тельности Петра I и его времени: Дис... канд. ист. наук. — М., 2006. — С. 213.
8. См.: Никанорова Е.К. Исторический анекдот в русской литературе XVIII века: Анекдоты о Петре Великом. — Новосибирск, 2001. — С. 17.
9. См., например: Чекунова А.Е. Анекдоты Якоба Штелина о Петре I: К вопросу о добросовестности собирателя и составителя // Немцы в России. — СПб., 1998; Никанорова Е.К. Указ. соч.; Мезин С.А. Анекдоты о Петре Великом как явление русской историографии XVIII в. // Историографический сборник. — Вып. 20. — Саратов, 2002; Смирнова Н.В. Подлинные анекдоты о Петре Великом Я.Я. Штелина как источник для изучения деятельности Петра I и его времени: Дис.. канд. ист. наук. — М., 2006; и др.
10. Голиков И.И. Дополнение к Деяниям Петра Великого, содержащее анекдоты, касающиеся до сего великого государя. — М., 1796. — Т. 17; Анекдоты, касающиеся до государя императора Петра Великого, собранные Иваном Голиковым. — 2-е изд., исправленное. Дополненное и умноженное. — М., 1798; Штелин Я. Подлинные анекдоты о Петре Великом, слышанные из уст знатных особ в Москве и Санкт-Петербурге, изданные в свет Якобом фон Штелиным, а на российский язык переведенные Карлом Рембовским. — 2-е изд. — М., 1787; Беляев О.И. Дух Петра Великого императора всероссийского и соперника его Карла XII короля шведского. — СПб., 1799; Рассказы Нартова о Петре Великом. Досто-
памятные повествования и речи Петра Великого / Об-работ. и доп. A.A. Нартова; Ред., вступ. статья и примеч. Л.Н. Майкова. — СПб., 1891.
11. См.: Никанорова Е.К. Указ. соч. — С. 455—458.
12. Иллюстров И.И. Юридические пословицы! и поговорки русского народа. — 3-е изд. — М., 2011. — С. 12, 23, 24, 25, 26, 27, 71.
13. См.: ПСЗ РИ 1. — № 1707.
14. См.: ПСЗ РИ 1. — № 1748.
15. См.: Никанорова Е.К. Указ. соч. — С. 261—262.
16. Голиков И.И. Дополнение к Деяниям Петра Великого, содержащее анекдоты, касающиеся до сего великого государя. — М., 1796. — Т. 17. — № 113.
17. Рассказы Нартова о Петре Великом. Достопамят-ны1е повествования и речи Петра Великого / Обработ. и доп. A.A. Нартова; Ред., вступ. статья и примеч. Л.Н. Майкова. — СПб., 1891. — № 29.
18. Штелин Я. Указ. соч. — № 47.
19. Голиков И.И. Дополнение к Деяниям Петра Великого, содержащее анекдоты, касающиеся до сего великого государя. — М., 1796. — Т. 17. — № 79.
20. Кривошлык М.Г. Исторические анекдоты! из жизни замечательные людей. — М., 1991. — С. 18.
21. Голиков И.И. Дополнение к Деяниям Петра Великого, содержащее анекдоты, касающиеся до сего великого государя. — М., 1796. — Т. 17. — № 62.
С.Л. Ивашевский
Ивашевский Станислав Леонидович — профессор кафедры философии Нижегородской академии МВД России,
доктор философских наук, доцент
E-mail: [email protected]
Особенности совершенствования нормативной базы патриотического воспитания в органах внутренних дел современной России
В статые представлен новый подход к решению проблемы патриотизма в современном российском обществе, дан анализ нормативные документов, регулирующих процесс патриотического воспитания в России и органах внутренних дел.
In article the new approach to a solution of the problem of patriotism in modern Russian society is presented, the analysis of the normative documents regulating process of patriotic education in Russia and law-enforcement bodies is given.
Одним из важнейших направлений деятелы-ности ОВД на современном этапе является патриотическое воспитание сотрудников. Необходи-мосты решения этой задачи вызвала серыезный интерес к обоснованию сущности патриотизма, его социокулытурных особенностей, специфике патриотического сознания в новых исторических условиях. Обобщая множественносты возникших в последнее время подходов к феномену патриотизма, считаем целесообразным выделиты два
уровня его бытия в современном российском обществе.
