Научная статья на тему 'ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА'

ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ (ЦНППМ) / АССОЦИАЦИИ ПЕДАГОГОВ / СТАЖИРОВКА / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА / АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (АСОУ) / CENTER FOR CONTINUING TEACHER PROFESSIONAL GROWTH / TEACHER ASSOCIATIONS / INTERNSHIP / EXPANDING POSITIVE TEACHING EXPERIENCE / ACADEMY OF PUBLIC ADMINISTRATION (ASOU)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкин Сергей Юрьевич

Автор обосновывает актуальность создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, раскрывает основные направления их деятельности. Особое внимание обращает на роль центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в реализации федерального проекта «Учитель будущего», в создании условий для профессионального роста педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинкин Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CENTERS FOR CONTINUING PROFESSIONAL GROWTH AS INNOVATIVE SITES FOR THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMMUNITY

The author substantiates the relevance of creating centers for continuing teacher professional growth, reveals the main directions of their activities. Particular attention is paid to the role of the centers for continuing teacher professional growth in the implementation of the federal project «Teacher of the Future», in creating conditions for the professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА»

Непрерывное профессиональное образование

УДК 378.091.398

С. Ю. Калинкин

Центры непрерывного повышения профессионального мастерства

как инновационные площадки развития педагогического сообщества

Аннотация

Автор обосновывает актуальность создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, раскрывает основные направления их деятельности. Особое внимание обращает на роль центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в реализации федерального проекта «Учитель будущего», в создании условий для профессионального роста педагогов.

I Ключевые слова: Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ); ассоциации педагогов; стажировка; распространение положительного педагогического опыта; Академия социального управления (АСОУ).

S. Yu. Kalinkin

Centers for continuing professional growth as innovative sites for

the development of pedagogical community

Abstract

The author substantiates the relevance of creating centers for continuing teacher professional growth, reveals the main directions of their activities. Particular attention is paid to the role of the centers for continuing teacher professional growth in the implementation of the federal project «Teacher of the Future», in creating conditions for the professional development of teachers.

I Keywords: center for continuing teacher professional growth; teacher associations; internship; expanding positive teaching experience; Academy of public administration (ASOU).

Калинкин С. Ю. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства

как инновационные площадки развития педагогического сообщества

35

Современный этап развития общества характеризуется расширением экономики знаний1. Максимальная эффективность на данном этапе обеспечивается в наиболее наукоёмких отраслях, более того, эти отрасли являются лидерами инновационного развития, так как постоянное внедрение новшеств в них стало обыденностью. Безусловно, передовые отрасли экономики нуждаются в высококвалифицированных кадрах, способных не только использовать знания, но и производить их. Подготовка таких специалистов — актуальный вызов, стоящий перед образовательными системами наиболее передовых стран.

Перспективы развития России также связаны с продвижением инновационных отраслей экономики, требующим существенного наращивания человеческого капитала. Оценивая ожидания от системы образования, можно вслед за Жоресом Алферовым сказать, что двигателем благосостояния страны являются образование и наука [5].

Какова же роль школьного образования в расширении инновационных отраслей российской экономики? На первый взгляд, кадры, которые производят знания и являются конкурентоспособными в мировом масштабе, — это продукт высшего образования. И, казалось бы, задача школы — дать общую базу знаний для того, чтобы выпускник мог продолжить обучение в университете или институте. Но сегодня особенность развития науки, техники и общества в целом состоит в том, что никакие знания не могут быть «последней инстанцией», ибо завтра появится что-то, требующее пересмотра имеющегося багажа знаний.

Из-за этого для успеха, в первую очередь в сфере экономики, нужны кадры, обладающие гибким и творческим мышлением, открытостью к новому, способностью усваивать и производить знания. Фактически речь идет об особом типе мышления, который можно назвать инновационным. И формирование такого мышления происходит в основном на школьном этапе образования. Необходимо отметить, что многие страны (Гонконг, Канада, Сингапур, Финляндия и др.) довольно успешно решают такого рода задачи.

