Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ'

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ "ГОТОВНОСТЬ" / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / THE CONCEPT OF "READINESS" / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / METHODOLOGY FOR THE FORMATION OF READINESS / PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокляк Денис Сергеевич

В статье через понятие «готовность» многоуровневого психологического и педагогического состояния, характеризующегося выполнением определенных трудовых задач и конкретной деятельности при выполнении трудовых функций, рассматривается методическая подготовка будущего учителя к организации проектной деятельности обучающихся по физике. Цель статьи - рассмотреть методическую подготовку будущего учителя к организации проектной деятельности обучающихся по физике как продуктивного образовательного процесса с учетом идей педагогической деятельности в высшей школе. Данная методика направлена на повышение уровня успешности в профессиональной деятельности выпускника педагогического вуза, способного выполнять свои непосредственные обязанности согласно профессиональному стандарту педагога, использовать полученные знания, опыт, личные качества при выполнении профессиональных функций, в том числе и при организации проектной деятельности школьников при обучении физике. Эмпирической основой статьи являются данные исследования, проведенного в 2019-2020 гг. в рамках повышения квалификации учителей физики Челябинской области и обучения студентов бакалавриата «Южно-Уральского государственного гуманитарнопедагогического университета» (г. Челябинск). Результаты исследования: 1. Рассмотрена связь между понятиями «готовность» и «методическая подготовка будущего учителя к организации проектной деятельности обучающихся по физике», показаны взаимосвязи Профессионального стандарта и компетенций, формируемых в рамках обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование. 2. Рассмотрены ключевые характеристики методической подготовки будущего учителя к организации проектной деятельности обучающихся по физике с позиции продуктивного обучения и технологии проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокляк Денис Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICS FOR THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES FOR SCHOOLCHILDREN

The article deals with methodical training of future teachers for the organization of project activities of schoolchildren in physics It goes through the concept of "readiness" as multi-level psychological and pedagogical condition characterized by the performance of certain work tasks and specific activities while performing job functions. The purpose of the article is to consider the methodological preparation of future teachers for organizing project activities of schoolchildren in physics as a productive educational process, considering the ideas of pedagogical activity in Higher Education. This method is aimed at increasing the level of success in the professional activity of the graduates of a pedagogical university who will be able to perform their direct duties in accordance with The Professional Standards of a Teacher, use the acquired knowledge, experience and personal qualities in performing professional functions, including the organization of project activities of schoolchildren in teaching physics. The empirical basis of the article is the data of a study conducted in 2019-2020 in the framework of advanced training of physics teachers in the Chelyabinsk region and training of undergraduate students of the South Ural State Humanitarian and PedagogicalUniversity (Chelyabinsk). Research results: 1. The article considers the relationship between the concepts of «readiness» and "methodological training of a future teacher to organize project activities of students in physics". It as well shows the relationship between the professional standard and competencies formed within the framework of training bachelor students in the field of teacher training education. 2. The article shows the key characteristics of the methodological preparation of future teachers for the organization of project activities of students in physics from the perspective of productive training and technology of project activities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ»

УДК 378

Денис Сергеевич Мокляк, аспирант кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск).

E-mail: moklyakds@cspu.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Ключевые слова: понятие «готовность», готовность к профессиональной деятельности, методика формирования готовности, проектная деятельность обучающихся.

Аннотация. В статье через понятие «готовность» многоуровневого психологического и педагогического состояния, характеризующегося выполнением определенных трудовых задач и конкретной деятельности при выполнении трудовых функций, рассматривается методическая подготовка будущего учителя к организации проектной деятельности обучающихся по физике.

Цель статьи - рассмотреть методическую подготовку будущего учителя к организации проектной деятельности обучающихся по физике как продуктивного образовательного процесса с учетом идей педагогической деятельности в высшей школе.

Данная методика направлена на повышение уровня успешности в профессиональной деятельности выпускника педагогического вуза, способного выполнять свои непосредственные обязанности согласно профессиональному стандарту педагога, использовать полученные знания, опыт, личные качества при выполнении профессиональных функций, в том числе и при организации проектной деятельности школьников при обучении физике.

