Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДПО'

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / СТАЖИРОВОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васенина Н.Л.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся в соответствии с потребностью системы общего образования в специалистах, готовых методически грамотно организовывать процесс создания проектных работ школьниками с учетом современных требований в образовании и трансформации метода проектов. Цель статьи заключается в моделировании процесса развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся в условиях стажировочной площадки дополнительного профессионального образования. Концептуальной основой исследования была определена идея применения дидактических возможностей стажировочных площадок системы дополнительного профессионального образования как интерактивного механизма развития методической готовности учителя технологии. Автором определена методология исследования и предложены компонентный состав (мотивационно-ценностный, познавательный, практический) и оценочно-результативный инструментарий определения уровня развития методической готовности учителя технологии в результате формирующего воздействия. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и реализации идеи использования дидактических возможностей применения стажировочных площадок системы дополнительного профессионального образования в качестве формы интерактивного механизма развития методической готовности учителя технологии; проектировании и внедрении на стажировочных площадках дополнительного профессионального образования структурно-функциональной модели развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности для последующего ее применения. Статья предназначена для учителей, преподавателей вузов, менеджеров в сфере школьного образования, интересующихся проблемами развития методической готовности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васенина Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF THE DEVELOPMENT OF METHODOLOGICAL READINESS OF TECHNOLOGY TEACHERS TO ORGANIZE PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INTERNSHIP SITES OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The relevance of the article is due to the requirement of developing the methodological readiness the teacher of technology to organize the students’ project activities, according with the need of the system of secondary education for specialists who are ready to methodically competently organize the process of creating project work by schoolchildren, taking into account modern requirements in education and the transformation of the project method. The purpose of the article is modeling the process of developing the methodological readiness a teacher of technology to organize students for the project activities in the conditions of an internship site of additional professional education. The conceptual basis of the research was determined the idea of using the didactic capabilities of the internship sites the system of additional professional education as an interactive mechanism for the development the methodological readiness the teacher of technology. The author identifies approaches and corresponding principles. The author proposes a component composition (motivational-value, cognitive, practical) and assessment -effective tools of determining the level of development the methodological readiness the teacher of technology in a result of formative influence. The scientific novelty of the research lies in the theoretical substantiation and implementation of the idea of implementing the didactic possibilities the internship sites the system of additional professional education as a form of interactive mechanism for the development methodological readiness the teacher of technology; designing and implementing a structural and functional model the development of methodological readiness the teacher of technology for the organization project activities at the internship sites of additional professional education for its subsequent application. The article is intended for teachers, University- teachers, managers in the school education field, interested in problems of the development the methodological readiness teachers.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДПО»

УДК 371.3

Структурно-функциональная модель развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся в условиях стажировочных площадок ДПО

Structural and functional model of the development of methodological readiness of technology teachers to organize project activities of students in the conditions of internship sites of additional professional education

Васенина Н.Л., Сургутский государственный университет, МБОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А.Н., vaseninanatalya@mail.ru

Vasenina N., Surgut State University, MBOU Secondary School No. 8 named after Sibirtsev A.N., vaseninanatalya@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.007

Ключевые слова: моделирование, развитие методической готовности, метод проектов, учитель технологии, стажировочные площадки, дополнительное профессиональное образование.

Keywords: modeling, development of methodological readiness, project method, technology teacher, internship sites, additional professional education.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся в соответствии с потребностью системы общего образования в специалистах, готовых методически грамотно организовывать процесс создания проектных работ школьниками с учетом современных требований в образовании и трансформации метода проектов. Цель статьи заключается в моделировании процесса развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся в условиях стажировочной площадки дополнительного профессионального образования. Концептуальной основой исследования была определена идея применения дидактических возможностей стажировочных площадок системы дополнительного профессионального образования как интерактивного механизма развития методической готовности учителя технологии.

Автором определена методология исследования и предложены компонентный состав (мотивационно-ценностный, познавательный, практический) и оценочно-результативный инструментарий определения уровня развития методической готовности учителя технологии в результате формирующего воздействия. Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и реализации идеи использования дидактических возможностей применения стажировочных площадок системы дополнительного профессионального образования в качестве формы интерактивного механизма развития методической готовности учителя технологии; проектировании и внедрении на стажировочных площадках дополнительного профессионального образования структурно-функциональной модели развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности для последующего ее применения. Статья предназначена для учителей, преподавателей вузов, менеджеров в сфере школьного образования, интересующихся проблемами развития методической готовности педагогов.

