Список литературы / References
1. Брендинг: учебник для бакалавров/ И.Я. Рожков, В.Г. Кисмерешкин. М.: Издательство Юрайт, 2013. 331 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. С. 17.
2. Брендинг: учебник для бакалавров/ А.М. Чернышева, Т.Н. Якубова. Издательство Юрайт, 2014. 504 с. Серия: Бакалавр. Базовый курс. С. 6.
3. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. С. 13-15.
4. Федеральный государственный стандарт высшего образования (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1334 от 12 декабря 2015). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.fgosvo.ru/ (дата обращения: 20.02.2017).
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Дащенко С.Н. Email: [email protected]
Дащенко Светлана Николаевна - магистрант, кафедра дизайна и методики профессионального обучения, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,
г. Чебоксары
Аннотация: в статье анализируются ценностно-смысловые ориентиры дополнительного образования как фактор мотивации обучающихся. Проблема мотивации обучающихся к дополнительному образованию достаточно значима, поэтому ценностно-смысловые ориентиры в данной статье представлены как специфический, нетривиальный фактор мотивации. Современная система образования ставит перед педагогами задачу формирования ученика как гармоничной, всесторонне развитой личности. Сам ученик мыслится не как «формируемый объект», а как полноценный субъект, который выступает в качестве партнера педагога. Ввиду этого ценностно-смысловые ориентиры дополнительного образования представлены в данной статье в качестве ориентиров совместной деятельности педагога и ученика.
Ключевые слова: дополнительное образование, ценностно-смысловые ориентиры, мотивация, обучение.
VALUE AND SENSE OBJECTIVES (OF LEARNING) AS A FACTOR FOR MOTIVATION IN ADDITIONAL EDUCATION Dashchenko S.N.
Dashchenko Svetlana Nikolaevna — master, DEPARTMENT OF DESIGN AND METHODS OF TRAINING, CHUVASH STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER IVAN YAKOVLEVICH YAKOVLEV,
CHEBOKSARY
Abstract: the article analyzes value and sense objectives (of learning) as a factor for motivation in additional education. The problem of motivation of students to secondary education rather significant, therefore of value and meaning in this article are presented as specific, non-trivial motivating factor. The modern system of the federal state educational standards (GEF) has set the task of forming the student teachers as a harmonious, comprehensively developed person. Himself a pupil at the same time, conceived, not as an "object formed," but as a complete entity that acts as a partner of the teacher. In this vein, the value-semantic orientations of additional education serve as benchmarks of joint activities of the teacher and student.
Keywords: value and sense objectives, learning, additional education, motivation.
УДК 37.026.6
Проблема мотивации обучающихся к дополнительному образованию на современном этапе является достаточно значимой, что обусловлено невозможностью общеобразовательной школы обеспечить все познавательные потребности обучающихся, в частности, потребность в
расширении кругозора. Среди средств формирования мотивации учащихся к дополнительному образованию (как к конкретному учебному курсу, так и в целом формирование потребности к расширению своих знаний и умений), выделяются ценностно-смысловые ориентиры дополнительного образования, которые, зачастую, могут быть недооценены педагогами в качестве мотивационного механизма [5, с. 76].
Современная система федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед педагогами задачу формирования ученика, как гармоничной, всесторонне развитой личности. Сам ученик при этом мыслится не как «формируемый объект», а как полноценный субъект, который выступает в качестве партнера педагога. В данном ключе ценностно-смысловые ориентиры дополнительного образования выступают в качестве ориентиров совместной деятельности педагога и ученика [4, с. 32].
В качестве основных ценностно-смысловых ориентиров дополнительного образования, которые могут выступать в качестве факторов мотивации к обучению, можно назвать следующие:
1. Ответственное отношение к будущей профессии (в случае «профориентированного» дополнительного образования).
2. Понимание ценности творчества как человеческой деятельности, стремления самостоятельно осуществлять творческую деятельность.
3. Понимание ценности обширного кругозора и эрудиции.
4. Стремление расширить собственную эрудицию.
5. Понимание ценности социализации и коммуникации, стремление расширить собственные коммуникативные навыки, в том числе, в условиях неформального общения в условиях занятий дополнительного образования.
6. Понимание необходимости формирования универсальных учебных действий (УУД) не только в рамках общеобразовательной школы, но и дополнительно - в иных видах деятельности, которые предлагает дополнительное образование.
Перечисленные ценностно-смысловые ориентиры могут выступать в качестве мотивационных механизмов в случае, если они не просто «декларированы» педагогом, но и осознанны и приняты учеником, ввиду чего необходимо организовать особые условия общения в условиях учебного занятия.
Организация таких условий может быть реализована при использовании специальных видов деятельности и образовательных технологий. В первую очередь, это учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, проблемное обучение.
На современном этапе проектная деятельность является одним из ведущих методов работы в педагогике, что обусловлено новой концепцией образования, на основе системно-деятельностного подхода, по которому разработаны требования ФГОС. Проектная деятельность позволяет создать условия взаимодействия педагога и учеников в условиях занятия в дополнительном образовании, при которых возникает общая цель (цель проекта), планирование достижения данной цели, совместная реализация плана, получение результата [3, с. 31].
