ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Э.И. Карамова, Г.А. Шурухина
Факультет психологии Башкирский государственный университет Ул. К. Маркса, 3/4, Уфа, Республика Башкортостан, 450006
В статье представлены результаты эмпирического исследования процесса развития инициативности у студентов и старшеклассников. Раскрыто качественное содержание выявленных особенностей проявления инициативности студентами и старшеклассниками.
Ключевые слова: инициативность, студенты, старшеклассники, возрастные особенности, многомерно-функциональный подход.
В предлагаемой работе продолжена экспериментальная проверка методологической и методической базы психологических исследований инициативности путем осуществления целостного системного анализа данного качества личности студентов и старших школьников и изучения его психологических особенностей в сравнении характеристик этого свойства. Для проведения исследований нами была использована методика «Бланковый тест: Инициативность» (БТИ), разработанная А.И. Крупновым [4]. Данная методика доказала свою инструментальную надежность и самостоятельность, а также предоставила возможность количественной и качественной оценки степени выраженности указанных переменных инициативности. Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась нами на выборке из 140 человек, разделенных на две группы: студентов Башкирского государственного университета (возраст 21—22 года) и старших школьников (возраст 15—17 лет).
В нашем исследовании мы исходили из предположения о том, что в сочетании с возрастными особенностями инициативность студентов и школьников как системное свойство личности является не только способом жизнедеятельности, но и выступает как базовая предпосылка развития психологических процессов, состояний и свойств. Мы предположили также, что инициативность студентов и старших школьников определяется качественной спецификой и степенью доминирования различных переменных исследуемого свойства в зависимости от возрастных особенностей.
Проведение качественного анализа позволило составить характеристики возрастных особенностей инициативности студентов и школьников на основе изучения общего и специфического в их психологических проявлениях по каждой группе. Анализируя установочно-целевые признаки инициативности студентов и школьников, можно отметить, что на первом месте находятся личностно значимые ценности, а именно стремление быть нужным и любимым человеком (94% у студентов и 87% у школьников). Наибольшее различие в степени выраженности личностно значимых ценностей получено в такой характеристике инициативности, как устройство семейной жизни (86% и 77% соответственно). Среди признаков, характеризующих общественно значимые ценности, на передний план у студентов и школьников выступает стремление быть уважаемым человеком (94%
и 91%). Различия проявились в частоте выбора поиска интересных занятий (91% и 77%), достижения общественного признания в группе (67% и 60%), занятий предпринимательством и коммерцией (40% и 34%). Показатели выраженности переменных установочно-целевого компонента у студентов выше, чем у школьников.
Распределение мотивационных характеристик инициативности у студентов и школьников говорит о том, что и студенты, и школьники отдают большее предпочтение социоцентрическим признакам. На первом месте по степени выраженности в обеих группах оказались стремление помогать другим людям (81% и 66%). Наибольшие различия наблюдаются по желанию помочь коллективному делу (61% и 44%). При рассмотрении эгоцентрических мотивов инициативности студентов и школьников наибольшие различия проявились в желании зарекомендовать себя с лучшей стороны (33% и 20%). Общим явилось намерение как можно больше взять от жизни (40% и 40%), намерение улучшить свое материальное положение (26% и 26%). По другим характеристикам мотивационного компонента процентные показатели у студентов превышают те же показатели у школьников.
При анализе когнитивных признаков инициативности выявлено, что и студенты и школьники рассматривают инициативность как средство преодоления косности и шаблонности (83% и 89%). Специфической особенностью осмысленности у студентов явилась способность человека продуцировать новые идеи (87%), определение инициативности как творческого начала в поведении и деятельности человека (76%). По степени выраженности признаков осведомленности студенты и школьники считают, что инициативность это устойчивая черта, которая не поддается изменению (54% и 54%). Различия показателей по переменной осведомленности проявились в частотности выборов инициативности как свойства, которое зависит от типа темперамента (36% и 23%), как черты характера, передающейся по наследству (27% и 17%). Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что наличие признаков осведомленности указывает на неточность в понимании инициативности респондентами обеих групп.
В результативном компоненте инициативности студентов и школьников по степени выраженности оказались выше показатели предметно-личностной переменной. Сходство проявилось в стремлении почувствовать себя нужным человеком (84% и 83%). Наибольшее различие выделено в таких предметно-деятельностных характеристиках как улучшение творческого климата в группе (50% и 37%). По субъектно-личностным признакам инициативности наиболее существенные различия в степени выраженности предприимчивости и самостоятельности (53% и 46%). Совпадение выборов отмечено в укреплении самоуважения при проявлении инициативности (20% и 20%). При этом у школьников по всем субъектным признакам показатели инициативности оказались выше, чем у студентов.
