DOI 10.24411/1813-145X-2019-10517
УДК 37
Л. В. Байбородова https://orcid.org/0000-0002-9004-9785
Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций
В период существенных изменений в образовании актуально обсуждать проблему обновления научно-методического обеспечения образовательных организаций. Цель статьи - обосновать необходимость специального научно-методического обеспечения развития сельских образовательных организаций (ОО). Дается определение научно-методического обеспечения развития (ОО); на основе анализа результатов различных исследований, которые были представлены в марте 2019 г. на международной конференции о состоянии и перспективах развития сельских образовательных организаций, рассматриваются особенности и проблемы сельских ОО, обусловленные влиянием различных факторов социума, трудности социализации сельских детей, подтверждающие необходимость специальной научно-методической поддержки сельских школ; определяются основные направления научно-методической деятельности с учетом национального проекта «Об образовании»: сельская школа - пространство модернизации содержания и образовательных технологий; разработка технологий для малочисленных и малокомплектных образовательных организаций; сельская школа -пространство партнерства и сотрудничества; сельская школа - пространство равных возможностей для каждого ребенка; сельская школа - пространство профессионального развития педагога.
Рассматриваются тематика, формы научно-методической деятельности ряда центров, научных лабораторий, действующих в различных регионах страны; обозначается своевременность создания общественных организаций, объединяющих сельских педагогов, образовательные организации на селе; эти организации стимулируют инновационную и проектную деятельность педагогов, объединяют их в решении типичных проблем сельских ОО. Определяются перспективы научно-методического обеспечения развития педагогического процесса в сельских образовательных организациях, подчеркивается координирующая и интегрирующая функции межрегиональной научной лаборатории, созданной при научном центре Российской академии образования на базе ЯГПУ, а также журнала «Педагогика сельской школы».
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, сельские образовательные организации, педагогический процесс.
L. V. Baiborodova
Scientific and methodological support for development of rural educational organizations
During the period of important changes in education, it is relevant to discuss the problem of updating the scientific and methodological support of educational organizations. The purpose of the article is to justify the need for special scientific and methodological support for the development of rural educational organizations (EO). Here is presented the definition of scientific and methodological support of development (EO); on the basis of the analysis of results of various studies were presented in March 2019 at the international conference on the state and prospects of development of rural educational organizations, the peculiarities and problems of rural EO caused by the influence of various factors of society, difficulties of rural children socialization, confirming the need for special scientific and methodological support of rural schools, are considered; The main directions of scientific and methodological activity are defined taking into account the national project «On Education»: rural school - space for modernization of content and educational technologies; development of technologies for few in numbers and underfilled educational organizations; rural school is space of partnership and cooperation; village school is space of equal opportunities for every child; village school is space of the teacher's professional development.
Topics, forms of scientific and methodological activity of a number of centers, scientific laboratories operating in different regions of the country are considered; is signified the timeliness of the establishment of public organizations that unite rural teachers and educational organizations in rural areas; These organizations stimulate innovative and project activities of teachers, unite them in solving typical problems of rural EO. The prospects of scientific and methodological support for the development of the pedagogical process in rural educational organizations are determined, are emphasized coordinating and integrating functions of the interregional scientific laboratory established
© Байбородова Л. В., 2019
at the scientific center of the Russian Academy of Education on the basis of YSPU, as well as the journal «Pedagogika selskoi shkoly» (Pedagogy of Rural School).
Keywords: scientific and methodological support, rural educational organizations, pedagogical process.
Важным условием развития любой педагогической системы является ее научно-методическое обеспечение. Особенно актуально обсуждение данной проблемы в период, когда происходят существенные изменения в образовании на государственном уровне, когда образовательные организации решают принципиально новые содержательные и организационные задачи.
Под научно-методическим обеспечением развития педагогического процесса в образовательных организациях (ОО) мы понимаем проектирование, создание научно обоснованных теоретических положений (концепций, идей, подходов к содержанию и организации образовательного процесса, принципов, обучения и воспитания), а также разработку и внедрение методических материалов (педагогических средств, технологий и методик, программных документов, методических рекомендаций), отвечающих современным требованиям педагогической науки и практики.
