Научная статья на тему 'Соотношение структуры ценностей и читательских предпочтений молодежи'

Соотношение структуры ценностей и читательских предпочтений молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
883
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА / МОЛОДЕЖЬ / READING CULTURE / VALUE / VALUE STRUCTURE / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чистова А. А.

В статье рассмотрена проблема структуры ценностей и читательских предпочтений, ее изученность и актуальность на данный момент. Выдвинуто предположение о соотношении структуры ценностей и читательских предпочтений молодежи, для обоснования которого рассматриваются такие операциональные понятия, как «культура чтения» и «ценностная структура молодежи». Представлено авторское исследование, направленное на выявление влияния количества прочитанных книг на иерархию ценностной структуры у молодежи 15-26 лет. Полученные данные позволяют создать профиль современного читающего молодого человека и сделать предположение относительно соотношения читательских предпочтений и структуры ценностей у молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of structure of values and reading preferences in young people

The article describes the problem of reading culture and reading preferences and structure of values, its study, investigation and relevance at the moment. An assumption of correlation of structure of values and reading preferences in young age is made. For this purpose the authors consider such operational concepts as “reading culture” and “structure of values”. Authors’ research aimed at identification of influence of the number of books read on the hierarchy of value structure of 15-26 year old youth was presented. As a result, data was obtained, allowing to create a profile of a young person and to make an assumption concerning the impact of books on the structure of values in young people.

Текст научной работы на тему «Соотношение структуры ценностей и читательских предпочтений молодежи»

УДК 159.9

А. А. Чистова

аспирант кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-mail: [email protected]

СООТНОШЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассмотрена проблема структуры ценностей и читательских предпочтений, ее изученность и актуальность на данный момент. Выдвинуто предположение о соотношении структуры ценностей и читательских предпочтений молодежи, для обоснования которого рассматриваются такие операциональные понятия, как «культура чтения» и «ценностная структура молодежи». Представлено авторское исследование, направленное на выявление влияния количества прочитанных книг на иерархию ценностной структуры у молодежи 15-26 лет. Полученные данные позволяют создать профиль современного читающего молодого человека и сделать предположение относительно соотношения читательских предпочтений и структуры ценностей у молодежи.

Ключевые слова: культура чтения; ценность; ценностная структура; молодежь.

Chistova A.A.

Postgraduate Student of Psychology and Pedagogical Anthropology Department, MSLU

CORRELATION OF STRUCTURE OF VALUES AND READING PREFERENCES IN YOUNG PEOPLE

The article describes the problem of reading culture and reading preferences and structure of values, its study, investigation and relevance at the moment. An assumption of correlation of structure of values and reading preferences in young age is made. For this purpose the authors consider such operational concepts as "reading culture" and "structure of values". Authors' research aimed at identification of influence of the number of books read on the hierarchy of value structure of 1526 year old youth was presented. As a result, data was obtained, allowing to create a profile of a young person and to make an assumption concerning the impact of books on the structure of values in young people.

Key words: reading culture; value; value structure; youth.

Чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития,

обучения и воспитания, а также результатом культурного опыта, степень овладения которым в значительной мере зависит от различных социальных условий, например от уровня образования и возраста [1; 10].

На сегодняшний день особо остро стоит проблема чтения. Низкий уровень культуры чтения, читательские привычки и предпочтения могут передаваться от родителей к детям «наследственно», а ускорение темпов миграции, урбанизации и индустриализации отрицательным образом сказывается на уровне читательской активности [2; 8]. Несмотря на то, что проблема культуры чтения возникла в конце XX в. с началом роста технического и информационного прогресса, работ и исследований, посвященных данной тематике, недостаточно [15]. Отечественные исследования Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки и Государственной республиканской юношеской библиотеки, Всероссийского центра исследования общественного мнения, а также зарубежные - NOP WORLD и PISA (Programme for International Student Assessment) - заключаются в разработке ряда методико-библиографических материалов в помощь процессу формирования культуры чтения, также делались попытки разработать типологию читателей в зависимости от уровня культуры чтения [10; 11].

