DOI 10.25588/CSPU.2020.154.1.003
УДК 378.14 ББК 74.489
И. И. Беспаль1, О. Р. Шефер2, Т. Н. Лебедева3
^RCID № 0000-0003-1217-4334 Кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой физики и методики обучения физики, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-8559-2946 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
E-mail: [email protected]
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3ORCID № 0000-0002-0048-037X S
о
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры §
г. Челябинск, Российская Федерация. у
8
д к
№ Kl
Аннотация
Введение. В статье описывается результат исследования временного состояния готовности будущих учителей физики к культур- у но-просветительской деятельности, проведенного на физико-математическом факультете ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государ- | ственный гуманитарно-педагогический университет».
Материалы и методы. На основе сопоставления трудовых функций педагога и структурных составляющих готовности будущего учителя к культурно-просветительской деятельности автора-
S
§
о*
о *
о
ми статьи выявлены возможные затруднения и резервы профессио- д нального роста в данном аспекте.
Результаты. В статье анализируется значимость и готов- о ность будущих учителей культурно-просветительской деятельности.
а
«о
vo ►Si
о
Обсуждение. На основе выделенных требований к культурно-просветительской деятельности учителя и изучения трудностей, возникающих у студентов бакалавриата физико-математического факультета «ЮУрГГПУ», мы пришли к выводу о необходимости целенаправленной работы по обучению студентов элементам проектирования содержания культурно-просветительской деятельности при обучении физике посредством подбора материала из различных достоверных источников и его адаптации к различным группам населения.
Заключение. В заключении описываются полученные результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на физико-математическом факультете «ЮУрГГПУ», констатирующие, что формирование знаний и умений по реализации культурного просвещения различных слоев населения способствует системная образовательная деятельность студентов при изучении педагогики, физики, астрономии, дисциплин методической направленности и освоении программ производственных практик.
Ключевые слова: готовность; культурно-просветительская деятельность; будущий учитель; профессиональный стандарт педагога.
Основные положения:
- в контексте реализации профессионального стандарта педагога, требований ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» выделены знания и умения, которыми должны овладеть будущие учителя для осуществления культурно-просветительской работы с различными слоями населения при обучении физике;
- профессиональная подготовка студентов бакалавриата эффективно строится на основе реализации основных видов культурно-просветительской деятельности (репродуктивной, продуктивной, творческой) и использования активных методов обучения.
1 Введение (Introduction)
«Утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, вовлечение граждан в различные
¡S3
формы просветительской деятельности, в том числе путем поддержки обществ, клубов, общественных объединений просветительской направленности; развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры» является одной из задач государственной культурной политики в области просвещения в соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (24.12.2014 № 808) [1].
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Стратегия развития воспитания в РФ» (20152025 гг.) позволяют по-новому взглянуть на цели образования — на духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения. К сожалению, с каждым годом происходит снижение уров- ° ня культуры обучаемых. Решение этой проблемы предполагает под- н
с
готовку высококвалифицированных специалистов, обладающих § ценностными качествами личности, гуманистическим самоопределением, поликультурными ориентациями; способных к осуществ- и лению воспитательной и образовательной деятельности с учетом ч потребностей социума.
Потребность в подготовке бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» к культурно-просветительской деятельности нашла отражение во ФГОС высшего образования, согласно которому будущему педагогу необходимо научиться выявлять, понимать и формировать культурные потребности раз- ^ личных социальных групп, уметь разрабатывать и реализовывать
Проблема культурологической подготовки будущих педагогов обозначены в работах В. Л. Бенина, Д. С. Василиной, Г. И. Гай-синой, Е. Д. Жуковой, Ю. Д. Красильникова, С. А. Морозовой, Е. О. Ор-
Й
О
культурно-просветительские программы. ®
ловой, С. А. Пиналова, В. И. Поповой, В. Е. Три-одина, А. В. Шума- ^ ковой и др.
