СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ
УДК 378
СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А. Солодкова
В статье описывается актуальность создания стороне в период изменений внешней среды и
центра сопровождения профессионального появлении трендов в образовании. Оно должно
развития педагогических работников в составе более гибко и быстро реагировать на запросы,
региональной организации дополнительного позволяя педагогу успешно адаптироваться,
профессионального образования, решающей расти и развиваться как профессионально, так и
задачи в сфере оценки качества и информатиза- личностно [3, с.14].
ции образования. Комплексное сопровождение В рамках Национального проекта «Образова-
непрерывного профессионального развития ние» было запланировано открытие в каждом
педагогов региона рассматривается автором с субъекте Российской Федерации центров непре-
точки зрения единства организационного, рывного развития профессионального масте-
научно-методического и информационно- рства для обеспечения соответствия квалифика-
технологического элементов. Представлены ции учителей стоящим перед системой образова-
специфические стратегии, на которых строится ния задачам к 2024 году [9]. Основной идеей
деятельность центра сообразно региональным работы данных центров является «формирование
особенностям системы образования. Описаны и развитие их как элементов единой федеральной
ожидаемые результаты комплексного сопровож- системы научно-методического сопровождения
дения в соответствии с задачами федерального и педагогических и управленческих кадров» [8,
регионального уровней. с.2]. Также необходимо подчеркнуть, что центры
позиционируются, прежде всего, как «динами-
Ключевые слова: дополнительное професси- ческий методический ресурс, ориентированный
ональное образование, педагог, профессиональ- непосредственно на педагогические кадры в
ное мастерство, профессиональное развитие, образовательной организации, обеспечивающий
оценка качества образования, сопровождение условия для профессионального развития
профессионального развития. педагогов...» [8, с.7]. Помимо перечисленного
важным для профессионального общения
Последние три года для педагогического педагогов является создание в рамках центров
сообщества характеризуются новой волной нового образовательного пространства: открыто-
реформы системы образования в подготовке го, трансформируемого, современного, доступ-
педагогических кадров, а также их дальнейшем ного, зонированного под различные задачи
профессиональном развитии. Например, в (коворкинг-зоны, проектировочные и лекцион-высшем педагогическом образовании выделяют ные аудитории, зоны отдыха, медиатеки и др.).
такие ключевые точки его модернизации как: Таким образом, в современных условиях педаго-
формирование профессиональной культуры, гическую систему дополнительного профессио-
понимания и принятия актуальных профессио- нального образования можно охарактеризовать
нальных позиций; ориентация на профессио- как открытую и непрерывную систему, влияю-
нальное самоопределение и др. [2, с.58]. Допол- щую на достижение высокого уровня развития
нительное профессиональное образование личности педагога в самоопределении, самораз-
педагогов, несомненно, не может оставаться в витии и самоакутализации [1, с. 3].
В данной статье не предполагается изучение всевозможных трактовок понятий «профессиональное мастерство» и «профессиональное развитие», но единое их толкование необходимо. С одной стороны, в названии таких центров прописано повышение профессионального мастерства, с другой, их деятельность связана с профессиональным развитием педагогических работников. Логичными в этой ситуации нам кажутся следующие дефиниции, определенные актуальными нормативными и концептуальными документами:
«профессиональное мастерство (педагогического работника) - комплекс профессиональных компетенций педагогического работника, подтвержденный достижением высокого уровня результатов профессиональной педагогической деятельности» [8, с.6];
«профессиональное развитие (педагога) -достижение более высокого уровня готовности к успешному решению новых, относительно более сложных профессиональных задач, обусловленных комплексом нововведений в сфере образования, а также изменениями в организации педагогической деятельности в соответствии с нормами профессиональных стандартов» [5, с. 14].
Исходя из приведенных выше определений, соглашаемся с мнением, что профессиональное мастерство включает в себя способность/готовность педагога к профессиональному развитию, которое в определенном смысле может быть его измерителем [2, с. 57]. Центры в этом понимании становятся как тактическими ориентирами в построении системы профессионального развития, удовлетворяющей потребности педагогов («здесь и сейчас»), так и стратегическими в вопросах повышения профессионального мастерства (отсроченный результат).