Более половины всех общеобразовательных организаций России составляют сельские школы, а в ряде регионов их число достигает 70-80 %. Сельская школа выполняет особую роль - это центр социально-культурной жизни села, она решает не только образовательные, но и многие социальные проблемы, у нее зачастую самое большое здание в поселении. Сельская школа работает на интересы и потребности всех жителей села.
Сельские образовательные организации требуют специального научно-методического обеспечения, что обусловлено особыми условия организации учебного и воспитательного процессов в сельских школах, а также ресурсами сельского социума для решения современных образовательных задач. При этом подчеркнем, что условия деятельности сельских школ и их социального окружения очень различаются и зависят существенным образом от места расположения, например:
- средняя школа районного центра, где имеются культурные и спортивные организации, учреждения дополнительного образования, средние профессиональные организации, действуют предприятия; условия деятельности, финансирования, организации образовательного процесса в районной школе близки к городским;
- средняя школа, которая располагается в большом поселке, где иногда действует спортивно-оздоровительный или культурный центр;
- малочисленная школа, удаленная от районных и культурных центров, где отсутствуют учреждения культуры, дополнительного образования и все культурно-образовательные функции выполняет общеобразовательная организация [2,
3, 11].
Естественно, что столь различные условия расположения сельских школ существенным образом влияют на организацию образования сельских детей, в результате чего каждая сельская образовательная организация является уникальной. Обобщая имеющиеся результаты исследования, можно отметить, что особенности сельской образовательной организаций определяются
- удаленностью от районных и городских центров;
- экономикой и перспективами села, состоянием местного производства;
- численностью учащихся;
- социальным составом жителей села, их уровнем образованности и занятости;
- особенностями культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума [4, 6].
Комплексное влияние всех указанных выше факторов придает каждой сельской школе неповторимость, уникальность, принципиально ее отличает от других образовательных организаций. Несмотря на разнообразие сельских школ и их социальное окружение, можно выявить общие тенденции, характеризующие современные сельские организации:
- сокращение образовательных организаций и числа учащихся, переход ряда школ в разряд малочисленных и малокомплектных;
- принятие сельской ОО на себя дополнительных функций - экономической, социальной и моральной защиты детей;
- усиление влияния ОО на сохранение и развитие села;
- усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской образовательной организации [2, 3].
Важнейшей особенностью сельской школы является ее сущностная зависимость от социаль-
ного окружения. Судьба, перспективы школы и социума неразделимы. В связи с этим целесообразно отметить типичные, достаточно распространенные характеристики сельского социума, которые отражаются на содержании и организации образовательного процесса [2, 3, 19]:
— консервативность, устойчивость и традиционность социокультурной среды села;
— целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, уважительное отношение к Родине и природе [7];
— развитость народного прикладного творчества [8, 9];
— близость природной среды к людям, ее естественная включенность в жизнь и быт людей;
— низкий уровень образования и культуры сельского населения;
— ограниченные возможности для организации культурного досуга, дополнительного образования населения;
— интенсивность взаимодействия жителей села, взрослых и детей.
Особенности места расположения сельских школ, условия их деятельности и социального окружения существенно влияют на содержание и организацию обучения и воспитания сельских школьников, создавая ряд распространенных для образовательных организаций проблем:
— сложности в организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей из-за отсутствия коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов;
— ограниченность, обедненность социальных контактов школьников, что затрудняет успешность их социализации;
— сложности в организации летнего отдыха детей;
— отсутствие организаций дополнительного образования во многих сельских поселениях, что препятствует удовлетворению запросов и потребностей детей, их самореализации;
— ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона и др.
В то же время, обсуждая проблему научно-методического обеспечения педагогического процесса в сельских образовательных организациях, необходимо выявить благоприятные условия для организации образовательного процесса, что поз-
волит усилить ресурсы сельской школы и повысить качество образования:
— тесные связи школы и социума, педагогов и семьи, всех участников образовательного процесса;
— систематическое освоение обучающимися опыта практического сельскохозяйственного труда;
— непосредственная близость детей к живой природе, тесное взаимодействие с окружающим миром;
— возможность развития интеграционных процессов (взаимодействие средств учебной и внеучебной деятельности, общего и дополнительного образования детей);
— существенное влияние на воспитание детей общественного мнения селян, местных традиций.
