Научная статья на тему 'Ценностно-смысловое управление процессом гражданского воспитания'

Ценностно-смысловое управление процессом гражданского воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНИЦИАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ / VALUE-SEMANTIC MANAGEMENT / CIVIC EDUCATION / INITIATIVE ACTIVITY / CREATIVITY / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / SUBJECTS OF THE EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капируля Наталья Андреевна

Конституционный запрет на объявление государственной или всеобщей идеологии вывел за пределы правового поля традиционное для России понятие о гражданском воспитании как формировании мировоззрения, соответствующего государственной идеологии. Статья посвящена методологии решения проблемы «единства и целостности, преемственности и непрерывности» гражданского воспитания в условиях действующего законодательства [2]. Ценностно-смысловое управление процессом гражданского воспитания позволяет гарантированно обеспечить формирование социальной ответственности в условиях, когда человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC MANAGEMENT OF CIVIC EDUCATION PROCESS

The constitutional prohibition of declaring a state or universal ideology has taken the concept of civic education, which is traditional for Russia, as the world view formation that is consistent with state ideology, outside the legal framework. The article is devoted to the methodology of solving the problem of "unity and integrity, succession and continuity" [2] of civic education in the current legislation.The value-semantic management of the process of civic education makes it possible to guarantee the formation of social responsibility in conditions when a person, his rights and freedoms are declared the highest value.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловое управление процессом гражданского воспитания»

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ Капируля Н.А. Email: Kapirulya669@scientifictext.ru

Капируля Наталья Андреевна — директор, Центр дополнительного образования «Траектория жизни», г. Санкт-Петербург

Аннотация: конституционный запрет на объявление государственной или всеобщей идеологии вывел за пределы правового поля традиционное для России понятие о гражданском воспитании как формировании мировоззрения, соответствующего государственной идеологии. Статья посвящена методологии решения проблемы «единства и целостности, преемственности и непрерывности» гражданского воспитания в условиях действующего законодательства [2]. Ценностно-смысловое управление процессом гражданского воспитания позволяет гарантированно обеспечить формирование социальной ответственности в условиях, когда человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Ключевые слова: ценностно-смысловое управление, гражданское воспитание, инициативная активность, творчество, системно-деятельностный подход, субъекты системы воспитания.

VALUE-SEMANTIC MANAGEMENT OF CIVIC EDUCATION PROCESS

Kapirulya N.A.

Kapirulya Natalya Andreevna — Director, CENTER FOR CONTINUING EDUCATION "TRAJECTORY OF LIFE", ST. PETERSBURG

Abstract: the constitutional prohibition of declaring a state or universal ideology has taken the concept of civic education, which is traditional for Russia, as the world view formation that is consistent with state ideology, outside the legal framework.

The article is devoted to the methodology of solving the problem of "unity and integrity, succession and continuity" [2] of civic education in the current legislation.

The value-semantic management of the process of civic education makes it possible to guarantee the formation of social responsibility in conditions when a person, his rights and freedoms are declared the highest value.

Keywords: value-semantic management, civic education, initiative activity, creativity, system-activity approach, subjects of the education system.

УДК 3 7.013.75 Экспериментальная педагогика DOI: 10.24411/2312-8089-2019-11505

Гражданское общество как идеал построения гуманистических отношений между людьми всегда привлекало внимание представителей гуманитарной сферы научного познания. В последние десятилетия ряд исследователей изучает проблему движения к этому идеалу посредством гражданского воспитания. В современных условиях осуществлены научные исследования и накоплен практический опыт гражданского воспитания.

Чем обусловлена необходимость такой работы? Отвечая на этот вопрос, можно выделить несколько обстоятельств. На первое из них обращает внимание В.А. Лекторский. Он пишет о том, что одним из лозунгов социального реформирования в России не один десяток лет провозглашается создание гражданского общества. Этот лозунг распространяется через документы органов управления государством и образованием, в частности (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Концепция развития Российского образования до 2020 года). По привычке, выработанной за долгие годы советской власти, педагоги «онаучивают» этот лозунг. Подобные «новые знания» плохо воспринимаются педагогическим сообществом. Поэтому качество гражданского воспитания вызывает все большие опасения. Не случайно одной из задач Национального проекта «Образование» (01.01.2019-31.12.2024) является «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе наших исторических и культурных традиций» [3].

