Научная статья на тему 'Система ценностно-смыслового образования интеллектуальной экономики устойчивого мира'

Система ценностно-смыслового образования интеллектуальной экономики устойчивого мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГАРМОНИЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНСЦИЕНТАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ / ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИММУНИТЕТ / КОМПЕТЕНЦИИ / СЕДЬМОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ПЕРИОД ГИПЕРРАЗВИТИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СИСТЕМА / УСТОЙЧИВЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатов А. В., Курбатова Л. А.

Одной из основных проблем, угрожающих устойчивости развития формирующегося информационного общества, считается неспособность человечества обработать, осмыслить и использовать создаваемую им же информацию. Если наука, сложившаяся в условиях развития технологических укладов прошлого, не преодолела информационный барьер, оказавшись заложником известного парадокса "знания устаревают в процессе их создания", то образование, сформировавшееся в эпоху индустриализации, тем более не способно ответить на вопрос: "каким должно быть содержание образования субъекта, обеспечивающее устойчивость повышения его уровня и качества жизни"? Именно поэтому "индустриальная" система образования в постиндустриальном обществе зачастую не обеспечивает даже жизнеспособности, не говоря уже о востребованности, конкурентоспособности и устойчивости развития. Ответ на этот вызов периода гиперразвития цивилизации дает система ценностносмыслового образования, разработанная педагогической династией Курбатовых. Экспериментальная модель центра непрерывного ценностно-смыслового образования, прошла успешную 20-летнюю государственную апробацию с 1990 по 2010 годы в СССР и Российской Федерации, получив признание как "Жемчужина российского образования" [15, 30]. В то время как в учреждениях, по инерции сохранявших организацию образовательного процесса, характерную для индустриальной эпохи, отмечались тенденции снижения интеллекта, ухудшения здоровья, роста агрессивности, увеличения случаев суицида и асоциального поведения, у всех обучающихся экспериментального образовательного учреждения независимо от возрастной категории наблюдался устойчивый рост показателей нравственности, интеллекта, здоровья, обученности, обучаемости, креативности, коммуникативности и других важных для устойчивого развития качеств. Для эксперимента был выбран район с самыми сложными социокультурными условиями, более 80% контингента обучающихся относилось к категории "трудных". Через четыре года экспериментальный центр вошел в число лидеров образования, получив признание как в России, так и за рубежом [23, 24].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система ценностно-смыслового образования интеллектуальной экономики устойчивого мира»

СИСТЕМА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ _ЭКОНОМИКИ УСТОЙЧИВОГО МИРА_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.4.72.643

Курбатов А.В.

кандидат технических наук, директор Негосударственного образовательного учреждения "Свято-Алексиевская гимназия "Ольсово ", академик Международной академии инновационных социальных технологий (Россия)

Курбатова Л.А. кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, академик Академии творческой педагогики, заместитель директора Негосударственного образовательного учреждения "Свято-Алексиевская гимназия "Ольсово " (Россия)

Kurbatov, A. V.

candidate of technical sciences, director of a non-governmental educational institution "St. Alexis Gymnasium" Olsovo ", Academician of the International Academy of Innovative Social Technologies (Russia Kurbatova L.A.

PhD in Pedagogy, Honored Teacher of the Russian Federation, Academician of the Academy of creative pedagogy Deputy Director, Private Educational Institution «St. Alexis Gymnasium «Olsovo» (Russia)

АННОТАЦИЯ

Одной из основных проблем, угрожающих устойчивости развития формирующегося информационного общества, считается неспособность человечества обработать, осмыслить и использовать создаваемую им же информацию. Если наука, сложившаяся в условиях развития технологических укладов прошлого, не преодолела информационный барьер, оказавшись заложником известного парадокса - "знания устаревают в процессе их создания", то образование, сформировавшееся в эпоху индустриализации, тем более не способно ответить на вопрос: "каким должно быть содержание образования субъекта, обеспечивающее устойчивость повышения его уровня и качества жизни"? Именно поэтому "индустриальная" система образования в постиндустриальном обществе зачастую не обеспечивает даже жизнеспособности, не говоря уже о востребованности, конкурентоспособности и устойчивости развития. Ответ на этот вызов периода гиперразвития цивилизации дает система ценностно-смыслового образования, разработанная педагогической династией Курбатовых. Экспериментальная модель центра непрерывного ценностно-смыслового образования, прошла успешную 20-летнюю государственную апробацию с 1990 по 2010 годы в СССР и Российской Федерации, получив признание как "Жемчужина российского образования" [15, 30].

В то время как в учреждениях, по инерции сохранявших организацию образовательного процесса, характерную для индустриальной эпохи, отмечались тенденции снижения интеллекта, ухудшения здоровья, роста агрессивности, увеличения случаев суицида и асоциального поведения, у всех обучающихся экспериментального образовательного учреждения независимо от возрастной категории наблюдался устойчивый рост показателей нравственности, интеллекта, здоровья, обученности, обучаемости, креативности, коммуникативности и других важных для устойчивого развития качеств. Для эксперимента был выбран район с самыми сложными социокультурными условиями, более 80% контингента обучающихся относилось к категории "трудных". Через четыре года экспериментальный центр вошел в число лидеров образования, получив признание как в России, так и за рубежом [23, 24].

Ключевые слова: интеллектуальная экономика, устойчивое развитие, непрерывное образование, гармоничная трансформация, ценностно-смысловое управление, консциентальные войны, ценностно-смысловая экономика, иммунитет, компетенции, седьмой технологический уклад, период гиперразвития, ценностно-смысловая система, устойчивый мир.

Во второй половине XX века внимание деятелей науки, экономистов и политиков все чаще обращается к проблеме отставания возможностей системы образования, сложившейся в период индустриализации, от требований научно-технического, социально-экономического

развития. После публикации результатов исследований Ф. Кумбса [20], Э. Тоффлера [51] и других исследователей системного кризиса образования стало понятно, что информационный взрыв, ускорение темпов изменения условий жизни, увеличение скорости морального старения

знаний порождают непосильную для системы образования индустриальной эпохи задачу корректного определения содержания образования. С одной стороны, содержание образования должно обеспечивать обучающемуся возможность позитивной самореализации и социализации, а с другой - оно должно быть доступно. Экспертные методы формирования содержания образования, применяющиеся со времени индустриализации, не могут обеспечить одновременное выполнение этих требований, что и является одной из главных причин системного кризиса образования во всем мире. Методы подготовки и принятия решения по данному вопросу морально устарели настолько, что попытка игнорировать этот факт приводит к последствиям, угрожающим существованию человечества.

В Советском Союзе к моменту начала перестройки необходимость гармоничной трансформации системы образования получила признание как на уровне руководства страны, так и в профессиональном сообществе. Выступая на XXVII съезде партии, Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев поставил задачу "создания единой системы непрерывного образования" для выхода из экономического кризиса за счет ускорения социально-экономического развития, основанного на создании достойных, подлинно человеческих материальных и духовных условий жизни для всех народов, обеспечение обитаемости нашей планеты, рачительного отношения к ее богатствам, "и к главному богатству - самому ЧЕЛОВЕКУ - ЕГО ВОЗМОЖНОСТЯМ"! [1] Некоторые авторитетные эксперты считают, что в настоящее время аналогичная задача стоит перед всем человечеством, поскольку особенности шестого технологического уклада приводят к устойчивому обострению противоречия между основными факторами его развития и жизнеспособностью человечества, а для построения седьмого экономического уклада, который будет проходить под лозунгом "расширения человеческих возможностей", необходимы высокие гуманитарные, когнитивные, педагогические, образовательные технологии, способные обеспечить гармоничное устойчивое развитие возможностей как каждого отдельного человека, так и всего человечества в целом [47]. Система ценностно-смыслового образования разработана для обеспечения устойчивого роста жизнеспособности, уровня и качества жизни субъекта любого уровня от человека до человечества [31]. Движение мировой экономики в направлении цифровизации, которая многими экспертами признается основным трендом современности, и стратегия "больших данных" создали парадокс лавинообразного увеличения информации, из общего объема которой реально используется около 3 %, а максимально, по оценкам экспертов, может быть использовано только 22 %. Однако необходимо учитывать, что эти оценки получены с учетом тех возможностей человека, которые обеспечивает система образования,

сложившаяся в эпоху индустриализации. Эффективность этой системы достигла своего максимума, и попытки осуществить с ее помощью переход к интеллектуальной экономике можно сравнить с попытками расщепить атом при помощи наковальни и молота. Возможности данного инструмента не соответствуют сложности поставленной задачи. Многие аналитики предсказывают, что дальнейший

экспоненциальный рост объемов информации приведет к гибели цивилизации в связи с неспособностью к принятию решений высокого качества в условиях устойчивого роста неопределенности. Надежды на искусственный интеллект, который возьмет эти функции человечества на себя, до настоящего момента не оправдались. Более того, многие известные футурологи высказывают опасение, что именно искусственный интеллект, способный к освоению информации, созданной человечеством, и дальнейшему самостоятельному развитию научных знаний, может принять решение о ликвидации человека как вида, выполнившего свою историческую миссию и мешающего дальнейшему прогрессу.