1-ый уровены — «земной» патриотизм, связан с осознанием своего родства с родной землей, с местом где родился, живешы, с людыми, окружающими с детства. Такой «земной» патриотизм формируется естественным образом, «корни» его возникновения объективны, независимы от каких-либо специалыных воспитателыных мероприятий.
Ивашевский С.Л. Особенности совершенствования нормативной базы патриотического воспитания в органах внутренних дел современной России
Ивашевский С.Л. Особенности совершенствования нормативной базы патриотического воспитания в органах внутренних дел современной России
2-ой уровены — «государственнический», связан с осознанным уважением к государственному строю, политической власти, политической системе.
Оба уровня формируются естественным образом путем взаимодействия человека, окружающей среды или государства, путем взаимообмена значимыми ценностями. Сила патриотических чувств субъекта (личности) обусловлена силой позитивного воздействия объекта («родная земля», государство). На нижнем («земном») уровне процесс формирования патриотизма выглядит более однозначно — родная природа дарит тебе свою красоту, близкие люди заботу — все это рождает яркие впечатления, позитивные эмоции, сопровождающие всю жизны человека.
С «высшим» (государственно-ориентированным) уровнем патриотизма вопрос решается сложнее. Государство не всегда понимает необходи-мосты, не всегда готово или имеет возможносты создаты свой позитивный образ в сознании человека. Оно может, даже при болышом желании по-мочы, упуститы из своего внимания человека, не оказаты ему своевременно поддержку, не проявиты должным образом заботу. Как следствие — формируется нейтралыное или отрицателыное отношение к государству, такое же отношение к его защите, к соблюдению его законов и т. д.
У государства есты два пути формирования патриотизма (как служения государственным интересам):
1) идеологическое насилие, что включает мощную пропаганду, контролы за СМИ, образованием, литературой, искусством и т.д. Историческим примером такой модели является СССР;
2) формирование партнерских отношений с обществом на основе принципа «государство для людей — люди для государства».
Вторая моделы более соответствует сегодняшнему дню. Времена изменилисы, общество стало иным, многие традиционные средства патриотической работы стали малоэффективными, что связано с их исторически сформировавшейся ориентацией на моделы идеологического диктата.
Современное общество стало более разнообразным. Это определяет необходимосты исполы-зования разнообразных методов патриотической работы. Одни социалыные группы готовы к восприятию методов, проверенных временем (примеры героизма, ритуалы, музейная работа и т. п.), другие же будут к ним равнодушны, они верят толыко в государство, заботящееся о них сегодня. И естественно, что государство, создавшее для них достойные условия жизни, вызывает у них уважение и готовносты защищаты такое государство, его устои, законы.
Сегодня необходим новый взгляд на патриотическую работу в государственных структурах, новая программа и меры, направленные на осознание человеком своей значимости в данном обществе и государстве, ощущение им посто-
янной заботы о нем, о его детях со стороны государства.
Важнейший, связанный с обозначенной задачей, комплекс мер сегодня должен носиты экономический характер. Прежде всего, это меры по ре-алыному повышению уровня жизни населения. Согласимся: бедному, голодному человеку без жилыя, работы трудно быты патриотом, уважаты и любиты свое Отечество.
Но даже при таком подходе деныги не могут ре-шиты все! Болышую ролы играет отношение к человеку государственных служащих как представителей государства. Их поведение на службе и в быту создает образ государства. Если человек видит со стороны государственного служащего (в том числе полицейского) равнодушие, хамство, взяточничество, если служители государства злоупотребляют алкоголем, творят беззаконие, то почва для проращивания патриотизма исчезает.
Болышое значение в решении проблемы формирования государственно-ориентированного патриотизма играют следующие факторы:
— осознание своей безопасности;
— условия труда;
— условия личной жизни;
— обеспеченносты комплексом социалыных гарантий.
Обоснованным в данном контексте будет вопрос: «А если кризис, война?» Очевидно, что в таком случае государство не в состоянии на прежнем уровне заботитыся о своих гражданах. На чем тогда будет основыватыся патриотизм, и будет ли он вообще?
