Научная статья на тему '«Школа молодого воспитателя» как фактор повышения профессиональныхкомпетентностей педагогов дошкольной организации'

«Школа молодого воспитателя» как фактор повышения профессиональныхкомпетентностей педагогов дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1845
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / НАСТАВНИЧЕСТВО / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карлаш Светлана Ильинична, Азлецкая Елена Николаевна

Целью статьи является описание системы методической поддержки педагогического коллектива дошкольной организации посредством реализации программы «Школа молодого воспитателя». В статье описаны цель, задачи программы, система построения образовательного процесса, функции субъектов программы: координатора, педагога-наставника, членов координационного совета. Реформирование современного дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Педагог важнейший субъект, призванный решать задачи развития образования. Он является ресурсом повышения качества образования [2]. Эти требования ставят молодого специалиста в условия непрерывного стресса, позицию неуверенности. В этой ситуации неоспоримой становится роль педагога-наставника в подготовке молодых кадров. Только при своевременной помощи, совете, кураторстве начинающему воспитателю будет легче понять и влиться в жизнь дошкольной организации, а опытному педагогу повысить свое мастерство и реализовать творческий потенциал. В связи с этим объективной необходимостью является создание условий в дошкольной организации для роста профессиональных компетентностей педагогов. Для этого нужна действенная система методической службы, удовлетворяющая потребностям современной образовательной организации. Вышеизложенное обусловило разработку программы: «Школа молодого воспитателя». Цель программы на основе теоретически обоснованной системы методической поддержки педагогического коллектива дошкольной организации повысить профессиональные компетентности педагогов. Основными задачами реализации программы стали: Разработка содержания методического сопровождения молодых воспитателей в образовательной среде. Планирование наставничества по методическому сопровождению с учетом потребностей молодого воспитателя. Внедрение плана сопровождения молодого воспитателя в работу методического совета дошкольной организации. Мониторинг качества внедренной программы по работе с молодым воспитателем. Программа реализуется на основе плана обучающих мероприятий, составленного творческой группой педагогов-наставников которые включают в себя: формы активного (мастер-классы, семинары-практикумы, тренинги, вебинары) и проблемно-поискового обучения (проекты, конкурсы). В основе программы дуальная система построения образовательного процесса, благодаря которой планируются эффекты от совместной деятельности и для молодых и для опытных педагогов. Регулирует исполнение программы координатор (заместитель заведующего по воспитательно652 методической работе). Координатор: разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные акты, необходимые для реализации программы; подготавливает доклады о ходе реализации программы; подготавливает, в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации программы; совместно с научным консультантом разрабатывает перечень критериев и показателей контроля за ходом реализации программы; несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию. В целях привлечения общественности к управлению программой создается координационный совет. В его состав входят администрация МБДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад №181», представители педагогического состава и родительской общественности. Основными задачами координационного совета являются: рассмотрение тематики «ключевых» мероприятий программы; рассмотрение материалов о ходе реализации программы и представление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации программы; выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации программы и разработка предложений по их решению. Педагог-наставник: развивает у молодого воспитателя умение обучаться самостоятельно; предоставляет консультационную помощь молодому воспитателю по их инициативе; формирует у молодого воспитателя умение оценивать свою деятельность; осуществляет индивидуальный контроль за обучением; формирует навыки самоконтроля; использует персональные способы руководства познавательной деятельностью молодого воспитателя; определяет совместно с молодым воспитателем формы аттестации. Контроль реализации программы проводиться при помощи мониторинга разработанного нами на основе профессионального стандарта педагога. Профессионализм педагога дошкольной организации оценивается комплексно. Интегрированная оценка включает показатели динамики развития знаний, умений и навыков, ИКТ-компетентность педагога, его личностные качества определяющие специфику профессиональной деятельности, отношения ребенка к детскому саду, степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада [1]. Текущий контроль проводится с целью установления уровня овладения воспитателями профессиональными знаниями, умениями и навыками. Промежуточный контроль проводится с целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются молодые воспитатели. Итоговый контроль проводится с целью установления эффективности выбранных форм и методов обучения молодых воспитателей. Работа по программе методической поддержки педагогов «Школа молодого воспитателя» реализуется с сентября 2014 года. Итогом первых лет работы стало успешное участие молодых специалистов в конкурсе «Воспитатель года города Краснодара». Воспитатель Я.О. Попова стала призером конкурса, В.В. Бокий вошла в десятку лучших педагогов города. Пятеро воспитателей стали участниками профессионального конкурса «Педагогические вёсны». Двое из них стали победителями и получили гранты губернатора Краснодарского края. Два молодых педагога продолжили свое образование, поступив в вуз. Педагоги-наставники приняли участие в вебинарах «Технология управления качеством ДОО в условиях внедрения ФГОС», «Оценка качества деятельности педагога ДОО» и др. Пополнили свои методические копилки новыми разработками, конспектами организации мероприятий с детьми с учетом требований ФГОС ДО. Предварительный анализ работы «Школы молодого воспитателя» и трансляция опыта работы педагога-наставника с молодым специалистом был представлен на вебинаре «Инновационные процессы в дошкольных образовательных организациях» (17.02.2015), получил положительный отклик коллег города. Таким образом, реализуемая программа «Школа молодого воспитателя», позволила молодым педагогам решить проблемы вхождения в профессию, овладеть способами организации детского коллектива, формами проведения образовательной, игровой, исследовательской и другой деятельности, развить свои профессиональные функции: коммуникативную, координирующую, диагностическую, конструктивно-организаторскую, исследовательскую, проективную, гностическую. Кроме того, помогла выявить способности к инновационной деятельности, сформировать портфолио молодого специалиста, а главное укрепить желание посвятить себя социально важному делу развитию, воспитанию и обучению детей. Для опытного педагога эта система открыла свои перспективы. Она выступила как способ: повышения своей профессиональной компетентности; повышения статуса и имиджа в глазах педагогов и родителей; дала возможность пополнить свою методическую копилку; получить материальное вознаграждение по результатам труда и достижений молодого специалиста. Дальнейшая реализация программы предполагает повышение уровня компетенций педагогов, повышение качества образования детей, уменьшение доли текучести кадров в коллективе. Результаты мониторинговых исследований предполагается использовать при заключении эффективных контрактов с педагогическими работниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карлаш Светлана Ильинична, Азлецкая Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Школа молодого воспитателя» как фактор повышения профессиональныхкомпетентностей педагогов дошкольной организации»