Важным ориентиром для системы общего образования России являются результаты международных исследований, из которых особое

1 Экономика знаний понимается как тип экономики, в которой экономический рост достигается в основном благодаря знаниям (то есть основными факторами развития являются знания и человеческий капитал). URL: https://www.nbrb.by/ bv/articles/10404.pdf

внимание стоит уделить исследованию PISA2. Проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), оно оценивает многие важные для успеха в современном мире качества учащихся 15-летнего возраста. К сожалению, результаты, которые показывают российские участники на протяжении нескольких циклов исследования (с 2000 по 2018 год), далеки от желаемых. Основные проблемы российских школьников, выявленные этим исследованием, связаны с недостаточно развитыми практико-ориентированными математическими, естественно-научными знаниями, творческим мышлением, читательскими компетенциями, навыками самостоятельного поиска информации и др. Так, в частности, по итогам обработки результатов исследования PISA-2018 установлено, что 22% из 15-летних обучающихся в России не достигли и второго по шкале уровня читательской грамотности, принятого за пороговый. То есть они не могут ориентироваться, используя текст, даже в знакомых, достаточно простых житейских ситуациях. Более того, средний результат 15-летних обучающихся по читательской грамотности с 2015 по 2018 год снизился на 16 баллов (с 495 до 479), по математической грамотности — на 6 баллов (с 494 до 488), по естественно-научной грамотности — на 9 баллов (с 487 до 478) [15].

Оценивая потенциал и результаты функционирования общего образования, можно сказать, что возникла необходимость трансформации российской школы для того, чтобы в ближайшее время обеспечить условия опережающего развития страны [24]. А для решения этой задачи необходимы существенные изменения в качественных профессиональных характеристиках педагогов, в их квалификации и деятельности, что и нашло отражение в Основных принципах национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных Правительством Российской Федерации 31 декабря 2019 года [2].

Проблема совершенствования системы образования, в том числе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, была исследована в трудах многих известных российских ученых. В частности, в работах М. В. Богуслав-

2 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) — это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

36

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2020

ского отражены результаты его исследований в области философии и методологии образования, а также педагогических инноваций [8]; в работах

A. В. Хуторского [23] сформулированы принципы современного образования. Б. М. Бим-Бад [7] детально рассмотрел вопросы высшего педагогического образования и образования взрослых, Д. Ф. Ильясов [10] проработал вопросы управления качеством образовательной деятельности,

B. В. Сериков с коллективом авторов [17] — проблемы методологии педагогики и педагогического образования.

Однако, несмотря на глубину российских теоретических разработок в указанной сфере, вопрос наиболее эффективной организации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов в современных условиях освещен недостаточно. Фактически возникло противоречие между имеющимися достижениями науки и необходимостью научного обеспечения реализации на практике функции непрерывного профессионального роста педагогических работников.

Таким образом, на основе анализа научных трудов можно сделать вывод, что актуальной проблемой в настоящее время является проведение исследований закономерностей профессионального развития педагогов, обеспечивающих организацию эффективного функционирования системы постоянного повышения их профессионального мастерства, которая соответствует современным требованиям к общему образованию. Исследования в этом направлении должны иметь существенную практическую направленность и распространяться на достаточно широкую сферу общественных отношений (от запросов социума на образование до конкретных методик проведения занятий).

При этом необходимо учитывать, что повышение эффективности профессионального развития педагогов связано как минимум с введением новых организационных методов. И поэтому можно обоснованно говорить о том, что повышение эффективности профессионального развития педагогов обусловлено внедрением инноваций в систему образования3.

Важно также, что в области общего образования основным ресурсом, который может обеспе-

3 Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_11507/).

чить рост результатов образовательной деятельности, является человеческий капитал — системное единство знаний и профессиональных навыков педагогических работников, освоенных ими образовательных технологий и методик, о чем в монографии пишет Б. В. Салихов[19].

Следует отметить: для развития человеческого капитала российского образования в последние годы предприняты значительные усилия, что нашло отражение не только в управленческих решениях, но и во многих научных разработках [6; 14; 16; 20].

Однако для качественного улучшения системы повышения профессионального мастерства педагогических работников требуется создание необходимых условий, включая формирование соответствующей инновационной инфраструктуры (совокупности организаций, способствующих реализации инновационных проектов, в том числе путем предоставления управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг) [13; 4].

Одним из институтов, призванным решить эту проблему, создать необходимые условия и обеспечить развитие системы образования, являются центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ), которые можно рассматривать как соответствующие инновационные площадки (элементы инновационной инфраструктуры).

