Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЕДИНСТВЕ ПРОСТРАНСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ЕДИНСТВЕ ПРОСТРАНСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЕДИНСТВО ПРОСТРАНСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ / NATIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL GROWTH OF TEACHERS / PROFESSIONAL COMPETENCIES / STATE EDUCATIONAL POLICY / UNITY OF SPACE FOR ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Алла Геннадьевна, Яровая Елена Борисовна

В статье обосновывается необходимость восстановления единства пространства дополнительного профессионального образования педагогов как механизма реализации государственной образовательной политики и инновационной политики в сфере образования в целях обеспечения готовности кадрового ресурса к реализации стратегических целе3й национального проекта «Образование». Технологии формирования у школьников современных компетенций не стали нормой профессиональной деятельности российских педагогов, поскольку нет единого пространства повышения квалификации и методического сопровождения. Основными мероприятиями, способными обеспечить единство пространства дополнительного профессионального образования педагогов являются: восстановление федерального центра с функцией перевода государственной образовательной политики в единое пространство повышения квалификации; повышение квалификации преподавателей педагогических дисциплин вузов и колледжей на базе стажировочных площадок ведущих образовательных организаций как общего, так и высшего образования; централизованное повышение квалификации управленческих команд региональных институтов развития образования; разработка рекомендованного минимума («квази-стандарта») персонифицированных программ повышения квалификации; увязка процедуры аттестации педагогов с требованием повышения квалификации только по прошедшим общественно-профессиональную аккредитацию программам; использование технологии командно-сетевого каскада для подготовки управленческих и методических команд к внедрению системных инноваций; трансформация системы методической поддержки в систему методического сопровождения педагогов и включение ее в каскад повышения квалификации, проектное подчинение региональным институтам развития образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Алла Геннадьевна, Яровая Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF UNITY OF THE SPACE OF ADDITIONAL EDUCATION OF TEACHERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article justifies the necessity to restore the space unity of additional professional education of teachers as a mechanism to implement state educational policy and innovation policy in the field of education in order to ensure the readiness of human resources to implement the strategic goals of the national project “Education”. Technologies to build modern competencies of schoolchildren have not become the common professional practice among Russian teachers, since there is no common space for advanced training and methodological support. The main measures that can ensure the unity of the space of additional professional education for teachers involve: restoration of the federal center with the function of transferring the state educational policy into a single space for advanced training; advanced training of educators teaching pedagogical disciplines of universities and colleges on the basis of internship sites of the leading educational organizations; centralized advanced training of executive teams of regional education development institutions; development of the recommended minimum (“quasi-standard”) of personalized advanced training programs; linking the certification procedure for teachers with the requirement for advanced training only at accredited programs for teachers’ certification; the use of the technology of the command-network cascade to prepare management and methodological teams for the implementation of system innovations; transformation of the system of methodological support into a system of methodological support for teachers and its inclusion in the cascade of advanced training, project subordination to regional institutions for the development of education.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЕДИНСТВЕ ПРОСТРАНСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

К вопросу о единстве пространства дополнительного образования педагогов в Российской Федерации

Кузнецова Алла Геннадьевна,

доктор педагогических наук, кафедра педагогики, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» E-mail: kuznetsova85@gmail.com

Яровая Елена Борисовна,

директор Международного центра непрерывного образования, ФГБОУ ВО «Российский университет дружбы народов» E-mail: yarovaya.e@gmail.com

В статье обосновывается необходимость восстановления единства пространства дополнительного профессионального образования педагогов как механизма реализации государственной образовательной политики и инновационной политики в сфере образования в целях обеспечения готовности кадрового ресурса к реализации стратегических целеЗй национального проекта «Образование». Технологии формирования у школьников современных компетенций не стали нормой профессиональной деятельности российских педагогов, поскольку нет единого пространства повышения квалификации и методического сопровождения.

Основными мероприятиями, способными обеспечить единство пространства дополнительного профессионального образования педагогов являются: восстановление федерального центра с функцией перевода государственной образовательной политики в единое пространство повышения квалификации; повышение квалификации преподавателей педагогических дисциплин вузов и колледжей на базе стажировочных площадок ведущих образовательных организаций как общего, так и высшего образования; централизованное повышение квалификации управленческих команд региональных институтов развития образования; разработка рекомендованного минимума («квази-стандарта») персонифицированных программ повышения квалификации; увязка процедуры аттестации педагогов с требованием повышения квалификации только по прошедшим общественно-профессиональную аккредитацию программам; использование технологии командно-сетевого каскада для подготовки управленческих и методических команд к внедрению системных инноваций; трансформация системы методической поддержки в систему методического сопровождения педагогов и включение ее в каскад повышения квалификации, проектное подчинение региональным институтам развития образования.

