Научная статья на тему 'О проектировании инновационных образовательных практик'

О проектировании инновационных образовательных практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная образовательная практика / проектирование / жизненный цикл проекта практики / дидактический анализ образовательной практики / классификация практик / направления развития практики. / innovative educational practice / design / life cycle of the practice project / didactic analysis of educational practice / classification of practices / directions of practice development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Олеговна, Осмоловская Ирина Михайловна

В статье дается дидактическое представление о сущности и содержании современных инновационных образовательных практик. Процесс их проектирования рассмотрен с точки зрения управления проектами через этапы жизненного цикла проекта. Образовательная практика определяется авторами как целостность образовательной деятельности и обеспечивающих ее условий: дидактических подходов, теоретических положений, социальных институтов, субъектов практики. Проанализированы пути и направления распространения новаций в области образования – «по вертикали» и «по горизонтали», которые отличаются, прежде всего, инициаторами и активностью субъектов практики. Рассмотрена зависимость направления развития инновационных образовательных практик от актуальных социокультурных требований. Показано, что инновационные практики являются точками роста образовательных систем, готовят «прорыв» в их развитии, позволяют рассмотреть образование с альтернативных позиций, включить фрагменты практик в традиционную педагогическую действительность. Представлена классификация инновационных практик на основе проблем, на решение которых они направлены. Выделены две группы практик: ориентированных на технологизацию образования и ориентированных на гуманитаризацию образования, каждая из которых содержит несколько видов практик. Одной из основных проблем инновационных образовательных практик является их институционализация. Анализ алгоритма процесса проектирования, его основных и обязательных элементов с позиции образовательной деятельности показал, что последовательные действия по инициации проекта, его планированию и разработке, реализации, контролю исполнения, а также завершению проекта, то есть выполнение всех этапов проектирования, позволяют практике стать массовой, институционализироваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Олеговна, Осмоловская Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Designing Innovative Educational Practices

The article gives a didactic idea of the essence and content of modern innovative educational practices. The process of their design is considered from the point of view of project management as the stages of the project life cycle. Educational practice is defined by the authors as the integrity of educational activities, and providing its conditions: didactic approaches, theoretical provisions, social institutions, subjects of practice. The ways and directions of dissemination of innovations in the field of education – «vertically» and «horizontally», which differ, first of all, by the initiators and activity of the subjects of practice, are analyzed. The dependence of the direction of development of innovative educational practices on modern socio-cultural requirements is considered. It is shown that innovative practices are the points of growth of educational systems, preparing a «breakthrough» in their development, allowing to consider education from alternative positions, to include fragments of practices in the traditional pedagogical reality. The classification of innovative practices is presented, based on the problems they are aimed at solving. Two groups of practices are identified: the ones focused on technologization of education and the others focused on the humanization of education, each of which contains several types of practices. One of the main problems of innovative educational practices is their institutionalization. The analysis of the algorithm of the design process, its basic and mandatory elements from the standpoint of educational activities showed, that consistent actions on the initiation of the project, its planning and development, implementation, control of execution, as well as the completion of the project, that is, the implementation of all stages of design allows the practice to become mass, institutionalized.

Текст научной работы на тему «О проектировании инновационных образовательных практик»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10271 УДК 37.01 (37.02)

Е. О. Иванова https://orcid.org/0000-0003-0030-0372

И. М. Осмоловская https://orcid.org/0000-0002-4381-0922

О проектировании инновационных образовательных практик

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта 17-06-00474 «Дидактический анализ и моделирование инновационных образовательных практик»

В статье дается дидактическое представление о сущности и содержании современных инновационных образовательных практик. Процесс их проектирования рассмотрен с точки зрения управления проектами через этапы жизненного цикла проекта. Образовательная практика определяется авторами как целостность образовательной деятельности и обеспечивающих ее условий: дидактических подходов, теоретических положений, социальных институтов, субъектов практики. Проанализированы пути и направления распространения новаций в области образования - «по вертикали» и «по горизонтали», которые отличаются, прежде всего, инициаторами и активностью субъектов практики.

Рассмотрена зависимость направления развития инновационных образовательных практик от актуальных социокультурных требований. Показано, что инновационные практики являются точками роста образовательных систем, готовят «прорыв» в их развитии, позволяют рассмотреть образование с альтернативных позиций, включить фрагменты практик в традиционную педагогическую действительность.

Представлена классификация инновационных практик на основе проблем, на решение которых они направлены. Выделены две группы практик: ориентированных на технологизацию образования и ориентированных на гуманитаризацию образования, каждая из которых содержит несколько видов практик.

Одной из основных проблем инновационных образовательных практик является их институционализация. Анализ алгоритма процесса проектирования, его основных и обязательных элементов с позиции образовательной деятельности показал, что последовательные действия по инициации проекта, его планированию и разработке, реализации, контролю исполнения, а также завершению проекта, то есть выполнение всех этапов проектирования, позволяют практике стать массовой, институционализироваться.

