Научная статья на тему 'Управление кадровым ресурсом в дошкольной образовательной организации'

Управление кадровым ресурсом в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольная образовательная организация / руководитель / кадровые ресурсы / профессиональный проект / система управления. / preschool educational organization / head / personnel resources / professional project / control system.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. О. Киселева, И. В. Иконникова

В данной статье отражена роль руководителя в сфере управления кадровым ресурсом в дошкольной образовательной организации, рассмотрены проекты, которые реализуются в дошкольных учреждениях города Калуги и приведен план мероприятий проекта «Профессиональный».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю. О. Киселева, И. В. Иконникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE PERSONNEL RESOURCE IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

In this article the role of the head is reflected in the sphere of management of a personnel resource in the preschool educational organization, projects which are implemented in preschool institutions of the city of Kaluga are considered and the plan of measures of the Professional project is provided.

Текст научной работы на тему «Управление кадровым ресурсом в дошкольной образовательной организации»

УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ РЕСУРСОМ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ю.О. Киселева, студент

И.В. Иконникова, канд. экон. наук, доцент

Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10839

Аннотация. В данной статье отражена роль руководителя в сфере управления кадровым ресурсом в дошкольной образовательной организации, рассмотрены проекты, которые реализуются в дошкольных учреждениях города Калуги и приведен план мероприятий проекта «Профессиональный».

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, руководитель, кадровые ресурсы, профессиональный проект, система управления.

Многовековая история развития дошкольного образования в России показывает, что с появлением первых дошкольных учреждений во второй половине XIX века возникла потребность в руководителях -«смотрителях», которые должны были контролировать и наблюдать работу сотрудников. В советский период впервые была введена должность заведующего детским садом. Заведующие обрели право самостоятельно подбирать педагогические кадры, принимать на работу технический персонал [5]. К началу ХХ века от претендента на должность руководителя учреждения для маленьких детей требовались педагогическая подготовка, высокий уровень культуры. В настоящее время, время стремительных перемен в образовании, особенно актуальной становится роль заведующего дошкольным учреждением в управлении коллективом [4]. Мудрый руководитель понимает, что «кадры решают все», и поэтому основными задачами руководителя ДОУ являются:

- обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе;

- способствовать повышению квалификации педагогов;

- создать условия для раскрытия творческих способностей педагогов;

- осуществлять подбор и расстановку кадров;

- обеспечить эффективное управление кадрами на основе применения новых организационных технологий;

- стимулировать педагогов к непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций в ходе реализации плана мероприятий проектов;

- формировать управленческий капитал в лице профессиональной команды единомышленников, способной обеспечить эффективную стратегию развития ДОУ;

- повышать профессиональную квалификацию и мобильность педагогов в условиях перехода на Профессиональные стандарты;

- обеспечить благоприятные социально-психологические, экономические, правовые и нравственные условия деятельности педагогов;

- формировать резерв кадров в целях замещения вакантных должностей в ДОУ.

Организация работы заведующего в сфере управления кадровым ресурсом, будет успешна, если в дошкольном учреждении создана эффективная система управления. Система управления кадровым ресурсом в ДОО представляет совокупность взаимосвязанных элементов [2]:

- цель (к чему необходимо стремится);

- задачи (что необходимо достигнуть, выполнить);

- участники (кто выполняет работу);

- управленческие технологии.

Ключевым элементом системы управления кадровым ресурсом является процесс - технология управления кадрами. В настоящее время руководителями дошкольных учреждений активно используются классические технологии: административные, экономические, организационные и социально-психологические. Одной из наиболее современных технологий управления кадровым ресурсом в ДОО является технология управления проектом. Технология управления проектом представляет собой целенаправленную деятельность руководителя по организации кадрового ресурса, направленную на достижение успешного результата. В ряде дошкольных учреждений города Калуги, в целях реализации вышеперечисленных задач, руководителями реализуются следующие проекты: «Профессиональный», «Успешный педагог», «Современный педагог», «Активный педагог», «Молодой педагог - начало пути», «Кафедра профессионального роста педагога» и др. Каждый проект имеет цель, задачи, предмет, замысел (идею), методы, ресурсы, а также план мероприятий и ожидаемые результаты.

На примере, рассмотрим «Профессиональный» проект, который реализует руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Россиянка» «Центр развития ребенка» города Калуги (далее - МБДОУ «Россиянка»).

Таблица 1.

Цель проекта «Профессиональный» -создание системы педагогического сопровождения, обладающая характеристиками адресности, вариативности, мобильности, и востребованности.

Задача проекта - стимулировать педагогов к непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций в ходе реализации плана мероприятий проекта «Профессиональный».

Результат проекта - создана система педагогического сопровождения, обладающая характеристиками адресности, вариативности, мобильности, востребованности.

Ресурсы проекта - кадровые ресурсы (36% - педагоги-наставники); информационные ресурсы (обучающие презентации, электронные образовательные ресурсы); финансовые ресурсы; ресурсы социальных партнёров (Калужский Государственный институт Развития Образования (КГИРО), МБУ «Центр «Стратегия»» г. Калуги, институтом социальных отношений КГУ им. К.Э. Циолковского).