Некоторые научные школы, созданные в Советском Союзе, рассматривая эти проблемы, приходили к выводу о необходимости обеспечения гармонии возможностей искусственного и естественного интеллекта, но дальше формулировок общих требований, как правило, не продвигались. Отличительной особенностью научно-практической школы педагогической династии Курбатовых можно считать реализацию полного цикла исследований от идеи до внедрения и двадцатилетней апробации экспериментальной модели, основанной на положении о необходимости опережающего развития интеллекта человека и общества по отношению к искусственному интеллекту, что и определило научную новизну и практическую ценность данного исследования. В рамках авторской научно-практической школы считаются целесообразными только те направления развития искусственного интеллекта, которые способствуют увеличению природосообразных возможностей человека и общества. Другими словами, искусственный интеллект рассматривается не как замена человека в процессе принятия решения, а как дополнение, усиливающее интеллектуальные, творческие, созидательные возможности человека и общества, как средство, позволяющее повысить качество принимаемых решений до значений, необходимых для обеспечения устойчивого повышения уровня и качества жизни [21]. Учитывая остроту проблемы роста численности населения, сокращения материальных ресурсов планеты и уязвимости биосферы перед натиском техносферы, было принято положение о необходимости системного повышения затрат на интеллектуальную составляющую в структуре цены каждого нового продукта, в том числе интеллектуального. Термины "затраты" и "цена" в данном случае понимаются в

широком смысле и не обязательно выражаются в денежном исчислении. На основании макроэкономических прогнозов о наибольшей востребованности интеллектуального продукта в XXI веке в число приоритетных задач инновационной системы образования была включена подготовка всех участников образовательного процесса к производству актуального, востребованного,

конкурентоспособного интеллектуального

продукта. В целях обеспечения актуальности, востребованности, эффективности и качества интеллектуального продукта все участники образовательного процесса в системе ценностно-смыслового образования обучаются методам эффективной и безопасной организации научных исследований на основе применения ценностно-смыслового подхода, позволяющего повысить интенсивность производства новых знаний, необходимых для устойчивого развития субъекта, применяющего данный подход. Возрастающее значение возможностей человека как ресурса экономики позволило выявить приоритет в области производства интеллектуальных продуктов -интеллектуальные продукты, позволяющие увеличивать внутренние возможности человека. Защита от агрессии субъектов, заинтересованных в эксплуатации человека человеком, достигается на основе системы ценностно-смысловой безопасности, важными элементами которой являются увеличение доли неотчуждаемого интеллектуального продукта, в общем объеме его производства, и система ценностно-смыслового воспитания, исключающая применение высоких возможностей, в том числе компетенций седьмого технологического уклада, в деструктивных целях [33]. С точки зрения авторской научно-практической школы минимизация риска перехода от шестого технологического уклада к седьмому и обеспечение максимальной устойчивости развития достигается за счет перехода от программно-целевого подхода (метода) к ценностно -смысловому методу (подходу) в управлении развитием образования, науки, культуры, экономики, политики и мира [28].

К выводу о необходимости исключения войн для сохранения жизни на планете приходят многие авторитетные международные сообщества, но эффективность инструментов, применяемых для решения этой задачи, вызывает обоснованные сомнения, поскольку, начиная с 2009 года, растет количество публикаций об относительно новом для общедоступной области научного знания виде войны - "войны смыслов" [49]. Ранее подобные исследования если и публиковались, то под грифом "совершенно секретно", и не могли быть доступны для широкой аудитории. Основной принцип ведения войны смыслов, или консциентальных войн заключается в том, что специалисты в области психиатрии, психологии, социологии, педагогики и других областей науки привлекаются для конструирования смыслов, вызывающих самоуничтожение субъекта, воспринимаемого в

качестве нежелательного конкурента или потенциального противника, или формирование у него различных видов зависимостей, облегчающих процесс манипулирования жертвой в целях ее эксплуатации [13]. Одновременно разрабатывается система коммуникаций, в том числе с использованием возможностей "цифровой вселенной", позволяющая вмешаться в процесс смыслообразования жертвы так, что она воспринимает деструктивные смыслы как результат собственного решения и, реализуя их, уходит из жизни или теряет конкурентоспособность [12]. Данная стратегия конкурентной борьбы отрицательно влияет на устойчивость развития цивилизации, что диктует необходимость в создании "подушки безопасности", поскольку в настоящий момент контроль над распространением войны смыслов практически утрачен и есть реальная угроза перехода этого опасного явления в фазу пандемии.

Система ценностно-смыслового образования в процессе тридцатилетнего применения в открытой области социально-экономических отношений надежно обеспечивает защиту от нежелательного вмешательства в процесс смыслообразования и формирует устойчивый иммунитет к любым деструктивным воздействиям агрессивной информационной среды [39]. Прогнозы, основанные на результатах многолетних исследований, дают основание считать, что достаточно ознакомить одну треть населения планеты с системой ценностно-смыслового образования, чтобы избежать необратимых потерь от снижения устойчивости развития, которые человечество может понести при дальнейшем распространении войны смыслов. В связи с опубликованными прогнозами о возможных проблемных ситуациях в отношениях между искусственным и естественным интеллектом, в рамках авторской научно-практической школы были проведены исследования, позволяющие использовать возможности системы ценностно-смыслового образования для профилактики нежелательных последствий. Сравнительный анализ особенностей процесса принятия решений естественным и искусственным интеллектом позволил сделать вывод о том, что главным отличием на современном этапе является более высокая способность естественного интеллекта к смыслообразованию, что и определило выбор системообразующего фактора образования интеллектуальной экономики устойчивого мира -формирование потребности и способности субъекта к ценностно-смысловому

самосовершенствованию. При разработке методов ценностно-смыслового самосовершенствования особое внимание уделялось тем направлениям, которые не могут воспроизводиться искусственным интеллектом. Одним из приоритетных аспектов исследований является разработка и совершенствование методов управления ценой ошибки принимаемых решений. Результаты тридцатилетнего использования

системы подтвердили гипотезу о том, что способность субъекта к ценностно-смысловому совершенствованию обеспечивает возможность управления ценой ошибки принимаемых решений, то есть снижения цены ошибки до значений, обеспечивающих устойчивое развитие [38].

Фундаментальные исследования,

направленные на изучение закономерностей обработки информации сознанием человека, позволили разработать эффективную и безопасную систему ценностно-смыслового образования, обеспечивающую профилактику когнитивного диссонанса, характерного для "индустриальной" системы образования в постиндустриальном обществе, и неограниченное, контролируемое, гармоничное развитие возможностей человека и общества на основе использования преимуществ синергетического подхода [44]. Когнитивный диссонанс, как показали исследования, возникает из-за попытки добиться повышения конкурентоспособности примитивным

эклектическим увеличением содержания образования без научного обоснования его необходимости и экспериментальной проверки доступности. Отход от стратегии ускорения социально-экономического развития "на основе научно-технического прогресса" привел к тому, что в системе образования России многие аналитики усматривают явный регресс. Научное обоснование содержания образования России не опубликовано до сих пор, а экспериментальная проверка доступности очередного варианта Федеральных государственных стандартов даже не планируется. В ситуации, когда большинство субъектов Российской экономики считает главной проблемой ее развития растущий дефицит

квалифицированных кадров, а по уровню производительности труда Россия занимает последнее место в Европе, вместо научного обоснования и экспериментальной проверки, обычно довольствуются общественным обсуждением и волевым решением, слабо коррелированным с мнением профессионального сообщества. Директор института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких на основании результатов 60-летнего исследования функционального развития мозга и познавательной деятельности, физиологического ресурса организма детей утверждает, что они существенно не изменились, но "нагрузки растут, интенсификация учебного процесса растет, требования растут. И мы сами формируем "потерянное поколение" из-за неадекватных требований и педагогов, и родителей"! [10,11] В системе ценностно-смыслового образования адекватность требований обеспечивается за счет диагностики ценностно-смысловой ориентации обучающихся, оценки их возможностей к освоению содержания образования, выявления образовательных областей, вызывающих наибольший интерес и мотивацию к обучению. По результатам диагностики определяется градиентное содержание

образования, обеспечивающее максимальное увеличение возможностей обучающегося на ближайший период. Одновременно изучается ценностно-смысловая сфера обучающихся и по результатам исследования осуществляется ценностно-смысловое проектирование

организационно-педагогических условий,

обеспечивающих успешное обучение. Авторские методики диагностики ценностно-смысловой ориентации и ценностно-смысловой сферы обеспечивают радикальное повышение качества целеполагания, и всех остальных функций управления, что обеспечивает экспоненциальный рост результативности при систематическом и корректном применении технологии. Таким образом, ценностно-смысловой подход не противоречит программно-целевому, а органично дополняет его, позволяя повысить результативность, эффективность и качество любого продукта до уровня, необходимого для устойчивого развития любого субъекта. Ценностно-смысловое управление

среднесрочными и долгосрочными проектами осуществляется по более сложным алгоритмам, базирующимся на системах основных понятий и научных категорий, адекватных требованиям седьмого технологического уклада. Все применяемые в авторской системе алгоритмы, методики, методологии и технологии прошли успешную двадцатилетнюю апробацию в государственной системе социально-

