Научная статья на тему 'Проектирование смыслоориентированного урока'

Проектирование смыслоориентированного урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛООРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК / ОСМЫСЛЕННОЕ ЗНАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белякова Евгения Гелиевна

В работе рассматриваются возможности проектирования смыслоориентированного урока. Определены основные принципы построения урока, его структурно-содержательные и процессуальные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование смыслоориентированного урока»

Обсуждаем ФГОС второго поколения

В работе рассматриваются возможности проектирования смыслоориентированного урока. Определены основные принципы построения урока, его структурно-содержательные и процессуальные характеристики.

Белякова Евгения Гелиевна

доктор педагогических наук Тюменский Государственный Университет

г. Тюмень

Проектирование смыслоориентированного урока

Как правильно проектировать смыслоориентированный урок?

Ключевые слова: смыслоориентированный урок, осмысленное знание, проектирование урока

В условиях современного культурно-исторического процесса особое значение приобрела проблема осмысленности жизнедеятельности человека как социокультурного субъекта. Необходимо понимать сегодняшний мир, его динамику и актуальные проблемы, используя опыт и знания, и далее - проектировать и преобразовывать его в соответствии с разумными основаниями. В настоящее время складывается потребность в образовании, приоритетной целью которого является создание условий для освоения культуры на уровне осмысленного, осознанного ее понимания и формирования системы смыслов современного человека, позволяющих сохранить преемственность культуры и обеспечить развитие ее ценностей. При этом ценностно-смысловой подход не противопоставляется классической зун-дидактике и развивающему образованию, а скорее является их закономерным «преемником», поскольку в данном случае знание (культурный опыт) выступает как средство развития личности и обогащения индивидуального социальным, создает возможности осмысленной жизнедеятельности человека в современном мире на основе освоенного содержания образования.

Специфика урока в СОО (смыслоориентированном образовании) заключается в его направленности на освоение сущностного, осмысленного как в своем предметном выражении, так и с точки зрения его социальной и личностной значимости знания. Осмысленное знание становится личностным, когда оно переходит в форму личностных новообразований, получает коммуникативно-деятельностное выраже-

ние, становится частью жизненного проекта учащихся. Педагогическое проектирование в традиции ценностно-смыслового подхода с необходимостью предполагает осознанное введение в «ткань» урока педагогических приемов, нацеленных на углубление понимания содержания образования и актуализацию различных форм смыслопоисковой деятельности обучающихся.

С позиций ценностно-смыслового подхода необходимо строить урок как начальный этап конструирования социально-нормативной творческой деятельности. Для этого следует поставить ученика в позицию субъекта этой деятельности, дать ему возможность соотнести предлагаемое содержание образования и собственные жизненные задачи.

Основанием для построения психодидактической модели понимания и проектирования на этой основе смыслоориентированного урока как основной единицы образовательного процесса выступают современные представления о сущности и закономерностях понимания и смыслоактуализации. Они позволяют охарактеризовать данный процесс как многоуровневый и многофазный, как непрерывное и одновременно нелинейное по своему характеру углубление в сущность предмета понимания. На основании исследований проблемы понимания можно выделить ряд форм понимания, которые одновременно характеризуют этапность процесса восхождения к новому смыслу. Каждый новый этап понимания интегрирует в себе достигнутый ранее опыт осмысления на новом, более сложном уровне. Одновременно процесс понимания имеет нелинейный, нередко возвратный характер.

Приведем часть методических материалов, в опоре на которые педагоги-экспериментаторы выстраивали стратегию проектирования и проведения смыслоориентированного урока (табл. 1)

Понимание - особая и очень емкая по содержанию категория педагогики, которая позволяет с новых позиций взглянуть на образовательный процесс. Человек как субъект понимания посредством образовательного процесса осваивает способы моделирования мира и своей жизни, включается в культуротворчество. Проектирование и реализация урока смыслоцелевой направленности позволяют создать условия для формирования внутренней культуры учащегося, развития его сознания и мышления, становления базовых ценностно-смысловых новообразований, обеспечивают его вхождение в культурное поле в качестве творческой самореализующейся личности.

