Научная статья на тему 'Новые образовательные технологии как средство повышения познавательного интереса учащихся в системе дополнительного образования'

Новые образовательные технологии как средство повышения познавательного интереса учащихся в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ АКТИВНОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дащенко Светлана Николаевна, Антонова Екатерина Васильевна

Настоящая статья посвящена исследованию новых образовательных технологий, которые рассматриваются в качестве средств формирования мотивации учеников в системе дополнительного образования. В статье рассмотрены метакогнитивные технологии, а также технологии, позволяющие создать условия активного и интерактивного обучения. Оценено влияние новых педагогических технологий на процесс формирования познавательного интереса учеников в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дащенко Светлана Николаевна, Антонова Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые образовательные технологии как средство повышения познавательного интереса учащихся в системе дополнительного образования»

- эффективность очистных сооружений;

- полная утилизация отходов;

- комплексное использование сырья.

В 10 классе в теме «Природные источники углеводородов» рассматриваем значение природного газа, нефти, каменного угля. С одной стороны - сырье для химической промышленности, топливо, возможные поступления в бюджеты всех уровней, занятость населения. Но, с другой стороны -уничтожение тундры и лесотундры вместе с ее животным и растительным миром; продукты переработки при неправильном и бездумном хранении являются сильнейшим фактором загрязнения окружающей среды. Например, аварии с нефтеналивными танкерами происходят с печальной регулярностью; а горящие скважины Ирана во время войны в Персидском заливе принесли не только экономический ущерб, но и колоссальный экологический урон данному региону. Далеко ходить не надо: нефтяное озеро под нефтебазой в нашем городе, образовавшееся в результате утечки ГСМ за все время эксплуатации базы, ежегодно грозит во время паводка попасть в главную водную артерию Хакасии - реку Абакан.

Также при рассмотрении вопросов применения и значения фенолов, затрагиваем вопрос о водохранилище Саяно-Шушенской ГЭС. Огромное количество кубометров древесины ушло под воду, где теперь, разлагаясь, выделяет в воду фенолы и другие вредные вещества, нанося вред водным ресурсам и водным обитателям данной реки.

Таким образом, практически на всех темах, так или иначе, вопросы экологии и, в частности, природоохранной деятельности, на уроках освещаются, прививается исподволь любовь к своей малой родине, своей земле и всему живому, на ней обитающему.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года экологии» от 05.01.2016 г. № 7 // Российская газета.

2. Год экологии в РФ // Википедия — свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki// (дата обращения: 01.05.2017).

3. Чеботникова Светлана Валерьевна. Экологическое воспитание школьников // ПЕДСОВЕТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126/ (дата обращения: 29.04.2017).

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Дащенко С.Н.1, Антонова Е.В.2

'Дащенко Светлана Николаевна — магистрант; 2Антонова Екатерина Васильевна - магистрант, кафедра дизайна и методики профессионального обучения, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

г. Чебоксары

Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию новых образовательных технологий, которые рассматриваются в качестве средств формирования мотивации учеников в системе дополнительного образования. В статье рассмотрены метакогнитивные технологии, а также технологии, позволяющие создать условия активного и интерактивного обучения. Оценено влияние новых педагогических технологий на процесс формирования познавательного интереса учеников в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: метакогнитивные технологии, образовательные технологии, методы активного и интерактивного обучения, познавательный интерес, дополнительное образование.

УДК 37.026.6

Формирование познавательного интереса учеников в системе дополнительного образования на современном этапе является достаточно значимой проблемой, ввиду того, что если школьное образование обязательно, то дополнительное образование обучающиеся получают «на добровольной основе».

Познавательный интерес к обучению «раскладывается» на отдельно взятые познавательные мотивы, которые можно разделить на три типа:

• Учебно-познавательные мотивы (ориентация обучающихся на усвоение способов добывания знаний: методы научного познания, саморегуляция учебной работы, рациональная организация своего учебного труда).

• Общие познавательные мотивы (ориентация обучающихся на овладение новыми знаниями).