Ключевые слова: инновационная образовательная практика, проектирование, жизненный цикл проекта практики, дидактический анализ образовательной практики, классификация практик, направления развития практики.

GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

E. O. Ivanova, I. M. Osmolovskaya

About Designing Innovative Educational Practices

The article gives a didactic idea of the essence and content of modern innovative educational practices. The process of their design is considered from the point of view of project management as the stages of the project life cycle. Educational practice is defined by the authors as the integrity of educational activities, and providing its conditions: didactic approaches, theoretical provisions, social institutions, subjects of practice. The ways and directions of dissemination of innovations in the field of education - «vertically» and «horizontally», which differ, first of all, by the initiators and activity of the subjects of practice, are analyzed. The dependence of the direction of development of innovative educational practices on modern socio-cultural requirements is considered. It is shown that innovative practices are the points of growth of educational systems, preparing a «breakthrough» in their development, allowing to consider education from alternative positions, to include fragments of practices in the traditional pedagogical reality. The classification of innovative practices is presented, based on the problems they are aimed at solving. Two groups of practices are identified: the ones focused on technologization of education and the others focused on the humanization of education, each of which contains several types of practices. One of the main problems of innovative educational practices is their institutionalization. The analysis of the algorithm of the design process, its basic and mandatory elements from the standpoint of educational activities showed, that consistent actions on the initiation of the project, its planning and development, implementation, control of execution, as well as the completion of the project, that is, the implementation of all stages of design allows the practice to become mass, institutionalized.

Keywords: innovative educational practice, design, life cycle of the practice project, didactic analysis of educational practice, classification of practices, directions of practice development.

© Иванова Е. О., Осмоловская И. М., 2019

Новшества в образовании обусловлены тем, что изменяются требования к выпускникам школ и вузов; изменяются условия жизни и профессиональной деятельности, в которых им предстоит реализоваться; изменяется среда, в которой разворачивается процесс обучения. В любое время в динамичных социокультурных условиях система образования испытывает потребность в новациях разного типа -перманентных или единовременных, эволюционных или революционных.

Если рассмотреть направления внедрения новшеств, можно выделить инновации, внедряемые «по вертикали» и «по горизонтали». Инновации вертикального типа - это новшества, идущие сверху вниз (от органов управления образованием, например, стандартизация образования, введение ЕГЭ, электронных учебников) и снизу вверх (начинающиеся с инициативы учителей, научных разработок, и поднимающиеся до нормативного уровня, включающего обязательные предписания для исполнения всеми педагогическими коллективами). В качестве примеров можно вспомнить системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова и Л. В. Занкова, которые в советское время функционировали наряду с традиционной системой с полным нормативным обеспечением; назвать проектную деятельность, которая нашла отражение в образовательных стандартах после того, как активно распространилась в школьной реальности.

Второе направление распространения инноваций - горизонтальное, от педагога к педагогу. Раньше это происходило посредством обмена опытом (вспомним, как многие учителя ездили по стране учиться у педагогов-новаторов), сейчас осуществляется за счет коммуникации в профессиональных сообществах педагогов, где они делятся своими методическими находками. Подавляющее большинство таких групп базируется в информационно-образовательной среде, что позволяет значительно увеличить масштабы распространения инноваций.

Изучение современной образовательной реальности показывает, что источниками инноваций, возникающих и распространяющихся в образовании, зачастую являются инновационные образовательные практики.

Образовательная практика - это образовательная действительность в целом, включающая образовательную деятельность и условия, ее обеспечивающие: основные дидактические подходы, теоретические положения, нормирующие ее, совокупность социальных институтов, субъектов практики - педагогов, обучающихся, родителей, работодателей, представителей социума. Она включает как традиционные аспекты организации образования, так и инновационные. Существующие в образовательной практике новшества - разные по уровню внедрения (государственный, региональный, локальный, уро-

вень образовательной организации). Среди них можно выделить инновационные образовательные практики, которые создаются для решения актуальных проблем образования «здесь и сейчас». Для возникновения такой практики необходим субъект или группа субъектов, достаточно активных, чтобы начать действовать, выходя за границы нормативно определенного поля образовательной деятельности. У создателя инновационной практики обязательно есть новая идея, которая на начальном этапе развития практики разработана в различных практиках в разной мере. Ее конкретизация, обогащение, дидактическое обеспечение осуществляется в процессе дальнейшей реализации практики.

В качестве примера инновационных образовательных практик можно назвать «школу диалога культур» (В. С. Библера, С. Ю. Курганова) [14], «мыследеятельностную педагогику» (Ю. В. Громыко) [3], «коммуникативную дидактику» (Ю. Л. Троицкого) [13], «драмогерменевтику» (В. М. Букатова) [1], «тьюторство» (Т. М. Ковалевой) [8] и др.

Инновационные образовательные практики возникают в ответ на вызовы современности, их можно рассматривать как ростки нового, которые, возникая как локальные феномены, либо распространяются в массовой педагогической действительности, либо «уходят в небытие». Это - те новшества, которые распространяются горизонтально и служат ресурсом движения элементов новшеств снизу вверх.

