Научная статья на тему 'Методическое сопровождение сельских учителей через индивидуальные образовательные маршруты'

Методическое сопровождение сельских учителей через индивидуальные образовательные маршруты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный образовательный маршрут / методическая компетентность / го-товность учителя / сельская школа / сельский учитель / профессиональное развитие / образовательная ста-жировка / функциональная грамотность / individual educational route / methodological competence / teacher readiness / rural school / rural teacher / professional development / educational internship / functional literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сардаана Егоровна Ушницкая, Ефросинья Афанасьевна Алексеева

Статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности школьников учителями сельских школ Республики Саха (Якутия). Данная тема является особенно актуальной, поскольку в регионе преобладающее число образовательных организаций находится в сельской местности. Методи-ческое сопровождение учителей сельских школ способствует их профессиональному развитию, что, несо-мненно, отражается на качестве общего образования в регионе. В статье описано проведенное авторами исследование, направленное на выявление готовности сельских учителей к формированию и развитию функциональной грамотности школьников. Результаты исследования позволили выявить противоречие между высоким уровнем понимания учителями актуальности стоящей перед ними задачи и недостаточным уровнем сформированности методической компетентности в этой области. Авторами описан опыт органи-зации методического сопровождения сельских учителей по развитию функциональной грамотности школь-ников на основе образовательной программы «Развитие функциональной грамотности школьников» с реа-лизацией индивидуального образовательного маршрута, разработанной региональным Центром непрерыв-ного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сардаана Егоровна Ушницкая, Ефросинья Афанасьевна Алексеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Support for Rural Teachers through Individual Educational Routes

The article is devoted to the problem of developing functional literacy of schoolchildren by teachers of rural schools in the Republic of Sakha (Yakutia). This topic is particularly relevant, since the predominant number of educational organizations in the region are located in rural areas. Methodological support for rural school teachers contributes to their professional development, which undoubtedly affects the quality of general education in the region. The article describes a study conducted by the authors aimed at identifying the readiness of rural teachers to form and develop functional literacy of schoolchildren. The results of the study revealed a contradiction between the high level of teachers’ understanding of the relevance of the task facing them and the insufficient level of formation of methodo-logical competence in this area. The authors describe the experience of organizing methodological support for rural teachers in the development of functional literacy of schoolchildren based on the educational program “Development of functional literacy of schoolchildren” with the implementation of an individual educational route developed by the regional Center for continuous professional development of teaching staff.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение сельских учителей через индивидуальные образовательные маршруты»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 145-151 Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 12. P. 145-151

Научная статья УДК 371.14

https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.20

Методическое сопровождение сельских учителей через индивидуальные образовательные маршруты

Сардаана Егоровна Ушницкая1, Ефросинья Афанасьевна Алексеева2

''Центр непрерывного повышения профессионального мастерства, Якутск, Россия 2Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II, Якутск, Россия

1ia98use1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2027-6130 2alexea1985@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2883-0626

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования функциональной грамотности школьников учителями сельских школ Республики Саха (Якутия). Данная тема является особенно актуальной, поскольку в регионе преобладающее число образовательных организаций находится в сельской местности. Методическое сопровождение учителей сельских школ способствует их профессиональному развитию, что, несомненно, отражается на качестве общего образования в регионе. В статье описано проведенное авторами исследование, направленное на выявление готовности сельских учителей к формированию и развитию функциональной грамотности школьников. Результаты исследования позволили выявить противоречие между высоким уровнем понимания учителями актуальности стоящей перед ними задачи и недостаточным уровнем сформированности методической компетентности в этой области. Авторами описан опыт организации методического сопровождения сельских учителей по развитию функциональной грамотности школьников на основе образовательной программы «Развитие функциональной грамотности школьников» с реализацией индивидуального образовательного маршрута, разработанной региональным Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, методическая компетентность, готовность учителя, сельская школа, сельский учитель, профессиональное развитие, образовательная стажировка, функциональная грамотность

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Ушницкая С.Е., Алексеева Е.А. Методическое сопровождение сельских учителей через индивидуальные образовательные маршруты // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 145-151. https://doi.org/10.24158/spp.2023.12.20.

