Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профессиональное развитие учителя / повышение квалификации / дополнительное профессиональное образование педагога / единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. / Professional development of a teacher / advanced training / additional professional education of a teacher / a unified federal system of scientific and methodological support for teaching staff and management personnel.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин П. В.

Статья посвящена обоснованию актуальности создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС) в современных условиях решения профессиональных задач в образовательных учреждениях. Определено содержание и выявлены характеристики ЕФС, представлено описание нормативно-правовой базы и предложены механизмы реализации ЕФС. Рассматривается идея единства региональных систем научно-методического сопровождения работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмин П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE FORMATION OF A MANAGEMENT SYSTEM FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EDUCATION WORKERS

The article is devoted to substantiating the relevance of creating a unified federal system of scientific and methodological support for teaching staff and management personnel (EFS) in modern conditions of solving professional tasks in educational institutions. The content and characteristics of the EFS are determined, a description of the regulatory framework is presented and mechanisms for implementing the EFS are proposed. The idea of unity of regional systems of scientific and methodological support of educational workers is considered.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 31

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2022 П. В. Кузьмин

кандидат педагогических наук, доцент, и.о. директора ФГАОУ ДПО «АкадемияМинпросвещения России»

e-mail: kpvkuzmin @ yandex.ru

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «<Академияреализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»

Статья посвящена обоснованию актуальности создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС) в современных условиях решения профессиональных задач в образовательных учреждениях. Определено содержание и выявлены характеристики ЕФС, представлено описание нормативно-правовой базы и предложены механизмы реализации ЕФС. Рассматривается идея единства региональных систем научно-методического сопровождения работников образования.

Ключевые слова: профессиональное развитие учителя, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование педагога, единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

APPROACHES TO THE FORMATION OF A MANAGEMENT SYSTEM FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EDUCATION WORKERS

© 2022 P. V. Kuzmin

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Acting Director of the "Academy of the Ministry of Education of the Russian

Federation"

e-mail: kpvkuzmin @ yandex.ru

Federal State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education "Academy for the Implementation of State Policy and Professional Development of Educational Workers of the Ministry of Education of the Russian Federation"

The article is devoted to substantiating the relevance of creating a unified federal system of scientific and methodological support for teaching staff and management personnel (EFS) in modern conditions of solving professional tasks in educational institutions. The content and characteristics of the EFS are determined, a description of the regulatory framework is presented and mechanisms for implementing the EFS are proposed. The idea of unity of regional systems of scientific and methodological support of educational workers is considered.

Keywords. Professional development of a teacher, advanced training, additional professional education of a teacher, a unified federal system of scientific and methodological support for teaching staff and management personnel.

Непрерывность профессионального развития учителя определена особенностями педагогической деятельности. Учитель, работая с подрастающим поколением, направляет процессы развития личности молодых людей в будущее, создает условия для формирования личности, готовой реализовать себя в жизненной перспективе. Эффективная реализация педагогической деятельности предполагает высокий уровень квалификации учителя, обеспечивающий качество учительского труда, что возможно только в условиях непрерывно продолжающегося профессионального развития. Этим обусловлено обязательное требование к реализации педагогической деятельности, отраженное в Законе об образовании РФ, - регулярное повышение квалификации учителя. Необходимость организации системы сопровождения профессионального развития учителя определена в Национальной доктрине образования РФ до 2025 года.

В связи с этим система дополнительного постдипломного образования (система повышения квалификации) учителей стремительно развивается под влиянием социальных, культурных и экономических процессов современного общества [6].

Следует отметить, что перед системой образования поставлен ряд приоритетных национальных задач, в том числе вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [9; 10].

Достижение национальных целей в сфере образования и вхождение в десятку лучших по качеству общего образования стран в значительной степени определяется уровнем профессиональной компетентности педагогических кадров и методического сопровождения их непрерывного развития.

Пристальное внимание к уровню компетентности учителей обусловлено спецификой того поля задач, которые необходимо решать в педагогической деятельности, что определяет актуальность изучения профессиональной и методической компетентности педагогических кадров [2].