56

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Таблица 1

Механизмы смыслоактуализации и их педагогическое обеспечение

(на основе работ А. Ф. Закировой, В. В. Знакова, А. Я. Данилюка, Д. А. Леонтьева и др.)

Механизм Процедура Приемы

Постановка задачи “на смысл” - осознание тех мотивов, которые сообщают смысл объектам, явлениям или действиям. Открытие смысла - это две взаимосвязанные стороны: познание реальности (что есть сие?), открытие смысла (что есть сие для меня?) Вопросы в отношении действия: ради чего я это сделал, или делаю, или собираюсь делать; какие мотивы за ним стоят, какие потребности или ценности находят реализацию в этом действии и к каким следствиям оно приведет. Оценка того, какое значение данное действие имеет для моей жизни, для социума, для человечества в целом Вопросы в отношении объектов, явлений или событий жизни: какое место они занимают в моей жизни, в моем жизненном мире, для каких аспектов жизни они небезразличны, как могут повлиять на нее, каковы их последствия. Оценка того, какое значение данный объект имеет для моей жизни, для социума, для человечества в целом Рефлексивная вербализация. Метафорическая вербализация. Проективные техники (рисование, незаконченные предложения, толкование сюжетных картин и т. д.). Прояснение смыслов в ходе открытого диалога. Сократический диалог. Составление нарративов (жизненных повествований). Проектирование жизненной перспективы. Драматизации (на материале проблемных жизненных ситуаций). Ролевые игры. Рефлексия Вербализация. Метафорическая вербализация. Прояснение смыслов в ходе открытого диалога. Составление нарративов (жизненных повествований). Проектирование жизненной перспективы. Драматизации (проблемные жизненные ситуации). Ролевые игры. Рефлексия

“Встреча” (механизм отраженной субъектности), при которой происходит толчок к переосмыслению личностью себя, своей позиции в мире, своего жизненного опыта. Происходит встреча с иной точкой зрения на одни и те же обстоятельства, события, факты Влияние, оказываемое значимым другим в межиндивидуальных контактах, контакт с его уникальной смысловой системой Педагог презентует свое мировидение, свои взгляды и ценности, утверждает их в межличностном взаимодействии с воспитанниками. Его взгляды, личностная позиция выступают как активное деятельностное начало, формируют новые цели. Его собственная активность, ее причины и последствия как особый личностный смысл для воспитанника

Художественное переживание (воздействие искусства на личность). Диалог с автором художественного произведения, контакт с его миром смыслов Методы сказкотерапии, библиотерапии - для воспитывающего воздействия использование художественных текстов с определенной смысловой направленностью. Обогащение мировоззрения личности новыми смыслами Чтение текстов и их обсуждение, составление собственных рассказов по предложенному сюжету, завершение ситуаций из художественных произведений. Техника предложения смысла (В. Франкл) в форме пословиц, изречений, максим, цитат, описания сходных по смысловой структуре ситуаций в виде притч, иносказаний, метафор

Механизм смыслообразования (Д.А. Леонтьев) как процесс распространения смысла от ядерных структур личности к производным в конкретной ситуации Смысло- и целеполагание (выявление мотива, цели и условий деятельности). Совместное проектирование личностно и жизненно значимого образовательного продукта обучающегося. Взаимодействие педагога и обучающегося как совместная продуктивная творческая деятельность, в которой обозначен значимый результат, выходящий за рамки учебно-познавательной ситуации. Содержание образования либо как цель, либо как условие осуществления деятельности Смысло- и целеполагание в учебной деятельности (на важных этапах обучения, когда закладываются его ценностные основания, выделяются новые этапы освоения знания). Выдвижение целей социально-ориентированной проектной деятельности. Распространие смысла на новые элементы деятельности (генеральный смысл определяет взгляды, установки, направленность личности) через рефлексивный анализ, мета-форизацию

Работа со смысловыми конструктами Ценностно-смысловая рефлексия посредством анализа речевых выражений, обнаруживающих смысложизненную позицию Акцентирование и анализ значимых для личности параметров оценки объекта, явления, события. Расширение образа мира за счет введения новых конструктов, более гибких и подвижных (эвристичных)