Эмпирической основой статьи являются данные исследования, проведенного в 2019-2020 гг. в рамках повышения квалификации учителей физики Челябинской области и обучения студентов бакалавриата «Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета» (г. Челябинск).

Результаты исследования:

1. Рассмотрена связь между понятиями «готовность» и «методическая подготовка будущего учителя к организации проектной деятельности обучающихся по физике», показаны взаимосвязи Профессионального стандарта и компетенций, формируемых в рамках обучения студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование.

2. Рассмотрены ключевые характеристики методической подготовки будущего учителя к организации проектной деятельности обучающихся по физике с позиции продуктивного обучения и технологии проектной деятельности.

Denis S. Moklyak, Postgraduate student Department of Physics and Methods of Teaching Physics, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk).

E-mail: moklyakds@cspu.ru

METHODICAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS OF PHYSICS FOR THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES FOR

SCHOOLCHILDREN

Keywords: The concept of "readiness", readiness for professional activity, methodology for the formation of readiness, project activity of schoolchildren.

Abstract. The article deals with methodical training of future teachers for the organization of project activities of schoolchildren in physics It goes through the concept of "readiness" as multi-level psychological and pedagogical condition characterized by the performance of certain work tasks and specific activities while performing job functions,

The purpose of the article is to consider the methodological preparation of future teachers for organizing project activities of schoolchildren in physics as a productive educational process, considering the ideas of pedagogical activity in Higher Education.

This method is aimed at increasing the level of success in the professional activity of the graduates of a pedagogical university who will be able to perform their direct duties in accordance with The Professional Standards of a Teacher, use the acquired knowledge, experience and personal qualities in performing professional functions, including the organization of project activities of schoolchildren in teaching physics.

The empirical basis of the article is the data of a study conducted in 2019-2020 in the framework of advanced training of physics teachers in the Chelyabinsk region and training of undergraduate students of the South Ural State Humanitarian and PedagogicalUniversity (Chelyabinsk).

Research results:

1. The article considers the relationship between the concepts of «readiness» and "methodological training of a future teacher to organize project activities of students in physics". It as well shows the relationship between the professional standard and competencies formed within the framework of training bachelor students in the field of teacher training education.

2. The article shows the key characteristics of the methodological preparation of future teachers for the organization of project activities of students in physics from the perspective of productive training and technology of project activities.

Для цитирования: Мокляк, Д.С. Методическая подготовка будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся по физике / Д.С. Мокляк // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - №4-5(89-90). - С. 61-71.

For citing: Moklyak D.S.(2020)Methodical training of the future teachers of physics for the organization of project activities for Pedagogical journal of Bashkortostan. No 4-5(89-90): 61-71. (InRuss).

DOI: 10.21510/1817-3292-2020-89-90-4-5-61-71

Введение. Совершенствованиекачестваподготовкипедагогических

работников для отечественной системы образования обусловлено изменениями, происходящими в социуме, требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональным стандартом педагога, систематизировавшим требования к квалификации учителя и изменившим процедуру аттестации педагогических работников в образовательных организациях, Стратегией развития образования Российской Федерации до 2030 года, задавшей вектор ее развития на ближайшие годы. Все это ставит перед педагогическими вузами задачу - в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО)

сформировать комплекс профессиональных компетенций, включающих в себя способность и готовность к выполнению своих трудовых функций, которые позволят организовывать учебно-воспитательный процесс в различных образовательных учреждениях.

Именно компетентностная всесторонняя подготовка и ее взаимосвязь с профессиональным стандартом педагога, как основа ОПОП ВО, позволяет не только соответствовать предъявляемым требованиям общества и государства, но и быть успешным в своей профессиональной деятельности. Г.К. Салевко в своих работах [1] отмечал ориентацию такой подготовки на результат, а А.П. Петров [2], Т.Н. Лебедева и O.P. Шефер [3; 4] указывали, что суть данного подхода заключается в пересмотре содержания образования.

