Научно- методическое обеспечение региональной системы инклюзивного образования
Жаворонкова Лилия Викторовна,
директор государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Ярославская школа-интернат № 7»
E-mail: l_zhavoronkova@mail.ru
Во время серьезных изменений в региональном образовании связанных с развитием инклюзивных процессов обсуждение проблемы его научно-методического обеспечения является актуальным.
Целью статьи является описание системного научно-методического обеспечения региональной инклюзивной системы образования. На основе анализа результатов исследования выявляются проблемы и трудности общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование; обосновывается необходимость специальной научно-методической поддержки (предметные, методические и психолого-педагогические знания, умения, навыки, компетенции) школ, работающих в инклюзии.
В статье актуализируются приоритетные направления научно-методического обеспечения инклюзивного образования, реализуемые на разных уровнях управления в региональной системе образования; необходимость совершенствования компетенций педагогических работников массовых общеобразовательных школ, работающих в условиях инклюзивного образования.
Рассматриваются содержание, тематика, формы научно-методической деятельности региональных ресурсных центров, региональных инновационных площадок, муниципальных методических служб, муниципальных инновационных площадок, проблемной группы в рамках научной лаборатории по сельской школе; обозначается участие в экспертной деятельности регионального учебно-методического объединения и региональных методических объединений учителей-дефектологов. В статье определяются перспективы научно-методического обеспечения инклюзивного образования, подчеркивается координирующая и интегрирующая функция региональных ресурсных центров.
Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, инклюзивное образование, региональный ресурсный центр.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня все чаще выбирают инклюзивное образование. В Ярославской области в 2020 году 50,4% школьников с ОВЗ обучались в инклюзивных классах. Для того, чтобы все обучающиеся с проблемами здоровья получили равноценный образовательный опыт обучения в общеобразовательной среде, наиболее соответствующей их возможностям и особенностям, необходимы изменения в методах обучения, подходах, структуре и стратегиях образования.
На наш взгляд основными ограничениями, препятствующими развитию инклюзивного образования в образовательной практике являются недостаточный уровень профессиональной подготовки и психологической готовности педагогов к инклюзивной деятельности; отсутствие специальных знаний о широком спектре образовательных потребностей обучающихся с ограничениями по здоровью; несформированность компетенций для работы в команде психолого-педагогического сопровождения; отсутствие адекватных адаптированных дидактических ресурсов.
Готовность педагогов к включению разных категорий детей с ОВЗ в общее образование в Ярославской области обеспечивается через организацию комплексного научно-методического обеспечения.
Исследование научно-методического обеспечения инклюзивного образования Ярославской области проводилось в 2012-2021 гг. Для решения задач исследования использовались теоретические методы: анализ источников, результатов опроса педагогов и администрации, систематизация и обобщение полученных данных; эмпирические: наблюдение, изучение опыта.
В последнее десятилетие ученые активно исследуют проблемы научно-методического обеспечения педагогической поддержки (О.С. Газ-ман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин), педагогического и социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков, А.Л. Уманский), социально-педагогического обеспечения (Л.М. Бочкова, О.Л. Еремина, Т.Е. Коровкина), педагогического обеспечения в сфере образовательной практики и социальной защиты отдельных категорий детей (Н.Е. Бекетова, Т.А. Мерцалова, С.В. Торохтий, Н.Ю. Шепелева).
Мы рассматриваем научно-методическое обеспечение как предоставление педагогу в достаточном количестве педагогических, методических, организационных средств и механизмов педагогической деятельности, обеспечивающих дости-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
CJ
oj о см
жение поставленных целей и задач [Байбородо-ва: 17]. Под научно-методическим обеспечением региональной системы инклюзивного образования мы понимаем обеспечение педагогов инклюзивных школ современными методологическими, дидактическими и методическими материалами, отвечающими требованиям педагогической науки и практики, способствующими включению детей с ОВЗ в совместное обучение с нормативно развивающимися сверстниками (по Вишняковой С.М. и Хабаровой Н.Г.) [Вишнякова: 184, Хабарова: 3].
При разработке научно-методического обеспечения инклюзивного образования мы опирались на следующие методологические принципы:
- системный подход (В.И. Андреев, Т.А. Ильина, Г.А. Бордовский, Н.В. Бордовская, Б.С. Гер-шунский, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, В.Д. Шадриков);
- социокультурный подход (Э.С. Маркарян, М.С. Каган, А.М. Цирульников, П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс, М.В. Груздев, В.А. Ясвин и др.).
