ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ВРАЧЕЙ-ХИРУРГОВ
Е.Л, НИКИТИНА, Н.Ф. ШЛЯХТА
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
В статье представлены результаты эмпирического исследования процесса развития инициативности как профессионально важного качества врача-хирурга. Выявлены специфические различия в степени выраженности отдельных компонентов данного свойства, рассматриваемого как системное личностное образование. Раскрыто качественное содержание выявленных особенностей проявления инициативности врачами-хирургами.
Профессия хирурга является сложной и многоплановой, деятельность врача лишь частично алгоритмизирована и формализована, и по его поведению трудно проследить и понять сложности, особенности и правильность его действий (В.А. Бодров, 2003).
Настоящий профессионализм всегда связан с сильной и устойчивой эмоционально-волевой и мотивационной направленностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата (А.А. Деркач, 2003).
Психологи, занимающиеся вопросами психологического профотбора, в своих исследованиях все больше уделяют внимание личностной сфере. Многие отмечают, что для повышения точности прогнозирования профессиональной пригодности человека именно здесь еще остаются большие резервы (Г.С. Никифоров, 1996).
В связи с этим особый интерес представляет изучение личностных особенностей как профессионально важных качеств (ПВК) хирурга, оказывающих значительное влияние на основные этапы саморегуляции профессиональной деятельности, на приобретение профессионального мастерства и качество подготовки (Л.Н. Корнеева, 1991). Личностные качества, с одной стороны, являются константными базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой - в более полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность, надежность и другие объективные показатели разнообразных видов профессиональной деятельности. В то же время любое личностное качество, имея свою психологическую структуру, зависит от условий и обстоятельств усвоения личностного профессионального опыта и тесно связано со спецификой профдеятельности.
Таким образом, изучение одного определенного свойства личности позволяет более глубоко и подробно проследить проявление этого свойства в профессиональной деятельности хирурга и его трансформацию в связи с из-
менениями в специфике клинической работы. Возникают следующие вопросы.
1. Наличие какого личностного качества в значительной мере определяет успешность профессиональной деятельности хирурга?
2. Каким образом можно получить максимально широкое, интегративное и вместе с тем дифференцированное представление об определенном профессионально важном качестве специалиста - врача-хирурга?
3. С помощью какого метода можно выявить сущность индивидуальнотипических особенностей этого качества в разных профессиональностатусных группах испытуемых и провести целостный анализ данного интегрального психического образования?
Психологические свойства субъекта врачебной деятельности носят системный характер, что можно проследить на примере структуры лечебнодиагностических действий в различных клинических ситуациях (Б.А. Ясько, 2004). Психологической стороной врачебного (в том числе хирургического) труда, отражающей субъективные характеристики адаптированного к требованиям профессиональной деятельности специалиста, является интегрированная совокупность разнообразных профессионально важных качеств, имеющих выраженную иерархическую структуру: от свойств сенсомотор-ной группы, актуализируемых при физикальном обследовании пациента и проведении разнообразных клинических манипуляций (в том числе операций), до разных субъектно-личностных образований, систематизированных в группах свойств познавательных процессов, эмоциональных, коммуникативных качеств хирурга, динамических характеристиках его работоспособности.
Именно базовые (инвариантные) качества врача-хирурга, в частности его волевые свойства, например инициативность, оказывают определяющее влияние на оптимальность актуализации специфических для труда хирурга индивидуально-психологических свойств, а также на их формирование и развитие.
Анализ специальной литературы показал, что для изучения, интерпретации и описания профессионально важных личностных характеристик хирурга и особенностей его деятельности использовались в качестве понятийных средств различные виды характеристик и признаков проявления инициативности, относящиеся к разным психологическим образованиям и модальностям. В основном проявления инициативности рассматривались как важные характеристики когнитивной и волевой сфер личности хирурга, выражающиеся в таких профессионально-врачебных феноменах, как способность решать творческие задачи; предугадывать (предчувствовать) послеоперационное состояние больного, возможные осложнения; независимость, эвристичность мышления; самостоятельность применения теоретических знаний к каждому больному; стремление и интерес к внесению новых методов в хирургию; психологическая готовность к принятию решения в опасной ситуации; целенаправленная сознательная активность, соразмерная опыту и техническим возможностям специалиста (исполнителя); умение находить нетрадиционный выход из проблемной ситуации.
