зачастую не предусматривает целью актуализацию, совершенствование методической деятельности педагога и формирование, развитие его методической культуры.
Проблема формирования, становления и развития методической культуры педагога (и ее разновидности) являлась предметом достаточного количества исследований последних лет. Вопросам методической подготовки будущего учителя в процессе профессионального образования посвящены работы И. Н. Артемьевой (выявлены сущностные характеристики феномена «методическая культура будущего учителя начальных классов», обоснованы и раскрыты педагогические условия формирования методической культуры студента); Т. Н. Бережной (сформулировано понятие «инновационная методическая культура» учителя начальных классов); А. П. Карачев-цевой (раскрыта совокупность педагогических условий эффективного формирования методической культуры будущего учителя на первой ступени педагогического обра-
зования, включающая интеграцию содержания общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки); Ю. В. Подповетной [8] (выявлены педагогические закономерности и принципы развития научно-методической культуры преподавателя вуза, способствующие углублению теоретических представлений о стратегиях совершенствования профессиональной культуры преподавательского состава высшей школы) и др. Проблема формирования методической культуры педагога ПОО в процессе дополнительного профессионального образования не была предметом специальных научных исследований.
Проектируя педагогическую модель формирования методической культуры педагога в процессе ДПО, мы исходили из трактовки понятия «формирование» как создание и обеспечение оптимальных условий для приобретения субъектом тех или иных знаний, умений, качеств, компетенций и понимания процесса формирования методической культуры педагога как «оформления», «окультуривания» уже сложившегося опыта педагогов в создании методических продуктов. Формирование методической культуры педагога осуществляется не только как внутренний процесс (поскольку приобрести или усвоить может только сам человек посредством собственной деятельности), но и как внешний процесс через обеспечение соответствующих условий в системе повышения квалификации, в ПОО, через влияние информационно-методической среды, субъектом и объектом которой является педагог.
Основываясь на положении о том, что методическая культура формируется, проявляется, получает развитие и выражение в методической деятельности и её продуктах, формирование методической культуры педагога мы определили как процесс целенаправленного включения педагога в различные виды методической деятельности в культуросообразной информационно-методической среде, обеспечивающий становление мотивационно-ценностного отношения педагога к методической деятельности, освоение и трансляцию норм и ценностей методической культуры, развитие методической компетентности и способности к творческой самореализации педагога в методической деятельности [3].
При проектировании модели формирования методической культуры педагога в процессе дополнительного профессионального образования мы основывались на культурологическом, деятельностном и личностном подходах. С культурологической позиции важным в формировании культуры педагога является так называемое «культурологическое поле», «методическая культура социума», информационно-методическая среда, во взаимодействии с которой, либо под ее влиянием происходит процесс формирования методической культуры личности [2]. Поскольку методическая деятельность является конституирующей основой, формой становления и развития методической культуры педагога, то при моделировании процесса формирования методической культуры педагога мы опирались на деятельностный подход, в частности на его принципиальное положение о том, что психика, сознание человека неразрывно связаны с его деятельностью и деятельностью обусловлены [4; 5; 6]. Личностный подход тесно связан с деятель-ностным подходом, так как деятельность -это основа, средство и решающее условие развития личности [9, с. 160]. Личностный подход предполагает «ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности, ... опору на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий» [10, с. 524].
Основываясь на культурологическом, де-ятельностном и личностном подходах, мы определили основные принципы построения модели: принцип индивидуализации предполагает учет в процессе формирования методической культуры педагога его индивидуальных особенностей: личностных, субъектных и индивидуальных [1]; принцип интерактивности обеспечивает формирование методической культуры педагога через включение в совместную осмысленную индивидуальную и коллективную деятельность, обеспечивающую накопление опыта, осознание и принятие существующих ценностей и норм [7]; принципы интегративности, преемственности и взаимодополнения предполагают консолидацию возможностей СПК, методической работы ПОО и профессио-
нального самообразования педагога в формировании методической культуры; принцип рефлексивности предполагает соотнесение педагогами результатов своей методической деятельности с существующими нормами, требованиями методической культуры.
