Научная статья на тему 'СОПОСТАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ОТДАЛЕННОЙ ЛЕТАЛЬНОСТИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОГО ОСТРОГО КОРОНАРНОГО СИНДРОМА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ'

СОПОСТАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ОТДАЛЕННОЙ ЛЕТАЛЬНОСТИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОГО ОСТРОГО КОРОНАРНОГО СИНДРОМА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Щинова А. М., Потехина А. В., Долгушева Ю. А., Ефремова Ю. Е., Осокина А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ОТДАЛЕННОЙ ЛЕТАЛЬНОСТИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОГО ОСТРОГО КОРОНАРНОГО СИНДРОМА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ»

013-014

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

быть различным. Во многом это связано с тем, что имеются полиморфизмы генов, кодирующих ферменты, участвующие в метаболизме P2Y12-ингибиторов. Решение о изменения стандартной схемы антиагрегантной терапии принимали индивидуально. "Медленный" AA генотип CYP2C19*2 ассоциирован с АДФ-агрегацией и высоким риском резистентности к клопидогрелу. Пациенты с AA генотипом гена тромбок-сан-синтетазы TBXAS1 более чувствительны к клопидогрелу, а среди пациентов с AT и TT генотипом достоверно больше резистентных пациентов. При этом эффективность реваску-ляризации зависит от предварительной оценки жизнеспособности миокарда.

Заключение. Достижение и сохранение целевых уровней агрегации тромбоцитов и липидов существенно снижает риск негативных кардиальных событий после СКА. Носители од-нонуклеотидных полиморфизмов CYP2C19*2 и CYP2C19*3 являются резистентными к клопидогрелу, тогда как полиморфизмы CYP2C19*17 являются сильными ответчиками в нашей популяции (усиливает эффект клопидогрела). У "плохих метаболизаторов" клопидогрела, надо использовать альтернативные дозы (150 мг/сут).

Рецензенты: Бенимецкая К. С. (к.м.н., ФГБУ "НМИЦим. ак. Е. Н. Мешалкина" Минздрава России, Новосибирск), Муканее-ва Д. К. (н.с. Отдела укрепления Общественного здоровья ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, Москва).

013 ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕСТА

ГЕНЕРАЦИИ ТРОМБИНА У ПАЦИЕНТОВ С НЕСТАБИЛЬНОЙ СТЕНОКАРДИЕЙ

Недбаева Д. Н., Мельничникова О. С., Золотова Е. А., Сироткина О. В., Кухарчик Г. А.

НМИЦ им. В. А. Алмазова, Санкт-Петербург, Россия

Источник финансирования: ГЗ №121031100286-1.

Пациенты с острым коронарным синдромом (ОКС) имеют высокие ишемические и геморрагические риски. В настоящее время актуальны вопросы лабораторной идентификации пациентов с риском кровотечений и тромбозов. Перспективным является использование интегральных тестов оценки гемостаза, один из которых — тест генерации тромбина (ТГТ). Он позволяет оценить совместное действие про-коагулянтных и антикоагулянтных факторов, однако в настоящее время его роль у данной группы пациентов не определена, а имеющиеся исследования противоречивы.

Цель. Определить активность тромбообразования с помощью ТГТ у пациентов с нестабильной стенокардией в сравнении со здоровыми донорами.

Материал и методы. В исследование включено 44 пациента, госпитализированных с диагнозом нестабильная стенокардия, в возрасте 65±12 лет, и группа доноров без ишеми-ческой болезни сердца в анамнезе, средний возраст составил 40± 14 лет. Лечение нестабильной стенокардии проводили в соответствии с действующими клиническими рекомендациями, в том числе с назначением двойной антиагрегантной терапии и периоперационной антикоагулянтной терапии. ТГТ в бедной тромбоцитами плазме выполняли на 3-5 сутки госпитализации, к моменту выполнения исследования анти-коагулянтная терапия была завершена.