Активность, самодетерминация, саморегуляция, самосовершенствование - ключевые характеристики субъекта жизни (К.А. Абульханова, 1973; А.В. Брушлинский, 1994). Именно данные инвариантные психологические свойства личности врача-хирурга обеспечивают активацию продуктивных процессов его практической деятельности, компенсацию недостаточного проявления некоторых процессов и свойств личности, мобилизацию операциональных функций, реализацию планов и стратегий поведения. В частности, следует отметить, что «...именно инициативность содержанием своих существенных признаков может быть соотнесена с известными психологической науке феноменами активированной психики, такими как апперцепция, акцептор действия, экстраполяция, проекция и т.п.» (А.Э. Пятинин, 1996, с. 16).
Исходя из этого можно сказать, что инициативность является одним из важнейших компонентов ПВК хирурга. Она дает возможность специалисту изыскивать те временные резервы, которые позволяют ему на высоком инновационно-творческом уровне выполнять свои профессиональные задачи, повышают качественный уровень его деятельности и выводят хирурга на принципиально новую ступень профессионализма.
Многообразие особенностей проявления и разнообразность признаков инициативности говорят о том, что даже самое тщательное рассмотрение одной стороны инициативности не сможет раскрыть ее целостное содержание. Анализ литературы по проблеме инициативности позволяет констатировать, что в последнее время наблюдаются устойчивые тенденции переноса внимания исследователей с изучения отдельных парциальных характеристик этого качества к целостному системному анализу и изучению его психологической структуры, включающей несколько компонентов. Возможность выделения структуры инициативности появилась благодаря разработанной А.И. Крупновым (1988, 1995) концепции многомерно-функционального строения свойств личности и индивидуальности.
В данной модели предполагается, что каждая черта - это целостное образование, система мотивационно-смысловых и инструментальнодинамических характеристик. Каждое свойство, таким образом, включает в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и оценочно-рефлексивный компоненты. Инициативность в соответствии с данной концепцией можно рассматривать как сложную функциональную систему, которая обеспечивает готовность и стремление субъекта к реализации того или иного инициативного поведения определенным стилем и способом.
В русле данного подхода под руководством А.И. Крупнова психологическая структура инициативности как системного качества личности рассматривалась в разных возрастных, половых и профессионально-статусных группах испытуемых. Это выявило у них специфическую выраженность отдельных компонентов данного качества во взаимодействии с личностной и профессиональной активностью, а также роль средового и деятельностного факторов и влияние процесса профессионализации на качественные особенности проявления инициативности.
В нашем исследовании была продолжена экспериментальная проверка методологической и методической базы психологических исследований инициативности путем осуществления целостного системного анализа данного качества личности у врачей-хирургов и изучения его психологических особенностей в сравнении характеристик этого свойства у хирургов-ассистентов и хирургов, самостоятельно выполняющих основные этапы операции.
Одной из наиболее важных предпосылок, оказывающих положительное воздействие на развитие профессионального мастерства хирурга и формирование важных для профессии качеств, является возможность полностью самостоятельного выполнения основных этапов операций. Вместе с
гчаоотх'ттлгрьл* тт г‘г\тэ(^глтттАи^пгт}птэяит.тр\/Г патт тэттттаит/Грл-г ттаиипгп гЬятг"гглпя К"ПЛ/Г-
рио ии А Xl.Wi.VA XI ^ Х-'^ р ‘ I 1 и.1 А А А Ч* -1- Г А А А !->.< АААУААААА^-АГА V ^ X V V» V/
плекса ПВК хирурга претерпевает изменение и инициативность как структурный компонент данного комплекса.
Мы исходим из того, что определенные характеристики инициативности обусловливают профессиональный рост и успешность хирурга, в свою очередь, достижение высокого уровня компетентности будет влиять на качественную специфику и динамику данного качества.
Можно полагать, что психологическая специфика проявлений инициативности в существенной степени определяется уровнем профессионализации врачей-хирургов (влиянием опыта самостоятельного выполнения основных этапов операции).
Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась нами на выборке, состоящей из двух групп врачей-хирургов (всего 52 человека). В первую группу были включены хирурги-ассистенты, не выполняющие самостоятельно основные этапы операции (26 человек). Во вторую группу вошли хирурги-операторы, самостоятельно выполняющие основные этапы операции (26 человек). Испытуемыми были ординаторы, аспиранты или сотрудники хирургических отделений клинических больниц и НИИ г. Москвы в возрасте от 24 до 40 лет.