Ученый отмечает: «...что сегодня мы не ближе к гражданскому обществу (как и к полноценной демократии), чем 15 лет тому назад. Нельзя сказать, что у нас нет никаких элементов этого общества, или что у нас полностью отсутствуют какие бы то ни было

демократические начала. Но этих элементов в лучшем случае не становится больше» [4, с. 3]. Обостряя дискуссию на семинаре «Философия-образование-общество», В.А. Лекторский указал на тенденцию считать намерение ориентировать школу на воспитание будущих участников гражданского общества не соответствующим существующему положению дел. Можно утверждать, что выпускник школы, воспитанный в духе гражданского общества, лишается шансов на успех в современном жестоком мире, поскольку востребованы другие качества: цинизм, хитрая расчетливость, предельный эгоизм и беспощадность к реальным или мнимым конкурентам.

Но есть и другое обстоятельство, на которое обращает внимание Б.И. Пружинин: «.. .целью образования как особой подсистемы культуры является отнюдь не приспособление человека к повседневной жизни во всем ее многообразии, но ... прямо противоположное -целенаправленное формирование человека, способного противостоять очень многому в реальной повседневной жизни и, тем самым, способного корректировать эту реальность. Но, готовя людей с определенными ценностными установками, образование смещает интегральную ценностную траекторию реальной жизни во всей ее полноте. В этом и состоит смысл готовности образованного человека к самостоятельной практической жизни» [11, с. 109]. Такое понимание цели образования побуждает некоторых педагогов - ученых и практиков прилагать усилия к ее достижению.

Возможность такой постановки воспитательной деятельности можно показать на примере многолетнего опыта работы педагогического коллектива ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово», который сам сформировался как ответ инициативных граждан на решения Всесоюзного съезда работников просвещения, состоявшегося в 1988 году [7].

Сам факт проведения съезда свидетельствует об осознании обществом необходимости развития гражданской активности как фактора, определяющего его жизнеспособность.

Впервые после Указа 1933 года (остановившего развитие школьных советов и установившего режим единоначалия в управлении) официальное признание получил тезис о том, что жизнеспособность общества и государства зависит от того, насколько хорошо система образования решает задачу гражданского воспитания.

Впервые столь массовый и представительный форум профессионального сообщества признал, что авторитарное управление системой образования препятствует формированию менталитета, необходимого для построения гражданского общества. Впервые была поставлена задача перехода к государственно-общественному управлению образованием. Впервые был введен сам термин «государственно-общественное управление образованием».

Однако 55-летний перерыв теории и практики формирования общественной составляющей управления образованием как школы гражданской активности поставил общество перед необходимостью поиска новых представлений о гражданском воспитании, форм и методов его реализации, механизмов управления процессом гражданского воспитания, соответствующих современным социально-экономическим условиям и требованиям нового законодательства (в условиях деидеологизации и деполитизации опыт коммунистического воспитания, накопленный в СССР, не мог без существенных изменений использоваться в процессе осуществления реформ).

Именно последствия 55-летнего перерыва теории и практики самоорганизации и самоуправления (так понималось гражданское воспитание ещё со времен Платона) породили сомнения в возможности решения этой задачи в современных условиях.

Стремление найти решение задачи, поставленной съездом, послужило мотивом для создания инициативной творческой группы из ученых различных специальностей в рамках общественной организации Добровольное общество содействия развитию молодежных жилищных комплексов «Кожухово».

Отличительной особенностью этого опыта стало проектирование системы образования как школы гражданского воспитания родителями будущих учащихся [8] .