Сеть ЦНППМ начала формироваться в 2019 году. Первый в России ЦНППМ был открыт в октябре в г. Коломне Московской области, а к 2024 году в каждом российском регионе будет создано по несколько ЦНППМ [9].

Эти центры создаются в рамках федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» для непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников [3; 22].

Следует подчеркнуть особое место ЦНППМ в системе обеспечения профессионального роста педагогов. Эта новая структура никоим образом не подменяет собой уже существующие институции, занимающиеся профессиональной подготовкой, повышением квалификации и иными формами дополнительного образования или, тем более, органы управления образованием. ЦНППМ, скорее всего, можно назвать «инструментом тонкой настройки» для оперативного решения тех или иных профессиональных проблем конкретного педагога. Особенность этих структур в том, что они дают возможность каждому педагогу в любое

Калинкин С. Ю. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства

как инновационные площадки развития педагогического сообщества

37

удобное для него время под руководством опытных профессионалов совершенствовать свои профессиональные компетенции. Причем эта работа может проводиться буквально точечно — педагог по собственной инициативе проходит диагностику, выявляет свои сильные и слабые стороны и получает от специалистов ЦНППМ рекомендации по индивидуальному (личному) образовательному маршруту, направленному на повышение его профессионального мастерства.

При этом ЦНППМ организует разработку инструментов совершенствования профессионального мастерства в диапазоне от эксклюзивных программ повышения квалификации до стажировок обучающихся у наиболее успешных коллег [16; 4].

Важно отметить, что эти образовательные мероприятия, в отличие от традиционных форматов поддержания профессионального уровня учителей, в основном носят достаточно специализированный и практико-ориентированный характер и направлены на решение конкретной проблемы, имеющейся у педагога, оказание помощи в его практической работе. Кроме того, данные мероприятия предельно сконцентрированы по времени. Например, в ЦНППМ государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) даже для повышения квалификации основным форматом приняты эксклюзивные и практико-ориентированные по содержанию курсы длительностью не более 18 часов, ориентированные на практические формы обучения с привлечением лучших специалистов системы образования.

Основная инновационная роль ЦНППМ на данном этапе состоит в том, что они: а) обеспечивают разработку и внедрение новых образовательных мероприятий для педагогов; б) создают условия для выявления и распространения положительного опыта педагогов в других школах.

Важным направлением работы ЦНППМ является организация стажировок. Для того чтобы они приносили максимальную пользу для обучающихся, должен быть соблюден ряд условий. В частности, необходимо выявить положительный опыт и эффективные практики в работе педагогов, проанализировать их, определить оптимальный период, продолжительность и содержание стажировки в соответствии с теми профессиональными проблемами, которые решают стажирующиеся [12; 21].

Также представляется целесообразным в завершении стажировки, особенно групповой, провести ее обсуждение, обеспечить продуктивную

рефлексию участников стажировки, помочь им с определением форм и последовательности внедрения в их педагогическую практику опыта более успешных коллег. Возможно, что еще одним полезным для всех этапом работы станет изучение результатов и оценка эффективности внедрения в свою профессиональную деятельность этого положительного опыта прошедшими стажировку педагогами [11].

Еще одно инновационно ориентированное направление работы ЦНППМ — содействие созданию и успешной работе учительских ассоциаций. Безусловно, профессиональное сообщество первым сталкивается с теми или иными трудностями в работе системы общего образования. Однако один школьный учитель, как правило, не может самостоятельно оценить масштаб проблемы и найти оптимальный выход из затруднительной ситуации. Но широкая группа заинтересованных в решении проблемы специалистов обладает намного большим потенциалом, может в синергии выработать эффективное решение и предложить его всем заинтересованным сторонам.