Original article

Methodological Support for Rural Teachers through Individual Educational Routes

Sardaana E. Ushnitskaya1, Efrosinya A. Alekseeva2

1Center for Continuous Professional Development, Yakutsk, Russia

2S.N. Donskoy-II Education Development and Advanced Teacher Training Institute, Yakutsk, Russia 1ia98use1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2027-6130 2alexea1985@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2883-0626

Abstract. The article is devoted to the problem of developing functional literacy of schoolchildren by teachers of rural schools in the Republic of Sakha (Yakutia). This topic is particularly relevant, since the predominant number of educational organizations in the region are located in rural areas. Methodological support for rural school teachers contributes to their professional development, which undoubtedly affects the quality of general education in the region. The article describes a study conducted by the authors aimed at identifying the readiness of rural teachers to form and develop functional literacy of schoolchildren. The results of the study revealed a contradiction between the high level of teachers' understanding of the relevance of the task facing them and the insufficient level of formation of methodological competence in this area. The authors describe the experience of organizing methodological support for rural teachers in the development of functional literacy of schoolchildren based on the educational program "Development of functional literacy of schoolchildren" with the implementation of an individual educational route developed by the regional Center for continuous professional development of teaching staff.

Keywords: individual educational route, methodological competence, teacher readiness, rural school, rural teacher, professional development, educational internship, functional literacy Funding: Independent work.

© Ушницкая С.Е., Алексеева Е.А., 2023

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

For citation: Ushnitskaya, S.E. & Alekseeva, E.A. (2023) Methodological Support for Rural Teachers through Individual Educational Routes. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 145-151. Available from: doi: 10.24158/spp.2023.12.20 (In Russian).

Необходимость достижения всех групп образовательных результатов сегодня обусловливает актуальность вопроса эффективного формирования функциональной грамотности обучающихся. Это подразумевает необходимость трансформации содержания образовательного процесса в условиях реализации обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов. В обеспечении нового качества образования в этих условиях главным аспектом является профессиональная деятельность педагога (Ефлова, 2019). В контексте формирования ключевых компетенций учащихся для решения учебных задач и жизненных проблемных ситуаций непрерывное совершенствование профессиональных компетенций педагогов сегодня является особенно значимой задачей в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).

Одной из основных проблем в области формирования функциональной грамотности школьников является особенность организации учебного процесса, ориентированной в большей мере на «достижение предметных результатов, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в учебники, демоверсии или банки заданий государственной итоговой аттестации» (Басюк, 2021). В этой связи встает вопрос о методическом сопровождении профессионального развития сельских учителей в этой области.

Образовательная среда Республики Саха (Якутия) специфична по причине преобладания в ней школ, расположенных в сельской местности. Соответственно, в регионе одной из приоритетных задач является методическое сопровождение сельских учителей, на профессиональную деятельность которых существенное влияние оказывает социокультурный аспект1. Решение широкого диапазона профессиональных задач, обусловленных определенной социокультурной ситуацией, требует от сельского учителя постоянного совершенствования его профессиональной компетентности (Павлов, 2023а).

В дополнительном профессиональном образовании республики созданы механизмы, обеспечивающие непрерывный процесс повышения квалификации учителей по индивидуальной образовательной траектории (Павлов, 2021). Так, в Институте развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II разработана и функционирует электронная региональная образовательная платформа «Новые возможности lk14», позволяющая проводить диагностику профессиональных дефицитов педагогов. В целях выявления затруднений по всем компетенциям каждый учитель выполняет в личном кабинете единый базовый тест, получает результаты с выявленными дефицитами и имеет возможность выбрать индивидуальную траекторию повышения квалификации по рекомендуемым программам ДПО.

Еще одним механизмом, реализующим индивидуализацию повышения квалификации учителей республики, является системная работа с базовыми площадками и региональными учебно-методическими объединениями, работающими по приоритетным направлениям регионального образования. Обновленная система методических служб муниципалитетов позволила совершенствовать механизм индивидуализации повышения квалификации сельских учителей (Алексеева, Михалева, Абрамова, 2020). В республике методическая поддержка учителей, играющая важную роль в их профессиональном развитии, реализуется с учетом специфики сельской образовательной среды (Павлов, 2023б).

Цель статьи заключается в обосновании подходов к методическому сопровождению сельских учителей в части формирования и развития функциональной грамотности обучающихся на основе реализации программы индивидуального образовательного маршрута.

Для того, чтобы выявить уровень готовности сельских учителей Республики Саха (Якутия) к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся, было проведено анкетирование, а также разработан диагностический инструментарий по компонентам, лежащим в основе данной готовности:

1. Ценностно-ориентационный аспект (система отношений к различным аспектам профессионально-педагогической деятельности).

2. Когнитивный аспект (теоретические знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности).

3. Действенно-практический аспект (умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности).