В 2021 году в структуре Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) было запланировано создание центра сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов (далее - центр). С одной стороны, подобный центр в Челябинской области не является первым и единственным, с другой,
входя в состав учреждения, решающего актуальные задачи в сфере оценки качества образования, может занять определенную нишу в комплексном сопровождении непрерывного профессионального развития педагогов региона (далее -комплексное сопровождение) в вопросах оценки качества образования, информационных систем, а также экспертной деятельности в сфере оценки качества образования. Именно поэтому для понимания содержания и специфики деятельности центра внутри данного учреждения в 2020 году были проанализированы уже имеющиеся подходы и ресурсы, а также возможные линии обновления в контексте национальных целей развития Российской Федерации, стратегических целей федеральных проектов Национального проекта «Образование», а также региональной политики в сфере оцени качества образования [4, 7]. Результатом такого анализа стала созданная Концепция комплексного сопровождения ГБУ ДПО РЦОКИО непрерывного профессионального развития педагогов и руководителей образовательных организаций Челябинской области (далее - Концепция).
Актуальность комплексного сопровождения определена совокупностью факторов, среди которых:
запрос государства на непрерывное профессиональное развитие работников системы образования с целью роста их профессионального мастерства;
направленность системы дополнительного профессионального образования Челябинской области на создание условий для непрерывного профессионального развития работников системы образования;
необходимость и потребность выработки региональной модели комплексного сопровождения непрерывного профессионального развития работников системы образования Челябинской области;
необходимость и потребность создания условий (организационных, научно-
методических, информационно-
технологических) для комплексного сопровождения непрерывного профессионального развития работников системы образования Челябинской области.
Исходя из актуальности, целью центра по комплексному сопровождению можно определить создание на этапе цифровой трансформации образования условий непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов региона посредством проектирования и внедрения в ГБУ ДПО РЦОКИО модели комплексного сопровождения непрерывного профессионального развития работников системы образования Челябинской области.
Хотелось бы отметить, что комплексное сопровождение в данном случае понимается как единство содержательных элементов: организационного, научно-методического и информационно-технологического.
Научно-методическое сопровождение включает в себя предоставление возможности работникам образовательных организаций в условиях цифровизации образования:
применения различных ресурсов и сервисов для формирования (развития) информационно-управленческой культуры в условиях цифровой образовательной среды;
получения научного, методического и организационного сопровождения онлайн-курсов, продвижения отдельных обучающих программ и курсов на онлайн-рынке образовательных услуг, формирования и продвижение типовых образовательных траекторий, модерирование диалога преподавателей и слушателей, обучающихся на обучающих онлайн-платформах, в том числе с применением продуктов геймификации;
реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства в сфере информационно-управленческой культуры; участия в освоении адресных дополнительных профессиональных программ в деятельностных формах (в т.ч в форме стажировок).
Информационно-технологическое сопровождение включает в себя предоставление возможности работникам образовательных организаций получения свободного доступа к информационным (телекоммуникационным) образовательным, научным, методическим, оценочным электронным ресурсам и сервисам (в виде аннотаций и ссылок), а именно:
к информационному ресурсу модуль ДПО в ГИС «Образование в Челябинской области» (в рамках Центра сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников системы образования Челябинской области);
к информационно-образовательной платформе Челябинской области («Отличная шко-ла74.ги») и электронной площадке сопровождения цифровизации образования «Цифровая культура педагога»;
к электронным ресурсам и сервисам, находящимся на федеральной цифровой образовательной платформе.
Организационное сопровождение включает в себя:
наличие организационной структуры (центра), состоящей из подготовленных специалистов, которые обеспечивают научно-методическое и информационно-технологическое сопровождение;
наличие практики использования ресурса регионального профессионального сообщества для решения задач научно-методического сопровождения актуальных вопросов развития системы образования области (образовательная агломерация, региональный реестр экспертов);
наличие практики и возможности привлечения кадров, обладающих профессионально значимыми для решения конкретных задач компетенциями.
Содержание деятельности центра по комплексному сопровождению основано на реализации специфических стратегий:
комплексное сопровождение сетевого межмуниципального взаимодействия в решении актуальных задач региональной политики в сфере оценки качества образования;
комплексное сопровождение формирования и распространения на федеральном уровне эффективных региональных практик в сфере оценки качества образования;
концептуализация инновационных аспектов развития региональной политики в сфере оценки качества образования;
комплексное сопровождение функционирования и развития регионального экспертного
сообщества в сфере оценки качества образования;
комплексное сопровождение внедрения федеральных моделей непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров системы образования в условиях цифровизации образования;
комплексное сопровождение внедрения в систему образования Челябинской области федеральной целевой модели цифровой образовательной среды.