Элементами, формирующими профессиональную компетентность учителя, являются дополнительные профессиональные программы, позволяющие эффективно реализовать собственную профессиональную деятельность.

Очевидно, что успех в решении приоритетных национальных задач напрямую связан с качеством программ повышения квалификации педагогических работников, возможностью мобильного выбора программ в соответствии с персональными профессиональными потребностями и требованиями профессии и организации.

Целью статьи является обоснование формирования Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров для создания возможности каждому российскому учителю профессионально развиваться и получать качественное дополнительное профессиональное образование.

Современный контекст реализации педагогической деятельности ставит перед учителем новые задачи в соответствии с требованиями времени. При этом качество труда учителя определяет эффективность всей образовательной системы [4].

Проблемы организации, содержания, механизмов реализации повышения квалификации учителей как гаранта, обеспечивающего качество образования, сегодня находятся в фокусе внимания многих ученых и практиков.

В частности, отмечено, что наблюдается диссонанс между социальными ожиданиями к труду учителя сегодня и нормативными квалификационными требованиями к учительской деятельности. Данное положение определяет дефицитарность в подготовке учителя и потребность в профессиональном развитии в соответствии с социальным запросом, то есть дополнительном постпрофессиональном обучении [3].

Потребность в разработке программ педагогического сопровождения для специалистов образовательной сферы для успешной работы в условиях современной инновационной среды обучения очевидна [8].

При изучении качества подготовки в системе дополнительного профессионального образования выделено важное требование - соответствие характеристик курсов повышения квалификации требованиям участников образовательного процесса [5].

В системе повышения квалификации педагогических работников становится очевидным стремление к достижению нового качества, создание не только инновационного содержания повышения квалификации (профессиональной переподготовки), но и применение современных технологических способов реализации обучения. В условиях турбулентности современного образования, перед системой повышения квалификации педагогических работников ставятся новые задачи: выявление и удовлетворение перспективных кадровых потребностей региона; создание условий выбора содержания, форматов, режимов обучения как педагогом, так и образовательной организацией и т.п.

Необходимо определить, какие направления деятельности нужны для того, чтобы сделать образовательный процесс повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников высококачественным и обосновать его потенциал как действенный механизм непрерывного совершенствования системы повышения квалификации, и адекватного требованиям времени [1].

Специфика работы определила методологические основы исследования, составляющие комплекс теоретических и практических методов. Основными методами теоретического раздела работы является анализ подходов к организации системы повышения квалификации педагогических работников на основе изучения и сравнительного анализа источников по исследуемому направлению. Концептуальное описание и реализация практики исследования основаны на обобщении опыта применения программ повышения квалификации учителей и эффективного использования систематизации программ.

Очевидно, что новые вызовы ставят задачу создания национальной системы профессионального развития педагогических работников. Ее решение предполагает интеграцию всех ресурсов системы образования, создание прочных связей с другими отраслями, особенно с наукой.

В целях создания условий для качественного и непрерывного профессионального развития педагогов на территории Российской Федерации сформирована единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС). Общий объем финансирования мероприятий по созданию ЕФС - 1 152,0 млн руб., в том числе на создание ЦНППМ в регионах - 640 млн руб.

Создана нормативно-методическая база формирования и функционирования ЕФС. В рамках создания нормативно-методической базы ЕФС разработаны следующие документы:

- концепция создания ЕФС [7];

- методические рекомендации по формированию и обеспечению функционирования ЕФС;

- методические рекомендации по формированию и обеспечению функционирования региональных сегментов ЕФС;

- методические рекомендации по созданию и функционированию федеральных центров научно-методического сопровождения педагогов;

— методические рекомендации по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана.

Под единой федеральной системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее ЕФС) мы понимаем совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.

Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ - это инструмент управления качеством дополнительного профессионального педагогического образования: от качества программ к качеству повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Федеральный координатор системы научно-методического сопровождения работников образования и управленческих кадров - ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», где в 2021 г. создано структурное подразделение -Федеральный методический центр (далее ФМЦ). Деятельность ФМЦ направлена на выработку единых подходов к научно-методическому сопровождению педагогических работников и создание единой системы адресного научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров, что является организационно-методическим инструментом, который уже в значительной степени влияет на качество повышения квалификации педагогов и управленцев страны, что отражается на результатах образовательной деятельности.

Все программы проходят профессионально-общественную экспертизу представителями других субъектов РФ и находятся в открытом доступе. Проведена экспертиза более 1 500 поступивших программ, по результатам которой в 2021 г. размещено 562 программы для педагогических работников и управленческих кадров. В настоящее время обучено 1 764 авторов (разработчиков ДПП) и 945 федеральных экспертов, обеспечивающих экспертизу программ для федерального реестра.

Приоритетными направлениями формирования федерального реестра являются программы повышения квалификации учителей в области формирования функциональной грамотности учащихся, введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО, цифровизации образования, воспитательной деятельности, работы с педагогами школ с низкими образовательными результатами.

Реестр также включает рекомендованные профессионально-общественной экспертизой программы (сертификация дополнительных профессиональных педагогических программ), направленные на достижение национальных целей в сфере образования, и обеспечивает диссеминацию эффективных практик.

Федеральный реестр размещен по адресу /Мрро.аркрго.ги/ («Федеральный портал цифровой среды дополнительного профессионального педагогического образования»). Общее количество программ федерального реестра по состоянию на 27 ноября 2021 г. - 424, из них 373 - программы образовательных организаций субъектов РФ, 51 - программы ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России.

В 2021 г. создан цифровой портал для обучения педагогов. Обучение проходит в цифровой экосистеме ДПО, где у каждого слушателя есть свой личный кабинет, через который он получает доступ к современному, качественному контенту, может следить

за собственной траекторией прохождения обучения. Функционал полного цикла обучения педагога, от выявления дефицитов до рекомендации и прохождения курсов, доступен на одной платформе, что обеспечивает удобство для профессионального развития учителя. На этом цифровом ресурсе уже зарегистрированы и могут управлять своим повышением квалификации 100 700 человек. Учитель выбирает программы гарантированно высокого качества по приоритетным направлениям.

За 2020-2021 гг. по программам ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» прошло обучение 89 779 педагогических работников и управленческих кадров, среди них 1 160 классных руководителей.

Переосмысливается региональная система ДПО, появляются понятные и доступные механизмы научно-методического сопровождения. Фактически учитель может получить ответ на все свои профессиональные запросы через созданные в 85 субъектах Российской Федерации центры непрерывного повышения профессионального мастерства, которые аккумулируют региональные и федеральные ресурсы для выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития педагога и специалиста в управлении образованием. Деятельность центров обеспечивает стабильную, системную организационно-методическую работу, необходимую для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства.

Педагогические вузы - драйверы развития ЕФС, которые обеспечивают научную и методическую основу для всех региональных структур по ключевым направлениям.

Подведены итоги конкурса по отбору образовательных организаций высшего образования для создания на их базе научно-методических центров сопровождения педагогических работников. Их основная миссия - аккумулировать передовые разработки, проводить исследования, изучать лучшие практики для дальнейшего тиражирования.

Центры открываются в 21 вузе, из них 19 педагогических вузов и 2 классических университета. Кроме того, единство пространства дополнительного профессионального образования обеспечивается через комплекс регулярных мероприятий: дважды в месяц проводятся семинары «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» (24 семинара в 2021 году, более 1000 просмотров каждый), конференция (Международная практическая конференция «Траектория педагога: от педагогического образования к непрерывному профессиональному развитию» (13 декабря, г. Санкт-Петербург).

В эту работу включаются методические службы регионов. Академия Минпросвещения России проводит системную и полномасштабную работу с ними. Совместно с региональными системами образования (ИРО), вузами предстоит развивать эту систему, вернуть настоящую, реальную методическую работу в школы, сформировать команду региональных методистов, которым будут доверять коллеги.

