СООТНОШЕНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ УВЕРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ИНИЦИАТИВНОСТИ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ И ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ
Е.Л. Никитина, Д.А. Шляхта
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена анализу особенностей проявления инициативности на различных этапах профессионализации врача-хирурга во взаимосвязи с характеристиками осуществления уверенного поведения. Раскрывается специфика развития и реализации инициативности как системного свойства личности врача-хирурга в соотношении с выраженностью гармонических инструментальных характеристик уверенности.
Ключевые слова: инициативность, уверенность, свойства личности, врачи-хирурги, студенты-медики.
Процесс формирования таких профессионально важных свойств личности специалиста, как инициативность и уверенность, является одной из важных проблем современной психологии. Анализ литературы по психологии показывает наличие тесных активизирующих взаимоотношений между инициативностью и уверенностью [1; 4; 5; 7]. С одной стороны, уверенность, рождающая убежденность в своей правоте и смелость в выражении убеждений, обеспечивает раскрытие творческого потенциала, развитие способности к энергичным действиям, а также легкость в осуществлении инициатив и умение противостоять обстоятельствам [2]. С другой стороны, именно чувство инициативы является основополагающим для реалистического ощущения собственных притязаний и целей [8]. Ф. Зимбардо говорит об инициативе субъекта в успешном выполнении трудных задач как о важнейшем факторе формирования уверенности [3].
В рамках данной статьи ставится задача выявить специфику соотношения выраженности уверенности личности и психологических особенностей реализации инициативности студентов-медиков II, VI курсов и врачей-хирургов. Исследование проводилось на базе Российского государственного медицинского университета Росздрава, НИИ и клинических больниц г. Москвы. Всего в исследовании принял участие 161 человек: 58 человек — студенты-медики II курса, 50 человек — студенты-медики VI курса, 53 человека — врачи-хирурги. Для диагностики инициативности и уверенности применялись бланковые тесты «Инициативность» и «Уверенность», разработанные А.И. Крупновым [6]. Инициативность и уверенность понимаются нами как системные свойства личности, включающие в себя мотива-ционно-смысловые (отражающие выбор и приоритет целей и побуждений, глубину и точность когнитивных значений, сферу приложения черт характера) и регуля-торно-динамические (отражающие меру интенсивности и вариативности реализации свойств, окраску эмоциональных переживаний и характер их регуляции)
компоненты. За выраженность уверенности был принят средний показатель гармонических переменных регуляторно-динамического блока данного свойства.
Было найдено среднее значение и стандартное отклонение данного показателя для групп студентов-медиков II, VI курсов и врачей-хирургов. С использованием этих статистик каждая выборка была поделена на три группы: уверенные; неуверенные; промежуточная группа. Для выявления достоверности различий в особенностях проявлений инициативности у испытуемых указанных групп нами был проведен статистический анализ данных с помощью и-критерия Манна— Уитни. Различия считались статистически достоверными при значениях p < 0,05. Для сравнения выраженности различий использовалась медиана, что дало возможность раскрыть специфику особенностей уверенных и неуверенных испытуемых.
Среди студентов-медиков II курса было выделено 12 человек неуверенных (20,6%), 13 уверенных (22,4%) и 33 человека со средней выраженностью уверенности (56,8%). У уверенных и неуверенных второкурсников статистически значимые различия выступили как в мотивационно-смысловых, так и в регулятор-но-динамических составляющих инициативности. Нами было установлено, что у уверенных второкурсников, по сравнению с неуверенными, в значительно большей степени выступила агармоническая переменная мотивационно-смыслового блока инициативности эгоцентричность (Ме = 40 и Ме = 28 соответственно). Это говорит о том, что у них значительно преобладает стремление посредством своих начинаний реализовать личные интересы, зарекомендовать и проявить себя, упрочить свой авторитет, добиться каких-либо привилегий, материальных благ. Уверенных второкурсников, в отличие от неуверенных, характеризует и большая выраженность переменных общественно значимых (Ме = 40 и Ме = 28) и личност-но значимых целей (Ме = 44 и Ме = 32) Стремясь к индивидуальному успеху, они проявляют инициативность как в целях поиска интересной работы, получения знаний, обретения уважения, признания и дружбы, так и ради обретения самостоятельности и устройства личной жизни. В группе уверенных студентов II курса ярче, чем у неуверенных второкурсников, выступили переменные инициативности предметность (Ме = 41 и Ме = 30,5) и субъектность (Ме = 42 и Ме = 33,5). Таким образом, у более уверенных второкурсников инициативные действия чаще приводят к успеху в различных делах, творческих начинаниях, установлении контактов, а также в саморазвитии и расширении личностного потенциала. Уверенных второкурсников, по сравнению с неуверенными, характеризует большая выраженность энергичности (Ме = 37 и Ме = 27) и стеничности (Ме = 40 и Ме = 31,5). Следовательно, уверенные студенты-медики II курса, активно проявляя инициативу, легче преодолевают неблагоприятные обстоятельства, стремятся к новизне, испытывают потребность в творческой деятельности. Можно сказать, что более уверенные студенты-медики II курса испытывают радостные переживания от возможности действовать в ситуации неизвестности, новизна происходящего вызывает у них оптимизм. Они, в отличие от неуверенных студентов, чаще ощущают признательность людям, которые положительно оценивают их инициативы. В целом, уверенные студенты-медики II курса более позитивно и творчески подхо-
дят к реализации своих начинаний, уверенность актуализирует у них переживание внутренней свободы. Они больше стремятся к личному успеху и самоутверждению, четче представляют себе разнонаправленные цели своих инициатив.