Более того, подобного рода решение обладает рядом уникальных качеств: во-первых, его реализация в основном возлагается на тех, кто его разработал, а значит, признал его необходимость и оптимальность; во-вторых, эти разработчики-исполнители в ходе выработки решения глубоко погрузились в проблему, детально изучили все важные аспекты ситуации, а значит, повысили свои универсальные, управленческие и иные компетенции (и что очень важно — применительно к конкретной практической проблеме, которую потом им же придется решать); в-третьих, разработчики, будучи представителями учительского сообщества, в должной мере учитывают его интересы (во всяком случае, не меньше, чем чиновники-администраторы) и могут поспособствовать информационно-разъяснительному сопровождению реализации этого решения. Таким образом, привлечение педагогических ассоциаций к решению проблем образования можно рассматривать как элемент партисипативного управления, повышающего эффективность управления системой в целом [18].

Важным представляется и иной аспект существования педагогических ассоциаций и сообществ, связанный с их функцией площадки для обмена опытом, трансляции лучших практик, ресурса для саморазвития педагогов. Сегодня вопрос наиболее оптимальной формы и масштабов педагогических сообществ является дискуссионным, но необходимость сотрудничества ЦННПМ с ними не вызывает сомнений. Тем более что уже

38

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2020

есть определенный опыт взаимодействия. В АСОУ, например, 11 сентября 2019 года представители вуза, ассоциации учителей и преподавателей математики Московской области, а также руководство методических служб муниципальных образований рассматривали вопрос совершенствования системы профессионального развития педагогов [13].

В то же время представляется, что есть серьезный инновационный потенциал у педагогических сообществ, объединенных по территориальному признаку (городских и районных). ЦНППМ, в свою очередь, должны помочь таким ассоциациям в организации наиболее эффективной работы. Эта помощь может заключаться в организационной и информационной поддержке, предоставлении помещений и, безусловно, в методическом обеспечении. Не исключено, что существенная отдача будет от организованных на базе ЦНППМ встреч педагогов с людьми, так или иначе влияющими на формирование образовательной политики (на местном, региональном или даже национальном уровнях). Это могут быть представители вузовского сегмента образования, отраслевой или педагогической науки, работодатели (от международных и крупных российских корпораций до местного бизнес-сообщества), а также иностранные коллеги. ЦННПМ имеют возможность инициировать диалог, который станет «точкой кристаллизации» в процессе трансформации образования (пусть даже и на локальном уровне).

Обобщая имеющиеся на данный момент представления о потенциале ЦНППМ, необходимо подчеркнуть две его составляющие: как одного из самых близких помощников каждого педагога, способного быстро и качественно содействовать в решении даже самой сложной проблемы в сфере повышения его профессионального мастерства, и как инновационной площадки — инструмента выявления потребностей системы образования и (или) ее элементов в решении конкретных проблем инновационными способами, который предлагает инновационные решения или способствует их выработке в педагогическом сообществе, продвигает процесс внедрения инноваций.

Также необходимо отметить, что ЦНППМ фактически являются каналом обратной связи для информирования региональных и муниципальных органов власти об угрозах возникновения системных проблем в общем образовании и (или) педагогическом сообществе.

Подводя итоги рассмотрения роли создаваемых ЦНППМ в трансформации системы образования, представляется возможным сделать вывод о том, что данные центры — это инновационные площадки (элементы инновационной инфраструктуры), призванные способствовать внедрению инноваций в систему профессионального роста педагогов путем предоставления профессиональному педагогическому сообществу соответствующих образовательных, управленческих, материально-технических, информационных, консультационных и организационных услуг. В качестве наиболее перспективных форм работы ЦНППМ можно рассматривать организацию повышения квалификации педагогов (с эксклюзивным практикоориентированным содержанием) и стажировок в наиболее успешных школах, а также содействие работе педагогических ассоциаций.

С расширением сети ЦНППМ в регионах России и накоплением ими практического опыта в сфере непрерывного повышения профессионального мастерства представляется целесообразным более детально изучить эффективность отдельных форм и методов их работы для того, чтобы сформулировать рекомендации по совершенствованию системы профессионального роста педагогических работников.

В целом ЦННПМ представляют собой перспективные инструменты инновационного решения важных проблем общего образования, способные внести существенный вклад в создание условий для успешной самореализации будущего выпускника любой российской школы или колледжа в постиндустриальной экономике знаний, что обеспечит повышение человеческого капитала России и, следовательно, опережающее развитие страны.

Литература

1. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 26.07.2019). — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 17.02.2020).

2. Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р. — URL:

Калинкин С. Ю. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства

как инновационные площадки развития педагогического сообщества

39

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_342668/ (дата обращения: 17.02.2020).