Для проведения мониторинга и диагностики состояния уровня данной проблемы следует проводить ежедекадные, а лучше ежегодные опросы и исследования. Наравне с тем, что исследования проблем чтения все-таки проводятся как в России, так и на Западе, практически не исследуется вопрос о влиянии культуры чтения на формирование ценностной структуры молодежи. Этот аспект является чрезвычайно важным: молодежь только вступает в сферу активных общественных отношений и ей нужен особый контроль над поведением в обществе; ввиду низкого показателя «читаемости» у населения страны снижается роль влияния чтения на формирование структуры ценностей личности в целом и у каждого конкретного индивида в отдельности.

Чтобы поставленная проблема решалась, и проводились исследования в данной области, необходимо понять, что именно представляет собой культура чтения как понятие. Термин «культура чтения» по-разному интерпретируется, в зависимости от точки зрения наполняется различным содержанием и значением. Существует несколько подходов к определению понятия «культура чтения». Н. Е. Добрынина

рассматривает данный феномен как вид познавательной деятельности, состоящей из мотивации обращения к чтению, к восприятию текста и к использованию его в жизни [4]. Ряд авторов считает, что это набор навыков, умений и знаний для оптимальной организации процесса чтения. А. П. Примаковский идентифицирует культуру чтения как различные способы работы с книгой, умение пользоваться справочной литературой, а также наличие языковой культуры, т. е. стремление читателя постоянно углублять знания родного / иностранного языка, умение находить нужную информацию и разбираться в прочитанном [13]. Для Т. В. Пантюховой и Н. В. Збаровской «культура чтения» представляет собой библиотечную этику и саму цель чтения в виде самообразования (досуговая функция незначительна) [6; 12]. На этапе развития информационного общества происходит расширение понятия культуры чтения в понятие «информационная культура». «Информационная культура - совокупность знаний, навыков и правил, созданных в области информационной деятельности и позволяющих потребителю информации свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить и использовать необходимые ему данные (документы) независимо от их местонахождения» [6, с. 7-8]. Мы будем в дальнейшем использовать понятие «культура чтения» как осознанный выбор того или иного текста с целью получения информации любого характера, а также для осмысления, рефлексии и анализа прочитанного. Для осознания проблемы соотношения структуры ценностей и читательских предпочтений молодежи были разработали подходы к определению понятия «культура чтения», ниже будет приведен анализ термина «структура ценностей».

Понятие структуры ценностей является родственным понятию ценности. Изучению данных понятий посвящены работы Д А. Леонтьева, А. Маслоу, М. Рокича, С. Л. Рубинштейна, К. Грейвза, Ф. Зна-нецкого, Г. Оллпорта и др. При этом собственно определения дефиниции «ценности» разнятся в зависимости от той или иной научной направленности. Так, в психологии ценность определяется как значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений, их соответствие основным потребностям общества и индивида [22]. С. Л. Рубинштейн утверждал, что ценность - это определенная значимость для человека чего-то в мире и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения [16]. В социологии

настаивают на том, что ценность - это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта (человека, группы людей, общества); при помощи ценности характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности [19]. С позиции культурологического подхода ценности -это компонент культуры. По мнению А. Г. Здравомыслова, мир ценностей - это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей [7].

В нашем исследовании, посвященном соотношению структуры ценностей и читательских предпочтений молодежи, нами использовано следующее определение ценности, сформированное М. Рокичем: ценность - это стойкое, длительное убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель (положение, структура) существования является личностно или социально предпочтительным по отношению к противоположному (обратному) способу поведения или конечной цели существования [23]. Под структурой мы будем подразумевать некую иерархию ценностей.

