ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК В XXI ВЕКЕ
Модель смыслоориентированного образования
Е. Г. Белякова (Тюменский государственный университет)*
В статье обосновывается модель образования смысловой направленности. С позиций предложенного автором подхода процесс создания смыслов и их «опредмечивания» в социокультурных формах выступает необходимой составляющей содержания современного образования. Ключевые слова: смысл, понимание, смысловая ориентация образования, ценностно-смысловое развитие личности.
Model of Conceptually Oriented Education
E. G. Beliakova
(Tyumen State University)
The article explains the model of conceptually oriented education. From the standpoint of the author of the proposed approach, the process of creating of meanings and their «objectification» in the sociocultural forms is a necessary component of the content of modern education.
Keywords: meaning, understanding, conceptual orientation of education, axiologically conceptual personal development.
Смысло-целевые контуры российского образования находятся в процессе существенных изменений начиная с середины 1990-х годов. Отказ от марксизма повлек за собой утрату социального идеала в обществе, вызвал разрушение идеологически ориентированной системы воспитания и послужил весомым поводом к дистанцированию от традиционного для российской ментальности поиска ценностно-смысловых ориентиров в педагогическом процессе. Пробле-
матика российской педагогики центрируется на процессе обучения, в продуктивной организации которого видятся новые возможности для достижения внутренней и внешней свободы в развитии личности. Однако когнитивно-ориентированное образование можно считать весьма проблематичным в контексте проблем современного российского общества, лишенного устоявшегося духовного образа. В качестве результатов образования сегодня полагаются социально значимые
* Белякова Евгения Гелиевна — доктор педагогических наук, доцент, и. о. заместителя директора по научно-исследовательской и инновационной работе Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета. Тел.: +7 (3452) 36-94-64. Эл. адрес: [email protected]
способности и качества личности, позволяющие ей быть релевантной миру и состояться в роли преемника общечеловеческой культуры.
В настоящее время признано, что поиск целей современного образования должен осуществляться на основе новой парадигмы в философии и теории образования. По мнению А. П. Валицкой, современное образование должно обеспечить построение целостного процесса обретения знания, адекватного жизни (Валицкая, 1997). Как отмечает А. П. Огурцов, идея целостности человеческого бытия, человеческого существа, развиваемая в педагогической антропологии, позволяет существенно расширить границы педагогического целеполагания, и прежде всего актуализировать в образовательном идеале ценностный компонент как системообразующий (Огурцов, 2002). По мнению Б. М. Бим-Бада, трактовка личности как единства чувствующего, мыслящего и действующего начал человека, объединяемых потребностью в переживании и осмыслении человеком собственной жизни, позволяет определить цель воспитания как помощь человеку в достижении осмысленного бытия (Бим-Бад, 1998). Признавая в качестве родовой характеристики человека его потребность в осмысленном существовании, можно сделать предположение о необходимости смысловой направленности образовательного процесса, в условиях которого субъект образования включен в деятельность, направленную на конструирование его жизненного мира в опоре на осмысленный культурный опыт.
В условиях актуализации аксиологической функции образования доминирующими становятся ценности, определяющие роль обучающегося (воспитанника) как осмысленного субъекта педагогического процесса (свобода, саморазвитие, самореализация, творчество). Одной из центральных ценностей современного образования полагается личностная ценность знания, трактуемая как его внутреннее принятие, преобразование в установки мышления и поведения. С данных позиций образовательная деятель-
ность должна направляться на достижение нового качества образования — осмысленного, личностно ценного знания, выступающего для обучающегося средством решения жизненно значимых задач, социально-личностно-значимых ситуаций.
