Колесник И. В. К вопросу о принципах технологии гармонизации российского законодательства (правоприменительный аспект)
подход к согласованию международного и внури-государственного права, как прообраз единого согласованного правоприменительного порядка.
Примечания
1. См.: Ведяхин В.М. Факторы формирования и реализации принципов права / В.М. Ведяхин, O.E. Суркова. — Самара, 2005. — С. 7.
2. См.: Лившиц Р.З. Теория права. — М., 1994. — С. 195 — 196.
3. Об этом см.: Программа гармонизации национальные законодательные и ины1х нормативные правовых актов государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года // Российская газета. — 1999. — 30октября; Басов А.В. Налогообложение инвестиционной деятельности в странах с развитой рышочной экономикой // Журнал российского права. — 2002. — №10, 11; Мамбеталиев Н.Т. О перспективах гармонизации национальных налоговых законодательств государств — участников Евразийского экономического сообщества /
Н.Т. Мамбеталиев, Ж.Н. Мамбеталиева // Налоговый вестник. — 2001. — № 6. — С. 21—36.
4. Терещенко Л.К. Концепция правового обеспечения технического регулирования / Л.К. Терещенко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. — 2006. — № 9.
5. Захаров А.В. Проблемы и перспективы развития СНГ в контексте конституционной экономики // Законодательство и экономика. — 2004. — № 3. — С. 9.
6. Петрова Г. Правовое регулирование в области почтовой связи // Право и экономика. — 2004. — № 12. — С. 34.
7. См.: Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. — 2003. — № 2. — С. 13.
8. Российская газета. — 1999. — 31 марта.
9. Российская газета. — 2005. — 31 марта.
10. См.: Маркитанов А.В. Регламентация правовые возможностей личности в Конституции и Гражданском кодексе России // Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации. — Екатеринбург, 2001. — С. 107—109.
11. См.: Краснояружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование в советском обществе (вопросы! теории и практики): Дис... канд. юрид. наук. — М., 1990. — С. 4.
12. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия.
Теоретические проблемы субъективного права. — Саратов, 1972. — С. 100.
13. СЗ РФ. — 1996. — № 45 — Ст. 5202.
14. СЗ РФ. — 2006. — № 6 — Ст. 639.
15. СЗ РФ. — 2005. — № 1. — Ч. I. — Ст. 17.
O.A. Пырков
Пырков Олег Александрович — преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородского
филиала Московского гуманитарно-экономического института
E-mail: ole-pyrkov@yandex.ru
Соотношение религии и правового сознания
В данной статые автор раскрывает соотношение религиозного и правового сознания, их взаимное влияние друг на друга и характер этого влияния, осно-вываясы на изучении правосознания и религии с позиции единства и противоположности этих явлений.
In this article the author reveals the relation of religious and legal consciousness, their mutual influence and nature of this influence on the basis of the research of the legal consciousness and the religion from the position of their integrity and contrast.
Правосознание — это сложноорганизованный и многофункционалыный феномен, оказывающий значителыное влияние на развитие общественных отношений. Его состояние в любом обществе является показателем степени развития исторической правовой системы этого общества.
Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания. Существенное влияние на правосознание оказывают различные формы общественного сознания — политическое сознание и моралы, общественная психология, исторические традиции, сложившийся образ жизни1.
Правосознание является одним из основных и сложных понятий в юриспруденции. Правосознание как одна из форм общественного сознания несет на себе существенную нагрузку — интерпретацию правовой реалыности и выражает отношение к юридической действителыности. По мнению М.И. Абдуллаева, правосознание можно определиты как одну из форм, один из видов общественного сознания, в которых выражается отношение людей к юридической действителыности, к правовой материи2.
Интересны также мнение В.Г. Батуркина, утверждающего, что правосознание — это областы че-
ловеческого сознания, отражающая правовую дей-ствителыносты на конкретном этапе правовой эволюции общества3, и мнение С.В. Иванеева, считающего, что «правосознание — это совокупносты взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным, одна из форм общественного сознания. Концентрированным выражением правосознания является правовая идеология, система правовых взглядов, основывающаяся на определенных со-циалыных и научных позициях»4.