Это обусловливается принципами: соответствие требованиям ФГОС ОВЗ; учет проблем и трудностей педагогов, обучающихся, родителей, возникающих в инклюзии; практико-ориентированный характер научно-методической деятельности; учет региональных особенностей. Подчеркнем, что объектами научно-методического обеспечения школ, работающих в инклюзии являются: новая образовательная среда в инклюзивных классах; непрерывный, преемственный и комплементарный инклюзивный процесс; комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями (диагностико-консультативная, коррекционно-развивающая, социально-трудовая деятельность); специальные условия для академического и социального развития обучающихся с ОВЗ; социальную природу развития ребенка с ОВЗ [Алехина: 9].
Инклюзивные образовательные организации требуют особого научно-методического обеспечения. Мы определили приоритетные направления этой деятельности в регионе: проектировочное; информационно-образовательное; экспертное; аналитико-прогностическое.
Обозначим задачи первого, проектировочного направления: разработка форм, методов, средств и содержания инклюзивного обучения, подготовка инклюзивных технологий и практик. Для решения задач в Ярославском регионе на базе Института развития образования создан региональный ресурсный центр инклюзивного образования в общеобразовательных организациях; на базе государственных (коррекционных) организаций ресурсные центры: по работе с детьми с кохлеарным имплантом, по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, по ранней помощи, по работе с детьми с ментальными нарушениями. Координирует деятельность и обеспечивает взаимодействие указанных структур ресурсный центр
по направлению «Комплексное сопровождение организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Указанные ресурсные центры определяют актуальные аспекты повышения квалификации
Муниципальные методические службы (городской центр развития образования города Ярославля, информационно-образовательные центры Ту-таевского района и города Рыбинска и др.) проектируют повышение квалификации педагогов, разрабатывают примерные программы психолого-педагогического сопровождения и индивидуальные образовательные маршруты и др.
В рамках следующего информационно-образовательного направления решаются задачи выявления результативных педагогических средств, обеспечивающих компенсацию профессиональных дефицитов педагогов; создание гибкой, открытой и развивающейся системы непрерывного профессионального совершенствования инклюзивной компетентности педагогов; внедрение в практику инклюзивной школы научных исследований и ресурсов, передового педагогического опыта; разрабатывают научно-методические продукты, востребованные педагогами инклюзивных школ.
Значительную работу по данному направлению ресурсного центра «Развитие инклюзивного образования в общеобразовательных организациях». РРЦ разработаны электронный путеводитель по ФГОС начального общего образования ОВЗ (электронный ресурс); методические рекомендации: по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха «Учим детей вместе», «Организация и планирование содержания дистанционных уроков с обучающимися, имеющими нарушения слуха, по основным учебным дисциплинам (5-10 классы)», «Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у обучающихся с нарушениями слуха в условиях дистанционного обучения», по включению ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дистанционный образовательный процесс, по организации дистанционного обучения для детей с нарушениями зрения, по психологической поддержке семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в условиях вынужденной самоизоляции и др.; организованы дискуссионная площадка «Педсовет 76.РФ» «Реабилитация и абилитация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ», веб-конференции, веб-туры, Марафон педагогического мастерства, Фестиваль творческих работ детей с ОВЗ «Мой мир», Декада инклюзивного образования, Межмуниципальный Слет команд лидеров инклюзивного образования, Форум родительской общественности, круглый стол членов «Методология и развитие инклюзивного образования в региональной системе образования», семинар для специалистов методических служб «Выявление и подготовка лучших педагогов и образовательных учреждений для участия в региональных и Всероссийских конкурсах», стажировки
для педагогов по теме «Деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации». онлайн-стажировка по теме «Деятельность психолого-педагогического консилиума».