В истории исследования ценностей было предложено множество различных классификаций ценностей, исходя из различных оснований. Ценности разделяют на социальные и личностные, которые могут нести в себе философский, социологический, психологический и даже физический аспекты [20]. Многие авторы считают, что общее количество ценностей, которыми обладает человек, сравнительно невелико (М. Рокич, Н. С. Розов, А. Маслоу, С. Шварц и В. Билски, Д. А. Леонтьев) [9; 22]. Все люди обладают одними и теми же ценностями (М. Рокич, Н. С. Розов, И. Гобри, А. Маслоу, С. С. Бубнова и В. Ю. Крылов, Н. Решер), например ценности выживания или самоопределения. Однако у разных авторов набор этих ценностей может быть различен и сгруппирован по-разному, так как, несмотря на то, что мы живем в условиях одной общей действительности и сталкиваемся с объектами и феноменами одной и той же реальности, в каждом конкретном случае люди разных социальных слоев в разные культурно-исторические периоды сталкивались с разными феноменами. Поэтому и ценности их от этого могут либо немного, либо разительно отличаться. Следовательно, одной единой концепции структуры, иерархии и классификации ценностей нет. Ценности можно разделить по силе влияния на различные сферы жизни и расположить

на разных уровнях (А. Маслоу, Н. Гартман, В. А. Ядов, С. С. Бубнова и В. Ю. Крылов). Расположение ценностей по уровням базируется на разных основаниях: долговечность - чем ценность более долговечна, тем на более высоком уровне она находится; приближенность ценности к социальному идеалу - чем ближе к идеалу, тем выше ценность [20].

Проведя сопоставительный анализ различных теорий классификаций ценностей, можно выделить следующие группы:

- осознаваемые / бессознательные (Э. Фромм);

- ценности как смысловые универсалии, позволяющие индивиду осознавать свое существование (В. Франкл);

- по месту в жизнедеятельности личности:

- желания / идеалы / самоопределение и нормативные / существующие / самосохранение (В. Момов, А. Маслоу, Ш. Шварц, У. Билски);

- по сфере проявления / направленности:

- социальные / материальные / духовные (Н. А. Бердяев, В. П. Тугаринов, Д. А. Леонтьев);

- по функциональному значению: терминальные / инструментальные (М. Рокич).

На основе проведенного анализа представленных теорий классификаций и определений понятия «ценность» в нашей работе мы решили опираться на подход, выдвинутый М. Рокичем: ценности будут рассматриваться как терминальные (предпочтительные конечные цели) и инструментальные (предпочитаемая модель поведения) [23]. В качестве инструментальных ценностей обычно рассматриваются личностные черты, помогающие человеку в жизни: аккуратность, воспитанность, чувство юмора, независимость - способность действовать самостоятельно, непримиримость к недостаткам в себе и в других. К терминальным ценностям обычно относят: активную деятельную жизнь, здоровье, любовь, материально обеспеченную жизнь, наличие верных и хороших друзей.

Сегодня проблема культуры чтения в России актуальна, на эту тему ведутся многочисленные дискуссии [18]. Целью нашего проверочного исследования являлось изучение ценностных установок современных россиян и выявление их различий в зависимости от культуры чтения респондентов с тем, чтобы сделать вывод о характере связей между культурой чтения и ценностной структурой молодежи. Полученные результаты смогут подтвердить или опровергнуть

гипотезу исследования, тем самым мы сможем судить о том, важна ли роль культуры чтения на формирование «здоровой» социальной личности со сформированной ценностной структурой. В дальнейшем эти данные можно использовать с целью формирования у подрастающего поколения «любви» к чтению, тем самым влияя на правильное формирование структуры ценностей личности.