Для того чтобы раскрыты суты правосознания необходимо определиты его признаки, структуру, функции и виды.
В современной юридической литературе авторы в основном выделяют следующие основные признаки правосознания.
1. Правосознание — субъективное явление, так как «оно состоит из представлений людей о праве и из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям»5.
2. Правосознание является одной из форм общественного сознания, тесно взаимодействующей с нравственными, религиозными, политическими и иными формами общественного сознания6.
3. Правосознание выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям (правотворчеству и правоприменению, законности и правопорядку, правомерному и противоправному поведению и т. п.).7
4. Правосознание содержит в себе набор взаимосвязанных идей, эмоций, чувств, выражающих отношение общества, групп индивидов к праву8.
Таким образом, правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков.
Правосознание можно представиты как оценку правовой реалыности, которая представлена правом, степеныю его осознания, и его адаптации на поведенческом уровне.
Носителями же правосознания являются как отделыные индивиды, так и их общности (малые и болышие социалыные группы).
Правосознание характеризуется определенной направленностыю, выступает формой отражения норм права, правопорядка, юридической реалы-ности.
Следует приниматы во внимание и факт обусловленности правосознания на различных уровнях как субъектно-объектных, так и субъектно-субъектных отношений. Среди факторов детерминации правосознания индивида могут быты природные и социалыные, внешние и внутренние. Чтобы поняты механизм детерминации, следует анализироваты степены влияния этих факторов, силу их воздействия и доминанту.
В данном случае необходимо обратиты внимание на важносты эмоций и чувств в отношении пра-
восознания, в частности на это обращал внимание и И. Бентам, утверждая, что «чувства людей достаточно правилыны, чтоб статы предметом науки или искусства, и пока этого не будет, до тех пор мы будем идти ощупыю и наши усилия не могут иметы должной правилыности и выдержанности»9.
Вместе с тем, с точки зрения философского подхода, И.А. Илыин указывал, что в правосознании участвует не толыко «знание» и «мышление», но и воображение, и воля, и чувство, и вся человеческая душа10.
Необходимо учитываты, что носителем правосознания является человек. Субъект правосознания воспринимает правовую действителыносты через определенный психологический процесс, во время которого происходит критическое сравнение правовой действителыности с имеющимся у него набором правовых знаний (категорий, ценностей, понимания справедливости и равенства)11.
Следователыно, можно утверждаты не толыко то, что правовая психология и идеология, но и определенное правовое знание являются элементами правосознания.
Отношение субъекта к правовой действителыности вырабатывается в процессе оценки имеющегося правового знания к новой информации — новому правовому знанию. Болышое значение имеет формирование индивидуалыного сознания. Правовое знание формируется под влиянием окружающей среды субъекта, мнений, опыта, традиций, кулы-туры, а следователыно, отношение субъекта к правовой действителыности будет зависеты от того, на-сколыко правовая действителыносты соотносится с его правовым знанием. Человек, воспринимая критически право, оценивает его и либо соглашается с ним и принимает его, либо не принимает и выступает против правовых изменений. Резулытатом внутреннего анализа является проявление желаемого права. Желаемое право — это не толыко внутренний компромисс или разрыв между существующим правом и возможными его (позитивными/негативными) изменениями, но это определенное видение правовой ситуации, когда субъект права можетпред-ложиты приемлемый вариант права.
Индивидуалыное правосознание в итоге формирует правосознание того социалыного слоя населения, к которому принадлежит его носителы. Г рупповое же правосознание определяет и наполняет массовое. В зависимости от уровня развития правосознания в обществе формируется обыденное правосознание, профессионалыное и научное.
В свою очереды религия часто выступала ведущим социалыным источником права и правового сознания. Правовые системы исторически основываются на традиционных для конкретных обществ (населений государств) религиозных нормах, которые заключают в себе моралы и являются носителем нравственного авторитета. Религиозная моралы как одна из форм общественного сознания содержит в себе определенные идеи, представления, нормы и является индикатором изменений
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 20
39
Пырков О.А. Соотношение религии и правового сознания
Пырков O.A. Соотношение религии и правового сознания
моралыных, правовых, социалыных ценностей, а также может регулироваты поведение людей.