Для проведения исследования нами была использована разработанная А.И. Крупновым (1993) методика «Бланковый тест - инициативность» (БТИ), доказавшая свою инструментальную надежность и состоятельность, дающая возможность количественной и качественной оценки степени выраженности вышеуказанных переменных инициативности.
Сравнительный анализ психологических характеристик инициативности хирургов-ассистентов и хирургов-операторов, опирающийся на статистическую значимость различий в выраженности отдельных компонентов инициативности, выявленную с помощью и-критерия Манна-Уитни, позволил констатировать, что наиболее существенное различие в проявлении инициативности у хирургов-ассистентов и хирургов-операторов обнаружилось в продуктивном компоненте (выявляющем особенности определения испытуемыми предпочтительной зоны приложения ими инициативности). Показатель «субъектность» (агармонической переменной) ярче выражен в группе хирургов-ассистентов (и = 21 в,р = 0,025 < 0,5). На уровне тенденции (:и = 236,5, р = 0,063 < 0,1) было выявлено различие в рефлексивно-
оценочном компоненте инициативности (выявляющем операциональные и эмоционально-личностные признаки, тормозящие проявление инициативности). Его агармоническая переменная - «эмоционально-личностные трудности» также ярче проявлялась в группе хирургов-ассистентов.
Полученные данные дают возможность утверждать, что инициативное поведение хирургов-ассистентов в большей степени нацелено на самореализацию их личности и ее становление, развитие способностей и укрепление чувства уверенности в себе. В ходе реализации данного свойства они в большей мере переживают тревогу, неуверенность, испытывают недостаточность волевого самоконтроля и личностный дискомфорт от давления негласных принципов. Этот факт позволяет говорить о том, что в процессе профессионализации наибольшим изменениям подвержены определение предпочтительной зоны приложения инициативности врачей-хирургов, а также характер и степень выраженности эмоционально-личностных затруднений в ходе реализации инициативного поведения.
Проведение качественного анализа усилило различие между группами, выявив у них дополнительные особенности инициативности. В частности, было установлено, что инициативное поведение хирургов-ассистентов характеризуется большей, чем у хирургов-операторов, нацеленностью поведения на занятие предпринимательством и коммерцией (соответственно у 24,2% и 6,59%), большей насыщенностью мотивации эгоцентрической направленности, проявляющимися в их стремлении самоутвердиться в профессии. Таким образом, можно выделить большее стремление хирургов-ассистентов повысить свой авторитет (66,5% хирургов-ассистентов и 50% хирургов-операторов), желание зарекомендовать себя с лучшей стороны (71% хирургов-ассистентов и 58% хирургов-операторов), в целом их большую прагматичность.
Понимание инициативности как природно заданной характеристики человека в большей степени присуще хирургам-ассистентам (55,5% хирур-гов-ассистентов по сравнению с 27,5% хирургов-операторов). Хирурги-операторы несколько чаще считают инициативность чертой, которая с трудом подвергается развитию и совершенствованию (41% хирургов-операторов и 25% хирургов-ассистентов). В целом инициативное поведение ассистентов по сравнению с операторами в большей мере способствует укреплению уверенности в себе (83,5% и 69,8% соответственно), развитию предприимчивости и самостоятельности (76,9% и 63,7%), развитию новых интересов и склонностей (75,3% и 59,9%). По-видимому, данное качество является для них средством, обеспечивающим поиск новых путей самоактуализации и самоутверждения в профессии и в жизни.
Инициативность хирургов-операторов в большей степени способствует улучшению сотрудничества с другими людьми (71,4% хирургов-операторов и 55% хирургов-ассистентов).
