Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ДЕФИЦИТЫ / ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Татьяна Валентиновна, Бусарова Наталия Викторовна, Гусева Наталья Валерьевна

В статье представлен анализ возможностей непрерывного образования педагогических кадров. Охарактеризованы результаты изучения профессиональных дефицитов учителей. В рамках реализации самых разнообразных функций (общепрофессиональной, воспитательной и развивающей) учитель сталкивается достаточно широким спектром проблем. Отмечено, что основным контингентом, обращающимся за помощью в профессиональном и личностном саморазвитии, являются педагоги, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет, и молодые учителя, только что пришедшие в школу и осваивающие педагогическую практику. Заключается, что именно эти категории специалистов являются преимущественно адресными для организации психолого-педагогического сопровождения их деятельности. Описана деятельность центра непрерывного повышения профессионального мастерства в рамках изучения и анализа дефицитов в области общепрофессиональной, воспитательной и развивающей функций учителя и предоставления возможностей для их устранения с использованием различных методов и технологий. Выявлена перспективность такой формы работы с представителями педагогического труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Татьяна Валентиновна, Бусарова Наталия Викторовна, Гусева Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHING STAFF

The article analyzes the possibilities of continuing education of teaching staff. The experience of the center of continuous pedagogical excellence of pedagogical workers in determining the basic needs of teachers of the city and region is described. The results of the study of teachers’ professional deficits are characterized. Within the framework of realization of the most diverse functions (general professional, educational and developmental) a teacher faces a wide range of problems. It is noted that the main contingent that seeks help in professional and personal self-development are teachers with 10 to 15 years of work experience and young teachers who have just come to school and are mastering pedagogical practice. Conclusion dwells upon the fact that it is these categories of specialists that are mainly targeted for the organization of psychological and pedagogical support of their activities. As part of the study and analysis of deficits in the field of general professional, educational and developmental functions of teachers and providing opportunities for their elimination using various methods and technologies, the activity of the center of continuous professional development is described. The prospectivity of this form of work with representatives of pedagogical labor is revealed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

Научная статья УДК 378.046.4

https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.8

Психолого-педагогическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Татьяна Валентиновна Калинина1, Наталия Викторовна Бусарова2, Наталья Валерьевна Гусева3

1,2,3Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия 1kalininatv@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-8868-6689 2natwik@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-8089-2437 3soleilfun@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5439-9238

Аннотация. В статье представлен анализ возможностей непрерывного образования педагогических кадров. Охарактеризованы результаты изучения профессиональных дефицитов учителей. В рамках реализации самых разнообразных функций (общепрофессиональной, воспитательной и развивающей) учитель сталкивается достаточно широким спектром проблем. Отмечено, что основным контингентом, обращающимся за помощью в профессиональном и личностном саморазвитии, являются педагоги, имеющие стаж работы от 10 до 15 лет, и молодые учителя, только что пришедшие в школу и осваивающие педагогическую практику. Заключается, что именно эти категории специалистов являются преимущественно адресными для организации психолого-педагогического сопровождения их деятельности. Описана деятельность центра непрерывного повышения профессионального мастерства в рамках изучения и анализа дефицитов в области общепрофессиональной, воспитательной и развивающей функций учителя и предоставления возможностей для их устранения с использованием различных методов и технологий. Выявлена перспективность такой формы работы с представителями педагогического труда.

Ключевые слова: высшая школа, учителя, квалификация, дефициты, центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Финансирование: инициативная работа.

Благодарности: авторы выражают признательность коллегам и руководителю Арзамасского филиала ННГУ доктору педагогических наук профессору Т.Т. Щелиной за помощь и предоставленные возможности в обеспечении проведенного исследования и презентацию его результатов научной общественности.

Для цитирования: Калинина Т.В., Бусарова Н.В., Гусева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 7. С. 58-64. https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.8.

