Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / ПРОЕКТНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Антонина Анатольевна

В статье обосновывается актуальность научно-методического сопровождения профессионального развития руководителей образовательных организаций в теории и практике современного образования. Представлена оригинальная система использования традиционных и инновационных форм повышения квалификации работников образования в контексте проектно-инновационной и развивающей образовательной технологии на примере опыта работы Рязанского института развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE PROCESS OF ADVANCED TRAINING OF HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article justifies the relevance of scientific and methodological support for the professional development of heads of educational organizations in the theory and practice of modern education. An original system of using traditional and innovative forms of advanced training of educational workers in the context of design-innovative and developing educational technology is presented on the example of the experience of the Ryazan Institute for the Development of Education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Петренко Антонина Анатольевна

доктор педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «РГУ имени С.А. Есенина» Россия, г. Рязань

INNOVATIVE FORMS OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE PROCESS OF ADVANCED TRAINING OF HEADS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Petrenko Antonina Anatolyevna

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBOU VO "RSUnamed after S.A. Yesenin

Russia, Ryazan DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.2.72.484

АННОТАЦИЯ

В статье обосновывается актуальность научно-методического сопровождения профессионального развития руководителей образовательных организаций в теории и практике современного образования. Представлена оригинальная система использования традиционных и инновационных форм повышения квалификации работников образования в контексте проектно-инновационной и развивающей образовательной технологии на примере опыта работы Рязанского института развития образования.

SUMMARY

The article justifies the relevance of scientific and methodological support for the professional development of heads of educational organizations in the theory and practice of modern education. An original system of using traditional and innovative forms of advanced training of educational workers in the context of design-innovative and developing educational technology is presented on the example of the experience of the Ryazan Institute for the Development of Education.

Ключевые слова: методическая работа, традиционные формы, инновационные формы, проблематизация, проектно-инновационная деятельность, деятельностный подход

Keywords: methodical work, traditional forms, innovative forms, problematization, design and innovation activities, activity approach

Актуальность проблемы научно-

методического сопровождения процесса профессионального развития педагогических и управленческих кадров системы образования выявляет острую необходимость поиска новых эффективных форм и методов организации процесса их повышения квалификации в организациях дополнительного

профессионального образования. Научные исследования в области методической деятельности выявляют современные цели, сильные и слабые ее стороны, новые подходы. В.П. Симонов пишет, что «главное в методической работе - оказание действенной своевременной помощи учителю, воспитателю. И это весьма существенно и важно, т. к., где «сильна» методическая работа, там - серьёзные, результативные успехи педагогического коллектива в его нелёгком труде» [3]. Е.В. Василевская подчёркивает, что методическая работа сегодня «выполняет существенную работу в осуществлении непрерывного образования педагогических кадров, именно она глубоко учитывает потребности педагогической практики, что особенно важно и востребуемо» [1]. Л.П. Ильенко выделила новизну и актуальность в следующих подходах к методической работе: « в системном (целостном) подходе к методической работе; в попытке решения проблемы выбора

актуальной и оптимальной структуры методической работы; в показе новых форм и методов для активного и всестороннего повышения педагогического мастерства учителей; в предложении актуального и эффективного содержания методической работы» [2].

При всём многообразии традиционных и инновационных форм методической работы важно использовать их в определённой

последовательности и системе, с учётом реальных ситуаций и возможностей как взаимодополняющие друг друга.

В качестве такой системы использования различных форм

и методов подготовки педагогических работников приведём пример

из опыта работы Рязанского института развития образования

(РИРО) по повышению квалификации руководителей региона.