Инициативное поведение хирургов-ассистентов отмечается большей, чем у хирургов-операторов, эмоциональной насыщенностью, что проявляется в большей выраженности положительных эмоций (71,4% и 54,4% соответственно). У хирургов-ассистентов проявилась несколько большая актив-
ность и склонность к самостоятельности личности в саморегуляции инициативности и меньшая зависимость в ее проявлении от внешней среды. Проявление инициативности хирургами-операторами отличается большей, чем у хирургов-ассистентов степенью ориентации на то, насколько благоприятно складываются обстоятельства (59,3% и 44,5%). Хирурги-ассистенты чаще нуждаются в поддержке и признании окружающих (49% хирургов-ассистентов и 39% хирургов-операторов). В ходе реализации инициативности хирурги-ассистенты в большей степени испытывают трудности эмоцио-нально-личностного характера. Осуществлению ими инициативных действий чаще препятствуют неуверенность (66% хирургов-ассистентов и 53% хирургов-операторов), робость (34% хирургов-ассистентов и 21% хирургов-
пттрпятппптЛ ьг паг)ттячь-т,ттрттт.т1г>г'т1- ("7 ^ ут,1г'и/г\гг11»_с1г‘гт*г>тр1ттгш гх 1 уитт-
V Х-* МУХЧХЖ V х *_» / V ^ 1^1. У/и ЬЯ-Ъ»' VIIV Л. Ъ/ХХ Л. 41 1 V/ / и А ^
гов-операторов). Они в большей степени ощущают недостаток сил и воли для завершения инициативы (43% хирургов-ассистентов и 29% хирургов-операторов).
Попытаемся интерпретировать полученные результаты по инициативности. Данные, полученные по агармонической переменной установочноцелевого компонента (выявляющей нацеленность на обретение самостоятельности и независимости, удовлетворение своих планов, самосовершенствование, достижение материального благополучия), могут быть отражением желания хирургов-ассистентов повысить свое благосостояние и достигнуть более устойчивого материального положения. Следует учитывать, что многие из хирургов-ассистентов еще не имеют полной ставки врача-хирурга в своих отделениях и являются совместителями. Результаты, полученные по переменной эгоцентричности мотивационного компонента (свидетельствующей о личностно-значимой направленности инициативных действий), говорят о большей концентрации хирургов-ассистентов на самореализации в хирургии, желании проявить себя в профессиональной деятельности и обратить на себя внимание, и, возможно, связаны с их боязнью так и «не успеть» за период наибольшей трудовой активности стать «настоящими» хирургами. Различия, установленные по переменной осведомленности когнитивного компонента (характеризуещей степень различия в понимании испытуемыми инициативности как врожденного свойства личности; природно-заданной характеристики активности человека; генетически обусловленной черты характера), указывая на неточность в понимании инициативности хирургами-ассистентами и хирургами-операторами, могут быть проявлением того, что данные испытуемые несколько смешивают понятия инициативности с динамическими характеристиками ее проявления.
Различия, выявленные по продуктивному компоненту, вероятно, могут быть объяснены тем, что замыслы хирургов-ассистентов пока еще слабо подкреплены их практическими умениями. Это ограничивает их автономность в работе и отражается на их представлении о себе. В связи с этим инициативность хирургов-ассистентов направлена на изыскание лично для себя возможностей формирования необходимых навыков и реализации себя в хирургии. Хирурги-операторы, неся большую личную ответственность за жизнь и здоровье пациентов, с целью оказания наиболее квалифицирован-
ной помощи им чаще проявляют инициативу во взаимодействии с коллегами. Данные, полученные по переменной стеничности эмоционального компонента (выявляющей особенности и различия в переживании испытуемыми положительных эмоций при проявлении инициативности), указывая на большую выраженность позитивных эмоций, переживаемых хирургами-ассистентами, могут быть объяснены их несколько меньшей, по сравнению с хирургами-операторами, ответственностью. Различия, установленные по регуляторному компоненту (дающему возможность охарактеризовать степень проявления интернального и экстернального локусов контроля), могут отражать большую осторожность и меньшую самонадеянность хирургов-операторов, что обуславливается их богатым опытом, непредсказуемостью исхода операции и высоким уровнем ответственности. Данные, полученные по агармонической переменной рефлексивно-оценочного компонента (связанной с переживанием тревоги и неуверенности в ходе реализации данного свойства), свидетельствуют о меньшей степени выдержки и самообладания и эмоциональной резистентности, более низком уровне волевой саморегуляции у хирургов-ассистентов. Это является следствием отсутствия постоянной самостоятельной практической операционной работы, характеризующейся большей ответственностью и многообразием подчас непредсказуемых по сложности задач. Данное обстоятельство обуславливает ощущение хирургами-ассистентами своей беспомощности, угрозы потери контроля над ситуацией, потребности в поддержке коллег и руководстве своими действиями с их стороны с их стороны.
