Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА / ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микерова Галина Жоршовна, Прынь Елена Ивановна

Внесенными в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС) изменениями сформулированы методологические, содержательные и организационные основы обновления процессов непрерывного повышения профессионального роста педагогических и управленческих работников. Концепцией определено понятие ЕФС как системы взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности в их совокупности, обеспечивающих сопровождение педагогов в их постоянном профессиональном совершенствовании на всероссийском, региональном уровнях, уровне образовательной организации. Региональная система научно-методического сопровождения представлена субъектами, в числе которых - организации дополнительного профессионального образования - региональные институты развития образования, а также региональные профессиональные сообщества (ассоциации, клубы и т. д.). На основе анализа обновленной редакции единых подходов по созданию системы сопровождения педагогических и управленческих работников, обозначенных в ЕФС, и обзора научных трудов представлен опыт института развития образования в роли координатора деятельности профессиональных педагогических сообществ различных категорий и профилей педагогов и управленцев по организации непрерывного профессионального развития учителя в системе дополнительного профессионального образования на примере института развития образования Краснодарского края, отмечающего в текущем году 85-летие со дня образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микерова Галина Жоршовна, Прынь Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PEDAGOGICAL COMMUNITIES AS A FORM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Methodological, substantive and organizational bases for updating the processes of continuous professional development of teaching and management staff were formulated due to changes made to the Concept of creating the Unified federal system of scientific and methodological support for teaching staff and management personnel (hereinafter - EFS). The concept defines the term of EFS as interrelated and integrated subjects of scientific and methodological activity in their totality, providing support for teachers in their constant professional improvement at the All-Russian, regional levels, the level of educational organization. The regional system of scientific and methodological support is represented by subjects, among others there are organizations of additional professional education - regional institutes of educational development, as well as regional professional communities (associations, clubs, etc.). Based on the analysis of the updated edition of the unified approaches of creating the system of support for pedagogical and managerial workers designated in the EFS, and the review of scientific papers, the experience of the Institute of educational development as a coordinator of professional pedagogical communities of various categories and profiles of teachers and managers on the organization of continuous professional development of teachers in the system of additional professional education is presented on the example of the Institute of educational development of the Krasnodar Krai, which celebrates the 85th anniversary of its formation this year.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ»

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Микерова Г. Ж., Прынь Е. И. Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 12-20. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/ kvo102/

Микерова Галина Жоршовна | mykerova8@mail.ru

Доктор педагогических наук, профессор

Профессор кафедры педагогики и методики начального образования

Кубанский государственный университет

Профессор кафедры начального образования

ГБОУ ИРО Краснодарского края

Краснодар, Россия

Прынь Елена Ивановна | epryn@mail.ru

Кандидат педагогических наук Заведующий кафедрой начального образования ГБОУ ИРО Краснодарского края Краснодар, Россия

Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя

Аннотация. Внесенными в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее — ЕФС) изменениями сформулированы методологические, содержательные и организационные основы обновления процессов непрерывного повышения профессионального роста педагогических и управленческих работников. Концепцией определено понятие ЕФС как системы взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности в их совокупности, обеспечивающих сопровождение педагогов в их постоянном профессиональном совершенствовании на всероссийском,

региональном уровнях, уровне образовательной организации. Региональная система научно-методического сопровождения представлена субъектами, в числе которых — организации дополнительного профессионального образования — региональные институты развития образования, а также региональные профессиональные сообщества (ассоциации, клубы и т. д.). На основе анализа обновленной редакции единых подходов по созданию системы сопровождения педагогических и управленческих работников, обозначенных в ЕФС, и обзора научных трудов представлен опыт института развития образования в роли координатора деятельности профессиональных педагогических сообществ

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Микерова Г. Ж., Прынь Е. И. Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 12-20. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/ kvo102/

различных категорий и профилей педагогов и управленцев по организации непрерывного профессионального развития учителя в системе дополнительного профессионального образования на примере института развития образования Краснодарского края, отмечающего в текущем году 85-летие со дня образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, развитие учителя, формальное образование, неформальное образование, педагогические сообщества, горизонтальное образование, сетевое взаимодействие.