«Школа молодого воспитателя» как фактор повышения профессиональных компетентностей педагогов дошкольной организации

Карлаш Светлана Ильинична, Азлецкая Елена Николаевна

МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад №181»

Ключевые слова:

система методической поддержки, наставничество, мониторинг

Аннотация: Целью статьи является описание системы методической поддержки педагогического коллектива дошкольной организации посредством реализации программы «Школа молодого воспитателя». В статье описаны цель, задачи программы, система построения образовательного процесса, функции субъектов программы: координатора, педагога-наставника, членов координационного совета.

Реформирование современного дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Педагог - важнейший субъект, призванный решать задачи развития образования. Он является ресурсом повышения качества образования [2]. Эти требования ставят молодого специалиста в условия непрерывного стресса, позицию неуверенности. В этой ситуации неоспоримой становится роль педагога-наставника в подготовке молодых кадров. Только при своевременной помощи, совете, кураторстве начинающему воспитателю будет легче понять и влиться в жизнь дошкольной организации, а опытному педагогу повысить свое мастерство и реализовать творческий потенциал.

В связи с этим объективной необходимостью является создание условий в дошкольной организации для роста профессиональных компетентностей педагогов. Для этого нужна действенная система методической службы, удовлетворяющая потребностям современной образовательной организации. Вышеизложенное обусловило разработку программы: «Школа молодого воспитателя».

Цель программы - на основе теоретически обоснованной системы методической поддержки педагогического коллектива дошкольной организации повысить профессиональные компетентности педагогов.

Основными задачами реализации программы стали:

- Разработка содержания методического сопровождения молодых воспитателей в образовательной среде.

- Планирование наставничества по методическому сопровождению с учетом потребностей молодого воспитателя.

- Внедрение плана сопровождения молодого воспитателя в работу методического совета дошкольной организации.

- Мониторинг качества внедренной программы по работе с молодым воспитателем.