Опираясь на данные, полученные из специальной литературы, а также на информацию, полученную из многочисленных бесед с хирургами, мы предполагаем, что изменение содержания и условий деятельности, обусловленное спецификой самостоятельного выполнения основных этапов операции, требует определенной мобилизации и трансформации личностных ресурсов, а также смены некоторых приоритетов деятельности. Необходимость соответствия новым требованиям приводит к перестройке не только поведения, но и самой личности. Происходит реорганизация смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции, изменение взаимоотношений с окружающими людьми. Эти факторы способствуют снижению субъектной значимости результата, повышению эмоциональной резистентности, воспитанию волевых качеств и умения контролировать свои эмоциональные реакции и состояния, снижению тревожности и раздражительности, возрастанию уверенности в своих силах и возможностях. Профессиональные самосовершенствование и саморазвитие становятся для хирургов-операторов отчасти методом достижения важного, основного результата их деятельности - оказания наиболее адекватной помощи больным (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, 1991).
В результате качественного анализа были выявлены общие для хирургов-ассистентов и хирургов-операторов признаки проявления инициативности. В частности, наиболее значимые общественные и личностно-значимые цели, на которые направлена инициативность испытуемых обеих групп, ле-
жат в сфере профессиональной самореализации: совершенствование специальных умений и навыков, самообразование, обогащение и расширение профессионального опыта, обретение компетентности и самостоятельности в деятельности. Особенно важными побудителями инициативности как хи-рургов-ассистентов, так и хирургов-операторов являются социоцентриче-ские установки и намерения. Инициативные действия хирургов-ассистентов и хирургов-операторов в большинстве своем обусловлены заботой о благе окружающих, желанием помочь больным и посредством внесения своего вклада содействовать удачному исходу операции, являющейся коллективным делом.
Следует отметить, что хирурги-ассистенты и хирурги-операторы обладают достаточно высоким уровнем обобщенности понимания инициативности и широтой знаний о ней. Но в то же время испытуемые обеих групп ставят проявление данного качества в зависимость от типа темперамента. Хи-рургам-ассистентам и хирургам-операторам свойственно видеть результаты проявленной инициативы в решении задач, касающихся их профессиональной деятельности: развития творческого отношения к делу, содействия более эффективному выполнению начинаний, умножения творческого потенциала в коллективе, ощущения своей востребованности. Инициативное поведение испытуемых обеих групп является достаточно постоянным, энергичным и интенсивным. Профессиональная активность ассистентов и операторов характеризуется поиском и апробацией новых приемов и методов лечебной работы. Их инициативность в малой степени сдерживается ситуацией неопределенности и возможностью риска.
В то же время, хотя и в меньшей степени, испытуемые обеих групп предпочитают придерживаться хорошо знакомых приемов и методов работы и нуждаются во внешней стимуляции. Проявление инициативы хирургами сопровождается положительно окрашенным эмоциональным фоном. Также, что касается выраженности спектра негативных эмоциональных переживаний, следует отметить, что испытуемые обеих групп переживают раздражение и разочарование в случае неудач в своих начинаниях, страх и волнение при предчувствии неуспеха. Однако в процессе реализации инициатив опасения, неуверенность, тревога и нерешительность проявляются у испытуемых обеих групп в меньшей степени. В целом, инициативное поведение испытуемых обеих групп характеризуется активной саморегуляцией, обусловленной стремлением к творчеству и внутренней интенцией, подкрепляемыми уверенностью в себе. В то же время хирурги обеих групп ставят успех инициативных действий в определенную зависимость от внешних обстоятельств и ориентируются на мнение окружающих.
Проявлению инициативности испытуемыми обеих групп препятствуют трудности операционального характера, связанные с отсутствием ясной цели и чрезмерной регламентацией. В личностном плане это создает дискомфорт, чувство неуверенности.
Указанную общность характеристик инициативности у обеих групп испытуемых мы считаем возможным объяснить существенным влиянием на формирование и развитие данного качества единой для испытуемых специ-
фики их профессиональной деятельности. Требования профессиональной специализации, значительно различаясь даже в пределах одного хирургического профиля, имеют и ряд общих, основных, инвариантных характеристик, описанных в специальной литературе (В.П. Андронов, 1992; М.М. Ди-терихс, 1986; Г.Г. Караванов, В.В. Коршунова, 1974; О.Г. Носкова, Б.А. Ясь-ко, 2004; Г.Л. Раттнер, 1985; Л.Г. Урванцев, Н.М. Рехвиашвили, 1996; Т.А. Хай, 1965).
