Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИКА КУРБАТОВЫХ - ФЕНОМЕН ПРЕОДОЛЕНИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АПОКАЛИПСИСА"'

ПЕДАГОГИКА КУРБАТОВЫХ - ФЕНОМЕН ПРЕОДОЛЕНИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АПОКАЛИПСИСА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / КРИЗИС / ВОЗМОЖНОСТИ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ТЕХНОЛОГИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Екатерина Сергеевна

Термин «педагогический апокалипсис» все чаще употребляется в научных трудах в связи с углублением понимания угрозы, которую представляет нарастающее отставание системы мирового образования от требований стремительно меняющегося мира. На наш взгляд главным парадоксом информационного общества является невостребованность давно найденных решений проблем, которые мировое сообщество воспринимает как «Тотальный кризис». Статья посвящена решению проблемы преодоления «педагогического апокалипсиса» средствами Педагогики Курбатовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KURBATOVS' PEDAGOGICS THE PHENOMENON OF OVERCOMING THE 'PEDAGOGICAL APOCALYPSES'

The term 'Pedagogical Apocalypses' has been increasingly used in scientific works due to the deepening realisation of the growing lag of the global educational system behind the requirements of the rapidly changing world. From our viewpoint, the main paradox of the information society is the lack of application of the long found solutions to the problems which the global community refers to as 'Total crisis'. The article is dedicated to the solution of the problem of overcoming the 'pedagogical Apocalypses' by means of Kurbatovs' Pedagogics.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИКА КУРБАТОВЫХ - ФЕНОМЕН ПРЕОДОЛЕНИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АПОКАЛИПСИСА"»

взаимодействии с участниками модернизации образования, способствующая адекватной оценке ситуации

в образовательной системе и оказывая тем самым существенное влияние на ценностно-смысловое осознание результатов профессиональной деятельности.

В завершение всей работы обучаемые представляли подготовленные ими научно-практические (научно-методические) разработки, в которых предлагались опыт инновационного развития образовательной организации и практические рекомендации по его внедрению.

Таким образом, выявленные ресурсы совершенствования методической работы (новые научные знания по теории менеджмента в образовании, традиционные и инновационные формы методической работы) позволяют прогнозировать поиск путей совершенствования

исследуемого процесса, как в содержательном, так и в технологическом отношении.

Литература

1. Василевская, Е.В. Историко-педагогические аспекты становления и развития методической службы в России / Е.В. Василевская

// Методическая работа: опыт научного исследования. - М. : АПКиПРО, 2002. - 120 с. -С. 30-41

2. Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях : пособие для руководителей образовательных учр-ий и органов управления образованием / Л.П. Ильенко. - М. : АРКТИ, 2003. - 168 с.

3. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент : ноу-хау в образовании : учеб. пособие / В.П.Симонов.- М. : Юрайт, 2009 - 357 с.

ПЕДАГОГИКА КУРБАТОВЫХ - ФЕНОМЕН ПРЕОДОЛЕНИЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АПОКАЛИПСИСА"

Смирнова Екатерина Сергеевна

Директор Фонда "Педагогика Курбатовых"

г. Москва

KURBATOVS' PEDAGOGICS THE PHENOMENON OF OVERCOMING THE 'PEDAGOGICAL APOCALYPSES'

Ekaterina Sergeevna Smirnova

Director of Kurbatovs' Pedagogics Foundation

Moscow

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.2.72.485

АННОТАЦИЯ

Термин «педагогический апокалипсис» все чаще употребляется в научных трудах в связи с углублением понимания угрозы, которую представляет нарастающее отставание системы мирового образования от требований стремительно меняющегося мира. На наш взгляд главным парадоксом информационного общества является невостребованность давно найденных решений проблем, которые мировое сообщество воспринимает как «Тотальный кризис». Статья посвящена решению проблемы преодоления «педагогического апокалипсиса» средствами Педагогики Курбатовых.

ABSTRACT

The term 'Pedagogical Apocalypses' has been increasingly used in scientific works due to the deepening realisation of the growing lag of the global educational system behind the requirements of the rapidly changing world. From our viewpoint, the main paradox of the information society is the lack of application of the long found solutions to the problems which the global community refers to as 'Total crisis'. The article is dedicated to the solution of the problem of overcoming the 'pedagogical Apocalypses' by means of Kurbatovs' Pedagogics.

Ключевые слова: система, кризис, возможности, ценности, смыслы, технология, творчество, педагогика, компетентность, доступность.

Keywords: system, crisis, opportunities, values, senses, technology, creativity, pedagogics, competence, availability.

