Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 366-371.
УДК 316.752
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
КУРСКОГО РЕГИОНА1
SPECIFICITY OF VALUE PREFERENCES OF THE STUDYING YOUTH IN THE KURSK REGION
Т.Л. Прокопчук T.L. Prokopchuk
Курский государственный университет Kursk State University
Статья поступила в редакцию 10 июля 2015 г.
В статье ставится задача рассмотреть особенности структуры ценностей региональной молодежи. Актуальность работы связана с усилением социокультурных трансформационных процессов, затрагивающих практически все сферы социальной жизни и приводящих к нарастанию нестабильности общества в целом. В такой ситуации ценности выступают важным инструментом диагностики состояния общества. В современной России ярко проявляется социокультурная дифференциация ее регионов, что дает основание для осуществления глубокого анализа ценностей именно на региональном уровне. Работа выполнена на основе эмпирических материалов, полученных в ходе полевого социологического исследования, проведенного в Курской области весной 2015 г. На основе методики Шварца составлен ценностный портрет региональной молодежи. По результатам проведенного анализа выявлены приоритетные ценности молодых людей региона, среди которых оказались семья, любовь, друзья, карьера. Особое внимание уделено компаративному анализу структуры ценностей на региональном и всероссийском уровне. Автор делает вывод о том, что в целом структуры ценностей молодежи на региональном и всероссийском уровнях несколько отличаются, причем уже на уровне интегрирующего ядра отмечается расхождение в количестве составляющих его ценностей. В работе выявляется и обосновывается динамика структуры ценностей региональной молодежи. Автором выявлено, что динамика ценностных предпочтений молодежи региона несколько запаздывает относительно всероссийского контекста. Вместе с тем в работе последовательно показано, что в сознании региональной молодежи осуществляется постепенный переход к утверждению современных ценностей. В работе отмечается повышение роли ценности инициативности, свидетельствующей об осуществлении модернизационных сдвигов в системе ценностных предпочтений молодежи.
In the article the task to consider the specificity of values structure of a regional youth is set. The relevance of the work is connected with strengthening of the sociocultural transformational processes affecting practically all spheres of social life and is leading to increase of instability of society in general. Values are the important instrument of diagnostics of a condition of society in that case. A sociocultural differentiation of regions is brightly shown in modern Russia, it gives the grounds for implementation of the deep analysis of values at the regional level. Work is performed on the basis of the empirical materials received during the field sociological research conducted in Kursk region in the spring of 2015. On the basis of Schwartz's technique the valuable portrait of regional youth is made. By the results of the analysis priority values of young people of the region among which appeared a family, love, friends, career are revealed. The special attention is paid to the comparative analysis of the values structure at the regional and All-Russian level. The author draws a conclusion that values structures of the youth at the regional level slightly different from All-Russian in general, and at the level of the integrating kernel the divergence in number of the values is noted. Dynamics of values structure of the regional youth comes to light and locates in work. It is revealed by the author that dynamics of valuable preferences of the regional youth is late rather AllRussian context. At the same time, it is consistently shown in work that in consciousness of the regional youth gradual transition to the statement of modern values is carried out. The increasing of a role of value of the initiative indicates to implementation of a modernization changes in the system of valuable preferences of youth is noted in the work.
Ключевые слова: ценности, молодежь, регион, терминальные ценности, инструментальные ценности, ценностная структура.
Key words: values, youth, region, terminal values, instrumental values, values structure.
Введение. Современное российское общество находится в состоянии нестабильности. Постоянные изменения в различных сферах жизнедеятельности меняют сознание и мировоззрение людей. При этом важным из-
мерением развития общества являются ценности. Несмотря на то, что тема ценностей является достаточно проработанной в ряде сфер научного знания, тем не менее, она не теряет своей актуальности.
1 Работа подготовлена при поддержке РГНФ (проект «Социокультурный потенциал модернизационных преобразований регионов Центрального Черноземья», № 15-03-00506).
© Т.Л. Прокопчук, 2015
Особенности ценностных предпочтений учащейся молодежи Курского региона
367
В условиях социально-экономической и политической нестабильности современного российского общества происходит смена ценностных приоритетов. Важно также отметить и то, что современная Россия находится в состоянии трансформационных изменений, в рамках которых мы сталкиваемся с ситуацией, когда новые ценности еще не утвердились, а старые еще не до конца себя изжили. В данной ситуации сложнее всего приходится молодежи, так как именно данная возрастная категория проявляет максимальную чувствительность к ценностным изменениям, поэтому именно молодежь чаще всего является объектом исследования. Выявив приоритетные ценности сегодняшней молодежи, мы можем предположить систему ценностей, которая будет сформирована в будущем, единственный минус при этом состоит в том, что мы не можем учитывать некоторые внешние факторы, которые могут коренным образом изменить эту систему.