Original article

Psychological and Pedagogical Support of Continuous Professional Development of Teaching Staff

Tatyana V. Kalinina1, Nataliya V. Busarova2, Natalia V. Guseva3

123National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch, Arzamas, Russia

1kalininatv@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-8868-6689 2natwik@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-8089-2437 3soleilfun@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5439-9238

Abstract. The article analyzes the possibilities of continuing education of teaching staff. The experience of the center of continuous pedagogical excellence of pedagogical workers in determining the basic needs of teachers of the city and region is described. The results of the study of teachers' professional deficits are characterized. Within the framework of realization of the most diverse functions (general professional, educational and developmental) a teacher faces a wide range of problems. It is noted that the main contingent that seeks help in professional and personal self-development are teachers with 10 to 15 years of work experience and young teachers who have just come to school and are mastering pedagogical practice. Conclusion dwells upon the fact that it is these categories of specialists that are mainly targeted for the organization of psychological and pedagogical support of their activities. As part of the study and analysis of deficits in the field of general professional, educational and developmental functions of teachers and providing opportunities for their elimination using various methods and technologies, the activity of the center of continuous professional development is described. The prospectivity of this form of work with representatives of pedagogical labor is revealed.

© Калинина Т.В., Бусарова Н.В., Гусева Н.В., 2023

- 58 -

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 7. С. 58-64. Society: Sociology, Psychology, Pédagogies. 2023. No. 7. P. 58-64.

Keywords: higher sehool, teaehers, qualification, déficits, eenter for eontinuous professional development of teaching staff

Funding: Independent work.

Acknowledgments: The authors express their gratitude to their colleagues and the head of the National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch, Professor T.T. Schelina, D.Phil., for the help and opportunities provided to ensure the research and presentation of the survey to the scientific community.

For citation: Kalinina, T.V., Busarova, N.V. & Guseva, N.V. (2023) Psychological and Pedagogical Support of Continuous Professional Development of Teaching Staff. Society: Sociology, Psychology, Pédagogies. (7), 5864. Available from: doi:10.24158/spp.2023.7.8 (In Russian).

Введение. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена ростом требований к современным школьным педагогическим работникам их квалификации, личностным и профессиональным ориентирам.

Целью статьи является анализ результатов исследования дефицитов педагогических работников в различных областях знания как основы эффективного непрерывного повышения профессионального мастерства современного учителя.

Появление изменений в федеральных образовательных стандартах, расширение функциональных обязанностей педагогов в рамках утвержденных профессиональных стандартов и исполнение плана мероприятий по формированию национальной системы учительского роста обязывают к обновлению содержания и форм методической поддержки педагогов. Успех развития системы образования зависит от профессионализма кадров, их готовности к инновационному обновлению учебного процесса.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает на то, что «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень»1.

Педагогическая деятельность сопряжена с целым рядом условий, которые призван соблюдать учитель в ходе подготовки, планирования и проектирования урока. Свободное владение интернет-пространством, способность к поиску, анализу и использованию разнообразных платформ и сайтов способствуют тому, что педагог вынужден осуществлять собственную подготовку с установкой на опережение. Профессиональное развитие и саморазвитие работников данной сферы выстраивается в своеобразную систему, когда учитель, чтобы сделать свой урок интересным, увлекательным и динамичным, вынужден овладевать все новыми и новыми способами, методами преподавания, методиками и технологиями, способствующими решению образовательных задач, овладевать новыми компетенциями, выступающими в качестве основы собственного профессионального мастерства и педагогической конкурентоспособности.

Становление профессионализма индивида напрямую зависит от его личностного развития, так как именно интересы, потребности, установки, «Я-концепция», особенности интеллектуального развития обуславливают профессиональный выбор человека, успешность его адаптации в самом начале карьеры и затем становление как специалиста.