Общее руководство и контроль за выполнением поставленных цели и задачи проекта осуществляется административной группой (руководитель, заместитель руководителя, старший воспитатель), принимающей коллегиальные решения и координирующей деятельность участников проекта.

В рамках проекта «Профессиональный» разработан план мероприятий (табл. 1.).

№ Мероприятия проекта Результаты Управленческая деятельность

1. Исследование состояния педагогических кадров на соответствие определенным показателям Разработана дифференцированная программа развития профессиональной компетентности педагогического персонала ДОО с учетом их потребностей в развитии - координационная деятельность методического совета с целью сбора информации по вопросам кадрового состояния ДОУ; - оценка самоанализа деятельности педагогов.

2. Деятельность по сопровождению молодых специалистов: - «педагогическая загрузка» (консультационный час); - наставничество; - постоянно действующий семинар «Я -начинающий педагог»; - психологические тренинги «Познай себя»; - конкурс молодых педагогов «Я самый, самый...»; -школа-лаборатория (практические задания); - профессиональное становление молодых специалистов, готовность к инновационной деятельности; - готовность к творческому взаимодействию в команде; - участие в площадке успешного педагога, профессиональных ассоциациях. - деятельность методического совета по конструированию содержания методического сопровождения молодых специалистов; - стимулирование молодых специалистов, использующих современные образовательные технологии в работе с разными категориями детей; - анализ индивидуальных карт развитие молодых специалистов.

- панорама педагогических достижений

3. Мероприятия по поддержке педагогического кадрового состава со стажем: - движение наставничества; - диссеминационная Площадка успешного педагога; - конкурс авторских разработок; - командная творческая деятельность; - психологические тренинги, квесты; - издательская школа (написание статей, публикаций); - участие в работе экспертных групп; - «Фонд мастеров педагогического труда» (создание и распространение DVD c видео материалами образовательной деятельности) - участие в принятии управленческих решений по реализации проектов; - рациональное использование кадрового потенциала с учетом инновационных изменений ДОО. - стимулирование педагогов, участвующих в разработке образовательных методических продуктов, педагогов-наставников; - анализ результатов тестирования педагогов «Каков ваш творческий потенциал?».

4. Мероприятия по освоению педагогами современных культурных образовательных практик: -постоянно действующий семинар «Инновации - в практику!»; - «Кластерный форум» (трансляция педагогических практик воспитателей); - панорама идей (демонстрация наиболее ярких, эффективных способов, методов, приёмов обучения детей); - защита авторского проекта; - конкурс «Инновационный подиум»; - видеосалон «Портрет педагога в формате его педагогического опыта»; - деловой квартал (анализ деятельности воспитателей) - сформированы проектировочная и исследовательская деятельности педагога; - создан педагогический хаб (виртуальный методический ресурс) на сайте ДОО; - диссеминация опыта в рамках внутреннего сетевого кластера. - мотивация (стимулирующая, нормативная) педагогов к инновационной деятельности; - контроль эффективности внедрения в практику современных технологий, форм организации работы с разными категориями детей; - организация педагогической диагностики.

5. Деятельность по сопровождению личной аттестации педагогов Сформированы компетенции, обеспечивающие внутреннюю потребность педагога к самосовершенствованию и повышению квалификационной категории. Мотивация (стимулирующая, нормативная, статусная) педагогов к повышению личной квалификационной категории.

Таким образом, в ходе реализации про- зволило руководителю обеспечить ста-екта «Профессиональный» в МБДОУ бильную творческую работу педагогиче-«Россиянка» создана система педагогиче- ского коллектива, достижение нового ка-ского сопровождения, обладающая харак- чества образовательного процесса, а также теристиками адресности, вариативности, грамотно и профессионально управлять мобильности, и востребованности, что по- кадровым ресурсом.

Библиографический список

1. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 232 с.

2. Малышева О.А. Условия повышения эффективности управления детским садом компенсирующего вида [Текст] / О.А. Малышева. - 2008. Электронный ресурс: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-07/dissertaciya-usloviya-povysheniya-effektivnosti-upravleniya-detskim-sadom-kompensiruyuschego-vida

3. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. Электронный ресурс: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-07/dissertaciya-usloviya-povysheniya-effektivnosti-upravleniya-detskim-sadom-kompensiruyuschego-vida#ixzz5qqfKmF00

4. Современный руководитель дошкольного учреждения, каким он должен быть? Электронный ресурс: https://infourok.ru/sovremenniy-rukovoditel-doshkolnogo-uchrezhdeniya-kakim-on-dolzhen-bit-1386949.html

5. Мысли вслух: Заведующий ДОУ: менеджер или педагог? Электронный ресурс: https://pandia.ru/text/78/176/19540.php.

MANAGEMENT OF THE PERSONNEL RESOURCE IN THE PRESCHOOL

EDUCATIONAL ORGANIZATION

Y.O. Kiselyova, student

I.V. Ikonnikova, candidate of economic sciences, associate professor

Kaluga branch of the Russian academy of national economy and state services under the President of the Russian Federation (Russia, Kaluga)

Abstract. In this article the role of the head is reflected in the sphere of management of a personnel resource in the preschool educational organization, projects which are implemented in preschool institutions of the city of Kaluga are considered and the plan of measures of the Pro-fessionalproject is provided.

Keywords: preschool educational organization, head, personnel resources, professional project, control system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.