Результаты. В группе пациентов с нестабильной стенокардией выявлены более низкие количественные показатели ТГТ: максимальная концентрация тромбина: 3,9 (3,2; 3,8) nM против 2,1 (1,9; 2,4) nM у здоровых доноров, VI: 29,3±21,9 nM/min против 84,7±43,7 nM/min, AUC: 2203,6 (1432,7; 2618,8) nM против 2760,8 (2639,7; 3023,4) nM, а также увеличение времени достижения пиковых концентраций тромбина: 9,7 (8,3; 11,7) мин против 5,9 (5,1; 6,6) мин и увеличение Lag time: 3,9 (3,2; 3,8) мин против 2,1 (1,9; 2,4) мин. По всем представленным показателям получены статистически значимые различия (p<0,05).

Более низкие показатели теста генерации тромбина в группе пациентов с нестабильной стенокардией наиболее вероятно связаны с предшествующей антикоагулянтной терапией, что свидетельствует о ее эффективности. Кроме это-

го, вклад в снижение ТГТ в данной группе пациентов вносит назначение двойной антиагрегантной терапии, которая, по данным литературных источников, обуславливает снижение интенсивности связанного с тромбоцитами тромбиногенеза. Наблюдение за пациентами проводили в течение госпитализации. При выполнении коронарографии было зарегистрировано 3 случая инфаркта миокарда 4А типа; в раннем послеоперационном периоде тромбозов и клинически значимых кровотечений не возникало.

Заключение. Таким образом, тест генерации тромбина может использоваться в качестве интегрального параметра оценки системы гемостаза у пациентов с нестабильной стенокардией, в том числе для оценки эффективности проводимой терапии. Можно предположить, что высокие показатели ТГТ будут свидетельствовать о недостаточно эффективной терапии, что подтверждается данными различных исследований, описывающих связь неблагоприятного прогноза пациентов с ОКС высокими показателями ТГТ.

Рецензенты: Бенимецкая К. С. (к.м.н., ФГБУ "НМИЦим. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, Новосибирск), Муканее-ва Д. К. (н.с. Отдела укрепления Общественного здоровья ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, Москва).

014 СОПОСТАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ОТДАЛЕННОЙ ЛЕТАЛЬНОСТИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОГО ОСТРОГО КОРОНАРНОГО СИНДРОМА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Щинова А. М.1, Потехина А. В.1, Долгушева Ю. А.1, Ефремова Ю. Е.1, Осокина А. К.1, Филатова А. Ю.1, Сорокин Е. В.1, Шестова И. И.2

'ФГБУ "НМИЦК им. ак. Е. И. Чазова" Минздрава России, Москва; 2ГУЗ "Тульский областной клинический кардиологический диспансер", Москва, Россия

Источник финансирования: отсутствует.

Отдаленный прогноз после перенесенного острого коронарного синдрома (ОКС), помимо соматического статуса пациента и особенностей лечения в острую фазу, во многом определяется уровнем и качеством последующего диспансерного наблюдения.

Цель. Оценка эффективности диспансерного наблюдения кардиологами и терапевтами, а также врачами кардио-диспансера и поликлиник по месту жительства в отдаленном периоде после ОКС.

Материал и методы. В исследование включено 1130 пациентов (715 (63,3%) мужчин, 415 (36,7%) женщин), проходивших лечение по поводу ОКС в региональном сосудистом центре (РСЦ) с населением в зоне обслуживания 1 млн человек в 2019г. В зависимости от особенностей дальнейшего амбулаторного наблюдения пациенты разделены на следующие группы: пациенты, наблюдавшиеся у кардиологов или терапевтов по месту жительства; пациенты, наблюдавшиеся в кардиодиспансере или в поликлиниках по месту жительства. В группах наблюдения анализировалась показатели вторичной профилактики и отдаленная летальность. Средняя длительность наблюдения составила 17,8±3,6 месяцев.

Результаты. Среди 1044 пациентов, выписавшихся из стационара, на диспансерный учет встал 371 пациент: 300 — в кардиодиспансер, 71 — в поликлиники по месту жительства (36 человек наблюдались у терапевтов, 35 — у кардиологов). Среднее время от выписки до постановки на диспансерный учет составило 41,6±48 дней.

По показателям общего холестерина (ОХС), систолического и диастолического АД группы различных вариантов диспансерного наблюдения были сопоставимы. Средние значения ЛНП составили 1,95±1,27 ммоль/л среди тех, кто наблюдался в кардиодиспансере и 2,68±2,58 ммоль/л у пациентов, наблюдавшихся по месту жительства (р<0,001); 2±0,86 ммоль/л у пациентов, наблюдавшихся кардиологами

СБОРНИК ТЕ ЗИСОВ

015-016

и 2,8±1,3 ммоль/л у состоявших на учете у терапевтов, соответственно (p<0,001).