Стремительные изменения информационного поля и технологий образования обусловили необходимость перехода к непрерывному совершенствованию профессиональных компетенций учителя.

Определение непрерывного профессионального развития педагогов и управленческих работников, сформулированное в ЕФС, трактует этот процесс как комплекс образовательных мероприятий, осуществление которых приведет к овладению новыми компетенциями или совершенствованию уже имеющихся, в получении которых образовалась необходимость на определенном этапе профессионального развития [8]. Процесс непрерывного развития может быть запущен как в рамках традиционного, регулируемого законодательно повышения квалификации, так и в межкурсовой период — неформального образования.

В статье представлен опыт института развития образования Краснодарского края по формированию профессиональной среды непрерывного профессионального развития учителя путем организации деятельности профессиональных педагогических сообществ как структурных компонентов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках неформального образования.

Неформальное образование определено комплексом образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей соответствующих документов, однако проведение обозначенного комплекса мер также приведет к совершенствованию профессиональных компетенций и овладению новыми необходимыми компетенциями [Там же].

Потребность в организации посткурсового, межкурсового сопровождения управленческих и педагогических работников зафиксирована в ходе системной работы на всех уровнях образования, в том числе по итогам проведения мониторинговых исследований, в ходе выявления и компенсации профессиональных дефицитов, изучения запросов на профессиональное развитие отдельных руководителей, педагогов, педагогических коллективов, управленческих команд и др.

Возможности качественного удовлетворения потребностей в непрерывном профессиональном совершенствовании

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Микерова Г. Ж., Прынь Е. И. Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 12-20. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/ kvo102/

заложены в системе дополнительного профессионального образования, в которой «закладывается процесс наращивания и обновления компетенций» [Цит. по: 5, с. 137].

Определим, какие возможности и ресурсы региональных институтов развития образования может обеспечить непрерывность профессионального роста мастерства учителя. В части реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации — основной составляющей становятся планы работы таких организаций, которые заложены в мобильном обновлении портфеля программ, необходимых для выполнения задач системы образования региона. Кроме того, институты осуществляют научно-методическое сопровождение и информационную поддержку направлений, необходимых для эффективной деятельности системы, в том числе в неформальном аспекте.

Необходимое в плане возникающих технологических и смысловых проблем совершенствование компетенций на определенном этапе развития педагога и в конечном счете его профессиональное благополучие оказывается невозможным без постоянного самоанализа и самообразования [4].

Современному учителю недостаточно владения полученными при профессиональном образовании «психолого-педагогическими, предметными, дидактическими знаниями и навыками — важна его способность в перенастройке

собственной мотивационной сферы, рефлексии, поиску ресурсов профессионального и личностного развития» [Цит. по: Там же]. В то же время в самой системе повышения квалификации идет активный поиск возможностей для педагогов устанавливать и поддерживать профессиональное взаимодействие для оказания поддержки друг другу в совершенствовании своей практической работы [1]. Формой непрерывного профессионального развития учителя в краевой системе научно-методического сопровождения учителей могут выступить профессиональные педагогические сообщества, определенные в ЕФС объединениями педагогических работников, имеющих общие ценности, профессиональные ориентиры, нормы мышления, поведения и взаимодействия. Им отведена роль формирования профессиональной среды на уровнях от конкретной образовательной организации до муниципалитета, региона, федерации [8].

Краевая система сопровождения педагогических и управленческих работников Краснодарского края включает субъекты регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации, которые осуществляют в том числе сетевое взаимодействие.