Как показали многочисленные международные научно-практические конференции, проведенные на базе созданного родителями для своих детей образовательного учреждения, именно эта особенность вызывает наибольшее признание зарубежных специалистов как признак близости к высшему идеалу гражданского общества. Ведущие ученые Англии, США, Франции, Канады, Австралии и других государств признают, что если родители сами проектируют школу для своих детей, то само это событие является важнейшим фактором гражданского воспитания, потому что пример социальной активности родителей имеет непреходящее значение для формирования мировоззрения их детей.

Таким образом, целесообразность понимания гражданского воспитания как формирования потребности и способности к самоорганизации, самоуправлению, направленному на творческое преобразование общества во имя общего блага, сформированного группой ученых, выполнявшей социальный заказ родителей, подтвердилось в процессе 20-летней апробации [6].

Необходимо отметить, что под выражением общего блага в данном случае понимается система ценностей, относительно которых достигнуто согласие на основе внутренних побуждений участников самоуправления [10].

Такое понимание гражданского воспитания для России является новым, поскольку ранее (как до 1917 года, так и в период строительства коммунизма) гражданское воспитание в государственных образовательных учреждениях понималось как формирование мировоззрения, соответствующего государственной идеологии (которая действующей Конституцией запрещена), и осуществлялось в условиях действия цензуры (которая также запрещена действующей Конституцией).

Выполнение Закона РФ «Об образовании», устанавливающего новую для истории России норму: «управление образовательным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления» - требует фундаментальных исследований, направленных на конкретизацию представления о самоуправлении.

До настоящего времени в философии не сложилось единого представления о сущности, содержании, формах и методах самоуправления, что создает серьезные препятствия успешному развитию массовой практики гражданского воспитания как формирования потребности и способности к самоуправлению.

Тем более что ч. 2 ст. 3 Конституции РФ гласит, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Реализация народом конституционных форм и методов власти требует особых знаний, умений и навыков, которые могут быть сформированы в процессе гражданского воспитания, осуществляемого в системе образования.

Таким образом, впервые в России был реализован принцип демократического, государственно-общественного управления процессом гражданского воспитания на основе инициативной активности родителей будущих учащихся, реализовавших процесс проектирования образовательного учреждения для своих детей в полном объеме, то есть, начиная от оценки социально-экономических условий и формирования социального заказа до разработки модели и ее реализации после экспертизы государственных органов управления образованием и принятия решения властными структурами об открытии первого государственно-общественного образовательного учреждения.

При этом были определены основные ценности гражданского воспитания:

1. компетентность;

2. общее благо;

3. инициативная активность;

4. законность;

5. самоуправление;

6. системность;

7. саморазвитие;

8. творчество;

9. ценностное выражение отношения к общему благу.

Интерпретация представлений о перечисленных выше ценностях оказывает определяющее влияние на процесс гражданского воспитания, что вызывает необходимость уделить внимание смыслу базовых терминов [10].

Термин «компетентность» в настоящее время используется в двух аспектах: компетентность как способность к достижению успеха при осуществлении определенного вида деятельности и компетентность как наделенность полномочиями.

Соответственно и прилагательное «компетентный», употребляемое как характеристика человека или органа, может нести две смысловые нагрузки: компетентный как наделенный полномочиями и компетентный как способный к решению определенного рода задач.

К сожалению, наличие у субъекта этих двух качеств одновременно наблюдается далеко не всегда. Поэтому одной из основных проблем всех видов управления является обеспечение, наделение полномочиями людей, обладающих способностями к успешной реализации этих полномочий.

Так, например, Всесоюзный съезд работников просвещения, состоявшийся в 1988 году, фактически констатировал, что система наделения полномочиями органов управления образованием не обеспечивает комплектование кадрами, способными к успешной реализации предоставленных им полномочий, поставив вопрос о развитии общественной составляющей системы управления образованием.

Однако развитие инициативы снизу и формирование общественной составляющей управления как формы повышения гражданской активности так же требует обеспечения наделения полномочиями людей, способных к их реализации.