В группе студентов-медиков VI курса оказалось 17 (34%) неуверенных, 19 (38%) уверенных и 14 человек (28%) со средним уровнем выраженности уверенного поведения. Статистически значимые различия между группами уверенных и неуверенных выпускников обнаружены как в мотивационно-смысловой, так и в регуляторно-динамической подсистемах инициативности. Итак, в группе уверенных выпускников, по сравнению с неуверенными студентами, также в большей мере проявились такие характеристики инициативности, как переменные общественно (Me = 41 и Me = 29) и личностно (Me = 44 и Me = 29) значимые цели. Психологическая сущность указанных различий состоит в том, что уверенные выпускники более инициативны в целях трудоустройства, обретения знаний и различного опыта, установления социальных контактов, достижения признания и уважения окружающих. Они также чаще выступают с различными предложениями и начинаниями для реализации целей самосовершенствования, удовлетворения своих планов и желаний, как в сфере личных отношений, так в сфере актуализации своих способностей и знаний. В свою очередь, у уверенных студентов-медиков VI курса в значительно большей мере, чем у неуверенных выпускников, выражены обе переменные мотивационного: социоцентричность (Me = 44 и Me = 32) и эгоцент-ричность (Me = 37 и Me = 24) и когнитивного: осмысленность (Me = 33 и Me = = 24) и осведомленность (Me = 33 и Me = 25) компонентов. Неустойчивость в выборе предпочтительных мотивов сочетается у уверенных выпускников с размытым, противоречивым представлением о конкретных возможностях развития инициативности и ее роли в поведении деятельности. В группе уверенных студентов VI курса, по сравнению с неуверенными, ярче проявились такие показатели инициативности, как предметность (Me = 38 и Me = 28) и субъектность (Me = 33 и Me = 30), что свидетельствует о большей продуктивности их инициатив в решении как общественно, так и личностно значимых задач. Более уверенных выпускников, в отличие от неуверенных, характеризует большая выраженность таких переменных инициативности как энергичность (Me = 40 и Me = 23) и стенич-ность (Me = 40 и Me = 27), по сравнению с неуверенными выпускниками. Это указывает на то, что уверенные выпускники охотно используют новые приемы и открывающиеся возможности, самостоятельно берутся за новые дела и мероприятия. Процесс инициации вызывает у них удовольствие. Трудности и препятствия чаще воспринимаются ими как вызов, а, преодолевая сложности, они испытывают положительные эмоции.
Особо подчеркнем, что у уверенных студентов-медиков VI курса ярче, чем у неуверенных, проявились обе переменные регуляторного компонента — ин-тернальность (Me = 36 и Me = 25) и экстернальность (Me = 34 и Me = 21). Это отражает тот факт, что, с одной стороны, уверенные выпускники, проявляя инициативу, рассчитывают на свои силы, стараются действовать автономно и ориентироваться на внутрииндивидуальные детерминанты. В то же время даже уверен-
ные выпускники, являющиеся достаточно свободными и настойчивыми в осуществлении новых дел, отказываются от своих начинаний при непонимании со стороны других людей, отсутствии внимания и положительной оценки со стороны окружающих. Самоограничение в реализации инициатив, ожидание помощи от других людей, зависимость от стечения обстоятельств и их личной субъективной оценки могут препятствовать им в полноценном использовании собственных способностей и внутреннего потенциала.