Abstract. The relevance of the article is due to the requirement of developing the methodological readiness the teacher of technology to organize the students' project activities, according with the need of the system of secondary education for specialists who are ready to methodically competently organize the process of creating project work by schoolchildren, taking into account modern requirements in education and the transformation of the project method. The purpose of the article is modeling the process of developing the methodological readiness a teacher of technology to organize students for the project activities in the conditions of an internship site of additional professional education. The conceptual basis of the research was determined the idea of using the didactic capabilities of the internship sites the system of additional professional education as an interactive mechanism for the development the methodological readiness the teacher of technology.

The author identifies approaches and corresponding principles. The author proposes a component composition (motivational-value, cognitive, practical) and assessment -effective tools of determining the level of development the methodological readiness the teacher of technology in a result of formative influence. The scientific novelty of the research lies in the theoretical substantiation and implementation of the idea of implementing the didactic possibilities the internship sites the system of additional professional education as a form of interactive mechanism for the development methodological readiness the teacher of technology; designing and implementing a structural and functional model the development of methodological readiness the teacher of technology for the organization project activities at the internship sites of additional professional education for its subsequent application. The article is intended for teachers, University- teachers, managers in the school education field, interested in problems of the development the methodological readiness teachers.

Введение. В современной России в условиях динамично развивающегося

постиндустриального общества актуальным является вопрос формирования личности с технологическим проектным мышлением. На этапе школьного образования данная задача наиболее эффективно может быть реализована в интегративной области «Технология». Однако в настоящее время существует ряд проблем, обусловленных недостаточным уровнем методической готовности учителя технологии. Сегодня актуализируются качества педагога, позволяющие методически эффективно организовывать процесс разработки

технологических проектов в соответствии с потребностями общества и трансформацией условий проектирования (цифровизация; появление новых технологий, способов поиска информации, форм взаимодействия участников проектирования и др.).

Рассматривая вопрос моделирования процесса развития методической готовности учителя технологии, мы уточнили понятие «методическая готовность учителя технологии к организации проектной деятельности

обучающихся», определяя его как интегративное качество личности, основанное на системе ценностей, определенном наборе знаний, умений, навыков педагога и осознанной установке на активные действия в образовательном процессе; проявляющееся в эффективном решении методическими средствами профессиональных задач технологического образования по организации когнитивно-преобразовательной деятельности обучающихся в ходе создания проектов.

Моделирование является одним из методов научного исследования и выступает как способ познания объектов на их моделях. Ученые-исследователи (Р.Х. Гильмеева [1], А.Н. Дахин [2], АР. Камалеева [5], Н.А. Козырев [6], Е.В. Молчанова [8], В.А. Штофф [11]) отмечают, что моделирование направлено на глубокое проникновение и схематическое отражение сущности объекта исследования, что позволяет получить новую информацию и способствует

более полному пониманию сущности объекта исследования. Педагогическое моделирование применяется как объективный и универсальный гносеологический инструмент решения теоретических и практических педагогических задач [12, с.139] и дает возможность заранее спрогнозировать обоснованность применения педагогических подходов; закономерность построения структуры, определения компонентов процесса обучения; эффективность

использования педагогических приемов и методов; обоснованность отбора содержания учебного материала; рациональность затрат трудовых и иных ресурсов; результативность оценочного инструментария итогов

формирующего воздействия на объект моделирования и др. Таким образом, педагогическое моделирование позволяет избежать ошибок и просчетов в построении педагогических процессов, а также сделать процесс обучения более предсказуемым и результативным.

Методология исследования. Г.У.

Матушанский, изучая теоретико-

методологические аспекты применения компетентностного подхода в профессиональном образовании, предложил процесс построения педагогической модели, состоящий из трех этапов: «первый этап - построение качественной (содержательной) модели педагогического объекта, он включает определение целей, задач моделирования процесса, выявления условий проведения моделирования. Второй этап -построение количественной (формальной) модели педагогического объекта, он состоит из измерения объекта, математического анализа и создания его модели. Результат моделирования может нас не удовлетворить, что обнаруживается

на третьем этапе

содержательной

интерпретации. В этом случае процесс моделирования может быть повторен заново с необходимой коррекцией на первых двух этапах» [7, с.98]. Построение структурно-функциональной модели развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся

выполнено нами в этой закономерности. Мы решили использовать строгое иерархическое соподчинение компонентов в определенной последовательности:

Определить цель построения модели

4

Поставить задачи для достижения этих целей

4

Определить методологические подходы и соответствующие им принципы развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся

4

Выявить этапы, формы, методы и средства, необходимые для решения поставленных задач, которые определят соответствующие содержание, формы и методы взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса, адекватные целям и принципам развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся

4

Разработать для практического применения компонентную структуру методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся; критерии, показатели и уровни сформированности методической готовности учителя.