Именно неспособность решить эту проблему привела к отрицательным результатам многие образовательные учреждения, попытавшиеся реализовать права, предоставленные советам первой редакцией Закона РФ «Об образовании». Именно негативный опыт поиска решения этой проблемы методом проб и ошибок послужил причиной для ограничения прав советов в действующей редакции Закона РФ «Об образовании».

Из-за отсутствия информации о положительном опыте у некоторых исследователей складывается впечатление, что в системе образования России в настоящий момент сложилась ситуация, когда верхи не могут и низы не могут управлять ни по-новому, ни по-старому.

Поэтому успешный опыт Центра образования № 1804 «Кожухово» является важным свидетельством возможности качественного решения данной проблемы.

Методика решения задачи обеспечения компетентности осуществлялась на основе реализации следующих этапов:

1. Организация обсуждения решений профессионального сообщества сообществом будущих участников образовательного процесса.

2. Выявление в сообществе участников образовательного процесса представителей, обладающих высокой квалификацией (образованием, ученой степенью, званиями, результатами профессиональной деятельности) и желанием решать проблемы гражданского воспитания.

3. Создание инициативной группы из наиболее компетентных представителей сообщества участников образовательного процесса.

4. Выявление и формирование социального заказа на систему гражданского воспитания.

5. Организация и проведение предусмотренных законом процедур, необходимых для создания полномочных и дееспособных органов самоуправления.

6. Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, направленной на совершенствование технологии повышения компетентности участников образовательного процесса в вопросах гражданского воспитания.

7. Организация процесса социального творчества системы гражданского воспитания силами всех участников образовательного процесса.

Необходимо отметить, что впервые с момента принятия новой Конституции, запрещающей проводить какие-либо опыты над людьми без их согласия, и нового законодательства в области образования, основанного на идее развития инициатив снизу, была успешно реализована организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности силами участников образовательного процесса. Методики советского времени являют собой образец жесткой регламентации организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности только по инициативе сверху.

Именно поэтому в систему ценностей гражданского воспитания была внесена инициативная активность, фактически ликвидированная засильем авторитарных методов управления. Жесткий авторитаризм управления во многом определил кризис советской системы образования, так как в общественном мнении сформировалось убеждение в том, что инициатива снизу наказуема. Поэтому активность, проявляемая обществом, в основном носила ответный характер на инициативы сверху, то есть являлась реакцией на директивы. Как показали исследования социологов, не более 11% обследованных испытывают не отрицательное отношение к директивам. Поэтому активность - реакция на директивы требует постоянной возрастающей подпитки ресурсами, и при их истощении либо быстро угасает, либо превращается в свою противоположность.

Таким образом, построение гражданского общества в условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям, принципиально новому законодательству, новым принципам управления системой образования требует целенаправленной компетентной работы над формированием такого качества, как инициативная активность. То есть активность, вызванная внутренними побуждениями субъекта, особенностями его духовного мира, индивидуального мировосприятия и мировоззрения, его потребности к самореализации в достижении общего блага.

Формирование и развитие инициативной активности у участников образовательного процесса потребовало разработки научно-обоснованных форм и методов специфической деятельности, обеспечивающей гармонию инициативной активности и компетентности [10]. Основные положения методики формирования инициативной активности могут быть представлены в виде реализации следующих этапов:

1. формирование у участников образовательного процесса представления об инициативной активности как качестве личности, необходимом для успешной социализации;

2. информирование участников образовательного процесса о проблемах и рисках, связанных с формированием и развитием инициативной активности;

3. ознакомление участников образовательного процесса с методиками эффективного и безопасного формирования и развития инициативной активности на основе компетентностного подхода;

4. организация научно-обоснованного процесса формирования и развития инициативной активности всех участников образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

Необходимым условием развития гражданского самосознания является формирование представлений о законности и формирование потребности и способности к успешной самореализации в соответствии с требованиями законодательства.

Реализация этой ценности (законности) представляет собой особенно сложную проблему в связи с повышением интенсивности процесса изменения законодательства.