Итак, результаты, полученные по установочному компоненту (интегрирующему конкретные цели, установки, намерения), являются следствием того, что хирургу приходится поступаться своими сугубо личными целями и интересами ради спасения жизней пациентов (П.Г. Караванов, В.В. Коршунова, 1974; М.М. Дитерихс, 1986).
Данные, полученные по мотивационному компоненту (позволяющему выявить мотивы, которыми руководствуются испытуемые в проявлении инициативности), отражают тот факт, что, следуя требованиям профессионального долга, хирург в своей работе должен руководствоваться не мотивами удовлетворения личных амбиций и поддержания своего престижа, а стремлением сделать все от него зависящее для помощи больным. Как мы уже отмечали, операция является коллективной деятельностью, в ходе которой хирург должен уметь организовать, воодушевить, активизировать своих коллег (членов бригады) ради положительного исхода операции (Г.Г. Караванов, В.В. Коршунова, 1974; Л.Г. Урванцев, Н.М. Рехвиашвили, 1996).
Результаты, полученные по когнитивному компоненту (позволяющему выявить глубину и точность понимания испытуемыми инициативности как свойства личности), свидетельствуют как о развитой рефлексивности испытуемых обеих групп, так и о том, что они смешивают понятия темперамента и индивидуального стиля деятельности.
Общность большинства признаков гармонической переменной данного компонента инициативности (характеризующему высокий уровень обобщенности понимания респондентами инициативности и широту знаний о ней) у обеих групп испытуемых отражает то, что врачи-хирурги, обладая высоким уровнем эмпатии, живут своей профессией и интересами больных и связывают свое профессионально-личностное самосовершенствование с деятельностью по оказанию помощи больным (В.А. Корзунин, 2001; Л.Г. Урванцев, Н.М. Р ехвиашвили, 1999).
Данные, полученные по динамическому компоненту (характеризуеще-му выраженность поведенческой активности или пассивности испытуемых), могут быть проявлением того, что непредсказуемая и быстро меняющаяся ситуация операции не позволяет придерживаться шаблонного алгоритма. Оперативное вмешательство требует умения быстро менять стратегию и тактику действий и использовать даже новые для хирурга приемы. Но любая инициатива должна опираться на предыдущий опыт и знания самого хирурга и его более опытных коллег и быть тщательно обдуманной. Ведь от действий хирурга зависят жизнь и здоровье пациента (Г.Л. Ратнер, 1985; Т.А. Хай, 1965).
Результаты, полученные по эмоциональному компоненту, по нашему мнению, можно объяснить тем, что хирурги привыкают к опасным ситуациям и вырабатывают в себе более или менее ровное отношение к ним. Нерешительность и неуверенность могут повлечь за собой необоснованную отсрочку необходимых действий, что может быть причиной смерти больного (Г.Г. Караванов, В.В. Коршунова, 1974). Страх и волнение в связи с возможным провалом начинаний объясняются тем, что попытка хирурга применить новый прием или метод во время операции может завершиться роковым образом.
Данные, полученные по регуляторному компоненту, вероятно, являются следствием рефлексии испытуемыми обеих групп своего профессионального опыта и ответственности за жизнь и здоровье пациентов. Хирурги-ассистенты и хирурги-операторы из своей практики знают, что многое зависит не только от умений и находчивости врача. На исход операции влияют и степень тяжести состояния больного, и его подготовленность к операции, техническая и медикаментозная обеспеченность операции, опытность и сработанность бригады. В затруднительных и неясных ситуациях хирург должен прислушиваться к советам более опытных коллег, даже кажущихся ему консерваторами.
Результаты, полученные по рефлексивно-оценочному компоненту, по-видимому, отражают влияние на ход реализации инициативности испытуемыми обеих групп специфики их хирургической деятельности. Отсутствие ясной цели обуславливается рядом факторов. Высокая степень непредсказуемости результата, множественность одномоментно возникающих в ходе операции задач, множественность рисков, неясность диагностической картины, неясность механизмов формирования того или иного варианта клинической картины усложняют выбор стратегий и методов. В таких случаях и возникают колебания, во-первых, в вопросе о том, действовать активно или пассивно, т.е. прибегать к оперативному вмешательству немедленно или наблюдать динамику развертывания болезни; во-вторых - действовать или не действовать так, как предполагалось; в третьих - какой именно вид действий избрать (Г.Г. Караванов, В.В. Коршунова, 1974; Т.А. Хай, 1965). Чрезмерная регламентация связана с должностной субординацией, ограничивающей уровень компетентности врача-хирурга в решении определенных вопросов. Отрицательные последствия действий хирурга и критика в его адрес порождают у врача сомнения в собственном профессионализме, своих умениях и навыках, что ведет к возрастанию неуверенности в себе и тревожности (О.Г. Носкова, Б.А. Ясько, 2004).
