Научная статья на тему 'Основные задачи реформы экономического образования в России'

Основные задачи реформы экономического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перемитина Н. Л.

Основные задачи реформы экономического образования в России Перемитина Н.А. Основные задачи реформы экономического образования в РоссииThe Main Task of the Economical Education Reform in Russia Peremitina_N._A. This article deals with main tasks of the reform of economic education in Russia in the context of market social-economy reforms are discussed. Nevolina V.V. The Meaning and the Role of Accountancy in the System of Economical Education: Peculiarities of the Subjects and Methods In the article the author shows the importance and the role of accountancy in understanding of economic categories and processes. The peculiarities of its subjects and methods are also reviewed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные задачи реформы экономического образования в России»

Риск инвестиций в знания возрастает с ростом скорости устаревания информации, что обусловливает высокое значение дисконтного множителя в формуле денежного потока, генерируемого приростом информации. Чем выше скорость устаревания информации, тем выше значение дисконтного множителя и, соответственно, ниже относительное значение эффективности вложений в знания при равных абсолютных значениях.

Исходя из этого рассуждения можно утверждать, что сравнительная эффективность вложений в гуманитарное и техническое образование можно измерять скоростью устаревания знаний в той и другой сфере. Причем в области гуманитарных знаний скорость таких изменений обусловливается адаптационными возможностями человека и общества в целом (консерватизм -низкие адаптационные возможности, радикализм - высокие).

На взаимозамещаемости гуманитарных и технических знаний построена матрица, которая иллюстрирует зависимость скорости изменений технических знаний от адаптационных способностей общества. Низкие адаптационные возможности общества замедляют скорость технических изменений. При высоких темпах технических изменений в обществе возрастает роль гуманитарных знаний в обеспечении адаптационных способностей общества. Если гуманитарные знания отстают, то рост технических знаний лучше затормозить (что наглядно иллюстрирует рост угрозы терроризма - общество расплачивается за культурную отсталость населения при его высоких технических возможностях).

Исходя из этой матрицы можно утверждать, что отставание предельных затрат на гуманитарное образование неизбежно приведет к замедлению роста технических знаний, к снижению их экономической эффективности. Обществу приходится больше тратиться на борьбу с терроризмом и другими асоциальными явлениями. Вспомним также движение луддитов в XVIII-XIX вв., в котором наиболее ярко проявилось неприятие отставшими в духовном развитии рабочими технических усовершенствований. В сопротивлении изме-

Литература

1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. М., 2003.

2. Нейман P.P. Дидактика самообучающихся организаций. Омск, 2004.

H.A. Перемитина

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Томский государственный педагогический университет

Россия вступает в новую стадию развития - пере- экономического образования определяется качеством

хода к развитой рыночной экономики. В этих услови- профессиональной подготовки. В системе экономиях проблемой номер один выступает качество эконо- ческой профессиональной подготовки базисом слу-

мического образования, формирующее рынок труда жит знание экономики, фундаментом которого явля-

соответствующими этой экономике кадрами. Качество ется экономическая теория - легкий предмет, по сло-

Зависимость скорости изменений технических знаний от адаптационных способностей общества

Адаптаци- онные способности общества Скорость изменения технических знаний

высокая низкая

Высокие Пределыные полезности гуманитарныгс и технических знаний примерно равны ДГ = АТ Пределыная полезносты гуманитарных знаний ниже ДГ < АТ

Низкие Пределыная полезносты гуманитарных знаний выше ДГ > АТ Пределыные полезности гуманитарных и технических знаний примерно равны ДГ = АТ

нениям - этой проблемы XX в. — присутствует все тот же бунтарский дух луддитов. В этой ситуации естествен выбор в полызу предпочтения пределыных затрат на гуманитарное образование пределыныш затратам на техническое образование, которые, в частности, способствуют преодолению сопротивления изменениям.

В то же время высокий уровены гуманитарного образования, толерантности и позитивного по отношению к изменениям настроения общества делает возможным предпочтение пределыных затрат на техническое образование и благодаря этому рост благосостояния общества. При этом очены важно, чтобы последнее понималосы как рост кулытуры потребления, или того, что Э. Деминг называет «качеством жизни». Без необходимого уровня гуманитарного образования рост благосостояния общества невозможен. Духовно богатые люди создают материалыные ценности, духовно бедные — разрушают.

