Научная статья на тему 'Специфика проявления инициативности и уверенности у студентов-медиков'

Специфика проявления инициативности и уверенности у студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Е. Л.

Представлены содержательные характеристики особенностей проявления инициативности и уверенности у студентов-медиков на различных этапах профессионального обучения. Раскрыты специфические особенности психологических структур инициативности и уверенности у данных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific of manifestation of initiative and confidence of medical students

The article presents characteristics of peculiarity of manifestation of initiative and confidence in the different moments of professional education of medical students. Specific peculiarities of psychological structures of initiative and confidence in this group is disclosed.

Текст научной работы на тему «Специфика проявления инициативности и уверенности у студентов-медиков»

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ И УВЕРЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Е.Л. Никитина

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Представлены содержательные характеристики особенностей проявления инициативности и уверенности у студентов-медиков на различных этапах профессионального обучения. Раскрыты специфические особенности психологических структур инициативности и уверенности у данных групп.

В настоящее время многие авторы придают большое значение вопросам изучения роли личностных характеристик в процессе профессионального обучения и исследованию специфики их взаимовлияния и взаимосвязи. Особое определяющее значение для личностного и профессионального становления будущего врача-хирурга имеют такие личностные свойства, как уверенность и инициативность [2].

Задачи проведенного исследования:

— выявить индивидуально-типологические особенности проявлений инициативности и уверенности в сравнении у студентов-медиков 2 и 6 курсов;

— проанализировать психологические особенности и различия в структурах изучаемых свойств студентов-медиков на различных этапах профессионального обучения.

В исследовании приняли участие 108 студентов-медиков (2 курс — 58 чел., 6 курс — 50 человек). Все испытуемые предполагали в дальнейшем специализироваться в области хирургии. Диагностика проводилась с помощью методик, разработанных А.И. Крупновым [3]. Обработка данных осуществлялась с помощью и-критерия Манна—Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

В результате сравнительного анализа в установочно-целевом блоке инициативности существенные различия обнаружены в когнитивном и продуктивном компонентах. Показатели осмысленности (гармоническая переменная, и = 1023,5, р = 0,008) и субъектности (агармоническая переменная, и = 1036, р = 0,01) ярче проявились в группе студентов-медиков 2 курса. Агармоническая переменная осведомленность значительнее выражена у студентов 6 курса (и = 849,5, р = 0,0002). В группе регуляторно-динамических характеристик у студентов 6 курса наиболее выраженными оказались агармонические переменные. У них преобладают аэнер-гичность (и = 1105, р = 0,033), астеничность (и = 1068, р = 0,018), операциональные трудности (и = 1006,5, р = 0,006) и эмоционально-личностные трудности (и = 946, р = 0,001). У второкурсников статистически более значимо выражена гармоническая переменная стеничности (и = 1108,5, р = 0,035). Раскрывая эти дан-

ные, можно сказать, что второкурсники отличаются более конкретным и точным пониманием инициативности как склонности к новым, оригинальным и смелым решениям и действиям, которая вполне поддается развитию. Также инициативное поведение студентов 2 курса чаще способствует укреплению самоуважения, самооценки и чувства уверенности в себе, развитию интересов, самостоятельности и предприимчивости. Реализуя свои инициативы, они значительно чаще переживают положительные эмоции по сравнению с выпускниками.

Студенты 6 курса, напротив, имеют более неспецифическое и, возможно, предвзятое представление об инициативности как о жесткой, предопределенной черте характера, которую сложно развить. Следует сказать и о большей пассивности, нерешительности и низкой психоустойчивости выпускников, их полизависимости в реализации своих начинаний. Они в целом чаще испытывают отрицательные эмоции и ощущают больше разноплановых сдерживающих факторов в ходе инициативных действий. Им сильнее мешают недостаток определенных навыков, неумение выделить главное, преодолеть неопределенность, отсутствие собранности и организованности. На их инициативность больше влияют робость, неуверенность, раздражение, излишняя конформность.

Сходные особенности выявлены и в характерных для студентов 2 и 6 курсов проявлениях уверенности.