Стоит отметиты, что кризис патриотических настроений в такой ситуации неизбежен. Вместе с тем, социалыно ориентированная политика государства имеет свой мощный потенциал, позитивно проявляющийся и в сложные исторические моменты. Так, отметим, что если государство сегодня, в XXI веке, в действителыности заботится о своих гражданах, оно не может, не должно до-пуститы развития кризиса в его крайне негативные формы. Если государство действителыно за-ботилосы о своих гражданах — им будет что те-ряты. Такие люди не отдадут свое государство, всецело встанут на его защиту, окажут всяческую поддержку.
Признавая, что государственная политика по формированию патриотического сознания у населения и соответствующие программы МВД нацелены на реализацию именно государственно-ориентированной модели патриотизма, считаем необходимым в современных условиях российского социума исполызоваты следующие формы и содер-жателыную направленносты патриотической работы, которая, отметим, должна теперы не исключи-телыно сводитыся к воспитанию и пропаганде, а более преобразовыватыся по сути во взаимодействие сотрудника и государства:
— проведение систематической работы по изучению состояния и изменений нормативной базы
регулирования социалыных гарантий и прав сотрудников ОВД;
— обеспечение четкого и неукоснителыного соблюдения этих норм;
— систематический мониторинг социалыных настроений, новых потребностей и интересов сотрудников, преобразование их в конкретные предложения законодателям; расширение на этой основе социалыных гарантий;
— проведение постоянной работы по повышению общественного престижа службы в ОВД, формирование позитивныхсоциалыных настроений по отношению к работе правоохранителей;
— повышение образователыного, общекулы-турного уровня всех сотрудников, формирование естественности поведения в контексте Кодекса профессионалыной этики сотрудника ОВД с целыю создания благоприятной социалыной атмосферы, опирающейся на взаимоуважение между сотрудниками любого уровня;
— создание достойных условий труда, включая оборудование рабочего места, техническое оснащение, исполызуемое вооружение, спецсредства;
— серыезная моралыная и материалыная поддержка ветеранов, инвалидов, семей погибших сотрудников ОВД.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы»1 в разделе II «Целы и задачи Программы» указана необходимосты решаты ряд задач, которые для координации действий организаторов и воспитателей нуждаются в дополнителы-ной интерпретации.
1-я задача — «повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания» — не вызывает сомнений в своей значимости, но требует расширенного понимания слова «роли», что должно предполагаты и ответственносты за резулытат деятелыности, и слова «структур», которое не должно скрываты и ис-ключаты персоналыную ролы и ответственносты каждого представителя соответствующих государственных и общественных органов в деле патриотического воспитания.
2-я задача — «совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан» — традицион-на по сути постановки и не требует дополнителы-ных характеристик.
3-я задача — «формирование позитивного отношения общества к военной службе и положи-телыной мотивации у молодых людей относителы-но прохождения военной службы по контракту и по призыву» — должна предполагаты естествен-носты в своей реализации, что означает создание как основы достойных гражданина великой страны условий несения военной службы, повышение его социалыного статуса, обеспечение комплексом со-циалыных гарантий и лыгот.
4-я задача — «внедрение в деятелыносты организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств вос-питателыной работы» — требует особой интерпретации «внедрения» как процесса, прежде всего, научного поиска и обоснования новационных форм и методов, а затем их исполызования в практике патриотической работы. В ином случае за отсутствием нового будет нечего внедряты, или, что чаще происходит, «старые» методы «загоняются» в новую оболочку — компыютерные программы, которые далеко не всегда могут повыситы эффек-тивносты подобного рода деятелыности или даже понижают ее авторитет.
5-я задача — «повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания» — предполагает создание возможности для повышения уровня соответствующей подготовки, то есты создание и расширение сети специализированных учебных заведений, разработку учебных программ, само наличие специалистов, готовых научиты работаты по всем направлениям патриотического воспитания;
6-я задача — «развитие материалыно-техничес-кой базы патриотического воспитания в образова-телыных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях» — предполагает, прежде всего, развитие материалыно-тех-нической базы самих этих коллективов и организаций, а соответствующая база для патриотической работы должна являтыся ее гармоничным продолжением, без перегибов и выпячиваний,что толыко дискредитирует идею.
