Научная статья УДК 371.14
https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.23
Роль региональных учебно-методических объединений в развитии профессиональной деятельности учителей сельских школ Республики Саха (Якутия)
Ньургун Михайлович Павлов
Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского II, Якутск, Россия, nurgun.pavlov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3114-9401
Аннотация. В статье рассматривается роль методического объединения с точки зрения развития профессиональной деятельности учителя сельской школы. Проблема методического сопровождения педагогов в целях обеспечения их профессионального развития становится особенно актуальной в условиях современной модернизации системы отечественного образования. Автор описывает особенности реализации регионального проекта «Продвижение+» как одного из способов работы учебно-методического объединения учителей сельских школ республики. В рамках проекта для разработки и внедрения эффективных механизмов методического сопровождения сельских учителей был проведен опрос, в котором приняли участие 355 учителей математики из сельских школ. Вопросы анкетирования были направлены на выявление профессиональных потребностей педагогов. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости систематизации методического сопровождения учителей с учетом специфики сельской образовательной среды. Описаны мероприятия, реализуемые членами регионального учебно-методического объединения учителей математики. Автор отмечает положительный опыт осуществления проекта по совершенствованию региональной системы научно-методического сопровождения в целом.
Ключевые слова: методическое сопровождение, профессиональная деятельность, сельский учитель, проект, сельская школа, учебно-методическое объединение, профессиональное затруднение
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Павлов Н.М. Роль региональных учебно-методических объединений в развитии профессиональной деятельности учителей сельских школ Республики Саха (Якутия). // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 6. С. 161-165. https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.23.
Original article
Role of Regional Training and Methodological Associations in the Professional Development of Rural School Teachers in the Republic of Sakha (Yakutia)
Nyurgun M. Pavlov
S.N. Donskoy II Education Development and Advanced Teacher Training Institute, Yakutsk, Russia, nurgun.pavlov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3114-9401
Abstract. The article examines the role of methodical association in terms of developing professional activity of a rural school teacher. The problem of methodological support for teachers in order to ensure their professional development becomes especially relevant in the context of modern modernization of the domestic education system. The author describes the features of the implementation of the regional project "Promotion +" as one of the methods of work of the educational and methodological association of rural schools teachers of the republic. As part of the project to develop and implement effective mechanisms of methodological support for rural teachers, a survey was conducted with the participation of 355 mathematics teachers from rural schools. The survey questions were aimed at identifying the professional needs of rural teachers. According to the results of the study, it is necessary to systematize methodological support for teachers, taking into account the specifics of the rural educational environment. The measures implemented by members of the regional educational-methodical association of mathematics teachers are described. The author notes the positive experience of the project to improve the regional system of scientific and methodological support in general.
Keywords: methodological support, professional activity, rural teacher, project, rural school, educational-methodical association, professional difficulties
Funding: Independent work.
For citation: Pavlov, N.M. (2023) Role of Regional Training and Methodological Associations in the Professional Development of Rural School Teachers in the Republic of Sakha (Yakutia). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (6), 161-165. Available from: doi:10.24158/spp.2023.6.23 (In Russian).
Вопрос развития профессиональной деятельности учителя сельской школы сегодня является особенно актуальным, так как именно он, будучи основным субъектом трансформации образования, определяет содержание деятельности, которая должна привести к новому качеству
© Павлов Н.М., 2023
ПЕДАГОГИКА РЕйАЗООГСв
образования. Чрезвычайно важным становится вопрос: как именно должна измениться профессиональная деятельность педагога, чтобы обеспечить новое качество образования, отвечающее вызовам времени (Ефлова, 2019; Смирнова, 2017).
Комплексные процессы различных трансформаций во всех сферах и на всех уровнях требуют мобильности в профессиональной деятельности, в том числе в педагогической работе учителя сельской школы. Сегодня в качестве одного из основных требований к специалисту предъявляется наличие «креативного, нестандартного (нелинейного) мышления, способности вести направленный поиск и принимать решения в нестандартных ситуациях, способности к самоорганизации»1.