экономических отношений и в течение тридцати лет успешно применяются в негосударственной сфере. Важной особенностью авторского ценностно-смыслового подхода является его инвариантность к мировоззрению участников образовательного процесса, социальных, экономических и политических отношений или реализуемых ими научных программ. Экспоненциальный рост возможностей обеспечивается в любом случае, поскольку принцип градиентного определения содержания образования изначально разрабатывался в целях обеспечения опережающего (по отношению к скорости изменения условий жизни) развития творческих способностей у субъекта с любыми начальными данными, в соответствии с задачей, поставленной на XXVII съезде КПСС: "Главное, что должно обеспечить нам успех - живое творчество масс." [1] Вскоре после XXVII съезда КПСС состоялся Всесоюзный съезд работников народного образования 1988 года, объявивший, что "ключевой задачей становится переход к целостной системе непрерывного образования, которая призвана в полной мере учитывать нарастающий темп изменений материальных и духовных условий жизни, динамизм и подвижность современного знания." [2] Следует отметить, что упомянутый "динамизм" привел к появлению термина "период полураспада актуальных знаний" - время, за которое половина усвоенных знаний теряет ценность. Этот период стремительно уменьшается. По некоторым оценкам в области компьютерных

технологий он сократился до года. В связи с данным фактом возникает вполне закономерный вопрос: "Каким должно быть содержание образования в данной области в настоящий момент, чтобы время, энергия и другие ресурсы, затраченные обучающимся, принесли ему наибольшее приращение возможностей, позволяющих добиться практических достижений на данном поприще, полезных как для него самого, так и для всего человечества в целом"? Актуальность получения ответов на подобные вопросы привела в начале 70-х годов прошлого века к признанию необходимости смены парадигмы образования на уровне авторитетных международных организаций, в том числе ЮНЕСКО [45]. Осознание необходимости создания новой парадигмы образования выразилось в предъявлении требований перехода от репродуктивной к продуктивной модели, ориентированной на приоритет развивающейся личности, деятельностный подход,

многоукладность и вариативность, выход за рамки формального образования. Лозунг "Образование на всю жизнь" сменился лозунгом "Образование в течение всей жизни", символизирующим стремление к непрерывному образованию, позволяющему преодолеть самое опасное противоречие между стремительными темпами роста знаний и ограниченными возможностями их усвоения человеком в процессе обучения. Вполне естественно, что в СССР велись активные исследования по поиску конкретных решений, позволяющих реализовать требования к новой парадигме образования. Материалы XXVII съезда КПСС 1986 года и Всесоюзного съезда работников народного образования 1988 года свидетельствуют о масштабных исследованиях в поиске возможностей реализации новой парадигмы образования, формирующей "ключевые компетенции", определенные экспертами Совета Европы. По критерию качества научного обоснования и готовности к реализации ценностно-смысловая парадигма и антикризисная модель непрерывного образования, разработанные педагогической династией Курбатовых, получили признание экспертов как наиболее перспективная возможность перехода к новой парадигме образования.

Система непрерывного ценностно-смыслового образования, позволяющая решать поставленную задачу, была введена в действие в 1990 году в виде экспериментальной модели, обеспечивающей "развитие творческих возможностей личности, движимой высокими духовными идеалами и владеющей прогрессивной системой научных знаний" [36]. Однако из-за распада СССР в 1991 году вопрос о более широком распространении данной системы был отложен.

В Российской Федерации эксперимент успешно продолжался, стремительно наращивая результативность. Экспериментальная модель за годы апробации была удостоена званий "Академическая школа", "Школа России", "Лидер

в образовании", "Школа года", "Школа мира", "Ассоциированная школа ЮНЕСКО", лауреат Всероссийского конкурса воспитательных систем, лауреат Конкурса инновационных социальных технологий в номинации "Образование", "Лучшее образовательное учреждение по информатике и применению информационных технологий";

награждена грамотами Департамента образования города Москвы:

- за исследовательскую работу по проблемам обучения и воспитания, за целенаправленную работу по патриотическому воспитанию молодежи;

- за высокие результаты инновационной деятельности;

награждена Правительством Москвы грамотой за лучшие достижения по физической культуре и спорту по результатам спортивно-оздоровительной работы;

награждена Почетным дипломом

Национального Комитета "Интеллектуальные ресурсы России" за успехи в здоровом развитии подрастающего поколения [34].

Председатель Совета Федерации РФ С.М. Миронов в выступлении от 10.01.2007 г. заявил: "Проблема распространения в молодежной среде навязываемого средствами массовой информации культа аморальных ценностей, секса и насилия является, к сожалению, трудноразрешимой. Жесткие запретительные меры вряд ли станут панацеей от этой беды. И нельзя забывать, что Конституция страны гарантирует нам свободу слова и совести. В сфере духовности, поддержания моральных устоев общества государство должно действовать, но очень тонко и грамотно. Необходимы новые технологии духовного воспитания, которые расширят горизонты мировоззрения у молодежи и помогут сформировать иммунитет к воздействию агрессивной информационной среды.

Первый такой опыт в России уже начинает накапливаться. В частности, уникальные результаты применения инновационных технологий воспитания достигнуты в московском Центре образования "Школа здоровья" № 1804 "Кожухово". Заинтересованные образовательные учреждения могут им воспользоваться"[42].

Но в 2007 году министр образования РФ А. Фурсенко объявил о радикальном изменении вектора государственной образовательной политики: "Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя". Поэтому, несмотря на то, что Центр образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово» завоевал почётное право именоваться Школой Мира, награжден Орденом Мира, юбилейной медалью «60-летие миротворческих операций ООН» и почетной грамотой за вклад в реализацию идеалов мира, провозглашённых ООН, и активное участие в образовательном проекте «Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира», в 2010 году государственный эксперимент был

прекращен. Однако, благодаря положительным результатам, признанным как в России, так и за рубежом, в негосударственном секторе востребованность системы ценностно-смыслового образования возросла, особенно после того, как осознание необходимости смены системы государственного образования привело к массовому переходу граждан на семейные формы обучения [40].

Известный американский психолог Лиса Кумекер, ознакомившись с новой системой в процессе одного из семинаров, в своем отзыве отметила: "Многие утверждают, что все дети талантливы, но только в данном учреждении доказывают это делом. Я сочла бы за честь получить возможность обучения наших педагогов у мастеров этой экспериментальной школы" [43].

В апреле 2009 года «Антикризисная модель образования» была выдвинута на Всероссийский профессиональный конкурс «Инноватика в образовании», проходивший в рамках Российского образовательного форума 2009, удостоена звания лауреата и статуса «Жемчужина российского образования» [15]. В мае 2009 года антикризисная модель образования была представлена на пленарном заседании III Международного симпозиума в Южной Корее, посвященного вопросам создания всемирного образовательного пространства [30].

Некоторые эксперты высказывают мнение, что именно из-за игнорирования возможности использования системы ценностно-смыслового образования Россия в настоящее время занимает последнее место в Европе по уровню производительности труда, несмотря на то, что с момента объявления курса на ускорение социально-экономического развития прошло более 30 лет [49]. Практика применения методологии ценностно-смыслового образования переместилась в негосударственный сектор, что позволило расширить область применения в бизнесе, социальной сфере и научных исследованиях, направленных на повышение эффективности формирования ключевых компетенций седьмого технологического уклада. В данном случае термин "компетенции" используется в соответствии с понятием, введенным в научный оборот Международной организацией труда в начале 90-х годов: "Компетенции - это сфера отношений между знанием и действием в практике". Учитывая темп нарастания изменчивости мира и морального старения репродуктивных методов обучения, в авторской системе непрерывного образования компетенция трактуется как "мера способности к использованию полученного или созданию нового знания, соответствующего конкретной ситуации, в целях достижения максимального практического результата." Уточнение основного понятия позволяет перейти к числовым оценкам данной меры, а значит получить инструмент для точного измерения адекватного прогнозирования (а не только "предугадывания будущего", о котором писал Э. Тоффлер) и планового управления

развитием актуальных компетенций, в том числе с использованием возможностей компьютерных технологий. Именно эта отличительная особенность создает конкурентное преимущество при практической реализации принципа использования искусственного интеллекта для эффективного и безопасного опережающего развития природосообразного естественного интеллекта субъекта.

Исследования показали, что для развития способности субъекта к конструктивной творческой деятельности в сверхдинамичном мире необходимо использовать системно-

деятельностный подход в принципиально новой интерпретации и на основе обобщенных алгоритмов деятельности, ранее в практике общего образования не применявшихся. Именно поэтому смысловое поле термина "творчество" было дополнено формулировкой: "Творчество -способность корректно ставить и успешно решать новые задачи в любой области деятельности" [15]. Анализ возможностей создания эффективной системы непрерывного образования,

охватывающего все типы, виды, формы и уровни, привел к выводу о целесообразности введения нового понятия - "высшего общего образования". В системе "поддерживающего образования", подвергнутого критике в докладе "Римского клуба", укоренилось деление на "общее" и "высшее", причем "общее" может быть не выше "среднего", а высшее только "профессиональным", но компетенции, востребованные

информационным обществом, необходимы всем! Если даже "период полураспада актуальных знаний" в области компьютерных технологий перестанет уменьшаться и стабилизируется на значении - один год (что маловероятно), то для успеха в обществе седьмого технологического уклада всем, независимо от уровня и вида профессионального образования, по-видимому, будет необходимо обновлять знания и компетенции в данном виде деятельности. Учитывая, что перечень столь же необходимых для всех компетенций постоянно пополняется,

систематизируется и совершенствуется (а значит видоизменяется), введение понятия "высшее общее образование" представляется достаточно обоснованным. Востребованность его не вызывает сомнений именно потому, что многие специалисты с несколькими дипломами о высшем профессиональном образовании оказываются невостребованными, а их потенциал потерянным для общества. Создание системы высшего общего ценностно-смыслового образования позволит быстро решать задачу гармоничной трансформации "потерянного потенциала" в "человеческий капитал". Представление о человеческом капитале динамично претерпевает изменения благодаря трудам Д. Минсера, Т. Шульца, Г. Беккера, С. Кузнеца, Э. Денисона, Р. Молоу, Дж. Кендрика, С. Фабриканта, И. Фишера, Р. Лукаса и других авторитетных ученых.