вам великого экономиста XX в. Джона Мейнарда Кейнса, в котором очены немногие достигают успеха. «Возможно, это находит объяснение в том, что квалифицированный экономист должен обладаты редкой комбинацией талантов. Он должен достигнуты высокого уровня в несколыких различных областях и должен соединить в себе таланты, которые не часто можно найти вместе. Он должен быты, в определенной степени, математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен пониматы символы и говориты словами. Он должен представляты себе частное в терминах общего и улавливаты абстрактное и конкретное в одном и том же полете мысли. Он должен изучаты настоящее в свете прошлого для объяснения будущего».

Экономическая теория является основополагающей в области формирования экономической кулыту-ры, одной из древнейших кулытур, давшей импулыс развитию всей системы научного знания. Именно из потребности ведения хозяйственного учета появился счет и писыменносты, на основе которыгс стали разви-ватыся точные, естественные и гуманитарные науки.

Экономическая кулытура и качество образования тесно взаимосвязаны. Содержателыно они зависят от накопленных знаний в области экономической теории. Она формирует методологический и методический подходы в реализации экономических программ рыночных преобразований. Вместе с тем российская экономическая кулытура остается крайне низкой. Экономическая свобода в нашей стране оборачивается отклонением от правовых норм, криминализацией экономики, произволом властей на всех уровнях, что в итоге приводит к неэффективной, неконкурентоспособной экономике и низкому уровню жизни. Образовался разрыв между декларированной, желаемой и реализуемой экономической свободой. Это свиде-телыствует о низком кулытурном уровне российского бизнеса, о том, что принцип рационалыности, эффективности еще не стал основополагающим в деятелы-ности экономических субъектов.

Реформирование экономического образования в России становится важной составляющей проводимых социалыно-экономических преобразований, требующих радикалыной перестройки процесса преподавания экономики, учебныгс программ, материалы-ной базы и кадрового потенциала. Преподавание экономических дисциплин должно обеспечиты обучение принципам рыночной экономики как части современного мировоззрения. Однако проблема заключается не толыко в этом. Основы рыночной экономики неплохо усваиваются студентами. Они доволыно удов-летворителыно отвечают на вопросы из курсов мик-ро- и макроэкономики, могут рассказаты о факторах спроса и предложения, экономического роста, зависимости уровня безработицы от темпов инфляции, объясниты сущносты бюджетной линии и кривыгс безразличия. Но вряд ли кто из них в состоянии даты

систематизированную картину содержания реальных процессов, происходящих в современной российской экономике. Они имеют слабое представление о производственно-технологических взаимосвязях, специфике функционирования отдельных отраслей и сфер. Отмеченное, к сожалению, относится не только к студентам, но и к людям, занимающим высокие посты в современных крупных экономических структурах и по долгу службы принимающим народно-хозяйственные решения.

Между тем механическое применение знаний, связанных с формировавшейся тысячелетиями зрелой рыночной экономикой, к находящемуся в процессе трансформации отечественному хозяйству чревато негативными текущими и долговременными последствиями. Эти последствия все хорошо ощутили на себе. Особенности национальной экономики необходимо знать и учитывать при выработке эффективных хозяйственных решений на всех уровнях управлений. В свете изложенного важной задачей преподавания экономической теории становится обеспечение адекватности экономического образования современному этапу преобразований в России с тем, чтобы найти собственный путь развития экономики.

На необходимость построения экономической мысли, основанной на индивидуальных особенностях «русского грунта», одним из первых открыто заявил С.Ю. Витте. В конце XIX в. он писал о том, что до тех пор, пока русская жизнь не выработает своей национальной экономики, основанной на индивидуальных особенностях «русского грунта», до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно то одним, то другим; до тех пор мы будем слышать из одних и тех же уст и читать в столбцах одних и тех же печатных органов логически несовместимые экономические суждения и проекты; до тех пор, что создано вчера, будем считать дурным завтра и будем создавать сегодня то, что уничтожено вчера; и понятно, что до тех пор мы не будем жить правильной экономической жизнью, а будем идти на буксире заграничных веяний и всяких спекуляций за счет народного благосостояния. Тем более что российская экономическая наука имеет собственные, весьма глубокие корни: «Тектология» A.A. Богданова, «Крестьянское хозяйство» A.B. Чаянова, «Проблемы экономической динамики» Н.Д. Кондратьева, «Социальные основы кооперации» М.И. Туган-Барановского. Поэтому уважение к великим английским и американским экономистам не должно заслонять нашу отечественную экономическую мысль.