Соотнеся инновационные образовательные практики с временем их появления и активного распространения, мы установили, что в разные исторические периоды они отличаются по своей сущности и основной направленности. Так, в 90-е гг. прошлого века много внимания уделялось развитию индивидуальности, самопроявлению и самореализации личности, соответственно, востребованные инновационные образовательные практики ориентировали на развитие творческого мышления, построение индивидуальных образовательных траекторий, развитие эмоциональной сферы обучающихся, коммуникации. В настоящее время - время «менеджеризации» образования - фокус внимания смещается в сторону технологичности процесса обучения, соответственно, меняется характер инновационных практик, которые теперь ориентируются на технологизацию процесса обучения, формирование умений работать с информацией. Активно развиваются практики смешанного обучения, массовые открытые он-лайн-курсы (МООК), разнообразные проекты, связанные с внедрением идей электронной школы. Развитие когнитивно-дидактических исследований способствует востребованности практик визуализации изучаемого, составления ментальных карт, инфогра-фики, фреймов. Данные поиски осуществляются повсеместно, так как проблемы образования во многом носят глобальный характер [16, 18, 19, 20].

Отметим, что изменяется и субъектность инноваций - если в конце прошлого века за каждой инновационной практикой стояла личность педагога, иногда вместе с последователями, то практики XXI в. обезличены, педагогами подхватываются дидактические идеи, которые «витают в воздухе». Это можно сказать и о массовых открытых он-лайн-курсах, и о смешанном обучении, и о перевернутом классе [15, 17].

Интересно, что ни одна из инновационных образовательных практик, активно разрабатывавшихся в 90-е гг. прошлого столетия, не стала институционализированной, не внедрена в масштабе страны, хотя проблемы, решаемые данными практиками (развитие мышления обучающихся, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностной сферы), и сегодня актуальны. Интерес сместился в сторону других образовательных практик.

Однако, несмотря на то, что те или иные практики не внедрены в институциональном порядке, нет нормативно предписанных указаний их реализации в масштабах страны, они оказали значительное влияние на развитие образования, отразившись в идеях Федеральных государственных образовательных стандартов (метапредметность, личностные результаты), дав старт новым исследованиям (например, антропологической сущности образования).

Инновационные образовательные практики - это точки роста образовательных систем, дающие возможность осуществить «прорыв» в развитии образования, рассмотреть его с иных позиций, включить фрагменты практик в традиционную педагогическую действительность.

Мы провели анализ с дидактических позиций наиболее распространенных в отечественном образовании практик, руководствуясь предложенной нами схемой: проблема, которую решает образовательная практика; дидактические основания практики; цели и ценности образовательной деятельности; содержание образования, реализующееся в практике; методы, формы организации процесса обучения; представление о результатах обучения; характер взаимодействия учителя и учащихся [5].

Нами была разработана классификация инновационных образовательных практик, основанная на проблемах, на решение которых направлена практика. Для примера выбраны наиболее показательные по отношению к рассматриваемым ориентирам образовательные практики [5].

Инновационные образовательные практики:

1. Ориентированные на технологизацию образования:

1.1. Без использования ИКТ:

— Технология полного усвоения знаний.

— Модульное обучение.

1.2. С использованием ИКТ:

— Смешанное обучение.

— Геймификация обучения.

— Веб-квесты.

2. Ориентированные на гуманитаризацию образования:

2.1. Ориентированные на развитие мышления

обучающихся:

— Практика мыследеятельности (Ю. В. Громыко) [3].

— Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) (В. Гузеев) [4].

— Развитие критического мышления через чтение и письмо.

— Когнитивно-дидактические практики: ментальные карты, фреймы, практики визуализации.

— Теория решения изобретательских задач в школе (А. Гин) [2].

2.2. Ориентированные на развитие коммуникации:

— Коммуникативная дидактика (понимающее обучение) (Ю. Л. Троицкий) [13].

— Практика управляемого диалога.

— Дебаты.

2.3. Ориентированные на эмоциональное развитие:

— Драмогерменевтика (В. М. Букатов) [1].

— Панорамное обучение (М. Казиник) [7].

— Технология не-урока (Лора Макмак) [9].

2.4. Практики индивидуализации:

— Обучение по индивидуальным учебным планам.

— Тьюторское сопровождение обучения (Т. М. Ковалева) [8].

— Образовательные путешествия.

Опираясь на предложенную нами схему анализа и классификацию, мы можем описать порядок действий при создании новой образовательной практики. Рассмотрим его с позиции управления проектами [11], проанализировав алгоритм процесса проектирования, его основные и обязательные элементы с позиции образовательной деятельности.

Этапы жизненного цикла проекта (хотя единых подходов к их определению не существует) включают следующие ключевые «вехи»:

— Инициация проекта (проблематизация, концептуализация).

— Планирование и разработка проекта.

— Реализация (осуществление) проекта.

— Контроль исполнения.