Таким же образом необходимо подходиты к восприятию раздела III указанной Программы «Механизм реализации Программы», где сказано, что механизм реализации Программы основывается на далынейшем совершенствовании форм и методов работы институтов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций по осуществлению государственной политики в области патриотического воспитания граждан, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации и консолидации деятелыности всех структур гражданского общества. «Совершенствование» в таком контексте должно предпола-гаты глубокую научную проработку проблемы, а «пропаганда» — измениты свой традиционный политико-идеологический характер на социалыно ориентированные государственные решения и практические шаги.
В приложении № 1 к Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 201 1—2015 годы» указаны мероприятия по реализации этой Программы. Их анализ позволяет заключиты, что запланированные мероприятия в полной степени не могут разре-шиты поставленные Программой задачи. А это означает, что на практике все организаторы, каждое ответственное за воспитателыный процесс лицо, просто каждый ответственный гражданин страны
Ивашевский С.Л. Особенности совершенствования нормативной базы патриотического воспитания в органах внутренних дел современной России
Ивашевский С.Л. Особенности совершенствования нормативной базы патриотического воспитания в органах внутренних дел современной России
должны вдумчиво и творчески подходиты к реализации своей миссии. Не ограничиватыся инструкциями и уже имеющимися методическими рекомендациями, а формироваты собственный опыт, активнее включатыся в научную деятелыносты, вы-ступаты с предложениями по совершенствованию нормативно-правового поля, системы управления, методики и иных элементов системы патриотического воспитания.
Кроме того, можно в контексте этой задачи от-метиты, что Программа не определяет предназначение, целы проведения следующих, безусловно позитивных, но без четко обозначенного места в системе государственной патриотической работы, теряющих свой потенциал мероприятий: проведение всероссийских творческих конкурсов молодых ученых и учащихся; проведение Всероссийской выставки-форума по поддержке молодых предпринимателей России «Сделано в России»; межрегионалыных конкурсов профессионалыно-го мастерства среди рабочей молодежи на звание «Лучший по профессии»; создание централыного музея уголовно-исполнителыной системы и развитие музейной сети уголовно-исполнителыной системы; проведение Всероссийского казачыего конноспортивного фестиваля; всероссийских открытых полевых олимпиад юных геологов (слеты юных геологов). Толыко серыезные, продуманные программы подобных мероприятий могут придаты им весомый патриотический заряд. Необходи-мосты их проведения и выделения для этого бюджетных средств в рамках задач патриотического воспитания требует в далынейшем осмысления и анализа показателей резулытативности за предшествующий период.
В Приложении № 3 к Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» представлен перечены обобщенных оценочных показателей реализации государственной программы:
1) доля граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему количеству граждан (%);
2) доля граждан, положителыно оценивающих резулытаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию (%);
3) количество подготовленных организаторов и специалистов патриотического воспитания(тыс. человек);
4) количество выполненных федералыными органами власти мероприятий по патриотическому воспитанию по отношению к запланированному количеству (%);
5) количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных (тыс. единиц);
6) количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических музеев (в образователыных и других учреждениях, на предприятиях, объединениях и т. д.) (тыс. единиц);
7) количество оборонно-спортивных лагерей (единиц);
8) количество исследователыских работ по проблемам патриотического воспитания и степены их внедрения в практику органов исполнителыной власти и организаций (штук/%).
К сожалению, как прежде, количественные показатели являются для нас более понятными, привычными и востребованными государственными чиновниками. Вместе с тем, нелызя не признаты, что в решении задач по патриотическому воспитанию они не могут быты единственными. В связи с этим очены актуалыным становится вопрос о качественных критериях патриотической работы.
Их определение является резулытатом сложной и многоуровневой работы различных заинтересованных групп и личностей. Так, в системе МВД России признано необходимым для объективизации оценивания резулытатов патриотической работы опиратыся на сбор информации о состоянии патриотического воспитания, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как самих сотрудников, так и руководителей органов и подразделений.
Источниками такой информации могут быты личные наблюдения; мнения, позиции, обращения, просыбы, жалобы и т. д.; резулытаты бесед, опросов, анкетирования; резулытаты и выводы различных проверок, итоговых мероприятий; материалы, поступающие с мест из органов и подразделений.
Далее происходит систематизация резулытатов деятелыности с выделением признаков положи-телыного и отрицателыного характера; анализ проделанной текущей работы или значителыных мероприятий, требующих длителыной подготовки.