Программа реализуется на основе плана обучающих мероприятий, составленного творческой группой педагогов-наставников которые включают в себя: формы активного (мастер-классы, семинары-практикумы, тренинги, вебинары) и проблемно-поискового обучения (проекты, конкурсы). В основе программы дуальная система построения образовательного процесса, благодаря которой планируются эффекты от совместной деятельности и для молодых и для опытных педагогов.

Регулирует исполнение программы - координатор (заместитель заведующего по воспитательно-

методической работе). Координатор: разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные акты, необходимые для реализации программы; подготавливает доклады о ходе реализации программы; подготавливает, в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации программы; совместно с научным консультантом разрабатывает перечень критериев и показателей контроля за ходом реализации программы; несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.

В целях привлечения общественности к управлению программой создается координационный совет. В его состав входят администрация МБДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад №181», представители педагогического состава и родительской общественности. Основными задачами координационного совета являются: рассмотрение тематики «ключевых» мероприятий программы; рассмотрение материалов о ходе реализации программы и представление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации программы; выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации программы и разработка предложений по их решению.

Педагог-наставник: развивает у молодого воспитателя умение обучаться самостоятельно; предоставляет консультационную помощь молодому воспитателю по их инициативе; формирует у молодого воспитателя умение оценивать свою деятельность; осуществляет индивидуальный контроль за обучением; формирует навыки самоконтроля; использует персональные способы руководства познавательной деятельностью молодого воспитателя; определяет совместно с молодым воспитателем формы аттестации.

Контроль реализации программы проводиться при помощи мониторинга разработанного нами на основе профессионального стандарта педагога. Профессионализм педагога дошкольной организации оценивается комплексно. Интегрированная оценка включает показатели динамики развития знаний, умений и навыков, ИКТ-компетентность педагога, его личностные качества определяющие специфику профессиональной деятельности, отношения ребенка к детскому саду, степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада [1].

Текущий контроль проводится с целью установления уровня овладения воспитателями профессиональными знаниями, умениями и навыками. Промежуточный контроль проводится с целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются молодые воспитатели. Итоговый контроль проводится с целью установления эффективности выбранных форм и методов обучения молодых воспитателей.

Работа по программе методической поддержки педагогов «Школа молодого воспитателя» реализуется с сентября 2014 года. Итогом первых лет работы стало успешное участие молодых специалистов в конкурсе «Воспитатель года города Краснодара». Воспитатель Я.О. Попова стала призером конкурса, В.В. Бокий вошла в десятку лучших педагогов города. Пятеро воспитателей стали участниками профессионального конкурса «Педагогические вёсны». Двое из них стали победителями и получили гранты губернатора Краснодарского края. Два молодых педагога продолжили свое образование, поступив в вуз. Педагоги-наставники приняли участие в вебинарах «Технология управления качеством ДОО в условиях внедрения ФГОС», «Оценка качества деятельности педагога ДОО» и др. Пополнили свои методические копилки новыми разработками, конспектами организации мероприятий с детьми с учетом требований ФГОС ДО.

Предварительный анализ работы «Школы молодого воспитателя» и трансляция опыта работы педагога-наставника с молодым специалистом был представлен на вебинаре «Инновационные процессы в дошкольных образовательных организациях» (17.02.2015), получил положительный отклик коллег города.

Таким образом, реализуемая программа «Школа молодого воспитателя», позволила молодым педагогам решить проблемы вхождения в профессию, овладеть способами организации детского коллектива, формами проведения образовательной, игровой, исследовательской и другой деятельности, развить свои профессиональные функции: коммуникативную,

координирующую, диагностическую, конструктивно-организаторскую, исследовательскую, проективную, гностическую. Кроме того, помогла выявить способности к инновационной деятельности, сформировать портфолио молодого специалиста, а главное - укрепить желание посвятить себя социально важному делу - развитию, воспитанию и обучению детей. Для опытного педагога эта система открыла свои перспективы. Она выступила как способ: повышения своей профессиональной компетентности; повышения статуса и имиджа в глазах педагогов и родителей; дала возможность пополнить свою методическую копилку; получить материальное вознаграждение по результатам труда и достижений молодого специалиста.

Дальнейшая реализация программы предполагает повышение уровня компетенций педагогов, повышение качества образования детей, уменьшение доли текучести кадров в коллективе. Результаты мониторинговых исследований предполагается использовать при заключении эффективных контрактов с педагогическими работниками.

Список литературы:

1.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.