Ю. Д. Красильников, С. А. Морозова, С. А. Пиналов, В. Е. Три- С один, Т. И. Шишкина и др. под «культурно-просветительской дея-
тельностью» понимают педагогически-организованную деятельность, направленную на просвещение личности, в процессе которой происходит освоение знаний и ориентация на духовные ценности, развитие творческих способностей, удовлетворение культурных потребностей и подъем культурного уровня в целом.
2 Материалы и методы (Materials and method s) В формировании профессиональных компетенций у будущих учителей важной методической задачей является формирование готовности будущих учителей к различным видам профессиональной деятельности.
Готовность к педагогической деятельности рассматривается как «совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу» [2, с. 26], которые в настоящее время нашли отражение в Профессиональном стандарте педагога. В структуре готовности к деятельности дидакты выделяют различное количество компонентов, основными из которых являются мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, оценочно-рефлексивный. Рассмотрим их содержание в контексте готовности студентов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Мотивационный компонент составляет основу психологической готовности обучающихся к учебной деятельности, в нашем случае к культурно-просветительской деятельности. Ее содержание предполагает осознание будущим учителем важности приобретения опыта по сохранению, распространению и приумножению g, культурных, духовно-нравственных и этических ценностей челове-^ чества. Большинство исследователей отмечают ведущую роль мотаем вационного компонента в структуре психологической готовности к ^ деятельности. При этом их трактовки данного понятия сильно отли-| чаются. Например, А. Г Александров и О. Н. Коптяева представляют мотивационную готовность в виде совокупности мотивов. А. П. Авде-^ ева соотносит ее с положительным настроем к деятельности, интересом
а
«о
е д е
VO
е
к ней, С. В. Крайнева связывает мотивационную готовность с решением практико-ориентированных задач, О. Р. Шефер и Д. С. Мокляк указывают на умения организовывать проектную деятельность обучающихся, О. Н. Бочкарева и И. И. Беспаль связывают мотивационную готовность с формированием компетенций у будущих учителей при изучении предметных курсов [3-8].
Основные функции мотивационного компонента готовности к деятельности — побуждающая, мотивирующая и ценностно-ори-ентирующая. В нашей работе под мотивационной готовностью будет рассматриваться целостная система мотивов личности, составляющая основу просветительской культуры, интереса и уважения к культурно-просветительской работе с различными социальными группами.
Когнитивный компонент отвечает за теоретическую подготовленность студентов педагогического вуза в области осуществления культурно-просветительской деятельности средствами предме- у та «Истории развития науки и техники». Выпускник
у
8 уч
педагогического вуза должен иметь представление о всевозможных и
формах распространения культурных, духовно-нравственных и этических ценностей человечества, а также иметь знания из обла- и сти современных информационных технологий, необходимых для формирования системы ценностей, закрепления новых профессиональных навыков, расширения кругозора по организации культурно-просветительского пространства. о
Операционно-деятельностный компонент — это практическая подготовленность к организации культурно-просветительского пространства (создания экспозиций, выставок и т. п.) и ведения на его основе профессиональной деятельности по культурному про-
§
о* с
к О
свещению разных слоев населения и реализации культурно- д
§
просветительских проектов. Она предполагает наличие необходи 11 мых умений, навыков и компетентностей в изучение и формирова- но ние потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской
3
о
п
с е
tq ¡S3
деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.
Рефлексивный компонент определяет возможность объективно оценивать свой профессиональный уровень и проектировать условия повышения системы ценностей, закрепление профессиональных навыков, расширение кругозора по организации культурно-просветительского пространства.
Анализ структурных компонентов готовности к культурно-просветительской деятельности показывает, что практическая сторона готовности будущего учителя физики к этому виду деятельности (при личностном подходе) определяется как система личностных качеств (положительное отношение к деятельности, мотивы, убеждения, знания, умения, навыки, система ценностей, нравственная и гражданская позиция), обусловливающих эффективность по организации культурно-просветительского пространства для различных социальных групп, учебно-исследовательской и информационно-технологической деятельности.