Яркой отличительной особенностью большинства сельских школ является их малочисленность, которая, с одной стороны, имеет положительные стороны, с другой - создает особые проблемы, для решения которых необходимо специальное научно-методическое обеспечение [11].
Положительными сторонами малочисленности сельских школ являются благоприятные условия для осуществления индивидуализации образовательного процесса, проектирования индивидуального образовательного маршрута, программы, плана; сотрудничества и организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших; мобильного принятия коллективных решений, что способствует развитию подлинного самоуправления в школьном коллективе. Интенсивность межличностных и деловых контактов между педагогами, учащимися и родителями помогает членам коллектива объединиться, договориться о единстве действий. У каждого ребенка есть возможность проявить себя в общем деле.
Уменьшение количества учащихся во многих сельских школах приводит к возникновению малокомплектных школ. В этих условиях учебная деятельность детей организуется в разновозрастных группах, объединяющих одновременно более двух классов. Отметим особенности таких школ:
— создание разновозрастных групп для организации учебной и внеурочной деятельности детей;
— одновременное обучение детей по нескольким образовательным программам;
— необходимость организации самостоятельной деятельности детей;
— мобильность, гибкость, высокая степень импровизации при организации образовательного процесса;
— высокий уровень интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей и др.
Безусловно, столь существенные различия организации образовательного процесса в сельских школах и в городских отражаются на результатах обучения и воспитания сельских детей. Так, по результатам проведенных исследований, установлен ряд достаточно типичных проблем у значительной части сельских детей, особенно тех, кто обучался в отдаленных малочисленных школах: низкий уровень организаторских и коммуникативных умений; неуверенность в своих силах; повышенная тревожность; неадекватная самооценка (чаще всего заниженная); конформизм; низкий уровень мотивации учения, самостоятельности в принятии решений; трудности в общении с новыми людьми и затруднения при адаптации в новых условиях; низкий уровень профессионального самоопределения; «западает» потребность в самовыражении; заниженные требования к своему развитию и образованию.
Все вышеизложенные обстоятельства убеждают, что сельская школа, и особенно малочисленная, нуждается в специальном научно-методическом обеспечении развития педагогического процесса. Мы определили ряд приоритетных направлений этой деятельности [1, 12, 16]:
— выявление и разработка концептуальных идей и педагогических средств, обеспечивающих компенсацию дефицитов в образовании и воспитании сельских детей, преодоление трудностей их социализации;
— поиск, обоснование идей, разработка и апробация моделей непрерывного профессионального развития педагогических кадров, работающих на селе;
— определение научных ресурсов, выявление актуальных концептуальных положений, анализ передовых образовательных практик на селе, которые обеспечат успешность реализации идей национального проекта «Образование» в сельской местности.
Соответственно, определены основные черты и принципы научно-методического обеспечения развития сельских образовательных организаций:
— учет проблем и трудностей сельских детей, педагогов, особенностей сельской школы и социума;
— соответствие, непротиворечивость требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и другим нормативным документам, регулирующим деятельность сельских образовательных организаций;
— опора на современные теории, достижения и концепции психолого-педагогической науки;
— практико-ориентированный характер научно-методической деятельности (ориентация на запрос практических работников);
— учет региональных особенностей;
— разработка научно-методических проблем с участием ученых, методистов и педагогов-практиков;
— активное и мобильное внедрение результатов исследовательской и инновационной деятельности в массовую практику;
— повышение квалификации участников научно-методической деятельности.
В настоящее время в России созданы центры научно-методического обеспечения деятельности сельских образовательных организаций. Назовем некоторые из этих центров: лаборатория дидактики сельской школы Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета, научно-образовательный центр педагогики сельской школы в Томской области (Томский государственный педагогический университет), научно-исследовательская лаборатория сельской школы Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева, лаборатория теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии Петразаводского государственного университета, лаборатория «Современные проблемы сельской школы» Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, научно-исследовательская лаборатория «Проблемы и перспективы развития сельской школы» Института развития образования Ивановской области, межрегиональная научно-исследовательская лаборатория при научном центре РАО, созданном в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского и др. Указанные лаборатории и центры известны своими научными результатами и имеют востребованные сельскими школами продукты научно-методической деятельности.