Педагогическая модель включает в себя три этапа формирования методической культуры педагога: ориентировочно-ценностный, деятельностный, рефлексивно-оценочный. На каждом этапе определяется цель, для ее достижения выбираются соответствующее содержание, формы, методы образовательного взаимодействия с педагогом в процессе повышения квалификации, методической работы в ПОО, в процессе профессионального самообразования. Критериями отбора форм, методов являются их деятельностный характер, информативность, интерактивность, возможность пролонгирования и преемственности. Система повышения квалификации выступает здесь системообразующим звеном, задавая содержательный вектор преемственности в формировании методической культуры педагога в межкурсовой период через методическую работу в ПОО и профессиональное самообразование педагога.
Основной целью ориентировочно-ценностного этапа является ценностное самоопределение педагога в системе методических норм. На данном этапе осуществляется определение исходного уровня сформированности методической культуры; выявление методических затруднений педагога, мотивов выполнения методической деятельности, а также создаются условия для мотивации и ценностного отношения педагога к методической деятельности. Помимо диагностики на данном этапе создаются условия для ценностного самоопределения педагога в системе методических норм через их предъявление посредством общения с коллегами на педагогических форумах, через консультирование методистами системы повышения квалификации (СПК) и ПОО, через участие в деятельности региональных методических объединениях, творческих группах, в конкурсах педагогического мастерства, конкурсах методических материалов и т.д.
Результатом ориентировочно-ценностного этапа в формировании методической
культуры педагога являются представления педагога о нормах методической культуры, о соответствии собственного уровня методической культуры необходимому, сформированные мотивы и интерес к методической деятельности, понимание значимости методической деятельности в обеспечении качества образовательного процесса. Для специалистов системы повышения квалификации и методистов ПОО полученная информация об уровне сформированности методической культуры педагога является основой для планирования процесса ее дальнейшего формирования.
Цель деятельностного этапа - формирование опыта осуществления методической деятельности и оформления ее продуктов в соответствии с культурными нормами.
В ходе курсовой подготовки педагога и через участие его в методической работе ПОО осуществляется формирование теоретических представлений о методических умениях и знаниях, культурных нормах, актуальных в современном образовательном пространстве. Важная характеристика этапа - вовлечение педагога в практическую методическую деятельность, в ходе которой происходит осознание и присвоение норм методической культуры, осуществляется процесс совершенствования и освоения новых методических умений. Основные используемые формы и методы - это проектные работы, мастер-классы, работа творческих групп, создание методических материалов по итогам обучения на курсах, экспертиза методических материалов, подготовленных коллегами, сетевое взаимодействие педагогов и др.
Результатом этапа является сформированное умение педагога применять и адаптировать методические знания в контексте своей профессиональной деятельности, владение совокупностью методических компетенций, способность разрабатывать методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, планировать и осуществлять методическую деятельность.
Рефлексивно-оценочный этап включает определение достигнутого уровня методической культуры через самооценку и экспертную оценку методической деятельности педагогов, анализ, самоанализ ее результатов. Этап предполагает оценку различных дости-
жений педагога, связанных с методической деятельностью, со стороны самого педагога, методической службы ПОО, специалистов системы повышения квалификации.
При этом специалисты системы повышения квалификации и методисты ПОО, руководствуясь полученными результатами, корректируют содержание, формы и методы образовательного взаимодействия с педагогом таким образом, чтобы обеспечить положительную динамику в уровнях сформиро-ванности методической культуры педагога, то есть переход педагога от элементарного уровня (педагог не достаточно осознает важность и необходимость методической деятельности в профессионально-педагогической деятельности, выполняет методическую деятельность по образцу или шаблону, разрабатывает учебно-программную документацию, в работе использует учебно-методические материалы коллег и др.) к достаточному (характеризуется осознанием педагогом важности и необходимости методической деятельности для обеспечения качества образовательного процесса, педагог самостоятельно разрабатывает учебно-программную документацию, учебно-методические материалы для обучающихся в соответствии с нормами методической культуры и т.д.) и продуктивно-творческому (педагог самостоятельно разрабатывает учебно-программную документацию, учебно-методические и методические материалы для коллег в соответствии с нормами методической культуры, обладает способностью и готовностью обогащать и совершенствовать собственную педагогическую и методическую деятельность, распространять нормы методической культуры среди коллег через экспертизу методических материалов, консультирование, представлять педагогической общественности востребованный опыт собственной работы).