Анализируя готовность будущего учителя физики к культурно-просветительской деятельности, мы констатируем, что ее структурно-содержательные составляющие во многом аналогичны структуре трудовых функций и квалификационных требований, представленных в «Профессиональным стандарте педагога» (таблица 1).
^ Таблица 1 — Соотношение трудовых функций педагога и струк-
^ турных составляющих готовности будущего учителя к куль-
,р
^ турно-просветительской деятельности
Table 1 — The ratio of the labor functions of the teacher and the structural components of the future teacher's readiness for cultural and educational activities
Таблица 1 Table 1
Трудовая функция и квалификационное требование в соответствии с Профессиональным стандартом Структурно-содержательная составляющая готовности будущего учителя к культурно-просветительской деятельности
Трудовые действия: - формирование общекультурных компетенций и понимание места предмета в общей картине мира; - соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики - особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и политехнического общества; - основы просветительской деятельности осуществления педагогического процесса в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; - способы взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; - способы проектной и инновационной деятельности в образовании
Необходимые умения: - владеть методами убеждения, аргументации своей позиции; - соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики - основы разработки и реализации просветительских программ с опорой на потенциал предмета «Физика» - организация внеучебной деятельности обучающихся; - культурно-просветительские программы с опорой на потенциал предмета «Физика» - способы ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т. д.); - способы установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды
3 Результаты (Results)
Формирование готовности будущих учителей физики к культурно-просветительской деятельности невозможно без знания о затруднениях и резервах профессионального роста в данном аспекте. Для этого нами было проведено исследование, в котором приняли участие 54 студента 3-5 курсов физико-математического факультета ЮУрГГПУ, обучающихся на программах бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки, первый из которых — «Физика». Студентам была предложена анкета из 11 вопросов, которые касались разных сторон готовности к культурно-просветительской деятельности, начиная от эффективности производственной культурно-просветительской практики, заканчивая самооценкой своей готовности к реализации различных форм культурно-просветительской деятельности.
Анализируя свою готовность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы 57 % студентов отметили, что они полностью к этому готовы, 39 % посчитали свою готовность частичной, остальные (особенно представители 3 курса) ответили, что не готовы к такой деятельности. Последнее можно объяснить тем, что к финалу обучения у студентов уже накапливается достаточный опыт участия в различных культурно-просветительских мероприятиях, организованных факультетом и вузом совместно с различными образовательными организациями. Так, последние два года наши студенты принимают участие в форуме «Новое поколение выбирает!», организованном под эгидой Комитета по делам образова-^ ния г. Челябинска, это и образовательный проект «Атомный мир на ладони» в рамках реализации идеи Информационного центра по атомной энергии г. Челябинск по наполнению портала «Детский интернет-университет». Именно участие в таких мероприятиях, по ответам студентов, так же, как и учебные и производственные практики, § помогают им готовиться к культурно-просветительской деятельности. ^ Добавим, что сертификаты, подтверждающие участие студента в та-^ ком мероприятии, пополняет его портфолио.
Говоря о необходимости участия учителя-предметника в культурно-просветительской деятельности, более половины, отвечавших отметили, что учитель должен заниматься такой деятельностью, вместе с тем, 38% считают, что утвердительный ответ возможен, если учитель ощущает потребность в такой работе и обладает соответствующими компетенциями. Также отметим, что 73% респондентов отметили, что им нравится, что при подготовке к таким мероприятия они расширяют свой кругозор, поэтому мы надеемся на то, что студенты-выпускники будут испытывать потребность личностного роста и будут проводить такую деятельность в своей профессиональной карьере.