Однако высокая динамика представления о человеческом капитале не является препятствием, поскольку преимуществом ценностно-смыслового метода является инвариантность к исходному состоянию ценностно-смыслового поля. Более того, технология ценностно-смысловой оптимизации позволяет обогатить ценностно -смысловое поле и преобразовать его в ценностно-смысловой базис, обеспечивающий достижение необходимого результата при минимальных затратах [34]. Необходимо отметить, что безопасность, эффективность и минимизация затрат достигается при условии применения апробированных технологий и привлечения специалистов, доказавших не только знание фундаментальных научных основ системы ценностно-смыслового образования, но и способность успешно применять их на практике. В противном случае, как показывают длительные наблюдения, наиболее вероятен противоположный эффект. Процессы смыслообразования затрагивают деятельность тонких структур, и некорректное вмешательство может привести, как минимум, к отсутствию положительного результата.

В период подготовки к перестройке в Советском Союзе в Академии наук СССР проводились фундаментальные исследования, направленные на изучение закономерностей, позволяющих планомерно и интенсивно развивать творческие возможности. В процессе этих исследований была установлена необходимость осуществлять внедрение высоких социальных технологий только под авторским сопровождением. Вывод о необходимости авторского сопровождения основывался на эмпирически установленном факте: каждый читатель интерпретирует текст по-своему, и попытка перейти от прочтения текста к практике совершенно не обязательно приведет к таким действиям, которые обеспечили автору успех. В этом случае отрицательный результат, полученный при самостоятельной интерпретации авторского текста, как правило, приводит к дискредитации полезной системы деятельности. Именно так развивалась история с попыткой распространить опыт А.С. Макаренко. Отстранив автора от управления созданной им системой, позволявшей получать значительные для того времени результаты в экономике, руководство страны предложило ему писать книги для того, чтобы все учебные заведения могли использовать его опыт. После того, как произведения А.С. Макаренко стали достоянием широкой общественности, а попытки приблизиться к полученным им результатам не увенчались успехом, метод Макаренко стал подвергаться острой критике и нападкам "специалистов", не показавших выдающихся результатов в педагогике ни по методу Макаренко, ни каким-либо другим способом.

Именно поэтому в авторской научно -практической школе педагогической династии Курбатовых в качестве обязательного элемента

техники безопасности используется принцип авторского сопровождения. Система ценностно-смыслового образования интеллектуальной экономики предполагает интенсивный обмен опытом между авторами и носителями высоких социальных, когнитивных, педагогических технологий. В частности, в процессе проведения государственного 20-летнего эксперимента для непосредственной работы с участниками образовательного процесса приглашались специалисты, имена которых хорошо известны всему миру. Среди них профессор, доктор педагогических наук Л.И. Рувинский, народный артист РСФСР Г.А. Струве, доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров, академик Академии педагогических наук СССР, профессор Б.М. Неменский, психиатр, профессор Х.М. Алиев, руководитель Центра коммуникативных исследований Российской академии наук Н.Е. Маркова, кандидат педагогических наук М.Л. Лазарев, известный педагог-новатор В.В. Кирюшин, восьмой чемпион мира по шахматам В.В. Смыслов, двенадцатая чемпионка мира по шахматам А.К. Костенюк, специалист по дошкольному воспитанию Н.П. Костенюк (мама чемпионки), начальник аналитического центра КГБ СССР, генерал-майор В.С. Широнин, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования В.В. Краевский и многие другие деятели науки, культуры, образования, искусства, спорта. Все авторы и носители эффективных технологий не только лично передавали опыт, обучая участников образовательного процесса, но и участвовали в его ценностно-смысловом анализе и синтезе новой, более совершенной генерации высоких социальных, когнитивных, образовательных технологий. Ценностно-смысловой синтез высоких когнитивных технологий требует точного соблюдения апробированных алгоритмов и осуществляется специалистами, способными к успешному решению нестандартных задач в условиях ограниченных ресурсов. Надежная система подготовки таких специалистов, начиная с 1988 года, действует в открытой авторской научно-практической школе [26, 35].

Принцип авторского сопровождения, как одна из мер обеспечения безопасности применения ценностно-смыслового метода, предусматривает возможность обучающихся установить адекватность восприятия авторской трактовки ценностей, смыслов, целей и действий, обеспечивающих достижение успеха, осознание последствий отклонений от авторских трактовок, определение перспективных направлений совершенствования интеллектуального продукта, получение значимых результатов в его практическом применении под авторским контролем, позволяющим своевременно предупредить или исправить допускаемые обучающимися ошибки. При достижении устойчивых значимых результатов в применении авторского интеллектуального продукта

обучающемуся оказывается помощь в создании собственной генерации высокой когнитивной технологии. После этого он переходит из категории обучающихся в категорию авторов, несущих персональную ответственность за эффективность и безопасность распространения созданного им интеллектуального продукта [32].

В качестве примера можно привести результат сотрудничества с авторами книги А. Костенюк , Н. Костенюк "Как научить шахматам", которая была написана двенадцатой чемпионкой мира среди женщин по шахматам и ее мамой, специалистом по дошкольному воспитанию, по результатам внедрения своего опыта в систему ценностно-смыслового образования в дошкольном подразделении [18]. Семья Костенюк разработала систему, позволившую воспитать самую молодую чемпионку мира по шахматам. Однако, несмотря на то, что все могут прочитать книгу "Как стать гроссмейстером в 14 лет", написанную Александрой, далеко не всем удастся повторить успех автора [17]. Только детальное изучение авторской системы в специальных условиях, при наблюдении за особенностями практического применения теории, творческом сотрудничестве с автором можно создать алгоритмы, позволяющие перейти к широкому безопасному эффективному распространению ценного опыта. Благодаря синтезу опыта ведущих шахматистов и тренеров, была создана система использования игры в шахматы для формирования компетенций седьмого технологического уклада. Во время Всемирных юношеских игр, проводимых в Москве на шахматном турнире, организованном двенадцатым чемпионом мира по шахматам А. Карповым, команда обучающихся экспериментального центра, состоявшая из шахматистов 1, 2 и 3 разрядов, соревнуясь с 25-ю командами, состоявшими только из мастеров спорта, заняла почетное 13 место, оказавшись в середине турнирной таблицы [35]. Следует учитывать, что в отличие от учеников специализированных шахматных школ обучающиеся экспериментального центра занимались шахматами два раза в неделю по два часа. Остальное время они уделяли изучению других дисциплин, побеждая в различных предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. Универсальный устойчивый успех в разноплановых видах деятельности обеспечивался ценностно-смысловым управлением образовательным процессом. Но успехи в разноплановых видах деятельности не являются главной целью, хотя и вызывают закономерный положительный эмоциональный отклик наблюдателей, отвлекая их внимание от главного. Главным в данном случае является то, что все виды деятельности в системе обеспечивают градиентное развитие

познавательных способностей, сознания, интеллекта. В простейшей интерпретации система ценностно-смыслового образования обеспечивает гармонию развития общего и специального интеллекта [37]. Если, например, существует точка

зрения, что "сознание обеспечивает способность оценивать знания, намерения, мысленные процессы у других индивидов, (theory of mind, или "создание модели психического состояния другой особи)", то игра в шахматы, используется как один из видов деятельности, способствующий развитию этой способности [14].

Режим обучения проектируется, исходя из необходимости достижения поставленных целей, в том числе подготовки всех участников образовательного процесса к успешному производству конкурентоспособного

востребованного интеллектуального продукта. Все учебные дисциплины, включаемые в учебный план, в том числе шахматы, преследуют именно эту цель - повысить способность обучающихся к производству конкурентоспособного

востребованного интеллектуального продукта в условиях лавинообразного увеличения объемов информации и других вызовов третьего тысячелетия. С этой целью введено новое понятие "опорный уровень" дополнительного образования, смысл которого заключается в том, что средства искусства, физической культуры и иные виды деятельности используются не только для обеспечения досуга или предпрофессиональной подготовки, но и для повышения эффективности освоения других дисциплин, а также формирования ключевых компетенций седьмого

технологического уклада [34, 38]. Например, в период строительства социализма в Советском Союзе был проведен эксперимент, доказавший, что на успешность развития математических способностей оказывают положительное влияние занятия музыкой. Систематизация данных подобных экспериментов (как успешных, так и неудачных), а также результатов собственных исследований позволила разработать принцип опорного уровня дополнительного образования, обеспечивший синергетический эффект развития интеллектуальных способностей у участников образовательного процесса всех возрастных категорий [22]. Успехи экспериментальной площадки, демонстрировавшиеся в процессе более чем 200 международных научно-практических семинаров и форумов, проведенных на базе экспериментального учебного заведения, вызвали появление большого количества теоретических работ по темам, касающимся влияния искусства на развитие интеллекта и необходимости ценностно-смыслового подхода. Некоторые публикации, такие как "Дорогу талантам" [6], "Руководство по развитию талантов" [5], "Тайны педагогического мастерства" [3], "Энергия красоты" [7] основываются на данных эксперимента и результатах собственных исследований, но, к сожалению, большинство опубликованных работ, как правило, не опираются на достаточно серьезную экспериментальную базу и не содержат информации о конкретных действиях, обеспечивающих гарантированный результат. Более того, в них, как правило, не упоминаются специфические правила техники безопасности,

нарушение которых приводит к нежелательным результатам. Поэтому попытка повторить результаты, демонстрируемые авторской школой с 1990 года без авторского сопровождения, может привести к самым неожиданным эффектам. В негосударственной сфере появилось много центров, активно практикующих интеграцию основного и дополнительного образования, что безусловно положительно влияет на развитие обучающихся, но эффективность формирования компетенций седьмого технологического уклада оставляет желать лучшего. Даже если ученики овладели техникой оперного пения, играют в шахматы на уровне мастеров спорта, занимаются робототехникой и свободно говорят на иностранных языках, это только отдельные важные компоненты, которые могут быть преобразованы в компетенции седьмого экономического уклада при включении в процесс ценностно-смыслового образования. В противном случае им суждено строить жизненную стратегию, используя разнообразие своих талантов, что дает важное преимущество, но не решает проблемы седьмого технологического уклада.