— Завершение проекта.

Разберем, что происходит (или должно происходить) на каждом из этапов проектирования инновационных образовательных практик. Для примера возьмем одну из наиболее успешно развивающихся в настоящее время практик - практику тьюторского сопровождения, разрабатываемую командой под руководством Т. М. Ковалевой. Данный опыт является

значимым для раскрытия темы нашего исследования, так как эта деятельность изначально конструировалась с учетом специфики российского образования (хотя имеет глубинную связь с тьюторством в европейских, прежде всего английских, университетах), она не была заимствована, а затем адаптирована к условиям отечественного школьного образования

Инициация проекта предполагает ответы на следующие вопросы, как в точности должен выглядеть результат проекта, каковы его количественные и качественные характеристики, какие условия должны учитываться при реализации проекта, каковы требования и ограничения цели проекта, каков масштаб проекта.

Инициация проекта включает в себя:

1. Анализ и фиксацию проблемы, которую образовательная практика призвана решать. Формулировка проблемы сопровождается выявлением ее типа: ориентирована ли она на усиление технологиза-ции обучения либо на гуманитаризацию образования.

2. Концепцию практики, отражающую ее базовую ориентацию. Проектируя новую образовательную практику, педагог обязательно вычленяет важные для него теоретические положения (которые по своей сути могут быть философскими, социологическими, психологическими, педагогическими), позволяющие создать стройную систему образовательной деятельности. При этом знания, умения и действия учеников в любой инновационной образовательной практике присутствуют, но могут изменяться их место, роль, функции в зависимости от ее базовой ориентации.

Также концепция практики задает дидактические подходы, которые будут положены в основание практики: если практика технологически ориентирована - это традиционный знаниевый либо систем-но-деятельностный подходы. Если практика гуманитарно ориентирована, то в ее в основе лежат лич-ностно-ориентированный, компетентностный подходы.

3. Целеполагание - описание планируемой практики как идеального представления о результате инновационной деятельности в сфере образования, ее характерных черт, а также этапов достижения этой цели с учетом необходимых ресурсов. Формируя идеальное представление о практике, ее создатель ориентируется на актуальные тренды. В настоящее время к ним можно отнести организацию активной деятельности обучающихся, в том числе и с использованием современных инструментов и материалов (в различного рода экспериментаниумах, квантори-умах, технопарках и т. д.); использование проект-но-исследовательской деятельности, элементов гей-мификации; организацию учебного и воспитательного процесса в информационно-образовательной

среде с использованием ее богатейших образовательных ресурсов.

Представление о результатах практики включает, в том числе, и направления распространения инноваций, то есть вертикальное или горизонтальное внедрение возможных новшеств. В зависимости от этого «видится» масштаб и глубина потенциальных изменений.

4. Создание команды проекта - выработка общего видения будущей практики, ее целей, решаемых проблем, путей ее создания, определение процедур сотрудничества. Значимым для проектирования жизнеспособной образовательной деятельности является поиск единомышленников, готовых развивать данную практику с учетом требований различных уровней и организаций образования. Тем самым появляется потенциальная возможность выйти за пределы локальных практик и институционализировать их.

Пример. На этапе инициации проекта были сформулированы основные положения практики тьюторства. Указывалось, что она направлена на решение проблемы включения учащихся в деятельность по осмыслению и осознанию собственного познавательного интереса, «проявлению» его с опорой на задумки, идеи, неосознанный интерес.

В основу тьюторства изначально положен принцип индивидуализации, в самом общем виде предполагающий учет личностных особенностей учащихся. Однако, как будет показано в дальнейшем, в ходе разработки проекта практики этот принцип претерпел серьезные изменения.

Другим принципом, значимым для создания данной практики, стал принцип открытости образования как возможность выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную индивидуальную образовательную программу. При этом в качестве обязательного элемента выступает рефлексия как условие перехода от образования к самообразованию.

Создание команды проекта началось одновременно с разработкой концептуальных оснований практики в 90-х гг. прошлого века в школе «Эври-ка-развитие» в Томском академгородке. Позднее к инициативной группе стали присоединяться другие школы, чтобы совместно разрабатывать принципиально новую для российского образования практику

Второй этап проектирования - это планирование и разработка проекта, которые опираются на целый комплекс принципов планирования. Рассмотрим, как можно реализовать те из них, которые наиболее значимы для создания инновационных практик в области образования.

Целенаправленность - приоритет главной цели проекта, создание совокупности соподчиненных подцелей, согласованность краткосрочных и перспективных целей и задач. Общие представления о новой образовательной практике должны быть ди-

дактически конкретизированы с выявлением основных компонентов процесса обучения. Для этого создатель практики отвечает на вопросы: требуется ли новое содержание образования, или предполагается работать с традиционным; каким формам и методам будет отдано предпочтение; нужно ли разрабатывать специфические технологии и т. д.