Кроме того, региональным ресурсным центром совместно с педагогами-практиками разработаны и изданы научно-методические и учебно-методические пособия серии «Инклюзивное образование»: словарь-справочник «Инклюзивное образование в терминах и понятиях: словарь-справочник», «Сборник нормативных документов «Реализуем ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: нормативно-правовая и методическая база», «Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации, обучающей детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации», «Организация системы отслеживания образовательных достижений обучающихся с задержкой психического развития: методические рекомендации», «Построение индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности: методические рекомендации», «Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с синдромом Дауна в условиях консультативного пункта детского сада: учебно-методическое пособие», «Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: эффективные практики: методическое пособие», «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы всероссийской видеоконференции с международным участием в рамках дискуссионной площадки «Педсо-вет76.РФ» - 2020» и др.
В кабинете инклюзивного образования, созданном, на базе названного РРЦ педагоги школ области знакомятся с современным оборудованием и его использованием (набор PERTRA; карточки PECS; программа «Комфорт-ЛОГО» (инструмент фирмы Амалтея); тест ВекслераWPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence); интерактивная песочница; инструменты тифлопедагога (азбука Брайля); волшебный сундучок логопеда; комплект пособий «АЗЫ РЕЧИ. Система Азо-вой - метод «Логомеда»; комплект обучающих пособий «Домик инструкций», «Домик глаголов», «Противоположности»; наушники противошумные, таймер для проведения занятий; «Коммуникативный альбом»).
Другими ресурсными центрами проведены Дни открытых дверей, воркшопы (Педагогическая реабилитация детей с нарушениями слуха, Лаборатория вовлеченности, Педагогическая реабилитация детей с РАС и др.), практико-ориентированные семинары (Адаптивная физкультура и ее роль в абилитации/реабилитации детей с РАС), деловые игры (Логопедический баттл), консультации в очном формате и он-лайн (Консультирование
родителей и опекунов (попечителей) по вопросам воспитания детей с ОВЗ), стажировки педагогов по разным нозологиям детей с ОВЗ, круглые столы (Комплексное сопровождение организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в Ярославской области).
Региональные инновационные площадки, определяемые по результатам конкурсного отбора, организуемого департаментом образования области, разрабатывают научно-методическое обеспечение по следующей тематике:
- Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Инновационные механизмы достижения образовательных результатов обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
- Создание образовательной среды для детей после кохлеарной имплантации в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного и начального общего образования;
- Инновационные механизмы достижения образовательных результатов обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
- Сетевые программы и проекты для творческого развития детей с ментальными нарушениями. Муниципальным информационно-
образовательным центром Тутаевского района проведены круглый стол «Стратегии профессионального роста учителя-логопеда и учителя-дефектолога», семинары по темам «Использование цифровых образовательных ресурсов в работе учителя-логопеда, дефектолога» и «Современная логопедия: проблемы и решения», муниципальный конкурс «Лучший педагог инклюзивного образования», заседания регионального методического объединения педагогов инклюзивного образования, мастер-класс «Приемы коррекционно-развивающей работы на уроках». ИОЦ сопровождает деятельность муниципальных инновационных площадок по инклюзивному образованию по следующим темам исследований:
- Особенности реализации ФГОС ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП);
- Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ;
- Обеспечение психологически комфортного климата для детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивной школе;
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- Модели взаимодействия инклюзивных образовательных организаций;
- Повышение инклюзивной компетентности педагогов.
МИП, организованная департаментом образования Тутаевского района на базе Емишевской основной школы, реализован инновационный проект по теме «Обеспечение введения и реализации ФГОС начального общего образования обучаю-
сэ о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о
m О
от
З
ы о со
щихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». В рамках инновационного проекта проведены практико-ориентированные семинары с использованием технологии проектирования индивидуального маршрута и метода кейсов, позволившие педагогам познакомиться: с особыми образовательными потребностями обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), теоретическими основами разработки и реализации АООП и рабочих программ по предметам, особенностями оценивания достижения планируемых результатов обучающимися с ЗПР, формированием УУД, использованием инклюзивных техник на уроках. В процессе работы над проектом педагоги получили опыт разработки локальных актов (разработаны 74 документа), уроков, занятий, мероприятий; взаимодействия и командной работы; взаимодействия с проектными командами других образовательных организаций.
Сельские инклюзивные школы (Емишевская основная школа Тутаевского района, Константи-новская средняя школа Тутаевского района, Мо-кеевская средняя школа Ярославского района, Глебовская средняя школа Ярославского района, Нагорьевская средняя школа Переславско-го района) в составе лаборатории «Педагогика сельской школы» научного центра РАО при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в рамках информационно-образовательного направления разработали программы коррекционно-развивающих занятий, программы дополнительного образования, рабочие программы по учебным предметам, внеурочной деятельности и дополнительному образованию, специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для детей с тяжелой умственной отсталостью и детей с РАС, провели семинары и дни открытых дверей для школ муниципалитета.