• Мотивы самообразования (направленность обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний).

В части учебно-познавательных мотивов дополнительное образование открывает новые возможности, в частности, позволяет добывать информацию различными способами, проявлять творческую активность, нетривиальные подходы в решении учебных задач.

В части мотивов самообразования дополнительное образование также предоставляет огромные возможности, так как обеспечивает возможность не только быстрого поиска новой информации, но и обмена опытом в неформальной обстановке занятий в учреждения дополнительного образования, которая отличается от обстановки на стандартных школьных уроках.

Ряд авторов выделяет в рамках познавательных мотивов группу социальных мотивов. Среди социальных мотивов выделены широкие и узкие социальные мотивы. Широкие социальные мотивы, заключающиеся в желании быть полезным обществу путем полученных знаний, желании выполнить свой долг или в понимании необходимости учиться напрямую связаны с общением ребенка. И именно система дополнительного образования создает условия для продуктивного общения ученика со сверстниками и педагогом. Кроме того, к данной группе социальных мотивов относится, например, желание хорошо подготовиться к избранной профессии, и дополнительное образование позволяет расширить возможности такой подготовки [5, с. 32].

Группа узких социальных мотивов или позиционных мотивов заключается в желании занять место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Для данной группы социальных мотивов дополнительное образование также является определяющим фактором, так как при общении в рамках относительно неформальных занятий создаются условия для приобретения качественно иных универсальных учебных действий, нежели те, которые возможно приобрести в условиях общеобразовательной школы.

Группа мотивов социального сотрудничества, представляет собой третью группу социальных мотивов, выделяемую отдельными авторами. Мотивы данной группы состоят в том, что обучающийся интересуется не просто неформальным и продуктивным общением, но и стремлением анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с педагогом и соучениками, и постоянно совершенствовать эти формы [7, с. 92].

В данном ключе дополнительное образование может играть роль своеобразного «справочника», а также позволять обмениваться опытом с большим числом пользователей и учитывать и применять этот опыт в повседневном общении. Данная группа социальных мотивов является важной основой самовоспитания и самосовершенствования личности, и можно сказать, что дополнительное образование косвенным образом воздействуют и на эти процессы.

Можно сказать, что мотивационная область обучения, формирование познавательного интереса, зависит от следующих факторов:

• Характер мотивов учения.

• Учебная деятельность и ее характер, в частности, развёрнутость и зрелость структуры, целостность и взаимосвязь компонентов, общение в процессе осуществления.

• Зрелость целей обучения, которые поставил обучающийся.

• Смысл обучения для отдельно взятого обучающегося, что определяется ценностными ориентирами этого обучающегося.

• Особенность эмоций, сопровождающих процесс учения.

Однако несмотря на то, что мотивация к обучению в настоящее время изучена достаточно хорошо, на современном этапе представляет интерес исследование методов, средств и технологий обучения, которые позволят сформировать познавательный интерес у обучающихся.

Кроме того, существует объективная необходимость средств формирования у обучающихся познавательного интереса, особенно, в условиях дополнительного образования. И особую роль в этом процессе играют новые образовательные технологии.

В связи с этим, представляется актуальным рассмотреть в данной статье несколько новых образовательных технологий и оценить их потенциал в формировании познавательного интереса учащихся в условиях дополнительного образования. В качестве первой технологии рассматривается учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся рассматривается как образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование [9, ^ 56]. Учебное исследование -педагогический процесс, включающий учебную и внеучебную деятельность, реализуемый на основе технологии учебно-исследовательской деятельности. Его основные характеристики:

• выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

• развитие навыка формулирования гипотез;

• обучение работе с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); знакомство с первоисточниками;

• развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

Учебно-исследовательская деятельность, в основе которой находится «проблема» (противоречивая ситуация), отвечает условиям системного подхода и системного анализа. Помимо этого учебно-исследовательская деятельность включает в себя необходимый инструментарий для формирования познавательного интереса школьников - алгоритм исследования. Алгоритм исследования выступает в качестве своеобразного «квеста»-приключения, когда последовательно реализуется стадия за стадией исследования, ввиду чего, именно алгоритм учебно-исследовательской деятельности выступает в качестве фактора формирования познавательного интереса учащихся. Кроме того, учебно-исследовательская деятельность является особой образовательной технологией, реализация которой подразумевает для обучающихся знакомство с новыми видами деятельности, и, следовательно, формирование новых универсальных учебных действий (УУД).