Важное место в научно-методическом обеспечении деятельности сельских образовательных
организаций занимают общественные организации: Российская автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Образование - Русское слово» (г. Москва), Ярославская региональная общественная организация «Лидеры сельских школ», Ассоциация сельских школ республики Карелия.
Обозначим тематику научно-методической работы, которая сегодня проводится названными коллективами в соответствии с направлениями национального проекта «Образование» [12, 16].
Сельская школа - пространство модернизации содержания и образовательных технологий [10, 13, 20]:
— Формирование ключевых компетенций участников образовательной организации как ведущее условие повышение качества образования в малочисленной школе (ВятГУ).
— Методологические подходы к обучению и воспитанию в сельской школе - системный, технологический, интегративно-дифференциро-ванный, субъектно-ориентированный, праксиологический, средовой, социокультурный и др. (ВятГУ, ЯГПУ, ПетрГУ).
— Дидактика сельской школы (ВятГУ, Арзамасский филиал ННГУ, ЯГПУ).
— Разработка механизмов организации образовательного процесса в современной сельской школе в условиях цифровизации (Арзамасский филиал ННГУ).
Разработка технологий для малочисленных и малокомплектных образовательных организаций [3, 10, 21]:
— технологии обучения в разновозрастной группе (ЯГПУ, ПетрГУ, ДГПУ);
— технологии неклассно-урочной системы обучения, технология обучения ЛЕНТА (Карелия);
— субъектно-ориентированные технологии (ЯГПУ);
— технология дифференцированного обучения в сельской школе (Арзамасский филиал ННГУ);
— технологии дистанционного обучения сельских школьников (Арзамасский филиал ННГУ, ТГПУ).
Сельская школа - пространство партнерства и сотрудничества [3, 6, 17, 18]:
— Активизация социально-педагогических ресурсов села по созданию воспитывающей среды детства - трансформация сельской среды в воспитывающую среду детства через повышение социальной активности, числа инициатив обще-
ственности, направленных на действия по сохранению богатств родного языка, народной культуры, на создание комфортной для жизни детей среды, в том числе открытие новых спортивных площадок, сельских комнат общения, народных музеев и т. п. (ОГУ).
— Выявление и обоснование современных моделей сельских малочисленных школ (ТГПУ).
Сельская школа - пространство равных возможностей для каждого ребенка [3, 14, 15, 21]:
— Обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников (ЯГПУ).
— Электронное обеспечение дополнительного образования в сельской школе (БГПУ).
— Модели организация внеурочной деятельности сельских детей, модели сетевого взаимодействия, использование ресурсов социума (ЯГПУ).
— Индивидуализация образовательного процесса в разновозрастных группах (ЯГПУ).
— Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями (ЯГПУ, ПетрГУ).
Сельская школа - пространство профессионального развития педагога [5, 21]:
— Подготовка полифункционального педагога для малокомплектной школы (ПетрГУ).
— Научно-методическое сопровождение затруднений сельских педагогов (ЯГПУ, Арзамасский филиал ННГУ).
— Проект «Мобильный учитель» (БГПУ).
— Развитие семиотической компетентности сельского педагога (ВятГУ).
— Технологии формирования современных стереотипов профессиональной педагогической деятельности учителей сельских ОО (ТГУ).
Научно-методическая деятельность по обеспечению развития сельских образовательных организаций осуществляется в различных формах:
— научные исследования разных уровней (диссертации, научные проекты, гранты);
— научное сопровождение инновационной деятельности ОО (региональных и муниципальных площадок);
— проблемные группы по разработке актуальных проблем сельской школы;
— консультирование, обучающие семинары, консультации, в том числе в режиме онлайн;
— научно-педагогические экспедиции (по проблематике исследований и по запросам сельских ОО);
— образовательные культурно-просветительские и профориентационные выезды преподавателей и студентов в сельские образовательные организации;
— проведение «Дней сельской школы» (ПетГУ);
— научно-практические мероприятия - форумы, конференции, семинары;
— социально-педагогические проекты.