Одним из субъектов модели научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края [11] в аспекте неформального образования выступают профессиональные объединения — педагогические сообщества (клуб,

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Микерова Г. Ж., Прынь Е. И. Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 12-20. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/ kvo102/

совет, ассоциация и т. п.) руководителей образовательных организаций, учителей-предметников, педагогов дошкольных образовательных организаций, педагогов-психологов, молодых педагогов и др. Созданные по инициативе педагогов, такие профессиональные площадки путем взаимодействия в процессе реализации комплекса краевых мероприятий регионального, муниципального и школьного уровней способствуют методической поддержке педагогических и управленческих специалистов на местах; повышают мотивацию к непрерывному профессиональному самосовершенствованию; участвуют в выявлении и экспертизе инновационного содержания успешных педагогических практик, их тиражировании; реализуют наставнические программы [Там же].

Наставническим практикам в группах профессиональных сообществ педагогов и руководителей образовательных организаций присуще горизонтальное взаимодействие, базирующееся на равных, партнерских взаимоотношениях наставнической пары или группы [3]. Положительный эффект для профессионального развития учителя от реализации педагогической технологии наставничества обеспечивается, с одной стороны, в приобретении наставляемыми позиции активных участников собственного образования. С другой стороны, горизонтальное взаимодействие способствует выявлению и решению насущных профессиональных задач. Такое сопровождение может трактоваться как оказание помощи,

поддержки в условиях возникновения каких-либо затруднений [2].

Первые профессиональные сообщества как управляемые методические объединения появились в регионе в 2020 году. На начало текущего года их количество составляет более двух десятков. Самыми многочисленными являются объединения учителей начальных классов — свыше 5 тысяч участников, классных руководителей — более 3,5 тысяч. Однако этот процесс продолжается, и на стадии оформления находится объединение учителей музыки и изобразительного искусства.

Структура профессионального сообщества в системе образования Краснодарского края представлена координатором сообщества, его председателем, президиумом, советом и членами сообщества — представителями всех муниципальных образований и городских округов края [10]. Координатором профессионального сообщества является представитель центров или кафедр института, обеспечивая функциональную связь плановой работы организации дополнительного профессионального образования и инициативных мероприятий сообщества.

Деятельность профессионального педагогического сообщества обладает признаками сетевого взаимодействия, поскольку наблюдается выстраивание вертикальных и горизонтальных связей не столько между структурами учреждений, сколько между профессиональными командами этих организаций,

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Микерова Г. Ж., Прынь Е. И. Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 12-20. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/ kvo102/

работающими над решением общих проблем, и порядок задается логикой общих действий, а не процедурами [9, с. 34].

Таким образом, краевой институт развития образования координирует деятельность педагогических сообществ, создает условия для массового привлечения педагогов. Определены основные направления научно-методического сопровождения. В аспекте мотивации участников к активному и продуктивному профессиональному взаимодействию с целью психолого-педагогической поддержки проводятся мастер-классы, тренинги, анкетирования по формированию готовности к получению неформального образования, саморазвитию. «Стержнем деятельности сетевого сообщества являются образовательные события» [Цит. по: 6, с. 86]. Поэтому проведение образовательных, тематических, методических мероприятий, таких как форумы, предметные недели, профессиональные конкурсы, семинары-практикумы — одно из ключевых направлений деятельности объединения. Совместно с сотрудниками института участники сообществ становятся участниками инновационных проектов по поддержке новых образовательных инициатив, диссеминации лучшего опыта, распространения успешных педагогических практик Краснодарского края в процессе сетевого взаимодействия.

Сеть (как основа сетевого взаимодействия) является совокупностью субъектов и связей между ними, направленных на решение возникающих проблем путем преодоления автономности и

закрытости, а также способом взаимодействия, в основе которого лежит необходимость решения конкретной профессиональной проблемы, интересующей всех включенных субъектов. В качестве сетевых ресурсов могут быть использованы учебно-методические, материально-технические, информационные, научно-технические, кадровые, финансовые, социальные ресурсы. Как форма общения, сетевое взаимодействие, или совместная скоординированная определенным субъектом сети деятельность, ориентирована на достижение конкретных, заранее известных целей. Поэтому важной характеристикой сетевого взаимодействия является наличие объединяющей цели [7].