Системность - системный подход к анализу внешних и внутренних факторов, влияющих на проектируемую практику, разработка ее целостной структуры (с определением взаимосвязей между элементами). Данный принцип нацеливает на педагогическое обустройство деятельности педагогов, обучающихся, управленцев (в зависимости от масштаба планируемых новшеств). Очень важно увидеть «болевые точки» традиционного образования, которые в наибольшей степени будут затронуты инновационной практикой для того, чтобы в ходе ее проектирования предложить конкретные механизмы работы с ними. Сюда можно отнести, в первую очередь, вопросы научно-методического обеспечения деятельности преподавателей, КИМов, встраивания новой практики в существующую систему.

Особого внимания требует готовность педагогов (не входящих в проектную и внедренческую команду) изменить свою работу для того, чтобы воплотить в жизнь предлагаемую инновационную практику. Как показывает опыт, они будут стремиться это делать в том случае, если 1) поймут цели, задачи, преимущества новшеств; 2) получат (хотя бы на начальном этапе) готовый инструментарий, обеспечивающий весь дидактический цикл - от постановки целей и задач до контроля и оценки результатов.

Принцип гибкости и адаптивности нацеливает создателей инновационной практики на учет возможных изменений. Данный принцип в системе образования сегодня становится одним из ведущих, так как все чаще педагогам приходится работать в условиях неопределенности - мы не знаем, каким будет мир через несколько лет, следовательно, не можем однозначно спроектировать конкретные цели всей образовательной деятельности. Мы не знаем, к чему готовить подрастающее поколение, какие профессии и компетенции будут востребованы, как эффективно работать с детьми «цифровой культуры». При планировании практики следует ориентироваться не только на решаемую проблему и желаемый результат, но и закладывать возможности ее быстрого изменения без потери качества.

Это связанно с тем, что на основе осуществленного целеполагания происходит выбор максимально благоприятных альтернатив, способных привести к результату с максимальной скоростью и минимальными затратами. Происходит «процесс ментальной и материальной инвентаризации»: анализ необходимых материальных, человеческих, информационных, временных ресурсов. Производится выбор дей-

ствий, конструируется их последовательность для решения задачи в рамках поставленной цели [11].

На этапе планирования и разработки инновационной образовательной практики важно разработать критерии ее предполагаемой эффективности. Они обязательно включают, во-первых, критерии, характеризующие успешность решения той проблемы, ради которой практика создавалась, а, во-вторых, решение практикой традиционных дидактических задач, связанных с освоением учащимися содержания образования. Более того, анализируя, почему те или иные результативные практики не внедряются в педагогическую действительность, хотя их применение дает прекрасные результаты, мы установили, что нужно прогнозировать необходимый и достаточный объем ресурсов (временных, интеллектуальных, материальных), который требует ее реализация.

Пример. Тьюторская практика строилась с учетом приоритетных направлений развития образования. Так, еще в 2001 г. Т. М. Ковалевой в качестве таковых были выделены технологии открытого образования, общественный интерес к сфере общих способов деятельности, смещение акцентов в содержании образования со знаниевого компонента на самостоятельность действий и размышлений. Одновременно предусматривалась работа в нескольких направлениях: разработка теоретических и деятельностных оснований практики, соотносимых с конкретными видами и формами тьюторского сопровождения, планируемыми результатами и средствами их оценивания; расширение базы практики; привлечение сторонников; создание системы подготовки и переподготовки педагогов к выполнению функций тьютора; принятие мер для институционализации позиции тьютора.

Третий этап - реализация (осуществление) проекта — предполагает выполнение работ, необходимых для достижения основных целей. Осуществление проекта всегда несет в себе изменения, перевод системы из существующего состояния в желаемое за счет последовательных действий, направленных на получение промежуточного или конечного результата, воплощающего в реальность задуманную идеальную модель [6].

Многие из существующих сегодня инновационных образовательных практик «проявляются» сразу на этапе реализации, так как создаются для решения актуальных проблем образования «здесь и сейчас». Инициатор практики (команда) начинает не с разработки концепции, теоретических оснований, модели и т. д., а сразу - с реализации своей идеи в педагогической действительности. Идея, детерминирующая новшество, как указывалось выше, на начальном этапе проектирования может быть разработана с различной степенью глубины в отдельных практиках. В ходе реализации практики осуществляется ее конкретизация, обогащение, дидактическое обеспечение. Данный подход может вызвать трудности с

распределением ресурсов, с логичностью и последовательностью решения задач практики.

Особое внимание на этапе реализации проекта целесообразно уделять поддержанию соответствия промежуточных результатов основной цели практики. В существующих условиях постоянных изменений субъектов практики (педагогов, обучающихся, родителей), требований к системе образования, представлений о формах, методах, средствах и результатах обучения и воспитания на разных ее уровнях возникает проблема множественности промежуточных результатов проектирования инновационных практик.

Основные требования к этапу реализации проекта:

— логичность и последовательность в решении конкретных задач, в соответствии с разработанным планом;

— эффективная коммуникация, связанная с созданием информационных каналов, система обратной связи между членами команды.