Смыслообразование представляет собой процесс и результат взаимодействия личностных ценностей обучающихся с педагогическими ценностями и ценностями, представленными в текстах культуры, в результате чего личностный смысл становится многомерным, оформляется как личностная осознанная ценностная позиция, в опоре на которую обучающийся определяет свои социально-личностно-значимые цели. Процесс смыслообразования реализуется во взаимосвязи различных форм понимания. Критериями смыслообразования выступают уровень понимания содержания образования обучающимися и ценностно-смысловое развитие личности. Реализация психолого-педагоги-ческого механизма смыслообразования в педагогическом взаимодействии может быть достигнута, если в образовательном процессе обеспечивается интегративное в своей основе проектирование средств актуализации внутренней и внешней сторон смыслообра-зования (во внутреннем плане — запуск психологических механизмов, во внешнем плане — задание средств для содержательного наполнения ценностно-смыслового культурного поля образования и становления личности); учитывается специфика процесса смыслостроительства как глубоко индивидуализированного и «идущего от субъекта», т. е. не по внешнему заказу, а в связи с возникающей внутренней потребностью и готовностью к личностному росту; учитывается такая важная сторона становления ценностно-смысловой сферы субъектов образования, как ее изначальная опора и постоянное «проецирование» в систему жизненных отношений, реальной деятельности и саморазвития человека; в процессе ценностно-смыслового поиска одним из главных средств его актуализации выступает диалогическое общение, ориентированное на проекцию «точек
ценностно-смыслового роста» в настоящее, в актуальную педагогическую ситуацию; существенная роль в построении такого контакта отводится педагогу, его готовности и умению занять смыслоориентированную позицию, организовать условия, способствующие смыслоактуализации; мониторинг процесса будет осуществляться через показатели ценностно-смыслового развития учащихся, через оценку уровня освоения знания в процессе его понимания, через оценку смыслообразовательного потенциала ситуации педагогического взаимодействия.
В рамках смыслоориентированного образования могут решаться следующие задачи:
1)создание условий для актуализации у обучающихся индивидуально-личностного опыта осмысления мира и самого себя, включающего переживания, представления, верования, житейские и научные понятия, т. е. различные по своему характеру и модальности способы репрезентации знания;
2) создание условий для расширения, усложнения и обогащения индивидуальноличностного смыслового опыта в процессе освоения содержания образования.
В качестве ценностного основания, определяющего основные черты образовательного процесса смысловой направленности, выступают человек и его развитие на основе осмысленного знания. Содержание основных этапов смыслообразования включает актуализацию субъектного опыта обучающихся, его обогащение и развитие в процессе освоения культурных текстов, формирование осмысленной ценностно-смысловой позиции обучающихся, проектирование путей самореализации в культуротворческой среде. Результаты образовательного процесса смысловой направленности проявляются в особом характере освоения знания — как личностно значимого, эмоционально окрашенного, которое воспринимается обучающимся как важный собственный опыт.
В научной литературе уже представлен опыт обоснования необходимости корректировки классических дидактических принципов с позиций теории смысла. И. В. Аба-
кумова предлагает психолого-смысловое уточнение принципов классической дидактики, которые, по ее мнению, только фрагментарно ориентированы на личностносмысловое развитие обучающихся: «...принцип систематичности и последовательности, всегда означающий логическую связь материала и последовательность процесса учебного познания, мог бы быть обогащен идеей непрерывности личностно-смысловой сферы обучении; принцип активности нуждается в обогащении, психологизации его положением, отражающим эмоциональносмысловую активность детей. Целесообразным является обоснование дидактического принципа личностно-смысловой ориентации обучения именно как принципа, как исходной позиции обучения» (Абакумова, 2002: 14-15). К принципам, нуждающимся в уточнении, Абакумова также относит принципы проблемности и опережения.
В нашем исследовании мы опираемся на представление о смыслообразовании как процессе и результате развития личностных смыслов субъектов образования, реализующемся во взаимосвязи различных форм понимания как смыслообразующего процесса. В этих условиях смыслообразование как процесс взаимодействия личностных ценностей обучающихся с педагогическими ценностями и ценностями, представленными в текстах культуры, обеспечивает становление многомерности смысла, его осмысленное принятие в качестве личностной ценностной позиции, в опоре на которую обучающийся определяет свои социально-личностно-значимые цели. С данных позиций появляется возможность дополнить классические принципы обучения и воспитания смысловой составляющей и предложить ряд новых принципов.
1. В соответствии с принципом смысловой ориентации образования образовательный процесс выстраивается как поиск, обнаружение, построение личностных смыслов субъектов образования, реализация смыслов в продуктивных формах активности.
2. Принцип интегральности педагогического целеполагания позволяет определить
в качестве результата образования ценностно-опосредованное сущностное знание, адекватное жизни, и развитие смысловых личностных новообразований.
3. Принцип смысловой активности означает, что обучающийся изначально занимает по отношению к содержанию образования осмысленную, избирательно-ценностную позицию.
4. В соответствии с принципом смысловой проблемности необходимым является осознание обучающимися противоречий не только в рамках учебно-познавательной ситуации и в содержании предметного знания, но и в социально-личностном аспекте, с позиции собственных ценностей и смыслов.
5. Принцип системности определяет необходимость проектирования целостного ценностно-смыслового контекста освоения ценностей культуры в педагогическом процессе.