Ключевые слова: национальная система профессионального роста педагогических работников, профессиональные компетенции, государственная образовательная политика, единство пространства дополнительного профессионального образования педагогов.

Мероприятия в рамках национального проекта «Образование» существенно повышают материально-техническую ресурсность образовательных организаций, позволяя педагогам и руководителям эффективно решать задачи развития российской системы образования. Однако реализация этих мероприятий требует еще и повышения человеческого потенциала - формирования новых и актуализации имеющихся профессиональных компетенций педагогов. Успех проектов зависит от того, насколько быстро и качественно удастся обеспечить рост качества кадрового ресурса, его психологической и методической готовности, технологической оснащенности для решения новых профессиональных задач.

Относительная автономия региональных систем повышения квалификации и их ориентация на приоритеты регионального развития, с одной стороны, обеспечила рост разнообразия решений в сфере управления развитием кадрового потенциала отрасли образования, образовательных программ, методических структур, что дает возможность выделить лучшие практики и наиболее эффективные решения.

С другой стороны, сложность и сроки реализации задач Национального проекта требуют обеспечить единство методологических, теоретических, технологических и методических подходов для мобилизации кадрового ресурса на решение этих задач. Именно мобилизация - потому что речь идет не только о согласованности подходов, но и о согласованности темпов наращивания потенциала, то есть быстром, качественном и массовом формировании новых и актуализации имеющихся профессиональных компетенций педагогов.

В настоящее время достижение стратегической цели национального проекта «Образование» находится под угрозой: вхождение в топ-10 лучших систем образования мира привязано к результатам международного исследования PISA, но в исследовании 2018 года российские школьники по всем компонентам функциональной грамотности ухудшили результаты по сравнению с 2015 годом [1].

Технологии формирования тех компетенций, уровень овладения которыми анализируется в исследовании PISA (функциональной грамотности и глобальных компетенций для жизни в современном мире), до сих пор не стали нормой профессиональной деятельности российских педагогов по следующей совокупности причин: - этому не учат в вузе и колледже (сокращение

времени на практическую подготовку, устарев-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

шая дидактика, предметоцентризм, неготовность профессорско-преподавательского состава);

- нет единого пространства повышения квалификации педагогов (единых принципов, требований к содержанию, ориентированных на задачи государственной политики в образовании, недостаток риско - и практико-ориентированности);

- новые технологии не встраиваются в штатную деятельность педагога (незавершенность инновационного процесса, внедрение новшества заканчивается на стадии ознакомления, без специального сопровождения новшество «растворяется» за счет сопротивления, сохраняются только новые термины для описания старой деятельности), а система методического сопровождения устарела и разрушена;

- перегруженность педагога рутинными процедурами, не относящимися к образовательной деятельности, низкая автоматизация рутинных процедур, профессиональное выгорание делают невозможными дополнительные усилия для освоения новых технологий;

- существующая система оценки и стимулирования (система оплаты труда, аттестации, этапы «горизонтальной карьеры») утратили свой потенциал, они не компенсируют усилий педагога, необходимых для освоения новых технологий, с одной стороны, и не привязаны к факту освоения и эффективного применения новых технологий;

- руководители образовательных организаций не принимают и не готовы решать задачу «укоренения» новых технологий в качестве нормы профессиональной деятельности педагогов. Таким образом, существующая модель профессионального роста педагогических работников больше не обеспечивает в текущем виде решение стратегических задач государственной образовательной и инновационной политики, и нуждается в коренной трансформации, поскольку ориентирована на прагматическую задачу прохождения аттестации на категорию, а не на обеспечение готовности к решению современных задач образования.

Целевым назначением национальной системы профессионального роста педагогических работников и ее ведущего компонента - системы дополнительного педагогического образования и методического сопровождения педагогов в таком случае должно быть обеспечение решения вышеназванных проблем как базового условия достижения стратегической цели национального проекта «Образование».

Это означает, что в рамках работы по внедрению принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников [2] ° сегодня назрела необходимость модернизации " модели управления развитием кадрового потен-^ циала российской системы образования на основе создания единого пространства повышения Ц квалификации педагогов. Необходимо сформиро-

вать системообразующие содержательные и технологические конструкции единого пространства, которые обеспечат согласованность, массовость, скорость и качество при сохранении творческого разнообразия.