Обзор литературы. Проблема изучения ценностей имеет древнюю традицию, она находит свое отражение еще в трудах древнегреческих философов. Классические работы, в которых закладывается основа понимания ценностей и дается им определение, принадлежат таким авторам, как М. Вебер [1],
Э. Дюркгейм [2], У. Томас, Ф. Знанецкий [3], Т. Парсонс [4], П. Сорокин. Так, М. Вебер рассматривал ценности относительно их важности для социального субъекта, в связи с этим его относят к представителям утилитарного подхода. При этом он рассматривает ценности не только как мотивы человеческого поступка, но и как базовые нормы любых видов действий. Согласно Э. Дюркгейму, система ценностей общества являет собой совокупность ценностных взглядов отдельных индивидов. Люди, как полагает Дюрк-гейм, усваивают и приспосабливаются к уже сформировавшимся в обществе ценностям. Одним из первых, кто провел масштабные исследования по копаративистике ценностей в 1970-х гг., стал Р. Инглхарт. В своем исследовании он проявил характерные особенности традиционных, модернистских и постмодернистских систем ценностей [5].
Детальную разработку методики изучения ценностей и ценностных ориентаций осуществили М. Рокич, Ш. Шварц, М. Шелер [6]. Так, американский социальный психолог М. Рокич создал как собственную классификацию ценностей, так и методику по их изучению. Данная методика сразу же получила
популярность и стала использоваться учеными из разных отраслей знания (социологии в том числе) [7]. В последующем «измерением» ценностей занялся другой социальный психолог - Ш. Шварц. Более детально проработав методику измерения, он выделил десять ценностей, которые, по его мнению, являются наиболее значимыми для индивида. Заметим, что методика Ш. Шварца является не менее популярной, чем методика Рокича [8].
В отечественной социологии изучение ценностной проблематики начинается с конца 1950-х - начала 1960-х гг. Специфика данных исследований состояла в том, что она представляла собой своеобразный синтез теоретических основ марксизма и структурного функционализма.
Начало изучению ценностей в нашей стране положили работы таких авторов, как А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, Г.М. Андреева и др. Так, В.А. Ядов и А.Г. Здравомы-слов [9] исследовали ценности личности по отношения к трудовой деятельности. Они полагали, что ценности должны являться одним из элементов мотивационной структуры личности. Все элементы данной структуры были выстроены ими в определенную последовательность: сначала у личности возникают определенные потребности, затем они преобразуются в интересы, а последние уже в ценности.
Важное место в изучении ценностей занимает диспозиционная концепция В.А. Ядова. Диспозиции представляют собой различные состояния предрасположенности или предуготовленности человека к восприятию условий деятельности (ситуаций), его поведенческих готовностей, направляющих деятельность. Основной смысл этой концепции состоит в том, что личность имеет очень сложную структуру различных диспозиций, которые выступают регулятором поведения и деятельности человека. Все диспозиции расположены в строго иерархической последовательности.
На современном этапе развития отечественных исследований по проблемам ценностей необходимо отметить таких авторов, как С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский, Н.И. Лапин, Л. Баева, Б.А. Грушин и др. Так, С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский в ходе проведенных ими многочисленных исследований, приходят к выводу о том, что ценности являются относительно устойчивым, социально обусловленным избирательным от-
368
Т.Л. Прокопчук
ношением человека к совокупности материальных и духовных общественных благ [10].
С 1990 г. в нашей стране проводится всероссийское исследование «Наши ценности сегодня» под руководством Н.И. Лапина. В рамках данного исследования ценности представлены как обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества в целом [11]. Проведение данного мониторинга позволяет последовательно отследить динамику ценностных предпочтений населения постсоветской России.
На основе социокультурного подхода к изучению ценностей мы условимся взять за основу следующее определение ценностей: ценности - это относительно устойчивые свойства, присущие индивидам в конкретной жизненной ситуации и на определенном этапе развития общества. Представляется важным обратиться к вопросу об изменениях ценностных предпочтений молодежи отдельно взятого региона.
Гипотеза и методы исследования.