— объективная промежуточная оценка полученных результатов (мониторинг) и коррекция на этой основе хода проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример. В ходе реализации тьюторской практики была осуществлена работа в соответствии со всеми поставленными задачами проекта. Теоретическая работа привела к конкретизации одного из основополагающих принципов - принципа индивидуализации. В условиях постмодернистского изменения дидактического знания, реализации антропологического подхода сущностью индивидуализации признавалось конструирование каждым учеником собственного содержания образования в зависимости от его потребностей, интересов, склонностей. Этот процесс осуществляется на основе учета всех ресурсов образовательной и социокультурной среды, в ходе осуществления и дальнейшей реализации выбора ученика, его проб в различных образовательных областях, ориентироваться в которых ученику помогает тьютор.

Разрабатывая специфику тьюторской деятельности, исследовательский коллектив разработал и специальные ее средства: ресурсное картирование, проведение тьюториалов, рефлексию по определенным правилам и т. д. Зафиксированы ожидаемые результаты тьюторского сопровождения, рассматриваемые как совокупность умений обучающихся, являющихся основой для формирования проектной, коммуникативной, аналитической компетенций. Определены образовательные эффекты - способность обучающихся к адекватной самооценке, «знание себя» и применение своих качеств в ситуации коммуникации и взаимодействия. Разработаны инновационные формы и инструменты диагностики образовательных достижений (листы планирования, штрих-карты, дневники самооценки и т. п.).

Подготовка педагогов, развитие кадрового потенциала, направление на институционализацию практики привело к созданию тьюторских ассоциаций, курсов переподготовки, направлений и дисциплин в высшей школе для бакалавриата и магистратуры, профессия была занесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Регулярно проводятся конференции, «круглые столы», мастер-классы, обмен опытом.

Четвертый этап - завершение проекта - этап проектирования, на котором подводятся итоги, анализируются ошибки, готовятся документы, отражающие ход и результаты работы. В системе образования завершение проектирования инновационной образовательной практики возможно в том случае, если это было научное исследование-проект. Автор проекта, разработав и осуществив новшество, может либо искать перспективы использования полученных результатов и создания новых практик, либо оставить его как потенциальную возможность для деятельности других педагогов. К примеру, дифференциация процесса обучения по особенностям восприятия учебного материала учениками с выделением аудиалов, визуалов, кинестетиков и разработкой целостной практики учета индивидуальных особенностей учеников с разными модальностями в урочной и внеурочной деятельности, хотя и давала возможность получить повышение качества усвоения материала учениками, но не находила широкого распространения. Тщательный анализ показал, что реализация такой практики резко увеличивает нагрузку на учителя. Ему необходимо:

— провести ряд диагностических процедур, выявляющих ведущие модальности учеников (при этом отметим, что надежность этих процедур низка);

— разработать систему работы с каждой группой учеников, принять во внимание, что определенная модальность присуща самому учителю (следовательно, ему нужно перестроиться и действовать в несвойственной ему модальности);

— учесть, что нужно не только подстраиваться к ведущей модальности ученика, но и развивать недостаточно развитые.

Примечательно, что педагог, разработавшая целостную практику дифференцированной работы по особенностям восприятия учебного материала учениками, выпустив 4-й класс с прекрасными результатами и взяв на следующий год 1-й класс, начала работать с ним традиционно [10].

Пример. Завершение проектирования инновационной практики тьюторства в современных условиях востребованности индивидуализации обучения, работы с одаренными детьми, инклюзивного образования, увеличения внеурочной работы, доли семейного образования заключается в том, что она станет одной из обязательных форм работы с обучающими-

ся и не будет восприниматься как новшество. То есть эта практика будет полностью институционализирована, встроена в систему образования. Отметим, что именно практика тьюторского сопровождения обладает необходимыми ресурсами для этого.

Мы рассмотрели управленческий цикл проектирования образовательной практики, показав его на конкретном примере создания и развития практики индивидуализации и тьюторства. Аналогичный цикл проектирования, развития и функционирования можно выявить в любой другой образовательной практике. Подчеркнем, что далеко не каждая образовательная практика институционализируется, признается полностью педагогическим сообществом, становится неотъемлемой частью образовательной системы. Если такого не происходит, практика продолжает свое существование локально, пока есть сообщество, проводящее в жизнь ее идеи, а затем становится все менее востребованной и, в конце концов, «уходит» из педагогической реальности, оставаясь фрагментом истории развития образования.

Библиографический список

1. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В. М. Букатов. - М. : Флинта, 2003. - 151 с.

2. Гин, А. А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить [Текст] / А. А. Гин. - М. : Вита-Пресс,

2016. -г. 96 с.

3. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. [Текст] / Ю. В. Громыко. - Минск : Технопринт, 2000. - 376 с.