Общая характеристика «педагогического апокалипсиса» практически не претерпевает изменений с 1967 года, в котором состоялась Уильямбургская конференция ЮНЕСКО, получившая известность благодаря историческому докладу Ф.Г. Кумбса «Всемирный кризис образования». В современной трактовке: «Кризис выливается в неспособность образования далее выполнять возложенную на него обществом миссию» [5]. Все чаще исследователи обращают

внимание на «ценностно-смысловой» кризис образования, на кризис «научно-педагогического мышления», порождающего в свою очередь «идентификационный кризис», выражающийся в неспособности педагога ответить на вопрос: носителем какой образовательной культуры он теперь является. Главной проблемой многие считают парадокс роста степени неопределенности, порождаемый лавинообразно нарастающим потоком информации, получаемой в целях

снижения степени неопределенности.

Апокалиптические прогнозы, связанные с неспособностью человечества справиться с этим парадоксом, высказывались еще в 1969 году в книге первого председателя Римского клуба Аурелио Печчеи «Перед бездной», которая и сегодня читается так, как будто она написана в XXI, а не XX веке: «Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир» [7]. Этот вердикт можно в полной мере отнести и к современной педагогике, которая становится все менее гуманной, вопреки теории гуманно-личностной педагогики академика Ш. Амонашвили.

Чаще всего эксперты упоминают о кризисе педагогики как науки в связи с неспособностью обеспечить соответствие между растущим объемом требований, предъявляемых к обучающимся, с их возможностями. Академик М. Безруких утверждает, основываясь на шестидесятилетних исследованиях Института возрастной физиологии РАО: «Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может» [4]. Итак, кризис выражается в том, что наука, сформировавшаяся в период индустриализации (в том числе педагогическая) не способна разработать содержание образования, которое одновременно соответствовало бы требованиям развития общества и возможностям обучающихся. Не случайно в работах М. Безруких содержится призыв: «Прекратите предъявлять детям неадекватные требования»! Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХ и ГС Татьяна Клячко также считает проблемой №1 «неимоверно разбухшие учебные программы» [9]. Академик Е. Ямбург утверждает: «Парадокс заключается в том, что, признавая кризисное состояние современной культуры (об этом написаны тома), мы деликатно обходим молчанием тот очевидный факт, что педагогика, как ее неотъемлемая часть, не может не испытывать на себе те же процессы» [10].

Однако еще более парадоксальным представляется тот факт, что даже исследователи, не пытающиеся замалчивать опасность «педагогического апокалипсиса» и адекватно анализирующие его причины, зачастую не упоминают о том, что все проблемы, вызывающие кризис, успешно решены еще в советский период. О причинах этого явления аналитики высказывают различные мнения. Одни считают, что виной всему неинформированность, другие усматривают процессы, связанные с конкуренцией (в том числе геополитической), третьи настаивают на версии вредительства. Так, например, участниками конференции авторитетнейших ученых, состоявшейся в Санкт-Петербурге в октябре 2020 года, вся политика правительства РФ в сфере

образования и науки в последние 25 лет была названа «вредительством, реализацией проекта геополитического противника и преступлением» [6]. Существует и четвертая точка зрения - новая парадигма развития научного знания, позволяющая преодолеть кризис науки, сформировавшейся в период индустриализации, требует приобретения новых компетенций, новой философии, нового мышления, нового мировоззрения. Такая трансформация требует серьезных усилий моральных, интеллектуальных и физических, а уровень мотивации не достаточен, поэтому зачастую выбирается путь наименьшего сопротивления - запрашивать ресурсы на исследование причин, а не на решение проблем, что в итоге закономерно приведет к глобальному ресурсному голоду с необратимыми последствиями.

Представление о степени сложности проблемы можно составить, ознакомившись с постановкой задачи, предложенной А. Печчеи в виде аксиомы: «Наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества», поэтому все усилия должны быть сконцентрированы на поиск путей их усовершенствования до уровня, который позволит человеку «играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете, включая и свою собственную жизнь» [7]. Решение данной задачи средствами науки, сформировавшейся в период индустриализации не дало положительных результатов, несмотря на то, что число работ, посвященных обоснованию необходимости и возможности ее решения, постоянно увеличивается, обогащая общее представление человечества о различных аспектах этой проблемы. Исследования Элвина Тоффлера, известные под названием «Шок будущего», представляют ту же проблему в аспекте возможной «жесткой посадки» и содержат оптимистический прогноз, что человечество, как всегда, что-нибудь придумает для того, чтобы посадка была мягкой. Впрочем, пессимистичных прогнозов больше, что дает некоторым аналитикам называть нашу эпоху -«эпохой ожидания гибели». К оптимистичным, в частности, можно отнести седьмой доклад Римскому клубу «Нет пределов обучению», сделанный в 1979 году, который акцентировал внимание на проблеме разрыва между возрастающей сложностью мира и способностью человека ориентироваться в новом мире, обусловленной получаемым им образованием. Данная проблема признается одной из главных угроз, но выражается уверенность, что она будет решена. К исследованиям, дающим повод для оптимизма, можно отнести и труд А. Тойнби «Постижение истории», увязывающий процессы возникновения, роста, надлома и разложения цивилизаций со способностью творческого меньшинства находить ответы на вызовы природы и общества. В СССР аналогичные исследования приводили к надежде на творчество большинства: «Выполнение решений съезда безусловно принесет

с собой новые проявления народной инициативы, новые формы социально-политического творчества масс».