Основной гипотезой исследования является идея о том, что в Курском регионе наблюдается постепенный переход от традиционных ценностей к современным. Мы также предполагаем, что темпы развития ценностных представлений региональной молодежи уступают темпам изменения ценностей на уровне среднероссийских показателей.
В проведении данного исследования применялся ряд общенаучных методов: системный и сравнительный анализ, обобщение, классификация. Эмпирические данные были получены методом анкетного опроса, выборочная совокупность которого составила 200 человек - представители учащейся молодежи Курской области. В работе также проведен вторичный анализ данных результатов всероссийского мониторинга «Наши ценности сегодня», проведенного под руководством доктора философских наук, члена-корреспондента РАН, руководителя Центра изучения социокультурных изменений ИФ РАН Н.И. Лапина в 2010 г.
Результаты исследования. В ходе проведения регионального социологического опроса «Ценности и стиль жизни региональной молодежи» (февраль-март 2015 г.) мы выявили следующее. Самое важное место в жизни молодежи занимают семья, любовь, друзья и карьера. На следующей ступени стоят цен-
ности денег, свободного времени, удовольствия, хобби. Третья группа ценностей - статус в обществе, внешняя привлекательность, развлечения. На последнем месте в ценностной иерархии оказались религия, личная выгода, политика.
При составлении ценностного портрета молодежи региона мы взяли за основу методику Шварца, а точнее, тот раздел, где дается портретное описание, в котором преобладает та или иная ценность. В нашем исследовании использованы десять портретных описаний, каждому из которых соответствует определенная ценность.
Мы обнаружили, что у молодых людей Курской области преобладающими качествами являются самостоятельность и доброта (4,72), достижения (4,47), универсализм (4,41). На втором уровне расположены ценности стимуляции (4,24), гедонизма (4,24) и власти (4,05). Отметим, что стимуляция главным образом описывает наличие у молодежи тяги к новизне, разнообразию, что служит основой для поддержания их активности в определенной сфере жизнедеятельности. Указание на ценность гедонизма говорит о том, что региональная молодежь в определенной мере стремится к получению удовольствия от жизни. Власть - это та ценность, которая дает основание судить о молодежи как о людях, для которых важно достижение социального статуса, престижа, контроля над людьми и др.
Третий уровень показывает те ценности, которые проявлены слабо у региональной молодежи, среди них: традиция (3,83), конформность (3,53) и безопасность (3,49). Первая ценность связана, скорее, даже не с качеством, а способом поведения в той или иной жизненной ситуации. Конформность проявляется еще меньше в молодежной среде, это значит, что минимизируется сдерживание действий, которые не соответствуют социальным ожиданиям. И последняя ценность - безопасность. Она также проявлена слабо, а это значит, что молодежь особо не обеспокоена собственной безопасностью и безопасностью окружающих их людей. Мы полагаем, что низкая оценка данной позиции может быть связана, с одной стороны, с характерной для данной возрастной категории тягой к риску и новизне, с другой - с патер-налистическими установками. Помимо того, следует сказать о том, что у региональной молодежи довольно выразительно проявлено недоверие к другим людям: почти поло-
Особенности ценностных предпочтений учащейся молодежи Курского региона
369
вина опрошенных отмечает, что большинству людей нельзя доверять (48 %), 23 % считают, что вообще никому нельзя доверять, лишь около трети опрошенных дали положительные ответы на данный вопрос (29 %).
Для проявления специфики структуры ценностей региональной молодежи мы осуществили компаративное сопоставление ценностных сдвигов, происходящих на уровне России в целом и отдельно взятого региона.
Данное сравнение мы провели на основе анализа материалов, полученных в ходе социологических исследований: на всероссийском уровне - всероссийского мониторинга «Наши ценности сегодня», под руководством доктора философских наук, члена-корреспондента РАН, руководителя Центра изучения социокультурных изменений ИФ РАН Н.И. Лапина в 2010 г., а на региональном - полевого исследования «Ценности и стиль жизни региональной молодежи», проведенного нами в 2015 г. на базе научно-исследовательской социологической лаборатории Курского государственного университета. Мы отдаем себе отчет в том, что по вре-
мени проведения данные исследования не совпадают, тем не менее, сравнение позволяет указать на некоторые особенности ценностных трансформаций, происходящих в Курской области.