Третье направление, экспертное, предполагает экспертизу разработанных материалов, локальных актов, форм, методов и средств, технологий и практик инклюзивного процесса. Экспертизу методических материалов обеспечивают региональное учебно-методическое объединение (РУМО) и региональные методические объединения (РМО) учителей-дефектологов (учителей-логопедов, учителей-сурдопедагогов, учителей - олигоф-ренопедагогов, учителей-тифлопедагогов). Деятельность методических объединений направлена на развитие кадрового потенциала инклюзивного образования на основе активного взаимодействия педагогов специальных школ и педагогов массовых школ, обучающих детей с нарушениями слуха, зрения, речи, ментальными нарушениями и др.
Рассмотрим последнее аналитико-прогностическое направление, включающее: ана-° лиз состояния и проблем развития, прогноз тен-" денций изменения инклюзивного образования § и его научно-методического обеспечения; теоре-^ тическую разработку основ научно-методической Ц деятельности и научно-методического обеспече-
ния; постановку новых целей и задач; определение приоритетных направлений научно-методического обеспечения и условий повышения его результативности.
Региональные ресурсные центры по курируемым направлениям проводят мониторинги: программ, методик, технологий работы с детьми с особыми образовательными потребностями, детей-инвалидов, а также детей группы риска; образовательных результатов детей с ОВЗ в образовательных организациях, реализующих АООП; лучших практик реализации общеразвивающих программ для детей с ОВЗ, в т.ч. с использованием дистанционных технологий; актуального состояния системы ранней помощи в Ярославской области; удовлетворенности родителей детей с ОВЗ.
Состояние, проблемы и перспективы развития инклюзивного образования обсуждаются ежегодно на Декаде инклюзивного образования; рассматриваются следующие темы:
- Развитие коммуникативного поведения детей с ОВЗ;
- Коррекционно-развивающие технологии про-фориентационной работы обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Выбор профориентационных ориентиров в процессе социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Формирование опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у школьников с ОВЗ;
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями;
- Работа с родителями обучающихся с ОВЗ: профориентация и социализация;
- Контроль качества образования обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии;
- Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС.
На муниципальном уровне с этой целью проводится анализ школьных программ по предметам и коррекционным занятиям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также детьми группы риска; лучших инклюзивных практик и технологий для тиражирования в муниципальной системе. Образовательные организации в рамках направления анализируют итоги деятельности и прогнозируют перспективы развития методической работы в рамках инклюзивного направления деятельности учреждения.
На всех уровнях управления научно-методическая деятельность по обеспечению развития общеобразовательных инклюзивных организаций региона осуществляется в формах:
- исследовательские проекты и гранты разного уровня (региональные, муниципальные и школьные);
- инновационная деятельность образовательных организаций (региональные и муниципальные инновационные площадки);
- проблемные группы;
- консультирование, семинары, вебинары, веб-конференции, онлайн-тренинги, веб-туры;
- научно-практические мероприятия: конференции, декады инклюзивного образования, слеты педагогов инклюзивного образования. Проведенное исследование позволяет сделать
выводы, что комплексное научно-методическое
обеспечение региональной системы инклюзивного образования позволяет:
- создать систему постоянного методического сопровождения педагогов, обучающих разные категории детей с особыми образовательными потребностями совместно с нормативно развивающимися сверстниками;
- сформировать актуальный банк новых методических материалов, инклюзивных программ, методик, технологий и практик;
- создать условия для педагогов для приобретения новых знаний, квалификации как самостоятельно, так и в условиях организованного обучения, для выработки профессиональной позиции на основе передовых достижений педагогической науки и практики;
- создать условия для профессионального роста (готовность к инновациям, индивидуальному стилю деятельности и авторству, обобщению и творческой ретрансляции собственного педагогического опыта).
Литература
1. Алехина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования [Текст] / С.В. Алехина // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. - № 1 (44). - С. 26-32.