4 Обсуждение (Discussion)
Подчеркивая важность формирования соответствующих комо
петенций, студенты отметили важность производственной культурно- g
о
просветительской практики в аспектах расширения знаний об орга- I
низации культурно-просветительского пространства средствами му- ^
-S
зейных выставок и библиотек, осознания важности организации куль- g турно-просветительского пространства для профессионального роста, "
спондентов, помогает системная образовательная деятельность при изучении таких дисциплин, как педагогика, физика, астрономия, и
S
появления интереса к культурно-просветительскои деятельности.
Для формирования различных программ культурно-прос- и ветительской направленности большую часть информации студенты заимствуют из сети Интернет. По их мнению, здесь возникают сложности, связанные с подбором достоверных источников информации, а также выделением важного в наиденном материале и его g адаптации к уровню слушателей-участников мероприятия. g
о
5 Заключение (Conclusion) I
Формированию компетенций, позволяющих осуществлять культурно-просветительскую деятельность, согласно мнению ре- о
о Kl
д
So
дисциплин методической направленности и освоении программ к
о
производственных практик.
с
а сц
Таким образом, мы видим, как в процессе освоения ОПОП на уровне бакалавриата у будущих учителей формируется готовность и отношение к культурно-просветительской деятельности, а также понимание необходимости развития данного вида профессиональной деятельности в процессе освоения ОПОП на уровне магистратуры и при социализации в профессиональное сообщество, что требует дальнейшего изучения и разработки методических рекомендаций по развитию структурообразующих компонентов субъектной профессиональной активности — готовность к культурно-просветительской деятельности у молодых учителей и стажистов.
Библиографический список
1. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Педагогика : учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
3. Александров А. Г. Психологические механизмы формирования моти-вационной готовности к учебно-познавательной деятельности : автореферат дис. ... кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, история психологии. Новосибирск, 1999. - 23 с.
4. Коптяева О. Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности : автореферат дис. ... кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 — Педагогическая психология. Ярославль, 2009. - 25 с.
5. Авдеева А. П. Мотивационный и операциональный компоненты готовности к инженерной деятельности : автореферат дис. ... кандидата психологических наук по специальности 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика. Москва, 1995. - 18 с.
6. Крайнева С. В. Моделирование процесса формирования учебно-
а чз
50 -О
^ профессиональной мотивации студентов бакалавриата // Профессиональное об-
^ разование. Столица. 2018. № 2. С. 29-31.
7. Шефер О. Р., Мокляк Д. С. Готовность будущих учителей к организа-^ ции проектной деятельности обучающихся // Профессиональное образование. со Столица. 2018. № 8. С. 40-42.
^ 8. Бочкарева О. Н., Беспаль И. И. Формирование компетенций будущих
^ учителей при изучении курса общей и экспериментальной физики // Казанский
педагогический журнал. 2015. № 3 (110). С. 58-62.
I. I. Bespal'1, O. ^ Shefer2, Ъ N. Lebedeva3
1ORCID N0. 0000-0003-1217-4334
Candidate of physical and mathematical Sciences, Head of the Department of physics and methods of teaching physics, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0001-8559-2946 Docent, Doctor f Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Physics and Methods of Teaching Physics, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0002-0048-037X Docent, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Informatics, Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
THE READINESS OF FUTURE PHYSICS TEACHERS FOR CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES
S
Abstract *
№ a i n'
s
Co
Introduction. The article describes the results of a study of the temporary state of readiness of future physics teachers for
2
cultural and educational activities, conducted at the faculty of ^ physics and math OF the South Ural state University for the Hu manities and pedagogy.
Materials and methods. Based on the comparison of the labor functions of the teacher and the structural components of the future teacher's readiness for cultural and educational activi- ?T ties, the authors of the article identified possible difficulties and reserves of professional growth in this aspect. P
Results. The article analyzes the significance and readiness p of future teachers of cultural and educational activities. ^
Discussion. Based on the selected requirements to the cul- ^ tural and educational activities of teachers and learning difficul-
^
ties encountered by undergraduate students of physics and math- p ematics faculty "Younggu" we came to the conclusion that focus D on teaching students the elements of designing the content of cul-
a -o
50
tural and educational activities for teaching physics through a selection of material from various reliable sources and its adaptation to different population groups.