Цель нашей работы состояла в раскрытии понятия «культура чтения» как фактора, влияющего на формирование структуры ценностей у молодежи. Существуют разные подходы к вопросу о влиянии ценностей на жизнедеятельность индивида. С одной стороны, ценности формируются уже в перинатальный период, следовательно, человек рождается с неким набором ценностных установок [3]. С другой стороны, в ходе жизни ценности могут формироваться, меняться, мигрировать и отмирать в зависимости от различных факторов: накопления энергии изменения; изменения за счет влияния энергии большей, чем внутренняя энергия ценности; словесного убеждения; создания необходимых ситуаций, требующих реакции человека; манипулятивного воздействия с целью косвенного изменения ценности; информирования - доведение до человека необходимой информации, способной повлиять на данную ценность [20]. Все факторы, влияющие на ценность, могут носить как положительный, так и отрицательный характер в зависимости от ситуации и ценности. Таким образом, мы не можем полностью отрицать обратного влияния «среды» на ценность, поэтому культура чтения может выступать в нашей работе как фактор, влияющий на структуру ценностей у молодежи.

В нашем исследовании была использована следующая процедура эмпирического исследования. Она включала в себя применение таких методик, как контент-анализ и анкетирование. Для исследования была составлена анкета, направленная на выявление читательских предпочтений и привычек таких, как скорость чтения, количество прочитанных за три месяца книг, предпочитаемый вид литературы. В проведенном исследовании скорость чтения выявлялась с помощью анкетных вопросов, где каждый респондент сам указывал, сколько книг он прочел за последние три месяца, т. е. скорость чтения не была зафиксирована.

Респондентами (читательской аудиторией) стали молодые люди -юноши и девушки в возрасте 15-28 лет, студенты вузов, работающая молодежь. В качестве испытуемых мы остановились на данной

выборке ввиду того, что молодежь возраста 15-25 лет сильнее подвержена информационному влиянию СМИ, родителей, друзей и сверстников, тем самым выбор их читательских предпочтений поддается влиянию извне, что в свою очередь ведет к иному формированию ценностной структуры [17]. В качестве источника получения первичных эмпирических данных использовалось авторское исследование. В качестве вторичных эмпирических данных были использованы материалы, обеспечивающие достоверность проводимого анализа, а именно: материалы печатных СМИ и материалы социологических исследований ВЦИОМ.

В данной работе был использован метод сбора первичной информации, основанный на использовании структурированной анкеты. Структурированная анкета, ответы на вопросы которой включают три варианта - да, нет, не знаю. В нее также могут входить вопросы-фильтры. Они могут использоваться для того, чтобы на некоторые вопросы анкеты ответили лишь те респонденты, которые удовлетворяют определенным критериям, а также закрытые вопросы (с двумя вариантами ответов: да / нет), полузакрытые (ответы да / нет, другое - где респондент может предложить свой вариант ответа) и открытые вопросы (не содержат вариантов ответов, а предлагают опрашиваемому самому сформулировать ответ на вопрос в свободной форме) [14]. В данном исследовании в качестве структурированной анкеты был взят анкетный опрос и его разновидность - анкетирование.

Составленная нами анкета состояла из 32 вопросов и являлась полузакрытой, поскольку в ней наряду с закрытыми вопросами были и открытые вопросы. Часть закрытых вопросов являлась альтернативными - в них можно было выбрать лишь один вариант из предложенных. Ко многим вопросам предлагался вариант ответа «другое», который предполагал свободное мнение респондента вне предложенных вариантов и позволял расширить наше знание о предмете.

Для получения информации о ценностной структуре использовалась методика, разработанная М. Рокичем и адаптированная В. А. Ядо-вым в работе «Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности» [21, с. 153-157]. Данная рейтинговая методика состоит в том, что «обследуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей - целей жизни и 18 наименований инструментальных

ценностей, т. е. ориентации на основные средства достижения жизненных целей». Индикаторами для данных показателей являлись ранги, присвоенные молодыми людьми каждой из перечисленных ценностных ориентаций.