Функция системы повышения квалификации как пространства доучивания и ликвидации профессиональных дефицитов педагогов перестает быть основной и единственной [3]. На первое место выходит функция опережающего повышения квалификации в целях формирования компетенций, необходимых для работы в условиях современных вызовов и непрерывных изменений. Представляется целесообразным создать систему повышения квалификации, основанную на единых подходах и принципах, в рамках которой возможно осуществлять «тонкую настройку» под индивидуальный профиль компетенций педагога и под персональную совокупность проблем и перспектив его развития.

Принцип сочетания единства и многообразия должен быть основополагающим в работе по восстановлению единства пространства дополнительного профессионального педагогического образования страны.

Главные проблемы, связанные с отсутствием единства:

- нарушение управляемости - деградация целей образовательной политики в цепочке управленческих сигналов от министерства до педагога (О. Лебедев); некачественная обратная связь; расхождения управленческих решений и результатов, дисфункциональность и деградация системы;

- затухание инноваций - на уровне педагогов нововведения остаются в лучшем случае, в форме новой терминологии («мы так делали всегда, только не знали, что это так называется»), новое качество образовательных результатов не достигается, система не прогрессирует, как бы не накачивали ее ресурсами.

Вместе с тем, деятельность, направленная на восстановление единства, всегда имеет потенциальных риск получения единообразия как крайней степени единства. Следствиями единообразия, как показывает исторический опыт, является дефицит интеллектуальных и творческих ресурсов развития у лиц, принимающих решения на нижележащих уровнях, поскольку требуется их концентрация в начале цепочки управленческих сигналов, а на других уровнях более важны организаторские способности и исполнительская дисциплина - «Умные нам не надобны, надобны верные» (А. Стругацкий, Б. Стругацкий). При единообразии остаётся только один уровень принятия решений - глобальный, в результате возможности грамотной локализации этого решения резко сужаются.

Таким образом, решения, обеспечивающие восстановление единства пространства дополнительного профессионального образования педагогов, должны также компенсировать риски единообразия.

На основе анализа теоретического и практического отечественного (Ленинградской, Томской и Ярославской областей, Хабаровского края и др.) и зарубежного (Австралии, Германии, Сингапура, Финляндии, Шанхая [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10]) опыта в сфере подготовки и повышения квалификации педагогов предлагаем возможные меры по восстановлению единства пространства дополнительного профессионального педагогического образования страны как механизма реализации государственной образовательной политики и инновационной политики в сфере образования при сохранении своеобразия региональных моделей повышения квалификации и методического сопровождения педагогов.

Важно, чтобы современные ценности образования и задачи образовательной политики разделялись всем профессиональным сообществом -не только педагогами, но и теми, кто педагогов готовит, повышает квалификацию и методически сопровождает. Поэтому необходимо реконструировать единство пространства непрерывного педагогического образования следующим образом:

- восстановление федерального центра, переводящего государственную образовательную политику в единое пространство повышения квалификации (возвращение этой функции и статуса Центру реализации государственной образовательной политики и информационных технологий (г. Москва).

- регулярное повышение квалификации преподавателей педагогических дисциплин вузов и колледжей в том числе на базе стажировочных площадок лучших образовательных организаций (это система практически отсутствует в стране, поэтому новым технологиям и новому содержанию деятельности будущих педагогов часто учат люди, не имеющие о них представления);

- централизованное регулярное повышение квалификации управленческих команд региональных институтов развития образования, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с фиксацией их роли как трансляторов государственной образовательной политики на региональный уровень;

- разработка рекомендованного минимума персонифицированных программ повышения квалификации, определяющего обязательный инвариантный набор вопросов для изучения и компетенций для освоения, минимально необходимый для успешной реализации последней итерации государственных стандартов и задач государственной образовательной политики. Этот минимум должен быть утвержден приказом Министерства просвещения РФ и выполнять роль «квазистандарта» повышения квалификации.

Обязательное содержание, по нашему мнению, должно покрывать не более двух третей каждого модуля для сохранения возможности формирования вариативной части для отработки дефицитов профессиональных компетенций, выявленных на основе региональных исследований качества

образования и персональных профилей компетенций педагогов. Образовательные программы повышения квалификации, разработанные различными организациями на основе инварианта, будут оценены и обобществлены путем аккредитации и размещения в банке данных в региональных и федеральном сегментах.

При этом важно обеспечить клиентоориенти-рованность системы повышения квалификации и принцип персонификации образовательной траектории педагога. Для чего потребуется обеспечить относительную автономию инвариантных модулей, возможность «сборки» персональной образовательной программы из модулей разных авторов и организаций, разных форм и сроков реализации. Вероятно, часть теоретического содержания станет доступной в формате онлайн-курсов, программы которых также пройдут общественно-профессиональную аккредитацию и будут доступны для освоения в федеральной информационной базе. Необходимо будет увязать процедуры аттестации педагогов с требованием повышения квалификации только по аккредитованным программам.