Эффективная профессиональная деятельность сельского учителя в современных условиях, которая осуществляется с учетом специфики образовательной среды сельских школ, относится к приоритетным направлениям развития системы образования в республике Саха (Барах-санова, 2018). Вместе с тем возникает проблема, заключающаяся в том, что у педагога зачастую сохраняются устоявшиеся формы и способы педагогической деятельности, чего недостаточно для функционирования в условиях динамичных изменений современного общества. Для решения этой проблемы сельскому учителю нужна помощь в овладении новыми навыками, новым мышлением, а для этого необходимо изменить подход к системе повышения квалификации педагогов. Важной составляющей такого комплексного подхода является модернизация системы методической работы в регионе.
Значимая роль в обеспечении профессионального развития сельского учителя, а значит, и повышении эффективности образовательного процесса в сельской школе, возложена на методические объединения. Главная цель методической работы профессионального объединения педагогов - «оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива»2.
Вместе с тем необходимо учитывать также то, что для педагогической общественности эффективность, интенсивность взаимодействия, поддержка профессиональных связей и сотрудничества во многом зависят от географического расположения и статуса образовательного учреждения (Панченко, 2015: 156). В Республике Саха (Якутия) образовательная сеть специфична в силу преобладания сельских школ, в число которых входят малокомплектные, агропрофилиро-ванные, кочевые учебные заведения.
В сельской школе Якутии методические объединения педагогов играют особенно важную роль в развитии профессиональной деятельности учителей. В силу удаленности и отдаленности от крупных научных центров педагоги сельской школы часто остаются вне поля зрения новых тенденций и методик обучения. Методические объединения дают возможность быть в курсе последних разработок в области образования.
В Республике Саха (Якутия) ведется целенаправленная работа по реализации методической поддержки учителей с учетом специфики сельской местности и ее образовательной среды. Созданы условия для обеспечения деятельности профессиональных педагогических сообществ на разных уровнях, обновлена работа системы методических служб муниципалитетов (Алексеева и др., 2020).
В Институте развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского II в 2020 г. был запущен проект «Продвижение+», основной задачей которого стала предпрофильная и пред-профессиональная подготовка выпускников для успешного обучения в классах физико-математического и технического направлений и дальнейшего поступления в ведущие вузы РФ. При этом проект направлен на совершенствование механизмов профессионального развития учителей математики, в особенности сельских школ, среди которых немало арктических, кочевых, малокомплектных и других видов образовательных организаций, функционирующих в республике.
Среди участников проекта, основную долю которых составили сельские учителя математики, было проведено исследование в целях анализа их профессиональных затруднений и потребностей для дальнейшей организации методической поддержки. В опросе приняли участие 355 учителей математики из сельских школ. Среди опрошенных 11 % составляют педагоги со стажем до 5 лет, 38 - от 6 до 10, 51 % - более 11 лет. Возраст большинства респондентов - от 38 до 55 лет (73 %). Анкетирование включало три блока: методический, психолого-педагогический, коммуникативный.
Результаты анализа полученных данных позволяют выделить наиболее острые проблемы, стоящие перед учителями математики сельских школ. В методическом блоке респонденты среди прочих отметили затруднения в использовании современных (в том числе цифровых) технологий
1 Власова Е.З. Теоретические основы и практика использования адаптивных технологий обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. С. 170.
2 Титова С.А. Азбука методической работы: планирование, формы и методы работы : метод. рекомендации. Мн., 2005. 42 с.
обучения. В психолого-педагогическом блоке вопросов зафиксированы дефициты в таких аспектах, как индивидуальные особенности детей и общение с обучаемыми. Наиболее серьезные сложности касались вопросов, связанных с практической поддержкой коллег при решении тех или иных задач. В коммуникативном блоке анкетирования опрошенные выделили проблемы при формировании у детей мотивации к обучению.
Исследование также позволило выявить основные потребности учителей, что вкупе с обозначенными затруднениями стало основой для выстраивания грамотной системы методической поддержки. Так, на вопрос о мероприятиях, необходимых сельскому учителю для преодоления профессиональных затруднений, б5 % респондентов обозначили участие в профессиональных сообществах и сетевых проектах. При этом ранжирование по видам мероприятий для профессионального развития сельского педагога установилось следующим образом, %:
- 65 - участие в профессиональных сообществах и сетевых проектах;
- 21 - семинары, тренинги, мастер-классы;
- 14 - курсы повышения квалификации.
