Научная статья на тему 'Познавательный интерес как главный компонент внутренней мотивации учащегося в системе дополнительного образования'

Познавательный интерес как главный компонент внутренней мотивации учащегося в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1356
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / INTERNAL MOTIVATION / МОТИВЫ / MOTIVES / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дащенко Светлана Николаевна

В статье анализируются особенности формирования внутренней мотивации учащихся в системе дополнительного образования. В рамках анализа раскрыто понятие внутренней мотивации. Познавательный интерес рассмотрен как фактор успешности обучения в системе дополнительного образования школьников. В статье рассмотрена классификация познавательных мотивов учащихся, среди них выделены ключевые мотивы учебной деятельности. В статье также анализируются особенности формирования познавательного интереса при обучении детей в системе дополнительного образования. В частности, оценены педагогические и психологические факторы формирования познавательного интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познавательный интерес как главный компонент внутренней мотивации учащегося в системе дополнительного образования»

PEDAGOGICAL SCIENCES

COGNITIVE INTEREST AS THE MAIN COMPONENT OF INTERNAL MOTIVATION OF THE PUPIL IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION Dashchenko S.N. (Russian Federation) Email: Dashchenko535@scientifictext.ru

Dashchenko Svetlana Nikolaevna—Master, DEPARTMENT OF DESIGN AND METHODS OF TRAINING, CHUVASH STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER IVAN YAKOVLEVICH YAKOVLEV, CHEBOKSARY

Abstract: in article features of formation of internal motivation of pupils in system of additional education are analyzed. Within the analysis the concept of internal motivation is opened. The cognitive interest is considered how a factor of success of training in system of additional education of school students. In article classification of informative motives of pupils is considered, key motives of educational activity are distinguished from them. In article features offormation of cognitive interest are also analyzed when training children in system of additional education. In particular, pedagogical and psychological factors of formation of cognitive interest are estimated.

Keywords: additional education, internal motivation, motives, cognitive interest.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ГЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Дащенко С.Н. (Российская Федерация)

Дащенко Светлана Николаевна — магистрант, кафедра дизайна и методики профессионального обучения, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация: в статье анализируются особенности формирования внутренней мотивации учащихся в системе дополнительного образования. В рамках анализа раскрыто понятие внутренней мотивации. Познавательный интерес рассмотрен как фактор успешности обучения в системе дополнительного образования школьников. В статье рассмотрена классификация познавательных мотивов учащихся, среди них выделены ключевые мотивы учебной деятельности. В статье также анализируются особенности формирования познавательного интереса при обучении детей в системе дополнительного образования. В частности, оценены педагогические и психологические факторы формирования познавательного интереса.

Ключевые слова: дополнительное образование, внутренняя мотивация, мотивы, познавательный интерес.

УДК 37.026.6

В современной системе образования, с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) особую актуальность приобрело формирование личности «профессионального ученика» - учащегося, который стремится постоянно совершенствовать свои знания и имеет устойчивую мотивацию к этому процессе. Следует отметить, что мотивацию подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Основой внешней мотивации являются различные сторонние стимулы, действие которых необходимо постоянно поддерживать (в случае учебного процесса такими стимулами могут являться хорошие отметки, пожелание родителей и т.д.). Внутренняя мотивация представляет собой мотивацию, движущей силой которой выступают не внешние стимулы, а нечто потребность самого человека. Одной из потребностей, составляющих внутреннюю мотивацию к обучению, является познавательный интерес [8, с. 87].

Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на окружающую действительность, ее предметы и явления. Познавательный интерес характеризуется непрерывным стремлением обучающегося к познанию, к новым, более глубоким и полным знаниям.

Формирование познавательного интереса учащихся в системе дополнительного образования является особенно актуальным, ввиду того, что дополнительное образование не является обязательным, в отличие от школьного. Данный факт обуславливает и то, что именно познавательный интерес является фактором успешности обучения ребенка в системе дополнительного образования,

поскольку для дополнительного образования характерно отсутствие тех внешних стимулов, которые имеются в основном общем образовании (влияния родителей, обязательности, отметок и т.д.) [9, с. 56].

В то же время, именно в системе дополнительного образования существуют более гибкие механизмы формирования познавательного интереса, зачастую, недоступные системе общего образования.

В частности, факторами формирования познавательного интереса являются[7, с. 34]:

• Личность педагога (в системе дополнительного образования должен прикладывать больше усилий по налаживанию контакта с обучающимися, поскольку посещение занятий, в отличие от системы школьного образования, зависит напрямую от доброй воли учеников).