Присвоение социальных ценностей Механизм групповой идентичности Сплочение коллектива в контексте социально значимой деятельности

Формирование мотивации Актуализация связи потребности и предмета деятельности Демонстрация связи потребностей личности и содержания образования

Актуализация мотивов и ценностей Ситуация смыслового выбора Задания, предполагающие ответственный выбор направления деятельности в ситуации, осознанное решение (при этом результаты деятельности или действия затрагивают жизненные интересы человека, социума, человечества в целом)

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

57

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Механизм Процедура Приемы

Смысловая саморегуляция 1. Переоценка значимости предмета. 2. Предвидение и переживание последствий действия и отказ от его выполнения. 3. Обращение к внешним стимулам, ритуалам, к другим людям за поддержкой. 4. Соединение заданного и принятого действия с новыми мотивами или новыми целями, и за счет этого переосмысление действия. 5. Включение заданного действия в другое, более широкое и значимое для человека. 6. Связывание заданного действия с возможностью затем выполнить другое желаемое человеком действие. 7. Связывание действия с самооценкой, сравнением себя с другими людьми или литературными героями Приемы фасилитации или управления смыслообразованием. То, что описано как процедура, - выполняет педагог как организатор процесса смысловой регуляции, постепенно обучая этому воспитанников и передавая им эту функцию в формах групповой деятельности и индивидуальной саморегуляции

Смыслотехника 1. Подключение дополнительных источников смысла. Мотивация соревнования, похвала, поощрение/на-казание, обещание.

2. Специфическое означивание объекта. 3. Ссылка на авторитеты Выбор точного словесного ярлыка или образа, акцентирующего ценностную сторону объекта. Подкрепление действенности смысла благодаря харизме значимого другого

Интерпретация (по А. Ф. Закировой) Актуализация личностной позиции в диалоге, активном сопряжении смыслов (либо в реальных коммуникативно-деятельных формах, либо в форме диалога с текстом). Выражение личностной позиции во встречных текстах - нарративах Перевод учебного текста на родной язык (осмысление как создание условно адекватного перевода (А. Я. Данилюк). “Перевод” учебного текста на язык живого педагогического процесса (коммуникативно-деятельностные формы - ролевые игры, дискуссии и т. д. Комментирование учебного текста. Диалог-полемика с автором текста (поддержка и опровержение его идей). Составление частотного словаря текста. Составление понятийной схемы текста. Жанровая переработка текста. Интерпретация учебного текста с позиций различных субъектов педагогического процесса. Поиск универсальных общекультурных смыслов текста. Терминологизация и ретерминологизация. Метафоризация и деметафоризация. Соотнесение парадигмального и нарративного способов описания образовательного объекта

Понимание-узнавание Способность актуализировать прошлый опыт Задания на понимание усвоенного материала (представление знакомого в незнакомом)

Понимание-гипотеза Предвосхищающее понимание, без достаточных условий решения задачи, интуитивное Метафорическое представление гипотезы, “монстры”, тексты-предпонимания

Понимание-объединение Способность воспроизвести системный объект как целое Вопросы и задания, направленные на развитие способности действовать в пределах построенной модели объекта

Понимание-объяснение Развернутое объяснение связей в системном объекте Рефлексия достигнутого образовательного продукта, способов его получения, личностных новообразований

Понимание-нарратив Встраивание содержания образования в картину мира, жизненные цели учащегося Проектирование будущего через создание нарративов (биографические методы, сочинения, дневники, планирование жизненной перспективы (и карьеры)

Понимание-применение Реализация смысла в реальной деятельности и жизнедеятельности Социально-ориентированная продуктивная деятельность

Литература

1. Белякова Е. Г. Проектирование смыслоориентированного урока в общеобразовательной школе//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 3 (60) с. 106-116

2. Закирова А. Ф. Методы педагогической герменевтики как средство гуманитаризации педагогического зна-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 1 (58) с. 3-14

3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и структура смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

4. Сиденко Е.А., Хачатрян Н.Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №1.

58

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.