Научная статья на тему 'Педагогические условия и средства обеспечения смысловой ориентации современного образования'

Педагогические условия и средства обеспечения смысловой ориентации современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия и средства обеспечения смысловой ориентации современного образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Г. Белякова

В условиях постоянно нарастающего информационного потока обучающийся должен быть способен к поиску, освоению и осмысленному использованию значимой информации в проблемных ситуациях, требующих принятия ценностно-опосредованных, ответственных решений. Одновременно можно констатировать противоречие между выраженной общественной потребностью в осмысленном отношении современного человека к действительности и неготовностью образования создать соответствующие условия для развития ценностносмысловой сферы личности обучающихся. Особое значение в данном контексте приобретает проблема смыслообразования как необходимого содержания и качества современного образовательного процесса, обеспечивающего становление обучающегося как осмысленного субъекта культурно-исторического процесса. Смыслообразование представляет собой процесс и результат взаимодействия личностных ценностей обучающихся с педагогическими ценностями и ценностями, представленными в текстах культуры, в результате чего личностный смысл становится многомерным, оформляется как личностная осознанная ценностная позиция, в опоре на которую обучающийся определяет свои социально-личностно значимые цели.

Реализация психолого-педагогического механизма смыслообразования может быть достигнута, если: (а) в образовательном процессе учитывается специфика процесса смыслостроительства как глубоко индивидуализированного и «идущего от субъекта», т. е. не по внешнему заказу, а в связи с возникающей внутренней потребностью и готовностью к личностному росту; (б) учитывается такая важная сторона становления ценностно-смысловой сферы субъектов образования как ее изначальная опора и постоянное «проецирование» в систему жизненных отношений, реальной деятельности и саморазвития человека; (в) в процессе ценностно-смыслового поиска одним из главных средств его актуализации выступает диалогическое общение, ориентированное на проекцию «точек ценностно-смыслового роста» в настоящее, в актуальную педагогическую ситуацию; (г) существенная роль в построении такого контакта отводится педагогу, его готовности

483

и умению занять смыслоориентированную позицию, организовать условия, способствующие смыслоактуализации. Таким образом, обеспечение смысловой направленности образования возможно при условии внесения новых содержательных и технологических элементов в процесс обучения - гуманитаризации содержания образования, актуализации роли субъекта обучения, создания предпосылок для освоения содержания образования в форме причастного, личностно-ценного знания, которое становится частью жизненного опыта обучающегося, основой его творческой самореализации.

На базе философских, культурологических и психологопедагогических исследований смыслообразования и понимания (М. М. Бахтин, А. А. Брудный, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. П. Зинченко, А. Ф. Закирова, В. В. Знаков, А. Н. Славская и др.) нами предложена интегративная модель смыслообразования, реализующегося через различные формы понимания на основе особых психологических механизмов, соответственно, задающих специфику педагогических условий и средств.

Феноменологическое понимание (предпонимание) - это основанное на предшествующем субъектном опыте восприятие явления, объекта, события, ситуации. Актуализация предпонимания всегда предшествует освоению нового знания, является важной предпосылкой к формированию потребности в понимании. В современной педагогической науке в целом ряде подходов четко обозначена необходимость опоры на сложившийся у ученика ранее способ мировосприятия. Опора на субъектный опыт является необходимой составляющей педагогического процесса в личностно-ориентированном образовании. Когнитивное понимание соотносимо с успешностью усвоения научно-предметных знаний как социальных значений. В этом случае понимание, включенное в мыслительную деятельность, выступает как ее необходимый компонент и присутствует на всех фазах протекания мыслительного процесса, принимая различные формы (осмысление проблемы и проблемной ситуации, способов ее решения и т. д.). Понимание как когнитивный процесс обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности.

Способность занять осмысленную ценностную позицию в диалоге, формирование субъективного отношения к действительности выражают сущность интерпретативного понимания (А. Н. Славская,

484

А.Ф. Закирова), которое вырабатывается при участии мыслительных процессов, но не сводится к ним, поскольку всегда связано с личностными основаниями. Бытийное понимание проявляет себя через способность осмыслять действительность через призму освоенных ценностных категорий и предметного знания, реализовывать освоенные смыслы в контексте своей жизни, проявляет себя как практическая реализация осмысленного сущностного знания в культуросообразной социально-личностно значимой деятельности.