Для направления подготовки Педагогическое образование, как прикладного направления, одним из важных элементов является методическая подготовка студентов бакалавриата, в которую включены процедуры, способствующие формированию необходимых современному учителю компетенций для профессиональной деятельности и успешной социализации в профессиональное сообщество. Именно методическая подготовка выступает показателем готовности комплексного освоения компетенций различного направления деятельности, в том числе и готовности к организации проектной деятельности обучающихся на уроках и внеурочной деятельности, которая является предметом нашего исследования.

Вопросами реализации метода проектов в учебно-воспитательном процессе на различных уровнях образования, историографии и его месте в содержании уделяется большое внимание в педагогической и методической литературе [5; 6; 7; 8; 9; 10 и др.]. Что указывает на актуальность методической подготовки будущих учителей к реализации данного метода в своей профессиональной деятельности, но не дает ответ на вопрос - готов ли он организовывать данную деятельность обучающихся.

Методология исследования. Проанализированы структура и содержание ФГОС ВО 3++, сделаны выводы о взаимосвязи профессионального стандарта и компетенций, формируемых в рамках реализации ОПОП. Через уточненные понятия «готовность к профессиональной деятельности» и «профессионализм», «компетентность» и «квалификация» рассмотрена преемственность образовательных стандартов, а также возможность совершенствования методической подготовки будущего учителя с позиции продуктивного обучения и технологии проектной деятельности [11, 12, 13, 14, 15; 16идр.].

В процессе методической подготовки студентов бакалавриата по направлению подготовки Педагогическое образование, реализуемой на факультете математики, физики, информатики ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» (г. Челябинск), мы отслеживали изменения уровня интегральной характеристики «готовность» как сложной психолого-педагогической характеристики выпускника вуза.

Профессиональный стандарт педагога

Федеральный государственный образовательный стандарт ВО

1 . г

Требования работодателей к уровню подготовки и готовности к профессиональной деятельности

1 г

Основная профессиональная образовательная программа

1 т

ц

Е Л Е В О й

Подготовка бакалавра по направлениям подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (два профиля подготовки) 44.03.01 Педагогическое образование (один профиль подготовки)

Б Л О К

Цель: Формирование готовности учителя к организации проектной деятельности

I

ПК-7 - способность

организовывать

сотрудничество

обучающихся,

поддерживать их

активность,

инициативность и

самостоятельность,

развивать

творческие

способности

Неспособность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики

ПК-12 - способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся

ПК-9 - способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся

3 »

в <о в

4 %

3 1 1 в ю о

■3 14

3

£

<и &

Формирование системных методологических и теоретических знаний студентов для осуществления различной деятельности обучающихся, в том числе и проектной

Формирование умений

студентов организовывать деятельность обучающихся, в том числе и проектную

Формирование

необходимых

навыков для

осуществления

руководства

проектной

деятельностью

обучающихся и

отслеживания

результатов

Рис. 1. Целевой блок содержательной модели готовности будущего учителя к организации

проектной деятельности обучающихся

Материалы и методы исследования. Анализ ОПОП ВО по направлению подготовки 44.05.03 «Педагогическое образование» (профили «Физика. Математика» и «Физика. Английский язык») позволяет сделать вывод, что в формировании готовности выпускника участвуют профессиональные компетенции: ПК-7, ПК-2, ПК-12, ПК-9 [17]. В ходе исследования мы провели декомпозицию целей методической подготовки студентов бакалавриата. Например, ПК-2 «способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики» мы конкретизировали в «формирование умений студентов бакалавриата организовывать учебно-познавательную деятельность обучающихся, в том числе и проектную».

Это позволило нам описать целевой блок содержательной модели готовности выпускника педагогического вуза к организации проектной деятельности обучающихся (рис. 1), отразив целостную систему данного процесса, уточнить и раскрыть все задачи педагогического моделирования по проблеме нашего исследования.