Традиционными формами обучения педагогов-руководителей

в рамках дополнительного профессионального образования (на базе Рязанского областного института образования) являются: краткосрочное обучение, проблемно-целевые курсы, выездные тематические заседания, индивидуальная работа с областным и региональным банками педагогической информации, лекции, семинары,

практикумы. Основные формы итогового контроля курсового обучения - зачёты, круглые столы. Инновационные формы развития

профессионализма руководителя обеспечивают углубление знаний слушателей за счёт актуализации проектной, практической деятельности (в институте развития образования, а также на экспериментальных площадках в муниципальных образовательных учреждениях и районах). Институтом были организованы серии выездных модульных очно-заочных курсов, как правило, шестидневных, где первые два дня реализовывался теоретико-деятельностный, а в последующие — проектно-практический модуль. С целью обеспечения преемственности в содержании обучения, связи его с реальным уровнем подготовки педагогов-руководителей и определёнными проблемами управления инновационным развитием образования в регионе и конкретном образовательном учреждении проводилось диагностирование компонентов их профессиональной деятельности. Обучаемым предлагалось творческое задание:

охарактеризовать образовательную систему своего учебного заведения, потребностей района. По полученным характеристикам, в зависимости от уровня глубины осознания и знания сущности управленческих процессов, представлений обучаемых о проблемах и трудностях реальной образовательной системы, формировались учебные группы. Дифференцированная структуризация групп позволяла организовывать в них работу по прогнозированию направлений инновационных преобразований и возможностей

соответствующего развития конкретного учебного заведения. Работа в группах по проектированию концептуально-технологической инновационной деятельности с последующим публичным обсуждением представленных результатов на организуемых пленарных заседаниях

активизировало процесс выявления их достоинств и недостатков, формулирование первостепенных проблем в управлении развитием учебного заведения посредством внедрения в него инноваций. Всё это сопровождалось разработкой теоретических основ создания проектов инновационного развития. Проблематизация способа построения проекта инновационной деятельности нового уровня и последующая рефлексия своих действий в группах заставляла осознать затруднения в профессиональной деятельности педагогов-руководителей по содержанию и способу создания проекта управления развитием образовательной системой, уточнить и скорректировать его под реальные условия муниципального образовательного пространства. Создание уточнённого

концептуально-технологического проекта

происходило в логике восхождения от абстрактного к конкретному:

от теории управления к конкретной управленческой ситуации

и проблемам инновационного развития образовательного учреждения.

Проектная работа, организуемая в деятельностном режиме, создавала предпосылки (мотивы на уровне внутренней потребности) к инновационному проектированию инновационных преобразований образовательных систем учебного заведения с учётом особенностей реальной ситуации, их образовательно-воспитательного потенциала. При этом развивалась способность педагогов-руководителей к самоуправлению и взаимодействию с другими субъектами окружающего пространства.

Проектно-деятельностный, личностно

ориентированный характер взаимодействия с обучаемыми, продуктивное использование психолого-педагогического научного подхода, в основе которого находится системно-деятельностный подход, развивало у обучаемых профессиональную компетентность педагога-руководителя. Проектная деятельность позволяла обучающимся почувствовать себя в условиях реальной управленческой ситуации,

целенаправленно и творчески решать поставленные задачи инновационных

преобразований. Создание ситуации

педагогического взаимодействия на уровне сотрудничества способствовало активному участию всех субъектов в обсуждении и реализации планируемой деятельности, принятию решений в ходе реализуемой деятельности, обеспечению творческой исследовательской атмосферы деятельности между всеми участниками педагогического процесса, принятию партнерских взаимоотношений на уровне понимания ценности личности каждого, его мнения, особенностей, потребностей, перспектив профессионального и личностного роста.

Моделирование обучающими реальной ситуации инноваций

в учебном заведении и другие продуктивные методы обучения способствовали развитию профессионализма руководителя. Среди основных методов можно выделить следующие:

✓ проблематизация: педагогом разрабатывается проект решения нестандартной ситуации, осмысление которой создает предпосылки осознания себя, своих способностей и недостатков, обеспечивающих возможность её разрешения; по сути - это метод видения «изнутри» не только самой проблемы, но и себя как руководителя развитием образования;

✓ моделирование и проектирование реализации прогнозируемых действий, при которых группы педагогов-руководителей соревнуются в выполнении каких-либо профессиональных заданий; обучающиеся,выполняя различные управленческие и организационные функции, приобретают опыт при наличии обратной связи среди участников эксперимента;

✓ рефлексия как способ осмысления достоинств и недостатков собственной личности во

взаимодействии с участниками модернизации образования, способствующая адекватной оценке ситуации

в образовательной системе и оказывая тем самым существенное влияние на ценностно-смысловое осознание результатов профессиональной деятельности.