• Виды познавательной деятельности, для разнообразия которых система дополнительного образования открывает значительно больше возможностей, нежели общее образование.

• Формы организация обучения, которые, также, не регламентированы строго в системе дополнительного образования.

• Содержание обучения, которое, в системе дополнительного образования, во многом может определять и ученик, исходя из собственных потребностей и склонностей.

• Средства обучения (в том числе, материальные условия обучения), которые в учреждения дополнительного образования, как правило, представлены в большем объеме и разнообразии.

• Методы обучения, которые также в системе дополнительного образования более разнообразны.

Исходя из перечисленных факторов, формирование познавательного интереса учащихся в системе

дополнительного образования можно представить следующим образом (рисунок 1).

Рис. 1. Факторы формирования познавательного интереса в системе дополнительного образования

По рисунку 1 можно отметить, что в формировании познавательного интереса обучающихся в системе дополнительного образования, в первую очередь, детерминировано личностью педагога. Педагог определяет совместно с обучающимися цель и планируемый результат обучения, исходя из чего планирует виды познавательной деятельности, влияющие на выбор содержания, методов, средств и формы обучения.

Следует учитывать, что познавательный интерес представляет собой не только педагогическую, но и психологическую категорию [1, с. 32]. Познавательный интерес как психологическая категория представляет собой форму проявления потребности в знании, обеспечивающую направленность личности на понимание целей учебной деятельности и способствующую более полноценной ориентировке, ознакомлению с новой информацией, и, следовательно, успешности обучения [1, с. 54].

Познавательный интерес может быть выражен группой познавательных мотивов учебной деятельности. Познавательные мотивы, в свою очередь, можно разделить на три типа [6, с. 27]:

• Учебно-познавательные мотивы (ориентация обучающихся на усвоение способов добывания знаний: методы научного познания, саморегуляция учебной работы, рациональная организация своего учебного труда).

• Общие познавательные мотивы (ориентация обучающихся на овладение новыми знаниями).

• Мотивы самообразования (направленность обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний).

Сформированность данных мотивов практически не зависит от внешних стимулов (например, хороших отметок в школе), но именно указанные мотивы являются выражением познавательного интереса [4, с. 76].

В этой связи, при формировании познавательного интереса в системе дополнительного образования необходимо учитывать психологические факторы его формирования. По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес с психологической точки зрения представляет собой «естественный двигатель детского поведения», и является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» [2, с. 82].

Познавательный интерес всегда имеет конкретный предмет, именно в предмете четко выражена направленность школьника на определенную предметную область, к познанию которой он стремится.

С данной точки зрения можно отметить, что мотивационная область любого обучения, в том числе и в системе дополнительного образования, зависит от следующих факторов:

• Характер мотивов учения.

• Учебная деятельность и ее характер, в частности, развёрнутость и зрелость структуры, целостность и взаимосвязь компонентов, общение в процессе осуществления.

• Зрелость целей обучения, которые поставил обучающийся.

• Смысл обучения для отдельно взятого обучающегося, что определяется ценностными ориентирами этого обучающегося.

• Особенность эмоций, сопровождающих процесс учения.

Таким образом, в рамках формирования познавательного интереса в системе дополнительного образования необходимо учитывать, как педагогические, так и психологические факторы его становления. Как компонент внутренней мотивации познавательный интерес предполагает определенный предмет, цель, планируемый результат учебной деятельности, средства и методы деятельности, и лежит в сравнительно узкой предметной области.

Список литературы / References

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология, 1959. Вып. 16. № 265.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.

3. Горбунова Н.С. Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2015 г.): в 2 т. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары, 2015.

4. Давидчук О.В. Развитие познавательной активности у старших дошкольников через экспериментальную деятельность // Дошк. образование: опыт, проблемы, перспективы развития, 2015. № 3 (6).

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ. М. Минск, 2001.

6. Петрова И.В. Формирование познавательного интереса старших дошкольников в детском экспериментировании // Тр. молодых ученых Алт. гос. ун-та, 2015. Т. 2. № 12.

7. Султанова М.Б. Познавательный интерес младшего школьника как психолого-педагогический феномен // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3 (18), 2017.

8. Торохова Г.Н. Формирование познавательной активности школьников через экспериментальную деятельность // Психология и педагогика: методика и проблемы практ. Применения, 2016.

9. Улитина И.В. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей // Психология и педагогика: методика и проблемы практ. применения, 2014. № 32-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.