Анализ проблем развития сельских образовательных организаций, трудностей профессиональной деятельности педагогов и специалистов, работающих на селе, позволяет зафиксировать следующие приоритетные темы совместных исследований научных центров и лабораторий [2, 16]:
— особенности социализации и воспитания сельских детей в современных условиях;
— психолого-педагогические механизмы и педагогические средства обеспечения психологической комфортности образования в сельской школе;
— психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями;
— модели взаимодействия образовательных организаций в условиях села;
— подходы, модели, технологии профессионализации педагогических кадров сельских образовательных организаций.
Результаты обсуждения состояния и перспектив развития сельской школы на международной научно-практической конференции, которая проводилась в марте 2019 г. в Ярославле, показали, что актуальными проблемами для научно-методической разработки являются [1, 2, 16]
— механизмы, педагогические средства обеспечивающие внедрение в практику идей и моделей повышения доступности дополнительного образования;
— модели и механизмы организации образовательного процесса в современной сельской школе в условиях цифровизации образования;
— концепции и модели подготовки полифункционального педагога для малокомплектной школы.
Чтобы оказать целенаправленную и системную научно-методическую поддержку сельским образовательным организациям, необходимо объединить и скоординировать усилия ученых, методистов и практиков образовательных организаций
регионов в разработке актуальных проблем. Это предполагает организацию совместной деятельности всех субъектов, заинтересованных в развитии сельской школы, которая предусматривает
— выявление актуальных проблем развития педагогического процесса сельских образовательных организаций;
— проведение всероссийских и межрегиональных научно-практических конференций, ве-бинаров;
— обмен делегациями, представителями от регионов с целью обсуждения и обмена информацией, идеями по наиболее актуальным вопросам;
— создание межрегиональных проблемных групп для разработки наиболее востребованных научно-методических и практико-ориентированных материалов;
— координацию совместных действий в подготовке и реализации грантов и проектов;
— совместные издания научно-методической и учебно-методической литературы для сельских школ, обмен имеющимися научно-практическими материалами;
— поддержку и пропаганду результатов инновационной деятельности, лучших педагогических практик регионов через издательскую деятельность;
— содействие в развитии общественных организаций и движений педагогических работников сельских образовательных организаций.
Центром координации действий ученых и специалистов по системному научно-методическому обеспечению сельской школы является межрегиональная научная лаборатория «Педагогика сельской школы», созданная в 2018 г. на базе научного центра РАО при Ярославском государственном педагогическом университете им.
К. Д. Ушинского, в которую в настоящее время вошли представители двенадцати регионов России.
Центром активного распространения передовых идей, информации о результатах научных исследований, пропаганды и внедрения совместных научно-методических продуктов становится журнал «Педагогика сельской школы», который начинает свою историю в 2019 г.
Предпринятые и планируемые усилия по оказанию научно-методической поддержки развития сельской школы вполне оправданны, поскольку сегодня совершенно очевидно, что сельская школа - это истоки лучших отечественных традиций и нравственных ценностей, надежда России.
Библиографический список
1. Бабушкина, Е. Н., Ефлова, З. Б. Будущие педагоги о проблемах и будущем образования в сельской местности (по результатам мини-исследования) [Текст] / Е. Н. Бабушкина, З. Б. Ефлова // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых : материалы 70-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет». - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ 2018. - С. 338-342.
2. Байбородова, Л. В., Ефлова, З. Б., Зеленова, Д. А. Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций. По итогам международной конфенции в Ярославском государственном педагогическом университете имени К. Д. Ушинского [Электронный ресурс] / Л. В. Байбородова,
3. Б. Ефлова, Д. А. Зеленова // Непрерывное образование: XXI век. - Выпуск 2 (26). - 2019. - URL: https://lll21 .petrsu.ru/joumal/artide.php?id=4726
3. Байбородова, Л. В. Концепция обеспечения доступности дополнительного образования сельских школьников [Текст] /Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 99-109.
4. Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной России [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Орел, 19-20 октября 2017 г.) Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность» (г. Орел. 18-20 октября 2017 г.). -
4. 2 / под общ. ред. Г. Е. Котьковой. - Орел : ФГБОУ ВО «ОГУ имени И. С. Тургенева», 2017. - 634 с.