Для системных инноваций (новый стандарт, новые технологии, новые инструменты и пр.), которые должны обеспечить быструю и массовую подготовку к ее качественной реализации, необходимо восстановить вертикаль (каскад) повышения квалификации, когда любая инновация вводится путем обучения кросс-функциональных команд педагогов и управленцев, обеспечивающих сопровождение внедрения новшества на каждом уровне: региональном, муниципальном и в образовательной организации [11]. Единство содержания, технологий, методических материалов и контроль результатов в модели командно-сетевого каскада при повышении квалификации гарантируют сохранение первоначальных смыслов и технологических деталей инновации и их точную реализацию в деятельности педагога.

Традиционную систему методической поддержки следует трансформировать в систему методического сопровождения педагогов, обеспечить ее включение в каскад повышения квалификации, проектное подчинение региональным институтам развития образования. Если основной задачей методической поддержки является оказание помощи в преодолении затруднений и профессиональных дефицитов, то задача методического сопровождения, кроме того, еще и предупредить искажения и имитацию инноваций, а также обеспечить превращение инновации в новую норму профессиональной деятельности. Отсутствие грамотного методического сопровождения инновационных процессов в случае внедрения системных инноваций приводит к их «торможению» и возвращению деятельности педагога и системы образования в целом в исходное состояние.

Совокупность указанных мер обеспечит, на наш взгляд, снятие противоречия между возможностью персонификации программ повыше-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ния профессионального мастерства педагогов, необходимостью учета особенностей региона и требованием формирования единого пространства дополнительного профессионального педагогического образования в рамках национальной системы профессионального роста педагогических работников.

Литература

1. PISA 2018 Database. OECD. URL: https://www. oecd.org/pisa/data/2018database/ (access data 01.11.2020).

2. Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273-р Правительство России: официальный портал. // [Электронный доступ] URL: http://government. ru/docs/38760/ (дата обращения 01.11.2020).

3. Кузнецова, А.Г. Эволюция системы повышения квалификации педагогов в нашей стране: Что происходило в государственной образовательной политике с 1930 по 2019 год и как менялось социальное самочувствие учителя. Вести образования. - 2020. - 20 февраля. // [Электронный доступ] URL: https://vogazeta. ru/articles/2020/2/26/teacher/11749evolyutsiya_ sistemy_povysheniya_kvalifikatsii_pedagogov_v_ nashey_strane (дата обращения 01.11.2020).

4. Bautista, A., Wong, J., & Gopinathan, S. (2015). Teacher professional development in Singapore: Depicting the landscape. Psychology, Society and Education, 7(3), 311-326.

5. Beyond PD: Teacher Professional Learning in High-Performing Systems. Учебник: По ту сторону профессионального развития: профессиональное обучение учителей в наиболее успешных образовательных системах // [Электронный доступ] URL: http://ncee.org/wp-content/ uploads/2015/08/BeyondPDDec2016.pdf (дата обращения 01.11.2020).

6. Australian Institute for Teaching and School Leadership - Официальный сайт Австралийского института обучения и школьного лидерства // [Электронный доступ] URL: https://www. aitsl.edu.au/ (дата обращения: 01.11.2020);

7. Best Practice Teacher Education Programs and Australia's Own Programs. Australian Council for Educational Research ACEReSearch. 2014 - Лучшие учебные программы для учителей и собственные программы

8. Developing Shanghai's Teachers Учебник: Обеспечивая развитие учителей Шанхая. [Электронный доступ] URL: http:// ncee.org/wp-content/uploads/2016/01/ DevelopingShanghaiTeachersWEB.pdf (дата обращения 01.11.2020)

9. DVLfB-Wiki (Вики-портал немецкого союза за продвижение дополнительно образования

среди преподавателей и преподавательниц). Официальный сайт, стартовая страница. // [Электронный доступ] URL: https://www.dvfb-wiki.de/index.php/Startseite (дата обращения 01.11.2020)

10. Caldwell B.J. Educational Reform and Change in Australia. 2011 // [Электронный доступ] URL: https://www.eduhk.hk/apclc/roundtable2011/ paper/Brian%20J.Caldwell.pdf (дата обращения: 01.11.2020)

11. Кузнецова А.Г. Каскадно-сетевая модель подготовки работников образования. Сетевое издание «Ученые записки ИУО РАО» № 2(74) - 2020 - С. 12-18. // [Электронный доступ] URL: https://iuorao.com/ setevoe-izdanie/vypuski-izdaniya/17-vypuski-izdaniya/574-vypusk-2-74-2020.html (дата обращения 01.11.2020).