1 Цирульников А.М. Социокультурная модернизация и развитие образования в регионах : учебное пособие. М., 2017. 314 с.

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 145-151. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 12. P. 145-151.

В анкетировании приняло участие 7237 сельских учителей, что составляет 43 % от общего числа педагогов ОО Республики Саха (Якутия). Таким образом, можно утверждать, что исследование показывает полную картину готовности учителей республики к формированию и развитию функциональной готовности. В таблице 1 представлено количество участников в разрезе муниципальных районов.

Таблица 1 - Количество участников в разрезе муниципальных районов

Table 1 - Number of Participants by Municipal Districts

№ Улус Количество

1 Абыйский 85

2 Анабарский 15

3 Амгинский 268

4 Алданский 15

5 Булунский 128

6 Верхнеколымский 32

7 Вилюйский 195

8 Горный 177

9 Жатай 10

10 Жиганский 62

11 Кобяйский 154

12 Ленский 472

13 Мегино-Кангал асски й 648

14 Мирнинский 601

15 Момский 92

16 Намский 538

17 Нерюнгринский 569

18 Нижнеколымский 6

19 Нюрбинский 477

20 Оймяконский 75

21 Олёкминский 382

22 Оленёкский эвенкийский национальный район 64

23 Сунтарский 453

24 Таттинский 311

25 Усть-Алданский 473

26 Усть-Майский 98

27 Усть-Янский 33

28 Хангаласский 137

29 Чурапчинский улус (район) 325

30 МР Эвено-Бытантайский национальный улус 17

31 Оленекский 64

32 Среднеколымск 1

33 Томпонский 41

Результаты анкетирования показали, что ценностно-ориентационный аспект готовности учителей в целом сформирован: 85 % опрошенных считают проблему формирования и развития функциональной грамотности актуальной для школ республики. 70 % учителей знакомы с информацией, которая размещена в аналитических отчетах международных исследований. Преобладающее большинство педагогов (65 %) оценивают свою готовность к развитию функциональной грамотности на уровне 6 баллов по 10-балльной шкале, где 10 баллов соответствуют максимальному уровню готовности.

Когнитивный аспект готовности учителей, отражающий теоретические знания, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в области формирования и развития функциональной грамотности, сформирован на 58 %, что явилось недостаточным уровнем для результативной деятельности в данной области.

Для определения сформированности действенно-практического аспекта готовности учителям были предложены практические кейсы по направлениям функциональной грамотности. Наибольшие затруднения вызвали кейсы по следующим направлениям: глобальные компетенции - не справились с решением 64 % участников анкетирования, креативное мышление - 53 %, финансовая грамотность - 64 %.

Анализ результатов анкетирования в целом выявил необходимость организации методического сопровождения сельских учителей по развитию функциональной грамотности школьников. С этой целью региональным Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития образования и повышения квалификации

ПЕДАГОГИКА РЕйАЗООГСв

была разработана образовательная программа «Развитие функциональной грамотности школьников» с реализацией индивидуального образовательного маршрута.

Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций педагога в области развития функциональной грамотности школьников. Планируемые результаты обучения заключаются в умении анализировать, применять задания по развитию отдельных компонентов (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальных компетенций, креативного мышления).

Программа состоит из входной диагностики (1 ч), лекций (10 ч), образовательной стажировки (12 ч), итоговой аттестации (1 ч).

Входная диагностика в форме тестирования, состоящего из 10 заданий, проводится на образовательной платформе Института развития образования и повышения квалификации.

Индивидуальный образовательный маршрут слушателя реализуется во втором модуле программы курсов - слушателям предлагается прохождение образовательных стажировок в объеме 12 часов.

В Центре непрерывного повышения профессионального мастерства одним из средств реализации индивидуальных образовательных маршрутов является обучение педагогических работников и управленческих кадров на стажировочных площадках в образовательных организациях - базовых площадках ЦНППМ ИРО и ПК.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников в рамках обучения с применением стажировок происходит в деятельностной форме с использованием форм онлайн-обучения.

Структура программ стажировок в ЦНППМ ИРО и ПК разработана в соответствии с Положением о стажировочной площадке (утвержденного Приказом АОУ РС (Я) ДПО ИРО и ПК от 10.02.2022 г. № 01/1-08/05), Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Стажировочные площадки обеспечивают результативность освоения слушателями программ повышения квалификации посредством практической направленности площадки, имеющей обобщенный инновационный опыт и распространяющей по конкретному направлению инновационной деятельности.