2. Байбородова Л.В. Научно-методическое обеспечение развития сельских образовательных организаций [Текст] /Л.В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. -2019 - № 5 (110) с. 16-24
3. Бобровникова Е.Р., Фоменко С.Л. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя/ Бобровникова Е.Р., Фоменко С.Л.// Педагогика и психология образования взрослых. Екатеринбург, -2014. -№ 2. -С. 49-53.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / - М.: НМЦ СПО, 1999. - с. 538
5. Возняк И.В. Развитие системы подготовки педагогов для инклюзивного образования детей в России / И.В. Возняк // Научно-теоретический журнал. - 2017. - № 2(31). - С. 51-59.
6. Галасюк И.Н. Профессиональная позиция педагога в работе с особым ребенком и его семьей [Текст] / И.Н. Галасюк // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. - М.: МАНПО, 2016. - Часть 1. -С. 520-524
7. Лиховцов С.Е. Система научно-методического обеспечения подготовки специалиста технического профиля в системе СПО/С.Е. Лиховцов. -Текст: непосредственный //Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - Т.О. - Санкт-Петербург: За-невская площадь, 2014. - С. 144-147.
8. Масленникова В.Ш. Современные методологические подходы к научно-методическому обеспечению инновационного развития системы профессионального образования [Текст] /В.Ш. Масленникова // Гуманитарные науки. - 2018-№ 3 с. 17-22 с. 18
9. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина// -М.: Академия, 2004. - 318 с.
10. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Изд. Центр ИЭТ, 2013. -268 с.
11. Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов: методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (дефекто-лог, логопед, психолог, тьютор); авторы-сост.: Л.М. Беткер, М.И. Еременко, Н.В. Лопаткина. -Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2016. - 90 с.
12. Паршутина С.В. Методическая деятельность в условиях инклюзивного образования / С.В. Паршутина // Теория и практика образования в современном мире / Материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. -С.116-119.
13. Сопин В.И. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 43-48.
14. Тимохина Т.В. Профессиональная подготовка специалистов инклюзивного образования / Т.В. Тимохина // Young Scientist. - 2015. -№ 2(17). - С. 318-320.
15. Хабарова Н.Г. Научно-методическое обеспечение деятельностно-личностной технологии обучения специальной дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» в ССУЗ: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО. - Казань, 2007. - 22 с.
16. Четверикова Т.Ю. Феномены практики инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 8 (52), 2015 www.sisp.nkras.ru. - С. 226-242
17. Чертопятова А.С., Ракова О.А. Теоретико-методологические аспекты разработки научно-методического обеспечения дисциплин вариативного экономического модуля // Перспек-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
тивы науки и образования. 2019. № 3 (39). С.210-226.
18. Юрьева Г.П., Архипова Ю.С. Организация научно-методического сопровождения педагогического коллектива организации СПО в условиях реализации компетентностной модели образования// Концепт. 2016. - Спецвыпуск № 3.
19. Overton, T. (2012). Assessing Learners with special needs: An applied approach (7th ed.). New York: Pearson/Merrill/Prentice Hall. 484 с. https:// archive.org/details/assessinglearner0000over/ page/n5/mode/2up
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE REGIONAL SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION
Zhavoronkova L.V.
State Educational Institution of the Yaroslavl Region "Yaroslavl Boarding School No. 7"
During serious changes in regional education associated with the development of inclusive processes, the discussion of the problem of its scientific and methodological support is relevant. The purpose of the article is to describe the systematic scientific and methodological support of the regional inclusive education system. Based on the analysis of the research results, the problems and difficulties of general education schools that implement inclusive education are identified; substantiates the need for special scientific and methodological support (subject, methodological, psychological and pedagogical knowledge, abilities, skills, competencies) of schools working in inclusion.
The article actualizes the priority directions of scientific and methodological support of inclusive education, implemented at different levels of management in the regional education system; the need to improve the competencies of teachers of mass general education schools working in inclusive education.
The content, topics, forms of scientific and methodological activities of regional resource centers, regional innovation sites, municipal methodological services, municipal innovation sites, a problem group within the scientific laboratory for a rural school are considered; the participation in the expert activities of the regional educational and methodological association and regional methodological associations of teachers-defectologists is indicated. The article defines the prospects for scientific and methodological support of inclusive education, emphasizes the coordinating and integrating function of regional resource centers.
Keywords: scientific and methodological support, inclusive education, regional resource center.