Conclusion. In conclusion describes the obtained results of experimental work conducted at the physics and mathematics faculty "Younggu" stating that the formation of knowledge and skills for implementation of cultural education of various strata of the population contributes to the systematic educational activity of students in the study of pedagogy, physics, astronomy, disciplines, methodological orientation and development programs production practices.
Keywords: Readiness; Cultural and educational activities; Future teacher, Professional standard of the teacher.
Highlights:
In the context of the implementation of the professional standard of the teacher, the requirements of the Federal state educational system in THE field of training "Pedagogical education", the knowledge and skills that future teachers must master to carry out cultural and educational work with various segments of the population when teaching physics are highlighted.
Professional training of undergraduate students is effectively based on the implementation of the main types of cultural and educational activities (reproductive, productive, creative) and the use of active teaching methods.
References
^ 1. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kul'turnoy politiki (ukaz
^ Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 18 ok-
^ tyabrya 2013 g. № 544n) [On approval of the state cultural policy Frame-¡>5 work (Decree of the President of the Russian Federation of December 24, ^ 2014 No. 808)]. Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In ^ Russian).
2. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. (2013), Pedagogika 8 [Pedagogy]. Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", Moscow, 576 p. (In Russan).
3. Aleksandrov A. G. (1999), Psikhologicheskiye mekhanizmy formi-rovaniya motivatsionnoy gotovnosti k uchebno-poznavatel'noy deyatel'nosti
(Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk po spetsial'nosti 19.00.01 — Obshchaya psikhologiya, istori-ya psikhologii) [Psychological mechanisms of the formation of motivational readiness for educational and cognitive activity].. Novosibirsk, 23 p. (In Russian).
4. Koptyayeva O. N. (2009) Motivatsionnaya gotovnost' pedagogov k innovatsionnoy deyatel'nosti [Motivational readiness of teachers for innovative activity] Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk po spetsial'nosti 19.00.07 — Pedagogicheskaya psikhologiya [The author's abstract of the dissertation for the degree of candidate of psychological sciences, specialty 19.00.07 — Educational psychology.]. Yaroslavl', 25 p. (In Russian).
5. Avdeyeva A. P. (1995), Motivatsionnyy i operatsional'nyy kompo-nenty gotovnosti k inzhenernoy deyatel'nosti [Motivational and operational components of readiness for engineering activity]. Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk po spetsial'nosti 19.00.03 — Psikhologiya truda, inzhenernaya psikhologiya, ergonomika [The author's abstract of the dissertation for the degree of candidate of psychological sciences, specialty 19.00.03 — Labor psychology, engineering psychology, ergonomics.]. Moscow, 18 p. (In Russian). ^
6. Krayneva S.V. (2018), Modelirovaniye protsessa formirovaniya ^ uchebno-professional'noy motivatsii studentov bakalavriata [Modeling the §
process of formation of educational and professional motivation of under- s
ft
graduate students]. Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa, 2, 29-31. (In Russian). ^
7. Shefer O. R., Moklyak D. S. (2018), Gotovnost' budushchikh |
uchiteley k organizatsii proyektnoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya [The S
p
willingness of future teachers to organize the project activities of students]. ^
Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa, 8, 40-42. (In Russian). ^
8. Bochkareva O. N., Bespal I. I. (2015), Formirovaniye kompe- ^
e
tentsiy budushchikh uchiteley pri izuchenii kursa obshchey i eksperi- C
mental'noy fizik [Formation of competencies of future teachers in the study of general and experimental physics]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 3 Oo
-s
(110), 58-62. A
|
s
3
-
§ .
s
d
d c
c §
i o'
s
§
-
c