Выделяют следующие модели сетевого взаимодействия: распределенная сеть, концентрированная сеть, модель цепи.

Распределенная модель сетевого взаимодействия децентрирована, основная функция ее — обмен ресурсами. Участники сети, согласовывая свои запросы, запрашивают необходимый ресурс друг у друга. Идентичная распределенная сеть предполагает совместное использование ресурсов, создается на основе формулирования участниками сетевого взаимодействия общей цели. Модель цепи предполагает четкую определенность и последовательность взаимодействия всех участников сети, при этом каждое звено решает одну поставленную задачу.

Концентрированная модель предполагает наличие центра — координационного

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Микерова Г. Ж., Прынь Е. И. Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 12-20. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/ kvo102/

звена. Центр ресурсной концентрированной модели выступает в роли связующего элемента системы, осуществляющего сбор и распределение необходимых ресурсов. Координационная модель включает регулирующий центр, который координирует деятельность по достижению планируемых результатов. Участники сетевого взаимодействия предоставляют ресурсы для обмена, а координационный центр распределяет и передает их по целевому назначению, исходя из запросов региональной системы образования и участников [Там же].

Таким образом, моделью взаимодействия внутри региональных педагогических сообществ является концентрированная сеть, предполагающая подчинение участников координационному центру исключительно в рамках решаемой проблемы. Для модели характерна гибкая система взаимосвязей, высокий уровень саморегуляции включенных в сеть организаций.

Осуществление сетевого взаимодействия предусматривает создание единого информационного пространства и банка материалов учебного и методического назначения, опыта их применения. Основным пространством для сотрудничества и поддержания интерактивного общения участников профессиональных сообществ педагогов стала платформа на сайте института — «Сетевые сообщества педагогов Кубани», которая по сути является концентрированной моделью сетевого взаимодействия.

Таким образом, для качественного профессионального развития учителя должна быть предоставлена возможность постоянного ежедневного обновления компетенций [4]. Условия для создания такого пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагога, как в процессе повышения квалификации, так и в рамках неформального образования, определены ЕФС нашей страны. Формальными и неформальными средствами на протяжении всей педагогической деятельности специалиста обеспечена возможность возобновления его профессионального развития.

Основными результатами деятельности региональных педагогических сообществ в качестве формы непрерывного профессионального развития учителя можно назвать повышение мотивации к самообразованию и стимулирование профессионального роста, возможность непосредственного использования

обновленных компетенций в практике профессиональной деятельности, повышения активности педагогов в выборе и освоении программ повышения квалификации, конкурсном движении.

Перспективным направлением дальнейшей работы над усовершенствованием региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Краснодарского края является актуализация функциональных связей между ее субъектами.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Микерова Г. Ж., Прынь Е. И. Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 12-20. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/ kvo102/

Список литературы

1. Бугрова, Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бугрова Наталия Сергеевна. — Омск, 2009. — 24 с.

2. Вейдт, В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности [Электронный ресурс] / В. П. Вейдт // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования. — 2022. — № 3 (15) / сентябрь. — С. 14-24. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ q2022/30sntl2022/kvo302/ (дата обращения: 02.06.2023).

3. Демченко, А. А. Особенности реализации региональной системы наставничества в плоскости горизонтального взаимодействия / А. А. Демченко, Е. Н. Черник // Дополнительное образование взрослых: формальное, неформальное, информальное: Сб. науч. ст. международной науч.-прак-тич. конф. 25-26 ноября 2021 года. — Минск: БГПУ, 2021. — С. 63-69.

4. Илюшин, Л. С. Современный учитель в позиции «ученика»: ресурсы профессионального благополучия / Л. С. Илюшин, А. А. Азбель // Непрерывное образование. — 2022. — № 1 (39). — С. 15-21.

5. Камка, С. В. Андрагогические подходы к формированию программ дополнительного профессионального образования педагогов / С. В. Камка, О. И. Николенко // Педагогическое

образование в России. — 2021. — № 3. — С. 136-143.