4. Гузеев, В. В. Образовательная технология ТОГИС. Версия 2010 [Электронный ресурс] / В. В. Гузеев. - ИКЬ: Ы1р://уаяио.ги:8080Ло^Ло^/ 1оя15/%Б2 %СЕ%С3 %С8 %01-2010.р# (Дата обращения 11.08. 2018)

5. Иванова, Е. О., Осмоловская, И. М. Проблема дидактического анализа инновационных образовательных практик [Текст] / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская // Образование и общество. -

2017. - № 4 (105). - С. 34-39.

6. Ильина, О. Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие [Текст] : монография / О. Н. Ильина. - М. : ИНФРА-М : Вузовский учебник, 2011. - 208 с.

7. Казиник, М. Тайны гениев-2 или Волновые пути к музыке [Текст] / М. Казиник. - М. : Динатон, 2010. -219 с.

8. Ковалева, Т. М., Якубовская, Т. В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой [Текст] / Т. М. Ковалева, Т. В. Якубовская // Человек^и. -2017. - № 12. - С. 85-94.

9. Кларин, М. В., Макмак, Л. В. Технология моделирования художественной реальности в обучении

[Текст] / М. В. Кларин, Л. В. Макмак // Школьные технологии. - 2018. - № 1. - С. 59-64.

10. Петрова, Л. Н. Организация обучения младших школьников с учетом особенностей восприятия [Текст] / Л. Н. Петрова // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 8. - С. 52-56.

11. Прудский, В. Г., Жданов, М. А. Управленческий проект как форма разработки, принятия и реализации инновационного решения [Электронный ресурс] / В. Г. Прудский, М. А. Жданов. - https://upravlencheskiy-proekt-kak-forma-razrabotki-prinyatiya-i-realizatsii-innovatsionnogo-resheniya.pdf (Дата обращения 29.08. 2018)

12. Рыбалкина, П. В. Проектное мышление как новый культурный феномен [Текст] / П. В. Рыбалкина // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. - 2017. - № 3 (252). - Выпуск 39. - С. 158-161 [Электронный ресурс]. - URL: https ://cyberleninka. ru/article/v/proektnoe -myshlenie-kak-novyy-kulturnyy-fenomen (Дата обращения 11.08. 2018)

13. Троицкий, Ю. Л., Тюпа В. И. Школа понимания - коммуникативная дидактика [Текст] / Ю. Л. Троицкий, В. И. Тюпа // Образовательные системы современной России. - М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2010. -С. 236-242.

14. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы [Текст] / ред. В. С. Библер. - Кемерово : «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 1993. - 416 с.

15. Banados E. A blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL Successfully through an online interactive multimedia environment // CALICO Journal. 2006. № 23 (3). P. 533-550.

16. Alber Rebecca 5 Highly Effective Teaching Practice, February 27, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.edutopia.org/blog/5-highly-effective-teaching-practices-rebecca-alber (дата обращения 28.08.2018).

17. Dreambox learning. Six Models of blended learning [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dreambox.com/blog/6-models-blended-learning (дата обращения 28.08.2018).

18. Dui^n Leah, Hikida Michiko, Martanez Ramуn Antonio Community Mediated Educational Practices First published: 18 January 2018 [Электронный ресурс]. -URL:https://doi.org/10.1002/9781118784235.eelt0115 (дата обращения 08.09.2018).

19. Innovative Learning Strategies For Modern Pedagogy [Электронный ресурс]. - URL: https://www.teachthought.com/the-future-of-learning/10-innovative-learning-strategies-for-modern-pedagogy/ (дата обращения 08.09.2018).

20. Innovative teaching and learning: From research to practice // Scan / Past issues Vol 33, 2014 [Электронный ресурс]. - URL: https ://education.nsw. gov. au/teaching-and-learning/professional-learning/scan/past-issues/vol-33,-2014/innovative-teaching-and-learning-from-research-to-practice.-part-one (дата обращения 02.09.2018).

Reference List

1. Bukatov, V. M. Pedagogicheskie tainstva didaktich-eskih igr = Pedagogical sacraments of didactic games [Tekst] / V. M. Bukatov. - M. : Flinta, 2003. - 151 s.

2. Gin, A. A. TRIZ-pedagogika. Uchim kreativno myslit' = TRIZ-pedagogics. We learn to think creatively [Tekst] / A. A. Gin. - M. : Vita-Press, 2016. - 96 s.

3. Gromyko, Ju. V. Mysledejatel'nostnaja pedagogika: teoretiko-prakticheskoe rukovodstvo po osvoeniju vys-shih obrazcov pedagogicheskogo iskusstva = Thought-activity pedagogics: theoretic-practical guidance on development of the highest models of pedagogical art [Tekst] / Ju. V. Gromyko. - Minsk : Tehnoprint, 2000. -376 s.

4. Guzeev, V. V. Obrazovatel'naja tehnologija TOGIS. Versija 2010 TOGIS educational technology. Version 2010 [Jelektronnyj resurs] /V. V. Guzeev. - URL: http://yaguo.ru:8080/togis/togis/ togis/%D2 %CE%C3 %C8 %D1-2010.pdf (Data obrashhenija 11.08. 2018)

5. Ivanova, E. O., Osmolovskaja, I. M. Problema did-akticheskogo analiza innovacionnyh obrazovatel'nyh praktik = Problem of the didactic analysis of innovative educational practices [Tekst] / E. O. Ivanova, I. M. Osmolovskaja // Obrazovanie i obshhestvo. -

2017. - № 4 (105). - S. 34-39.