Законодательство меняется настолько быстро, что профессиональные юристы зачастую затрудняются своевременно корректировать методы своей деятельности в соответствии с новыми требованиями закона. Что касается рядовых граждан, то они, как правило, не проявляют активности в самостоятельном изучении быстро меняющегося законодательства, что приводит к определенным проблемам, препятствующим успешной самореализации и социализации. В преамбуле действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано: «В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами» [1]. Поэтому в современных условиях сверхвысокой динамики правовых норм реализация законности как ценности гражданского воспитания требует применения инновационных методов воспитательной работы, направленной на реализацию следующих этапов деятельности:

1. организация изучения участниками образовательного процесса ценностных аспектов истории развития права;

2. организация изучения участниками образовательного процесса ценностных аспектов истории развития отечественного права;

3. ознакомление участников образовательного процесса с основными закономерностями, определяющими рост темпов изменения законодательства и возникающими в связи с этим проблемами;

4. информирование участников образовательного процесса о рисках, угрожающих развитию гражданского общества в связи с повышением темпов изменения законодательства;

5. обучение участников образовательного процесса основным принципам и методам позитивной самореализации и социализации в условиях нарастающих темпов изменения законодательства;

6. организация процесса формирования и развития инициативной активности на основе компетентностного подхода в соответствии с требованиями законодательства;

7. изучение участниками образовательного процесса положений действующего законодательства, не обеспеченных методиками и не имеющих традиций в связи с их новизной;

8. организация научно-исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельности, направленной на разработку эффективных и безопасных методик реализации новых требований законодательства силами участников образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация принципа законности на современном этапе построения гражданского общества может быть осуществлена только на основе творческого подхода, что и определяет необходимость включения творчества в состав базовых ценностей гражданского воспитания.

Творчество в данном случае понимается как способность корректно ставить и успешно решать новые задачи в любой области деятельности, в том числе в построении гражданского общества в России [10].

Так, например, решение задач гражданского воспитания на основе стремления к реализации перечисленных выше ценностей (представление о такой ценности, как общее благо, было сформулировано ранее) требует внесения корректив в систему образования на уровне образовательного учреждения, то есть требует изменения состава, структуры, форм и методов деятельности, предъявляет новые требования к компетентности персонала и участников образовательного процесса в целом, поэтому в состав базовых ценностей гражданского воспитания необходимо внести такую ценность, как системность.

На первом этапе достаточно воспользоваться традиционными представлениями о системном подходе. Однако для достижения высокого уровня гражданского воспитания требуется специальное исследование, позволяющее обеспечить соответствие возможностей субъекта возрастающей динамике социально-экономических отношений постиндустриального общества.

При создании Центра образования № 1804 «Кожухово» первым структурным подразделением инновационного образовательного учреждения стал центр системного проектирования и координации программ, к задачам которого были в частности отнесены следующие:

• оценка развития системы образования на уровне учреждения в целом;

• обеспечение гармонии развития и взаимодействия структурных подразделений и учреждения в целом;

• обеспечение процесса подготовки управленческих решений при осуществлении системного проектирования модели гражданского общества;

• сбор, изучение и анализ информации о представлениях, подходах и практических результатах в области построения гражданского общества в России и за рубежом;

• информирование участников образовательного процесса о состоянии научно-практических разработок в области построения гражданского общества;

• оказание помощи участникам образовательного процесса в организации самостоятельной научно-исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельности, направленной на совершенствование форм и методов построения гражданского общества;

• обеспечение гармоничной позитивной самореализации каждого участника образовательного процесса в построении модели гражданского общества на уровне образовательного учреждения.

Реализация перечисленных выше методов обеспечивает повышение интеллекта участников образовательного процесса до уровня, позволяющего эффективно и безопасно реализовать право на самоуправление, предусмотренное Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией РФ, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Национальным проектом «Образование».