Различные формы понимания включены в единую циклическую деятельность и определяют результат - ценностно-смысловое самоопределение субъекта образования. Соответственно, выделенные формы понимания могут одновременно рассматриваться как уровни понимания, достигаемые на разных этапах процесса смыслообразования. Процедуры и методики смыслоактуализации соответствуют этапам смыслообразования и характерным для них формам (уровням) понимания. В состав процедур входят традиционные и новые средства стимулирования смыслообразования у обучающихся: интерпретационные техники, активные методы социально-психологического обучения (дискуссия, деловая игра, ролевая игра), рефлексивнонаправленные процедуры, технологии создания нарративов и смысложизненного проектирования. Использование различных по своему характеру методов определяется спецификой актуализируемых форм понимания в процессе смыслообразования. Нами выделено четыре этапа смыслообразования и характерные для них формы (уровни) понимания.

1. Этап актуализации предпонимания. Актуализация личностных смыслов организуется с помощью вопросов открытого типа, в процессе интерпретации текстов разного характера и модальности (визуальный ряд, метафоры, незаконченные предложения, художественные, публицистические, научно-популярные тексты) через драматизации и ролевые игры, позволяющие актуализировать смыслы в коммуникативно-деятельностных формах, через нарративные процедуры (создание и презентация авторских повествований (дневники, эссе, сочинения), публицистических текстов (репортажи, научнопопулярные статьи), отражающих личностное отношение к ситуации, событию), с помощью заданий на смысловой выбор в условиях значимой ситуации, посредством рефлексивно направленного диалога, психотехнических процедур, создающих условия для осознанного выбора и аргументации ведущей ценностно-смысловой составляющей.

485

2. Этап когнитивного понимания. На этом этапе освоения предметного знания процедуры смыслоактуализации обеспечиваются преимущественно с опорой на когнитивные механизмы понимания, но одновременно реализуются через смыслополагание, восприятие социально-личностно значимой проблемы как ситуации ценностного выбора, многостороннюю рефлексию ценностных оснований собственных решений. Процедуры включают вопросы на смысловую ориентировку в теме, интерпретацию специально подобранных учителем и детьми примеров, свидетельствующих о социально-личностной ценности знания (ситуации, факты, документы, авторские повествования, публицистические тексты), задания на поиск и принятие ценностно-опосредованных решений в социально-личностно значимых ситуациях.

3. Этап интерпретативного понимания. Выработка осмысленной личностной ценностной позиции обучающихся осуществляется в диалоге смыслов. Учитель обеспечивает условия для актуализации личностных ценностей участников диалога, организует многостороннее осмысление предмета, ценностное сравнение позиций участников диалога, аргументацию, рефлексию, использует потенциал конфликта интерпретаций, показывая неоднозначность ситуации и необходимость смыслового выбора, создает условия для резонанса смыслов в диалоге через содержательное обобщение точек зрения, стимулирует анализ собственного жизненного опыта учащихся, подключает новые содержательные контексты интерпретации через гуманитарные тексты.

4. Этап бытийного понимания. Условия для смыслоактуализации как умения обучающегося выстроить свои жизненные приоритеты и цели на основании осмысленного сущностного знания и принятой системы ценностей обеспечиваются преимущественно посредством процедур жизненного проектирования через создание нарративных текстов, через освоение обучающимися опыта деятельностной реализации принятых ценностей и его рефлексии. На данном этапе стимулирование смыслообразования наиболее эффективно обеспечивается через творческую деятельность обучающихся в условиях вариативной и насыщенной образовательной среды. Особое значение на данном этапе приобретает опыт практической, деятельностной реализации принятых ценностей. В условиях образовательного учреждения данный опыт может быть получен в условиях имитационных и реальных ситуаций, в том числе через организацию социальных практик и проектно-исследовательской деятельности учащихся.

486

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.