Среди пациентов, состоявших на диспансерном учете, в отдаленном периоде умерли 22 человека (5,9%), среди не состоявших — 86 человек (12,8%). Постановка на диспансерный учет ассоциировалась с меньшей частотой смерти (p<0,001). Медиана времени от выписки до смерти составила 377 [156; 485] дней для вставших на диспансерный учет и 82 [24,75; 301,75] дня для не вставших на учет (p<0,05). Наблюдение в кардиологическом диспансере ассоциировалось с меньшей частотой смерти (p=0,02) в сравнении с лицами, наблюдавшимися в поликлиниках по месту жительства. Значимых различий в отсроченной летальности у пациентов, наблюдавшихся кардиологами и терапевтами, не выявлено.

Заключение. Постановка на диспансерный учет после перенесенного ОКС ассоциировалась со снижением летальности в отдаленном периоде. Наблюдение в кардиодиспан-сере ассоциировалось с более эффективным контролем ЛНП и снижением отдаленной летальности после индексного события.

Рецензенты: Бенимецкая К. С. (к.м.н., ФГБУ "НМИЦим. ак. Е. Н. Мешалкина" Минздрава России, Новосибирск), Муканее-ва Д. К. (н.с. Отдела укрепления Общественного здоровья ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, Москва).

015 ХАРАКТЕРИСТИКА АНТЕГРАДНОГО КОРОНАРНОГО КРОВОТОКА У ПАЦИЕНТОВ С ИНФАРКТОМ МИОКАРДА, ПЕРЕНЕСШИХ COVID-19

Чащин М. Г.1, Стрелкова А. В. 1, Горшков А. Ю. 1, Драпкина О. М.1, Косицына И. В.2, Голубев А. В.2, Чаус Н. И.2

'ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава РФ, Москва; 2ГБУЗ Городская клиническая больница им. В. П. Демихова ДЗМ, Москва, Россия

Источник финансирования: отсутствует.

Цель. Оценить исходный антеградный кровоток у пациентов с инфарктом миокарда (ИМ), перенесших ранее COVID-19, а также распространенность феномена Slow/No-reflow после выполнения чрескожных коронарных вмешательств (ЧКВ).

Материал и методы. В исследование включены 390 пациентов, получивших лечение по поводу ИМ в ГКБ им. В. П. Демихова г. Москвы. Объем обследований соответствовал действующим клиническим рекомендациям. Всем пациентам выполнялась коронароангиография, по показаниям выполнялись ЧКВ. Факт перенесенного COVID-19 устанавливался на основании данных анамнеза или медицинской документации и подтверждался повышением титра IgG к SARS-CoV-2. Средний возраст пациентов составил 62,5 [54,3; 69,8] года. Больше половины пациентов были мужского пола — 55,4% (n=92). В зависимости от наличия факта перенесенного COVID-19 в анамнезе и повышения титра антител IgG, пациенты были разделены на 2 группы: в 1 группу вошли 166 пациентов с повышенным титром антител IgG; во 2 группу — 224 пациента без повышения титра антител IgG и без данных о перенесенном ранее COVID-19. Медиана от появления симптомов COVID-19 до развития ИМ составила 54,0 [42,0; 82,0] дня.

Результаты. ИМ с подъемом сегмента ST (ИМ^Т) отмечался у 37,4% (n=62) пациентов в 1 группе и у 53,1% (n=119) пациентов во 2 группе (р=0,002). Антеградный кровоток TIMI 0-1 чаще регистрировался у пациентов 2 группы, по сравнению с 1-й — 36,1% (n=60) против 54,5% (n=122), (p<0,01). Многососудистое поражение коронарного русла наблюдалось у 30,7% (n=51) пациентов 1-й группы и у 37,5% (n=84) пациентов 2-й группы (p=0,16). По тяжести поражения коронарного русла согласно шкале Syntax обе группы оказались сопоставимы — 16 [9; 28,6] баллов против 14 [10; 28] баллов (p=0,89). Механическая реканализация производилась в 33,1% (n=55) случаев в 1-й группе и в 49,1% (n=110) случаев во 2-й группе, (p<0,01). Баллонная ангиопластика