Профессия учителя, пожалуй, наиболее мобильная в современных условиях существования человеческого общества. Педагогу приходится постоянно учиться, на протяжении всей своей жизни, независимо от стажа работы и приобретенного личностного и профессионального опыта. Однако следует отметить, что современный учитель сталкивается с кризисом идентичности, в котором его профессиональная роль в воспитании и образовании подрастающего поколения не согласуется с условиями и характером современной педагогической деятельности. В связи с этим важнейшей задачей общества становится формирование и поддержка авторитета педагога, осознание статуса и престижа педагогической профессии, для чего «необходим высокий уровень развития морального самосознания самого педагога, положительное отношение к себе и к людям, понимание жизненных целей, характера установок, осознания гуманистических ценностей» (Головаха, 1988).

Постоянный поиск новых форм и подходов к совершенствованию педагогического мастерства учителя способствовал созданию и функционированию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, осуществляющих свою деятельность в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»2.

1 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Национальный проект «Образование». Федеральный проект «Современная школа» // Минпросвеще-ния России. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/ (дата обращения: 24.07.2023).

Профессиональное совершенствование педагога сопряжено с рядом проблем, которые требуют незамедлительного решения. Прежде всего, возникает вопрос о том, какие именно структуры будут осуществлять эту работу, каким образом будут решаться проблемы непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и кто займется решением этого столь важного и актуального для современной системы образования вопроса. В связи с этим возникает необходимость в разработке системы тьюторства, которая вполне способна осуществлять сопровождение педагога в процессе непрерывного педагогического становления, профессионального роста и развития, совершенствования в педагогическом мастерстве. Тьюторы должны быть ведущими специалистами в освоении и распространении нового успешного педагогического опыта. В этой роли обычно выступают наставники - группа «высокопрофессиональных специалистов, способных поддержать инициативу под эгидой центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, созданных в разных регионах на территории Российской Федерации» (Калинина, Бусарова, 2021: 436).

Понятие «тьютор» в системе образования распространилось после введения в университетах Оксфорда и Кембриджа штатной единицы педагога-наставника, был призван реализовывать индивидуально-личностный подход в развитии обучающегося и осуществлять сопровождение студента на протяжении всего периода его пребывания в университете. В современных условиях система тьюторства приобрела новое значение в процессе сопровождения профессионального роста педагога. Оно стало широко востребованным в России в условиях становления и функционирования центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) (Калинина, Бусарова, 2021). Один из них функционирует как структурное подразделение Арзамасского филиала Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) и входит в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, действующую на уровне региона (РСНМС).

Сотрудники и тьюторы указанного центра стремятся к совершенствованию педагогического мастерства учителей и управленческих кадров посредством внедрения современных педагогических технологий и передовых методик в образовательный процесс, через оказание поддержки путем совершенствования профессионального мастерства с учетом достижений современной науки и практики.

Центр осуществляет непрерывное и дополнительное профессиональное образование педагогических работников на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов учителей и управленческих кадров в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, и результатов оценочных процедур, проводимых в рамках добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства.

Программы повышения квалификации, стажировки, тренинги, семинары, вебинары, предполагающие повышение квалификации работников образования, являются необходимым и значимым подспорьем для того, чтобы педагогическим кадрам можно было постоянно оставаться конкурентоспособными.

На современном этапе развития психолого-педагогического знания актуальным становится осознанное отношение педагога к оценке собственных профессиональных возможностей, а эффективность решения задач его их развития в системе непрерывного образования зависит от создания эффективных, творчески обогащенных развивающих и образовательных сред.

На базе ЦНППМ АФ ННГУ постоянно проходят мероприятия по изучению дефицитов в зна-ниевых областях педагогов и управленческих кадров. Результаты их ложатся в основу индивидуальных образовательных маршрутов, позволяют учителю не только осознавать собственные пробелы в знаниях по предмету, но и устранять их при помощи прохождения специальных стажировок. Профессия учителя требует от человека не только определенного объема знаний, полученных в процессе обучения в вузе, но и наличия значимых личностных качеств: дисциплинированности, ответственности, способности к организации собственного труда, собранности, готовности к освоению и внедрению в процесс обучения новых методов и технологий обучения. Это значит, что современный учитель должен быть готов и способен к постоянному самосовершенствованию как в личностном, так и в профессиональном развитии.