То, насколыко силыным может быты воздействие религии на поведение людей, находит подтверждение в российской, зарубежной и международной судебной практике, в которой нередки случаи уклонения от соблюдения законов и исполнения гражданских обязанностей на основании религиозных убеждений12.
Значителыное влияние религии на правосознание в настоящее время подтверждается наличием правового регулирования общественных отношений, связанных с религиозной деятелыностыю, поэтому и сегодня законодателы особенно выделяет принцип свободы совести и вероисповедания. Так, например, в российском законодателыстве выделены вопросы, возникающие из трудовых отношений13, обозначено понимание религиозных организаций14, а также установлена ответственносты за нарушение законодателыства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объе-динениях15, а Федералыным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрено право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений, с признанием особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и кулытуры, уважением христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часты исторического наследия народов России16.
Религия по своей сути консервативна, одной из ее главных функций является закрепление правил поведения для их исполызования в далынейшем следующими поколениями и формирование у человека правилыного понимания кулытурных традиций его народа.
В соответствие с целыю, определенной религиозным учением, человек должен владеты определенным методом достижения цели этого учения. Методы достижения цели религиозного учения определяются кулытом, таинствами и обрядами. Цели и методы их достижения ставят перед собой задачу добитыся от человека такого поведения, которое соответствовало бы общепринятому поведению субъектов, среди которых распространено религиозное учение.
Для этого у человека должна быты способносты управляты своими действиями (совершаты противозаконные (греховные) поступки либо обратное). Для осуществления правомерных действий человеку необходимо постоянно быты внимателыным, чтобы не пропускаты важные объективные явления жизни, учитыся формироваты определенный стереотип понимания жизненных явлений, уметы формироваты иерархически перечены целей, которые необходимо достигнуты, в соответствии с объективными явлениями жизни и на этой основе строиты свое поведение. Л.Л. Гарваген в работе «Обязанности как основание права» среди основ-
ных выводов делает заключение, что «необходимо развивать в людях нравственное чутье, заключающееся в понимании предпочтения высших интересов перед низшими»17.
В связи с этим необходимо помнить, что важную роль в системе характеристик социальной направленности личности играют ее ценностные ориентации.
Религия прививает верующим специфическую систему ценностных ориентаций, которые направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, — бога, спасение в загробной жизни и т. п.18
Во взаимодействии субъектов в процессе исповедания конкретной религии возникает определенная религиозная деятельность. Вследствие постоянного взаимодействия с атрибутикой религиозной системы (как духовной, так и вещественной) и индивидуальными мировоззрениями субъектов одной веры, поддерживающих совокупное мировоззрение и миропонимание религиозной системы, формируется определенный стереотип поведения, мировоззрения и миропонимания человека.
В свою очередь эти категории сопряжены с личностной нравственностью. Таким образом, личное поведение человека должно быть согласовано с объективными правовыми и религиозными явлениями в жизни человека, поскольку правомерное поведение индивида должно соответствовать соблюдению правового и религиозного сознания.
Нравственность определенного индивида — по сути иерархически упорядоченная совокупность нравственных ценностей, образных представлений и описаний реальных жизненных и предполагаемых событий.
Слово «религия» произошло от латинского глагола religare «лигаре» с его производным «лига-мент», что значит «связывать»19.
Религия (от religio — святость, благость) — особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость; на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный20.
Религия — это социальный институт, в котором моделируется общественная среда жизни; делается это в том виде и тем языком, который понятен всем без исключения; вследствие этого действиям и мыслям людей придается скоординированный характер21. Религия — это своеобразное средство агитации и координации людей на определенные дела и мысли через формирование соответствующей общественной среды. Другая сторона религии как средства координации людей в обществе — это социальная функция, институт управления, устанавливающий определенные в религии нормы и мотивы социального поведения — логику социального поведения и мышления. При этом религиозная мораль (нравственность) через социальную среду распространяется на общество и до-
минирует в нем. Нравственные установки, стано-вясы абсолютными нормами для болышинства людей, формируют кулытуру общества, которая соответствует религии, ее нравственным установкам и ее логике поведения и мышления. Последним и обеспечивается относителыная устойчивосты управления обществом на базе основных религиозных идей, которые приняты болышинством как нравственные постулаты22.