При анализе признаков динамического компонента на первом месте по переменной энергичности для студентов и школьников находится проявление инициативы даже в неблагоприятных условиях (77% и 93%). Специфической особенностью студентов является отказ от использования штампов (67%), а у школьников — легкость и непринужденность в проведении инициатив (71%). Данные по переменной аэнергичности показывают, что студенты и школьники предпочи-
тают идти по изведанному, проторенному пути (81% и 80%), но при этом школьники больше испытывают затруднений в проявлении инициативности, считая, что им нужен какой-то толчок (53% и 63%). Таким образом, в динамическом компоненте инициативности гармонические характеристики больше выражены у студентов, чем у школьников, это указывает на их поведенческую активность и планомерность проявления данного свойства.
В эмоциональном компоненте респондентов обеих групп близкими по степени выраженности стеничности являются состояние радостного волнения перед проявлением инициативы (47% и 44%). Специфическая особенность стеничности у студентов проявляется в радостных переживаниях в случае поддержки инициатив (89%), а школьники глубже чувствуют удовлетворенность от самого процесса проявления инициативы (84%). Среди астенических признаков инициативности студенты и школьники одинаково выбирают страх и волнение о возможном провале начинаний (30% и 30%). Остальные показатели выраженности астенических признаков инициативности у студентов выше, чем у школьников.
На первый план по распределению переменных интернальности в обеих группах выступили признаки реализации инициатив, зависимые от самого человека (84% и 86%) и от уверенности в себе (74% и 71%). Специфической особенностью студентов является внутренняя активность как основа для любых инициатив (86%), а у школьников — собственные возможности в проведении инициатив (64%). По экстернальным характеристикам общим явилось то, что и те и другие считают, что многие инициативы зависят от везения и удачи (79% и 79%). В целом, данные регуляторного компонента инициативности по степени выраженности признаков у студентов значительно превышают те же показатели у школьников.
В рефлексивно-оценочном компоненте инициативности по степени выраженности операциональных трудностей студенты и школьники выделяют отсутствие ясной цели (56% и 51%). Специфической особенностью инициативности студентов являются трудности, связанные с чрезмерной регламентацией инициативности (36%), а школьников — с отсутствием умений и навыков в своевременном проявлении инициативных действий (33%). По степени выраженности переменной эмоционально-личностных трудностей Специфическая особенность студентов проявилась в недостатке сил и воли, который мешает им довести инициативу до конца (50%), а школьники чаще, чем студенты раздражаются, когда не удается проявить свою инициативу (40%).
Сопоставляя полученные данные, можно предположить, что школьники испытывают больше операциональных трудностей при выполнении инициативных действий, а проявлению инициативности студентов больше препятствуют личностные трудности, связанные с эмоционально-волевой сферой, низкой самооценкой своих возможностей.
Таким образом, исследование психологических особенностей инициативности студентов и школьников позволяет сделать следующие выводы.
1. Психологические проявления инициативности у студентов и школьников выражаются в своеобразии набора, т.е. качественного состава различных переменных инициативности, а также в степени предпочтения тех или иных признаков реализации данного свойства. По большинству признаков инициативности про-
центное соотношение показателей у студентов превышает те же показатели у школьников.
2. Наиболее значимые различия в степени выраженности отдельных переменных инициативности между группами выявились как в мотивационно-смысловых, так и в регуляторно-динамических ее аспектах. Следовательно, установленные по инициативности различия касаются как причин, порождающих инициативное поведение, так и способов его реализации. Наиболее ярко эти различия проявились в регуляторном, мотивационном и когнитивном компонентах инициативности по гармоническим переменным (интернальность, социоцентричность, осмысленность).
3. Совпадение процентных соотношений признаков инициативности между исследуемыми группами выявлено в показателях эмоционального, регуляторного и рефлексивно-оценочного компонентов по переменным стеничности, экстерналь-ности и личностных трудностей. Это означает, что развитие инициативности у студентов и школьников необходимо строить путем активного освоения приемов и навыков реализации инициативного поведения, стремления к новому вне зависимости от влияния внешней среды, формирования в себе внутренней готовности к преодолению трудностей различного характера.
Полученные количественные показатели позволяют дать развернутые качественные характеристики инициативности студентов и старшеклассников, которые могут быть использованы при составлении и для дальнейшей апробации комплексных программ, как индивидуальных, так и групповых по коррекции, развитию и гармонизации инициативности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крупнов А.И. Системно-диспозиционная концепция целостной личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2004. — № 2. — С. 78—81.
[2] Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. — М.: Изд-во УДН, 1988. — С. 28—39.
[3] Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека. — М., 1990. — С. 5—10.
[4] Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. — М., 1993.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MANIFESTATION OF INITATIVE OF DIFFERENT GRUPS OF UNIVERSITY’S AND SCHOOL’S STUDENTS
E.I. Karamova, G.A. Shurukhina
The Department of Psychology, Bashkir State University
K. Marksa str., 3/4, Ufa, Repablic Bashkortostan, 450006
The article presents the results of empirical of the process of development initiative of different groups of university’s and school’s students. The qualitative content of the revealed peculiarities of manifestations of initiative of different groups of university’s and school’s students.
Key words: initiative intensity, students, senior pupil, age peculiarities, multilateral and functional approach.