Результаты исследования. Разработанная нами структурно-функциональная модель имеет единую структуру: цель ^ задачи ^ подходы и принципы ^ содержание и компонентную структуру методической готовности учителя к организации проектной деятельности

обучающихся ^ этапы и механизмы развития методической готовности учителя технологии ^ оценочно-критериальный аппарат ^ результат. В процессе моделирования блоков структурно-функциональной модели развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся мы определяли задачи построения каждого из блоков, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Задачи построения блоков структурно-функциональной модели развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся

№ Блок модели Круг решаемых задач

1. Целевой блок Определить и сформулировать: - цель разработки структурно-функциональной модели; - задачи по достижению поставленной цели

2. Методологический блок Обозначить: - обоснование разработанной структурно-функциональной модели развития методической готовности учителя к организации проектной деятельности; - методологические подходы и соответствующие им принципы развития методической готовности учителя технологии

3. Содержательно-технологический блок Выявить: - последовательность, этапы и содержание процесса развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся на стажировочных площадках дополнительного профессионального образования; - педагогические технологии, формы, методы, приемы обучения, необходимые для решения поставленных задач, которые позволят эффективно осуществить процесс трансформации методической готовности учителя-практика

4. Оценочно -результативный блок Разработать для практического применения: - компонентную структуру методической готовности учителя технологии, как показателя эффективности процесса организации проектной деятельности; - критерии, показатели диагностические методы оценивания сформированности методической готовности учителя

Целевой блок модели содержит цель, задачи развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся на стажировочных площадках дополнительного профессионального образования.

Системообразующей целью модели является развитие методической готовности учителя

технологии к организации проектной деятельности обучающихся.

Поставленная цель ориентирует нас на решение следующих задач:

1. Обеспечение потребностей современного российского школьного образования в трансформации предметной области

«Технология» как основы формирования

технологической культуры и проектного мышления школьников в процессе организации проектной деятельности обучающихся.

2. Разработка и использование содержания и структуры методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся.

3. Использование методических преимуществ метода проектов как эффективного инструмента достижения личностных, метапредметных, предметных результатов образования.

4. Определение критериального покомпонентного оценивания методической готовности учителя к организации проектной деятельности.

5. Оценивание динамики сформированности методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся.

Обобщенно, основные структурные элементы модели представлены на рисунке 1. Разберем подробнее отдельные ее составляющие.

Методологический блок модели.

Эффективность процесса развития методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся, по нашему мнению, будет выше, если он будет организован на основе системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного и андрагогического подходов.

Основой стандартов в школьном образовании является системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом основой процесса обучения является самостоятельная

познавательная деятельность обучающихся, которая соотносится с современным развитием общества. Осуществить эффективную связь системы образования с социальным заказом -задача построения системы непрерывного (профессионального) образования.

Рассмотренные позиции системно-

деятельностного подхода позволили определить принципы систематичности,

последовательности и связи теории с практикой.

Личностно-ориентированный подход в обучении позволяет обеспечить трансформацию субъектного опыта педагога в соответствии с новыми ориентирами. Это происходит в процессе обмена опытом, согласования ценностей и обеспечивает развитие личностного потенциала педагога. Данный подход определил взятие за основу принципа сознательности и активности, что предполагает организацию процесса обучения, направленного на осознанное усвоение обучающимися знаний и умений в результате

организованной педагогом активной

практической деятельности.

Один из отечественных исследователей, основатель андрагогического подхода в обучении С.И. Змеев технологию обучения взрослых раскрывает как систему научно-обоснованных андрагогическими принципами обучения действий обучающих и взрослых обучающихся, осуществление которых позволяет достигнуть целей обучения [3, с.22]. Ключевыми особенностями обучения взрослых являются осознанное отношение к процессу своего обучения, высокая степень самостоятельности, стремление к практическому применению полученных знаний. Учет данной специфики в процессе обучения педагогов позволяет сделать его более прогрессивным, что и определило принцип профессиональной мобильности.