Ценностно-смысловые ориентиры в случае проектной деятельности предполагают стремление к достижению цели, стремление к плодотворному сотрудничеству и коммуникации с педагогом и соучениками, а также совместную рефлексию и оценку результатов своей деятельности. При этом, каждый этап проектной деятельности: постановка цели, планирование, реализация, оценка результатов и рефлексия сопровождается установление «промежуточных» ценностно-смысловых ориентиров, характерных именно для данного этапа, что, во многом, обуславливает такой эффект проектной деятельности, как самомотивируемость [2, с. 54]. Исходя из этого, можно говорить о том, что проектная деятельность не нуждается в дополнительных механизмах мотивации именно благодаря системе ценностно-смысловых ориентиров на каждом ее этапе. Ценностно-смысловые ориентиры при этом, опосредуют общение педагога и учеников, что в значительной степени способствует развитию коммуникационных навыков.
Особого внимания заслуживает также и учебно-исследовательская деятельность - как особая технология обучения, предполагающая реализацию этапов деятельности, сходных по структуре и смыслу с этапами научного исследования. Учебно-исследовательская деятельность, благодаря своей специфике способствует становлению такого ценностно-смыслового ориентира, как понимание необходимости формирования дополнительных УУД. Это осуществляется при реализации специфических этапов учебно-исследовательской деятельности (этапы обоснования актуальности исследования, постановки цели и задач, определение этапов исследования, формирование результатов и выводов по ним), на каждом из которых также возникают новые ценностные ориентиры [1, с. 35].
Для того чтобы ученик мог реализовать каждый из этапов учебно-исследовательской деятельности, ему необходимо приобрести качественно иные навыки и умения, научиться производить новые УУД, и именно их приобретение выступает основным ценностно-смысловым ориентиром, мотивирующим обучающихся на обучение, стимулирующим их познавательный интерес.
Говоря о проблемном обучении, в основе которого лежит какая-либо избранная проблема, требующая решения, то в данном случае также существует необходимость формирования УУД, как и в случае учебно-исследовательской деятельности. Кроме того, само проблемное обучение подразумевает в основе ценностно-смысловой ориентир - решение поставленной проблемы, в особенности, если эта проблема имеет социальную значимость.
Помимо специализированных видов деятельности в условиях дополнительного образования, которые позволяют создать условия не только для формирования ценностно-смысловых ориентиров, но и для становления этих ориентиров, как основы мотивации, следует отметить необходимость применения особых методов обучения. В первую очередь, это активные и интерактивные методы обучения [2, с. 45].
Активные и интерактивные методы обучения предполагают свободное взаимодействие и коммуникацию обучающегося с образовательном процессе с педагогом. В рамках анализа педагогического опыта и педагогической практики выявлено, что наиболее перспективными средствами активного и интерактивного обучения являются [1, с. 23]:
• Групповая работа, а также, работа в парах с применением средств самоконтроля и взаимоконтроля;
• Дидактические игры, что в особенности актуально для обучающихся начальной ступени образования;
• Исследовательская и экспериментальная деятельность (опыты, наблюдения);
• Средства повышения наглядности (схемы, фотографии, фильмы, рисунки и т.д.);
• Системы самоконтроля и взаимоконтроля.
Также следует отметить эффективность таких средств в рамках организации активного и интерактивного обучения, как ИКТ, в частности, презентации, анимационные схемы, фильмы, которые позволяют заострить внимание детей на наиболее «острых вопросах», что достаточно важно в рамках становления ценностно-смысловых ориентиров. В соответствии с требованием времени, учитывая огромный интерес учащихся к компьютерным технологиям, используются информационные технологии для проведения уроков и внеклассных мероприятий [1, с. 34]. Преимущества проведения уроков с применением информационных технологий следующие:
• организация занятия более четкая, темп занятия высокий, и потому больше времени можно уделить отработке навыков;
• можно использовать большое количество иллюстративного и звукового материала;
• изменяется роль учащихся, они становятся активными участниками учебного процесса;
• легче контролировать работу класса, так как деятельность ученика тут же находит свое отражение на экране компьютера;
• формируется конструктивно-критическое мышление;
• организован контроль знаний, умений и навыков.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что система ценностно-смысловых ориентиров в том или ином виде деятельности, которые могут быть реализованы в системе дополнительного образования, позволяет в значительной степени повысить познавательный интерес обучающихся к деятельности и следовательно сформировать мотивацию к обучению.
Список литературы / References
1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования. М., 2014.
2. Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование.
СПБ., 2016.
3. Цыганова Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа с А.М. Кондаковым
// Справочник руководителя образовательного учреждения. № 1, 2012.
4. Argyris C. Teaching smart people how to learn // Harvard Business Revue, 1991. May-June.
5. Bierema L.L. Systems Thinking: A new Lens for Old Problems // Journal of Continuing Education
in the Health Professions, 2003. Vol. 23.