5. Гирфанова Л. П. Подготовка полифункционального педагога для современных сельских школ в интересах образования для устойчивого развития [Текст] / А. Арасланова, Л. Гирфанова, Е. Карунас // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. -2016. - № 2 (51). - С. 178-186.
6. Гурьянова, М. П. Сельская школа и социальная педагогика [Текст] : пособие для педагогов / М. П. Гурьянова. - М. : Амалфея, 2000. - 448 с.
7. Гурьянова, М. П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума [Текст] / М. П. Гурьянова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 48.
8. Гусев, А. А. Педагогический потенциал народного прикладного творчества в сельской школе [Текст] : монография / А. А. Гусев. - СПб. : Линь, 2018. - 144 с.
9. Гусев Д. А. Тенденции развития сельской школы в контексте реализации педагогического потенциала народного прикладного творчества [Текст] / А. А. Гусев // Научный диалог. - 2016. - № 4 (52). -С. 301-313.
10. Зайкин, М. И. Технологии дифференцированного обучения в сельской школе [Текст] / М. И. Зайкин, И. В. Фролов, Н. А. Шкильменская. -Арзамас : АГПИ, 2008. - 186 с.
11. Ефлова, З. В., Сергина, Е. А., Столяров, Г. Г. Современная малокомплектная школа России и Карелии [Текст] / З. В. Ефлова, Е. А. Сергина, Г. Г. Столяров ; под общ. ред. З. Б. Ефловой. - Петрозаводск : ИП Марков Н. А., 2018. - 56 с.
12. Инновационная деятельность сельских образовательных организаций: результаты и перспективы развития [Текст] : сборник статей / под ред. Л. В. Байбородовой. - Ярославль, 2018. - 308 с.
13. Коршунова, О. В. Методологические подходы к обучению и воспитанию в сельской школе: монография [Текст] / О. В. Коршунова, С. В. Огородникова. - Киров : Науч. изд-во Вятского государственного университета, 2018. - 653 с.
14. Коршунова, О. В. Принципы коррекционной педагогики как ориентиры построения инклюзивного образования в сельской школе [Текст] / О. В. Коршунова // Концепт. - 2014. - Т. 29. - С. 16-20.
15. Лодкина, Т. В. Развитие лидерского потенциала сельских школьников в деятельности детских общественных объединений [Текст] / Т. В. Лодкина, В. М. Горбачева, Т. Ю. Климова // Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете : материалы Международного конгресса. 19-22 апреля 2017 г. / сост. П. Л. Карабущенко ; под ред. проф. А. П. Лунева и проф. П. Л. Карабущенко. - Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2017. - С. 132-135.
16. Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций [Текст] : материалы международной научно-практической конференции [28-30 марта 2019 года] / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. - Ярославль, 2019. - 556 с.
17. Сартакова, Е. Е. Сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений в условиях социокультурной модернизации образования (на материале Сибирского Федерального округа) [Текст] : монография / Е. Е. Сартакова. - Томск, 2015. - 300 с.
18. Сартакова, Е. Е. Модели организации образовательного процесса в истории становления сельской школы России [Текст] : монография / Е. Е. Сартакова, Л. В. Рассказова. - Томск, 2016. - 174 с.
19. Менг Т. В. Исследование образовательной среды монография : проблемы, подходы, модели : [Текст] / Т. В. Менг. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 98 с.
20. Фролов, И. В. Профильное обучение в условиях сельской школы: состояние и проблемы [Текст] : монография / И. В. Фролов. - Н. Новгород : Изд-во НГПУ, 2006. - 297 с.
21. L. V. Bayborodova Organizacja dzialalnosci edukacyjnej uzdolnionych dzieci w szkolach wiejskich / Edukacja otawarta. - Plock. - № 1. - 2018 г. - P. 79-91.
22. Zhestkova Elena, Kudakova Nataliya, Maklaeva Elvira, Fedorova Svetlana, Filippova Ludmila Social networks as a component of educational area of the high
school Статья (SCOPUS, Web of Science) // Environment. Technology. Resources: Proceedings of the 12th International Scientific and Practical Conference June 20-22, 2019. Volume 2. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies, 2019. p. 253-259.