В государственной сфере ситуация развивается в направлении очевидного роста рисков. Например, в книге профессора Ю.П. Азарова "Энергия красоты" утверждается, что Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", ставящая целью подготовить молодое поколение к решению нестандартных задач, написана по мотивам научных отчетов и публикаций, посвященных результатам экспериментальной апробации системы ценностно-смыслового образования, но без упоминания об авторах [7]. Результат беспрецедентный - по официально опубликованным данным на реализацию этой инициативы затрачено 180 млрд. рублей, а кризис российского образования продолжает углубляться [40]. По оценкам авторов системы ценностно-смыслового образования для выхода из кризиса достаточно 10 млрд руб. Порочная практика распространения высоких социальных технологий методом отчужденного продукта явилась одной из причин краха СССР, но, к сожалению, до сих пор продолжается.

В 1986 году в материалах XXVII съезда КПСС отмечалось, что "в основе подобного отношения к новому нередко лежат амбиции отдельных групп ученых, ведомственная неприязнь к "чужим" изобретениям, незаинтересованность

производственников в их внедрении". В 2019 году опрос участников Международного

петербургского экономического форума показал, что представители бизнеса не верят в экономическую эффективность нацпроектов, наибольшие сомнения вызывает нацпроект "Образование". Глава Счетной палаты РФ доктор экономических наук А.Л. Кудрин, комментируя свое разочарование нацпроектом "Образование", заявил, что там нет важнейших компонентов, которые могут сделать в России очень успешное и современное образование". В частности, в

зачаточном состоянии непрерывное образование -"ключевая задача", поставленная съездами КПСС и работников народного образования 1986 и 1988 годов! Кроме того, Россия много теряет, не занимаясь трудными детьми, которые могут стать успешными, если использовать современные методики и системы - это потенциал роста и развития. В заключение Алексей Леонидович сделал вывод, что "без этих прорывов у нас ничего не получится" [19]. С этим выводом трудно не согласиться. Если в течение тридцати четырех лет на самом высоком уровне власти признается необходимость создания системы непрерывного образования, наличие инструментов для решения этой задачи и одновременно высказываются сожаления о том , что они не используются, то на успех "технологического рывка", о необходимости которого так часто упоминает президент РФ В.В. Путин, рассчитывать трудно. Однако особенности информационного общества позволяют осуществить "технологический рывок" как отдельному человеку, так и семье, группе единомышленников, коммерческим и

некоммерческим организациям - любым субъектам, заинтересованным в своем устойчивом развитии. Конкурентоспособность в интеллектуальной экономике, в первую очередь, определяется качеством образования [27]. Современное состояние общества характеризуется тем, что осознание актуальности проблемы человека в динамично меняющемся мире нарастает быстрее, чем информированность об инструментах, позволяющих решить эту проблему. Проблема человека естественно создает проблему кадрового голода, которую, как показывают результаты опросов, остро ощущает бизнес. Поэтому в бизнес-сообществе активно развивается тенденция решения проблемы кадрового голода за счет общеизвестных инструментов, в частности, создания образовательных центров, аналогичных "Сириусам" и "Кванториумам", которые позиционируются как центры работы с талантливыми детьми в целях подготовки интеллектуальной элиты. Данная стратегия, как показывает практика, приводит к таким же экономическим эффектам, которые демонстрирует реализация Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". По сравнению с общеобразовательными школами России, в которых все чаще наблюдаются факты асоциального поведения и суицида, центры, специализирующиеся на работе с детьми, "проявившими себя как талантливые", действительно, могут считаться элитой, но соответствует ли их интеллект вызовам седьмого технологического уклада, покажет будущее. Однако серьезные основания для опасений очевидны. Для того, чтобы соответствовать требованиям интеллектуальной экономики, необходимо ставить (и решать) задачу подготовки обучающихся всех возрастных категорий, а не только детей, к производству интеллектуального продукта. Для того, чтобы готовить обучающихся к

производству интеллектуального продукта, необходимо ставить и решать задачу подготовки всех обучающихся к самостоятельной успешной научной деятельности. Учитывая, что в современной науке нет единой точки зрения в ответах на главные вопросы - "что такое интеллект и как осуществлять его развитие для повышения эффективности производства актуального интеллектуального продукта", необходимо ставить и решать задачу разработки и совершенствования методов организации образовательного процесса, позволяющих осуществлять интенсивное изучение достижений различных научно-практических школ, работающих в данном направлении, и на основании результатов сравнительного анализа синтезировать более результативные подходы. До настоящего времени комплексное решение таких задач осуществлялось только в системе непрерывного ценностно-смыслового образования. Основной принцип организации работы авторской научно-практической школы основан на признании мировым научным сообществом невозможности или пагубности дальнейшего использования опыта в виде "механического" воспроизведения схем, алгоритмов, систем деятельности и необходимости развития такого аспекта творческих возможностей, который позволяет решать практические задачи в условиях лавинообразного увеличения темпов изменения условий жизни и объемов информации. Признавая острую необходимость "приближения науки к практике", XXVII съезд КПСС выдвинул требование, чтобы научно-практические школы "чутко реагировали на происходящие перемены в жизни, держали в поле зрения новые явления, делали выводы, способные верно ориентировать практику. Жизнеспособны лишь те научные направления, которые идут от практики, и возвращаются к ней, обогащенные глубокими обобщениями и дельными рекомендациями" [1]. Несмотря на то, что советская наука в целом не сумела реализовать это требование, оно послужило отправной точкой для процесса появления авторских научно-практических школ, пытавшихся реализовать этот принцип, и те, которым это удалось, действуют до настоящего времени. Более чем тридцатилетняя деятельность авторской научно-практической школы в направлении решения системы упомянутых выше задач показала, что, несмотря на существование в современной науке "большого количества взаимоисключающих подходов к представлению о том, что такое интеллект и как осуществлять его развитие", существует метод, не противоречащий ни одному из кажущихся взаимоисключающими подходов, и одновременно, усиливающий каждый из них. Речь идет о ценностно-смысловом анализе истории формирования представлений об интеллекте и методах его развития в целях установления закономерностей данного исторического процесса. На основе использования полученных знаний осуществляется перехода к гармоничной интенсификации процесса развития когнитивных возможностей путем синтеза и

генерации технологий, адекватных требованиям периода гиперразвития цивилизации, в которую вступает современное постиндустриальное информационное общество. Одним из определяющих успешность решения этой задачи факторов является использование ценностно-смысловой модели достижения гармонии традиций инноваций, которая позволяет избежать опасностей, названных Э. Тоффлером "цивилизационными разрывами".

Плавный (без нежелательных потерь) переход от доиндустриального, индустриального или многоукладного общества к информационному постиндустриальному требует изменения модели достижения гармонии между традициями и инновациями. Используя метафору Э. Тоффлера, можно сказать, что ценностно-смысловая модель обеспечивает "мягкую посадку" при переходе из прошлого в будущее. Если в доиндустриальном обществе условия жизни менялись настолько медленно, что правнук мог добиваться успеха за счет воспроизведения опыта своего прадеда, игнорируя инновации, то в индустриальную эпоху темпы изменения жизни поставили данную модель под сомнение. В XX веке, если говорить об истории России, на глазах одного поколения транспорт изменился от гужевого до космического. Это вызвало серьезные проблемы в совершенствовании субъектом модели своего социального поведения с целью адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Ценность инноваций, необходимых для достижения успеха, стала сравнимой с ценностью социокультурного опыта, усвоенного в виде готовых решений. В постиндустриальном информационном обществе попытки добиваться успеха механическим повторением алгоритмов, приносивших успех в прошлом, обрекают субъекта на серьезные потери, связанные с моральным старением модели достижения успеха. Ценность творчества новых моделей неуклонно растет [46]. Однако поиск и апробация новых моделей, обеспечивающих гармонию традиций и инноваций, неизбежно связаны с высокой степенью риска. Анализ научного наследия доиндустриального и индустриального общества показал, что методы организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, как правило, не позволяют находить достаточно эффективное и безопасное решение в приемлемые для устойчивого развития сроки, поэтому необходим метод, позволяющий субъекту осуществлять "сжатие информации" о социокультурном опыте человечества,

обеспечивающее сохранение достижений, исключение повторения допущенных ошибок, устранение недостатков и осознанное развитие творческих возможностей до уровня, позволяющего конструировать эффективные безопасные модели социального поведения, гарантирующие устойчивое развитие цивилизации [25].

