470_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_
2020. Т. 30, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 378
А. С. Зёлко, В.А. Музипова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
В статье описывается опыт методической поддержки педагогов в сельской школе Калининградской области на основе федеральных и региональных проектов: Школы эффективного роста, поддержка сельских школ школами г. Москвы, Школа эффективного управления, Центр цифрового и гуманитарного образования «Точка роста». Дается определение методической работы, рассматриваются подходы к понятию разных ученых, перечисляются основные особенности методической поддержки сельских школ. Предлагается программа методической поддержки на примере одной из сельских школ Калининградской области, которая включает цель, задачи, принципы, содержание, планируемые результаты. Предлагается включать в содержание программы пять направлений: организационную, информационную, кадровую, научно-методическую, правовую поддержку. По результатам исследования делается вывод, что результативность программы методической поддержки в сельской школе может быть достигнута через следующие показатели: стопроцентное прохождение государственной итоговой аттестации девятиклассниками в течение двух лет, рост числа педагогов, прошедших аттестацию, получение стимулирующих выплат молодыми педагогами, достижения в конкурсе молодых педагогов на областном уровне.
Ключевые слова: методическая работа, методическая поддержка, программа методической поддержки, учитель, сельская школа.
Б01: 10.35634/2412-9550-2020-30-4-470-475
В современных условиях успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно представить без профессионалов своего дела. К педагогу сегодня предъявляются новые требования: это не только владение теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками, но и наличие компетенций наставника, работы в команде в условиях УИСА-реальности. Для того чтобы помочь педагогу овладеть новым педагогическим мышлением, приобрести готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства, необходима специально организованная методическая работа.
Методическая работа - это целостная, многоуровневая, многофункциональная система взаимосвязанных действий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов. Она основана на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, а также научно-обоснованном передовом педагогическом опыте и достижениях науки [8. С. 148].
К изучению и описанию различных аспектов методической работы обращаются ученые, методисты, педагоги. Рассматриваются вопросы актуальности методической работы [5], профессионального роста учителя [17], эффективности учителя через совершенствование работы руководителей методических объединений [1], планирования методической работы [9], рефлексивности учителей как направления методической работы [10].
В.Т. Рогожкин определяет методическую работу как коллективную и индивидуальную, теоретическую и практическую деятельность учителей по совершенствованию своего методического мастерства, повышению уровня знаний, умений и навыков под руководством других лиц и самостоятельно [11]. По мнению В.Г. Афанасьева, методическая работа должна развивать творческую мысль учителя, педагог должен знать и уметь применять передовые техники и приемы, быть инициативным [2]. Л.П. Санкин, Е.П. Тонконогая рассматривают методическую работу как средство научного управления учебно-воспитательным процессом и повышения профессиональной квалификации учителя, развития его творческой активности [15]. Р.И. Будникова делает вывод, что методическая работа - это средство научного управления целостным педагогическим процессом и повышения профессиональной квалификации учителя, развития его творческой активности под руководством других лиц и самостоятельно [3. С. 44].
Калининградская область имеет обширную сеть образовательных организаций. Согласно данным Министерства образования Калининградской области ступень общего образования насчитывает 179 государственных организаций, из них 110 расположены в сельской местности, что составляет 61 %. Статистические данные Министерства просвещения Российской Федерации подтверждают
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
сложившуюся тенденцию: из 41,9 тыс. в России 24 тыс. - сельские (58 %) [13; 14]. Известно также, что образовательные организации в сельской местности обладают рядом особенностей, которые не могут не влиять на профессиональную деятельность учителей [6].
Развитие методической работы в сельской школе обычно происходит в трех основных направлениях. Так как зачастую именно сельские школы становятся первым местом работы молодых специалистов, то в первую очередь в содержание методической работы таких школ следует включать активную работу с неопытными, молодыми учителями. Во-вторых, следует учитывать динамично развивающуюся образовательную систему, которая регулярно внедряет новые требования к профессиональной деятельности учителя, так как в современном информационном мире запросы всех участников образовательного процесса стремительно возрастают, именно по этой причине важно учитывать при организации методической деятельности обучение педагогического коллектива новым методам, технологиям, приемам. В-третьих, существуют определенные требования к аттестации педагогических кадров, где методическая работа учителя имеет особое значение, поэтому грамотное сопровождение аттестующего работника также обязательно должно быть включено в содержание методической деятельности образовательной организации.
Важно проследить, через какие формы и способы поддержки возможна методическая работа в условиях сельского образования. Методическая поддержка педагогических работников - это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности [16].