Подведем итоги.
1. Результаты исследования показали, что психологическая специфика проявлений инициативности в существенной степени определяется уровнем профессионализации врачей хирургов (т.е. влиянием наличия опыта самостоятельного выполнения основных этапов операции).
2. Инициативность хирургов-ассистентов и хирургов-операторов различается по степени выраженности отдельных переменных. Наиболее значимые различия в степени выраженности отдельных переменных инициа-
тнвности между группами выявились как в мотивационно-смысловых, так и в регуляторно-динамических ее аспектах. Следовательно, установленные по инициативности различия касаются как причин, порождающих инициативное поведение, так и способов его реализации. Наиболее существенные различия между исследуемыми группами проявились в продуктивном и реф-лексивно-оценочном компонентах данного качества (по переменным «субъ-ектность» и «эмоционально-личностные трудности»).
3. Развитие инициативности хирургов-ассистентов возможно за счет ослабления ориентации на личностно значимый результат путем пересмотра своих представлений о значении своей роли в деятельности и некоторой смены приоритетов. Им необходимо меньше сосредотачиваться на проблеме самореализации и переосмыслить функции и значение своей инициативности, осознав ее как способ достижения самого важного для врача-хирурга результата его работы - выздоровления пациентов. Также хирургам-ассистентам следует больше ориентироваться на сотрудничество с коллегами. Им следует активно осваивать полученный опыт, продумывать возможные варианты протекания операции, формировать в себе внутреннюю готовность к неожиданностям, максимально сосредотачиваться на выполнении актуальных задач, воздерживаясь от эмоционально окрашенных оценок и прогнозов ситуации.
Выявленные особенности представляются весьма важными для составления и апробирования комплексных программ по развитию, гармонизации и коррекции инициативности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абулъханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.
2. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления (На материале профессии врача-хирурга): Дис. ... д-ра психол. наук. Саранск, 1999.
3. Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
4. Деркач А.А. Современные задачи акмеологии как метанауки и метапрактики // Вестник РУДН. 2003. №1. С. 18-31.
5.Дитерихс М.М. Душа хирурга. - М.: Наука, 1986.
6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. жур. 1991. № 6.
7. Караванов Г.Г., Коршунова В.В. Индивидуально-психологические особенности личности врача-хирурга. Львов, 1974.
8. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. Спб., 1991. С. 61-84.
9. Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. М., 1993.
10. Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М., 1988.
11. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. М.: Институт молодежи, 1995. С. 5—12.
12. Никитина E.J1. Психологическая характеристика инициативности (на примере вра-чей-хирургов. Дипломная работа. М.: МГОГ1У им. М.А. Шолохова, 2005.
13. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. Спб.: Изд-во СпбГУ, 1996.
14. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодно-
Г"ТЛХ‘ \/т1£»£лиГ\А / ГТ/М7 ГЧ^ЛТТТ Г>£> Т J) A CV-»АЛ
V111. 1WV11W UVVWI1V / 1 V> 1 1 pv/j,. к/ •
15. Пятинин А.Э. Сравнитльный анализ изучения инициативности личности у студентов педагогического ВУЗа и опытных учителей: Дис... .канд. психол. наук. М., 1996.
16. Раттнер Г.Л. Советы молодому хирургу. М.: Прогресс, 1985.
17. Урванцев Л.П., Рехвиашвили Н.М. Психологическое исследование профессиональных особенностей врачей-хирургов. Ярославль, 1996.
18. Хай Т.А. Теория игр в хирургии. JI.: Медицина, 1965.
19. Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. т. 25. №3. С. 71-81.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MANIFESTATION OF INITIATIVE OF SURGEONS
Ye.L. NIKITINA, N.F. SHLYACHTA
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
The article presents the results of empirical research of the process of development of initiative as a professionally important quality of a surgeon. The specific distinctions in the degree of manifestation of separate components of the given property considered as a system personal formation are brought to light. The qualitative content of the revealed peculiarities of manifestations of initiative of surgeons is disclosed.