Человек, понимая свое место в жизни, осознавая свои цели и задачи, согласует свое мнение с объективными критериями религиозного учения и стремится сопоставиты свое чувствование с позицией религиозного учения. Принятие человеком позиции религиозного учения приводит к изменению миропонимания таким образом, чтобы оно соответствовало божественным целям (божественному промыслу)23.
Таким образом, возможносты человеком доб-роволыно изменяты свои нравственные ценности и мировоззрение, а следователыно и поведение, является существенным преимуществом религии в деле установления должного поведения личности. Религия позволяет людям обрести объективную достаточносты, которая обеспечивает принятие необходимого, требуемого решения в конкретной жизненной ситуации.
Между тем формирование мировоззрения, нравственных ценностей и должного поведения личности — не единственная существенная функция религии. В религии также можно выделиты ком-пенсаторскую24 функцию, когда религия может быты средством для разрешения их внутренних нравственных неопределенностей, возникающих в резулытате невозможности самостоятелыно сфор-мироваты эти стереотипы в отношении жизненных явлений. Религиозная система с ее нравственномировоззренческими критериями психологически компенсирует зависимосты людей от негативных общественных условий и обстоятелыств жизни. Как верно отмечает Л.Н. Гумилев, в эмоционалыном аспекте каждая религия есты форма определенного мироощущения. Веды кроме ума и тела есты чувство, то самое, которое создает положителыную или отрицателыную комплиментарносты. Подавляющее болышинство искренне верующих не умеют разоб-ратыся в догматических спорах и руководиты политикой своей общины. Они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают тот ее вариант, который отвечает их психологическому настрою. Их нелызя переубедиты логическими аргументами, которые им непонятны; приказ началыства они игнорируют, не вступая в пререкания, но оставаясы при своем, то есты при том, что им кажется верным без доказателыств25.
Помимо этого болышое значение имеет кулыту-ротранслирующая функция религии, которая создает и развивает определенные кулытурные стереотипы. Индивид может отрицаты религиозное учение, но при этом заимствоваты искусство, архитектуру и т. п.
Также нельзя обойти стороной и то, что религия выполняет регулятивную функцию, которая с помощью определенных идей, стереотипов поведения и традиций регулирует отношения людей, стремясь исключить вседозволенность в своих действиях.
Правосознание — определенный компромисс между нормами права и морали. Религиозные нормы часто наполняются конкретным правовым содержанием, и от права к религии, когда выбранные правовые принципы со временем находят свое отражение в религии.
Таким образом, мы видим, что религия и право создают интересную область общественных отношений, ограниченную, с одной стороны, сферой религии (морали), а с другой — сферой правового регулирования.
Нравственно развитый и ответственный человек при наличии возможности выбора между добром и злом делает выбор в пользу добра. В этом выборе реализуется нравственная свобода, ответственность и совесть человека26.
Религия и правосознание взаимодействуют между собой в процессе регулирования общественных отношений (обеспечения законности и правопорядка), которые являются их логической целью, при этом не всегда результатом является их урегулирование. В процессе регулирования общественных отношений религия и правосознание могут оказывать воздействие непосредственно на поведение человека.
Примечания
1. См.: Мурунова А.В. Правовой менталитет и правовая идеология как структурные элементы правосознания // История государства и права. — 2008. — № 6. — С. 15.
2. См.: Абдуллаев М.И. Теория государства и права. — М., 2004. — C. 105.
3. См.: Батуркин В.Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. — 2004. — № 5. — С. 21.
4. Иванеев С.В. Бескомпромиссность как свойство правового и религиозного сознания в исламе // Международное публичное и частное право. — 2011. — № 5. — С. 6—11.
5. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М., 1999. — С. 264.
6. См.: Евплова Н.Ю. Правосознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: Дис... канд. юрид. наук. — Волгоград, 2000; Малько A.B. Теория государства и права: Учебник. — М., 2001. — С. 157; Абдуллаев М.И. Указ. соч.; Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). — М., 2004. — С. 384.