Также на вопрос: «Из каких источников учитель сельской школы получает методическую помощь в полной мере?» - получены следующие ответы, %:
- 44 - взаимодействие в профессиональном сообществе;
- 29 - обучение на курсах повышения квалификации;
- 20 - конференции, круглые столы и др.;
- 7 - методическую помощь получают от самостоятельного изучения образовательных материалов в различных информационных системах.
Таким образом, результаты анкетирования демонстрируют специфику потребностей учителей сельских школ в вовлечении в профессиональные сообщества и горизонтальном взаимодействии. Наличие обратной связи, плодотворное взаимодействие с коллегами в рамках профессионального сообщества стали важными условиями для их профессионального развития. Полученные данные позволили выявить проблемные поля в профессиональной деятельности педагогов сельских школ.
Такие выводы привели к необходимости систематизации методического сопровождения сельских учителей математики, которая была представлена в виде проекта «Продвижение+». В его рамках проведена работа по созданию регионального учебно-методического объединения (РУМО) учителей математики, в которое вошли руководители 36 муниципальных методических объединений. Члены РУМО, в свою очередь, ведут системную работу с руководителями школьных методических объединений улуса (района), определяют ресурсные центры и базовые школы района, устанавливают продуктивные связи с образовательными организациями улуса. Участники проекта непосредственно задействованы во всех мероприятиях, проводимых в его рамках, и таким образом получают возможность взаимодействовать между собой в профессиональных сообществах (в том числе в каскадном формате).
Проект включает комплекс мероприятий, направленных на преодоление профессиональных дефицитов учителей математики сельских школ республики. При этом форматы и содержание мероприятий предполагают тесное сотрудничество всех участников проекта, в том числе сетевое взаимодействие, наставничество, горизонтальное, каскадное, корпоративное обучение. В целях трансляции эффективных практик регулярно проводятся серии вебинаров лучших учителей математики с возможностью просмотра в режиме онлайн и в записи, что является существенным плюсом для школ из отдаленных населенных пунктов. В рамках налаженного сотрудничества с другими регионами кафедра физико-математического образования организует для участников проекта лекции ведущих педагогов России. Создаются условия для распространения опыта учителей математики по таким актуальным направлениям, как внедрение заданий на формирование функциональной грамотности учащихся, подготовка к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по математике, проектная и исследовательская деятельность. Педагоги принимают активное участие в олим-пиадном движении, также ежегодно проводятся методическая олимпиада для учителей математики, математический диктант «Моя семья», математическая абака и др. Методические объединения на местах ведут систематическую работу с привлечением педагогов из сельских школ. Так, методическим объединением учителей математики, информатики и физики МБОУ «Момская СОШ» ежегодно проводится межулусная семейная олимпиада по математике для арктических школ республики. Она позволяет выполнять такие задачи, как повышение финансовой и математической грамотности учащихся через решение практических задач, вовлечение членов семей обучаемых в учебно-воспитательный процесс и подготовка к сдаче итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Особое внимание уделяется консультационной работе с учителями, которая проводится в рамках курсов повышения квалификации и индивидуальной консультации посредством различных средств связи. Ключевыми темами такой работы стали реализация и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учителей, наставничество, сетевое взаимодействие.
ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS
Деятельность РУМО в рамках проекта позволяет успешно внедрять индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - одну из эффективных технологий профессионального развития педагога. ИОМ является площадкой для создания условий для реализации учителем непрерывного самообразования, давая возможность самостоятельно выстраивать образовательную траекторию с учетом своих профессиональных потребностей и выбирать оптимальные для себя формы реализации и темп прохождения. ИОМ также реализуется в виде деятельности учителя в профессиональных сообществах и участия в методической работе на уровне школы и муниципалитета. Здесь РУМО играет важную роль, предоставляя ресурсы для организации каскадного или корпоративного обучения. Членами РУМО ведется методическое сопровождение учителей по овладению и применению современных образовательных технологий, совершенствованию методики обучения в обозначенной предметной области.
В соответствии с дорожной картой проекта, по итогам диагностики организована адресная методическая помощь участникам проекта, в реализации которой принимали участие члены РУМО. В каждом районе сформирован пул опытных педагогов-наставников, методистов, которые транслируют эффективные практики, образцы инновационного опыта в условиях сельской образовательной среды в качестве образовательного ресурса.