Содержательно-технологический блок

структурно-функциональной модели развития методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся содержит описание последовательности деятельности и содержание данного процесса, также в нем определены технологии, формы, методы, приемы и средства обучения.

Организационные формы переподготовки учителей, распространения педагогического опыта рассматриваются в трудах разных авторов. Например, Л.Г. Панфилова и О.Н. Шилова отмечают, что процесс обучения в поле стажировочной площадки должен быть построен так, чтобы обеспечить высокую мотивацию и творческий результат [10, с. 113]. О.Н. Игна считает, что методическая компетенция - основа профессионального педагогического рост [4, с.21]. Исследователь Л.Я. Анисимова, определяя содержание курсов подготовки учителей технологии, считает, что результативность и эффективность подготовки в системе повышения квалификации учителей технологии достигаются, если определено содержание курсов на основе научных положений и современных изменений в образовательной области «Технология» с учетом профессионального опыта, потребностей и интересов слушателей [9, с.165]. В стажировке принимают участие педагоги-практики, считаем, что для эффективного обучения необходимо создать интерактивную среду, основанную на усилении взаимодействия всех субъектов. Это позволит организовать обмен опытом, создать новые педагогические продукты и позволит поддержать достаточный уровень мотивации на протяжении всего периода обучения.

| Цель - развитие методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности обучающихся 1

1 Задачи 1

а

»я а а ^ 1 Обеспечение потребностей современного российского школьного образования в трансформации предметной области «Технология» как основы формирования технологической культуры и проектного мышления школьников в процессе организации проектной деятельности обучающихся Разработка и использование содержания и структуры методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся Использование методических преимуществ метода проектов как эффективного инструмента достижения личностных, метапредметных, предметных результатов школьников в соответствии с Стандартами общего образования Определение критериального покомпонентного оценивания методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся Оценивание динамики сформированности методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся

'а Подходы Принципы

< а Системно-деятельностный систематичности, последовательности и связи теории с практикой

* £ Личностно-ориентированный сознательности и активности

Андрагогический профессиональной мобильности.

Построение процесса развития методической готовности учителей технологии к организации проектной деятельности обучающихся

1----1

I

Содержание

1

к о

л

об нб

ь

л е т а

Инвариантный блок: анализ педагогических затруднений; изучение нормативных документов ФГОС ООО, СОО, профессионального стандарта педагога, концепции преподавания предметной области «Технология»; изучение истории метода проектов в образовании, методики организации проектной деятельности обучающихся; освоение УМК по организации проектирования

Вариативный блок: ознакомление с учебными программами технологической направленности (курс по выбору «Основы дизайна», программа дополнительного образования «Прикладной дизайн»), с системой оценки сформированности УУД обучающихся

р

е

д

о С

I

I этап:

Организация работы стажировочной площадки (реализация инвариантного блока)

Этапы развития методической готовности учителя технологии

I

II этап:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение профессиональных интересов педагогов (реализация вариативного блока)

III этап:

Разработка нормативных, методических материалов для организации проектной деятельности обучающихся (Положение об организации проектной деятельности в школе; схема взаимодействия субъектов проектирования; разработка дидактических материалов и др.)

¿к.

Технологии обучения: ТКМ, интерактивные, дистанционные

Формы обучения: практико-ориентированный семинар, дискуссия, круглый стол, деловая игра

ИГ

Методы и приемы обучения: мозговой штурм, кластеры, кейс-метод и др.

Средства обучения:

аудиовизуальные, технические

' а Компоненты готовности Критерии готовности <-г Уровни готовности

о в н ло чб о . Я Ч еу Мотивационно-ценностный Познавательный Практический Мотивационный Когнитивный Деятельностный Низкий (репродуктивный) Средний (эвристический) Высокий (креативный)

а 53 о л-

| РЕЗУЛЬТАТ: Повышение уровня методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся 1

Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель развития методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся

57

Обобщая вышесказанное, мы представляем содержательно-технологический блок нашей модели в виде двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей, характеризующих:

1. Содержание, состоящее из двух блоков: инвариантного, раскрывающего анализ педагогических затруднений изучения нормативных документов, профессионального стандарта педагога, Концепции преподавания предметной области «Технология»; изучение истории метода проектов, методики организации проектной деятельности; вариативного, предполагающего ознакомление с учебными программами технологической направленности; способами оценки сформированности УУД обучающихся.