Как показывает практика, самой доступной формой организации методической работы являются методические объединения учителей. В больших городских школах такие объединения могут носить названия кафедр и насчитывать более десяти учителей узкой направленности. В сельской же школе методические объединения существуют зачастую формально и не несут той результативности в решении вышеописанных задач [7].
В Калининградской области существует ряд региональных проектов, а также федеральный проект, реализующих меры педагогической и методической поддержки школам-участникам:
1) Школа эффективного роста;
2) поддержка сельских школ школами г. Москвы;
3) Школа эффективного управления;
4) Центр цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».
Проект «Школа эффективного роста» реализуется на территории Калининградской области с 2016 года в рамках Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020 гг. п. 2.2 «Улучшение качества образования в школах с низкими результатами учебной деятельности и в школах, работающих в неблагоприятных социально-бытовых условиях, посредством внедрения региональных проектов и распространение их результатов». Участники проекта - 28 школ из 11 муниципалитетов Калининградской области, обучающиеся которых в течение последних трех лет не преодолевали минимальный порог во время государственной итоговой аттестации. Одним из ключевых критериев выбора школы для участия ее в проекте был анализ динамики образовательных результатов выпускников школ за последние три года.
В рамках поддержки была дополнена деятельность регионального методического объединения. Внимание было обращено на дистанционные формы поддержки учителей посредством онлайн-семинаров. Такой инструмент для использования ресурсов школ и других организаций, которые показывают хорошие результаты, имеют бесспорное преимущества, самым очевидным из которых является значительное сокращение финансовых и логистических затрат на организацию участников. Ежегодно проводится более пятидесяти онлайн-семинаров.
С 2017 года в рамках федерального проекта «Поддержка сельских школ школами г. Москвы» 25 столичных образовательных комплексов обеспечивают взаимодействие с 45 сельскими школами Калининградской области. Один из межрайоных советов директоров города Москвы, который объединяет 25 образовательных комплексов Западного административного района Москвы, имеет большой образовательный ресурс, опыт во внедрении совместных образовательных проектов и устанавливает продуктивное сотрудничество со школами Калининградской области.
Проект «Эффективное управление - новая школа» был предложен Министерством образования Калининградской области, и его главная цель состоит в том, чтобы подготовить заместителей дирек-
2020. Т. 30, вып. 4
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
торов образовательных организаций, которые смогут эффективно работать в современных условиях. Проект включает комплекс образовательных действий, нацеленных на профессиональный рост и развитие организаторских компетенций, и осуществляется с поддержкой межрайонного совета директоров г. Москвы.
С 2019 года в российских школах реализуется проект «Современная школа», в рамках которого более чем в 2000 образовательных учреждениях была запущена особая инновационная деятельность, направленная на повышения качества образования преимущественно с сельской местности и малых городах. Задачей проекта является внедрение новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметных областей «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В Калининградской области в 2019-2020 учебном году центры «Точка роста» функционируют в 11 муниципалитетах. Планируется, что к 2024 году общее число центров на территории Калининградской области достигнет 71.
В качестве экспериментальной базы для построения методической поддержки участвовала сельская школа поселка Романово (МАОУ «СОШ п. Романово») Калининградской области [12]. Миссия образовательной организации представляет собой обеспечение условий для формирования гармоничной личности, развития его способностей, наделения его знаниями и навыками успешного становления, сохранения его здоровья и творческой активности за счет профессионализма педагогов, внедрения новых педагогических технологий и активной воспитательной работы.
В ходе экспериментальной деятельности была создана программа методической поддержки учителей сельской школы, которая может использоваться в подобного рода образовательных учреждениях. Целью стало улучшение качества образования посредством улучшения системы сотрудничества в педагогическом коллективе, профессионального развития, стимулов и поддержки педагогического состава школы, повышения престижа образовательной организации через рост профессиональных навыков педагогических работников.
Задачи методической поддержки сельской школы:
1) идентификация и удовлетворение запросов учителей в рамках повышения квалификации;
2) создание условий для профессионального роста начинающих учителей;
3) создание условий для учителей с опытом работы для передачи опыта, профилактика профессионального перегорания.
Основные принципы реализации программы - принцип партнерства, принцип целостности, принцип активности и самостоятельности, принцип личностно-ориентированного характера взаимодействия.
