Научная статья на тему 'Ценностно-смысловое управление развитием обучающихся'

Ценностно-смысловое управление развитием обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1702
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КРИЗИС ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПАРАДИГМА / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатов Андрей Всеволодович

В статье рассматриваются вопросы преодоления когнитивного диссонанса обучающихся, вызываемого интенсивностью увеличения и усложнения содержания образования, темпами изменения государственных стандартов образования и действующего законодательства. На основе данных, полученных в процессе 30-летних непрерывных исследований, представляется подход, позволяющий управлять развитием возможностей обучающихся и воспитанников до уровня, гарантирующего успешное овладение содержанием образования любой степени сложности. Предлагаемый подход успешно применялся для всех возрастных категорий обучающихся и воспитанников, для всех видов и типов образования и может быть использован для успешного освоения учебных программ по любым дисциплинам. Особенностью предлагаемого подхода является одновременное положительное воздействие на развитие эмоционального и рационального интеллекта, творческих возможностей, социального, психического и физического здоровья. Перечисленные особенности позволяют рассматривать предлагаемый подход как универсальное решение проблем, вызываемых системным кризисом образования, описанным Ф.Г. Кумбсом [6]. Эффективность применения метода зависит от уровня компетенции профессорско-преподавательского и педагогического коллектива в области ценностно-смысловой парадигмы образования. В случае корректной организации процесса повышения квалификации коллектива образовательного учреждения предлагаемый подход служит средством преодоления когнитивного диссонанса, вызываемого явлениями, описанными Э. Тоффлером в книге «Шок будущего» [24]. Многолетняя практика показала, что уровень компетенции коллектива в вопросах практического применения ценностно-смыслового управления развитием возможностей обучающихся устойчиво растет в тех случаях, когда коллектив работает под авторским сопровождением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловое управление развитием обучающихся»

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

ОБУЧАЮЩИХСЯ Курбатов А.В.

Курбатов Андрей Всеволодович - кандидат технических наук, академик, директор, Негосударственное образовательное учреждение «Свято-Алексиевская гимназия «Ольсово», д. Ольсово, Дмитровский район, Московская область

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преодоления когнитивного диссонанса обучающихся, вызываемого интенсивностью увеличения и усложнения содержания образования, темпами изменения государственных стандартов образования и действующего законодательства.

На основе данных, полученных в процессе 30-летних непрерывных исследований, представляется подход, позволяющий управлять развитием возможностей обучающихся и воспитанников до уровня, гарантирующего успешное овладение содержанием образования любой степени сложности. Предлагаемый подход успешно применялся для всех возрастных категорий обучающихся и воспитанников, для всех видов и типов образования и может быть использован для успешного освоения учебных программ по любым дисциплинам. Особенностью предлагаемого подхода является одновременное положительное воздействие на развитие эмоционального и рационального интеллекта, творческих возможностей, социального, психического и физического здоровья. Перечисленные особенности позволяют рассматривать предлагаемый подход как универсальное решение проблем, вызываемых системным кризисом образования, описанным Ф.Г. Кумбсом [6]. Эффективность применения метода зависит от уровня компетенции профессорско-преподавательского и педагогического коллектива в области ценностно-смысловой парадигмы образования. В случае корректной организации процесса повышения квалификации коллектива образовательного учреждения предлагаемый подход служит средством преодоления когнитивного диссонанса, вызываемого явлениями, описанными Э. Тоффлером в книге «Шок будущего» [24]. Многолетняя практика показала, что уровень компетенции коллектива в вопросах практического применения ценностно-смыслового управления развитием возможностей обучающихся устойчиво растет в тех случаях, когда коллектив работает под авторским сопровождением.

Ключевые слова: интеллектуальная экономика, ценностно-смысловое управление, системное проектирование, кризис образования, ценностно-смысловая парадигма, управление развитием, содержание образования, конкурентоспособность, воспитание, духовное развитие.

Наиболее обсуждаемой проблемой современного образования можно считать «системный кризис», описанный Ф.Г. Кумбсом в 1967 году [8]. Многие исследователи считают, что главной причиной, вызывающей кризис, является отставание скорости совершенствования системы образования от темпов научно-технического прогресса и требований интеллектуальной экономики. Попытки сократить стремительно увеличивающийся разрыв за счет усложнения содержания образования приводят к перегрузкам, вызывающим массовые стрессы, постоянное воздействие которых обрекает многих обучающихся на развитие хронических заболеваний и различных форм девиантного поведения. Так, например, в трудах Института возрастной физиологии Российской академии образования убедительно доказывается, что к современным обучающимся предъявляются «неадекватные требования» [7]. Однако обилие научных трудов с аналогичными выводами практически не влияет на развитие тенденции усложнения содержания образования, которое обосновывается необходимостью повышения конкурентоспособности. В итоге вместо конкурентоспособности растет частота случаев суицида в молодежной среде, проявлений агрессивного антисоциального поведения, наркомании, преступности и других неблагоприятных тенденций [16].