В целях обеспечения позитивного влияния развития самоуправления участников образовательного процесса на деятельность учреждения в целом реализуются инновационные образовательные технологии, позволяющие решить следующие задачи:

1. организация изучения участниками образовательного процесса сравнительной характеристики государственного и общественного управления;

2. организация изучения участниками образовательного процесса истории развития представлений о демократии;

3. информирование участников образовательного процесса о проблемах и рисках, связанных с развитием демократии и государственно-общественного управления;

4. организация изучения участниками образовательного процесса истории развития демократии и государственно-общественного управления в России в целом и в образовании в частности;

5. информирование участников образовательного процесса о современных представлениях мирового сообщества относительно роли образования в построении гражданского общества;

6. информирование о перспективах, проблемах и рисках, связанных с соблюдением принципа демократического, государственно-общественного управления образованием, обеспечением управления образовательным учреждением на принципах единоначалия и коллегтальности и реализацией прав участников образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением;

7. обучение участников образовательного процесса эффективным и безопасным методам обеспечения демократического, государственно-общественного характера управления образованием, управления образовательным учреждением на принципах единоначалия, коллегиальности, самоуправления и реализации прав участников образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением.

Решение перечисленных выше задач в условиях динамично изменяющегося социума требует постоянного саморазвития каждого участника образовательного процесса, сообщества участников образовательного процесса и учреждения в целом на основе использования их внутренних ресурсов. Поэтому саморазвитие позиционируется как ценность-цель и ценность-средство гражданского воспитания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевым условием для организации успешного, эффективного и безопасного процесса гражданского воспитания является представление об общем благе в форме, доступной для всех участников образовательного процесса.

Исследования, проведенные на базе ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово», показали, что в качестве такой формы может быть использовано ценностное выражение отношения к общему благу.

Это означает, что существующее представление об общем благе выражается в виде системы ценностей, которые определяют смысл, цель и результат деятельности сообщества участников образовательного процесса. Сам процесс формирования ценностного выражения представления об общем благе организуется на основе инновационных технологий, позволяющих сформировать у участников образовательного процесса потребность и способность в определении, совершенствовании и реализации общей системы ценностей. Данный подход получил название ценностно-смыслового самоуправления [9].

В процессе 20-летней апробации инновационных подходов к организации гражданского воспитания удалось обеспечить одновременное и стабильное повышение интеллекта, воспитанности, обученности и здоровья учащихся. При этом следует отметить, что Центр образования «Кожухово» создавался в одном из самых криминогенных районов города Москвы. На момент открытия по данным психологов более 80% учащихся нуждались в коррекции. Отмечалось значительное распространение наркомании и детской преступности. Все эти негативные явления были ликвидированы после введения в действие новой системы гражданского воспитания.

Динамику системы ценностей учащихся можно проиллюстрировать на следующем примере. Если к моменту ввода системы в действие лидирующими ценностями учащихся были деньги, власть и сила, то в настоящий момент отмечается стабильное доминирование таких ценностей, как жизнь, дружба, семья, Отечество, здоровье, образование, вера, культура и т.д. То есть инновационная система гражданского воспитания обеспечивает устойчивую динамику от эгоцентрической к социоориентированной системе ценностей. В течение многих лет отмечается рост социальной активности и компетентности, проявляющихся в успешном участии обучающихся в процессах формирования гражданского общества на всех уровнях: от школьного до международного.

Только в течение одного учебного года учащиеся приняли активное участие в 435 мероприятиях, в том числе:

Городская акция «Моя семья и город», Всемирный День единения Добрых Людей Земли, Всероссийский военно-исторический сбор «Не меркнет слава поля Куликова», «Юный миротворец», Всероссийский форум «Языки народов мира - национальное богатство общества и государства», Международный фестиваль «Мир Добра», Фестиваль детских общественных организаций, акции «От сердца к сердцу», «Остров подвига и память героев Отечества», «Неделя Добра в ЮВАО», «День Победы», презентация проекта «История рода, история Родины», летняя поисковая экспедиция в Великих Луках, митинги, посвященные жертвам терроризма, гренадёрам, погибшим под Плевной, воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Центр образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово» завоевал почётное право именоваться Школой Мира, награжден Орденом Мира, юбилейной медалью «60-летие миротворческих операций ООН» и почетной грамотой за вклад в реализацию идеалов мира, провозглашённых ООН, и активное участие в образовательном проекте «Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира».