Reference List
1. Babushkina, E. N., Eflova, Z. B. Budushhie pedagogi o problemah i budushhem obrazovanija v sel'skoj mestnosti (po rezul'tatam mini-issledovanija) = Future teachers on the problems and future of rural education (based on mini-study) [Tekst] / E. N. Babushkina, Z. B. Eflova // Nauchno-issledovatel'skaja rabota obuchajushhihsja i molodyh uchenyh : materialy 70-j Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoj konferencii obuchajushhihsja i molodyh uchenyh FGBOU «Petrozavodskij gosudarstvennyj universitet». -Petrozavodsk : Izd-vo PetrGU, 2018. - S. 338-342.
2. Bajborodova, L. V, Eflova, Z. B., Zelenova, D. A. Problemy i perspektivy razvitija sel'skih obrazovatel'nyh organizacij. Po itogam mezhdunarodnoj konfencii v Jaro-slavskom gosudarstvennom pedagogicheskom universite-te imeni K. D. Ushinskogo = Problems and prospects for the development of rural educational organizations. Following the results of the International Conference at Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky [Tekst] / L. V. Bajborodova, Z. B. Eflova, D. A. Zelenova // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. -Vypusk 2 (26). - 2019. - URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4726
3. Bajborodova, L. V. Koncepcija obespechenija dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovanija sel'skih shkol'nikov = Concept of access to additional education for rural schoolchildren [Tekst] /L. V. Bajborodova // Ja-roslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2018. - № 5. -S. 99-109.
4. Vospitanie i problemy social'noj bezopasnosti detstva v sovremennoj Rossii = Education and problems of social safety of childhood in modern Russia [Tekst] : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii (g. Orel, 19-20 oktjabrja 2017 g.) Nacional'nogo pedagogicheskogo simpoziuma «Obrazovanie i nacion-al'naja bezopasnost'» (g. Orel. 18-20 oktjabrja 2017 g.). -Ch. 2 / pod obshh. red. G. E. Kot'kovoj. - Orel : FGBOU VO «OGU imeni I. S. Turgeneva», 2017. - 634 s.
5. Girfanova L. P. Podgotovka polifunkcional'nogo pedagoga dlja sovremennyh sel'skih shkol v interesah obrazovanija dlja ustojchivogo razvitija = Training of a multi-functional teacher for modern rural schools in education interests for sustainable development [Tekst] / A. Araslanova, L. Girfanova, E. Karunas // Jetnodialogi. Nauchno-informacionnyj al'manah. - 2016. - № 2 (51). -S. 178-186.
6. Gur'janova, M. P. Sel'skaja shkola i social'naja ped-agogika = Village school and social pedagogy [Tekst] : posobie dlja pedagogov / M. P. Gur'janova. - M. : Amal-feja, 2000. - 448 s.
7. Gur'janova, M. P. Koncepcija formirovanija zhiznesposobnoj lichnosti v uslovijah sel'skogo sociuma = The concept of a viable personality in rural society [Tekst] / M. P. Gur'janova. - M. : Pedagogicheskoe ob-shhestvo Rossii, 2005. - 48 s.
8. Gusev, A. A. Pedagogicheskij potencial narodnogo prikladnogo tvorchestva v sel'skoj shkole = Pedagogical potential of folk applied art in rural schools [Tekst] : monografija / A. A. Gusev. - SPb. : Lin', 2018. - 144 s.
9. Gusev D. A. Tendencii razvitija sel'skoj shkoly v kontekste realizacii pedagogicheskogo potenciala narod-nogo prikladnogo tvorchestva = Trends in rural school development in the context of implementation of pedagogical potential of folk applied creativity [Tekst] / A. A. Gusev // Nauchnyj dialog. - 2016. - № 4 (52). -S. 301-313.
10. Zajkin, M. I. Tehnologii differencirovannogo obuchenija v sel'skoj shkole = Differential education technologies in rural schools [Tekst] / M. I. Zajkin, I. V. Frolov, N. A. Shkil'menskaja. - Arzamas : AGPI, 2008. - 186 s.
11. Eflova, Z. V, Sergina, E. A., Stoljarov, G. G. Sov-remennaja malokomplektnaja shkola Rossii i Karelii = Modern small school of Russia and Karelia [Tekst] / Z. V Eflova, E. A. Sergina, G. G. Stoljarov ; pod obshh. red. Z. B. Eflovoj. - Petrozavodsk : IP Markov N. A., 2018. - 56 s.