В свете перечисленных угроз настораживает факт крайне медленного распространения информации о технологиях, позволяющих гарантированно решать указанные проблемы. Некоторые авторы даже утверждают: «Решение этой проблемы, если не считать таковым прямое насилие над личностью, пока не найдено» [21], несмотря на то, что методики, технологии и модели, позволяющие успешно отвечать на вызовы, перечисленные в докладе Ф.Г. Кумбса «Всемирный кризис образования» на Уильямсбургской конференции ЮНЕСКО, неоднократно демонстрировались в процессе проведения международных конференций, семинаров и форумов, посвященных представлению результатов работы государственных экспериментальных площадок «Центр непрерывного образования третьего тысячелетия», «Столичный образовательный центр XXI века», «Система демократического, государственно-общественного управления образованием», «Гармоничное управление системой непрерывного духовно-нравственного воспитания», «Технология формирования и развития человеческого капитала в системе образования».

Одной из причин кризиса современного образования является низкая эффективность управления мотивационной сферой обучающихся на основе авторитетного (авторитарного) позиционирования необходимости освоения тех или иных учебных программ. Кроме того, методы диагностики на предмет готовности к обучению (в школе, например) практически не обеспечивают оценку реальных возможностей обучающегося к освоению учебных программ, тем более, не позволяют результативно корректировать (увеличивать) возможности обучающегося до необходимого уровня [1, 3].

В целях решения данных проблем была разработана ценностно-смысловая парадигма образования, в которой традиционные методы диагностики обучающихся дополняются изучением их ценностно-смысловой ориентации и методиками оценки и коррекции возможностей на основе технологии ценностно-смыслового развития и самосовершенствования [10, 12].

Изучение ценностно-смысловой ориентации обучающегося позволяет выявить сферу его наиболее значимых интересов и сконструировать образовательное пространство, обеспечивающее его реальную успешность в процессе учебной деятельности в целях создания условий, необходимых для наиболее эффективного осуществления ценностно-смыслового управления развитием возможностей обучающегося [19]. Модель образовательного учреждения была спроектирована так, чтобы обеспечивать возможность одновременной реализации достижений различных традиционных педагогических систем [9]. Например, использовались все возможности дополнительного образования и методов современных школ искусств для развития эмоциональной составляющей интеллекта как важного фактора увеличения возможностей овладения общеобразовательными программами. Одновременно использовались наиболее перспективные методики, разработанные для обеспечения деятельности школ олимпийского резерва, а также применяемые в спортивной медицине и педагогике для увеличения физических возможностей организма и мобилизации эмоционально-волевой сферы. Устойчивость к деструктивным воздействиям агрессивной информационной среды формировалась при помощи инновационных программ, разработанных профильными институтами РАН и РАО [20]. Для коррекции нежелательных коммуникативных влияний использовалась программа «Барьер», разработанная Центром коммуникативных исследований института народонаселения РАН [17].

В целях профилактики стрессов, ставших бичом современного образовательного процесса, успешно используются технологии, разработанные психиатрами, психотерапевтами и психологами, занимающимися проблемами реабилитации пострадавших в зоне военных конфликтов и стихийных бедствий. Наибольшую эффективность и пригодность для использования в учебном процессе показали методики Хасая Алиева «Ключ», «Ключ - 2» и «Ключ - 3», рекомендованные как органами здравоохранения, так и органами управления образованием [4, 5].

Для желающих в полном объеме обеспечивается изучение программы «Основы православной культуры». Личностно-ориентированный подход осуществляется за счет