Содержание программы стажировки было определено ЦНППМ, исходя из целей образовательной программы «Развитие функциональной грамотности школьников». При разработке содержания программ стажировок разработчики руководствуются следующей структурой:

1. Пояснительная записка - общая характеристика.

2. Цели и задачи обучения.

3. Планируемые результаты.

4. Термины, определения.

Учебный план, который отражает:

- цель обучения;

- категорию обучаемых (занимаемая должность);

- продолжительность обучения;

- форму обучения (очно, дистанционно, онлайн);

- режим занятий (количество часов в день);

- перечень разделов(модулей);

- количество часов по разделам (модулям);

- профессиональные компетенции.

Шаблон учебного плана представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Шаблон учебного плана

Table 2 - Curriculum Template

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Наименование разделов (модулей) Всего часов, акад. (40-45 минут) Профессиональные компетенции

6. Учебно-тематический план, шаблон которого представлен в таблице 3, конкретизирует учебный план и включает:

- описание тем, разделов;

- виды учебных занятий (лекции, практические, игровые занятия и др.);

- количество часов, отводимых на различные виды занятий;

- формы и виды контроля;

- профессиональные компетенции.

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 145-151. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 12. P. 145-151.

Таблица 3 - Шаблон учебно-тематического плана

Table 3 - Template of the Educational and Thematic Plan

Количество часов В том числе Форма аттестации ш

№ Название дисциплины (модуля) лекции практические занятия Профессиональны компетенции

Аттестация

Итого:

7. Требования к уровню освоения содержания стажировки.

8. Перечень вопросов (заданий) для освоения содержания стажировки (банк оценочных средств).

9. Учебно-методическое обеспечение:

- перечень основной литературы;

- перечень рекомендуемой дополнительной литературы;

- перечень рекомендуемых интернет-ресурсов.

10. Методические рекомендации по реализации учебной программы.

Стажировка предусматривает посещение слушателем урочных и внеурочных занятий, самостоятельную работу, анализ по итогам посещения занятий, участие в анкетировании и т. д.

Курсантам дается выбор стажировочных площадок, транслирующих эффективные практики по формированию и развитию функциональной грамотности школьников. Выбор тем основывается на результатах входного тестирования. Темы заранее утвержденных стажировочных площадок размещаются на сайте Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с подробными данными о проблеме исследования каждой площадки; педагогах, выступающих на стажировке. Слушатель курсов по результатам входной диагностики разрабатывает свой образовательный маршрут и определяется с выбором стажировочных площадок. Работа проводится в онлайн-режиме с использованием дистанционных технологий.

Слушатель курсов имеет возможность выбрать несколько стажировочных площадок (далее - СП) на сумму 12 часов (пример индивидуального образовательного маршрута виден в таблице 4).

Таблица 4 - Пример индивидуального образовательного маршрута

Table 4 - Example of an Individual Educational Route

Курсант № 1 Количество часов

СП1 Финансовая грамотность. МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия» Горного района 2

СП2 Школа цифрового учителя. МБОУ «СОШ № 7» Мирнинского района 2

СП3 Ознакомление с методикой разработки контекстных задач для развития математической грамотности учащихся. МБОУ «Майинский лицей им. И.Г. Тимофеева» Мегино-Кангаласского района 2

СП4 Мотивация к учебной деятельности, формирование естественнонаучной грамотности школьников. МБОУ «Городская классическая гимназия» ГО «г. Якутск» 2

СП5 Развитие креативного мышления школьников на уроках и во внеурочной деятельности. МБОУ «Октемская СОШ им. П.И. Шадрина» Хангаласского района 2

СП6 Ситуативные задачи и их значение для формирования и развития функциональной грамотности учащихся на уроках химии. МБОУ «Эльгяйская СОШ им. П.Х. Староватова» Сунтарского района 2

Текущий контроль прохождения стажировочной площадки проводится посредством выполнения слушателем практической работы - это анализ урока или внеурочного занятия на ста-жи-ровочной площадке, который должен содержать показатели, многие из которых формируются именно на уроке или во внеурочном занятии.

В соответствии с Положением о стажировке, курсанты должны вести дневник стажера, в котором отображается траектория прохождения программы курсов, содержание деятельности слушателя на стажировочных площадках (таблица 5).

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

Таблица 5 - Дневник стажера

ФИО стажера Наименование программы Название ОО, в котором проводится стажировка Руководитель стажировки Сроки стажировки Заключение руководителя стажировки о выполнении программы

1.

2.

3.