Планируемые результаты:
1) повышение квалификации по актуальным проблемам для учителей и школы;
2) профессиональный рост молодых педагогов, сохранение молодого штата в школе;
3) рост профессиональной самореализации учителей;
4) улучшение межличностных отношений учителей;
5) формирование навыков работы команды;
6) повышение конкурентоспособности педагогического коллектива школы;
7) создание условий для изменения статуса учителя, трансформации его в учителя-наставника, учителя-методиста, учителя-исследователя и экспериментатора.
Для проверки результативности реализации программы была проведена диагностика готовности педагогического коллектива к активной методической деятельности, что и является первым пунктом в плане программы методической деятельности учителей сельской школы. Диагностика проводилась по нескольким направлениям:
- эффективность организации методической работы в учреждении;
- психологический микроклимат в коллективе;
- способность педагога к саморазвитию.
Диагностические материалы были разработаны на основе методики Т.В. Морозовой [4].
В целом можем отметить адекватное отношение педагогов к организации методической деятельности в образовательной организации. Однако необходимо заметить, что открытые вопросы вызывали у респондентов затруднения, многие из них остались без ответа. Чаще всего педагоги ссылаются на загруженность в своей повседневной деятельности, отсутствие регулярной методической работы, ее рутинность, особенно что касается обязательных курсов повышения квалификации.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Проанализировав данные второго опроса, можно сделать вывод, что после реализации программы педагоги стали отмечать, что коллектив стал сплочен и дружелюбен по отношению друг к другу; более того, 90 % педагогов отметили психологическую атмосферу в ранге от 6 до 9 баллов, что соответствует атмосфере взаимного уважения, товарищеской поддержке, желание добиваться творческих совместных успехов.
Третье направление выявило противоречие в стремлении совершенствоваться в методической деятельности. Около 60 % педагогов показали высокий уровень способности к активному саморазвитию, причем стаж данных работников различный: 45 % - от 3 до 20 лет, 15 % - свыше 20 лет стажа. В оставшиеся 40 % вошли учителя либо с минимальным стажем (25 % педагогов со стажем 1-5 лет имеют невыработанную цельную систему саморазвития), а также 15 % работников со стажем свыше 20 лет, которые в силу заслуг или по иным причинам остановили свою активность в методической деятельности, однако могут выступать в качестве наставников, но лишь в роли консультантов, на периодической основе.
По результатам исследования совместно с администрацией образовательной организации были сформулированы ключевые запросы и таким образом сформирована программа методической поддержки учителей, также были разработаны локальные документы, позволяющие реализовать деятельность творческой группы, наставничество молодых педагогов.
В ходе экспериментальной деятельности было зафиксировано положительное изменение отношения к методической работе. Это выражалось в стремлении показать свои достижения в освоении новых методических технологий. Произошло осознание роли методической деятельности в образовательном процессе и появилось желание продолжать развиваться в данном направлении.
Содержание программы предполагает пять направлений (организационную, информационную, кадровую, научно-методическую, правовую поддержку) и включает в себя:
- организацию условий для получения педагогами высшего образования, второго высшего образования;
- организацию распространения опыта в муниципалитете, области;
- информирование педагогов о достижениях психолого-педагогической науки в области методической деятельности;
- формирование банка данных об инновационной деятельности муниципальных, областных, федеральных, зарубежных образовательных организаций;
- проведение мероприятий по закреплению на работе и вхождению в должность молодых специалистов (стажировок, мастер-классов, обмен опытом, аттестации и др.);
- организацию и проведение награждения работников системы образования по итогам учебного года;
- наставническую поддержку педагогических кадров;
- исследование потребностей сельского населения, учреждений профессионального образования и общественных организаций относительно содержания и качества результатов образования;
- организацию работы по открытию экспериментальных площадок на базе образовательного учреждения.
Подводя первые итоги результативности программы методической поддержки в сельской школе, можно утверждать, что были достигнуты следующие результаты: стопроцентное прохождение государственной итоговой аттестации девятиклассниками в течение двух лет, рост числа педагогов, прошедших аттестацию, получение стимулирующих выплат молодыми педагогами, достижения в конкурсе молодых педагогов на областном уровне.
Таким образом, в современных стандартах российского образования особое место уделяется повышению уровня профессионального мастерства педагогов, которые в свою очередь должны выступать не только трансляторами качественных, актуальных знаний обучающимся, но и наставниками, исследователями и экспериментаторами. Сегодня возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового опыта. В сельской школе таких результатов возможно достичь через грамотно организованную систему методической поддержки посредством региональных и федеральных проектов на основе разработанной программы.