2. Этапы развития методической готовности учителя технологии: I этап, направленный на организацию работы стажировочной площадки (реализация инвариантного блока); II этап по обеспечению дополнительных профессиональных интересов педагогов (реализация вариативного блока); III

этап разработки нормативных, методических материалов для организации проектной деятельности обучающихся.

3. Приемы, технологии и методы обучения: технологии обучения (ТКМ, интерактивные, дистанционные); методы и приемы обучения (мозговой штурм, кластеры, кейс-метод и др.); формы обучения (практико-ориентированный семинар, дискуссия, круглый стол); средства обучения.

Оценочно-результативный блок развития методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся содержит компоненты готовности: мотивационно-ценностный (мотивы, отношение, ценности); познавательный компонент (знания);

практический компонент (умения, навыки); критерии готовности - мотивационный, когнитивный, деятельностный; диагностические методы, используемые для оценивания сформированности методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся, см. таблицу 2.

Таблица 2. - Критерии, показатели, диагностические методы оценивания сформированности методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся

Методическая готовность Показатели методической готовности Методы оценки и методики

Компоненты Критерии

Мотивационно-ценностный Мотивационный, учитывающий мотивы развития готовности педагога 1. Осознание потребности и способности участия в инновационной деятельности. 2. Готовность педагога к саморазвитию, самосовершенствованию Методы оценки: анкетирование, тестирование, экспертиза. Методики: 1. Диагностическая карта «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности» (по методике В.А. Сластёнина, Л.С. Подымовой). 2. «Оценка уровня готовности педагога к развитию» (по методике В.И. Зверевой, Н.В. Немовой)

Познавательный Когнитивный, отражающий теоретическую сторону готовности учителя 1. Компетентность в вопросах введения ФГОС. 2. Наличие методических знаний о современных образовательных технологиях Методы оценки: тестирование, самооценка, экспертная оценка. Методики: 1. «Готовность педагога к введению ФГОС» (по методике: О.В. Кузнецова, Н.В. Дудырева. Внесены коррективы Т.А. Стефановской). 2. Тест «Современные образовательные технологии» (по методике О.А. Ивановой)

Практический Деятельностный критерий, отражающий практическую сторону готовности педагога 1. Умение применять приобретенные знания в практической деятельности. 2. Способность достигать высоких результатов в обучении проектированию Методы оценки: наблюдение, беседа, решение проектных задач, экспертная оценка проектов, оценка результатов деятельности обучающихся. Методики: 1. Методика оценки продуктов деятельности педагогов (рабочие программы, конспекты, проектные работы). 2. Анализ результатов учебной деятельности обучающихся

Заключение. Разработанная нами структурно-функциональная модель развития методической готовности учителя к организации проектной деятельности обучающихся способствует более

глубокому проникновению в сущность этого процесса. Представленная модель позволяет обеспечить актуальные потребности

современного российского школьного

образования в трансформации предметной области «Технология» как основы формирования технологической культуры и проектного мышления школьников при условии соблюдения следующих организационно-педагогических условий: проектирование и внедрение на стажировочных площадках дополнительного профессионального образования структурно-функциональной модели развития методической готовности учителя технологии к организации проектной деятельности; включение педагогов в деятельность проектно-стажировочных

площадок, направленных на обмен и качественную трансформацию

профессионального опыта; разработка УМК для сопровождения педагогов по вопросам организации проектной деятельности; создание интерактивной среды, основанной на усилении взаимодействия всех субъектов проектирования.

Отличительной особенностью, разработанной нами структурно-функциональная модели, является возможность осуществления адресного, личностно-ориентированного формирующего воздействия на слушателей и взаимодействия участников стажировки за счет включения вариативного блока, содержание которого направлено на удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей педагогов.

Представленная структурно-функциональная модель может эффективно применяться в ходе обучающих мероприятий для учителей технологии и других предметов в рамках повышения квалификации, переподготовки для развития методической готовности педагогов к организации проектной деятельности на основе трансформации имеющегося у них практического опыта.

Литература:

1. Гильмеева Р.Х. Моделирование процесса формирования конкурентоспособности педагогического коллектива / Р.Х. Гильмеева, Н.А. Иваненко // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 4-1. - С. 237-239.

2. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.

3. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.И. Змеев. - Москва: Академия, 2002. -128 с.

4. Игна О.Н. Методические задачи в профессиональной подготовке учителя: содержание и классификации / О.Н. Игна // Вестник Томского государственного педагогического университета. -

2009. - № 7. - С. 20-23.

5. Камалеева А.Р. Теоретические основы моделирования педагогических систем / А.Р. Камалеева, Э.Ф. Нургазизова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -

2010. - № 1. - С. 114-127.

6. Козырев Н.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования / Н.А. Козырев, О.А. Козырева // Современная педагогика. - 2015. - № 8(33). - С. 14-23.

7. Матушанский Г.У. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании: монография / Г.У. Матушанский, О.Р. Кудаков, Г.В. Завада;

Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный энергетический университет". - Казань: КГЭУ, 2010. - 135 с.

8. Молчанова Е.В. Моделирование педагогических процессов: от теории к практике: сборник избранных статей / Е.В. Молчанова // Образование. Культура. Общество / Материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 26 февраля 2021 года. - Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ», 2021. - С. 54-56.

9. Организационно-методические основы инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии в вузе / Л.Н. Анисимова, С.А. Кленикова, М.А. Мусатова, Е.А. Антропова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2018. - № 3. - С. 158-168.

10. Панфилова Л.Г. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях стажировочной площадки / Л.Г. Панфилова, О.Н. Шилова // Человек и образование. - 2015. - № 4(45). - С. 108-114.

11. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - Москва; Ленинград: Наука, 1966. - 304 с.

12. Ядровская М.В. Модели в педагогике / М.В. Ядровская // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 366. - С. 139-143.

References:

1. Gilmeeva R.Kh. Modeling the process of forming the competitiveness of the teaching staff / R.Kh. Gilmeeva, N.A. Ivanenko // Kazan Pedagogical Journal. - 2015. - № 41. - S. 237-239.

2. Dahin A.N. Pedagogical modeling: essence, efficiency and uncertainty / A.N. Dahin // Pedagogy. -2003. - № 4. - S. 21-26.

3. Zmeev S.I. Teaching technology for adults: a textbook for students of higher educational institutions / S.I. Zmeev. - Moscow: Academy, 2002. - 128 p.

4. Igna O.N. Methodological tasks in teacher training: content and classifications / O.N. Igna // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2009. - № 7. -S. 20-23.

5. Kamaleeva A.R. Theoretical foundations of modeling pedagogical systems / A.R. Kamaleeva, E.F. Nurgazizova // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2010. - № 1. - P. 114-127.

6. Kozyrev N.A. Pedagogical modeling as a product and method of scientific and pedagogical research / N.A. Kozyrev, O.A. Kozyreva // Modern Pedagogy. - 2015. - № 8(33). - S. 14-23.

7. Matushansky G.U. Theoretical and methodological aspects of the application of the competence-based approach in higher professional education: monograph / G.U. Matushansky, O.R. Kudakov, G.V. Zavada; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, State Educational Institution of Higher Professional Education "Kazan State Power Engineering University". - Kazan: KSEU, 2010. - 135 p.

8. Molchanova E.V. Modeling of pedagogical processes: from theory to practice: collection of selected articles / E.V. Molchanova // Education. Culture. Society / Proceedings of the International Scientific Conference, St. Petersburg, February 26, 2021. - St. Petersburg: Private scientific and educational institution of additional professional education GNII "NATIONAL RAZVITIE", 2021. - P. 54-56.

9. Organizational and methodological foundations of innovative development of the system of retraining and advanced training of technology teachers at the university / L.N. Anisimova, S.A. Klenikova, M.A. Musatova, E.A. Antropova // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. - 2018. - № 3. - P. 158-168.

10. Panfilova L.G. Interaction of participants in the educational process in the conditions of the internship site / L.G. Panfilova, O.N. Shilova // Man and education. - 2015. - № 4 (45). - S. 108-114.

11. Shtoff V.A. Modeling and Philosophy / V.A. Shtoff. - Moscow; Leningrad: Nauka, 1966. - 304 p.

12. Yadrovskaya M.V. Models in Pedagogy / M.V. Yadrovskaya // Bulletin of the Tomsk State University. -2013. - № 366. - P. 139-143.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторе:

Васенина Наталия Леонидовна (г. Сургут, Россия), заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 8 имени Сибирцева А.Н., e-mail: vaseninanatalya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.