Исследования показали, что ценностно-смысловой метод позволяет использовать все достижения социокультурного опыта человечества,

одновременно формируя способность к творческому преобразованию реальности, обеспечивая устойчивость гармоничного развития всех субъектов, овладевших компетенциями ценностно-смыслового самосовершенствования [29]. Главной отличительной чертой ценностно-смысловой модели деятельности образовательного учреждения является организация постоянного процесса ценностно - смыслового анализа истории развития человечества персоналом в целях ценностно- смыслового синтеза организационно -педагогических условий, обеспечивающих каждому обучающемуся возможность осознанного эффективного и безопасного изучения личной системы ценностей и смыслов, оценки ее влияния на личную результативность, определения программы ее совершенствования в целях повышения результативности, реализации программы, оценки уровня повышения результативности и принятия решения о дальнейшем направлении совершенствования на основе новых возможностей [32]. Устойчивость достигается за счет корректного определения оптимальной нагрузки, которая должна быть безопасной для обучающегося и одновременно обеспечивать градиентное развитие его возможностей. Корректное определение нагрузки обеспечивает устойчивое повышение мотивации к обучению, поскольку наглядный, контролируемый как самим обучающимся, так и независимыми наблюдателями, рост возможностей, вызывает желание дальнейшего совершенствования. Особое значение для развития любых, интересующих субъекта возможностей, имеет ценностно-смысловая модель коммуникаций, которая заключается в организации совместной деятельности по принципу ценностно-смысловой гармонии, благодаря которому общее ценностно-смысловое поле увеличивает ускорение развития возможностей каждого участника. Наглядность возможностей комплементарной конкуренции вызывает у обучающихся спонтанный отказ от деструктивных форм конкуренции и стремление к реальному (а не просто декларируемому) взаимосодействию. Данная особенность модели ценностно - смысловых коммуникаций открывает новые возможности для достижения устойчивого мира, поскольку ценностно-смысловая гармония может обеспечить устойчивое, комплементарное, взаимовыгодное сотрудничество (а не просто "мирное соревнование или соперничество", о котором упоминалось на XXVII съезде КПСС) для субъектов любого уровня от человека до человечества. Ценностно-смысловая модель коммуникации предполагает выявление в первую очередь общих ценностей и смыслов, которые создают заинтересованность в определении общих целей и объединении ресурсов для их достижения [38]. Если при этом используются эффективные технологии ценностно-смыслового управления ресурсами, то появляется новая точка роста ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ЭКОНОМИКИ, свободной от опасных уродливых явлений, о

которых упоминал К. Маркс: "Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приносят людям голод и изнурение. Новые, до сих пор неизвестные источники богатства благодаря каким-то странным, непонятным чарам превращаются в источники нищеты. Победы техники как бы куплены ценой моральной деградации. Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости. Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная своей интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы" [ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 9, с. 230. ]. Спустя 200 лет после рождения К. Маркса член-корреспондент РАО Е.А. Ямбург опубликовал статью "ДИАГНОЗ: НРАВСТВЕННЫЙ РАК" ["Московский комсомолец" №68 (652) 3.04.2018].

В системе ценностно-смысловой образования строго регламентируется взаимодействие подсистем ценностно-смыслового воспитания, развития и обучения. Подсистема ценностно-смыслового воспитания обеспечивает возможность устойчивых ценностно-смысловых ориентаций, гарантирующих использование возможностей обучающихся только на общее благо. Подсистемы развития и обучения синхронизированы так, что обучающиеся с мировоззрением, формирующим модели асоциального поведения, не достигают уровня знаний, навыков и компетенций, позволяющих им нанести вред обществу. В процессе ценностно-смыслового воспитания осуществляется гармоничная трансформация деструктивного мировоззрения в конструктивное, и по достижении необратимости конструктивного характера мировоззрения обеспечивается развитие и обучение, необходимое для овладения компетенциями седьмого технологического уклада.

Таким образом, основная проблема, выявленная социологическими исследованиями ценностно-смысловых ориентаций молодежи -неспособность разрешить противоречие между духовно-нравственным развитием и карьерным ростом, в системе ценностно-смысловой образования интеллектуальной экономики устойчивого мира решается в режиме профилактики [16].

Важной проблемой современного мира является быстрое изменение перечня профессий, актуальных для устойчивого развития цивилизации [25]. Одним из решений, найденных и надежно апробированных еще в прошлом столетии, является переход к системе ценностно-смыслового образования, отличающейся направленностью на подготовку участников образовательного процесса к самостоятельному творчеству новых актуальных профессий. Данная задача является следствием

анализа общемировой тенденции, проявляющейся в том, что в начале XX века для обеспечения высокого уровня жизни своей семьи достаточно было освоить одну высокооплачиваемую профессию. В конце XX века - пять-шесть. Лавинообразный рост информации и ускорения темпов изменения условий жизни приводит к тому, что срок актуальности профессии становится все меньше и меньше по сравнению со сроком жизни человека. Вполне естественно, что для устойчивого развития постиндустриального информационного общества способность субъекта к творчеству новых профессий становится необходимым условием для достижения успеха. Следует отметить, что новизна профессии может определяться не только и не столько конечным продуктом (например, производство обуви), сколько технологией и информацией, определяющей качество этого продукта. Если первые производители обуви использовали ручной труд, то современные -станки с числовым программным управлением или 3D-принтер. В системе ценностно-смыслового образования используется принцип ценностно-смыслового анализа истории производства продуктов потребления, средств производства, производственных отношений, взаимодействия между техносферой и биосферой, позволяющего перейти к новому - ценностно-смысловому мышлению.

Необходимость перехода к новому мышлению была высказана руководством Советского Союза в период начала перестройки как средство преодоления застойных явлений в экономике. Однако практика показала, что преодоление инерции мышления требует конкретных решений, обеспечивающих эффективность (не каждое "новое мышление" приводит к повышению эффективности) и безопасности. Для многих граждан СССР переход к новой социально -экономической системе послужил мощным стрессообразующим фактором, вызвавшим демографический кризис, который не преодолен до сих пор. Эффективность известных методов преодоления последствий стресса оказалась недостаточной [8, 9]. Предвидение последствий, к которым могут привести сочетание факторов инерции мышления и потери чувства опасности, послужило основанием для научного поиска конкретных моделей нового мышления [41].

Поиск конкретных моделей деятельности, позволяющих решить эту задачу, привел к созданию системы непрерывного ценностно-смыслового образования, формирующей новое ценностно-смысловое мышление. Анализ общих закономерностей управления развитием науки, образования, культуры, искусства, экономики и других отраслей деятельности, определяющей развитие человечества, показал, что все они основаны на ценностном подходе. Ценности-цели и ценности-средства - основные понятия, необходимые для реализации программно-целевого метода, сущность которого сводится к тому, что с помощью программы действий

осуществляется увязка целей и ресурсов. Если скорости развития не слишком высоки, а изменения затрагивают в основном отдельные аспекты системы отношений: природа - человек - общество - техносфера - природа - человек, а запас устойчивости системы достаточно велик, то программно-целевой подход может считаться приемлемым инструментом для решения задач развития начального уровня. Но при высоких скоростях, соответствующих периоду

гиперразвития, в который вступила цивилизация, и при изменениях, затрагивающих одновременно все аспекты системы отношений, использование программно-целевого подхода в принципе не может обеспечить эффективность и безопасность. Можно отметить определенную аналогию с физикой И. Ньютона, которую используют при малых скоростях и релятивистской физикой А. Эйнштейна, применяемой при сверхвысокой скорости. Аксиология, как учение о природе ценностей, их месте и роли в системе отношений и мировоззрения, пользуется методами,

обеспечивающими лишь самые общие представления о предмете, не позволяющие защитить субъекта даже от войны смыслов, не говоря уже о том, чтобы обеспечить требуемое качество целеполагания и эффективную деятельность по достижению целей [47, 50]. Кроме того, в аксиологии существует значительное количество подходов, сторонники которых не склонны к пониманию друг друга. Ценностно-смысловой метод обладает свойством катализатора, благодаря которому обеспечивается плодотворное сотрудничество представителей философских взглядов, отождествляющих ценность и смысл, и сторонников концепций, противопоставляющих эти два понятия. То же самое можно сказать о представителях любых видов, типов, форм и систем мировоззрения. Ценностно-смысловой метод отличается тем, что этапу целеполагания предшествует максимально точное определение системы ценностей и смыслов, что оказывает определяющее влияние на повышение качества целеполагания, оценки возможностей (с учетом их позитивной динамики нелинейного роста) и эффективности деятельности, направленной на достижение целей.

В качестве примера можно привести информацию из современного школьного учебника по обществознанию . Учащимся сообщается о том, что в результате проведенного научного исследования было выявлено более трехсот принципиально различных представлений о смысле термина "культура", который используется в современном мире. В данном случае речь идет о существенно разных смыслах (то есть ситуации, когда один и тот же смысл выражается разными формулировками, не учитывается). Другими словами, у термина "культура" есть смысловое поле, содержащее не менее трехсот различных семантических единиц. Если культура - ценность, смысл которой не уточнен, или область смыслового поля не конкретизирована, то цель - развитие

культуры вряд ли будет достигнута, потому что каждый субъект, участвующий в программе, будет стремиться реализовать свое, наиболее понятное именно ему представление о культуре, и согласованность действий при реализации программы будет очень низкой, что неизбежно отрицательно скажется на результате. Бедственное состояние культуры Российской Федерации в настоящий момент - наглядный результат отсутствия ценностно-смыслового управления развитием культуры.