В 1986 году на XXVII Съезде КПСС было объявлено: «Мы исходим из того, что главное направление борьбы в современных условиях — создание достойных, подлинно человеческих материальных и духовных условий жизни для всех народов, обеспечение обитаемости нашей планеты, рачительное отношение к ее богатствам. И прежде всего к главному богатству — самому человеку, его возможностям. Вот здесь мы и предлагаем соревноваться с системой капитализма. Соревноваться в условиях прочного мира» [1]. Необходимо отметить, что ранее на Пленуме ЦК КПСС в июне 1983 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов критически отнесся к состоянию общественных наук, увязывая их кризис с застойными явлениями в экономике, поставив задачу исправить положение для «перехода отечественной экономики к интенсивному развитию» [2]. Поэтому для решения «задачи создания единой системы непрерывного образования» как средства достижения социально -экономического прогресса, объявленной на съезде в 1986 году, были выделены соответствующие ресурсы, и в 1990 году государственная экспериментальная площадка - «Учебно-воспитательный комплекс творческого развития личности», реализующая авторскую систему ценностно-смыслового образования,

разработанную педагогической династией Курбатовых, вступила в действие. Известный ученый, писатель и педагог Ю.П. Азаров констатирует: «Используя системный подход, коллектив этой школы, я бы назвал педагогической школы в самом широком смысле этого слова, организовал казалось бы необъятное творческое образовательное пространство ОТ ДОРОДОВОГО ПЕРИОДА ДО АСПИРАНТУРЫ. Здесь несколько ступеней образования: утробный, младенческий, дошкольный, начальный, средний, старшие классы, вузовский период, аспирантура, система повышения квалификации и даже докторантура» [3, с. 213]. Необходимо отметить, что к этому времени была создана система научных знаний, позволяющая предотвратить кризисные явления, об угрозах которых так часто упоминается в докладах Римского клуба, а также на ежегодных встречах в Давосе в рамках Международного экономического форума, конференциях ООН, посвященных процессам устойчивого развития, и других авторитетных международных организаций. Именно наличие новой системы научных знаний обеспечило успех авторской Антикризисной модели образования, получившей признание как «Жемчужины российского образования» на Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» в 2009 году. Отличительной особенностью этой системы является сочетание эффективности и безопасности быстрого развития возможностей субъекта (человека, семьи, общества, человечества), что

позволяет избежать апокалиптических

последствий, вызываемых побочными эффектами научно-технического прогресса периода индустриализации. Основное достоинство этой системы состоит в том, что она прошла 20-летнюю успешную апробацию, наглядно

продемонстрировав реальность развития возможностей любого человека до любого уровня, что вызвало у некоторых наблюдателей психологический шок, обусловленный на сей раз не будущим, о котором говорил Э. Тоффлер, а настоящим, и этот шок сопровождался не отрицательными, а положительными эмоциями.

Феномен Педагогики Курбатовых, по мнению многочисленных исследователей, заключается в том, что увеличение возможностей обучающихся (независимо от их возраста, национальности, конфессиональной принадлежности и

предыстории) осуществляется нелинейно, по экспоненциальной функции, обеспечивая при этом гармонию отношений между участниками образовательного процесса. Этот феномен позволяет на принципиально новой основе решить «проблему №1», о которой в один голос заявляют авторитетные эксперты - несоответствие требований программы обучения ограниченным психофизическим возможностям обучающихся. Вначале осуществляется оценка степени соответствия возможностей требованиям (в том числе ФГОС), потом организуется процесс увеличения возможностей (который при желании и необходимости можно продолжать неограниченно) и одновременно проектируется режим освоения программы обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Для обеспечения эффективности и безопасности процесса в структуру образовательного учреждения были включены медико-социально-психологическая служба и центр системного проектирования, обеспечивающий разработку и координацию программ личностно-ориентированного

образовательного процесса в экспериментальном центре непрерывного образования. Но главным условием успеха является компетентность кадров, которые должны были не только овладеть инновационной системой научных знаний, но и овладеть навыками их эффективного и безопасного применения.