Было опрошено около 150 человек. Процедура проведения исследования состояла в предоставлении респондентам анкет, их заполнении, в обработке и в анализе данных. Анкета исследования состояла из 32 вопросов, как уже говорилось выше, в которые входили такие вопросы: как вы проводите свое свободное время, как часто читаете, сколько книг прочли за последние три месяца, что предпочитаете читать - вид печатной и электронной продукции / жанр, какой любимый автор / книга, какое произведение оказало на вас наибольшее влияние, кто оказал наибольшее влияние на выбор книг, каково место и роль чтения в жизни. Также мы просили указать уровень собственной начитанности и заполнить таблицу ценностей согласно тест-опроснику Рокича.

В данном исследовании, посвященном культуре чтения как фактору формирования ценностной структуры молодежи, мы решили выяснить, как влияет чтение на ценности путем выделения двух групп на основе количества читаемых за три месяца книг. В группе I читали от 1-2 до 3-4 книг, в группе II - от 5 книг и более. Индивид, прочитывающий 1-4 книги за три месяца, считался мало читающим, а тот, кто читал 5-10 и более книг, относился к группе много читающих. На данной дифференциации мы выдвинули гипотезу: в двух группах сформированность структуры ценностей должна быть разной, так как чем больше человек читает, тем большее воздействие оказывают на него книги, тем богаче будет его жизненный опыт и, следовательно, структура ценностей будет меняться и будет отличной от структуры ценностей мало читающих людей. Для анализа нами были выбраны первые 5 ценностей терминальных и инструментальных, т. е. ценностей-целей и ценностей-способов действий (см. табл.).

В результате анализа установлено, что основное отличие по терминальным ценностям составляет наличие у группы II такого пункта, как «общественная направленность» - работа, признание и счастье других, из чего мы можем сделать вывод, что чтение активизирует и, возможно, формирует такую способность, как эмпатия по отношению к другим и социальную направленность личности. Основываясь

на результатах данных инструментальных ценностей, можно сделать вывод, что отличительной чертой является наличие «жизнерадостности» группы I и «смелости в отстаивании своего мнения» группы II. На наш взгляд, группы ориентированы на «профессиональный подход» к средствам достижения целей ввиду наличия у обеих групп таких качеств, как личные характеристики, дисциплина, образование. Если группа I при достижении целей использует «жизнерадостность», то группа II - «смелость», что может представлять собой некую форму целеустремленности, некую долю агрессии и напористости, вместе взятых. Таким образом, мы можем сделать вывод, что способы действия у двух групп отличаются - у группы I они мягче, у группы II -сильнее и тверже.

Таблица

Топ-5 терминальных и инструментальных ценностей

Терминальные ценности Группа I Группа II

Любовь, счастливая семейная жизнь Продуктивная и активная жизнь

Самореализация (творчество, продуктивная жизнь) Семья и любовь

Мышление (познание, мудрость) Познание и мудрость

Здоровье Здоровье

Общественная направленность (работа, признание, счастье других)

Инструментальные ценности Личные характеристики (честность, чуткость) Личные характеристики (честность, терпимость)

Дисциплина (ответственность, независимость, самоконтроль) Образование (воспитанность, образованность)

Жизнерадостность Дисциплина (самоконтроль, независимость, исполнительность)

Образование (воспитанность) Смелость в отстаивании своего мнения

В данной статье были приведены различные подходы к понятию «культура чтения» и «ценность», даны определения, основные классификации и функции, обоснован используемый метод анкетного опроса и представлена анкета, а также рассмотрен тест-опросник Ро-кича. Полученные результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы.