Под учебно-исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исходя из принятых в науке традиций, этапы исследования - это постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Главным смыслом исследования учащихся является то, что исследование является учебным. Его главной целью является развитие личности учащегося, а не выявление объективно нового результата, как в «большой» науке. В образовании цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к системному типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому при организации образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования учебного исследования. При проектировании учебно-исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий: этапы исследования - постановка проблемы, обзор имеющихся данных о проблеме, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Главным результатом учебно-исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры учебного исследования и представленный в стандартном виде. Стремление «получить» этот продукт также способствует повышению познавательного интереса обучающихся. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для детского возраста характерны невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация приводят к уходу в узкую предметную область, что может нанести вред общему образованию и развитию, которые являются главными в этом возрасте. Таким образом, при использовании учебно-исследовательской деятельности, как образовательной технологии с целью формирования познавательного интереса учащихся, следует учитывать особенность учащихся, возраст, общую подготовку, выбор тем исследований и проблем.

Близкой к учебно-исследовательской деятельности по смыслу и особенностям реализации является проектная технология. Проект предполагает обучение через деятельность, ввиду чего его использование в работе педагога не только позволяет сформировать у обучающихся отдельные знания и умения, но и сплотить их в рамках совместной деятельности.

Проект - представляет собой решение, исследование конкретной проблемы, и ее теоретическая, либо практическая реализация. Этими характеристиками метод проектов отличается от стандартной работы над учебной темой, где достаточно просто усвоить новую информацию. От учебно-исследовательской деятельности, проект отличает наличие конечного продукта. Кроме того, любому проекту, в обязательном порядке, присуще исследование проблемы, что роднит его с учебно-исследовательской деятельностью.

Немаловажными свойствами проекта, позволяющими с его помощью сформировать познавательный интерес обучающихся, является сама структура деятельности в рамках проектной технологии, в которой можно выделить несколько этапов:

• Создание проблемной ситуации, которая будет решена в процессе осуществления проекта и получения новых знаний.

• Принятие учениками данной проблемной ситуации или непринятие и корректировка.

• Выявление проблемы.

• Управление поисковой деятельностью обучающихся, в частности, при помощи наводящих вопросов или технологий, например технологии диалогового взаимодействия.

• Осуществление обучающимся поиска решений проблемной ситуации в рамках реализации проекта.

• Обсуждение результатов поиска, их успеха или неуспеха.

• Рефлексивная деятельность.

Перечисленные этапы, которые многие авторы считают обязательными структурными компонентами проекта, также являются факторами осуществления функции мотивации и командообразования, поскольку предполагают совместную деятельность в рамках реализации проекта. Следует отметить, что в процессе проектной деятельности происходит передача функций от учителя к ученику, ученик становится полноценным субъектом деятельности, действует на равных с педагогом, что также способствует командообразованию, причем в команду включен и педагог, а не только обучающиеся. Следует отметить, что система дополнительного образования создает более комфортные и полноценные условия для реализации проектной технологии, чем общеобразовательная школа, где учебный процесс излишне нормирован.

Особую роль в рамках формирования познавательного интереса учащихся в условиях дополнительного образования играют метакогнитивные технологии. Метакогнитивные технологии представляют собой группу педагогических технологий, объединяющую технологии обучения, формирующие у обучающихся интеллектуальные умения и усиливающие уровень самопознания, благодаря чему создаются условия формирования метапредметных образовательных результатов.