Исследования показали, что именно так обычно тратятся огромные средства, не обеспечивая получение значимого результата. Очень часто субъекты, участвующие в программе, пребывают в иллюзии, что все остальные участники понимают смысл ключевого термина так же, как они. Разночтения обычно выявляются на завершающем этапе, когда становится очевидно, что средства затрачены, а цель не достигнута.

В выступлении президента Академии наук СССР академика А.П.Александрова на XXVII съезде партии в 1986 году говорится: "Академия наук СССР ведет и фундаментальные, и прикладные разработки. У нас сейчас есть более 300 законченных разработок, которые можно внедрять в промышленность и которые не внедряются. ... Почему так происходит? Есть одно очень сильное препятствие. Когда мы работаем над чем-то новым, то стараемся либо создать какую-то энергосберегающую технологию, либо материалосберегающую технологию, либо заменить какие-то дорогие, дефицитные материалы на более доступные. Во всех случаях это делает продукцию более дешевой. И вот директор завода вдруг становится перед вопросом: если он даже работает, как работал раньше, то у него финансовая сторона начинает страдать..." [1]. Обращает на себя внимание важное обстоятельство - все: от главы государства до рядового гражданина - знали, что основные направления развития народного хозяйства, разработанные на основе программно-целевого подхода, приведут к разорению страны, потому что повышение материалоёмкости и энергоёмкости в промышленном производстве не может привести к другим эффектам. У исполнителей программ ускорения социально -экономического развития были одни ценности -социалистические, одни цели - повышение благосостояния народа и развитие его творческих возможностей, и общие программы, реализация которых закончилась крахом государства. Потому что согласовать смыслы своей деятельности организаторы социально-экономического развития Советского Союза и структурной перестройки его экономики так и не сумели. Ценностно-смысловой метод к тому времени был уже разработан, но использовался только в рамках экспериментальной модели. Сегодня возможности этого метода доступны всем.

На примере саморазрушения Советского Союза можно получить наглядное представление о сложности организации процесса, который в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

современной науке получил название социальной трансформации. Если в период гиперразвития знания устаревают в процессе их создания, а 90% информационного поля состоит из данных, полученных за последние 5 лет, то актуальность производства любых продуктов, в том числе интеллектуальных, претерпевает столь быстрые изменения, что все системообразующие элементы программно-целевого управления требуют постоянной коррекции, что приводит к экспоненциальному росту затрат и столь же быстрому снижению результативности. Ценностно-смысловое управление позволяет решать эти проблемы на этапе смыслообразования, что значительно снижает затраты и радикально повышает эффективность.

Особого внимания требует управление возможностями субъектов, участвующих в реализации проектов. Если экспоненциальное увеличение возможностей участников проекта -неотъемлемое свойство ценностно-смыслового управления, то при программно-целевом подходе эта задача, как правило, оказывается неразрешимой. Учитывая, что седьмой технологический уклад требует расширения возможностей человека, можно предположить, что профессии, необходимые для распространения системы ценностно-смыслового образования интеллектуальной экономики устойчивого мира окажутся самыми востребованными в недалеком будущем.

Результаты успешной 30-летней практики дают основание ответить на вопрос о том, какие навыки понадобятся сегодняшним учащимся для создания устойчивого процветающего мира? Это навыки ценностно-смыслового саморазвития, организации ценностно-смысловой гармонии семейных отношений, ценностно-смыслового управления интеллектуальной экономикой (в том числе процессами цифровизации, создания больших данных и искусственного интеллекта, обеспечивающими гармонию техносферы и биосферы), ценностно-смысловой культуры, создания ценностно-смысловых социальных систем, обладающих неограниченными возможностями устойчивого развития. Для этого необходимо увеличивать число центров, реализующих систему ценностно-смыслового образования интеллектуальной экономики устойчивого мира.

Универсальность системы ценностно-смыслового образования позволяет применять ее любому человеку, организуя личные научные исследования, благодаря новым возможностям к обработке информации, полученным в процессе ценностно-смыслового самообразования, своей личной интеллектуальной экономики, основанной на навыках производства актуального востребованного конкурентоспособного

интеллектуального продукта, полученных в процессе ценностно-смыслового образования. В информационном обществе один человек, овладевший навыками ЦЕННОСТНО -

СМЫСЛОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, способен к производству актуального интеллектуального продукта больше, чем научное учреждение, не способное к элементарной систематизации своих исследований на уровне требований времени [40].

Аналогично ценностно-смысловое

образование используется для достижения гармонии семейных отношений, создания семейных научных исследований в области высоких социальных технологий и семейной интеллектуальной экономики, опираясь на сверхвысокие темпы роста информационного поля, которые для субъектов, не владеющих ценностно-смысловым методом, повышают

неопределенность, а, следовательно, выступают в качестве фактора риска. Общественными организациями для построения ценностно-смысловой системы отношений, повышающих эффективность решения объединяющих их задач и достижения общих интересов, бизнес-структурами, заинтересованными в освоении ключевых технологий седьмого технологического уклада как средства повышения конкурентоспособности и устойчивости развития. Но самая высокая эффективность, естественно, достигается при объединении субъектов различного уровня в единую систему, основанную на ценностно-смысловых коммуникациях, позволяющую достичь гармонии конвергентного и дивергентного подходов к развитию человеческого капитала. Практика применения системы ценностно-смыслового образования интеллектуальной экономики устойчивого мира доказала непреходящую ценность каждого человека для устойчивого развития человечества и возможность перевода любого субъекта из состояния, представляющего для общества нежелательную проблему, в состояние, обеспечивающее человечеству решение любых, даже самых сложных задач.

Список литературы

XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза, 25 февр.- 6 марта 1986 г. Стенографический отчет. [В 3 т.]. Т. 1.- М.: Политиздат, 1986. - 654 с.

Всесоюзный съезд работников народного образования / Стенографический отчет. - 20-22 декабря 1988 г. - М.: Высшая школа. - 1990 г. - 414 с.

Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие / Ю.П. Азаров. - М.: Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж: МОДЭК, 2004. - 432 с.

Азаров Ю.П. Трансцендентальная педагогика: теория и практика. Ч. 1 / Ю.П. Азаров, Л.Н. Азарова

- М.: НИИВО, 2001. - 92 с.

Азаров Ю.П. Руководство по развитию талантов / Под ред. академика РАО Б.М. Бим-Бада.

- М.: Изд-во УРАО, 2003. - 152 с., ил. 16 с.

Азаров, Ю.П. Дорогу талантам! / Ю.П. Азаров, Л.Н. Азарова // М.: Русский мир, 2005. - С. 552.

Азаров Ю.П. Энергия красоты / Ю.П. Азаров // М.: Деловой мир - 2000, 2009. - 256 с.

Алиев Х.М. Методическое руководство по использованию метода психофизиологической саморегуляции «Ключ» для специалистов детских центров реабилитации / Х.М. Алиев. // Монография на русском языке. Создано по Президентской Программе «Дети России» по заказу Минобразования РФ. - М., 1997.

Алиев Х.М. Метод управляемой психофизиологической саморегуляции «Ключ» -основа методического обеспечения

психологической безопасности детей в экстремальных ситуациях / Алиев Х.М., Холмогорова Х.М. //Материалы Первой международной научно-практической

конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». - М., 2004, с. 413 - 414.

Безруких М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников / М.М. Безруких // Классный руководитель. - 2007. - № 5. - С. 5-18.

Безруких М.М. Прекратите предъявлять детям неадекватные требования / М.М. Безруких // М., 2017. [Электронный ресурс] URL: https://newtonew.com/school/bezrukhih-children-reading (Дата обращения: 03.03.2020).

Громыко Ю. Оружие, поражающее сознание -что это такое? / Ю. Громыко // [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.pereplet.ru/text/grom0.html (Дата

обращения: 24.03.2020).

Девятов А. Искусство побеждать в войне смыслов / А. Девятов // [Электронный ресурс]. -URL:

https://ruskline.ru/analitika/2010/8/10/iskusstvo_pobe zhdat_v_vojne_smyslov/ (Дата обращения: 19.03.2020).

Зорина З. Есть ли у животных сознание? / З. Зорина // [Электронный ресурс]. - URL: https://postnauka.ru/faq/45660 (Дата обращения: 12.02.2020).

Капируля Н.А. Ценностно-смысловая система гражданского воспитания: сборник статей / Н.А. Капируля // М.: Юстицинформ, 2020. - 72 с. ISBN 978-5-7205-1591-1

Королева Д. Ценностно-смысловые ориентации подростков в различные периоды новейшей истории России / Д. Королева // [Электронный ресурс]. - URL:

https://vshm. science/blog/analekhin/941/ (Дата

обращения 10.03.2020).

Костенюк А.К. Как стать гроссмейстером в 14 лет / А.К. Костенюк // М.: ЭПИ-центр, Аякс-пресс. - 208 с.

Костенюк А.К. Как научить шахматам / А.К Костенюк, Н.П. Костенюк // М., 2008. - 144 с. [Электронный ресурс]. - URL:

http://whychess.ru/952kak-naychit-shahmatam.html (Дата обращения: 20.03.2020).

Кудрин А.Л. Я несколько разочарован нацпроектом по образованию / А.Л. Кудрин // [Электронный ресурс] URL: https://gazeta-pedagogov.ru/aleksej-kudrin-ya-neskolko-

razocharovan-natspшektom-po-obrazovaniyu/ (Дата обращения: 17.03.2020).

Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. - М., 1970.