TO THE ISSUE OF UNITY OF THE SPACE OF ADDITIONAL EDUCATION OF TEACHERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Kuznetsova A.G., Yarovaya E.B.

Pacific National University; Peoples' Friendshipа University of Russia

The article justifies the necessity to restore the space unity of additional professional education of teachers as a mechanism to implement state educational policy and innovation policy in the field of education in order to ensure the readiness of human resources to implement the strategic goals of the national project "Education". Technologies to build modern competencies of schoolchildren have not become the common professional practice among Russian teachers, since there is no common space for advanced training and methodological support.

The main measures that can ensure the unity of the space of additional professional education for teachers involve: restoration of the federal center with the function of transferring the state educational policy into a single space for advanced training; advanced training of educators teaching pedagogical disciplines of universities and colleges on the basis of internship sites of the leading educational organizations; centralized advanced training of executive teams of regional education development institutions; development of the recommended minimum ("quasi-standard") of personalized advanced training programs; linking the certification procedure for teachers with the requirement for advanced training only at accredited programs for teachers' certification; the use of the technology of the command-network cascade to prepare management and methodological teams for the implementation of system innovations; transformation of the system of methodological support into a system of methodological support for teachers and its inclusion in the cascade of advanced training, project subordination to regional institutions for the development of education.

Keywords: National system of professional growth of teachers, professional competencies, state educational policy, unity of space for additional professional education of teachers.

References

1. PISA 2018 Database. OECD. URL: https://www.oecd.org/pisa/ data/2018database/ (access data 01.11.2020).

2. The main principles of the national system of professional development of teachers of the Russian Federation, including the national system of teacher education: Russian Government Order No. 3273-r of 31 December 2019 Government of Russia: official portal. // [Electronic access] URL: http://government.ru/ docs/38760/ (date of access 01.11.2020).

3. Kuznetsova, A.G. Evolution of the system of professional development of teachers in our country: What was happening in the state educational policy from 1930 to 2019 and how the social feeling of the teacher was changing. Leading the way in education. - 2020. - 20 February. // [Electronic access] URL: https:// vogazeta.ru/articles/2020/2/26/teacher/11749-evolyutsiya_sis-

temy_povysheniya_kvalifikatsii_pedagogov_v_nashey_strane (date of access 01.11.2020).

4. Bautista, A., Wong, J., & Gopinathan, S. (2015). Teacher professional development in Singapore: Depicting the landscape. Psychology, Society and Education, 7(3), 311-326.

5. Beyond PD: Teacher Professional Learning in High-Performing Systems. Textbook: On the Other Side of Professional Development: Teacher Professional Learning in High-Performing Systems // [Electronic Access] URL: http://ncee.org/wp-con-tent/uploads/2015/08/BeyondPDDec2016.pdf (date of access 01.11.2020).

6. Australian Institute for Teaching and School Leadership - Official website of the Australian Institute for Teaching and School Leadership // [Electronic access] URL: https://www.aitsl.edu.au/ (date of access 01.11.2020);

7. Best Practice Teacher Education Programs and Australia's Own Programs. Australian Council for Educational Research ACERe-Search. 2014 - Best Practice Teacher Education Programs and Australia's Own Programs.

8. Developing Shanghai's Teachers Textbook: Providing Development for Shanghai's Teachers // [Electronic access] URL: http:// ncee.org/wp-content/uploads/2016/01/DevelopingShanghaiT-eachersWEB.pdf. (date of access 01.11.2020)

9. DVLfB-Wiki (the wiki portal of the German Association for the Promotion of Further Education among Teachers and Educators) // Official website, home page. [Electronic access] URL: https://www.dvlfb-wiki.de/index.php/Startseite (date of address 01.11.2020)

10. Brian J. Caldwell. Educational Reform and Change in Australia. 2011// [Electronic access] URL: https://www.eduhk.hk/ap-clc/roundtable2011/paper/Brian%20J.Caldwell.pdf (date of address: 01.11.2020).

11. Kuznetsova A.G. Cascade network model of education workers training. Network edition "Scientists' notes of EI RAO" № 2(74) - 2020 - P. 12-18. // [Electronic access] URL: https:// iuorao.com/setevoe-izdanie/vypuski-izdaniya/17-vypuski-izdaniya/574-vypusk-2-74-2020.html (date of access 01.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.