2020. Т. 30, вып. 4
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрович О.Н., Гордиенок С.А. Повышение эффективности работы учителей-предметников через совершенствование работы руководителей школьных методических объединений // Современное образование Витебщины. Витебск: Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова, 2017. С. 72-77.
2. Афанасьев В.Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: Знание, 1980. 156 с.
3. Будникова Р.И. Подготовка заместителей директоров к руководству методической работой в условиях обновления школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1996. 137 с.
4. Диагностика успешности учителя / сост. Т.В. Морозова. М.: Педагогический поиск, 2011. 145 с.
5. Жилина Л.В., Головачева О.В. Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МЮОУ «Гимназия № 1 города Ноябрьска) // Образование: прошлое, настоящее, будущее: матер. V Межд.науч.-практич. конф. Краснодар, 2018. С. 36-41.
6. Зёлко А.С., Лисогор М.Н. Наставничество как инструмент формирования готовности сельских учителей к обучению финансовой грамотности // Перспективы науки. Тамбов, 2019. № 9 (113). С. 145-149.
7. Ивлев С.А. Методическая работа в образовательном учреждении. М., 2014. 98 с.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 176 с.
9. Лузик Н.П., Смирнова Е.А. Планирование методической работы // Методическое обеспечение учебного процесса экономического университета: проблемы и перспективы: сб. тр. по матер. I Методич. конф. СПбГЭУ. Под ред. Л. А. Миэринь. СПб., 2017. С. 60-63.
10. Петухова Н. В. Развитие профессиональной рефлексивности педагогов как направление методической работы в школе // Open Innovation: сб.статей Межднауч.-практич.конф. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 162-165.
11. Рогожкин В.Т. О классификации методов нравственного воспитания // Советская педагогика. 1971. № 10. С. 92-95.
12. Сайт МАОУ «СОШ п. Романово» [Электронный ресурс]. URL: https://romanovo-school.nubex.ru (дата обращения: 15.12.2019).
13. Сайт Министерства образования Калининградской области [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov39.ru (дата обращения: 13.12.2019).
14. Сайт Министерства просвещения Российской Федерации. URL: http://government.ru (дата обращения: 11.12.2019).
15. Санкин Л. А., Тонконогая Е.П. Управление качеством образования в гуманитарном вузе // Известия российской академии образования. 2002. № 2. С. 61-71.
16. Сидорова А.В. Методическая поддержка педагогов: опыт построения эффективной модели повышения квалификации // Народное образование. 2017. № 6-7 (1463). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-podderzhka-pedagogov-opyt-postroeniya-eífektivnoy-modeli-povysheniya-kvalifikatsii (дата обращения: 18.05.2020).
17. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: пособие для учителей и руководителей школы / М.М. Поташник. М.: Центр пед. образования, 2009. 445 с.
Поступила в редакцию 16.06.2020
Зёлко Александра Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент Института образования
E-mail: zelko@inbox.ru
Музипова Варвара Алексеевна, аспирант первого года обучения Института образования
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта»
236041, Россия, г. Калининград, ул. А.Невского, 14
A.S. Zelko, V.A. Muzipova
METHODOLOGICAL SUPPORT IN A MODERN RURAL SCHOOL
DOI: 10.35634/2412-9550-2020-30-4-470-475
The article describes the experience of methodological support for teachers in a rural school in the Kaliningrad region on the basis of federal and regional projects - Schools for Effective Growth, support for rural schools by Moscow schools, the School for Effective Management, the Center for Digital and Humanitarian Education "Growth Point". The definition of methodological work is given, approaches to the concept of different scientists are considered, the main features of the methodological support of rural schools are listed. A methodological support program is proposed on the example of one of the rural schools of the Kaliningrad region, which includes the goal, objectives, principles, content,
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
planned results. It is proposed to include five areas in the program content - organizational, informational, personnel, scientific-methodological, legal support. According to the results of the study, it is concluded that the effectiveness of the methodological support program in a rural school can be achieved through the following indicators: one hundred percent passing the state final certification by ninth graders for two years, an increase in the number of teachers who passed certification, receiving stimulating payments by young teachers, achievements in the competition of young teachers at the regional level.
Keywords: methodological work, methodological support, methodological support program, teacher, rural school.
Received 16.06.2020
Zelko A.S., Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Institute of Education E-mail: zelko@inbox.ru
Muzipova V.A., postgraduate student of the Institute of Education
Immanuel Kant Baltic Federal University A. Nevskogo st., 14, Kaliningrad, Russia, 236041