Среднестатистически современный молодой человек (юноша / девушка), в возрасте 23-28 лет с высшим образованием, любит читать - считает это важным, но читает только в свободное время, хотя основное предпочтение в проведении досуга отдается любимым - Интернету и семье. Читает предпочтительно как печатные, так и электронные книги каждый день или несколько раз в неделю, прочитывая в среднем за три месяца 2-3 книги (71 %). Любимый жанр литературы - фантастика (15 %), профессиональная и психологическая литература (29 0%), что может повлиять на развитие личности, на ее самосовершенствование, развитие творческого мышления и воображения (этому способствует жанр фантастики). Классику современный молодой человек не забросил, читает ее наравне с современной прозой (50 % и 50 % соответственно). А вот книга, оказавшая наибольшее влияние, принадлежит перу классиков отечественной литературы и авторам психологического жанра, что также может сказаться на формировании ценностной структуры молодежи. Определяющими факторами, влияющими на выбор чтения, являются сами книги (15 %) и ближайшее окружение (41 %) - родственники (12 %) и друзья (14 %). Это опять-таки может влиять на формирование здоровой ценностной структуры молодого человека.

Молодые люди, прочитывающие за три месяца 5-10 и более книг (23 %), ставят в топ-5 важных ценностей-целей «общественную направленность» в виде работы, признания и счастья других, а также смелость в отстаивании своего мнения как в способе действия, что в сумме может говорить о том, что чтение влияет на формирование ценностной структуры, а именно целеустремленности и социальной направленности, что может быть залогом положительного здорового развития личности как социального индивида.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородина В. А. Культура чтения - универсум развития личности и модернизация образования // Культура чтения в контексте модернизации

Российской школы: материалы Второй науч.-практ. конф., 24 янв. 2003 г. - СПб., 2003. - С. 7-9.

2. Воропаев А. Н. Читатель и книга. Проблемы чтения в развитых зарубежных странах / А. Н. Воропаев, А. А. Столяров // Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2005. - № 4. - С. 89-99.

3. Гроф С. Области человеческого бессознательного. - М. : Изд-во Трансперсонального Института, 1997. - 457 с.

4. Добрынина Н. Е. Черты духовной общности: рус. худож. лит. в чтении многонац. сов. читателя. - М. : Книга, 1983. - 112 с.

5. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение и общество в России 2000-х годов // Вестник общественного мнения. - 2008. - № 6. - С. 30-53.

6. Збаровская Н. В. Информационная культура личности // Библиотечное дело. - 2005. - № 1. - С. 7-8.

7. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М. : Изд-во Политиздат, 1989 - 563 с.

8. Куно К. Чтение во Франции. - М. : Рудомино, 1992. - 21 с.

9. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М. : Смысл, 1992. - 17 с.

10. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Отделение историко-филол. наук РАН; Науч. совет РАН «История мировой культуры». - М. : Наука, 2010. -182 с.

11. Набатова М. Б. Чтение и читательские интересы в исследованиях 90-х годов // Мир библиотек сегодня. - 1995. - Вып. 2. - С. 13-21.

12. Пантюхова Т. В. Читательская культура в обществе коммуникаций // Библиотековедение. - 2008. - № 3. - С. 61-64.

13. Примаковский А. П. О культуре чтения: методы самостоятельной работы с книгой в свете научной организации умственного труда. - М. : Книга, 1969. - 157 с.

14. Рабочая книга социолога / под общ. ред. Г. В. Осипова. - 3-е изд. - М. : Едиториал УРСС, 2003. - 343 с.

15. Раввинский Д. К. Чтение в контексте времени // Что мы читаем? Какие мы?: Сб. науч. тр. - СПб., 1993. - С. 9-15.

16. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии: в 2 т. - Т. 2. - М. : Педагогика, 1989.- 370 с.

17. Самохина М. М. Социально-психологические аспекты чтения молодежи // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2004. - Вып. 4. - С. 56-60.

18. Хабко Е. Д., Соколова Т. В. Читатель, как объект исследования // Научные и технические Библиотеки. - 1996. - № 6. - С. 15-27.

19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. - СПб. : Питер, 2011. - 606 с.

20. Эрштейн Л. Б. Запретная теория ценностей: Психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. - СПб., 2008. - 100 с.

21. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 3-е изд., испр. - М. : Омега-Л, 2007. - 567 с.

22. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

23. Rokeach M. The nature of human values. - N. Y.-L., 1973. - 73 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.