Обратимся к таблице, в которой представлено распределение ценностей молодежи в Курской области и России по четырем уровням: интегрирующее ядро, интегрирующий резерв, оппонирующий дифференциал, конфликтогенная периферия. Итак, интегрирующее ядро в структуре ценностей молодежи региона составляют жизнь человека, общительность и порядок, у российской молодежи ключевыми являются ценности семьи, общительности, порядка, жизни человека, благополучия, свободы, работы, независимости, инициативности. Данное распределение свидетельствует о том, что в иерархии доминирующих ценностей региональной и российской молодежи прослеживается сходство по двум показателям: общительность и порядок, в остальном же интегрирующее ядро ценностей российской молодежи компонентно представлено гораздо шире (см. табл.).
Ценностные предпочтения молодежи (взвешенные средние баллы по 5-балльной шкале)
Ценность Курская область, 2015 Россия, 2010 Ценности
Баллы Место Баллы Место
Интегрирующее ядро
Жизнь человека 4,6 1 4,78 1 Семья
Общительность 4,3 2 4,73 2 Общительность
Порядок 4,3 3 4,70 3 Порядок
4,68 4 Жизнь человека
4,55 5 Благополучие
4,53 6 Свобода
4,42 7 Работа
4,41 8 Независимость
4,30 9 Инициативность
Интегрирующий резерв
Семья 4,2 4 4,2 10 Нравственность
Работа 4,1 5 4,2 11 Традиция
Инициативность 3,8 6 3,9 12 Жертвенность
Благополучие 3,8 7
Независимость 3,7 8
Свобода 3,7 9
Оппонирующий дифференциал
Жертвенность 3,6 10
Традиция 3,6 11
Нравственность 2,7 12
Конфликтогенная периферия
Властность 2,44 13 3,1 13 Властность
Своевольность 2,31 14 2,8 14 Своевольность
Касательно интегрирующего резерва можно отметить, что на региональном уровне его образуют ценности семьи, работы, инициативности, благополучия, независимости
и свободы, на всероссийском, в свою очередь, выделяются нравственность, традиция и жертвенность. В оппонирующем дифференциале среди ценностей региональной мо-
370
Т.Л. Прокопчук
лодежи оказались жертвенность, традиция и нравственность. Наконец, в конфликтогенной периферии как у региональной, так и у российской молодежи в целом находятся ценности властности и своевольности.
В целом структуры ценностных предпочтений молодежи на общероссийском и региональном уровнях отличаются: разброс оценок респондентов в России значительно ниже, чем в регионе, что проявляется в наиболее высоких средних взвешенных значениях общероссийских оценок.
Важно также отметить, что в 2009 и в 2012 г. в Курской области были проведены полевые исследования на основе типовой методики «Социокультурный портрет региона» [12; 13] позволяющие проследить некоторые изменения в ценностных предпочте-
ниях региональной молодежи (рис.). С учетом данных нашего исследования (2015 г.) мы видим, что с 2009 г. по 2015 лидировали одни и те же ценности, это позволяет судить о том, что кардинальных изменений в интегрирующем ядре, конфликтогенной периферии и интегрирующем резерве не произошло. Интегрирующее ядро включало в себя ценности: жизнь человека, общительность, порядок и семью. Конфликтогенная периферия является самой устойчивой, так как за указанный период она не изменяла свой состав ценностей, в ней обосновались ценности: властность и своевольность. Небольшие изменения происходили на уровне оппонирующего дифференциала, потому как некоторые ценности с 2009 по 2015 г. переходили из резерва в ядро и наоборот.
И 2009 ■ 2012 III 2015
Распределение ценностных предпочтений молодежи Курской области с 2009 по 2015 г.
(в средних взвешенных)
С опорой на классификацию ценностей по культурным типам, предложенную Н.И Лапиным, мы проанализировали ценностные предпочтения молодежи Курского региона. Исследование показало, что среди терминальных ценностей у молодежи региона лидируют жизнь человека, порядок и семья, далее идут работа, благополучие и свобода, завершающей данный перечень является ценность традиции. Полученные данные свидетельствуют о том, что ценность традиции в современной молодежной среде постепенно теряет свое значение.
Если проследить динамику терминальных ценностей с 2009 г. по настоящее время, можно отметить, что в современной молодежной среде региона происходит увеличение разброса оценок по ряда оснований, что свидетельствует о снижении значения определенных ценностей в жизни молодых людей.
Так, например, в 2009 г. ценность «жизнь человека» составила 4,74, в 2012 г. - 4,77, а в 2015 г. снизилась до 4,55, ценность «традиции» в 2009 и 2012 г. принимала значение 3,92, а в 2015 г. снизилась до 3,56.