Интеграционным результатом комплексного сопровождения центром станет внедрение в Челябинской области на этапе цифровой трансформации образования федеральных моделей непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров системы образования. Помимо этого, значимым ожидаемым опосредованным результатом можно также выделить достижение (по полномочиям ГБУ ДПО РЦОКИО) показателей федерального мониторинга оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации (Рособрнад-зор) по критериям: «Система обеспечения профессионального развития педагогических работников», «Система мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций региона», «Система работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях», «Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи», «Система оценки качества подготовки обучающихся» [6].
Таким образом, описанные направления и стратегии центра в составе ГБУ ДПО РЦОКИО по комплексному сопровождению непрерывного профессионального развития педагогов и руководителей образовательных организаций Челябинской области, во-первых, связаны с актуальными трендами в сфере оценки качества образования; во-вторых, отражают специфику деятельности центра в составе конкретного учреждения; в-третьих, рассмотрены в рамках актуальных региональных образовательных событий и не ограничиваются только лишь формальным
повышением квалификации педагогов. В этой связи необходимой, на наш взгляд, становится задача популяризации деятельности данного центра в региональном педагогическом сообществе и разъяснение возможностей в профессиональном развитии и повышении профессионального мастерства педагогов.
Список литературы
1. Бухтиарова, Е. Ю Методологические основы непрерывного профессионального развития педагогов / Е. Ю. Бухтиарова // Проблемы современного педагогического образования. -2020 - №№ 68(3) С. 51-54. - ISSN: 2311-1305.
2. Глузман, Н. А. Профессионализм педагога. Успешность и карьера : монография / Н. А. Глузман, Н. В. Горбунова. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 314 с. - ISBN 978-5-16-015 830-3.
3. Емелина, Т. И. Инновационный подход к управлению профессионально-личностным развитием педагога : монография / Т. И. Емелина, М. В. Журба. - Москва : Русайнс, 2017. - 122 с.-ISBN 978-5-4365-2053-7.
4. Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область) / Министерство образования и науки Челябинской области. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: РЦОКИО, 2020. - 130 с. -ISBN 978-5-906934-42-0.
5. Концепция развития дополнительного профессионального (педагогического) образования : [проект] / Министерство просвещения Российской Федерации; ФГАО ДПО Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий. -Москва, 2020. - 57 с. - URL: http://fedproekt.ru/ media/documentation/0001/01/fcc 12c757ed2a8f0d7 a5f2654ce0f5bac6863efd.docx (дата обращения: 11.05.2021).
6. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия. -Москва, 2021. - - URL: https://fioco.ru/Media/ Default/Методики/Методические%20рекомендац
ии%20по%20организации%20и%20проведению %20МУМ-2021-1 .pdf (дата обращения: 03.05.2021).
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» : постановление Правительства РФ от 26.12.2017 года № 1642 (ред. от 11.08.2020) -URL: http://base.garant.ru/71848426// (дата обращения: 25.04.2021).
8. Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров : распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N Р-33 - URL: https://docs.cntd.ru/document/573529566.
9. Паспорт федерального проекта Учитель будущего - URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/Nach_proekty/Tsos/fp-uchitel-budushchego.pdf (дата обращения: 03.05.2021).
References
1. Bukhtiarova, E. Yu Metodologicheskie osnovy nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogov / E. Yu. Bukhtiarova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. -2020 - J№ 68(3) S. 51-54. - ISSN: 2311-1305.
2. Gluzman, N. A. Professionalizm pedagoga. Uspeshnost' I kar'era : monografiya / N. A. Gluzman, N. V. Gorbunova. - Moskva : INFRA-M, 2020. -314 s. - ISBN 978-5-16-015830-3.
3. Emelina, T. I. Innovatsionnyy podkhod k upravleniyu professional'no-lichnostnym razvitiem pedagoga : monografiya / T. I. Emelina, M. V. Zhurba. - Moskva : Rusayns, 2017. - 122 s. -ISBN 978-5-4365-2053-7.
4. Kontseptsiya (obnovlennaya) regional'noy sistemy otsenki kachestva obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti. - 2-e izd., ispr. i dop. -Chelyabinsk: RTsOKIO, 2020. - 130 s. - ISBN 9785-906934-42-0.
5. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo (pedagogicheskogo) obrazovaniya : [proekt] / Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy
Federatsii; Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya; Tsentr realizatsii gosudarstvennoy obrazovatel'noy politiki i informatsionnykh tekhnologiy. - Moskva, 2020. -57 s. - URL: https://apkpro.ru/file-download/7f 9733bb04921952579bc26b8711e807.docx+&cd=3 &hl=ru&ct=clnk&gl=ru (data obrashcheniya: 11.05.2021).
6. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii i provedeniyu otsenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya organov mestnogo samoupravleniya munitsipal'nykh rayonov, gorodskikh i munitsipal'nykh okrugov i inykh organov, realizuyushchikh dannye polnomochiya. -Moskva, 2021. - URL: https://fioco.ru/Media/ Default/Metodiki/Metodicheskie%20rekomendatsii %20po%20organizatsii%20i%20provedeniyu%20 MUM-2021-1.pdf (data obrashcheniya: 03.05.2021).
7. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 goda № 1642 (red. ot 11.08.2020) -URL: http://base.garant.ru/71848426// (data obrashcheniya: 25.04.2021).
8. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po realizatsii meropriyatiy po formirovaniyu i obespecheniyu funktsionirovaniya edinoy federal'noy sistemy nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya pedagogicheskikh rabotnikov i upravlencheskikh kadrov : rasporyazhenie Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii ot 4 fevralya 2021 goda N R-33 - URL: https://docs.cntd.ru/document/573529566.
9. Pasport federal'nogo proekta Uchitel' budushchego - URL: https://minobr.gov-murman.ru/files/Nach_proekty/Tsos/fp-uchitel-budushchego.pdf (data obrashcheniya: 03.05.2021).
Сведения об авторах
Солодкова Е.А. - начальник центра сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Solodkova E. A. - Head of the Center for the Skills, Regional Center for Quality Assessment and Continuous Improvement of Teacher's Professional Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 371:004
САЙТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЗЕРКАЛО ЕЁ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНТЕНТА И ИНСТРУМЕНТЫ ЕГО ОЦЕНКИ
Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова, Л.М. Зиновьева, Т.Ю. Солёная
В настоящее время ведение сайтов образова- В течение последнего года авторы статьи
тельных организаций регулируется рядом участвовали в исследовании практик функциони-
нормативно-правовых документов, среди кото- рования информационных систем (web-сайтов)
рых: Приказ Федеральной службы по надзору в образовательных и методических организаций с
сфере образования и науки «Об утверждении целью выявления наличия методического кон-
требований к структуре официального сайта тента. В настоящей статье авторы предлагают
образовательной организации в информационно- краткое описание разработанных модели анализа
телекоммуникационной сети "интернет" и методического контента сайта и соответствую-
формату представления на нем информации» щего этой модели инструмента - алгоритма
№ 785 от 29 мая 2014 года (с изменениями и (методики) - подобного анализа, а также резуль-
дополнениями от 2 февраля 2016 г., 27 ноября таты проведённого исследования. Предложенные
2017 г., 14 мая 2019 г.); а также Приказ Прави- нами модель и методика анализа методического
тельства РФ от 11.07.2020 № 1038 «О внесении контента web-сайта могут использоваться
изменений в Правила размещения на официаль- любыми образовательными организациями
ном сайте образовательной организации в (дошкольными, общеобразовательными, методи-
информационно-телекоммуникационной сети ческими организациями) для расширения своих
«Интернет» и обновления информации об представлений о предназначении сайтов и
образовательной организации». Освещение реального практического наращивания их
методической работы оговорено следующим функций. требованием: подраздел сайта «Образование»
должен содержать «информацию о методических Ключевые слова: методический контент и об иных документах, разработанных образова- web-сайта образовательной организации; тельной организацией для обеспечения образова- модель анализа методического контента web-тельного процесса» [13, 17]. Таким образом, сайта; инструмент (методика) анализа мето-вопрос о перечне методических документов дического контента web-сайта, функции мето-отдан на откуп самим образовательным органи- дического контента сайтов: виртуальное зациям. Однако решение задачи по достижению информационное методическое обеспечение, российским общим образованием качества, сопровождение и поддержка. соответствующего десяти лучшим в мире странам, невозможно без осмысления имеющихся Постановка проблемы дефицитов, без системной методической работы Практика информационной открытости педагогических коллективов по устранению этих образовательных организаций реализуется в дефицитов. Поэтому информационное позицио- стране уже достаточно длительное время [16]. нирование этого аспекта деятельности общеобра- Сложилась обширная практика функционирова-зовательных организаций на своих web- ния web-сайтов образовательных организаций платформах, по нашему мнению, должно быть разного типа, а также их аудита [2, 4, 18]. Web-более широким и систематизированным. сайты стали, по сути дела, витринами образова-Научно-методическое обеспечение оценки качества образования 93