6. Котлярова, А. Е. Мотивация неформального образования педагогов в сетевых педагогических сообществах [Электронный ресурс] / А. Е. Котлярова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2015. — № 2 (23). — С. 86-92. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/motivatsiya-neformalnoqo-obrazovaniya-pedaqoqov-v-setevyh-pedaqoqicheskih-soobschestvah (дата обращения: 02.06.2023).

7. Микерова, Г. Г. Инновационный проект как форма реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений / Г. Г. Микерова, Ю. Д. Гакаме, Б. В. Сергеева // Преемственность дошкольного и начального образования: проблемы и направления: Сб. материалов всерос. науч.-практич. конф. 20 марта 2018 года. — Краснодар: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. — С. 32-37.

8. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15.12.2022 года № Р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174» [Электронный ресурс] // Банк документов Министерства просвещения

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Микерова Г. Ж., Прынь Е. И. Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 12-20. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/ kvo102/

Российской Федерации. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3f c484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/ download/5420/ (дата обращения: 02.06.2023).

9. Швецов, М. Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе [Электронный ресурс] / М. Ю. Швецов, А. Л. Дугаров // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. — 2012. — № 5. — С. 33-38. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-professionalnogo-obrazovaniya-v-regione (дата обращения: 02.06.2023).

10. Яковлева, Н. О. Закономерности и принципы функционирования региональной инновационной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывный рост профессионального мастерства учителя [Электронный ресурс] / Н. О. Яковлева,

B. В. Гайдукова // Педагогическая перспектива. — 2022. — № 4 (8). —

C. 3-12. — URL: https://journal-iro23.ru/ wp-content/uploads/2022/12/1-Яков-лева-Гайдукова.-№4-2022.-3-12-1.pdf (дата обращения: 02.06.2023).

11. Яковлева, Н. О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [Электронный ресурс] / Н. О. Яковлева // Педагогическая перспектива. — 2021. — № 3. — С. 27-39. — URL: https://journal-iro23. ru/wp-content/uploads/2021/08/

Яковлева-27-39-№3-2021^ (дата обращения: 02.06.2023).

Galina Z. Mikerova

Kuban State University

Institute of educational development

of the Krasnodar Krai

Krasnodar, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elena I. Pryn

Institute of educational development of the Krasnodar Krai Krasnodar, Russia

Regional pedagogical communities as a form of continuous professional development of teachers

Abstract. Methodological, substantive and organizational bases for updating the processes of continuous professional development of teaching and management staff were formulated due to changes made to the Concept of creating the Unified federal system of scientific and methodological support for teaching staff and management personnel (hereinafter — EFS). The concept defines the term of EFS as interrelated and integrated subjects of scientific and methodological activity in their totality, providing support for teachers in their constant professional improvement at the All-Russian, regional levels, the level of educational organization. The regional system of scientific and methodological support is represented by subjects, among

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Микерова Г. Ж., Прынь Е. И. Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 12-20. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/ kvo102/

others there are organizations of additional professional education — regional institutes of educational development, as well as regional professional communities (associations, clubs, etc.). Based on the analysis of the updated edition of the unified approaches of creating the system of support for pedagogical and managerial workers designated in the EFS, and the review of scientific papers, the experience of the Institute of educational development as a coordinator of professional pedagogical communities of various categories and

profiles of teachers and managers on the organization of continuous professional development of teachers in the system of additional professional education is presented on the example of the Institute of educational development of the Krasnodar Krai, which celebrates the 85th anniversary of its formation this year.

Keywords: additional education, teacher development, formal education, non-formal education, pedagogical communities, horizontal education, networking.

Статья поступила в редакцию 04.06.2023; одобрена после рецензирования 12.06.2023; принята к публикации 14.06.2023.

The article was submitted 04.06.2023; approved after reviewing 12.06.2023; accepted for publication 14.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.