и стентирование инфаркт-ответственной артерии выполнялись одинаково часто у пациентов в обеих группах — 98,2% (n=163) против 94,2% (n=211), (p=0,06). Полная реваскуля-ризация достигнута у 72,9% (n=121) пациентов 1-й группы и у 76,3% (n=171) пациентов 2-й группы (p=0,44). По распространенности феномена Slow/No-reflow обе группы между собой достоверно не различались — 4,8% (n=8) против 4,0% (n=9), (p=0,70).

Инфузия ингибиторов IIb/IIIa проводилась у 5,4% (n=9) больных 1-й группы и 5,8% (n=13) 2-й группы (p=1,0). На фоне проведенной терапии, у всех пациентов удалось достичь оптимальной перфузии дистального коронарного русла (p>0,05).

Заключение. У пациентов с ИМ, перенесших COVID-19, реже наблюдалась полная окклюзия инфаркт-связанной артерии, однако по частоте развития феномена slow/no-reflow после выполнения ЧКВ группа пациентов, перенесших COVID-19, по сравнению с группой не болевших COVID-19 достоверно не различалась.

Рецензенты: Бенимецкая К. С. (к.м.н., ФГБУ "НМИЦим. ак. Е. Н. Мешалкина" Минздрава России, Новосибирск), Муканее-ва Д. К. (н.с. Отдела укрепления Общественного здоровья ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России, Москва).

016 COVID-19, КАК ВОЗМОЖНЫЙ ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

Герасименко О. Н., Толмачева А. А., Зимина Ю. Д., Горбунова А. М., Марачкова Д. О.

ФГБОУ ВО Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Новосибирск, Новосибирск, Россия

Источник финансирования: отсутствует.

Цель. Оценить взаимосвязь COVID-19 и ишемической болезни сердца (ИБС) на основании ретроспективного анализа данных историй болезни 713 пациентов.

Материал и методы. Ретроспективно были проанализированы данные 713 историй болезни пациентов, прошедших реабилитацию III этапа в отделении медицинской реабилитации ГБУЗ НСО "Новосибирский областной клинический госпиталь ветеранов войн №3" в период с 01.01.2022г. по 31.12.2022г. Среди них, 155 пациентов прошли реабилитацию кардиологического профиля, 558 — соматического профиля. В подробный анализ включены истории болезни 50 пациентов, у которых прослеживается временная причинно-следственная связь между COVID-19 и верификацией либо про-грессированием ИБС.

Результаты. Всего 50 пациентов, которые были разделены на 2 группы. В первую группу включены пациенты (n=21), у которых прослеживается причинно-следственная связь между COVID-19 и развитием ИБС. Во вторую группу вошли пациенты (n=29), у которых отмечалось ухудшение течения, верифицированной ранее, ИБС на фоне перенесенной COVID-19. Итак, в 1-й группе: в 38,1% (n=8) — зафиксировано развитие острого коронарного синдрома (ОКС), в 69,1% (n=13) — стабильной ИБС. Во 2-й группе: в 10,4% (n=3) случаев после перенесенной COVID-19 у пациентов развился ОКС; в 89,6% (n=26) случаев отмечалось прогрессирование стабильной ИБС (увеличение ФК стенокардии напряжения).

Средний возраст пациентов (n=21) в 1-й группе составил — 69,2±8,6 лет, женщин (n=13) — 69,4±9,3 лет, мужчин (n=8) — 69,0±7,25 лет. Средний период от заболевания COVID-19 до установления сердечно-сосудистого заболевания — 4,3±2,6месяца. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний (курение, избыточная масса тела, ожирение, нарушение углеводного обмена — предиабет и сахарный диабет) отмечались у 76 %, при этом у 24% пациентов данные факторы риска отсутствовали.

Средний возраст пациентов (n=29) во 2-й группе составил 68,9±8,5 лет, женщин (n=11) — 71,0±6,7 год, мужчин (n=18) — 67,5±9,7лет. Средний период от заболевания COVID-19 до дестабилизации ИБС — 5,89±3,3 месяцев. Факторы риска сердеч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.