Материалы и методы исследования. В процессе работы были использованы следующие методы: теоретические, диагностические, эмпирические - анализ и синтез, конкретизация и обобщение полученных данных, анкетирование.

В опросе участвовало 302 педагога общеобразовательных организаций г. Арзамаса и Арзамасского района.

Результаты исследования. Проведенное исследование показывает, что, несмотря на постоянное профессиональное обучение, основным контингентом обращающихся за помощью в профессиональном и личностном саморазвитии были и остаются учителя, имеющие стаж работы

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 7. С. 58-64. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 7. P. 58-64.

от 10 до 15 лет, они составили 72,52 % (219 чел.) от общего числа прошедших обучение по различным программам повышения квалификации (302 респондента). Педагогов, находящихся на стадии адаптации к профессии учителя (первый год работы), в числе респондентов оказалось 4,97 % (15 чел.); учителей, имеющих стаж работы от 1 года до 3 лет, - 13,57 % (41 чел.); от 3 до 5 лет - 3,64 % (11 чел.); от 5 до 10 лет - 5,3 % (16 чел.).

Обсуждение. Анализ результатов исследования показал, что в рамках реализации общепедагогической функции учителя сталкиваются с самыми разнообразными затруднениями. Так, разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы вызвала трудности у 23,2 % (119 чел.), что может свидетельствовать о потребности расширить имеющиеся авторские разработки программ, используя опыт других педагогов.

Формирование мотивов к обучению вызвало проблемы у 17,7 % (91 чел.) учителей, что может говорить о том, что наибольшие проблемы состоят в отсутствии психологического знания о возрастных и индивидуально-типологических особенностях обучающихся, специфике развития мотивационно-потребностной сферы учащихся разных возрастов и категорий, а также психолого-педагогических возможностях ее формирования учителем.

Объективная оценка знаний обучающихся на основе анкетирования и других методов контроля в соответствии с реальными возможностями детей представляется сложной для 12,8 % (6б чел.), что может быть связано с отсутствием компетенций в подготовке и использовании тестовых и оценочных материалов, позволяющих эффективно и достоверно проверить необходимые знания обучающихся.

То же количество педагогов выражает обеспокоенность отсутствием у себя знаний в области разработки и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной образовательной среды (12,8 % - 66 чел.), которые составляют основу компетенции, весьма актуальной для современных образовательных организаций в условиях роста рисков.

Отсутствием необходимых и прочных знаний в области основных трудовых действий воспитательной функции в условиях использования конструктивных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, необходимостью оказания помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка обеспокоены 16,9 % учителей, что может быть связано с дефицитом у них необходимых знаний о взаимодействии с различными категориями современных родителей (законных представителей); непрочностью представлений о формах, методах и технологиях этого направления воспитательной работы.

В ходе анализа иных трудовых действий развивающей функции основными респондентами были определены освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, - 20,7 % участников (104 чел.), что может свидетельствовать об отсутствии психолого-педагогических знаний о возрастных, индивидуально-типологических и нозологических особенностях различных категорий детей и путях, формах, методах и технологиях их развития и обучения в условиях общеобразовательной школы.

Установлено, что педагоги имеют наибольшие трудности во взаимодействии в условиях учебного процесса в общеобразовательной школе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, - от собственно организации учебного процесса до взаимодействия с родителями таких обучающихся.

Результаты исследования профессиональных дефицитов показали, что педагоги имеют желание принять участие в практико-ориентированных семинарах для повышения профессиональной компетентности, направленных на изучение современных типов уроков, методик по их подготовке и проведению (13,5 % - 97 чел.); на разработку рабочих программ изучения учебного предмета в соответствии с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО)1 и основного общего образования (ФГОС ООО)2 (8 % - 85 чел.); на подготовку учителя к аттестации в соответствии с требованиями актуальных ФГОС НОО, ООО и СОО3 (8,1 % - 58 чел.); на организацию проектной деятельности обучающихся в урочное время (7,6 % - 55 чел.); урегулирование конфликтных ситуаций (школьная медиация) (7,4 % - 53 чел.); современные методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе (6,8 % - 49 чел.); освоение форм работы с родителями (6,3 % - 45 чел.);

1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

2 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс]. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

3 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 12.08.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

организацию цифрового пространства в обучении; применение информационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности (4,6 % - 33 чел.).