44

проектирования индивидуальных программ развития, обеспечивающих соответствие характера развивающего воздействия ценностно-смысловой ориентации обучающихся и ее совершенствование в направлении, необходимом для повышения способности освоения программ общего и профессионального образования [14]. Таким образом, обучающийся всегда находится в ситуации реального успеха, что способствует непрерывному росту мотивации к обучению. Следует отметить, что проектирование индивидуальных программ ценностно-смыслового самосовершенствования осуществляется специалистами звена системного проектирования [12]. Лонгитюдные исследования, проводимые с 1990 года, показали, что технологии ценностно-смыслового самосовершенствования являются самыми эффективными, с точки зрения развития возможностей, как для коррекционной, так и для общей и трансцендентальной педагогики [2]. Все перечисленные подходы могут рассматриваться как средства управления состоянием (духовным, интеллектуальным, физическим, психическим), обеспечивающие устойчиво высокую эффективность обучения для субъекта (личности или группы) [15]. С точки зрения современных представлений о физиологических аспектах интеллектуальной деятельности большое значение для ее эффективности имеют ритмы электромагнитных полей головного мозга. Оптимальное соотношение этих ритмов может быть обеспечено вербальным или невербальным воздействием, средствами искусства, специальными техниками двигательной активности, молитвами и другими практиками [22]. После того, как учеными НИИ им. Бехтерева в г. Санкт-Петербурге было открыто новое, четвертое состояние сознания, возникающее в момент молитвы, получившее название «молитвенное бодрствование», и его благотворное влияние на устойчивое духовное, интеллектуальное, психическое и физическое развитие человека, инерция противопоставления науки и религии все чаще воспринимается как опасный анахронизм [23].

Технологии ценностно-смыслового самосовершенствования, объединяющие все известные ранее подходы и дополняющие их новым элементом - ценностно-смысловым самоуправлением, позволяющим перевести системный эффект в синергетический, обеспечивают возможность развития субъекта с любыми начальными (сколь угодно малыми) данными до любого (сколь угодно большого) уровня, обеспечивающего освоение образовательных программ любой степени сложности [13, 19].

20-летний государственный эксперимент в условиях Советского Союза - Российской Федерации показал, что моральное старение действующей системы образования обусловлено тем, что объем и сложность программ возрастают, а возможности учащихся остаются прежними, поэтому выводы Института возрастной физиологии РАО о неадекватных требованиях к учащимся вполне естественны [11, 6]. Одним их возможных вариантов устранения сложившейся диспропорции является целенаправленная планомерная работа над развитием возможностей обучающихся за счет одновременного повышения нравственности, интеллекта, здоровья и способности к обучению [13]. В условиях экспериментальной площадки перечисленные четыре показателя устойчиво повышались у всех участников образовательного процесса в течение 20 лет [14]. Если в начале эксперимента более 80% обучающихся нуждались в применении методов коррекционной педагогики, то через два года в коррекционных классах обучалось уже только 5% контингента, еще через два года 25% учащихся стали победителями творческих конкурсов, спортивных соревнований и предметных олимпиад от районного до международного уровня. На момент завершения эксперимента в течение одного учебного года на каждого обучающегося приходилось в среднем 7 побед в разноплановых творческих конкурсах, предметных олимпиадах и спортивных соревнованиях от районного до международного уровней [18].

В настоящее время проведены исследования по воздействию технологии ценностно -смыслового развития возможностей к обучению по отношению к учащимся коррекционных школ-интернатов VIII вида. Динамика изменения их способностей к обучению может быть выражена следующей последовательностью событий:

исходное состояние - диагноз F 70 (умственная отсталость легкой степени) - обучение в коррекционной школе VIII вида;

через два года - диагноз снят, обучающиеся переведены в общеобразовательную школу; еще через два года - обучающиеся успешно получили основное общее образование, сдав государственные экзамены с оценками «4» и «5».

В настоящее время продолжают обучение в колледжах.

Таким образом, гипотеза о том, что при современной интенсификации образовательного процесса необходимо оказывать целенаправленное воздействие на развитие обучаемости, полностью подтвердилась, так же, как и способность технологии ценностно-смыслового управления развитием возможностей обучающихся ответить на любые вызовы, порождающие «системный кризис современного образования» [21].

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие / Ю.П. Азаров. М.: Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж: МОДЭК, 2004. 432 с.

2. Азаров Ю.П. Трансцендентальная педагогика: теория и практика. Ч. 1 / Ю.П. Азаров, Л.Н. Азарова. М.: НИИВО, 2001. 92 с.

3. Азаров Ю.П. Руководство по развитию талантов / Под ред. академика РАО Б.М. Бим-Бада. М.: Изд-во УРАО, 2003. 152 с., ил. 16 с.

4. Алиев Х.М. Методическое руководство по использованию метода психофизиологической саморегуляции «Ключ» для специалистов детских центров реабилитации / Х.М. Алиев. // Монография на русском языке. Создано по Президентской Программе «Дети России» по заказу Минобразования РФ. М., 1997.

5. Алиев Х.М. Метод управляемой психофизиологической саморегуляции «Ключ» - основа методического обеспечения психологической безопасности детей в экстремальных ситуациях / Алиев Х.М., Холмогорова Х.М. // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». М., 2004. С. 413-414.