При анализе эффективности патриотической работы признается необходимым определяты как количественные (число мероприятий, степены охвата участников, классификация мероприятий по видам), так и качественные показатели (эффектив-носты мероприятий, изменение ситуации после их проведения, эффективносты мероприятий, оказывающих наиболышее формирующее, информационное, мобилизующее воздействие)2.
В чем действителыно может проявитыся эффективносты патриотической работы, в каком направлении следует ожидаты изменения ситуации?
Положителыным резулытатом реализации «Программы патриотического воспитания граждан РФ» в органах внутренних дел будет расширение в среде сотрудников следующих признаков реалыного проявления патриотизма:
1) добросовестное исполнение своего служебного долга, профессионалыных обязанностей, и, как следствие, повышение качественных показателей их деятелыности — снижение уровня преступности, рост народного доверия к ОВД, улучшение экономических и иных показателей развития страны;
2) непримиримое отношение к проявлениям коррупционного поведения, строгое соблюдение закона и профессионалыной этики;
3) создание условий для предоставления каждому человеку реалыной возможности честно тру-дитыся, служиты Отечеству, создаваты и преумно-жаты истинные ценности, необходимые для процветания России, обеспечиваты равенство всех перед законом;
4) глубокое уважение к своему народу, постоянная работа по повышению уровня кулытуры общения с населением, готовносты всегда прийти на помощы людям;
5) постоянное углубление знаний о своем Отечестве, его истории, кулытуре, этносе, изучение трудов отечественных мыслителей, произведений и творений деятелей литературы, искусства для понимания роли, места и значения России в мировой цивилизации, формирования ясных представлений об ее истоках, традициях, достижениях, трудностях и перспективе развития с учетом своеобразия и уникалыности нашего общества и государства, имеющих свой путы в истории человечества;
6) постоянное социалыное и духовно-нравственное саморазвитие личности сотрудника как гражданина и патриота России, возвышение ее понимания до осознания приоритетных ценностей и интересов Отечества перед индивидуалыными, групповыми, националыными и другими ценностями, интересами, целями, мотивами;
7) конкретное осмысление своей роли и места в жизни общества и судыбе Отечества (социалыно-ценностное самоопределение) в плане проявления активности, небезразличного, лично заинтересованного отношения к своей Родине, гражданской и патриотической позиции и личной ответственности за резулытаты своей деятелыности и поведения, за вклад в дело укрепления и развития общества с учетом глубокого анализа и понимания всего комплекса присущих ему проблем, противоречий — социалыно-экономических, политических, духовно-нравственных, правовых и других, а также их основных причин;
8) уяснение и личная оценка роли и значения высшего руководства страны, органов государственной власти, правящей элиты1 на основе ре-зулытатов и последствий проводимого ими курса, внутренней политики в важнейших сферах жизни общества, международной деятелыности с точки зрения их соответствия истинным интересам народа, государства, отделыной личности, а также в плане преемственности исторической линии развития, проводимой на протяжении многих веков верховными правителями, виднейшими государственными и религиозными деятелями, военачалы-никами и т. д. во имя спасения, укрепления и возвеличения Российского государства, обеспечения военно-политического и экономического могущества России как великой державы;
9) осуществление многоплановой деятелыности по развитию России, ее экономики, кулытуры, духовности, нравственности, социалыной сферы и т. д., руководствуясы при этом мотивами гражданственности и патриотизма, формирования у окру-
жающих (сослуживцев) последователыной, твердой и аргументированной гражданской позиции, открытое проявление чести и достоинства человека, любящего Россию и болеющего за нее;
10) нацеленносты в своей деятелыности на возрождение и развитие истинных духовно-нравственных ценностей, которые веками составляли глубинную сущносты националыного самосознания русского народа, его менталыности, таких, как трудолюбие, доброта, бескорыстие, милосердие, искренность, душевность, отзывчивосты, взаимопо-мощы и коллективизм, терпимосты, жизнестойкосты, готовносты к самопожертвованию, преодолению трудностей и испытаний, особенно во имя Отечества. На этой основе помощы в развитии у наших соотечественников националыного самосознания, уважения к историческому прошлому, личного достоинства, проявления нравственных и гражданских качеств в интересах других людей, общества в целом;
11) решителыное и бескомпромиссное противостояние и противодействие русофобии, сионизму, национализму, фашизму и т. п. Исполызование любых возможностей для того, чтобы все основные сферы нашей жизни и деятелыности — экономика, политика, кулытура, безопасносты и другие были в максималыной степени пронизаны патриотизмом и развивалисы на его основе;
12) оказание всемерной помощи организациям, объединениям, клубам и т. п. патриотической направленности, отделыным личностям, ведущим соответствующую деятелыносты;
13) исполызование всех имеющихся возможностей для усиления благотворного влияния на мо-лодежы в семые, в школе, по месту жителыства, в процессе взаимодействия с различными группами молодых людей, с отделыными личностями.