Среди инструментальных ценностей, по данным 2015 г., доминирующими стали общительность, инициативность, независимость, жертвенность. Самые низкие значения получили такие ценности, как нравственность, властность и своевольность. Следует отметить, что в период с 2009 по 2015 г. существенных изменений в структуре инструментальных ценностей не происходило, единственное, что можно заметить - повышение роли ценности «инициативность».
Также важно сказать, что продолжает оформляться в сознании региональной молодежи динамичное совмещение трех культурно различаемых типов ценностей, при
Особенности ценностных предпочтений учащейся молодежи Курского региона
371
этом идет осуществление все большей стабилизации баланса культурно различных типов ценностей. Такое распределение показывает, что происходит минимизация роли традиционных ценностей в молодежной среде региона и все большее приобщение к современному типу ценностей. Следует отметить, что в среднем разрыв между типами ценностям в период с 2009 по 2015 г. ни разу не составил более единицы, а это говорит о том, что в молодежном сознании происходит балансирование различных культурных типов.
Заключение. Жизнь современной молодежи России протекает в условиях глобальных трансформационных изменений, которые затрагивают все сферы общества.
В контексте изучения структуры ценностей региональной молодежи наблюдается совмещение различных типов ценностей и их балансирование. Необходимо отметить и то, что на данном этапе общественного развития в молодежной среде региона появляется постепенный переход от традиционных ценностей к современным, что выражено в том, что в иерархии ценностей региональной молодежи занимают высокие позиции жизнь человека, порядок и семья, при этом все больший вес приобретают ценности свободы и инициативности.
В ходе исследования мы выявили, что в регионе довольно выразительно проявляется отставание в развитии ценностных представлений региональной молодежи относительно срднероссийских показателей. На основе анализа ценностных предпочтений в динамике (в период с 2009 по 2015 г.), можно сказать, что кардинальных изменений в структуре ценностей не произошло, при этом в структуре ценностей региональной молодежи прослеживается относительная устойчивость ценностной иерархии интегрирующего ядра и конфликтогенной периферии и неустойчивость иерархии ценностей интегрирующего резерва и опоонирующего дифференциала.
Подводя итог вышесказанному, важно отметить, что постепенная трансформация системы ценностей региональной молодежи свидетельствует о направленности данного процесса в сторону социокультурной модер-низованности, соответствующей среднероссийскому, а в будущем, надеемся, и среднеевропейскому уровню, в тех позициях, в которых утверждаются ценности свободы, инициативности и независимости человека.
1. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. -М. : Прогресс, 1990. - 808 с.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: пер. с фр. / сост., послесл. и прим. А. Б. Гофмана. - М. : Канон, 1995. - 352 с.
3. Thomas W. I., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America : Monograph of Immigrant Group. Vol. I. Primary Group Organization. - Boston : Richard G. Badger, The Gorham Press, 1918. - 526 p.
4. Парсонс Т. О социальных системах. - М. : Академический Проект, 2002. - 832 с.
5. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис (Политические исследования). - 1997. -№ 4. - C. 6-33.
6. Шелер М. Избранные произведения / сост., науч. ред. А. В. Денежкина; пер. с нем. А. В. Денежкина, А. Н. Малинкина, А. Ф. Филиппова; послесл. Л. А. Чухина. - М. : Гно-зис, 1994. - 413 с.
7. Рокич М. Природа человеческих ценностей. - N.Y. : Свободная пресса, 1973. -153 с.
8. Schwartz S. A theory of cultural values and some implications for work // Applied psychology: an international review. - 1999. -Vol. 48(1). - P. 23-47.
9. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. - Т. 2. - М. : Политиздат, 1966. - С. 187-215.
10. Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) // Тугариновские чтения: матер. науч. сессии. Серия «Мыслители». - СПб., 2000. - № 1. -С. 40-44.
11. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Общественные науки и современность. - 2002. - № 2. - С. 3-23.
12. Курская область в динамике социокультурных измерений : монография /
Е. А. Когай, Ю. М. Пасовец, Т. Г. Кульсее-ва и др. - Курск : ООО «Учитель», 2011. -232 с.
13. Курская область на социокультурной карте России : монография / Е. А. Когай, Ю. М. Пасовец, А. А. Когай и др. - Курск : МУП «Курская городская тип.», 2015. -236 с.