Целевой блок содержательной модели готовности будущего учителя к организации проектной деятельности обучающихся позволил нам наполнить и разделить дидактический блок модели (рис. 2) на следующие составные части: содержание, методы и средства обучения, организационные формы. Содержательная часть дидактического блока отражает перечень знаний и характеристик будущего учителя, которыми он должен владеть к моменту окончания вуза.

В разделе «Содержание» дидактического блока включены такие понятия, как «проект», «проектная деятельность», представлена историографияпроектного метода, классификация видов проектов по разным основаниям, структура проекта и этапы его реализации; методы исследования; способы анализа и методы обработки информации. Методы же обучения, средства и организационные формы можно отнести непосредственно к организации деятельности на занятиях, в процессе которых происходит формирование готовности, как исследуемого нами педагогического процесса.

Связь между блоками содержательной модели отражает сложную совокупность структурных компонентов и механизмов реализации подготовки будущего учителя к организации проектной деятельности обучающегося, что позволяет понять этот процесс не только с методической точки зрения, но и с позиции требований, заложенных во ФГОС ВО и профессиональном стандарте педагога.

п Г"

Содержание Методы обучения Средства обучения

Организационн ые формы

д

и Д

А КТ И

ЧЕ

СК И й

л о к

Знания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

понятия «проект»,

«проектная

деятельность», историю его развития,

классификацию, структуру проекта и этапы его реализации; методы исследования; способы анализа и методы обработки

информации

Способы деятельности: организовывать и

управлять деятельностью обучающихся при

реализации проектной технологии; составлять комплекс методов

исследования для

достижения целей и задач проекта; составлять план проектной

деятельности; анализировать результаты проектной деятельности и

возможности внедрения

1. Индивидуаль ное и

дифференциро

ванное

обучение

2. Модульное обучение

3. Метод проектов

4. Кейс-метод

5. Деловая игра

1.

Интерактивная доска

2. Ментальные карты

3. Структурно-логические схемы

4. Речь, жесты, мимика

5. Видеоролики

1.

Индивидуальн ые занятия (в том числе и самообучение

) 2.

Коллективно-

групповые

занятия

(лекции;

семинары;

деловые игры

идр.)

3.

Индивидуальн о-

коллективные системы занятий (в том числе проекты)

Рис. 2. Дидактический блок содержательной модели готовности будущего учителя к организации проектной деятельности обучающихся

Соотнесение полученных результатов в ходе анализа применения метода проектов в отечественной и зарубежной теории и практике обучения с требованиями к современному учителю [18] показывает, что при формировании готовности у студентов бакалавриата к организации проектной деятельности обучающихся необходимо совершенствовать в большей степени не содержательную, а процессуальную сторону их

методической подготовки. Процесс методической подготовки и учет происходящих при этом изменений уровней сформированное™ готовности студентов бакалавриата к данной деятельности нашло отражение в процессуальной модели формирования готовности будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся (рис. 3).

п р

о Ц

Е С С

ф

о р

м

и р

о в

А

н и я

Диагностика начального уровня сформированное™ готовности будущих учителей физики к организации проектной деятельности обучающихся

(опрос)

М О

Н

И

Т

О р

и н г

Н

Средства формирования умения студентов к организовывать проектную деятельность обучающихся на уроках физики:

1. Подготовительный этап

Проведение лекций по организации проектной деятельности обучающихся по физике

2. Имитационный этап

Проведение практических работ, семинаров, деловых игр с применением различных методов обучения по организации проектной деятельности обучающихся на уроках физики

3. Практический этап Курсовая работа и/или выпускная квалификационная работа с элементами проектной технологии и/или её имитацией

Организация целенаправленной работы по формированию готовности студентов к организации проектной деятельности обучающихся на уроках физики:_

Модуль 1. Метод проектов и их классификация

Модуль 2. Структура и этапы проектной деятельности обучающихся

Модуль 3. Организация деятельности обучающихся над проектом по физике

Модуль 4. Методы исследования

обработки теоретических и эмпирических данных

Практический модуль 5. Выполнение проекта по физике

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Опрос: «Метод проектов: классификация, виды и основные характеристики» -после Модуля 2