6. Безруких М.М. О мерах по сохранению и укреплению здоровья школьников / Безруких М.М. // Классный руководитель, 2007. № 5. С. 5-18.

7. Безруких М.М. Прекратите предъявлять детям неадекватные требования. [Электронный ресурс] // М., 2017. Режим доступа: https://newtonew.com/school/bezrukhih-children-reading/ (дата обращения: 01.10.2018).

8. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., 1970.

9. Курбатов А.В. Центр непрерывного образования третьего тысячелетия / А.В. Курбатов, Л.А. Курбатова // Образование и здоровое развитие учащихся / Материалы Всероссийского форума с международным участием. М.: Ключ. С., 2005. Ч. 2. 418 с. ISBN: 5-93136-018-2. ISBN серии: 5-93136-019-0.

10. Курбатов А.В. Воспитание духовно-нравственного здоровья: учеб. издание/ А.В. Курбатов, Л.А. Курбатова, Н.А. Парницына-Курбатова // Первое сентября. М.: Чистые пруды, 2008. № 21. 32 с.

11. Курбатов А.В. Образование безопасного мира в третьем тысячелетии / А.В. Курбатов // Политика. М.: Комитет по печати РФ - ГР №015380, 2008. № 91. С. 38-41. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kurs.znate.ru/docs/index-180392.html?page=6/ (дата обращения: 01.10.2018).

12. Курбатов А.В. Парадигма устойчивого развития в образовании. [Электронный ресурс]. // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика, 2011. Вып. 2 (7). 6 с. Режим доступа: www.yrazvitie.ru/ (дата обращения: 01.10.2018).

13. Курбатов А.В. Социализация подростков в современном обществе / А.В. Курбатов // Педагогика: Научно-теоретический журнал. М.: Педагогика, 2009. № 3. С. 62-65.

14. Курбатов А.В. Ценностно-смысловая парадигма образования / Курбатов А.В. // Православный ученый в современном мире. Ценности православного мира и современное общество: сборник материалов IV международной научно-практической конференции, 2526 сент. 2015 г., Салоники, Греция. Воронеж: ИСТОКИ, 2015. С. 240-244.

15. Курбатова Л.А. «Духовная жизнь без духовности невозможна» («Соборный поиск истины») / Л.А. Курбатова. «Учительская газета». № 7 (10192) от 12 февраля 2008 г. М., 2008.

16. Лужков Ю.М. Возобновление истории: Человечество в XXI в. и будущее России / Ю. М. Лужков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002 (АО Моск. учеб. и Картолитография).

17. Маркова Н.Е. Культуринтервенция / Н.Е. Маркова // Монография. Интернет-издание Веб-центра «Омега». М., 2002. 90 с.

18. Парницына-Курбатова Н.А. Ценностно-ориентированное управление процессом гражданского воспитания (на примере работы ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово») / Н.А. Парницына-Курбатова // Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития: Международная научно-практическая конференция / Осовские педагогические чтения // ГОУ ВПО Мордовский госуд. пед. ин-т. Саранск, 2010.

19. Парницына-Курбатова Н.А. Ценностно-смысловое управление как фактор устойчивого развития / Н.А. Парницына-Курбатова // Опыт работы ассоциированных школ ЮНЕСКО РФ в формировании здорового поколения в интересах устойчивого развития: Материалы всероссийской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО РФ (24-25 апреля 2008 года). М., ТРИМЕД-Групп, 2008.

20. Парницына-Курбатова Н.А. Антикризисная модель образования. [Электронный ресурс] // Российско-американский форум образования: электронный журнал. Volume: 1. Issue: 3. 15.12.2009. Режим доступа: www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1000678&iid=4/ (дата обращения: 01.10.2018).

21. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Пахомов Н.Н. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.km.ru/referats/52AF5650E47E4EAF868AC5D7E89A63FA/ (дата обращения: 01.10.2018).

22. Рылькова В.А. Проблема духовности в современной педагогике и музыкальное искусство // В.А. Рылькова // Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. научных трудов / Под ред. проф. В.П. Симонова. М., 2001. Вып. 2. С.64-67.

23. Слезин В.Б. Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве / В.Б.Слезин, Н.И.Музалевская, В.М.Урицкий, И.Я. Рыбина // Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. Санкт-Петербургский государственный университет. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://atheo-club.ru/phisiologia/slesin.pdf/ (дата обращения: 01.10.2018).

24. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 557, [3] с. (Philosophy). ISBN 5-17-010706-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.