12. Innovacionnaja dejatel'nost' sel'skih obra-zovatel'nyh organizacij : rezul'taty i perspektivy razvitija = Innovation of rural educational organizations: results and prospects of development [Tekst] : sbornik statej / pod red. L. V Bajborodovoj. - Jaroslavl', 2018. - 308 s.
13. Korshunova, O. V Metodologicheskie podhody k obucheniju i vospitaniju v sel'skoj shkole: monografija = Methodological approaches to education and up-bringing in rural schools: a monograph [Tekst] / O. V. Korshunova, S. V. Ogorodnikova. - Kirov : Nauch. izd-vo Vjatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018. - 653 s.
14. Korshunova, O. V. Principy korrekcionnoj peda-gogiki kak orientiry postroenija inkljuzivnogo obrazovan-ija v sel'skoj shkole = Principles of corrective pedagogy as guidelines for making inclusive education in rural schools [Tekst] / O. V. Korshunova // Koncept. - 2014. -T. 29. - S. 16-20.
15. Lodkina, T. V. Razvitie liderskogo potenciala sel'skih shkol'nikov v dejatel'nosti detskih obshhestven-nyh ob#edinenij = Development of leadership potential of rural schoolchildren in the activities of children 's voluntary associations [Tekst] / T. V Lodkina, V M. Gorbacheva, T. Ju. Klimova // Jelity i lidery: strategii formirovanija v sovremennom universitete : materialy Mezhdu-narodnogo kongressa. 19-22 aprelja 2017 g. / sost. P. L. Karabushhenko ; pod red. prof. A. P. Luneva i prof. P. L. Karabushhenko. - Astrahan' : Astrahanskij gosudarstvennyj universitet, Izdatel'skij dom «Astrahanskij universitet», 2017. - S. 132-135.
16. Problemy i perspektivy razvitija sel'skih obra-zovatel'nyh organizacij = Problems and prospects for the
development of rural educational organizations [Tekst] : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii [28-30 marta 2019 goda] / pod nauch. red. L. V Bajborodovoj, A. P. Chernjavskoj. - Jaroslavl', 2019. - 556 s.
17. Sartakova, E. E. Setevoe vzaimodejstvie sel'skih obrazovatel'nyh uchrezhdenij v uslovijah sociokul'turnoj modernizacii obrazovanija (na materiale Sibirskogo Fed-eral'nogo okruga) = Networking of rural educational institutions in conditions of sociocultural modernization of education (on the material of the Siberian Federal District) [Tekst] : monografija / E. E. Sartakova. - Tomsk, 2015. - 300 s.
18. Sartakova, E. E. Modeli organizacii obra-zovatel'nogo processa v istorii stanovlenija sel'skoj shkoly Rossii = Models of organization of the educational process in the history of formation of rural school in Russia [Tekst] : monografija / E. E. Sartakova, L. V. Ras-skazova. - Tomsk, 2016. - 174 s.
19. Meng T. V. Issledovanie obrazovatel'noj sredy monografija : problemy, podhody, modeli = Study of edu-
cational environment monograph: problems, approaches, models [Tekst] / T. V Meng. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2011. - 98 s.
20. Frolov, I. V. Profil'noe obuchenie v uslovijah sel'skoj shkoly: sostojanie i problemy = Specialized education in rural schools: conditions and problems [Tekst] : monografija / I. V Frolov. - N. Novgorod : Izd-vo NGPU, 2006. - 297 s.
21. L. V. Bayborodova Organizacja dzialalnosci edukacyjnej uzdolnionych dzieci w szkolach wiejskich / Edukacja otawarta. - Plock. - № 1. - 2018 g. - P. 79-91.
22. Zhestkova Elena, Kudakova Nataliya, Maklaeva Elvira, Fedorova Svetlana, Filippova Ludmila Social networks as a component of educational area of the high school Stat'ja (SCOPUS, Web of Science) // Environment. Technology. Resources: Proceedings of the 12th International Scientific and Practical Conference June 20-22, 2019. Volume 2. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies, 2019. p. 253-259.