В целях реализации принципа непрерывности профессионального развития педагогического работника создана концепция наставничества, направленная на сопровождение педагога внутри образовательной организации. Она описывает модели и формы наставничества, в 2022 г. планируется к применению в субъектах Российской Федерации.

В 2022 г. у федерального координатора появится доступ к данным по всей системе ДПО страны через 85 региональных паспортов ДПО. Доступны в разрезе регионов, федеральных округов: сведения о педагогических работниках и управленческих кадрах, прошедших повышение квалификации (переподготовку), реализуемых программах, диагностике профессиональных компетенций, построении индивидуальных образовательных маршрутов и т.д.

Ожидаемые эффекты включают в себя создание единой системы адресного научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров, формирование банка методических кейсов по актуальным вопросам содержания общего образования, обучение региональных методистов.

На предстоящий год у нас большие планы по развитию ЕФС. Важный следующий этап - это усиление всех направлений работы: координация взаимодействия педвузов и школы, в том числе в части профессионального развития педагогов, усиление деятельности ИРО, ЦНППМ, методических служб в работе с учителями на местах и, конечно, развитие Академии Минпросвещения России -координатора единой системы, агрегатора лучших практик для трансляции в субъекты РФ и открытой площадки для обсуждения результатов и перспективных направлений научных исследований в педагогической сфере.

Современная инфраструктура педвузов - это тоже ресурс системы ДПО. Открывающиеся технопарки универсальных педагогических компетенций, педкванториумы - важная инфраструктура, которая должна стать открытой не только для студентов педвузов, но и для учителей, которые будут приходить в эти современные пространства на повышение квалификации.

Разрабатывается единый подход к предметной и методической подготовке -«ядро высшего педагогического образования».

Фактически это дает возможность региональным системам ДПО принять выпускника вуза как эстафетную палочку с точным пониманием того, что он знает и умеет, чтобы верно выстроить работу с ним. Ядро педагогического образования позволяет обеспечить единство подходов к адаптации молодого учителя на всей территории страны. Ориентация на единое содержание позволит гибко и оперативно корректировать программы подготовки педагогов, исходя из реальной практики.

Библиографический список

1. Антонов, Н. В. Педагогическая деятельность в современном образовательном процессе / Н. В. Антонов, Е. И. Бражник, Ю. М. Гибадуллина, Н. В. Гречушкина, О. Б. Даутова, Л. А. Ибрагимова, О. А. Иванова, Е. Ю. Игнатьева, А. В. Кандаурова, Ж. Б. Косицына, С. В. Кривых, Е. В. Лапина, Н. В. Мартишина, Н. Г. Милованова, И. Г. Пчелинцева, О. В. Ройтблат, И. Е. Скобелева, С. В. Смирнова, Н. Н. Суртаева, Е. И. Сухова и др. // Вестник ТОГИРРО. - 2021. - № 1 (46). - С. 1-192.

2. Донгаузер, Е. В. Развитие профессиональной компетентности учителя как актуальная проблема современного педагогического образования / Е. В. Донгаузер, Т. А. Кушмет // Современные проблемы социогуманитарного образования: сборник студенческих статей / под редакцией Т. С. Дороховой, Е. В. Донгаузер. - Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2016. - С. 192-198.

3. Засыпкин, В. П. Модернизация образования как фактор изменения требований к профессии педагога / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2010. - № 4 (11). -С. 98-106.

4. Ленская, Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя / Е. А. Ленская // Вопросы образования. - 2008. - № 4. - С. 81-96.

5. Лихашерстная, Ю. О. Мониторинг качества курсовой подготовки в системе повышения квалификации педагогов: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Ю. О. Лихашерстная. - Ижевск, 2011. - 22 с.

6. Пономарёва, О. Н. Повышение квалификации учителей: проблемы и пути решения в российском образовании / О. Н. Пономарёва // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 957-960.

7. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-76 «Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров».

8. Сибагатуллина, А. Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А. Р. Сибагатуллина, Г. А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - № 4. - С. 4.

9. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

10. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.