3. Об утверждении методических рекомендаций по

созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование»: распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-140 от 17 декабря 2019 г. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_

doc_LAW_341264 (дата обращения: 17.02.2020).

4. Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего»: распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № МР-4/02вн. — URL: http:// docs.cntd.ru/document/561251520 (дата обращения:

17.02.2020).

5. Алферов Ж. Двигателем благосостояния страны являются образованные люди и наука / Ж. Алферов. — URL: https://www.culture.ru/themes/475/ zhores-alferov-dvigatelem-blagosostoyaniya-strany-yavlyayutsya-obrazovannye-lyudi-i-nauka (дата оба-щения.26.01.2020).

6. Аничин В. Л. Региональные, отраслевые и организационные аспекты формирования человеческого капитала: [монография] / В. Л. Аничин, А. Ф. Дорофеев, Ю. Ю. Ващейкина. — П. Майский, Белгородская область: Изд-во Белгородского ГАУ, 2018. — 173 с. — ISBN 978-5-6041832-3-6

7. Бим-Бад Б. М. История и теория педагогики. Очерки: учеб. пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2016—247 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-59916-8423-1

8. Богуславский М. В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы: монография. — Москва: ИСРО рАо, 2015. — 118 с. — ISBN 978-5-905736-22-3

9. В России открыли первый Центр непрерывного

повышения профессионального мастерства педагогов. — URL: https://edu.gov.ru/press/1838/v-rossii-otkryli-pervyy-centr-nepreryvnogo-povysheniya-professionalnogo-masterstva-pedagogov/ (дата

обращения: 17.02.2020).

10. Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений: монография / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова и др.; науч. ред. докт. пед. наук В. Н. Кеспиков. — Челябинск: ЧИППКРО, 2015. — 300 с. — ISBN 978-5-503-00225-6

11. Денисович Т. Е. Антикризисное управление школами в регионе: теоретическая модель и опыт внедрения / Т. Е. Денисович, О. С. Кольцова, Е. В. За-зыкина // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2017. — № 5. — С. 26-38.

12. Доронин А. В. Развитие профессиональной компетентности учителей-лидеров образования в условиях стажировочной площадки / А. В. Доронин // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2016. — № 6. — С. 17-23.

13. Информационно-методическое совещание для

руководителей муниципальных методических служб и специалистов муниципальных образований МО, курирующих повышение квалификации. — URL: http://new.asou-mo.ru/index.

php/ru/novosti/2015-11-30-09-24-29/item/6613-informatsionno-metodicheskoe-soveshchanie-dlya-rukovoditelej-munitsipalnykh-metodicheskikh-sluzhb-i-spetsialistov-munitsipalnykh-obrazovanij-mo-kuriruyushchikh-povyshenie-kvalifikatsii (дата обращения: 17.02.2020).

14. Лубский А. А. Стимулирование роста человеческого капитала как условие развития экономики /

A. А. Лубский // Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей III Международной научно-практической конференции. — Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2020. — С. 280-283.

15. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2018 г.). — URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html (дата обращения: 26.01.2020).

16. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. — URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 17.02.2020).

17. Педагогическая наука и образование: история, модернизация, тенденции развития: монография /

B. В. Сериков [и др.]. — Волгоград: Перемена, 2016. — 223 с. — ISBN 978-5-9935-0351-6

18. Перезолова А. С. Практики партисипативного управления в публичной политике / А. С. Пере-золова // Вестник РУДН. Серия: Политология. — 2018. — Т. 20, № 1. — С. 122-130. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/praktiki-partisipativnogo-upravleniya-v-publichnoy-politike/viewer (дата обращения: 17.02.2020).

19. Салихов Б. В. Креативный капитал в экономике знаний / Б. В. Салихов: монография. — 3-е изд. — Москва: Дашков и К, 2020. — 274 с. — ISBN: 5394037256; ISBN-13(EAN): 9785394037252

20. Скоблякова И. В. Воспроизводство индивидуального и общественного человеческого капитала в постиндустриальной экономике: дис. ... докт. экон. наук / И. В. Скоблякова. — Орел: [Б.и.], 2008. — 340 с.