Анализ результатов анкетирования учителей позволил не только установить их профессиональные дефициты, но и увидеть перспективы разработки вебинаров, семинаров по конкретным темам, определить необходимость курсов повышения квалификации, практико-ориентированных мастер-классов, расширяющих знаниевое поле педагогов в инновационной, исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности, узнать об успешных практиках и педагогическом опыте коллег, позволяющих сформировать недостающие профессиональные компетенции.

Работа по запросу педагога ориентирует сотрудников ЦНППМ АФ ННГУ на личностно-ори-ентированный подход к подготовке, разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута учителя с учетом его личностных и профессиональных дефицитов с целью их устранения, а также на включение педагога только в те формы работы (вебинары, семинары, работа стажировочных площадок и т.д.), которые позволят ему самостоятельно нивелировать обнаруженные дефициты, обогатить педагогический опыт и стимулировать собственный профессиональный рост.

Внедрение новых форматов повышения профессионального мастерства современного учителя посредством горизонтального обучения (работа в системе «педагог педагогу») позволило нам создать сетевое педагогическое сообщество1, обеспечивающее учителей города самой актуальной информацией в профессии и позволяющее им поддерживать живую связь друг с другом для обмена опытом и повышения уровня мастерства. На многочисленных площадках центра проводится широкий диапазон различных практико-ориентированных мероприятий. В очном формате и формате видеоконференций постоянно организуются семинары-практикумы («Современные технологии как инструмент управления качеством образования»), мастер-классы («Метафорические ассоциативные карты как эффективный инструмент психологической помощи», «Педагогическое консультирование в работе классного руководителя с родителями обучающихся», «Разработка индивидуального образовательного маршрута молодых педагогов»), выездные образовательные сессии для педагогов (Траектории профессионального развития педагогов: из опыта работы центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Арзамасского филиала ННГУ ..., 2021).

В процессе функционирования центра нами было проведено более 50 различных мероприятий с широким спектром форм взаимодействия с педагогическими работниками только за 20222023 учебный год. Наибольший интерес у обучающихся вызвал профи-интенсив, который включил в себя такие формы работы, как: образовательные мастер-классы, методические и проектные мастерские, диалоговое окно, переговорная площадка, видеоигры, дискуссионные площадки, деловые игры, нетворкинг, круглые столы, тематический педагогический совет, работа стажировочных площадок. Всего было задействовано более 30 различных форм работы и 20 спикеров.

Это был наш первый опыт организации взаимодействия с учителями в описанном формате, он оказался очень успешным и вызвал широкий интерес как у педагогов, так и у руководителей образовательных учреждений.

Форма работы в виде стажировки также получила поддержку в среде педагогической общественности, что проявилось в большом числе желающих принять участие в ее реализации. Педагоги имели возможность не только посетить образовательные учреждения, изучить наиболее успешный опыт наставничества образовательных организаций, найти ответы на интересующие их вопросы, но и получить сертификаты о прохождении стажировки. Базой для этой формы работы выступили МБОУ «Сосновская СШ № 1» Нижегородской области, ГКОУ «Коррекционная школа № 8», МБОУ «Средняя школа № 58» и МБОУ «Средняя школа № 17» г. Арзамаса.

Следует отметить, что работу профи-интенсива предваряла большая поисково-аналитическая деятельность. Необходимо было определить основные проблемные зоны и педагогические дефициты, осуществить поиск, найти и проанализировать наиболее успешные педагогические практики образовательных учреждений Нижегородской области, осуществить отбор интересных форм и технологий их реализации, обеспечивающих развитие необходимых компетенций и создать единую программу профи-интенсива.