Рост уровня компетентности учащихся можно проиллюстрировать на следующем примере: начиная со средней школы, учащиеся принимают активное участие не только в работе школьного научного общества, но и в конкурсах научных студенческих работ в рамках сотрудничества с вузами различного профиля. При этом результативность участия в этих конкурсах не уступает показателям студентов старших курсов. Многие учащиеся стали авторами печатных трудов по различным направлениям научной деятельности. Работы учащихся отмечены многочисленными наградами на различных профильных международных и

российских конкурсах. По результатам более чем 200 международных и российских научно-практических конференций, проведенных на базе Центра образования «Кожухово», модель получила признание как антикризисная в связи с тем, что продемонстрировала решение проблем, перечисленных в работе М.Г. Кумбса «Кризис образования: системный анализ» [5].

В апреле 2009 года «Антикризисная модель образования» была выдвинута на Всероссийский профессиональный конкурс «Инноватика в образовании», проходивший в рамках Российского образовательного форума 2009, удостоена звания лауреата и статуса «Жемчужина российского образования» [6].

В мае 2009 года антикризисная модель образования была представлена на пленарном заседании III Международного симпозиума в Южной Корее, посвященного вопросам создания всемирного образовательного пространства.

По результатам представления модели участниками симпозиума выдвинута инициатива об организации постоянно действующего международного форума, посвященного вопросам изучения и распространения антикризисной модели образования в целях преодоления кризиса цивилизации и дальнейшего антикризисного развития.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о перспективности организации процесса распространения инновационной системы гражданского воспитания, основанной на ценностно-смысловом самоуправлении не только в России, но и за рубежом.

Список литературы / References

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 07.08.2019).

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 07.08.2019).

3. Национальный проект «Образование» // Минпросвещения Российской Федерации, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/rugovdassifier/833/events/ (дата обращения: 06.08.2019).

4. Лекторский В.А. Современное образование и гражданское общество (вместо предисловия). // Труды научного семинара «Философия - образование - общество»/ Под ред. В.А. Лекторского. М.: НТА «АПФН», 2006. Т. 3.

5. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ / Ф.Г. Кумбс. М., 1970.

6. Курбатов А.В. Антикризисная модель образования / А.В. Курбатов // Научно-практический журнал «Уровень жизни населения регионов России», февраль, 2011. М.: Изд-во «Всероссийский центр уровня жизни».

7. Курбатов А.В. Ценностно-смысловая парадигма воспитания / А.В. Курбатов, Л.А. Курбатова // Педагогический журнал, 2018. Т. 8. № 5А. С. 349-358.

8. Курбатова Л.А. Современные модели непрерывного образования / Л.А. Курбатова // Научно-теоретический журнал «Наука и образование сегодня». № 10 (33). М.: Изд-во «Проблемы науки», 2018. С. 45-48.

9. Парницына-Курбатова Н.А. Ценностно-смысловое управление как фактор устойчивого развития / Н.А. Парницына-Курбатова // Опыт работы ассоциированных школ ЮНЕСКО РФ в формировании здорового поколения в интересах устойчивого развития: мат. Всероссийской конференции ассоциированных школ ЮНЕСКО РФ (24-25 апреля 2008 года). М.: ТРИМЕД-Групп, 2008.

10. Парницына-Курбатова Н.А. Ценностно-ориентированное управление процессом гражданского воспитания (на примере работы ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово») / Н.А. Парницына-Курбатова // Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития. Международная научно-практическая конференция «Осовские педагогические чтения». Саранск: Мордовский госуд. пед. ин-т, 2010.

11. Пружинин Б.И. Социальная роль философии в динамическом обществе (методологический аспект). // Труды научного семинара «Философия - образование - общество»/ Под ред. В.А. Лекторского. М.: НТА «АПФН», 2008. Т. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.