21. Соколова И. И. Педагогическая стажировка как инновационный ресурс личностного роста учителя / И. И. Соколова, Л. С. Илюшин // Человек и образование. — 2015. — № 4. — С. 46-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Учитель будущего. Как повысить профессионализм без формализма и «корочек? // Учительская газета. — 2019. — 5 февраля (№06). — URL: http://www. ug.ru/archive/77669 (дата обращения: 17.02.2020).

23. Хуторской А. В. Доктрина образования человека в Российской Федерации / А. В. Хуторской. — Москва: Эйдос, Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. — ISBN 978-5-904329-59-4.

24. Экспертный доклад «12 решений для нового образования». — URL: https://www.hse.ru/ news/expertise/217884372.html (дата обращения:

26.01.2020).

40

Инновационные проекты и программы в образовании № 2, 2020

References

1. On science and state scientific and technological pol-

icy: Federal law of August, 23, 1996 №127-FZ (as amended on July 26, 2019). (In Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_11507/ (accessed 17.02.2020).

2. On the approval of the basic principles of the national system of teacher professional growth in the Russian Federation, including the national system of teacher growth: Decree of the Government of the Russian Federation of December 31, 2019 No. 3273-r. (In Russian). Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_342668/ (accessed 17.02.2020).

3. On the approval of methodological guidelines for the

creation of centers for the continuing teacher professional growth and centers for assessing teacher professional skills and qualifications within the framework of regional projects aimed at achieving the goals, indicators and results of the federal project “Teacher of the Future” of the national project «Education»: decree of the Ministry of Education of the Russian Federation number R-140 of December 17, 2019. (In Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_341264 (accessed 17.02.2020).

4. On the approval of methodological guidelines for the creation and operation of centers for assessing teacher professional skills and qualifications, centers for continuing teacher professional development in the framework of the federal project «Teacher of the Future»: Decree of the Ministry of Education of the Russian Federation of April 30, 2019 № MR-4/02vn. (In Russian). Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/561251520 (accessed 17.02.2020).

5. Alferov Zh. Dvigatelem blagosostoyaniya strany

yavlyayutsya obrazovannyye lyudi i nauka [Educated people and science drive the welfare of the country]. Available at: https://www.culture.ru/themes/475/

zhores-alferov-dvigatelem-blagosostoyaniya-stra-ny-yavlyayutsya-obrazovannye-lyudi-i-nauka (accessed

26.01.2020).

6. Anichin V. L., Dorofeev A. F., Vashcheykina Yu. Yu. Re-gionalnye, otraslevye i organizatsionnye aspekty formiro-vaniia chelovecheskogo kapitala: monografiia [Regional, sectoral and organizational aspects of the formation of human capital: monograph]. Maysky, Belgorod Region: Izd-vo Belgorodskogo GAU [Publishing Office of Belgorod State Agrarian University], 2018. 173 p.

7. Bim-Bad B. M. Istoriia i teoriiapedagogiki. Ocherki [History and theory of pedagogy. Essays], 2nd ed., rev. and add. Moscow: Yurayt Publ., 2016. 247 p.

8. Boguslavsky M. V. Istoriko-pedagogicheskaia ekspertiza innovatsii v obrazovanii: nauchnye osnovy: monografiia [Historical and pedagogical examination of innovations in education: scientific foundations: monograph]. Moscow: ISRO RAO Publ., 2015. 118 p.

9. The first Center for Continuing Teacher Professional Development of Educators opened in Russia. (In Russian). Available at: https://edu.gov.ru/press/1838/v-rossii-otkryli-pervyy-centr-nepreryvnogo-povysheniya-professionalnogo-masterstva-pedagogov/ (accessed

17.02.2020).

10. Solodkova M. I., Ilyasov D. F., Baranova Yu. Yu. et al. Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie kachestvom

obshchego obrazovaniia: spetsifika osushchestvleniia na razlichnykh urovniakh priniatiia reshenii : monografi-ia [State and public management of general education quality: implementation specifics at various levels of decision-making: monograph]. Sc. ed. V. N. Kespikov, Doctor of Education. Chelyabinsk: ChIPPKRO Publ., 2015. 300 p.