Эффективность процесса формирования методической культуры педагога зависит от созданных организационно-педагогических условий, к которым мы относим интеграцию возможностей системы повышения квалификации, методической работы в ПОО и профессионального самообразования педагога на основе принципов взаимодополнения и преемственности; сетевое взаимодействие педагогов в рамках специально созданной региональной информационно-методической
среды; обеспечение научно-методического и экспертно-консультационного сопровождения методической деятельности педагога.
Интеграция компонентов дополнительного профессионального образования на основе принципов взаимодополнения и преемственности выражается в совместном целеполагании, планировании, разработке и реализации интегрированных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации, программ методической работы и программ профессионального самообразования).
С точки зрения формирования и закрепления единых норм методической культуры, требований к учебно-программной и методической документации, к осуществлению методической деятельности педагога большое значение имеет планируемая и создаваемая региональная информационно-методическая среда, способствующая обеспечению доступа преподавателей к общим информационным и методическим ресурсам [7]. Информационно-методическая среда выстраивается через региональные мероприятия в рамках деятельности сети профессиональных образовательных организаций, сочетающих возможности реального и виртуального взаимодействия педагогов: деятельность региональных рабочих, творческих групп педагогов, проведение методических вебинаров, общение на форумах и др.; мероприятия локального характера, организуемые на базе ПОО: конкурсы методических разработок, портфолио профессиональной деятельности, создание и функционирование электронного методического кабинета и т.д. Сетевое взаимодействие позволяет осуществлять обмен педагогами методическими продуктами, проводить их экспертизу, обмениваться опытом методической деятельности, тем самым обеспечивая усвоение педагогами методических норм. Таким образом, информационно-методическая среда выполняет интегративную и нормативно-регулятивную функции в формировании методической культуры педагога, обеспечивает открытость методической деятельности педагога.
Научно-методическое и экспертно-кон-сультационное сопровождение методической деятельности педагога обеспечивает непрерывную актуализацию педагогом при-
обретенных культурных норм методической деятельности, их переоценку и обновление в процессе ДПО. Как показал наш опыт, сопровождение более результативно, если специалистами СПК и методистами ПОО учитываются возможности профессионального самообразования педагога, реализуется консультационная работа, подготовка и издание научно-методических пособий и рекомендаций для педагогов, практикуется наставничество, вовлечение педагога в работу творческих и рабочих групп, организована экспертная деятельность методических материалов педагога.
Апробация педагогической модели формирования методической культуры педагога в процессе ДПО позволила выявить ее результативность, выраженную в осознании и понимании педагогами значимости методической культуры в повышении качества педагогической деятельности; в проявлении педагогами интереса к созданию методических продуктов, процессу методической деятельности; в способности к разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, в оценке и самооценке методической деятельности, ее продуктов; в способности к передаче культурного опыта осуществления методической деятельности; в творческой активности в методической деятельности.
В заключение можем отметить, что формирование методической культуры педагога - это сложный длительный последовательный процесс, который протекает под влиянием многих факторов (внешних: современные достижения педагогической науки и развивающейся образовательной практики, уровень методической культуры педагогического сообщества; развитие дополнительного профессионального образования педагогов; внутренних: значимые для педагогов нормы и ценности; личностные качества и внутренние потребности педагога; уровень профессионально-педагогического (базового) образования педагога; личный опыт осуществления методической деятельности) и специально созданных организационно-педагогических условий, требующих сопровождения со стороны СПК, методической службы ПОО, и усилий педагога в профессиональном самообразовании.
Библиографический список
1. Алова Н. Н. Модель формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея // Научный журнал КубГАУ -2013. - №87(03). - С. 818-834.
2. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
3. Крайник В. Л. Культурологический подход к профессиональной подготовке педагога // Вестник ТГПУ. - 2004. - № 5. - С. 49-54.
4. КупавцевА. В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 44-49.
5. Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. - 2001. - № 2. - С. 56-66.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Москва: Изд. центр «Академия»,
2004. - 352 с.
7. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования: методическое пособие. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. -408 с.
8. Подповетная Ю. В. Содержательно-процессуальные особенности технологии развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3 (часть 2). - С. 310-314.
9. Подымов Л. И. Педагогические условия интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в свете проблемы двух культур в классическом вузе // Вестник ТГПУ. - 2012. - №2. -С. 158-161.
10. Тебуева М. М. Методологические основы в современном обучении // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 80. - С. 523-527.