В процессе подготовки к проведению эксперимента выяснилось, что многие профессиональные педагоги отнюдь не горят желанием изучать новые технологии - наоборот склонны «зарабатывать на жизнь», опираясь на те знания, которые получили в педагогических ВУЗах, даже если они не соответствуют быстро меняющейся ситуации в образовании. Может быть самым главным достоинством феномена Педагогики Курбатовых можно считать создание системы подготовки кадров под авторским сопровождением, которая позволяет в короткий срок человеку с любым (в том числе нулевым) уровнем профессиональной подготовки овладеть профессиональными компетенциями,

обеспечивающими эффективность и безопасность образовательного процесса.

Таким образом, проблема, обсуждавшаяся на 32 Генеральной конференции, проходившей в штаб-квартире ЮНЕСКО в 2003 году и установившая, что «главный вызов в сфере образования - учитель», остающийся для образования «и проблемой, и ее решением», в условиях экспериментального учреждения, созданного еще в СССР, была решена в 1988 году сразу же после Всесоюзного съезда работников народного образования [5]. Поэтому, очевидно, главной проблемой педагогики, как и культуры, и науки, и экономики, является хрестоматийная проблема - лучшие достижения «кладутся под сукно». Когда-то СССР гордился тем, что это явление свойственно якобы только для капитализма, но в 1986 году президент Академии наук СССР академик А. П. Александров публично объявил, что причиной застоя экономики СССР является именно то обстоятельство, что более трехсот сверхэффективных технологий, созданных академией и готовых к внедрению, не внедряются по тем же причинам, что и в условиях капитализма. СССР распался, так и не решив этой проблемы, а в 2020 году в экстренном заявлении Римского клуба была названа та же причина системного коллапса нашей цивилизации и выдвинуто требование -немедленно снять запрет со всех прорывных технологий, хотя автор обращения - Андрес Вийкман признал, что не надеется на поддержку правительств и обращается ко всем гражданам планеты. В России политическим лидером, отстаивающим ту же идею, является президент РФ В.В. Путин, который при вступлении в должность в 2018 году заявил: «Нам нужны прорывы во всех сферах жизни. Глубоко убежден, что такой рывок способно обеспечить только свободное общество, которое воспринимает все новое и все передовое и отторгает несправедливость, косность, дремучее охранительство и бюрократическую мертвечину. Все то, что сковывает людей, мешает им в полной мере раскрыться, реализовать себя, свои таланты, а значит и ограничивает устремленность в будущее всей нашей страны» [8]. Это внушает надежду, что в нашей стране совместными усилиями общества и государства удастся добиться более широкого внедрения прорывных технологий, положенных под сукно, и обеспечить лидерство России в антикризисной экономике знаний.

Список литературы

1. XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза, 25 февр.- 6 марта 1986 г. Стенографический отчет. [В 3 т.]. Т. 1. - М.: Политиздат, 1986. - 654 с.

2. Материалы Пленума ЦК КПСС июнь 1983 года. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1983. - 79 с.

3. Азаров Ю.П., Азарова Л.Н. Энергия красоты / Ю. П. Азаров, Л. Н. Азарова // О красоте педагогического искусства в коротком жанре синтеза наук, культур и искусств. - 2-е изд-е, исправленное и дополненное. - М. : Новый формат, 2020. - 547 с. - С. 213.ISBN 978-5-91556-804-3

4. Безруких М. «Здоровье детей и школьные факторы риска» / М. Безруких // М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2009. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. -URL: http://old.duma.tomsk.ru/page /13576/ (Дата обращения: 08.10.2021).

5. Колесникова И.А. «Тотальный кризис образования» / И. А. Колесникова // Волгоград: Известия ВГПУ, 2009. - № 4 (38). - С. 16-20. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/totalnyy-krizis-obrazovaniya (Дата обращения: 10.10.2021).

6. От предательства до фашизма / [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. - URL: https://vk.com/@riakatyusha-ot-predatelstva-do-fashizma-akademiki-pedagogi-i -roditeli-vy (Дата обращения: 09.10.2021).

7. Печчеи А. Перед бездной / А. Печчеи // [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. - URL: http://bourabai.ru/library/Aurelio_Peccei.htm (Дата обращения: 08.10.2021).

8. Путин заявил о необходимости отторжения «дремучего охранительства» // [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. - URL: https://www.rbc.ru/politics/07/05/2018/5af01cfb9a794 711fec1c82d (Дата обращения: 09.10.2021).

9. Эксперты назвали главные проблемы российского образования // [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. - URL: https://www.mk.ru/social/2020/03/22/eksperty-nazvali-glavnye-problemy-rossiyskogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 09.10.2021).

10. Ямбург Е.А. Беспощадный учитель: педагогика non-fiction / Е. А. Ямбург // М.: Бослен, 2019. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.