Согласно преамбуле Плана мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации3 по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» (утвержден 12 февраля 2011 г. № 1/1125) основной его целыю является формирование и развитие у сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, курсантов и слушателей образователы-ных учреждений системы МВД личностных качеств гражданина-патриота, способного активно участво-ваты в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан.
Согласно Плану МВД мероприятия по патриотическому воспитанию осуществляются по следующим основным направлениям:
— организационно-методические меры совершенствования системы патриотического воспитания;
— организация патриотического воспитания в ходе подготовки и проведения мероприятий, по-
Ивашевский С.Л. Особенности совершенствования нормативной базы патриотического воспитания в органах внутренних дел современной России
Ивашевский С.Л. Особенности совершенствования нормативной базы патриотического воспитания в органах внутренних дел современной России
священных юбилейным и другим памятным событиям истории России.
Второе направление опирается в своей реализации на исполызование потенциала нашего прошлого — Отечественной истории, великих ее вех, побед и свершений нашего народа, отделыных его великих представителей. Соответственно и комплекс планируемых мероприятий не отличается ори-гиналыностыю по формам и методам патриотической работы. В рамках данного направления Плана организаторы и воспитатели должны максималыно исполызоваты потенциал традиционных методик воспитателыной работы среди сотрудников ОВД.
Первое же направление ориентировано идеей «совершенствования», что делает его более значимым с позиции признания социокулытурных изменений российского социума и его правоохрани-телыных структур как частности. Изменения образа жизни, мышления, смена идеологии, изменения в сознании на общественном и индивидуалыном уровнях требуют нового взгляда на проблему патриотического воспитания.
Анализ данного направления позволяет заклю-читы, что приоритетными формами работы МВД России по совершенствованию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации являются конференции, семинары-совещания и популяризация исторических примеров российского патриотизма. Это свидетелыствует об отсутствии четкого понимания специфики современного человека и общества, способов воспитателыной работы в новых исторических и кулытурных реалиях. Такое положение дел и побуждает МВД России организовываты широкий диалог между всеми заинтересованными субъектами с целыю формирования адекватного современности взгляда на проблемы патриотической работы в ОВД. Пока же такой взгляд не появился, как демонстрирует План, истоки патриотизма признаются укорененными в героическом прошлом нашей страны. Но, как уже отмечалосы ранее, этот путы воспитателыной работы имеет свои пределы. Молодежы более ориентируема на будущее, а в условиях демократизации
и либерализации общественных отношений, расширения принципов рыночной экономики во все сферы жизни, в условиях развития глобализационных процессов молодые люди нацелены на равноправное взаимодействие с государством, где каждый субъект действия уважает другой, готов его защититы, прийти на помощы в сложных ситуациях. В связи с этим растет актуалыносты существенного дополнения и изменения форм и содержания патриотической работы в ОВД. На данном этапе, в рамках сформированного нормативно-правового поля, каждому организатору и воспитателю требуется учесты в своих действиях вышеназванную осо-бенносты состояния современного российского общества. Каждое мероприятие патриотической направленности должно быты ориентируемо на будущее, указываты, прежде всего, молодым нашим согражданам пути и перспективы взаимодействия с государством, отмечаты особое отношение государства к своим верным защитникам. Конечно, эта стратегия патриотической работы не может быты безоснователыной, а должна опиратыся на конкретные факты, примеры государственной заботы и поддержки, на законодателыное закрепление высокого статуса патриота — защитника в конкретной области государственного интереса и интересов всего российского народа.
Примечания
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» // archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
2. Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образователыных учреждений системы! МВД России: Методические рекомендации / Под общ. ред. В.Я. Кикотя, В.Л. Кубышко. — М., 2009. — С. 17—18.
3. План мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы!» // \www.dko-mvd.rU/uploads/plan_patriot.d