Полученные количественные результаты уверенности по установочно-целевому компоненту у двух указанных групп демонстрируют, что уверенное поведение студентов 2 курса характеризуется более выраженными осмысленностью (и = 1044, p = 0,017) и ориентацией на достижение как общественно значимых (предметность и = 882, p = 0,001), так и личностно значимых результатов (субъектность и = 810,5, p = 0,0003). У студентов 6 курса значительнее преобладают агармоническая переменная осведомленность (и = 930, p = 0,001).

Анализ данных по регулятивно-динамическому блоку показал значительное преобладание по степени выраженности агармонических переменных в группе студентов 6 курса. Они отличаются большей аэнергичностью (и = 953, p = 0,003), астеничностью (и = 955, p = 0,003) и превалированием признаков эмоциональноличностных затруднений при осуществлении уверенного поведения (и = 952, p = = 0,003). У студентов 2 курса ярче проявилась стеничность (и = 999,5, p = 0,007). Это означает, что второкурсники в большей степени связывают уверенное поведение со стремлением к самореализации и самодостаточности и убеждены в возможностях его формирования. Их уверенное поведение значительно чаще ведет к улучшению результатов учебной и профессиональной деятельности, расширению социальных контактов и укреплению позиций в коллективе. В то же время они чаще отмечают, что их уверенность способствует формированию у них устойчивого положительного самоощущения, волевых качеств, снижению тревожности, развитию инициативности. Им более свойственны оптимизм и радостные переживания при совершении уверенных действий.

Студенты 6 курса более склонны видеть в уверенности устойчивую, ригидную черту личности. Они более осмотрительны, ограничены и зависимы в прояв-

лениях уверенности. Выпускники чаще ощущают свою некомпетентность и растерянность в различных ситуациях. Они в большей степени испытывают страх и тревогу при необходимости новой деятельности, при неуверенности — негодование и беспокойство. Их уверенности мешают заниженная самооценка, мнительность, неорганизованность, панические настроения, ощущение неопределенности положения.

Данные корреляционного анализа указывают на то, что больше общего в структурах инициативности студентов 2 и 6 курса проявляется в связях мотивационно-смысловых переменных (обнаружено 19 значимых совпадающих связей из 28 возможных (67,9%). Из несовпадающих значимых корреляций у студентов 6 курса следует выделить положительную связь осведомленности и личностно значимых целей (р < 0,05), а у студентов 2 курса — личностно значимых целей с осмысленностью (р < 0,05). Следовательно, чем больше выпускники стремятся к самореализации, эмоциональному комфорту, обеспечению будущей профессиональной базы, тем чаще они считают невозможным изменить способы или сформировать навыки инициативного поведения.

В регуляторно-динамическом блоке выявлено 12 совпадающих корреляций из 28 возможных (42,9%). Из несовпадающих следует отметить у студентов 6 курса положительные значимые корреляции интернальность-астеничность (р < 0,05), интернальность-экстернальность (р < 0,05), экстернальность-стеничность (р < < 0,05). У студентов 2 курса интересны значимые отрицательные связи энергич-ность-аэнергичность (р < 0,001), энергичность-астеничность (р < 0,05).

По сути, эти связи означают некоторую недифференцированность и даже диссонанс в регуляции инициативного поведения у выпускников. Чем сильнее выражен внутренний локус контроля, тем сильнее выражен и внешний. При этом чем выше степень самостоятельности и независимости студентов 6 курса в проявлениях инициативы, тем больше отрицательных эмоций они испытывают. Чем чаще они ориентируются на окружающих и обстоятельства, тем сильнее возрастает положительная окраска эмоциональных переживаний, но усиливается и негативизм.

Студенты 2 курса отличаются снижением уровня тревоги, раздражительности, опасений при возрастании активности инициативных действий.

Сравнение связей между переменными мотивационно-смысловой и регуляторно-динамической подсистем инициативности двух групп показывает, что больше всего значимых совпадающих корреляций имеет стеничность. Это говорит о большой роли положительных эмоций в реализации инициативности как у второкурсников, так и выпускников.

Проведение корреляционного анализа между переменными уверенности выявило наличие большого количества устойчивых связей в ее установочно-целевом аспекте. Обнаружено 17 совпадающих значимых корреляций из 28 возможных (60,7%). Из несовпадающих интересны устойчивые положительные связи общественно и личностно значимых целей с осмысленностью и эгоцентричности с осведомленностью у студентов 2 курса. Содержательно это означает более верное и объективное понимание второкурсниками сути уверенности.