2. Заполнение паспорт проекта обучающегося (от идеи к готовому продукту) -после Модуля 3

3. КИМ «Метод проектов» - после Модуля 5

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ готовности

Низкий

Основной (базовый)

Высокий

Готовность будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся на уроках физики

Рис. 3 Процессуальная модель формирования готовности будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся

В процессе обучения бакалавров по дисциплинам профессионального цикла, в то числе - «Методика обучения и воспитания (физика)» в рамках предложенной модели (рис. 1, 2),был проведен опрос студентов, позволяющий на начальном этапе выявить знания об основных характеристиках понятия «метод проектов», видов ученических проектов и этапов их выполнения, особенностях профессиональной деятельности учителя по применению метода проектов в практике школьного обучения физике. Аналогичные вопросы были предложены учителям физики Челябинской области. Полученные результаты показали низкий уровень знаний о методе и практике применения данного метода, а значит необходимо пересмотреть методическую подготовки будущего учителяс учетом его умения организовывать проектную деятельность обучающихся.

Результаты опросов позволили выявить противоречие между теоретическими знаниями студентов бакалавриата и учителей о методе проектов и проектной деятельности в образовательных учреждениях, в том числе между исследовательской и проектной деятельностью; увидеть динамику применения данного метода в учительской практике (студенты и учителя знакомы с «проектной деятельностью обучающихся», но все же сомневаются, что в полной мере могут использовать данную технологию в своей педагогической деятельности, о чем свидетельствует преобладание выбора ответа «не в полной мере» на вопрос анкеты «Знакомы ли Вы с понятием «проектная технология?» - 42 % опрошенных студента и 29 % учителей из общего сила опрошенных (в опросе участвовало более 100 респондентов).

Выводы. В ходе апробации методики формирования готовности студентов бакалавриата к организации проектной деятельности обучающихся, опираясь на данные опроса и содержательную модель готовности будущего учителя к организации проектной деятельности обучающегося, мы пришли к следующим выводам:

1) необходима систематическая методическая и психолого-педагогическая подготовка будущего учителя к организации проектной деятельности обучающегося с опорой на требования ФГОС основного общего образования, согласно которым важно увеличивать самостоятельную учебно-познавательную деятельность, в том числе проектную, при достижении обучающимися планируемых результатов;

2) процессуальная модель, разработанная и апробированная нами на базе ФБГОУ ВО «ЮУрГГПУ», может иметь практическое применение при реализации ФГОС ВО 3++ при составлении ОПОП ВО, в котором основную часть универсальных компетенций можно соотнести именно с проектной деятельностью самих студентов бакалавриата в процессе освоения ими различных дисциплин, а также с организацией такой деятельности обучающихся различных учебных заведений - при практической подготовке студентов;

3) в программу учебных и производственных практик студентов

бакалавриата необходимодобавитьиидивидуальиые задания, связанные с организацией на базе практик проектной деятельности обучающихся, что будет способствовать формированию психолого-педагогической и методической готовности выполнять трудовые функции;

4) возможно разработать и апробировать дистанционную систему консультаций (тьюторского сопровождения) для студентов бакалавриата по организации на базе практике проектной деятельностиобучающихся.

1. Салевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Салевко // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 138-144.

2. Петров, А.П. Профессиональная компетентность: понятийно-педагогические проблемы / А.П. Петров // Вестник высшей школы. - 2004. № 10. - С. 6-11.

3. Лебедева, Т.Н. Комплект диагностических средств для оценки уровня сформированное™ компетенций бакалавров педагогического образования образовании / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер // Инновации в образовании. - 2017. - № 1. - С. 30-46.

4. Shefer, O.R. Integral self-esteem of future teacher's personality / O.R. Shefer, T.N. Lebedeva, M.V. Goryunova // Espacios.- 2018.- T. 39,№ 52.- P. 14.