В группе врачей-хирургов выявлено 13 (24,5%) неуверенных, 14 (26,4%) уверенных и 26 человек (49%) со средними показателями выраженности уверенного поведения. Статистически значимые различия между группами уверенных и неуверенных врачей-хирургов проявились только в мотивационно-смысловом блоке инициативности. Особый интерес представляет тот факт, что в группе врачей-хирургов уверенных от неуверенных отличает только большая выраженность у первых обеих переменных продуктивного компонента инициативности: предметность (Ме = 37 и Ме = 30) и субъектность (Ме = 39 и Ме = 32). Это, вероятно, связано с тем, что уверенные врачи-хирурги, справляясь с нерешительностью и колебаниями, в то же время не делают неоправданного выбора, обусловленного страхом и неуверенностью. Можно сказать, что уверенным врачам-хирургам присущи более совершенные психологические стратегии и тактики, обеспечивающие продуманное функционирование инициативности. Состояние уверенности сопровождается оптимальным подходом к реализации инициативности: наблюдается ясный, объективный взгляд на положение дел, четкое понимание задачи и средств для ее осуществления, предвидение успеха. Уверенные хирурги своевременно выбирают методы лечения, принимают решения о необходимости операции. Вероятно, более уверенные хирурги лучше умеют приспосабливаться к частой смене ситуаций. Они способны регулировать свои действия в соответствии с заранее продуманным планом, подчинять их моральным нормам и объективным условиям, подавлять противоречащие этому побуждения, разрешать трудности на пути к результату. Стремление к новизне, реализации новых, неиспробованных идей, отход от типичных стандартных приемов направлены у них на достижение конкретных практических результатов.
Особенно важно, что для уверенных испытуемых всех групп характерна большая, по сравнению с неуверенными, продуктивность инициативного поведения в предметно-деятельностной и субъектно-коммуникативной сферах. Это свидетельствует о том, что как второкурсники и выпускники, так и врачи-хирурги, чаще с помощью инициативных действий достигающие успехов в общении и взаимодействии с другими людьми, различных видах деятельности и развитии творческого отношения к делу, отличаются более уверенным поведением. Также их инициативность в большей мере способствует повышению самооценки, развитию собственных склонностей и интересов, проявлению самостоятельности. Данные особенности позволяют говорить о том, что на различных этапах профессионализации активность и устойчивость уверенного поведения, оптимизм и радость при реа-
лизации уверенных поступков, умение регулировать свое поведение и опираться на свои силы связаны с эффективностью конкретных начинаний и инициатив, что подкрепляет уверенность в себе.
Итак, на основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
1) одной из центральных закономерностей соотношения инициативности и уверенности является сочетание выраженной активности уверенного поведения и продуктивности инициативности как в предметно-деятельностной, так и в лич-ностно значимой сферах;
2) на разных этапах профессионализации характер основной (учебной и самостоятельной практической) деятельности оказывает существенное влияние на реализацию инициативности и определяет своеобразие проявления данного свойства у уверенных испытуемых. В связи с перестройкой социальных отношений и условий деятельности изменяются механизмы функционирования инициативности во взаимодействии данного свойства с уверенностью;
3) в процессе самостоятельной профессиональной деятельности инициативность врача-хирурга на фоне большей выраженности уверенности приобретает большую четкость реализации, выверенность, рациональность своей внутренней организации. Уверенность, при наличии необходимых внешних условий, способствует совершенствованию операционально-технической стороны реализации инициативности и достижению за счет этого оптимального взаимодействия между ней и мотивационно-смысловой стороной данного свойства. Данное взаимодействие определяет высокую продуктивность инициативности врачей-хирургов как специалистов, находящихся на этапе самостоятельной клинической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Психология личности. — Самара: Бахрах-М, 2008. — Т. 2. — С. 331—344.
[2] Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. — Самара: Бахрах-М, 2000. — С. 133—219.
[3] Зимбардо Ф. Формирование самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. — Самара: Бахрах-М, 2000. — С. 282—296.
[4] Никитина Е.Л., Шляхта Н.Ф. Психологические особенности проявления инициативности врачей-хирургов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2007. — № 2. — С. 44—55.
[5] Караванов Г.Г., Коршунова В.В. Психологические особенности личности врача-хирурга. — Львов, 1974.
[6] Крупнов А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств // Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова: Сборник научных статей, посвященных 70-летию А.И. Крупнова. — М.: Изд-во РУДН, 2009. — С. 9—21.
[7] Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. — СПб.: Речь, 2008.
[8] Эриксон Э. Жизненный цикл и эпигенез идентичности // Психология личности. — Самара: Бахрах-М, 2008. — Т. 1. — С. 305—348.
Вестннк Py^H, cepua Психоnогин u nедагогика, 2011, № 1
THE PERSONAL CONFIDENCE MANIFESTATION IN RELATION TO THE CHARACTERISTICS OF PERSONAL INITIATIVE OF DIFFERENT GROUPS OF MEDICAL STAFF
E.L. Nikitina, D.A. Shlyakhta
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
This article is devoted to the analysis of measures of surgeons' personal initiative in relation to the characteristics of their assertive activity. The authors have disclosed the features of development and implementation of personal initiative as the system attribute of surgeons' personality in connection with the manifestation of the harmonious instrumental characteristics of their personal self-reliance.
Key words: initiative, self-reliance, properties of the personality, doctors-surgeons, medical students.