В завершение всей работы обучаемые представляли подготовленные ими научно-практические (научно-методические) разработки, в которых предлагались опыт инновационного развития образовательной организации и практические рекомендации по его внедрению.

Таким образом, выявленные ресурсы совершенствования методической работы (новые научные знания по теории менеджмента в образовании, традиционные и инновационные формы методической работы) позволяют прогнозировать поиск путей совершенствования

исследуемого процесса, как в содержательном, так и в технологическом отношении.

Литература

1. Василевская, Е.В. Историко-педагогические аспекты становления и развития методической службы в России / Е.В. Василевская

// Методическая работа: опыт научного исследования. - М. : АПКиПРО, 2002. - 120 с. -С. 30-41

2. Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях : пособие для руководителей образовательных учр-ий и органов управления образованием / Л.П. Ильенко. - М. : АРКТИ, 2003. - 168 с.

3. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент : ноу-хау в образовании : учеб. пособие / В.П.Симонов.- М. : Юрайт, 2009 - 357 с.

ПЕДАГОГИКА КУРБАТОВЫХ - ФЕНОМЕН ПРЕОДОЛЕНИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АПОКАЛИПСИСА"

Смирнова Екатерина Сергеевна

Директор Фонда "Педагогика Курбатовых"

г. Москва

KURBATOVS' PEDAGOGICS THE PHENOMENON OF OVERCOMING THE 'PEDAGOGICAL APOCALYPSES'

Ekaterina Sergeevna Smirnova

Director of Kurbatovs' Pedagogics Foundation

Moscow

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.2.72.485

АННОТАЦИЯ

Термин «педагогический апокалипсис» все чаще употребляется в научных трудах в связи с углублением понимания угрозы, которую представляет нарастающее отставание системы мирового образования от требований стремительно меняющегося мира. На наш взгляд главным парадоксом информационного общества является невостребованность давно найденных решений проблем, которые мировое сообщество воспринимает как «Тотальный кризис». Статья посвящена решению проблемы преодоления «педагогического апокалипсиса» средствами Педагогики Курбатовых.

ABSTRACT

The term 'Pedagogical Apocalypses' has been increasingly used in scientific works due to the deepening realisation of the growing lag of the global educational system behind the requirements of the rapidly changing world. From our viewpoint, the main paradox of the information society is the lack of application of the long found solutions to the problems which the global community refers to as 'Total crisis'. The article is dedicated to the solution of the problem of overcoming the 'pedagogical Apocalypses' by means of Kurbatovs' Pedagogics.

Ключевые слова: система, кризис, возможности, ценности, смыслы, технология, творчество, педагогика, компетентность, доступность.

Keywords: system, crisis, opportunities, values, senses, technology, creativity, pedagogics, competence, availability.

Общая характеристика «педагогического апокалипсиса» практически не претерпевает изменений с 1967 года, в котором состоялась Уильямбургская конференция ЮНЕСКО, получившая известность благодаря историческому докладу Ф.Г. Кумбса «Всемирный кризис образования». В современной трактовке: «Кризис выливается в неспособность образования далее выполнять возложенную на него обществом миссию» [5]. Все чаще исследователи обращают

внимание на «ценностно-смысловой» кризис образования, на кризис «научно-педагогического мышления», порождающего в свою очередь «идентификационный кризис», выражающийся в неспособности педагога ответить на вопрос: носителем какой образовательной культуры он теперь является. Главной проблемой многие считают парадокс роста степени неопределенности, порождаемый лавинообразно нарастающим потоком информации, получаемой в целях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.