Курбатов А.В. Личность и творчество / А.В. Курбатов // «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей». Международная научно-практическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. - М., 19-22 апреля 1993 г. - С. 34-35.

Курбатов А.В. Развитие творческих способностей личности в условиях воспитательной системы школы-комплекса / А.В. Курбатов, Л.А. Курбатова // Материалы 2-й Московской городской научно-практической конференции "Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиски". Актуальные проблемы воспитания и дополнительного образования детей и подростков. - 15-16 февраля 1994 г. - С. 77-80.

Курбатов А.В. «Учебно-воспитательный комплекс творческого развития личности № 1804 «Кожухово» / А.В. Курбатов // Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 2. - М., 1997. - С. 29-34.

Курбатов А.В. Центр непрерывного образования третьего тысячелетия / А.В. Курбатов, А.В. Курбатова // Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся». - М.: Ключ-С, 2005. - Ч. 2. - С. 135-141.

Курбатов А.В. Дидактика третьего тысячелетия / А.В. Курбатов, Л.А. Курбатова // Методическая газета для учителей «Здоровье детей» № 12 (310), июнь 2006 // Приложение к газете «Первое сентября». [Электронный ресурс] иКЬ: https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200601201 (Дата обращения: 25.10.2019).

Курбатов А.В. Воспитание духовно-нравственного здоровья: учеб. издание/ А.В. Курбатов, Л.А. Курбатова, Н.А. Парницына-Курбатова // Первое сентября. - М.: Чистые пруды, 2008. - №21. - 32 с.

Курбатов А.В. Обеспечение

конкурентоспособности системы образования в социуме третьего тысячелетия (Зачем нам система образования) / А.В. Курбатов, Л.А. Курбатова // Газета "Педагогический вестник", № 7 (438-439). -1-31 июля 2008 г.

Курбатов А.В. Образование безопасного мира в третьем тысячелетии / А.В. Курбатов // Первая сессия Международного политического форума "Политика во имя человечества" // Журнал "Политика" №91, декабрь 2008. -

Комитет по печати РФ - ГР №015380. - С. 3234 [Электронный ресурс]. - иЯЬ: www.chekist.ru > регу sessia ро1 йтта (Дата обращения: 24.03.2020).

Курбатов А.В. Социализация подростков в современном обществе // А.В. Курбатов // Педагогика. №3. - М., 2009. - С. 62-65.

Курбатов А.В. Парадигма устойчивого развития в образовании [Электронный ресурс] //Международный электронный журнал.

Устойчивое развитие: наука и практика. - 2011. -вып. 2 (7). - 6 с. - Режим доступа: www.yrazvitie.ru

Курбатов А.В. Ценностно-смысловая парадигма образования / Курбатов А.В. // Православный ученый в современном мире. Ценности православного мира и современное общество: сборник материалов IV международной научно-практической конференции, 25-26 сент. 2015 г., Салоники, Греция. - Воронеж: ИСТОКИ, 2015. - с. 240-244

Курбатов А.В. Ценностно-смысловое управление развитием обучающихся // А.В. Курбатов // Наука и образование сегодня. №10 (33). - М., 2018. С. 40-44.

Курбатов А.В. Ценностно-смысловая парадигма воспитания // А.В. Курбатов, Л.А. Курбатова // Педагогический журнал. Т. 8. № 5А. -М., 2018. - С. 349-358.

Курбатов А.В. Искусство в системе ценностно-смыслового образования / А.В. Курбатов // Искусство и личность: Материалы VI Международной научно-практической

конференции, г. Минск, 12-13 ноября, 2019 г./ Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; ред. кол. И.И. Рыжикова (отв. ред.) и др. .- Минск: БГПУ, 2019. - 400 с.- С. 18-22.

Курбатова Л.А. Практика образования на рубеже XXI века / Л.А. Курбатова // Трансцендентальный синтез в образовании: концепция, технологии, перспективы. - М., Европейский университет права, 1999. - С. 50-53.

Курбатова Л.А. Организационно-педагогические основы развития непрерывного образования в условиях учебно-воспитательного комплекса: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Курбатова // М., 2000.- 168 с.

Курбатова Л.А. Управление качеством образования средствами искусства / Л.А. Курбатова // Искусство и личность: Материалы VI Международной научно-практической

конференции, г. Минск, 12-13 ноября, 2019 г./ Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; ред. кол. И.И. Рыжикова (отв. ред.) и [др.]. - Минск: БГПУ, 2019. - 400 с.- С. 60-63.

Курбатов А.В. Становление ценностно-смысловой системы образования / А.В. Курбатов, Л.А. Курбатова, В.А. Курбатов, Н.А. Капируля (Парницына-Курбатова) // М.: Перо, 2019 г. - 357 с. ВБМ 978-5-00150-680-5

Курбатов В.А. Обеспечение безопасности использования Интернет-технологий средствами самоуправления учащихся //Демократизация управления и безопасность образования: состояние, условия и резервы взаимовлияния // Материалы 11-й международной научно-практической конференции 19-21 апреля 2007 г., город Москва. - М.: ИСМО РАО, 2007. - С. 59-62.

Лемуткина М. Эксперты назвали главные проблемы российского образования / М. Лемуткина // [Электронный ресурс]. - иКЬ: https://www.mk.ru/socia1/2020/03/22/eksperty-nazva1i-g1avnye-prob1emy-rossiyskogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 24.03.2020).

Маркова Н.Е. Культуринтервенция / Н.Е. Маркова // Монография. Интернет-издание Веб-центра «Омега». - М., 2002. - 90 с.

Миронов С.М. За пробелы в организации учебного и воспитательного процесса будут в конечном итоге расплачиваться наши дети / С.М. Миронов // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/promo/4052.html (Дата обращения: 25.03.2020).

Мукосеева К.А. Школа, которой завидуют американцы / К.А. Мукосеева // Газета «Наш район Южнопортовый» № 20-21, М., 1999.

Парницына-Курбатова Н.А. Образование безопасного мира в третьем тысячелетии / Н.А. Парницына-Курбатова // Образование и школа XXI века // Материалы IV международной научно-практической конференции 21 -22 ноября 2004 года (Украина - г. Чернигов) - С. 74-79.

Парницына-Курбатова Н.А. Ценностно-смысловое самоуправление как фактор устойчивого развития / Опыт работы ассоциированных школ ЮНЕСКО РФ в формировании здорового поколения в интересах устойчивого развития //Материалы Всероссийской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО РФ. - М.: ТРИМЕД-Групп, 2008

Парницына-Курбатова Н.А. Антикризисная модель образования // Российско-американский форум образования: электронный журнал. Volume:

1, Issue: 3, 15.12.2009. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rus-

ameeduforum. com/content/ru/?task=art&article=1000 678&iid=4 Дата обращения: 25.03.2020).

Парницына-Курбатова Н.А. Аксиологический аспект исследования проблем гражданского воспитания // Современные тенденции развития педагогики как гуманитарной научной дисциплины: Сб. науч. ст. Краснодар, 2009. С. 364370.

Прохоров И.А. Начало 7-го технологического уклада / И.А. Прохоров // [Электронный ресурс]. -URL:

http://www.energoinform.org/pointofview/prohorov/7 -tech-structure.aspx (Дата обращения: 24.03.2020).

Седых Г.С. Образование - фундамент экономики / Г.С. Седых // Газета "Прогноз развития" № 74-75 (102-103), февраль-март 2020. -С.6 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.prognoz-news.com/2020/01/obrazovanie-fundament-ekonomiki/#more-2517 (Дата обращения: 21.03.2020).

Соломонов Ю. Смысловые войны XXI века / Ю. Соломонов // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ng.ru/scenario/2013-09-24/9_wars_xxi.html (Дата обращения: 20.03.2020).

Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 557, [3] с. — (Philosophy). ISBN 5-17-010706-4

THE FEATURES OF PERSON-ORIENTED EDUCATION

Nishonova Aziza Mirzahmadovna

The institute of engineering and technology of Namangan teacher of social sciences

ABSTARCT

In the article are lightened issues of person-oriented educational techologies in the activity of pedagogic staff of the system of qualification upgrading. As well discussed forming knowledge and skills to didactic support in the process of person oriented education.

Keywords: technical development, ecological problems, individual activity, experience, pedagogical influence, motivation system, personal experience.

The organization of a person-centered learning process in the formation of a perfect person is becoming one of the most important tasks of the education system today as a social order. This, in turn, shows the need for self-development of students, the acquisition of scientific and technological achievements, the need for a human factor in the teaching process. The increase of the human factor in the organization of the learning process does not negate the formation of certain knowledge, skills and competencies in the student, but expands his tasks. We know that the harmonious conduct of education and upbringing in the educational process increases its effectiveness, which serves to nurture educated young people with high spiritual qualities in the process of person-centered education.

In the National Training Program of the Republic of Uzbekistan is said: "Man, his harmonious development and well-being, the creation of conditions and effective mechanisms for the realization of the

interests of the individual, the transformation of outdated thinking and patterns of social behavior are the main goals and driving force of reforms in the country". [1]

The problem of personalization of the educational process is multifaceted, and it is possible to see that today in this area there are a variety of modern approaches and perspectives. It should be noted that in the implementation of this process, first of all, one of the urgent tasks is to provide teachers with comprehensive pedagogical and psychological assistance in order to successfully organize a person-centered educational process.

In order to successfully organize a person-centered educational process, teachers must first understand the purpose and objectives of the process, and learn the peculiarities and usage of person-centered technologies. A number of scientific developments are needed to establish a person-centered education system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.