7. См.: Малько A.B. Указ. соч. — С. 157.
8. См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для вузов. — 3-е изд. — М., 2000. — С. 482.
9. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. Основные начала гражданского
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 20
п
Пырков О.А. Соотношение религии и правового сознания
Пырков О.А. Соотношение религии и правового сознания
кодекса. Основные начала уголовного кодекса. — СПб., 1867 — Т. I. — С. 328.
10. См.: Ильин И.А. О сущности правосознания: В 2 т. / И.А. Илыин. — М., 1993. — Т. I. — С. 34.
11. См.: Нерсесянц В.С. Философия права. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2008. — С. 44.
12. См.: Иванюк О.А. Практика рассмотрения религиозно-правовых споров // Административное право. — 2011. — № 2. — С. 73—78.
13. Глава 54 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2011, с изм. от 15.12.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ч. 1. — Ст. 3.
14. Ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации (часты первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
15. Ст. 5.26. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ч. 1. — Ст. 1.
16. Преамбула Федералыного закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. — 1997. — № 39. — Ст. 4465.
17. Гарваген Л.Л. Обязанности как основание права. — СПб., 1908. — С. 200.
18. См.: Капустин Н.С. Особенности эволюции, религии (на материалах древних верований и христианства). — М., 1984. — С. 126.
19. См.: Васильев Л.С. История религий Востока: Учебник для студентов вузов. — М., 2001. — С. 59.
20. См.: Кальной И.И. Философия для аспирантов: Учебник / И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов; Под ред. И.И. Кального. — 3-е изд., стер. — СПб., 2003. — C. 16.
21. См.: Кислюк К.В. Религиоведение / К.В. Кислюк, О.Н. Кучер. — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 76.
22. См.: История религии: В 2 т. / Под общ. ред. И.Н. Яблокова. — М., 2003. — С. 104.
23. James W. The Varieties of Religious Experience: A Study in Human Nature Being the Gifford Lictures on Natural Religion Delivered at Edinburgh in 1901—1902. — P. 210.
24. Компенсация от латинского compensatio — возмещение. См.: Подосинов А.В. Русско-латинский словарь / А.В. Подосинов, А.М. Белов. — М., 2002. — С. 78.
25. См.: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. — М., 2006. — С. 353.
26. См.: Религиоведение / Под. ред. М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцева. — Минск, 2003. — С. 366.
Е.О. Шкарин
Шкарин Евгений Олегович — главный специалист-эксперт правового отдела ИФНС России по Ленинскому району
г. Нижнего Новгорода
E-mail: Shkarin EO@mail.ru
Налог на землю в России конца XIX — начала XX века и в современной Российской Федерации
В статые описаны основные этапы развития по-
земелыного налогообложения в Российской империи конца XIX — начала XX века и современной Российской Федерации. Выявлены основные закономерности развития налогообложения земли в рассматриваемый период. Предложены рекомендации по далынейшему совершенствованию земелыного налога.
The article describes main phases of land taxation development in Russian Empire at the end of XIX century— at the beginning of XX century and in modern times. The fundamental mechanism of development
of land tax in concerned period is revealed. Improvement of land tax is proposed.
Обложение налогом такого недвижимого имущества, как земелыный участок, является одной из древнейших форм налогообложения и играет зна-чителыную ролы в налоговых системах различных государств. Подобное положение вещей обусловлено несколыкими факторами. В первую очереды, тот факт, что налогоплателыщик имеет в собственности либо владеет и полызуется земелыным участком на ином праве, указывает на его платежеспо-собносты и состоятелыносты. Кроме того, оцениты доход от земелыной собственности гораздо легче, чем какой-либо другой вид дохода. И, наконец, зна-
чителыно облегчает налоговое администрирование то обстоятелыство, что вести учет земелыных участков достаточно просто, посколыку собственнику затруднителыно скрыты подобный объект налогообложения.
Следует отметиты, что во всех западноевропейских странах налог на землю был преобладающей формой реалыного налогообложения. На первых этапах развития поземелыного налогообложения такой налог уплачивал владелец земелыного участка, получавший доход от земли. Наиболее распространен был способ налогообложения земли