References
1. Alekhina S.V. Training of pedagogical personnel for inclusive education [Text] / S.V. Alekhina // Pedagogical journal of Bashkortostan. 2013. - No. 1 (44). - S. 26-32.
2. Bayborodova L.V. Scientific and methodological support for the development of rural educational organizations [Text] / L.V. Bayborodova // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. -2019 - No. 5 (110) p. 16-24
3. Bobrovnikova E.R., Fomenko S.L. Scientific and methodological support of the activities of a modern teacher / Bobrovniko-va E.R., Fomenko S.L. // Pedagogy and psychology of adult education. Yekaterinburg, -2014. -№ 2. - P. 49-53.
о с
u
CM
о
CM
4. Vishnyakova S.M. Professional education: dictionary: Key concepts, terms, actual vocabulary [Text] / M.: NMC SPO, 1999. -p. 538
5. Voznyak I.V. Development of the system of training teachers for inclusive education of children in Russia / I.V. Wozniak // Scientific-theoretical journal. - 2017. - No. 2 (31). - S. 51-59.
6. Galasyuk I.N. Professional position of a teacher in working with a special child and his family [Text] / IN. Galasyuk // Professionalism of the teacher: essence, content, development prospects. - M.: MANPO, 2016. - Part 1. - S. 520-524
7. Likhovtsov S.E. The system of scientific and methodological support for the training of a specialist in a technical profile in the SPO system / S.E. Likhovtsov. - Text: direct // Theory and practice of education in the modern world: materials of the IV Intern. scientific. conf. (St. Petersburg, January 2014). - T.O. - St. Petersburg: Zanevskaya square, 2014. - S. 144-147.
8. Maslennikova V. Sh. Modern methodological approaches to scientific and methodological support of innovative development of the vocational education system [Text] / V. Sh. Maslennikova // Humanities. - 2018- № 3 p. 17-22 p. eighteen
9. Mitina L.M. Psychology of work and professional development of a teacher / L.M. Mitina // - Moscow: Academy, 2004. - 318 p.
10. Novikov A. M. Pedagogy: a vocabulary of a system of basic concepts. - M.: Ed. Center IET, 2013. - 268 p.
11. Organization of inclusive education for students with disabilities and / or disabled children: methodological materials for leaders, teachers, support specialists (defectologist, speech therapist, psychologist, tutor); authors-comp .: L.M. Betker, M.I. Eremen-ko, N.V. Lopatkina. - Khanty-Mansiysk, RIO IRO, 2016. - 90 p.
12. Parshutina S.V. Methodical activity in the conditions of inclusive education / S.V. Parshutina // Theory and practice of education in the modern world / Materials of the VII Intern. scientific. conf. (St. Petersburg, July 2015). - SPb.: Own publishing house, 2015. - S. 116-119.
13. Sopin V. I. Scientific-organizational and scientific-methodological support of additional professional education // Man and education. 2014. No. 4 (41). S. 43-48.
14. Timokhina T.V. Professional training of specialists in inclusive education / T.V. Timokhina // Young Scientist. - 2015. - No. 2 (17). - S. 318-320.
15. Khabarova N.G. Scientific and methodological support of the activity-personal technology of teaching the special discipline "Analysis of financial and economic activity" in the secondary school: abstract of thesis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.02 / Institute of pedagogy and psychology of vocational education of the Russian Academy of Education. - Kazan, 2007. - 22 p.
16. Chetverikova T. Yu. Phenomena of the practice of inclusive education of primary schoolchildren with disabilities // Modern studies of social problems (electronic scientific journal), No. 8 (52), 2015 www.sisp.nkras.ru. - S. 226-242
17. Chertopyatova A.S., Rakova O.A. Theoretical and methodological aspects of the development of scientific and methodological support for the disciplines of the variable economic module // Prospects for Science and Education. 2019. No. 3 (39). S. 210226.
18. Yurieva G.P., Arkhipova Yu.S. Organization of scientific and methodological support of the teaching staff of the organization of secondary vocational education in the context of the implementation of the competence-based model of education // Concept. 2016. - Special issue No. 3.
19. Overton, T. (2012). Assessing Learners with special needs: An applied approach (7th ed.). New York: Pearson / Merrill / Prentice Hall. 484 s. https://archive.org/details/assessinglearner-0000over/page/n5/mode/2up