11. Denisovich T. E., Koltsova O. S., Zazykina E. V. Anticrisis management of schools in the region: theoretical model and experience of implementation. Innovative programs and projects in education, 2017, n. 5, pp. 26-38. (In Russian)

12. Doronin A. V. Development of professional competence of teachers-the leaders of education in the conditions of the probation area. Municipal education: innovation and experiment, 2016, n. 6, pp. 17-23. (In Russian)

13. Informatsionno-metodicheskoe soveshchanie dlia ru-kovoditelei munitsipalnykh metodicheskikh sluzhb i spetsialistov munitsipalnykh obrazovanii MO, kurirui-ushchikh povyshenie kvalifikatsii [Information and methodological meeting for the heads of municipal methodological services and specialists of Moscow oblast municipalities, supervising professional development]. Available at: http://new.asou-mo.ru/index. php/ru/novosti/2015-11-30-09-24-29/item/6613-informatsionno-metodicheskoe-soveshchanie-dlya-rukovoditelej-munitsipalnykh-metodicheskikh-sluzhb-i-spetsialistov-munitsipalnykh-obrazovanij-mo-kuriruyushchikh-povyshenie-kvalifikatsii (accessed

17.02.2020).

14. Lubsky A. A. Stimulating the growth of human capital as a condition for economic development. Ekonomika v teorii i na praktike: aktualnye voprosy i sovremenni-ye aspekty: sbornik statei III Mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii. [Economy in theory and practice: relevant issues and modern aspects: collection of articles of the III international scientific conference]. Penza: MTSNS «Nauka i prosveshchenie» Publ., 2020. Pp. 280-283. (In Russian)

15. Mezhdunarodnaya programma po otsenke obrazovatel-

nykh dostizheniy uchashchikhsya (2018) [Programme for international student assessment (2018)]. Available at: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.

html (accessed 26.01.2020).

16. Natsionalnyy proyekt «Obrazovaniye» [National project «Education»]. Available at: https://edu.gov.ru/ national-project/ (accessed 17. 02.2020).

17. Serikov V. V. et al. Pedagogicheskaya nauka i obrazovaniye: istoriya, modernizatsiya, tendentsii razvitiya: monografiya [Pedagogical science and education: history, modernization, development trends: monograph]. Volgograd: Peremena Publ., 2016. 223 p.

18. Perezolova A. S. Practice of participatory governance

in public policy. Vestnik RUDN. Series: Political science, 2018, vol. 20, n. 1, pp. 122-130. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/

praktiki-partisipativnogo-upravleniya-v-publichnoy-politike/viewer (accessed 17.02.2020).

19. Salikhov B. V. Kreativnyy kapital v ekonomike znaniy: monografiia, 3 izd.[Creative capital in the economy of knowledge: monograph, 3rd edition]. Moscow: Dashkov and K Publ., 2020. 274 p.

Калинкин С. Ю. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства

как инновационные площадки развития педагогического сообщества

41

20. Skoblyakova I. V. Vosproizvodstvo individualnogo i obsh-chestvennogo chelovecheskogo kapitala v postindustrial-noy ekonomike: dis. ... dokt. ekon. nauk [Reproduction of individual and social human capital in the post-industrial economy: Doc. of Economics thesis]. Orel: [s.n], 2008. 340 p.

21. Sokolova I. I., Ilyushin L. S. Teacher training at study placement as a new resource for teacher professional growth. Man and education, 2015, n. 4, pp. 46-53. (In Russian)

22. Uchitel budushchego. Kak povysit professionalizm bez formalizma i «korochek»? [The teacher of the future. How to increase professionalism without formalism?].

Uchitelskaya gazeta [Teacher’s newspaper], 2019, February 5 (n. 06). Available at: http://www.ug.ru/ archive/77669 ( accessed 17.02.2020).

23. Khutorskoy A. V. Doktrina obrazovaniya cheloveka v Rossiyskoy Federatsii [The doctrine of education of man in the Russian Federation]. Moscow: Eidos, Izda-telstvo Instituta obrazovaniya cheloveka [Publishing Office of the Institute for Human Education, 2015. 24 p.

24. Ekspertnyi doklad «12 resheniy dlya novogo obrazovaniya» [Expert report «12 decisions for a new education».] Available at: https://www.hse.ru/news/exper-tise/217884372.html (accessed 26.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.