В регуляторно-динамическом блоке выявлено всего восемь совпадающих положительных корреляций. Из несовпадающих у студентов 6 курса следует отметить значимые положительные связи энергичность-аэнергичность (р < 0,001), ин-тернальность-экстернальность (р < 0,001). У студентов 2 курса интересны несовпадающие значимые положительные корреляции энергичности с интернальностью (р < 0,001) и экстернальностью (р < 0,05). Следовательно, чем чаще выпускники идут на риск, чем упорнее и настойчивее их уверенные поступки, тем в большей степени они испытывают колебания и даже несостоятельность при выборе в новых ситуациях. Они более склонны действовать самостоятельно, но при этом предпочитают обвинять в неудачах окружающих. У второкурсников возрастание интенсивности уверенных действий сопровождается возрастанием роли как внешних, так и внутренних факторов ее регуляции.

Характерно, что у студентов 2 курса наибольшее количество значимых связей имеет с переменными мотивационно-смыслового блока экстернальности. У студентов 6 курса более устойчивыми являются связи личностно-значимых целей и осведомленности с инструментальными признаками. Именно опора второкурсников на внешние факторы при реализации уверенности может служить некоторым компенсаторным механизмом при формировании и организации уверенного поведения, что согласуется с литературными данными [1]. У студентов 6 курса процессуальная сторона уверенности во многом определяется установкой на достижение личных целей. Отношение между пониманием сути уверенности и ее инструментальными признаками возможно носят взаимоподкрепляющий характер.

По результатам исследования сформулированы следующие выводы.

У студентов 6 курса процессуальная сторона (переменные, отражающие динамические, эмоциональные, регулятивные особенности и специфику возникающих затруднений) осуществления инициативного и уверенного поведения носит значительно более выраженный дисгармоничный характер. Объективные и субъективные факторы, затрудняющие реализацию инициатив и уверенного поведения, вероятно, подкрепляют выявленные у выпускников изменения во взглядах на сущность и возможности развития этих свойств. Внутренние связи, выявленные у студентов 2 курса, носят более стабильный и сбалансированный характер.

Полагаем, что студенты 6 курса испытывают состояние неопределенности в выборе дальнейшего пути, сталкиваются с несовпадением желаний и реальных возможностей, волнуются за свое профессиональное будущее. Все это может влиять как на особенности саморегуляции и эмоциональные реакции, так и приводить к возрастанию пассивности и внутриличностных барьеров. У студентов 6 курса при реализации инициатив наблюдается конфронтация между их личными целями и когнитивной установкой на практическую невозможность изменения способов инициативного поведения. Второкурсники, напротив, уже прошли период адаптации к обучению в вузе, их настоящее и ближайшее будущее достаточно стабильны и определенны. В связи с этим они более свободны и раскованны при инициативном и уверенном поведении, испытывают большую удовлетворенность результатами.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Зимбардо Ф. Формирование самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. — Самара: Бахрах-М, 2000.

[2] Караванов Г.Г., Коршунова В.В. Индивидуально-психологические особенности врача-хирурга. — Львов, 1974.

[3] Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. — М., 1993.

[4] Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. — М.: Институт молодежи, 1995.

[5] Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Питер, 2002.

[6] Никитина Е.Л. Исследование инициативности как профессионально важного качества врачей-хирургов // Психолого-педагогические и эколого-психологические особенности формирования и развития личности в современном обществе: Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых, 18 апреля 2006 г. — М.: Изд-во РУДН. — С. 91—93.

[7] Никитина Е.Л., Шляхта Н. Ф. Психологические особенности проявления инициативности врачей-хирургов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2007. — № 2. — С. 44—55.

[8] Скотникова И.Г. Проблема уверенности история и современное состояние // Психологический журнал. — 2002. — Т. 23. — № 1. — С. 52—60.

[9] Соколова Е.Т. Соотношение физического Я-образа и самооценки // Самосознание и защитные механизмы личности. — Самара: Бахрах-М, 2000.

SPECIFIC OF MANIFESTATION OF INITIATIVE AND CONFIDENCE OF MEDICAL STUDENTS

Ye.L. Nikitina

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article presents characteristics of peculiarity of manifestation of initiative and confidence in the different moments of professional education of medical students. Specific peculiarities of psychological structures of initiative and confidence in this group is disclosed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.