6. Принцип аксиологичности научного знания означает, что в образовательный процесс вносится требование ценностной рефлексии научного знания, использования методов гуманитарного познания с целью постижения ценностной стороны знания в условиях учебного процесса.
Качественное усовершенствование гуманитарной компоненты содержания образования смысловой направленности достигается через использование смыслообразующего потенциала гуманитарных текстов как средства смыслоактуализации. Культурный текст, в качестве которого в современном гуманитарном познании рассматривается любая семиотически организованная последовательность знаков, выступает необходимым средством смыслообразования. Принцип культуросообразности дополняется представлением о необходимом соответствии между содержанием целостного культурного опыта и различными способами осмысления, постижения культурного опыта субъектами образовательного процесса. Отбор содержания образования должен осуществляться на основе принципов поликультурности, полисемантичности и взаимодо-полнительности.
В соответствии с принципом поликультурности содержания образования выносится требование расширения контекста осмысления содержания образования, создания условий для приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, воспитания у них диалогизма, установки на понимание других культур, уважения к инаковости. Поликультурный диалог как взаимодействие обучающихся с различными ценностными системами создает условия для их ценностно-смыслового самоопределения посредством выбора и принятия культурных ценностей, для оформления осмысленной личностной ценностной позиции в отношении к проблемам современности и осознания себя в роли ответственного социального субъекта.
Принцип полисемантичности означает, что содержание образования обеспечивает становление целостной многомерной картины мира у обучающегося именно за счет представленности в нем разновариантных типов знакового моделирования культуры, их сопряжения и взаимообогащения, а образовательные технологии должны обеспечивать «перевод» содержания учебных предметов на язык личностных смыслов на основе разных форм смыслоактуализации (рационально-логических, эмоционально-образных, деятельностно-практических).
В соответствии с принципом «взаимодо-полнительности» необходимо создание условий для взаимодействия и взаимообогаще-ния «взаимно непереводимых» (Ю. М. Лот-ман) моделей описания мира, что позволяет создать предпосылки для его многомерного осмысления. Этот аспект содержания образования обеспечивается средствами разных по способам описания мира предметных дисциплин. В соответствии с принципом семиотической неоднородности, предложенным А. Я. Данилюком, многомерные связи между текстами из разных семиотических систем могут быть установлены при условии актуализации межпредметных связей, интеграции и синхронизации содержания образования (Данилюк, 2001).
Конкретизация предложенных принципов позволяет предложить новое содержательное наполнение этапов урока, создающего предпосылки процесса смыслообразо-вания у обучающихся, сформулировать ряд требований к структурно-содержательным характеристикам смыслоориентированной педагогической ситуации, обеспечивающей актуализацию ценностно-смысловой позиции обучающихся, их вовлечение в процесс смысло- и целеполагания, выбора и ценностной рефлексии принимаемых решений.
Роль необходимой формы учебно-воспитательного взаимодействия, обеспечивающей условия смыслообразования, приобретает смыслоактуализирующий диалог, особые функции которого состоят в выявлении смысловых позиций участников диалога, создании предпосылок для восприятия и понимания их личностных ценностей, целей, мотивов, для резонансных взаимодействий личностных смысловых позиций. При этом задачей педагога является создание условий для того, чтобы обучающийся «нашел» свой смысл, мог соотнести свой опыт со смысловыми позициями других участников диалога, выявить их различия или сходство, более яв-
но прочувствовать и осмыслить свою позицию, точку зрения.
Необходимой предпосылкой реализации психолого-педагогического механизма смыслообразования является ценностноразвивающая среда, которая задает культурное смысловое поле и возможности самореализации обучающихся в разных видах творческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абакумова, И. В. (2002) Базовые понятия классической дидактики в контексте теории смысла // Вестник ОГУ. №8. С. 14-18.
Бим-Бад, Б. М. (1998) Педагогическая антропология. М. : УРАО.
Валицкая, А. П. (1997) Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. №3. С. 15-20.
Данилюк, А. Я. (2001) Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону.
Огурцов, А. П. (2002) Педагогическая антропология: поиски и перспективы // Человек. №1. С. 71-87.
Новые книги
Ильинский, И. М. Это наша Победа. Точка : Выступление на митинге преподавателей, сотрудников и студентов Моск. гуманит. ун-та, посвящ. 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 29 апреля 2010 г. [Текст] / И. М. Ильинский. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. — 26 с.