Наиболее простой в применении является технология диалогового взаимодействия, целью которой выступает развитие мышления в условиях построения диалога между обучающимися, формирование субъектной позиции школьника. Технология диалогового взаимодействия позволяет наладить относительно неформальное общение учащихся в парах при решении определенной учебной задачи, благодаря чему усиливается интерес первоначально к процессу коммуникации, и затем - к процессу решения задачи.

Второй, более сложной в применении технологией является технология развития критического мышления (ТРКМ). Целью данной технологии является развитие интеллектуальных и коммуникационных навыков, а также, умения работать с информацией. Работа с информацией (в виде анализа текста, поиска главной мысли, ответов на вопросы и т.д.) также реализуется в парах или небольшими группами, после чего предполагает обмен этих групп между собой выявленной информацией. Важным в данной технологии является следование трем стадиям - вызов (задача стадии мотивировать обучающегося к получению знаний, актуализировать знания), осмысление (непосредственно работа с информацией, в рамках которой обучающимся необходимо сохранять активность), рефлексия (третья стадия, на которой информация анализируется, по ней делаются выводы, происходит «творческое», индивидуальное для каждого обучающегося закрепление материала). ТРКМ позволяет осуществить индивидуальный подход в обучении, так как подразумевает индивидуализацию процесса получения и закрепления знаний, исходя из личностных и когнитивных особенностей ученика. ТРКМ в условиях дополнительного образования позволяет формировать познавательный интерес обучающихся ввиду того, что в рамках данной технологии происходит индивидуальное осмысление материала каждым обучающимся, что позволяет реализовать индивидуальный подход, обуславливающий формирование познавательного интереса.

Таким образом, формирование познавательного интереса обучающихся в рамках дополнительного образования через реализацию новых образовательных технологий обусловлено тем, что применение таких технологий создает следующие условия:

• Неформальный процесс коммуникации в условиях решения учебных задач.

71

• Вариативность и свобода выбора учебных задач, проблемных ситуаций, целей обучения, которые предоставляют новые образовательные технологии, в особенности, метакогнитивные технологии и проектная деятельность.

• Свобода творческой деятельности.

• Совместная деятельность учеников и педагога в условиях продуктивного сотрудничества для достижения общей цели (например, цели проекта).

• Наличие алгоритмов, которые воспринимаются обучающимися, как своего рода «квесты»-приключения.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что именно условия систем дополнительного образования позволяют наиболее полноценно реализовать рассмотренные образовательные технологии, которые, в свою очередь, способствуют не только формированию познавательного интереса обучающихся, но и расширению кругозора, повышению уровня эрудиции, развитию логического мышления.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст]. Педагогика. № 4, Апрель 2009. C. 18-22.

2. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. [Текст]. Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.

3. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. [Текст]. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2016.

4. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. [Текст]. М., 2011.

5. Мошнина Р.Ш. «Окружающий мир» в программе «Школа XXI века» // Начальная школа: плюс, минус. [Текст], 1999. № 7.

6. О'Коннор Д., Макдерматт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем [Текст]. Пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 254 с.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]. М., 2014.

8. Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. [Текст]. СПБ, 2016.

9. Федосеева Ю.В. Развитие системного мышления студентов колледжа на основе использования информационных технологий: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Федосеева Юлия Валерьевна [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т]. [Текст]. Магнитогорск, 2009. 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/984.

10. Цыганова Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа с А.М. Кондаковым // Справочник руководителя образовательного учреждения. [Текст]. № 1, 2012.

11. Argyris C. Teaching smart people how to learn // Harvard Business Revue [Text], 1991. May-June.

12. Bierema L.L. Systems Thinking: A new Lens for Old Problems // Journal of Continuing Education in the Health Professions. [Text], 2003. Vol. 23.

13. Senge P. Schools that learn: A fifth discipline fieldbook for educators, parents, and everyone who cares about education / P. Senge, N. CambronMcCabe, T. Lucas, B. Smith, J. Dutton, A. Kleiner. [Text]. New York: Doubleday, 2000. 222 с.

14. Senge P. The fifth discipline: The art and practice of the learning organization. [Text]. New York: Random House Business Books, 1993. 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.