5. Гурова, O.B. Анализ понятия «проектно-сетевая деятельность» / О.В. Гурова // Молодой ученый. - 2014. - №15. - С. 252-255. - URL https://moluch.ru/archive/74/12574/ (дата обращения: 19.11.2020).

6. Крайнева, С.В. Анализ влияния кластера педагогических технологий на формирование учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата / С. В. Крайнева, О.Р. Шефер // Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - №5(84). -С. 22-29.

7. Крайнева, С.В. Моделирование процесса формирования учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата / С.В. Крайнева // Профессиональное образование. Столица. - 2018. - № 2. - С. 29-31.

8. Лебедева, Г.НПрименение метода проектов при изучении объектно-ориентированного программирования / Т.Н. Лебедева // Педагогическая информатика. -2012.- №3. - С. 3-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие: [для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. -Москва : Академия, 2001. -66 с. - ISBN 5-7695-0811-6

10. Шефер, О.Р. Готовность будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся / О.Р. Шефер, Д.С. Мокляк // Профессиональное образование. Столица. - 2018. - №8. - С. 40-42.

11. Shefer, O.R. Visualization of the formation of undergraduate competencies / O.R. Shefer, 1. 1. Bespa, S. V. Kraineva // Espacios. -2019.-Vol. 40(29).-Pp. 1-9.

12. The Lea's Box convinced open learner model: an example from the field of teaching speed reading / Michael D. Kickmeier-Rast, Blandine Guinon, Matthew D. Johnson and Ali Turker // In the proceedings of the 26th Conference on User Modeling, Customization and Personalization (UMAP '18). Computing Machinery Association, New York, NY, USA, 2018. -Pp. 355-356. DOI: 10.1145/3209219.3209257

13. Dimitrova, V. From Open Learner Interactive Modeling to Intellectual Mentoring: STyLE-OLM and Beyond / V. Dimitrova, P. Brna // Int J Artif Intell Educ. 2016. 26. Pp. 332349. DOI: 10.1007/s40593-015-0087-3

14. Kraineva, S.V. On the formation of very high competencies in bachelor's degree students using information and communication technologies / S.V. Kraineva, O.R. Shefer //

Scientific and Technical Information Processing.- 2017.- Vol.44, № 2. - Pp. 94-98. DOI: 10.3103/S0147688217020046

15. Bull, S. 20,000 tests of the subject-independent model of the open learner with individual and comparative views / S. Bull, A. Mabbott. In: Ikeda M., Ashley KD, Chan T.V. (ed.) Intelligent learning systems. Lecture Notes in Computer Science. - 2006. - Vol 4053. Springer, Berlin, Heidelberg. DOI: 10.1007/11774303_42

16. National Research Council. Science Education Framework for K-12: Practices, Cross-cutting Concepts, and Key Messages. Washington, DC: TheNationalAcademiesPress, 2012. DOI: 10.17226/13165.

17. ОПОП BO 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Направленность (профили): Физика. Математика. - URL: https://www.cspu.ru/sveden/education/programs/pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki.-napravlennosty-profili-fizika.-ma_op0137.html (дата обращения: 19.11.2020).

18. Профессиональный стандарт. «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 19.11.2020).

References

1. Salevko G.K. (2004)Kompetentnosti i ikh klassifikatsiya [Competence and their classification]. Public education. No. 4: 138-144.(In Russ).

2. PetrovA.P.(2004)Professional'naya kompetentnost': ponyatiyno-pedagogicheskiye problemy [Professional competence: conceptual and pedagogical problems.]Bulletin of the higher school. No. 10: 6-11.(In Russ).

3. Lebedeva T.N.(2017)Komplekt diagnosticheskikh sredstv dlya otsenki urovnya sformirovannosti kompetentsiy bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya obrazovanii[A set of diagnostic tools for assessing the level of competence formation for bachelors of pedagogical education in education]. Innovations in education. No.1: 30-46.(In Russ).