Преподавание экономической теории зависит от таких факторов, как учебные материалы, кадры, образовательные технологии. За сравнительно короткий период времени в стране удалось создать немало учебных пособий, материалов, программ. Однако в них доминируют теоретико-формальные, историко-описа-

тельные начала или освещение частных и конъюнктурных проблем. Практически полностью выпадают проблемы прикладного характера, касающиеся структурно-технологических, межотраслевых, отраслевых особенностей, специфики производственных связей и материально-финансовых соотношений нашей экономики, т.е. все то, что дает заинтересованным специалистам представление об отечественной экономике как целостной системе.

Реформа экономического образования обострила кадровый вопрос. Человеческий капитал экономической высшей школы оказался обесцененным, в результате чего она столкнулась с так называемой проблемой первоначального накопления человеческого капитала. Потребовалась массовая переквалификация педагогических кадров. Доценты, профессора, возглавляющие кафедры, факультеты, научные школы и являющиеся признанными лидерами в своих областях, начали проигрывать молодым коллегам в способности быстро овладеть новыми теориями и концепциями. Академическое прошлое стало не историческим фундаментом, а источником педагогической и методической инерции, противоположной направлению реформ.

Особую актуальность в этих условиях приобретают профессиональные контакты, обмены новыми материалами, методами обучения. К сожалению, российская система высшего экономического образования разобщена географически. Для большинства преподавателей недоступны в финансовом отношении поездки в другие города страны, не говоря уже о поездках в другие государства. Практически отсутствует система межуниверситетского обмена студентами, преподавателями.

Значительно отстает уровень образовательных технологий в российском экономическом образовании от уровня образовательных технологий на Западе, где существует трансфер знаний, образование без границ, образование через всю жизнь. Экономическое образование должно стать непрерывным. Оно должно начинаться со школьной скамьи и заканчиваться повышением квалификации экономических кадров. Сегодня дети бывают грамотнее своих учителей в вопросах рынка, что, в принципе, вполне нормально, поскольку они выросли в его условиях. Новые технологии и непрерывность образования требуют соответствующих разнообразных форм обучения - очное, дистанционное образование, экстернат, телеконференции.

Важным является вопрос, касающийся взаимосвязи фундаментальной экономической теории и прикладной экономической науки, предполагающей подготовку специалистов по корпоративному и государственному управлению, финансам, банковскому, страховому делу и др.

Большое значение имеют организация и управление развитием экономического образования в России. Здесь свое слово должно сказать государство,

общественные профессионалыные объединения. Государство призвано в первую очереды обеспечиты финансирование современной системы высшего образования в условиях недостаточности доходов и сбережений основной части населения, а также невозможности получения банковского кредита для покрытия расходов на образование. Нехватка денежных средств не позволяет болышинству высших учебнык заведений сформироваты необходимую материалыную базу, библиотечный фонд, предоставиты доступ к Интернету и, наконец, выплачиваты профессорско-пре-подавателыскому составу достойное их статусу и знаниям вознаграждение.

Государство должно сыграты важную ролы в преодолении монополизма на рынке образователыных услуг с тем, чтобы не допуститы ликвидации равенства в борыбе за возможности, защититы реалыную конкуренцию. Право на существование и федералы-ное финансирование должны иметы не толыко столичные вузы, но и регионалыные учебные заведения, обеспечивающие подготовку специалистов в соответствии с местными потребностями, а также выполняющие более глобалыные задачи по формированию и развитию личности человека в процессе его общеоб-разователыной, общетехнической, профессионалыной подготовки на основе гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионалыного и специалыного образования, компыютерной грамотности и исполызова-ния информационных технологий. В процессе образования человек приобщается к нравственным, правовым, хозяйственным, научным и кулытурным ценностям, превращается из природного существа в кулы-турное. В терминах положителыных внешних эффектов это означает, что от развития образования в конечном счете выигрывает все общество. Сегодня образование становится одним из факторов роста произво-дителыности и эффективности общественного труда, а значит, и увеличения доходов населения. Высокая экономическая кулытура, умение участвоваты в ценовой конкуренции, ориентироватыся на максимизацию полезности, эффективно выполняты профессионалыные и общественные функции во многом развиваются и приобретаются именно в процессе обучения в вузе. Помимо этого, люди, имеющие высшее образование, более социалыно активны, лучше устраиваются в жизни, меныше совершают разного рода преступлений.