Итоговая аттестация осуществляется в форме тестирования по совокупности результатов всех видов контроля, предусмотренных программой.

За 2022-2023 учебный год по данной программе прошли обучение 553 педагога в очном и дистанционном режиме. По результатам входной диагностики можно отметить, что по методике формирования естественнонаучной грамотности школьников испытали затруднения 63 % учителей и получили баллы ниже среднего, 27 % - выше среднего. После прохождения стажировки по результатам итоговой аттестации можно определить, что процент выполнивших на высокие баллы увеличился на 22 %. Результаты выходного тестирования по методике формирования читательской грамотности обучающихся показали, что 75 % участников получили баллы выше среднего, по формированию математической грамотности - 79 %. Затруднения вызвали задания на определение контекста задачи. Результаты тестирования по формированию финансовой грамотности, креативному мышлению и глобальным компетенциям продемонстрировали средний уровень сформированности методических компетенций. В результате прохождения обучения по индивидуальному образовательному маршруту слушатели - учителя сельских школ, освоив в разной степени планируемые результаты образовательной программы, продолжают работу по данному направлению в сопровождении региональных методических объединений.

В заключение можно отметить, что опыт реализации индивидуального образовательного маршрута в форме стажировок становится успешным, происходит не только повышение уровня сформированности функциональной грамотности, но и осознание, осмысление учителями своей профессиональной компетентности, а также необходимости непрерывного повышения профессионального мастерства.

Список источников:

Алексеева Г.И., Михалева О.И., Абрамова Д.Г. Региональная модель помощи школам с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 5. С. 20-24. https://doi.org/10.17513/srps.2322.

Басюк В.С. Формирование функциональной грамотности обучающихся - важный аспект достижения личностных результатов образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. № 6. C. 34-42. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2021-80-34-42.

Ефлова З.Б. Сельская школа России на перекрестке социокультурной модернизации образования // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 24-45.

Павлов Н.М. Информационная компетентность учителя в условиях цифровой трансформации регионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 4 (58). С. 117-120. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2021-4-58-117-120.

Павлов Н.М. Педагогические условия реализации индивидуальной траектории повышения квалификации сельских учителей республики саха (якутия) // Современное педагогическое образование. 2023а. № 4. C. 38-40.

Павлов Н.М. Роль региональных учебно-методических объединений в развитии профессиональной деятельности учителей сельских школ Республики Саха (Якутия) // Общество: социология, психология, педагогика. 2023б. № 6 (110). С. 161-165. https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.23.

References:

Alekseeva, G.I., Mikhaleva, O.I. & Abramova, D.G. (2020) Regional model for supporting schools, with low learning results and functioning in difficult social conditions. Scientific Review. Pedagogical Sciences. (5), 20-24. Available from: doi:10.17513/srps.2322. (In Russian).

Basyuk, V.S. (2021) Students' functional literacy formation as an important aspect of achieving personal learning outcomes. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. (6), 34-42. Available from: doi:10.24412/2224-0772-2021-80-34-42. (In Russian).

Eflova, Z.B. (2019) Russian rural school at the crossroads of social and cultural modernization of education. Pedagogy of Rural School. 1 (1), 24-45. (In Russian).

Pavlov, N.M. (2021) Information competence of a teacher in the conditions of regional digitalization of education. The Tidings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and Pedagogical Sciences. (4 (58)), 117-120. Available from: doi: 10.46845/2071 -5331 -2021 -4-58-117-120. (In Russian).

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 12. С. 145-151 Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 12. P. 145-151

Pavlov, N.M. (2023) Pedagogical conditions for the implementation of an individual trajectory for advanced training of rural teachers of the Republic of Sakha (Yakutia). Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. (4), 38-40. (In Russian).

Pavlov, N.M. (2023) The role of regional educational and methodological associations in the development of professional activities of teachers in rural schools of the Republic of Sakha (Yakutia). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 6 (110), 161-165. Available from: doi:10.24158/spp.2023.6.23. (In Russian).

Информация об авторах С.Е. Ушницкая - заместитель руководителя Центра непрерывного повышения профессионального мастерства, Якутск, Россия.

Е.А. Алексеева - заведующий кафедрой иностранных языков, Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II, Якутск, Россия.

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors S.E. Ushnitskaya - Deputy Head of the Center for Continuous Professional Development, Yakutsk, Russia.

E.A. Alekseeva - Head of the Department of Foreign Languages, S.N. Donskoy-II Education Development and Advanced Teacher Training Institute, Yakutsk, Russia.

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.