Как ожидаемый результат реализации мероприятий проекта мы видим повышение профессионального мастерства сельского учителя математики, увеличение охвата участников, вовлеченных в деятельность в рамках проекта, что во многом позволяет привлечь максимальное количество педагогов, в том числе из школ, находящихся в отдаленных, труднодоступных местах. Таким образом, региональное учебно-методическое объединение учителей математики посредством проекта «Продвижение+» становится эффективным инструментом для развития профессиональной деятельности учителей математики сельских школ Якутии.
Сегодня перед педагогом стоит важная задача - постоянно совершенствовать содержание своей деятельности в условиях трансформации образования, при этом большую роль играет специфика образовательного пространства сельской школы. Профессиональный рост сельских учителей во многом зависит от грамотно выстроенной системы методической поддержки. Реализация такого проекта позволяет развивать региональную систему научно-методического сопровождения в целом, что становится положительным опытом для распространения и применения в других регионах.
Список источников:
Алексеева Г.И., Михалева О.И., Абрамова Д.Г. Региональная модель помощи школам с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 5. С. 20-24. https://doi.org/10.17513/srps.2322.
Барахсанова Е.А. Подготовка будущих учителей сельских школ в условиях реализации корпоративного электронного обучения // Многоуровневое образование в социальном пространстве города : сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Барановского. Омск, 2018. С. 67-75.
Ефлова З.Б. Сельская школа России на перекрестке социокультурной модернизации образования // Педагогика сельской школы. 2019. № 1 (1). С. 24-45.
Панченко И.М. Профессиональные сетевые сообщества учителей: уровень информированности и ресурсы использования // Перспективы развития российского государства и общества в современных условиях : материалы междунар. науч.-практ. конф. магистрантов / ред. кол.: В.Л. Чепляев, О.Н. Фомин, И.Б. Константинов, В.М. Долгов, В.В. Герасимова, О.И. Цыбулевская, Д.С. Велиева, О.Ю. Абакумов, Н.В. Моисеенко. Саратов, 2015. С. 156-157.
Смирнова О.О. Инновационные концепции развития образовательного процесса в сельских школах: обобщение международного опыта // Современное педагогическое образование. 2017. № 2. С. 14-18.
References:
Alekseeva, G.I., Mikhaleva, O.I. & Abramova, D.G. (2020) Regional model for supporting schools, with low learning results and functioning in difficult social conditions. Scientific Review. Pedagogical Sciences. (5), 20-24. Available from: doi:10.17513/srps.2322. (In Russian)
Barakhsanova, E.A. (2018) Training of Future Teachers of Rural Schools in the Conditions of Corporate E-Learning. In: Baranovskii, A.I. (ed.) Multilevel Education in the Social Space of the City: Proceedings of an Interuniversity Scientific-Practical Conference. Omsk, Omskii Ehkonomicheskii Institut, 67-75. (In Russian)
Eflova, Z.B. (2019) Russian rural school at the crossroads of social and cultural modernization of education. Pedagogy of Rural School. (1), 24-45. (In Russian)
Panchenko, I.M. (2015) Teachers' Professional Networking Communities: Awareness and Resources for Use. In: Cheplyaev, V.L., Fomin, O.N., Konstantinov, I.B., Dolgov, V.M., Gerasimov, V.V., Tsybulevskaya, O.I., Velieva, D.S., Abakumov, O.Yu. & Moiseenko, N.V. (eds.) Prospects for the Development of the Russian State and Society in Modern Conditions: Proceedings of the International Scientific-Practical Conference of Undergraduates. Saratov, Povolzhskii Institut Upravleniya im. P.A. Stolypina, 156-157. (In Russian)
Smirnova, O.O. (2017) Innovative Concepts for the Development of the Educational Process in Rural Schools: A Synthesis of International Experience. Modern Pedagogical Education. (2), 14-18. (In Russian)
Информация об авторе Н.М. Павлов - директор Института развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского II, Якутск, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1160255
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author N.M. Pavlov - Director of the S.N. Donskoy II Education Development and Advanced Teacher Training Institute, Yakutsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1160255
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 14.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.