Государство должно выработаты стратегию и оп-ределиты подходы к экономическому образованию в нашей стране, решиты вопрос о соотношении и взаимодействии государственных и негосударственных экономических высших учебнык: заведений, их аккредитации и лицензировании с тем, чтобы устраниты имеющуюся здесы дискриминацию.

Государство должно определиты содержание экономического образования, что в какой-то мере находит отражение в образователыных стандартах, дающих студентам гарантии получения определенных зна-

ний в данном учебном заведении. И, конечно, необходим контроль за их соблюдением.

В конечном счете реформа экономического образования призвана удовлетворить потребности лично-

сти и общества в профессиональных образователь ных услугах, подготовить квалифицированных спе циалистов, способных решать разнообразные про блемы общества.

В.В. Неволина

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И МЕТОДОВ

Томский государственный педагогический университет

В процессе получения экономического образования студенты изучают достаточно много экономических дисциплин, знакомятся с новыми для них понятиями и категориями. Особенностью болышинства этих дисциплин является невозможносты представления их сущностей на уровне обыденного сознания. Таковыми являются категории финансов, кредита, капитала и многих других. Действителыно, представиты их в сознании неспециалиста, а тем более вчерашнего школыника весыма затруднителыно.

При изучении естественных дисциплин, например, применяются лабораторные исследования, создаются искусственные условия, исполызуется специалы-ная аппаратура. В экономических исследованиях уни-версалыным аппаратом в анализе экономических объектов и взаимодействий является бухгалтерский учет. Эта наука обладает внутренней диалектикой -необходимым условием для любого научного исследования. Бухгалтерский учет предполагает разделение единого хозяйственного механизма на противоположности «актив» и «пассив» или виды хозяйственных средств и источники их образования. Это и позволяет соотнести и сопоставиты экономические категории и их вещественное содержание. А общей це-лыю научного познания, как известно, в любой науке является предание определенности явлениям и сущностям.

Признаками любой науки являются: наличие собственных, особенных объектов наблюдения, собственных методов их изучения, а также собственных законов и принципов, способных формалыно описаты всю совокупносты возможных явлений в рамках выбранного комплекса объектов. В современный условиях быстрого развития научно-технического прогресса происходит взаимное обогащение естественных и общественных наук новыми знаниями, понятиями, осуществляется их новое осмысление, расширяется возможносты и необходимосты применения аналогий в процессе познания окружающей действителыности. Такое положение касается и бухгалтерского учета.

Экономическая сущносты учитываемых объектов бухгалтерского учета изучается общеэкономическими дисциплинами. Базовой среди них является общая экономическая теория. Данная дисциплина выступает определяющей в познании экономической сущ-

ности хозяйственных процессов и той платформой, на основе которой бухгалтерский учет рассматривает наличие и движение имущества и источников его формирования в процессе расширенного воспроизводства. Развитие же основных положений экономической тории немыслимо без обработки, систематизации и обобщения первичных данных учета, иначе теория превратится в пустую игру абстрактных гипотез.

Сущность экономических категорий дополняют социально-экономическая статистика, финансы и другие науки, формирующие цикл общепрофессиональных дисциплин. Все они в той или иной мере обогащают бухгалтерский учет или заимствуют из него отдельные показатели и понятия, раскрывающие характеристику учитываемые объектов в процессе расширенного воспроизводства. Например, с помощью науки о финансах и денежном обращении изучаются и регулируются денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта. Особое место занимает взаимосвязь бухгалтерского учета с научными правовыми дисциплинами и правовой практикой.

Хозяйствующие субъекты и государство действуют в определенной, фиксирующей и регулирующей системе; в частности, большое значение имеют имущественные отношения субъектов в процессе заключения и выполнения договоров между ними. Взаимоотношения субъектов с государством определяются широким спектром законодательных актов, относящихся к различным отраслям права - налоговому, таможенному, финансовому и т.д. Знание основ юриспруденции и конкретных правовых норм является непременным условием правильной работы каждого бухгалтера, помогает контролировать работу материально ответственных и иных лиц, определять законность осуществляемые ими хозяйственных операций.

В бухгалтерской работе огромную роль играют психологические моменты. Бухгалтер подвергается многообразному психологическому воздействию со стороны самых различных людей, движимых личными мотивами. Не бывают простыми его взаимоотношения, особенно в наши дни, с руководителями и собственниками организации, в которой он служит. Нужна большая психологическая устойчивость для сохранения нормальной работоспособности, преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.