Мы получили огромное количество положительных откликов от участников профи-интенсива и продлили эксперимент по функционированию стажировочных площадок на весь 20222023 учебный год. В результате этого обучение и компенсацию профессиональных дефицитов осуществили более 500 педагогических работников городского округа г. Арзамас и других населенных пунктов Нижегородской области.

Таким образом, центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников осуществляют индивидуально-ориентированное сопровождение учителя в

1 Сетевое педагогическое сообщество [Электронный ресурс] // Университет Лобачевского. Арзамасский филиал. URL: https://arz.unn.ru/sps (дата обращения: 24.07.2023).

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 7. С. 58-64. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 7. P. 58-64.

непрерывном профессиональном развитии его педагогического мастерства, содействуют формированию педагогических сообществ, цель которых - оказание грамотной и высококвалифицированной помощи учителям, восполнение актуальных педагогических дефицитов и недостатка необходимого профессионального опыта, воплощенных в лучших образцах педагогических практик (Калинина, Бусарова, 2021).

Заключение. Подводя итог сказанному, мы можем с уверенностью сказать о том, что участие учителя в программах повышения квалификации позволяет «не только узнавать о новых требованиях и технологиях современного образования, но в первую очередь вступить в педагогическое сообщество людей, преданных своему делу и бесконечно любящих свою профессию и детей (Зеер, 2009).

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства работников сферы образования, основанное на изучении и мониторинге трудовых действий общепрофессиональной, воспитательной и развивающей функций учителя, позволяет осуществлять индивидуально-личностный подход к профессиональному и личностному развитию современного педагога с учетом выявленных дефицитов, способствует их локальному устранению и содействует постоянному и непрерывному профессионально-личностному росту и развитию учителя, что является актуальной и стратегически важной задачей образовательной политики государства.

Список источников:

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. 142 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2009. 240 с.

Калинина Т.В., Бусарова Н.В. Индивидуально-ориентированное сопровождение педагога в непрерывном профессиональном развитии педагогического мастерства // Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы. Арзамас, 2021. С. 435-439.

Траектории профессионального развития педагогов: из опыта работы центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Арзамасского филиала ННГУ / Н.В. Бусарова [и др.] // Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы. - Арзамас, 2021. С. 429-432.

References:

Busarova, N. V., Guseva, N. V., Marina, A. V., Baranova, E. V. (2021) Trajectories of Professional Development of Teachers: from the Experience of the Center of Continuous Improvement of Professional Skills of Pedagogical Workers of the Arzamass Branch of NNGU. In: Pedagogika i psikhologiia sovremennogo detstva: vyzovy, riski, prognozy. Arzamas, рр. 429-432. (In Russian).

Golovaha, E. I. (1988) ZHiznennaya perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi [Life perspective and professional self-determination of youth]. Kiev. 198 p. (In Russian).

Kalinina, T. V. & Busarova, N. V. (2021) Individually-Oriented Support of the Teacher in the Continuous Professional Development of Pedagogical Skills. In: Pedagogika i psikhologiia sovremennogo detstva: vyzovy, riski, prognozy. Arzamas, рр. 435-439. (In Russian).

Zeer, E. F. (2009) Psikhologiia professional'nogo razvitiia [Psychology of professional development]. Moscow. 240 р. (In Russian).

Информация об авторах

Т.В. Калинина - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=552310

Н.В. Бусарова - доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и химии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=200699

Н.В. Гусева - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=306711

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

T.V. Kalinina - Associate Professor, PhD in Pedagogy, Associate Professor at the Department of General and Practical Psychology, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch, Arzamas, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=552310

N.V. Busarova - Associate Professor, PhD in Biology, Associate Professor at the Department of Biology, Geography and Chemistry, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch, Arzamas, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=200699

N.V. Guseva - Associate Professor, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of General Pedagogy and Pedagogy of Professional Education, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch, Arzamas, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=306711

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.06.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.07.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.