6. Il'ina, O. N. Metodologija upravlenija proektami: stanovlenie, sovremennoe sostojanie i razvitie = Methodology of project management: formation, current state and development [Tekst] : monografja / O. N. Il'ina. - M. : INFRA-M : Vuzovskij uchebnik, 2011. - 208 s.

7. Kazinik, M. Tajny geniev-2 ili Volnovye puti k muzyke = Secrets of geniuses-2 or Wave ways to music [Tekst] / M. Kazinik. - M. : Dinaton, 2010. - 219 s.

8. Kovaleva, T. M., Jakubovskaja, T. V. T'jutorskaja dejatel'nost' kak antropopraktika: mezhdu individual'noj obrazovatel'noj traektoriej i individual'noj obrazovatel'noj programmoj = Tutoring activity as anthropopractice: between an individual educational trajectory and an individual educational program [Tekst] / T. M. Kovaleva, T. V. Jakubovskaja // Chelovek.RU. - 2017. - № 12. -S. 85-94.

9. Klarin, M. V, Makmak, L. V. Tehnologija mod-elirovanija hudozhestvennoj real'nosti v obuchenii = Technology of art reality modeling in training [Tekst] / M. V. Klarin, L. V Makmak // Shkol'nye tehnologii. -

2018. - № 1. - S. 59-64.

10. Petrova, L. N. Organizacija obuchenija mladshih shkol'nikov s uchetom osobennostej vosprijatija = The organization of training of junior school students taking into account features of perception [Tekst] / L. N. Petrova // Nachal'naja shkola pljus do i posle. -2006. - № 8. - S. 52-56.

11. Prudskij, V G., Zhdanov, M. A. Upravlencheskij proekt kak forma razrabotki, prinjatija i realizacii inno-vacionnogo reshenija = Administrative project as a form

of development, acceptance and realization of innovative solution [Jelektronnyj resurs] / V. G. Prudskij, M. A. Zhdanov. - https://upravlencheskiy-proekt-kak-forma-razrabotki-prinyatiya-i-realizatsii-innovatsionnogo-resheniya.pdf (Data obrashhenija 29.08. 2018)

12. Rybalkina, P. V. Proektnoe myshlenie kak novyj kul'turnyj fenomen = Design thinking as a new cultural phenomenon [Jelektronnyj resurs] / P. V. Rybalkina // Nauchnye vedomosti. Serija Filosofija. Sociologija. Pravo = Scientific journal. Philosophy series. Sociology. Law. - 2017. - № 3 (252). - Vypusk 39. - S. 158-161. -URL: https://cyberleninka. ru/article/v/proektnoe -myshlenie-kak-novyy-kulturnyy-fenomen (Data obrash-henija 11.08. 2018)

13. Troickij, Ju. L., Tjupa V. I. Shkola ponimanija -kommunikativnaja didaktika = School of understanding -communicative didactics [Tekst] / Ju. L. Troickij, V. I. Tjupa // Obrazovatel'nye sistemy sovremennoj Ros-sii = Educational systems of modern Russia. - M. : Ros-sijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, 2010. -S. 236-242.

14. Shkola dialoga kul'tur: Idei. Opyt. Problemy = School of dialogue of cultures: Ideas. Experience. Problems [Tekst] / red. V. S. Bibler. - Kemerovo : «ALEF» Gumanitarnyj Centr, 1993. - 416 s.

15. Banados E. A blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL Successfully through an online interactive multimedia environment // CALICO Journal. 2006. № 23 (3). P. 533-550.

16. Alber Rebecca 5 Highly Effective Teaching Practice, February 27, 2015 [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.edutopia.org/blog/5-highly-effective-teaching-practices-rebecca-alber (data obrashhenija 28.08.2018).

17. Dreambox learning. Six Models of blended learning [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.dreambox.com/blog/6-models-blended-learning (data obrashhenija 28.08.2018).

18. Durn Leah, Hikida Michiko, Martnnez Ramun Antonio Community Mediated Educational Practices First published: 18 January 2018 [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://doi.org/10.1002/9781118784235.eelt0115 (data obrashhenija 08.09.2018).

19. Innovative Learning Strategies For Modern Pedagogy [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://www.teachthought.com/the-future-of-learning/10-innovative-learning-strategies-for-modern-pedagogy/ (data obrashhenija 08.09.2018).

20. Innovative teaching and learning: From research to practice // Scan / Past issues Vol 33, 2014 [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://education.nsw.gov.au/teaching-and-learning/professional-learning/scan/past-issues/vol-33,-2014/innovative-teaching-and-learning-from-research-to-practice.-part-one (data obrashhenija 02.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.