4. Shefer O.R. (2018)Integral self-esteem of future teacher's personality / O. R. Shefer, T. N. Lebedeva, M.V. Goryunova.Espacios. Vol. 39, № 52: 14.(In Eng).

5. Gurova O.V.(2014)Analiz ponyatiya «proyektno-setevaya deyatel'nost' [Analysis of the concept of «design and network activity»]. Young scientist.No. 15: 252-255. - Available from: https://moluch.ru/archive/74/12574/ (Accessed 19.11.2020).(In Russ).

6. Kraineva S.V. (2019) Analiz vliyaniya klastera pedagogicheskikh tekhnologiy na formirovaniye uchebno-professional'noy motivatsii studentov bakalavriata[Analysis of the influence of a cluster of pedagogical technologies on the formation of educational and professional motivation of undergraduate students.]Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 5 (84): 22-29.(In Russ).

7. Kraineva S.K(2018)Modelirovaniye protsessa formirovaniya uchebno-professional'noy motivatsii studentov bakalavriata [Modeling the process of formation of educational and professional motivation of undergraduate students]. Professional education. Capital. No. 2: 29-31.(In Russ).

8. Lebedeva T.N.(2012)Primeneniye metoda proyektov pri izuchenii ob"yektno-oriyentirovannogo programmirovaniya [Application of the project method in the study of object-oriented programming]. Pedagogical informatics. No. 3: 3-7.(In Russ).

9. Polat E.S.(2001)Novyye pedagogicheskiye i informatsionnyye tekhnologii v sisteme obrazovaniya[New pedagogical and information technologies in the education system]: textbook (for university students and the system of advanced training of pedagogical personnel). Moscow, Publishing Center «Academy». 66 p.(In Russ).

10. Shefer 0.R.(2018) Gotovnost' budushchikh uchiteley k organizatsii proyektnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya [Readiness of future teachers to organize students' project activities]. Professional education. Capital. No. 8: 40-42.(In Russ).

11. Shefer O.R.(2019) Visualization of the formation of undergraduate competencies / O R. Shefer, I.I. Bespa, S.V. KrainevaEspacios. Vol. 40(29): 1-9.(In Eng).

12. The Lea's Box convinced open learner model: an example from the field of teaching speed reading / Michael D. Kickmeier-Rast, Blandine Guinon, Matthew D. Johnson and Ali Turker In the proceedings of the 26th Conference on User Modeling, Customization and Personalization (UMAP '18). Computing Machinery Association, New York, NY, USA, 2018. Pp. 355-356. DOI: 10.1145/3209219.3209257. (In Eng).

13. Dimitrova V., Brna P. (2016) From Open Learner Interactive Modeling to Intellectual Mentoring: STyLE-OLM and Beyond. Int J Artif Intell Educ. 26. Pp. 332-349. DOI: 10.1007/s40593-015-0087-3.(In Eng).

14. Kraineva S.V., Shefer O.R. (2017) On the formation of very high competencies in bachelor's degree students using information and communication technologies.Scientific and Technical Information Processing. Vol. 44, № 2:94-98. DOI: 10.3103/S0147688217020046. . (In Russ).

15. Bull S., MabbottA. (2006) 20,000 tests of the subject-independent model of the open learner with individual and comparative views. In: Ikeda M., Ashley K.D., Chan T.V. (ed.) Intelligent learning systems. ITS 2006. Lecture Notes in Computer Science. Vol 4053. Springer, Berlin, Heidelberg. DOI: 10.1007/11774303_42.(In Eng).

16. National Research Council. Science Education Framework for K-12: Practices, Cross-cutting Concepts, and Key Messages. Washington, DC: The National Academies Press. - 2012. DOI: 10.17226/13165.(In Eng).

17. Basic professional educational program of higher education 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles). Directivity (profiles): Physics. Mathematics. -Available from: https://www.cspu.ru/sveden/education/programs/pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki.-napravlennosty-profili-fizika.-ma_op0137.html (dateline 19/11/20)(In Russ).

18. Professional standard. «Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)». - Available from: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf(dateline: 19.11.20).(InRuss).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.